Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Арготи́змы — см. Жаргон.



Арготи́змы — см. Жаргон.

 

А́рсис — в античном стихосложении (см.) часть стопы (см.), на которой нет ритмического ударения, в отличие от тезиса (см.) — сильной части стопы, на которую падает ритмическое ударение. Слово «арсис» в переводе с греческого означает «подъём». Первоначально оно обозначало поднятие ноги в пляске. С течением времени, когда стих и музыка отделились от пляски, слово «арсис» закрепилось в метрическом стихосложении в значении прямо противоположном первоначальному (спад, «опускание» ритма).

 

Ару́з (араб, произношение аруд ) — арабско-персидская метрическая система стихосложения. Основана она на чередовании долгих и кратких слогов (наличие долгих и кратких гласных звуков — фонетическая особенность арабских языков).

Размерами аруза вплоть до XX века пользовалась также поэзия Азербайджана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.

 

Архаи́зм (от гр. archaios — древний) — старинное слово или оборот речи, вышедший из употребления в современном общенациональном языке, а также пережитки старины в быту, в жизни. В художественных произведениях архаизмы применяются в речи действующих лиц, в описании событий и т. п. для той или иной художественной цели, например для большей выразительности при изображении отошедшей в прошлое исторической эпохи.

Так, в пьесе «Орёл и Орлица» А. Н. Толстой использует архаизмы в речи Ивана Грозного и других действующих лиц:

 

— Помнишь ли золотые слова премудрого Ивашки Пересветова:

«Вельможи-то мои выезжают на службу цветно, и конно, и людно, и за отечество крепко не стоят и лютою против недруга смертной игрой играть не хотят. Бедный-то об отечестве радеет, а богатый об утробе». Вот — правда.

 

Использование архаизмов в поэтической речи придаёт ей иногда торжественный, приподнятый тон:,

 

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

 

(А. С. Пушкин, Пророк.)

Иногда, наоборот, архаизмы используются с иронической целью и, вставленные в обыденную речь, придают ей насмешливый характер, как это часто встречается в антирелигиозных стихах Д. Бедного, сатирах В. В. Маяковского.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.