Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Книга VIII УРАНИЯ 12 страница



 

[672] 672. . Уничтожение Аристагором тирании в Милете послужило сигналом к низвержению тиранов в ряде ионийских городов и установлению так называемого народного правления. Тирания как демократическая диктатура была переходной властью. Как только власть аристократии была сокрушена, то городские элементы стали воспринимать тиранию как пережиток, мешающий развитию рабовладения, свободного торгового оборота и демократических учреждений (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 116).

 

[673] 673. . Т.е. Гимей и сатрапы II (лидийской) и III (фригийской) сатрапий Артафрен и Отан (ср. выше, V 122, 123).

 

[674] 674. . В собрании в Панионии (на п-ове Микале) участвовали только представители восставших городов. Города, оставшиеся верными персам, не прислали делегатов. Во главе восстания стояли и “демократические” партии в городах, представляющие интересы торгово-ремесленных кругов, заинтересованных в торговле с Понтом и в сбыте туда ремесленных изделии.

 

[675] 675. . См. выше, V 37.

 

[676] 676. . В подлиннике άγνομοσύνη (блажь, тупое упрямство).

 

[677] 677. . Геродот описывает здесь самый важный маневр античной военно-морской тактики. Он был изобретен фокейцами и затем воспринят другими греческими городами. Нападающий корабль должен был пройти между двумя вражескими кораблями так, чтобы сломать им весла и лишить их маневренности. В образовавшийся прорыв входили затем другие корабли и охватывали вражеский флот с тыла. Воины с корабля, проходя мимо вражеских кораблей, осыпали их градом стрел и камней, чтобы воспрепятствовать контрманевру. Подобная тактика требовала молниеносного исполнения приказа командой нападающего корабля и предполагала долгую тренировку. Против этого-то и протестовали экипажи кораблей и воины.

 

[678] 678. . Они предпочли, как и самосцы, снова принять изгнанных тиранов. Геродот – поклонник Самоса делает все возможное, чтобы обелить Самос и династию Поликратидов: он оправдывает даже измену самосских стратегов в битве при Ладе и жестокости персов на острове (ср.: С. Я. Лурье. Геродот, стр. 94–95).

 

[679] 679. . Хиосцы удачно провели в битве маневр, которому их обучил фокеец Дионисий.

 

[680] 680. . Город Эфес не примкнул к восстанию. Геродот пытается ссылкой на праздничную процессию в честь Деметры (Фесмофории) оправдать позорное поведение эфесцев по отношению к своим землякам-ионянам.

 

[681] 681. . В подлиннике γαῦλος (финик.) – слово, означающее определенный тип корабля (грузовой корабль).

 

[682] 682. . Карфагеняне и этруски господствовали тогда в западной части Средиземного моря.

 

[683] 683. . Милет пал, вероятно, осенью 494 г. до н.э., на шестом году ионийского восстания, которое началось в 499 г. до н.э.

 

[684] 684. . В Дидимах был храм Аполлона со знаменитым оракулом (развалины храма у совр. Гиеронды). Ксеркс приказал перенести оракул в Бактрию. Часть милетян после взятия города была переселена в Бактрию.

 

[685] 685. . См. выше. I 92; V 36.

 

[686] 686. . Драма Фриниха не сохранилась. Это была первая известная нам попытка изобразить на сцене исторические события.

 

[687] 687. . Речь о сторонниках так называемой народной партии, которые после изгнания тиранов ввели на Самосе демократию, а теперь решили эмигрировать в Сицилию. Напротив, беднота на острове стояла за подчинение персам. Персы вовсе не были защитниками греческой бедноты: они поддерживали любую партию, которая обращалась к ним за помощью (см.: С. Я. Лурье. История, стр. 192).

 

[688] 688. . Персы восстановили на Самосе, как и в других ионийских городах, власть тиранов.

 

[689] 689. . Гистией укрепился в Византии, чтобы перехватывать идущие в Грецию корабли с грузом хлеба и блокадой заставить греческие города примкнуть к ионийскому восстанию.

 

[690] 690. . Вероятно, одна из школ, где обучали чтению и письму.

 

[691] 691. . Это сообщение – позднейшая вставка: на гористых островах, испещренных ущельями и расселинами, подобная тактика совершенно невозможна.

 

[692] 692. . Ионийские города были покорены сначала лидийским царем Крезом, потом при Кире персидскими полководцами Мазаресом и Гарпагом и, наконец, в царствование Дария.

 

[693] 693. . См. выше, V 117.

 

[694] 694. . Византий и Калхедония были предмостными укреплениями персов уже во время скифского похода Дария I. Персы могли, опираясь на эти города, отрезать Грецию от понтийского хлеба. Египет – вторая страна, экспортировавшая хлеб, была также в руках персов. Поэтому грекам оставалось только импортировать хлеб из Сицилии.

 

[695] 695. . Оракул, разумеется заранее подготовленный, посоветовал долонкам обратиться к Мильтиаду, сыну Кипсела.

 

[696] 696. . Священная дорога вела из Дельфов в Фокиде через Коронею и Фивы (в Беотии) в Аттику. На всем протяжении пути послы находились под покровительством божества, и поэтому благочестие предписывало оказывать им гостеприимство.

 

[697] 697. . Род Мильтиада (как Алкмеониды и Писистратиды) возводил свое происхождение к героям Троянской войны.

 

[698] 698. . Т.е. в самом узком месте фракийского Херсонеса.

 

[699] 699. . Т.е. гимнастические состязания.

 

[700] 700. . Пританей – служебное здание совета. Там находился алтарь Гестии, богини домашнего очага.

 

[701] 701. . См. ниже, VI 103.

 

[702] 702. . Из сообщения Геродота вытекает, что неудачный исход скифского похода Дария ослабил положение греческих тиранов на Геллеспонте.

 

[703] 703. . Геродот возвращается теперь к событиям 493 г. до н.э.

 

[704] 704. . Финикийские корабли, вероятно, подстерегали Мильтиада при выходе из Сардонического залива.

 

[705] 705. . Имброс не был еще тогда захвачен персами.

 

[706] 706. . Артафрен, сатрап II (лидийской) сатрапии, управлял тогда и I сатрапией, куда входили и греческие города. Определив территорию каждого греческого города, он обложил их соответственной податью и затем установил мир между греческими городами. Этими мерами персы привлекли на свою сторону влиятельные группы ионян и таким образом обеспечили себе тыл в предстоящей войне.

 

[707] 707. . Именно весны 492 г. до н.э.

 

[708] 708. . Под “эллинами” здесь имеется в виду Гекатей Милетский. Эллинские тирании оказались тогда для персов опаснее, чем так называемые демократии.

 

[709] 709. . Македония была подчинена Бубару, уполномоченному сатрапа Мегабаза (ср. выше, V 18–21).

 

[710] 710. . Город Аканф получал большую выгоду от строительства Ксерксом Афонского канала и поэтому всемерно поддерживал предприятие.

 

[711] 711. . Хронология источников Геродота здесь ненадежна. Эти события должны были относиться уже к 490 г. до н.э. – году Марафонской битвы.

 

[712] 712. . Данные касаются годовой производительности рудников.

 

[713] 713. . Отсюда следует, что еще до первого похода Дария в Греции образовался союз городов под руководством Спарты. Эгина – постоянный соперник Афин, закрывающая им выход в открытое море. По наущению Афин Спарта как общепризнанный вождь Эллады требует от эгинцев заложников в обеспечение того, что Эгина не станет на сторону персов в случае их нашествия.

 

[714] 714. . Криос – баран.

 

[715] 715. . Речь идет наряду с другим, быть может, о каком-нибудь недошедшем произведении Гесиода.

 

[716] 716. . Передаваемое здесь Геродотом предание не имеет никакого отношения к древним легендам о переселении дорийцев, а является измышлением поэтов на службе у правящих аристократических родов.

 

[717] 717. . Геродот хочет здесь сообщить то, что рассказывали о происхождении спартанских царей в остальной Греции, кроме Спарты.

 

[718] 718. . Геродот имеет в виду логографов.

 

[719] 719. . Цари были верховными жрецами спартанского племенного бога и бога неба.

 

[720] 720. . Цари занимали почетные места не только на празднествах, но и на общих обедах (сисситиях).

 

[721] 721. . Два ежемесячных праздника у спартанцев были новолуние и день рождения Аполлона (седьмой день каждого месяца).

 

[722] 722. . Проксенами в Спарте назывались избранные царями граждане, оказывавшие гостеприимство иностранцам и защищавшие их интересы.

 

[723] 723. . Полученное предсказание оракула записывалось на коже и затем хранилось царями.

 

[724] 724. . Речь идет о дочери – единственной наследнице, которая после брака приносила в семью мужа все свое имущество.

 

[725] 725. . Имеется в виду охрана безопасности на дорогах.

 

[726] 726. . Речь идет о заседаниях совета старейшин (геронтов).

 

[727] 727. . Периэки, принадлежавшие к дорийским и додорийским племенам, обладали в противоположность совершенно бесправным илотам некоторыми политическими правами (например, местным самоуправлением). Наряду с воинской повинностью они должны были выставлять траурную свиту при погребении царей.

 

[728] 728. . Имеется в виду погребальная песнь в честь покойного, в которой восхвалялись его заслуги.

 

[729] 729. . Святилище Елены и Менелая (Менелайон) находилось к юго-востоку от Спарты. Здесь, по преданию, были погребены Менелай и Елена. При раскопках святилища была найдена статуэтка нагой женщины (ок. 680 г. до н.э.). Подобные статуэтки в это время были еще редки.

 

[730] 730. . В святилище Феба (Фебеон), по верованию спартанцев, были погребены Диоскуры.

 

[731] 731. . Т.е. влияние эфоров тогда не было еще столь значительным, чтобы они в этом вопросе могли вступать в спор с царем.

 

[732] 732. . Истец и ответчик перед началом процесса должны были принести клятву в том, что их утверждения истинны. Затем начинался суд.

 

[733] 733. . Сообщение об этом случае показывает, насколько скептически относился Геродот к поступкам жрецов, изрекавших предсказания оракулов.

 

[734] 734. . Речь идет об области Элиде.

 

[735] 735. . Царь со свитой укрепился в аркадской Тегее, откуда и пытался захватить Спарту.

 

[736] 736. . Уже Гомер и Гесиод упоминают Стикс. Водой этой реки у Гомера клянутся боги. Вокруг Стикса образовался религиозный центр аркадских племен.

 

[737] 737. . Ср. выше, V 66.

 

[738] 738. . Ср. выше, V 74.

 

[739] 739. . Другую часть предсказания Геродот сообщает в VI 19. Для своего труда Геродот, по-видимому, пользовался сборниками предсказаний оракулов отдельным городам.

 

[740] 740. . Дракон был знаменем воинов Аргоса.

 

[741] 741. . По описанию Геродота выходит, что роща была окружена стеной, за которой укрепились аргосцы.

 

[742] 742. . Речь идет о части додорийского населения, которое до того не имело никаких политических прав.

 

[743] 743. . Под Фасисом имеется в виду р. Аракс. Скифы всякий раз вторгались в Мидию через проход у Дербента.

 

[744] 744. . Здесь, по-видимому, следует иметь в виду нападения лидийских царей на ионийские города в первой половине VI в.

 

[745] 745. . Опознавательные таблички, или “хирограф”, который предъявлялся при получении денег. На этом хирографе (на коже) дважды писали текст документа и между обоими текстами оставляли пространство, где писали слово “хирограф”. Затем в этом месте разрезали кожу пополам. При представлении хирографа обе половины должны были совпасть. Главк, по-видимому, уничтожил или спрятал свою половину хирографа.

 

[746] 746. . Вымирание собственного рода было для тогдашних греков самой страшной угрозой.

 

[747] 747. . Праздник в честь Посейдона праздновался в его храме в Сунии (мыс на юге Аттики). Знатнейшие афиняне отправлялись туда на государственном корабле.

 

[748] 748. . В подлиннике παχέες (толстые, жирные) – крупные торговцы. Они скопили себе капиталы на понтийской торговле хлебом или на эксплуатации серебряных рудников в Фессалии. Их противниками были разоренные хлебным экспортом мелкие крестьяне и городские ремесленники.

 

[749] 749. . Эгинцы нарушили право убежища храма Деметры.

 

[750] 750. . Цифры указывают лишь на то, что сумма, наложенная на Сикион и Эгину, была очень велика. Так, подати с ионийских городов I персидской сатрапии составляли только 300 талантов серебром (ср. выше, III 90).

 

[751] 751. . Греческое пятиборье – это состязание в прыжках, беге на скорость, метании диска, метании копья и борьбе.

 

[752] 752. . Неудачное нападение сатрапа Мегабата и тирана Аристагора на Наксос послужило внешним поводом к ионийскому восстанию (ср. выше, V 33–34).

 

[753] 753. . Делос, по преданию, был местом рождения Аполлона и Артемиды. Приведенный эпизод показывает, как персы старались оказать уважение чужеземным богам.

 

[754] 754. . Речь идет о количестве ладана ценностью в 300 талантов. Числа приведены для указания огромного количества.

 

[755] 755. . Геродот подводит здесь итог за время от начала Персидской войны в 490 г. до н.э. до первого периода Пелопоннесской войны (от 431 до 421 г.).

 

[756] 756. . Объяснение Геродотом персидских трех царских имен показывает, что он совершенно не знал иранских языков.

 

[757] 757. . Ср. V 77. Эти клерухи оставались афинскими гражданами и числились в списках граждан.

 

[758] 758. . Высадившись в области Эретрии, Датис находился поблизости от Беотии, где существовала сильная проперсидская партия, и от Аттики – непосредственной цели его похода.

 

[759] 759. . Каждая из десяти аттических фил являлась также и военной единицей, которая выставляла отряд, состоящий из гоплитов и всадников, и выбирала стратега (командира). Номинально во главе всего войска стоял полемарх, а фактически командовали поочередно 10 стратегов.

 

[760] 760. . Кимон был убит после своей олимпийской победы в 524 г. до н.э.

 

[761] 761. . Имеется в виду дорога, начинавшаяся у Мелитских ворот и шедшая на север вдоль холма Муз. Κοίλη (лощина) – район Афин к западу от Пникса.

 

[762] 762. . Дорога, по которой шел скороход, вела из Аргоса через Гисии и гору Парфений в Тегею и оттуда в Спарту.

 

[763] 763. . Так называемый грот Пана в Афинах находился между акрополем и ареопагом.

 

[764] 764. . Спартанцы справляли в это время праздник Карнеи. Когда послы прибыли в Спарту, оставалось еще 9 дней до полнолуния и конца праздника. Марафонская битва произошла уже 12 сентября 490 г. до н.э.

 

[765] 765. . Афиняне укрепились за стеной, окружавшей рощу святилища Геракла.

 

[766] 766. . Платейцы не вступили в Беотийский союз во главе с Фивами.

 

[767] 767. . Полемарх – член коллегии из 9 архонтов, которые тогда управляли Афинами. Коллегия состояла из архонта-эпонима, архонта-басилея (царя), полемарха и 6 фесмофетов. Архонт-эпоним, по которому назывался год, в это время решал вопросы, связанные с семейным и наследственным правом. Архонт-басилей был верховным жрецом и председателем ареопага. Полемарх – первоначально главный военачальник – фактически в это время не имел военной власти. Фесмофеты исполняли только судебные обязанности.

 

[768] 768. . На правом фланге в бою занимал место когда-то афинский царь. Теперь это почетное место по наследству перешло к полемарху.

 

[769] 769. . Геродот изображает атаку фаланги гоплитов. Эта фаланга – тесно сомкнутая боевая колонна, глубиной в 8–12 шеренг – при Марафоне в центре состояла только из немногих шеренг (ввиду большого расстояния до врага). При этом нужно было избегать, чтобы при продвижении оба крыла не столкнулись в центре и шеренги не потеряли строя. Фаланга должна была достичь вражеской линии в сомкнутом строю и прорвать ее. Атака фаланги афинян при Марафоне оказалась успешной потому, что персидская конница была уже посажена на суда (да и вообще у персов в этом походе было мало конницы). Поэтому впоследствии Ксеркс велел построить специальные корабли для перевозки конницы. Победа при Марафоне имела преимущественно моральное значение для греков, разрушив представление о непобедимости персов. Военное значение битвы было незначительно (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 197).

 

[770] 770. . У персов полководец в противоположность грекам находился в центре боевой линии; его окружали телохранители и отборные сакские отряды.

 

[771] 771. . Персы огибали южную оконечность Аттики в направлении к Афинам.

 

[772] 772. . Геродот точно передает число павших в битве на основании официальных списков погибших.

 

[773] 773. . Датис, вероятно, решил возвратить похищенную статую из внимания к персофильской партия в Беотии.

 

[774] 774. . Геродот описывает метод перегонки нефти с выделением асфальта и песка, содержащего сырую нефть (песок он неправильно называет солью).

 

[775] 775. . Лакуна в тексте (по Кобету).

 

[776] 776. . Из описания Геродота выходит, что тогдашняя добыча сырой нефти ограничивалась добыванием масла. Упомянутые месторождения нефти, вероятно, находились недалеко от современной иракско-иранской границы. Персы называли нефть “раданак”.

 

[777] 777. . Архонтом-эпонимом во время Марафонской битвы был Фенипп, отец Каллия. Каллием же звали также отца Алкмеонида Гиппоника (стратега 426 г.). Этот Каллий, конечно, не мог быть современником Писистрата. Здесь Геродот допустил ошибку.

 

[778] 778. . Ср. I 46–55.

 

[779] 779. . Алкмеон был в Сардах ок. 570 г. до н. э, значит Крез не мог встретиться с ним.

 

[780] 780. . Геродот, очевидно, имеет в виду 47-ю Олимпиаду (592 г.). Эту победу упоминает и Пиндар (Пиф. VII, 14).

 

[781] 781. . Геродот передает, по-видимому, содержание стихотворения, восхвалявшего Алкмеонидов. Свадьба Мегакла и Агаристы изображается по образцу мифической свадьбы Пелея и Фетиды.

 

[782] 782. . Сибарис разрушен в 510 г. до н.э. кротонцами.

 

[783] 783. . В подлиннике τὰ μέτρα (меры и вес).

 

[784] 784. . Не жертва в сто быков, но только богатая праздничная жертва.

 

[785] 785. . Грубо-комические пляски, даже непристойного характера.

 

[786] 786. . Геродот упоминает рождение знаменитого афинского государственного деятеля Перикла, смерть которого он еще пережил.

 

[787] 787. . Подземные богини – Деметра и Персефона. Мильтиад думал, завладев священными сосудами (утварью) богини, которым приписывалась волшебная сила, захватить город.

 

[788] 788. . Речь идет о стене, окружавшей священный участок и рощу храма.

 

[789] 789. . В аттическом судебном процессе прежде всего разбирался вопрос: виновен или невиновен. После вынесения вердикта о виновности защита имела право произносить защитительную речь о смягчении наказания.

 

[790] 790. . Лемнос завоевал не Мильтиад, марафонский победитель, а его тезка-предок, современник Писистрата. Пеласги были жителями области Пеласгиотиды в Фессалии.

 

[791] 791. . Так называемая пеласгическая стена принадлежала еще к микенской эпохе (1600–1200 гг.). Очевидно, ионяне-пришельцы, по преданию, еще не были знакомы с техникой постройки стен и поэтому прибегали при сооружении укреплений к помощи пеласгов.

 

[792] 792. . По этому сообщению, пеласги превосходили ионийских пришельцев в умении обрабатывать землю.

 

[793] 793. . Геродот передает очень древнее предание о борьбе пеласгов с ионянами за владение источником Каллироей. Этот источник при Писистрате стал называться Эннеакрунос: над ним было построено здание с девятью выходами-отверстиями, через которые текла вода.

 

[794] 794. . Пеласги на Лемносе, вероятно, осели из Фессалии.

 

[795] 795. . Ср. IX 114–118. Афиняне захватили Геллеспонт еще в 479 г. (в год битвы при Платеях).

 

[796] 796. . Дело идет о событии из времен войны Афин против Фасоса в 466 г., когда полководцем был Кимон, отец упомянутого здесь Мильтиада.

 

[797] 797. . Царь Дарий вовсе не считал себя побежденным при Марафоне: марафонский поход представлялся персам одной из многочисленных карательных экспедиций против мятежников.

 

[798] 798. . Восстание в Египте охватило только область Дельты.

 

[799] 799. . Артобазан и его братья, по-видимому, погибли в борьбе (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 126). Так называемая гаремная надпись Ксеркса из Персеполя подтверждает рассказ Геродота о распре сыновей Дария.

 

[800] 800. . Ксеркс был назначен наследником престола уже в 498 г. до н.э., т.е. до похода. Влияние гаремных интриг на политику было заметно уже в царствование Дария.

 

[801] 801. . Дарий скончался в октябре 486 г. до н.э. Последний египетский документ времени его правления относится к июню 486 г.

 

[802] 802. . Лас раскрыл слишком грубый обман прорицателя.

 

[803] 803. . Изречение оракула предсказывало землетрясение в Лемносской области.

 

[804] 804. . Ксеркс уничтожил иерархическое самоуправление Египта, при котором персидский царь считался наследником египетских фараонов. В противоположность Камбису и Дарию Ксеркс не сооружал со своим именем египетских храмов. По-видимому, Ксеркс отличался религиозной нетерпимостью: он враждебно относился к культу Мардука в Вавилоне, которому его предшественники как наследники вавилонских царей приносили богатые дары.

 

[805] 805. . Ср. выше, III 12.

 

[806] 806. . Персидский государственный совет, состоявший из сатрапов и представителей знати.

 

[807] 807. . Речи Ксеркса и других персов, конечно, выдуманы Геродотом.

 

[808] 808. . Геродот приводит несколько причин похода Ксеркса, не согласованных между собой: месть Афинам (VII 5, 8), веление судьбы (VII 8), желание Ксеркса завоевать Европу (VII 5), честолюбие Мардония (VII 6), мифический мотив (VII 11). Ср.: А. И. Доватур. Стиль, стр. 148.

 

[809] 809. . Речь идет о храме Кибелы, сожженном ионянами в Сардах (ср. V 102).

 

[810] 810. . Ср. выше. VI 94–119.

 

[811] 811. . Каждый сатрап стоял во главе войска своей области и заботился о его снаряжении.

 

[812] 812. . “Ассирийцами” Геродот называет аккадцев нововавилонского царства.

 

[813] 813. . Ср. выше. IV 87–89.

 

[814] 814. . Это не соответствует персидским обычаям. Сам же Геродот (I 140) рассказывает, что у персов считалось почетным, если труп растерзают хищные птицы и звери.

 

[815] 815. . По-видимому, здесь идет речь о дорийском переселении. Дорийцы, вероятно, назывались иногда вместе с фракийскими племенами общим именем “фригийцев”.

 

[816] 816. . Ксерксу в то время было около 37 лет.

 

[817] 817. . Под “пятым годом” имеется в виду 481 г. – пятый год правления Ксеркса.

 

[818] 818. . Ср. выше, I 15 и IV 12.

 

[819] 819. . Ср. выше, IV 1.

 

[820] 820. . Здесь идет речь о войнах между малоазиатскими, фракийскими и греческими племенами. Сюда относится и предание об осаде Трои.

 

[821] 821. . Финикийский корабль γαῦλος был широкий и круглый. Для переправы необходимы были греческие “длинные” корабли.

 

[822] 822. . Ср. выше, VI 44.

 

[823] 823. . Из Элеунта можно было блокировать проход греческих судов с хлебом из Черного моря.

 

[824] 824. . Речь идет о мысе между заливом Гиериса и бухтой Агион Орос.

 

[825] 825. . Строительство канала показывает твердое намерение царя покорить Грецию. Афон тогда был опасен для мореплавания.

 

[826] 826. . Βύβλος здесь означает кору (лыко) сирийского папируса, из которого изготовляют канаты (название происходит от финикийского города Библа-Гебал). Впоследствии, когда ионяне познакомились с писчим материалом из папируса в Египте, они этот папирус также стали называть “библос”. Под упомянутой вместе с библосом коноплей (белый лен) имеется в виду волокно произраставшего в Испании спартия (Spartium junceum), служившего карфагенянам для изготовления канатов.

 

[827] 827. . Цепь опорных пунктов обеспечивала подвоз от Византия на Боспоре до Афона.

 

[828] 828. . Следующее описание маршрута пути царя взято Геродотом, вероятно, из сообщения какого-нибудь грека из царской свиты.

 

[829] 829. . Гомеризм (Илиада X, 413).

 

[830] 830. . Титул “гостеприимец царя” был связан с высокими почестями.

 

[831] 831. . Речь идет о Tamarix mannifera, которая после укуса орехотворки (Cecidomyia) выделяет на ветвях сладкий сок; из него, смешав с мукой, изготовляли сладкое блюдо.

 

[832] 832. . Почитание персидским царем платана напоминает культ священных деревьев, охраняемых демонами, как изображено на ассирийских рельефах.

 

[833] 833. . По мнению С. Рейнака, погружение цепей в море должно было символизировать обряд венчания Ксеркса с морем. Тогда непонятно, почему же Ксеркс приказал бичевать море.

 

[834] 834. . Расположение кораблей-понтонов по косой линии от азиатского к европейскому берегу сообразовалось с характером течения в Геллеспонте. У самого северного берега проходит сильное верхнее течение (со скоростью 2.8 км в час) из Мраморного в Эгейское море; приспосабливаясь к этому течению, корабли-понтоны лежали косо на воде.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.