Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Книга VIII УРАНИЯ 10 страница



 

[319] 319. . См. выше, II 43 – 49

 

[320] 320. . Имеются в виду местные царьки области Дельты. Число 12 – неверно.

 

[321] 321. . Геродот принимает маленькие пристройки времен саисских царей (663 – 525 гг. до н.э.) за главное здание – заупокойный храм царя Аменемхета III (1840 – 792 гг. до н.э.).

 

[322] 322. . Храмы Артемиды в Эфесе и Геры на Самосе.

 

[323] 323. . Кирпичная пирамида в Хаваре с заупокойным храмом, который Геродот называет лабиринтом.

 

[324] 324. . Крытый проход, ведущий из храма в пирамиду.

 

[325] 325. . Статуя Аменемхета III.

 

[326] 326. . Т.е. он устранил областных царьков.

 

[327] 327. . Это драма Эсхила не сохранилась.

 

[328] 328. . Эта цифра неверна.

 

[329] 329. . Псамметих II.

 

[330] 330. . Области в западной части Дельты.

 

[331] 331. . Области в восточной части Дельты.

 

[332] 332. . Гробница Осириса в храме богини Нейт.

 

[333] 333. . Священное озеро, на берегу которого стояла священная пальма.

 

[334] 334. . Сюжетом мистериальных представлений в честь Осириса было убийство Осириса Сетом и воскресение бога.

 

[335] 335. . Навкратис был основан, вероятно, при Неко или Псамметихе. При Амасисе город достиг уже расцвета.

 

[336] 336. . Египет был главным экспортером квасцов, которыми пропитывались деревянные доски при постройке храмов.

 

[337] 337. . Египетские врачи славились в то время. Как показывают папирусы, медицина в Египте достигла высокого уровня.

 

[338] 338. . Женитьба на законной наследнице египетского престола укрепляла притязания Камбиса на египетский трон.

 

[339] 339. . Бегство Фанеса произошло не в 525, а в 547 г. до н.э.

 

[340] 340. . Здесь под “сирийцами” Геродот имеет в виду филистимлян, города которых Аскалон, Ашдод, Гат и Экрон персидская армия прошла на пути в Египет.

 

[341] 341. . Персы приказали все глиняные сосуды от финикийского вина в Египте наполнять водой и отправлять по дороге назад в Финикию, чтобы обеспечить снабжение водой в пустыне между Египтом и Палестиной.

 

[342] 342. . Это был царь независимых арабов, набатеев.

 

[343] 343. . Такая прическа арабов-кочевников упоминается в Библии (Левит 20, 27).

 

[344] 344. . Геродот смешивает здесь Красное море с Мертвым морем.

 

[345] 345. . Именно, у города Таниса.

 

[346] 346. . В храме богини Нейт в Саисе.

 

[347] 347. . В таком виде изображены побежденные на рельефе Бехистунской надписи.

 

[348] 348. . Экипаж корабля состоял таким образом из 200 человек.

 

[349] 349. . Персы не могли проникнуть в болотистую западную часть Дельты, где властвовали Инар и Амиртей, и потому должны были признать там власть их сыновей.

 

[350] 350. . Об этих мнимых преступлениях Камбиса египетские источники ничего не сообщают. Святотатственные действия Камбиса – выдумка враждебных ему египетских жрецов. Гнев жреческой касты против Камбиса объясняется тем, что царь значительно урезал доходы главных египетских храмов.

 

[351] 351. . Жители оазиса Сива.

 

[352] 352. . Имеется в виду нубийское царство (совр. Джебель-Баркал). Южное море, по Геродоту, образует южные границы Ливии.

 

[353] 353. . Речь идет о дарах, которые подносили на Востоке чужеземным владыкам – золото, ладан и мирра (смирна).

 

[354] 354. . Домашние захоронения покойников встречаются уже в доисторическую эпоху в Египте.

 

[355] 355. . Оазис Харга. Персидский гарнизон оазиса состоял из греческих наемников-самосцев из филы Эсхриония.

 

[356] 356. . Рассказ об убиении Аписа Камбисом неверен. Сохранилась на погребальном саркофаге Аписа 524 г. (которого Камбис только и мог убить) надпись, свидетельствующая о торжественном официальном (а не тайном) погребении Аписа. Надпись гласит: “Камбис, царь Верхнего и Нижнего Египта, посвятил большой саркофаг своему отцу Осирису”.

 

[357] 357. . Геродот сообщает здесь официальную персидскую версию. Камбис убил Бардию, а затем отправился в поход на Египет. В это время, воспользовавшись недовольством вновь покоренных персами областей, маг Гаумата захватил власть 2 апреля 522 г. Маг опирался на знать Запада. Противниками Гауматы был Гистасп и знать Востока. Маг был убит 29 сентября 522 г. до н.э.

 

[358] 358. . Брак на родной сестре, по религиозным воззрениям персов, считался почетным.

 

[359] 359. . Т.е. на Атоссе. Вторая сестра – жена Камбиса – Роксана. Властная Атосса не могла примириться с оскорблением, нанесенным ей Камбисом. Атосса интриговала против Камбиса, вышла замуж затем за мага, а после его убийства договорилась с Дарием (представителем младшей ветви Ахеменидов) и стала его супругой.

 

[360] 360. . Эта и следующая история о Камбисе, вероятно, исходит из кругов младшей ветви Ахеменидов. Цель их – показать неспособность к правлению старшей линии. Сюда же относится и выдуманная эпилепсия Камбиса.

 

[361] 361. . Эпилепсия.

 

[362] 362. . Здесь Камбису приписываются греческие религиозные представления. Бог – греческий Аполлон – меткий стрелок из лука.

 

[363] 363. . Ср. выше, [I][207].

 

[364] 364. . Святилище Гефеста – храм Пта в Мемфисе.

 

[365] 365. . Имя происходит от санскритского слова “кала” (черный) и указывает на принадлежность к древнему темнокожему населению Индии.

 

[366] 366. . В конце VI в. до н.э. о. Самос при тиране Поликрате был наиболее сильным греческим государством в Ионии.

 

[367] 367. . Корабли с тремя рядами весел (один над другим). Экипаж триеры состоял из 170 человек, 20 матросов для парусов, 16 офицеров и 12 воинов.

 

[368] 368. . Рассказы о жестокостях Периандра сильно преувеличены. Они созданы в ту эпоху, когда власть тиранов воспринималась уже как препятствие для дальнейшего развития рабовладельческого государства (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 114)

 

[369] 369. . Имеется в виду таран корабля в виде клыков вепря. Храм на Эгине был посвящен Афее (критская богиня), а не Афине. На двух фронтонных группах стоит посреди Афина, так что ошибка Геродота понятна.

 

[370] 370. . Храм Геры. Его стены были раскопаны в 1910 – 1913 гг.

 

[371] 371. . Одиссея II, 330.

 

[372] 372. . То же самое сообщает и Бехистунская надпись Дария. Маг Гаумата (Лжесмердис) был провозглашен царем в отсутствие Камбиса и пользовался поддержкой влиятельной касты магов и знати Запада.

 

[373] 373. . Акбатан в Сирии нет. Камбис умер в 522 г. до н.э. после возвращения в Персию.

 

[374] 374. . В результате войн Кира в Иране разгорелась классовая борьба. Господствовавшая на Западе знать стремилась покончить с укрепившимся положением “народа-войска”, а на Востоке военно-племенная демократия старалась воспрепятствовать возвышению знати. К этому присоединилось недовольство всех народностей персидской державы непомерным ростом налогов и податей и бесконечными наборами в войско.

 

[375] 375. . События разыгрывались не в Сусах, по рассказу Геродота, а в резиденции Бардии (Смердиса) в Мидии (в северо-восточной Персии). Здесь Бардия был убит 29 сентября 522 г. до н.э. в крепости Сикайавати.

 

[376] 376. . Речь Отана перекликается с надгробной надписью Дария, где Дарий отражает упреки Отана в деспотических стремлениях (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 80).

 

[377] 377. . В злобных выпадах Мегабиза против народа нашла отражение острая ненависть персидской знати к “народу-войску” племен Ирана (ср.: В.В. Струве. Этюды, стр. 77)

 

[378] 378. . Речь Дария соответствует его подлинным словам в Накширустемской надписи (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 76). В этих трех речах нашли отражение три политических направления в среде персидской знати эпохи Дария I и его преемников.

 

[379] 379. . Семь персов принадлежали к семи знатнейшим персидским фамилиям (среди них – Гобрий и Аспафин).

 

[380] 380. . Геродот пропускает описание длительных войн Дария после его воцарения. По Бехистунской надписи, сначала восстал Элам с древней столицей Сусы, затем Вавилон под предводительством Нидинту-Бела, сына последнего царя, и Мидия (т.е. почти все провинции). В конце 521 г. Дарий усмирил почти всех восставших, кроме Египта и Малой Азии. Египет был покорен в 519/518 г. до н.э.

 

[381] 381. . Страна арабов – набатейское царство. Арабы Сирийской пустыни были уже раньше покорены персами.

 

[382] 382. . Рельеф на скале, как в Бехистуне.

 

[383] 383. . Перечень персидских сатрапий восходит к ионийскому описанию персидских провинций. Сатрапии были, по-видимому, сначала введены в тех областях, где они были связаны с уже существовавшими государственными организациями, а затем в пограничных областях (по соображениям стратегического характера). Народы северо-востока Балканского полуострова в списке не упомянуты.

 

[384] 384. . Монетная реформа Дария базировалась на введении золотой валюты. Дарий чеканил золотые дарейки (8.4 г) = 1/3000 евбейского таланта. Отношение золота к серебру равнялось 13.5 : 1.

 

[385] 385. . Малоазийская прибрежная сатрапия с греческими городами.

 

[386] 386. . Прежние северные провинции Лидии от Геллеспонта до устья р. Галиса.

 

[387] 387. . Совр. Ливан, Сирия и Палестина.

 

[388] 388. . Кроме Египта, оазис Харга и побережье от совр. Бенгази.

 

[389] 389. . В Мемфисе еще со времен Амасиса были поселены ионийские и карийские наемники.

 

[390] 390. . Область Пешвара и южная часть совр. Афганистана.

 

[391] 391. . Древний Элам с Сусами.

 

[392] 392. . Совр. Ирак.

 

[393] 393. . В. В. Струве (Этюды, стр. 256) предлагает вместо “парикании” читать “гиркании” или “баркании”. Ортокорибантии – перевод перс. “тиграхауда” (с остроконечными шапками) (В. В. Струве. Этюды, стр. 56). Эта сатрапия охватывала северо-западную Персию.

 

[394] 394. . Совр. Азербайджан с Гиланом.

 

[395] 395. . Совр. Северный Афганистан с долиной совр. Верхней Амударьи.

 

[396] 396. . Горные народности между совр. Эрзерумом и Трапезунтом.

 

[397] 397. . Народности между линией совр. Исфахан – Ханум-и-Хильменд и побережьем Персидского залива до пролива Ормус.

 

[398] 398. . Племена, кочевавшие по южному и восточному берегам Каспийского моря до устья высохшего теперь Узбоя.

 

[399] 399. . Область от низовья совр. Сырдарьи до долины Херируд в совр. Афганистане.

 

[400] 400. . Персидское побережье от пролива Ормус до области Карачи и совр. Белуджистана. Парикании и азиатские эфиопы – остатки дравидииского населения, оттесненного иранцами.

 

[401] 401. . Матиены жили между Ванским озером и верховьями р. Тигра, близ теперешней иранско-турецкой границы. Саспиры жили в долине совр. р. Чороха, впадающей в Черное море у Батуми. Алародии (урарту) жили в треугольнике, образованном совр. озерами Ван, Урмия и Севан.

 

[402] 402. . Черноморское побережье от совр. Трапезунта до Поти.

 

[403] 403. . Совр. индийская провинция Пенджаб.

 

[404] 404. . Имеется в виду северная часть эфиопского царства в Нубии (быть может, область от совр. Асуана до Хальфы).

 

[405] 405. . Мифическая гора и местность – родина Диониса. По Гомеру, Ниса находилась во Фракии или в Беотии. Геродот помешает ее в стране азиатских эфиопов (дравидийцев) в Индии.

 

[406] 406. . Совр. западная Грузия и Абхазия.

 

[407] 407. . Приводимые Геродотом цифры податей взяты не из официальных персидских источников, а восходят, по-видимому, к частным греческим оценкам величины податей в отдельных провинциях и, очевидно, слишком высоки.

 

[408] 408. . Пустыня Тар (Фар).

 

[409] 409. . Имя объясняется из санскрита и тамильского языка. Падей родственны веддам на Цейлоне.

 

[410] 410. . Геродот рисует образ жизни брахманских странствующих аскетов.

 

[411] 411. . Геродот передает здесь древнейшую форму легенды, возникшей в Ладаке на тибетско-индийской границе (легенда сохранилась в тибетской, монгольской и китайской версиях). Новелла принадлежит местным золотоискателям и купцам и выдумана, чтобы отпугнуть конкурентов.

 

[412] 412. . Эти климатические условия характерны для узких горных долин Ладака: после полудня солнце исчезает и наступает холод.

 

[413] 413. . Речь идет об особой породе быстрых и выносливых лошадей. Нисейские лошади конского завода в Мидии.

 

[414] 414. . Хлопок. Индийский хлопок экспортировался в Месопотамию.

 

[415] 415. . Ладан происходил из местности Сафар в Хадрамауте (южная Аравия).

 

[416] 416. . Мирра (смирна) – благовонная смола (см. выше, [III][20]и [прим][.][17]).

 

[417] 417. . Касия – ароматическое растение (Cinnamomum iners L.). Кинамом – дерево корицы. Уже тогда ввозили корицу из Цейлона.

 

[418] 418. . Ледан – благовонная смола.

 

[419] 419. . Стирак – благовонная смола растения Styrax officinalis.

 

[420] 420. . Род саранчи.

 

[421] 421. . Геродот не сомневается во всемогуществе и всеведении богов.

 

[422] 422. . Здесь и далее (111, 112) Геродот излагает рассказы арабских мореходов.

 

[423] 423. . Курдючные овцы (изображения их встречаются уже на ассирийских рельефах) разводились особенно в Аравии.

 

[424] 424. . Эфиопия – здесь восточноафриканское побережье, которое тогда посещали арабские и финикийские купцы-мореходы.

 

[425] 425. . Эридан – название нижнего течения совр. р. По или Эч. Позднее Эриданом стали называть также реку на севере. Быть может, Геродот имеет здесь в виду даже устье совр. р. Вислы.

 

[426] 426. . С Оловянных островов (совр. Британские острова) олово переправлялось через Тартесс в восточную часть Средиземного моря. Янтарь иллирийцы привозили к устью совр. р. По или Эч, а греки переправляли его в Грецию и на Восток.

 

[427] 427. . Известие Геродота, по-видимому, относится к оросительным сооружениям на р. Акесе (совр. Мургаб), где лежит оз. Мерв.

 

[428] 428. . Страж дверей – комендант царского дворца и начальник царских телохранителей (великий визирь). Докладчик (передаватель новостей, секретарь) – высшая придворная должность в Персии. Через этого придворного царь сообщался с внешним миром.

 

[429] 429. . Т.е. царь находился в гареме, в особом дворце.

 

[430] 430. . После падения Поликрата Анакреон (лирический поэт из Теоса) жил в Афинах (умер в 495 г. до н.э.).

 

[431] 431. . “Зависть” или “ревность” богов к человеческому счастью вызывает гибель счастливцев, проявивших ὕβρις (заносчивость, своеволие).

 

[432] 432. . “Тысяча персов” – персидское название телохранителей.

 

[433] 433. . Царский секретарь, приставленный к каждому сатрапу, читал и составлял “бумагу” на арамейском языке и переводил на персидский.

 

[434] 434. . Школа врачей в Кротоне пользовалась тогда большой славой. Здесь, как и в других медицинских школах, разрабатывали науку на основе философских теорий и опытных наблюдений.

 

[435] 435. . С этой почестью были связаны особые привилегии. Царь сидел при гостях за занавесью, невидимый ими.

 

[436] 436. . Новелла о Демокеде объясняет возникновение проектов похода на Элладу соображениями престижа и личной безопасности царя.

 

[437] 437. . См. выше, [III][118]и [прим][.][92].

 

[438] 438. . “Благодетели” царя (оросанги, перс. “буварзака”) – люди, имеющие заслуги перед государством и царем. Им жаловали земельные угодья.

 

[439] 439. . Рассказ Геродота основан на “истории Зопира”, в основе которой лежат персидские народные сказания. Содержание новеллы неисторично. Из персидских источников известно, что Вавилон был взят дважды. .Первый раз (восстание Нидинту-Бела, сына последнего царя Набонида) его взял сам Дарий (18 декабря 522 г. до н.э.). Второй раз (восстание армянина Арахи) город был взят Индаферном (Виндафарна) 27 ноября 521 г. до н.э. Рассказ о мятеже Вавилона насыщен фольклорными мотивами и восходит к семейным преданиям персидского эмигранта Зопира, правнука Мегабиза.

 

[440] 440. . Здесь – вавилоняне.

 

[441] 441. . Через ворота Нина (северные) путь шел в ассирийскую столицу Ниневию (Нин). Ворота халдеев – южные. Киссийские ворота – северо-восточные, на пути в Киш (совр. Эль-Охеймир); ворота Бела – западные, к мосту через р. Евфрат.

 

[442] 442. . Например, одеяния царя или сбруя его коней.

 

[443] 443. . Ливийский царек Инар поднял восстание с помощью афинян в Египте. Мегабиз разбил Инара в битве при Мемфисе (456 г. до н.э.), Инар был взят в плен и казнен.

 

[444] 444. . В 514 г. до н.э.

 

[445] 445. . См. I 106.

 

[446] 446. . Движение киммерийцев было обусловлено давлением скифов, которых в свою очередь теснили массагеты (IV 11). Дарий не собирался мстить скифам за вторжение в Мидию, но хотел помешать их нападению на Мидию, через Дербентский проход. Для этого царь и предпринял поход против кочевий скифов в Южной России.

 

[447] 447. . Геродот передает здесь древнее скифское сказание. “Слепые рабы” – вероятно, название покоренных скифами народностей, быть может киммерийцев.

 

[448] 448. . Это так называемый Киммерийский вал на совр. Керченском полуострове для защиты Боспора от кочевников.

 

[449] 449. . Упомянутые Геродотом золотые предметы почитались скифами. Так, в кургане Гелермес найдена золотая секира, служившая, по-видимому, предметом культа.

 

[450] 450. . Тысячелетнее царство – восточное учение, распространенное также у римлян и этрусков.

 

[451] 451. . Ср. рассказ “Сколько человеку земли нужно” Л. Н. Толстого, сюжет которого навеян этой новеллой Геродота.

 

[452] 452. . Вероятно, Геродот имеет в виду метель и вьюгу.

 

[453] 453. . Известие Геродота о вторжении скифов (ок. 700 г. до н.э.) восходит к аккадским источникам. Теснимые массагетами, из совр. Западного Туркестана скифы проникли на южное побережье Каспийского моря, перешли Аракс и вторглись в южнорусские степи.

 

[454] 454. . Упомянутая здесь группа киммерийцев, по-видимому, раньше кочевала в Кубанской области, в то время как племена, кочевавшие в Южной России и в Крыму, проникли по западному побережью Черного моря до Геллеспонта и Боспора Фракийского.

 

[455] 455. . Здесь Черное море.

 

[456] 456. . Ворон – священная птица Аполлона.

 

[457] 457. . Город Ольвия. Геродот описывает торговый путь от устья совр. Днепра на север. Греки, по-видимому, поднимались вверх по Днепру до больших порогов ниже совр. Днепропетровска. Туда, вероятно, приходили купцы из Скандинавии для меновой торговли.

 

[458] 458. . Скифы-земледельцы (γεωργοί) названы так по созвучию их племенного названия (ВДИ, 1946, 2, стр. 42).

 

[459] 459. . Геродот описывает область между совр. Южным Бугом и низовьями Днепра.

 

[460] 460. . Главное скифское племя, по Геродоту, жило в области, ограниченной на западе совр. Днестром, на севере – р. Конской и Донцом, на востоке – Азовским морем. Южной границей Скифской области была горная цепь Тавр (Яйла). В Неаполе у совр. Симферополя раскопаны остатки резиденции скифских царей и в так называемом Золотом Кургане (525 – 500 гг.) найдены богатые скифские погребения.

 

[461] 461. . В основе описания устья Дона лежит, вероятно, какой-нибудь путеводитель по торговому пути из северного Причерноморья на Восток (в Центральную Азию).

 

[462] 462. . По В. В. Латышеву, иирки – предки мадьяр на севере Урала.

 

[463] 463. . В соленых степях (древнее морское дно) на почве лежит кора, которую Геродот изображает твердой как камень.

 

[464] 464. . По С. Я. Лурье (История, стр. 100), “лысые” люди – предшественники современных башкир.

 

[465] 465. . Вероятно, Prunus padus L. (подорожник). Джунгары в северном Китае и теперь еще едят с молоком плоды этого дерева.

 

[466] 466. . Слово “асхи” (ачи) можно сравнить с древнетюркским “ачуг” (горький). У современных башкир есть кушанье “ахша” (С. Я. Лурье. История, стр. 100).

 

[467] 467. . Данное здесь описание почти соответствует описанию образа жизни массагетов (I 215 – 216). Вероятно, оба описания относятся к одному и тому же племени. Описание массагетов восходит к сообщениям аккадских купцов, приходивших к массагетам по дороге через Каспийское море, а греки от устья Дона посещали их соседей аргиппеев на совр. Сырдарье.

 

[468] 468. . Рассказ об убиении массагетами и исседонами стариков “вряд ли заслуживает доверия” (В. В. Струве. Этюды, стр. 30).

 

[469] 469. . Т.е. к западу от Киммерийского вала.

 

[470] 470. . Одиссея IV, 85.

 

[471] 471. . Упомянутые здесь Геродотом связи этрусков и венетов Верхней Италии с племенами к северу от Альп были главным образом культовыми связями. На бронзовых сосудах из Верхней Италии находим изображения праздничных процессий, подобных описанным у Геродота.

 

[472] 472. . Речь идет, вероятно, о древних обрядах инициации, которые совершались при переходе в зрелый возраст.

 

[473] 473. . Геродот раскрывает двойное происхождение делосского культа: во-первых, принесенный греками с Севера культ Аполлона и Артемиды и, во-вторых, почитание Аполлона как божества света, перенесенное из Ликии.

 

[474] 474. . Имя Абариса связывается с апарнами (кочевое племя на Алтае, впоследствии называвшееся аварами). Абарис жил якобы во времена Креза и обходил всю землю со стрелой – символом Аполлона.

 

[475] 475. . Или: “Словно выточена на токарном станке”.

 

[476] 476. . Геродот, быть может, пользовался в этом рассказе древней аккадской картой мира, где центром мира была Ассирия.

 

[477] 477. . Здесь – Персидский залив.

 

[478] 478. . Этот соединительный канал Дарий велел прокопать между Нилом и Красным морем. Канал шел через совр. Вади-Тумилат и горькие озера и выходил в Красное море у теперешнего Суэца.

 

[479] 479. . Персидский залив.

 

[480] 480. . Сообщение Геродота показывает, что персидская держава простиралась тогда в Индии до восточного края пустыни Фар.

 

[481] 481. . По приказанию египетского царя Неко (609 – 593 гг.) финикияне обогнули мыс Доброй Надежды, при этом солнце было у них на правой стороне. На третий год они достигли Гибралтара и снова вошли в Средиземное море.

 

[482] 482. . Карфагенянин Ганнон около 520 г. до н.э. обогнул Африку. Он оставил описание своего путешествия, греческая обработка которого сохранилась.

 

[483] 483. . См. выше, IV 42.

 

[484] 484. . Плавание Скилака стояло в связи с завоеваниями Дария в Индии. Персы покорили плодородную долину Инда. Персидское войско возвратилось сухим путем, а Скилак морем достиг южной Аравии, а оттуда прибыл в Красное море до теперешнего Суэца. Между Индией и южной Аравией издавна были оживленные торговые связи.

 

[485] 485. . Озеро, из которого вытекает, по Геродоту, Тирас, – болотистая область в истоках совр. р. Припяти. Эту область считали огромным озером.

 

[486] 486. . Морская соленая вода с южным ветром далеко проникает в устье совр. Южного Буга.

 

[487] 487. . Быть может, белуга (Acipenser huso), достигающая иногда огромных размеров.

 

[488] 488. . Днепровский лиман (куда впадает совр. Днепр и Южный Буг), отделенный от моря Кинбурнской косой.

 

[489] 489. . Геродот смешивает здесь Гипакирис с какой-то другой рекой.

 

[490] 490. . Такие скифские котлы известны по археологическим находкам.

 

[491] 491. . Кровь убитого врага пьют для того, чтобы вместе с кровью всосать его “силу” (ср.: Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. II. М., 1928, стр. 85).

 

[492] 492. . Этот рассказ Геродота подтверждается находками в алтайских курганах.

 

[493] 493. . При этом обычае играют роль тотемистические представления.

 

[494] 494. . Связки прутьев употреблялись также в культовом ритуале мидян и персов.

 

[495] 495. . Этот способ бальзамирования засвидетельствован также у алтайцев (Хиунг-ну). Кипер – растение Cyperus rotundus. Селерей – Areim graveolens. Анис – Pimpinella anisum.

 

[496] 496. . Скифские курганы достигают значительных размеров. В погребальной камере находятся богатые золотые украшения, рядом с ней – место погребения убитых коней.

 

[497] 497. . Выставленные вокруг могилы стражи впоследствии заменялись каменными фигурами (алтайцы называли их “балбал”).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.