Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Книга VIII УРАНИЯ 9 страница



 

[135] 135. . Царице Нитокрис Геродот приписывает сооружения царя Набукаднецара II (605 – 562 гг. до н.э.).

 

[136] 136. . Лабинет (вав. Набу-на'ид), по происхождению арамей из Харрана, не мог быть сыном царицы Нитокрис.

 

[137] 137. . Город Сусы был конечным пунктом царского пути от Эфеса на восток.

 

[138] 138. . Описание осады Вавилона относится ко второму завоеванию города Дарием I (18 декабря 522 г. до н.э.). Уровень воды в р. Евфрате в это время самый низкий, и поэтому персам не надо было прибегать к искусственным сооружениями, описанным Геродотом. Город был взят в день храмового праздника. Первое взятие города Киром произошло в 539 г. до н.э. после победоносной битвы. Аккадцы восстали против царя Набу-на'ида, так что персидский полководец Гобрий занял затем город без сопротивления.

 

[139] 139. . Сесам – кунжут (Sesamum indicum L.).

 

[140] 140. . Еще и теперь в Иране употребляются подобные круглые суда под названием куфа.

 

[141] 141. . О подобных обычаях в Вавилоне из других источников ничего не известно.

 

[142] 142. . Напротив, медицинская наука была высоко развита в Вавилоне и там было много врачей.

 

[143] 143. . Подобные обычаи еще долго существовали на Востоке.

 

[144] 144. . Вавилоняне пропитывали тело покойника особого рода смолой (бальзам), которую Геродот называет медом. Обычно покойников погребали под полом домов.

 

[145] 145. . Подобные обычаи очищения существовали у древних иудеев. Отсюда некоторые делают заключение, что под арабами Геродот имеет в виду иудеев. Но Геродот, по-видимому, не знал иудеев. По крайней мере он нигде о них не упоминает.

 

[146] 146. . Обычай священной храмовой проституции описан у Геродота неправильно. Священной проституцией на службе богини Иштар занимались только девушки – жрицы богини Иштар (принадлежавшие, правда, к знатнейшим семьям Вавилона), а вовсе не все девушки-вавилонянки.

 

[147] 147. . Массагеты-саки делились на две большие группы: 1) северные саки – «большие саки» (т.е. большая орда) проникли в Маргиану с севера; 2) саки-амиргийцы (перс. сака-гаума-варга – «хаому изготовляющие») жили в долине совр. р. Мургаба и в походе носили остроконечные шапки. В конце царствования Дария их стали называть «даха», «дая». О массагетах у Геродота есть два различных известия (аккадское и скифско-эллинское). Согласно скифско-эллинскому источнику Геродота, массагеты жили против исседонов на западном берегу Каспийского моря севернее совр. р. Куры.

 

[148] 148. . Реку Аракс Геродот описывает по двум источникам: по аккадскому, р. Аракс (совр. Кызылсу) начинается в Матиенских горах (на северо-востоке Мидии), затем главная река течет с Бингoл-дага (в совр. Армении) и, наконец (совр. Кура), впадает на западе в совр. Каспийское море. По скифско-эллинскому источнику, р. Аракс впадает с востока в Каспийское море (в настоящее время высохшее устье Амударьи – Узбой).

 

[149] 149. . Здесь, по-видимому, идет речь об изготовлении опьяняющего напитка «хаома». В надписях царя Дария I упоминаются амиргийские саки-массагеты (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 30).

 

[150] 150. . Имеются в виду саки-массагеты (от иранск. «масья» – рыба), собственно, «рыболовы» или «рыбоеды».

 

[151] 151. . Это утверждение Геродота показывает, что он уже принимает во внимание сведения, добытые финикиянами при объезде вокруг Африки при фараоне Неко.

 

[152] 152. . Геродот описывает здесь изготовление краски из растения синильный красильник (Isatis tinctoria L.}.

 

[153] 153. . Сооружение мостов было нужно Киру для обеспечения коммуникации с плодородными областями юга.

 

[154] 154. . Совет Креза не имеет, конечно, исторического значения и выражает собственные взгляды Геродота.

 

[155] 155. . Гистасп (перс. Висташпа) – почитатель и покровитель пророка Заратуштры; поддерживал народное движение против знати в Маргиане. Он был ненавидим знатью и потому должен был уступить престол сыну Дарию (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 38).

 

[156] 156. . В рассказе о сне Кира отразилась легенда, объясняющая поражение Кира не мощью противника, а волей Ахурамазды (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 65).

 

[157] 157. . Кир пал в 530 г. до н.э. Рассказ о гибели Кира напоминает рассказ Плутарха о гибели Красса в битве с парфянами. По сообщению Бероса (эпоха первых Селевкидов), Кир нашел смерть после 9-летнего царствования «в долине Даас», т.е. «в стране даха-даев» (ср.: Б. А. Тураев. История Древнего Востока. II. Л. , 1954, с. 118).

 

[158] 158. . Во II книге Геродот без грубых ошибок излагает связную историю Египта, начиная с середины VII в. (с начала царствования Псамметиха I). Для Саисской эпохи (VII – VI вв. до н.э.) рассказы Геродота имеют неоценимое значение (см.: С. Я. Лурье. Геродот, с. 122).

 

[159] 159. . Это действительно фригийское слово, встречающееся во фригийских надписях.

 

[160] 160. . Т.е. Пта (бог – покровитель кузнецов), который отождествлялся с Гефестом.

 

[161] 161. . Египетский гражданский год начинался 19 июля с восходом Сириуса (егип. Содпет, Сотис), когда начинался разлив Нила, и продолжался до следующего разлива. Год делился на три времени года (разлив, посев, жатва).

 

[162] 162. . Греческий год делился на 12 лунных месяцев (6 месяцев по 30 дней и 6 – по 29 дней). Через каждые три, пять и восемь лет восьмилетнего цикла прибавлялся “вставной” месяц (Посейдеон второй).

 

[163] 163. . Плинфинский залив и озеро Сербонида являются восточной и западной границами Египта.

 

[164] 164. . Ширина Нильской долины от Каира до Сиены (Асуан) меняется от 20 до 1 км.

 

[165] 165. . Это – страна Пунт, т.е. сомалийское побережье.

 

[166] 166. . Гомеровское выражение (ср.: Одиссея 14, 136).

 

[167] 167. . См. выше, II 6.

 

[168] 168. . Как показывает упоминание Геродотом египетской меры схен (“хеннуб”), автор пользовался здесь египетскими источниками. Тем не менее цифры для расстояний неверны.

 

[169] 169. . Т.е. долина р. Скамандра.

 

[170] 170. . Местное египетское название Египта Кемет (черный).

 

[171] 171. . Речь идет о Голубом Ниле, который приносит ил с Абиссинских гор.

 

[172] 172. . Геродот пользуется записями жрецов, которые относятся к разливу Нила при царе Аменофисе IV (1377 – 1358 гг. до н.э.). Этот царь смешан здесь с Меридом (Аменемхет III, ок. 1840 – 1792 гг. до н.э.).

 

[173] 173. . В области нильской Дельты землю не вспахивали плугом.

 

[174] 174. . Подобные заведения были также у Каноба (в устье западного рукава Нила).

 

[175] 175. . Греческое название Египта восходит к египетскому Хикупта (Ка – дом Пта). Хикупта – имя главного святилища в Мемфисе. По этому храму был назван город Мемфис, а впоследствии и вся долина Нила.

 

[176] 176. . Здесь имеется в виду первый катаракт у Сиены.

 

[177] 177. . Эту гипотезу высказал Фалес Милетский (ок. 600 г. до н.э.).

 

[178] 178. . Это толкование принадлежит Евфимену из Массалии (конец VI в. до н.э.). Евфимен, плавая вдоль западного побережья Африки, достиг совр. Сенегала и думал, что истоки Нила находятся в Океане.

 

[179] 179. . Геродот опровергает мнение философа Анаксагора (ок. 500 – 428 гг. до н.э.).

 

[180] 180. . Здесь Геродот, по-видимому, имеет в виду Гекатея Милетского.

 

[181] 181. . Писец храма богини Нейт (Афины), один из высших должностных лиц при храме, вероятно, главный осведомитель Геродота о Египте и его истории.

 

[182] 182. . Этот миф известен из египетских текстов пирамид.

 

[183] 183. . Здесь Геродот дает описание первого катаракта Нила ниже Сиены.

 

[184] 184. . Запруженный и разлившийся в этом месте Нил Геродот принимает за озеро.

 

[185] 185. . Прежняя столица эфиопов была Напата на р. Джебель Баркал, но после похода Камбиса перенесена дальше на юг в Мерое. Эфиопское царство со столицей в Мерое существовало до 355 г. н.э.

 

[186] 186. . Зевс у эфиопов – Амон-Ра.

 

[187] 187. . Дионис – Осирис.

 

[188] 188. . Асмах (егип. “схм” – по левую руку) означает, вероятно, восточные племена, которые впоследствии переселились на юг.

 

[189] 189. . Т.е. Средиземное море.

 

[190] 190. . Насамоны пересекли Сахару в юго-западном направлении от берегов Большого Сирта, вероятно, до Тимбукту на Нигере. “Маленькие люди”, быть может, одно из племен пигмеев.

 

[191] 191. . Это, конечно, неверно.

 

[192] 192. . Это сообщение неправильно: в Египте было много женщин-жриц.

 

[193] 193. . Здесь Геродот неточен. В его время у египтян было распространено древнейшее иероглифическое письмо (для надписей), иероглифическое упрощенное письмо, иератический курсив (для деловых бумаг и писем) и, наконец, демотическое письмо (для широкого употребления). Демотическим письмом писали главным образом справа налево.

 

[194] 194. . Во многих храмах Египта жреческие должности были наследственными. Все египетские правители несли огромные расходы на содержание храмов и жрецов. Даже персидские завоеватели при Дарии I должны были признать древние привилегии храмового жречества и оказывать жрецам денежную помощь.

 

[195] 195. . Быков в Египте с древнейших времен приносили в жертву богу Солнца.

 

[196] 196. . Имеется в виду праздник Исиды, справлявшийся в Бусирисе.

 

[197] 197. . Культ Исиды был распространен среди ливийцев в области Дельты.

 

[198] 198. . Афродитой Геродот называет богиню Гатор, имя которой сохранилось в названии города Атарбехис.

 

[199] 199. . Баран считался у египтян воплощением Хнума.

 

[200] 200. . Имеется в виду праздник солнечного бога Амона и принесение в жертву священного барана.

 

[201] 201. . Алкей – отец Амфитриона и Электрион – отец Алкмены, по мифу, происходили из Египта.

 

[202] 202. . Датировка по предпоследнему египетскому царю Амасису II указывает на то, что Геродот цитирует здесь Гекатея, который посетил Египет при этом царе.

 

[203] 203. . Египтяне знали только цикл девяти богов (эннеада).

 

[204] 204. . Описание Геродота подтверждается надписью на стеле, найденной в Тире.

 

[205] 205. . Фасос, по-видимому, имя финикийского божества, храм которого Геродот посетил в Тире.

 

[206] 206. . Богом города Мендеса был Хнум. Баран у египтян был символом производительной силы. Геродот отождествляет бога Мендеса с греческим Паном потому, что тот изображался с козлиными рогами.

 

[207] 207. . Мендес, быть может, егип. Бен-нб-дд (баран).

 

[208] 208. . Геродот имеет в виду, вероятно, праздник Памилий.

 

[209] 209. . Мелампод исцелил от дионисического безумия дочерей тиринфского царя Прета и потребовал в награду за это себе и брату в жены его дочерей и часть царства.

 

[210] 210. . Некоторые формы культа Диониса греки, вероятно, заимствовали у фракийцев.

 

[211] 211. . См. выше, II 43.

 

[212] 212. . Геродот передает мнение жителей нильской Дельты.

 

[213] 213. . В Додоне почитали не определенных богов, а священный дуб. В этом историческое ядро рассказа Геродота.

 

[214] 214. . Геродот, следовательно, относит возникновение гомеровских поэм приблизительно к 850 г. до н.э.

 

[215] 215. . Имеются в виду Орфей, Мусей, Лин и Олимп.

 

[216] 216. . Здесь игра слов: голуби, по-гречески πελειάδες, а на эпирском диалекте θέλειος – старый, почтенный.

 

[217] 217. . Прорицалище в Фивах было, по-видимому, основано греческими наемниками.

 

[218] 218. . Геродот имеет в виду Панафинейские празднества с торжественной процессией, введенной при Писистрате.

 

[219] 219. . Отождествление египетских богов с греческими восходит к греческим колонистам в области Дельты. Сведениями, полученными от них, пользовался уже Гекатей, посетивший Египет при царе Амасисе.

 

[220] 220. . См. выше, II 40.

 

[221] 221. . Они оплакивали Осириса.

 

[222] 222. . Так Геродот описывает здесь праздник Осириса в Саисе.

 

[223] 223. . Речь идет о ритуальной борьбе в воспоминание эпизода из мифа об Осирисе.

 

[224] 224. . Арес – здесь египетский бог Гор.

 

[225] 225. . Этот обычай соблюдался не во всем Египте, а лишь в некоторых областях.

 

[226] 226. . Пиявки сидят на деснах зубов крокодила.

 

[227] 227. . В городе Арсиное (егип. Шелет, совр. Мединет-эль-Файюм), который греки называли Крокодилополем, крокодилы были посвящены богу Сухос.

 

[228] 228. . Так Геродот передает егип. “схм” (крокодил).

 

[229] 229. . Гиппопотам считался священным животным Осириса.

 

[230] 230. . Здесь имеются в виду не выдры, а особый род ихневмонов (“фараонова мышь” – Herpetes ichneumon).

 

[231] 231. . Лепидот – чешуйчатая рыба, вымерший вид рыб.

 

[232] 232. . По Лидделу-Скотту, s. v. Chenalopex acgyptiaca; no В. X. Дворецкому, Anas tadorna – утка-пеганка, живущая в норах.

 

[233] 233. . Феникс (егип. “бану”) – воплощение бога Амон-Ра. В христианскую эпоху феникс стал символом смерти и воскресения Христа.

 

[234] 234. . Рогатая гадюка (Vipera cerastes) – весьма опасная ядовитая змея. “Пагубные” – гомеризм (см.: Одиссея XVIII, 85).

 

[235] 235. . Т.е. Амон-Ра. Мумии этих священных змей найдены в Египте.

 

[236] 236. . По-видимому, род саранчи.

 

[237] 237. . Какие кости видел Геродот, неясно (у саранчи нет костей).

 

[238] 238. . Белый ибис (птица из семейства бекасовых) был посвящен богу мудрости Тоту, который поэтому часто изображался с головой ибиса.

 

[239] 239. . Черный ибис – это чапрак, вальдрап.

 

[240] 240. . В подлиннике стоит глагол συρμαΐζουσι от егип. “срмит” – средство от глистов.

 

[241] 241. . Егип. “клшт”, греч. χλυστήρ.

 

[242] 242. . Геродот, следовательно, не посетил виноградную область Египта в западной части Дельты на оз. Мариут.

 

[243] 243. . Имеется в виду саркофаг, на котором изображался покойник.

 

[244] 244. . Скорбная песнь о безвременной кончине Лина, которую пели на празднике в честь Лина в Греции, а в Финикии – на празднике Адониса, оплакивая его смерть.

 

[245] 245. . Здесь, по-видимому, идет речь об Осирисе, смерть которого под именем Манероса, оплакивали на празднике.

 

[246] 246. . Орфизм – религиозное движение в Греции, возникшее в VIII в. до н.э. Некоторые воззрения последователей орфизма (орфиков), например вера в переселение душ, напоминают египетские представления. Пифагорейцы – сторонники религиозно-философской секты Пифагора, как и орфики, были участниками вакхических мистерий (таинств), связанных с культом Диониса.

 

[247] 247. . Астрология в позднем Египте была очень распространена.

 

[248] 248. . В Египте было много врачей по разным специальностям. Сохранились гинекологические и хирургические папирусы и сборники рецептов.

 

[249] 249. . Имеются в виду деревянные доски с изображением процесса бальзамирования.

 

[250] 250. . Вероятно, Осириса.

 

[251] 251. . Внутренности покойника погребали в особых сосудах, но не в гробах.

 

[252] 252. . Смирна (мирра) – ароматическая камедь (смола) аравийского мирта.

 

[253] 253. . Касия (Cinnamomum iners) – ароматическое и целебное растение (дикая корица).

 

[254] 254. . Камедь (егип. “коми”) – смола растения Acacia arabica L.

 

[255] 255. . Кедровое масло при бальзамировании предохраняло внутренности от гниения до введения щелочи.

 

[256] 256. . Редьковое масло заменяет кедровое масло.

 

[257] 257. . Нильский лотос (Nymphaea lotos) – род лилии (Nymphaeaceae).

 

[258] 258. . Этот вид лилий теперь в Египте не встречается.

 

[259] 259. . Именно, жители области Дельты.

 

[260] 260. . Силликиприй (егип. “кики”) – разновидность клещевины.

 

[261] 261. . Не из-за комаров, а из-за скорпионов и змей еще и теперь египтяне спят на крышах.

 

[262] 262. . Acacia Nilotica.

 

[263] 263. . Егип. “бар-ит” (корабль).

 

[264] 264. . Или: “из Фтиотиды”, откуда ахейцы переселились в Пелопоннес.

 

[265] 265. . Сведения Геродота о египетских фараонах до эпохи эфиопских царей (715 – 663 гг. до н.э.) восходят к двум различным преданиям. Из первого предания взяты рассказы о Нитокрис (VI династия), о царях XII династии Сесострисе III и Мерисе (Аменемхет III). Второе предание является источником народных сказок о Рампсините (Рамсес III) и царях IV династии Хеопсе, Хефрене и Микерине. Геродотова хронология египетских царей не соответствует царской хронологии во фрагментах царских списков Манефона.

 

[266] 266. . Храм бога Пта в Мемфисе.

 

[267] 267. . Красное море – здесь Индийский океан, которого достиг египетский царь в походе в страну благовоний Пунт (сомалийское побережье).

 

[268] 268. . Надписи принадлежат не Сесострису III, а Рамсесу II.

 

[269] 269. . Геродот путает царя Сесостриса с царем Псамметихом I, который воевал со скифами и фракийцами в Палестине, но никогда не вторгался в Скифию.

 

[270] 270. . На р. Фермодонте греки, по преданию, разбили амазонок и затем привезли их в скифские степи (совр. Дон).

 

[271] 271. . Имеется в виду наскальный рельеф в Сипиле и Кара-Бель в области Смирны (сов. Измир) с изображением бога в виде воина. Он принадлежит, однако, не египтянам, а хеттам.

 

[272] 272. . Хеттский рельеф в Сипиле изображал царя с супругой и сыновьями, попирающими распростертого на земле врага. Осведомитель Геродота сочинил, быть может, на этом основании рассказ, переданный Геродотом.

 

[273] 273. . Это неверно: лошади и боевые колесницы впервые ввели вожди семитских племен гиксосы, которые властвовали над частью Египта в 1670 – 1570 гг. до н.э.

 

[274] 274. . Каналы служили в Египте для орошения полей, а не для снабжения питьевой водой.

 

[275] 275. . Во времена Геродота в Египте существовал земельный кадастр. Налоги собирались с каждого участка соответственно его урожайности натурой, так как денег не было в обращении. После завоевания Египта персидские сатрапы (особенно Арианд) стали чеканить огромное количество серебряной монеты и, пользуясь высоким курсом серебра, скупали все продукты, добываемые в стране.

 

[276] 276. . Гномон (солнечные часы) – вертикальный штифт, отбрасывающий тень на вогнутую поверхность (πόλος – модель небесного свода). Гномон и полос, по преданию, были вывезены в Грецию из Вавилона Анаксимандром Милетским (около 547 г. до н.э.). Двенадцать делений дня – часы дневные.

 

[277] 277. . Имеются в виду две 13-метровые статуи, лежащие у Мит-Рахине. Одна из них в 1954 г. перевезена в Каир.

 

[278] 278. . Финикияне имели в Мемфисе свое поселение с храмом богини Иштар.

 

[279] 279. . Храмовые рабы носили особые знаки и считались неприкосновенными.

 

[280] 280. . Илиада VI. 289 (перев. Н. И. Гнедича).

 

[281] 281. . Одиссея IV. 228 (перев. В. А. Жуковского).

 

[282] 282. . Одиссея IV, 351 (перев. В. А. Жуковского).

 

[283] 283. . В “Киприях” рассказывалось о предыстории Троянской войны (эти поэмы до нас не дошли).

 

[284] 284. . Здесь Геродот объясняет исторические события карой, ниспосланной богами, или в пределах человеческих отношений цепью обид Tdiwrai и возмездии trseir. В конечном счете руководят событиями боги, которые пользуются людьми как орудиями, но могут обойтись и без них (ср.: А. И. Доватур. Стиль, с. 111).

 

[285] 285. . Имеются в виду сооружения Рамсеса II в храме Пта в Мемфисе. Там находились две колоссальные статуи царя, которые во времена Геродота еще стояли.

 

[286] 286. . В Египте обычно трупы казненных выставляли на столбах на стене.

 

[287] 287. . Очевидно, сторожа были чужеземцы-наемники; египтяне брили себе головы и бороды.

 

[288] 288. . Египетская сказка о нисхождении в царство мертвых.

 

[289] 289. . Деметра (в Дельте – Исида) – здесь, вероятно, Гатор, почитавшаяся в Фивах как владычица мертвых. Царство мертвых по-египетски называлось “аментет” (западная страна), так как египтяне погребали покойников к западу от Нила.

 

[290] 290. . По верованию египтян, умерший царь соединялся с Осирисом, смерти и воскресению которого был посвящен особый праздник в Египте.

 

[291] 291. . Очевидно, бог мертвых Анубис (егип. Ануп), изображавшийся с песьей головой, который провожал покойника в царство мертвых.

 

[292] 292. . Исида и Осирис.

 

[293] 293. . Геродот путает хронологию Египта: Рампсинит (Рамсес II) – царь XIX династии (1345 – 1200 гг. до н.э.), а Хеопс – IV династии (2600 – 2480 гг. до н.э.).

 

[294] 294. . По-видимому, этот царь сократил доходы жрецов, и поэтому жреческое предание считало его тираном-нечестивцем.

 

[295] 295. . Геродот, вероятно, неправильно понял своего осведомителя. Имеется, видимо, в виду канал, по которому доставлялись стройматериалы к месту сооружения пирамиды. Три месяца работ, указанные Геродотом, – время разлива Нила, когда сельскохозяйственные рабочие привлекались на строительство государственных сооружений (каналов и пирамид).

 

[296] 296. . Это, конечно, очень заниженная цифра расходов, которая даже отдаленно не соответствует стоимости этого грандиозного сооружения.

 

[297] 297. . Хеопс (Хуфу) царствовал только 24 года. Ему наследовал брат Дедефра, после которого вступил на престол сын Хеопса Хефрен.

 

[298] 298. . Имеется в виду статуя богини неба Гатор, которую изображали в виде коровы. Геродот путает ее со статуей Исиды (в саисском храме).

 

[299] 299. . Не обнаженные, а в тесно прилегающих одеждах.

 

[300] 300. . На празднике Осириса.

 

[301] 301. . Позднейшая легенда анахронистически связывает Микерина с оракулом в Буто.

 

[302] 302. . Размеры, приводимые Геродотом, не соответствуют действительности. Эфиопский камень – гранит.

 

[303] 303. . Эсоп был обвинен в краже из храма в Дельфах и низвергнут со скалы. За его убиение дельфийцы должны были заплатить денежную пеню.

 

[304] 304. . В такой форме отливались тогда металлические бруски (до введения чеканной монеты, заимствованной из Лидии, ими пользовались как деньгами).

 

[305] 305. . Храма Аполлона.

 

[306] 306. . Асихис (егип. Шепсес-каф, ок. 2480 г. до н.э.) оставил гробницу в виде кирпичной мастабы (четырехугольной формы гробница).

 

[307] 307. . Геродот делает здесь скачок от конца IV династии (ок. 2480 г. до н.э.) к началу эфиопского владычества в Египте (ок. 715 г. до н.э.).

 

[308] 308. . Эфиопские цари официально правили в Египте с 715 по 655 г. до н.э. После мирного соглашения они передали должность верховной жрицы Амуна в Фивах, последнюю опору их власти в Верхнем Египте, дочери Псамметиха, властителя области Дельты, и удалились из Египта.

 

[309] 309. . Геродот рассказывает здесь сказку, отражающую исторические события: войны эфиопских царей Египта с ассирийцами (671 – 653 гг. до н.э.).

 

[310] 310. . Имеются в виду ливийские наемники.

 

[311] 311. . Это были свободные от налогов земельные участки, которые египетские (эфиопские) цари отдали ливийским наемникам в награду за службу.

 

[312] 312. . Именно, в храм бога Пта.

 

[313] 313. . Мышь была у семитов символом чумы.

 

[314] 314. . Геродот неправильно относит здесь к этому царю статую бога Гора с его священным животным – мышью.

 

[315] 315. . Гекатей Милетский посетил Египет в царствование Амасиса II (569 – 526 гг. до н.э.).

 

[316] 316. . Егип. “пи-роми” – человек, т.е. доблестный человек (греч. χαλὸς χἀγαθός). Египтяне считали только себя пи-роми, другие народы, по их мнению, не заслуживали этого названия.

 

[317] 317. . У египтян существовал цикл не из 8, а из 9 богов.

 

[318] 318. . См. выше, II 43.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.