|
|||
Налоговый учетНалоговый учет
В налоговом учете расходы по капитальному строительству объекта отражаются в соответствии с требованиями Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22 мая 1997 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями (далее – Закон о налогообложении прибыли) и зависят от предполагаемого дальнейшего использования этого объекта:
• строительство основных фондов для собственных производственных нужд;
• строительство непроизводственных основных фондов.
Напомним, что в подпункте 8.2.1 статьи 8 Закона о налогообложении прибыли основные фонды определяются как материальные ценности, которые используются налогоплательщиком в собственной хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 365 календарных дней с даты их ввода в эксплуатацию, стоимость которых составляет более чем 1000 грн. и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом.
Под термином «непроизводственные фонды» следует понимать капитальные активы, не использующиеся в хозяйственной деятельности налогоплательщика (пп. 8.1.4 ст. 8 Закона о налогообложении прибыли).
Независимо от способа строительства объекта расходы по строительству основных фондов для собственных производственных нужд отражаются в налоговом учете в соответствии с подпунктом 8.4.1 статьи 8 Закона о налогообложении прибыли.
Производственные основные фонды, а именно здания, сооружения, их структурные компоненты и передаточные устройства, в соответствии с подпунктом 8.2.2 статьи 8 Закона о налогообложении прибыли относятся к первой группе основных фондов. Балансовая стоимость первой группы увеличивается на сумму всех понесенных расходов, связанных со строительством и вводом в эксплуатацию объекта. В дальнейшем такие расходы будут амортизироваться по нормам, предусмотренным для этой группы.
Суммы НДС, уплаченные в стоимости понесенных расходов на строительство таких основных фондов, включаются в состав налогового кредита на основании подпункта 7.4.1 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 3 апреля 1997 г. № 168/97-ВР, с изменениями и дополнениями (далее – Закон о НДС).
Государственная налоговая администрация Украины в письме от 23 февраля 2004 г. № 1299/16/15-1116 отмечает, что для целей применения подпункта 8.2.2 статьи 8 Закона о налогообложении прибыли следует руководствоваться Государственным классификатором Украины ДК 013-97 «Классификация основных фондов», утвержденным приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 19 августа 1997 г. № 507.
При строительстве непроизводственных основных фондов понесенные расходы в налоговом учете не отражаются. Амортизация по таким основным фондам начисляется исключительно в бухгалтерском учете.
В соответствии со статьей 7 Закона о НДС налог на добавленную стоимость, уплаченный в связи со строительством таких основных фондов, не относится в состав налогового кредита. В дальнейшем в случае продажи указанных фондов в валовые доходы налогоплательщика включаются доходы, полученные (начисленные) от такой продажи, а в валовые расходы – сумма расходов, связанных с изготовлением таких непроизводственных фондов (без учета износа) и их улучшением. Бухгалтерский учет
Руководствуясь статьей 6 Закона о бухгалтерском учете, Министерство финансов Украины приказом от 30 сентября 2003 г. № 561 утвердило Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств (далее – Методические рекомендации).
Согласно Методическим рекомендациям затраты на строительство объектов основных средств от начала и до завершения строительных работ и ввода объектов в эксплуатацию признаются незавершенными капитальными инвестициями (незавершенным строительством). Расходы на строительство (капитальные инвестиции) группируются по следующим направлениям затрат:
• проектно-изыскательские работы;
• строительные работы;
• работы по монтажу оборудования;
• приобретение оборудования, требующего монтажа;
• приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструментов и инвентаря;
• другие капитальные работы и затраты4*.
Аналитический учет капитальных инвестиций ведется в разрезе затрат на указанные работы (расходы) отдельно по объектам инвестиций.
При подрядном способе выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ стоимость выполненных и оформленных в установленном порядке работ отражается по дебету счета 15 «Капитальные инвестиции» в корреспонденции со счетами учета задолженности подрядчикам (строительным, проектным организациям).
Если по условиям договора подряда на капитальное строительство обеспечение строительства оборудованием осуществляется подрядчиком, заказчик отражает стоимость оборудования с расходами на монтаж в составе капитальных инвестиций согласно выставленным счетам подрядчика (табл. 1).
При хозяйственном способе учет затрат ведется застройщиком на счете 15 «Капитальные инвестиции» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, услуг вспомогательных производств, износа основных средств и расчетов с кредиторами (по заработной плате, отчислениям на социальные мероприятия, за услуги машин и механизмов и т. п.). В таком же порядке отражаются расходы на содержание подразделений предприятия, которые занимаются организацией строительства (табл. 2).
Стоимость оборудования, приобретенного застройщиком для монтажа, включается в дебет счета 15 «Капитальные инвестиции» после его передачи для выполнения монтажных работ по установке оборудования на постоянное место последующей эксплуатации с кредита счета учета производственных запасов.
Стоимость оборудования, не требующего монтажа, и других необоротных материальных активов, которые будут приобретаться предприятием, отражается в составе капитальных инвестиций после поступления таких ценностей к месту назначения и оприходования. К другим капитальным работам и затратам относятся, в частности, расходы по отводу земельных участков. Капитальные инвестиции учитываются в составе незавершенного строительства до ввода объектов основных средств в эксплуатацию.
Для зачисления на баланс завершенных и введенных в эксплуатацию объектов определяется их инвентарная стоимость по данным аналитического учета капитальных инвестиций. Инвентарная стоимость списывается со счета учета капитальных инвестиций с оприходованием первоначальной стоимости объекта основных средств в сумме инвентарной стоимости. Инвентаризация объекта незавершенного строительства
Инвентаризация как один из методов бухгалтерского учета предусматривает проверку и оценку наличия объекта контроля (т. е. активов и обязательств) на определенную дату. Обязанность предприятий проводить инвентаризацию установлена статьей 10 Закона о бухгалтерском учете.
Основным нормативным документом, который определяет порядок проведения инвентаризации, является Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 11 августа 1994 г. № 69
В соответствии с пунктом 11.9 этой Инструкции при проведении инвентаризации незавершенного строительства, незавершенного капитального строительства и незавершенного ремонта необходимо учитывать, что:
• в инвентаризационных описях указываются наименования заделов, стадии или степени их готовности, количество или объем работ;
• инвентаризационная комиссия должна:
– проверить, не значится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, которое было передано для монтажа, но монтаж, которого фактически не начат;
– проверить состояние законсервированных объектов и объектов, строительство которых временно прекращено;
– выявить причины и основания для консервации объектов;
• на построенные объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, но принятие и введение в действие которых не оформлено надлежащими документами, а также на завершенные объекты, которые не введены в эксплуатацию, в отдельных инвентаризационных актах указываются причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.Пример 1 Строительство основного средства подрядным способом
Предприятие заключило договор на строительство основного средства подрядным способом.
Расходы:
– стоимость работ – 360 000 грн., в т. ч. НДС – 60 000 грн.
Таблица 1. Отражение в налоговом и бухгалтерском учете расходов на строительство, которое осуществляется подрядным способом № п/п Содержание операции Бухгалтерский учет Сумма, грн. Налоговый учет Д-т К-т ВД ВР Балансовая стоимость группы уменьшение увеличение 1 Подписан акт выполненных работ с подрядной организацией, отражены расходы в составе капитальных инвестиций 151 685 300 000 – – – 300 000 НДС 641 685 60 000 – – – – 2 Перечислена плата за строительные работы 685 311 360 000 – – – 3 Объект введен в эксплуатацию 10 151 300 000 – – – Пример 2 Строительство основного средства хозяйственным способом
Предприятие осуществляет строительство помещения охраны хозяйственным способом.
Расходы:
– приобретение необходимого оборудования для помещения – 3600 грн., в т. ч. НДС – 600 грн.;
– закупка строительных материалов – 4000 грн.;
– заработная плата работникам, занятым на строительстве, – 3000 грн.;
– отчисления на социальное страхование (условно) – 1100 грн.
Таблица 2. Отражение в налоговом и бухгалтерском учете расходов на строительство, которое осуществляется хозяйственным способом № п/п Содержание операции Бухгалтерский учет Сумма, грн. Налоговый учет Д-т К-т ВД ВР Балансовая стоимость группы уменьшение увеличение 1 Приобретено оборудование, подлежащее монтажу 151 631 3000 – – – 3000 2 Отражен НДС 641 631 600 – – – – Отражены расходы по стройматериалам 151 205 4000 – – – 4000 3 Отражены расходы по заработной плате строителей 151 661 3000 – – – 3000 4 Отражены расходы по страхованию 151 65 1125 – – – 1125 5 Здание введено в эксплуатацию 103 151 11 125 – – – – Татьяна Крысенко Консультант по вопросам учета и налогообложения
|
|||
|