Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды литературы — см. Литература.



Виды литературы — см. Литература.

 

Ви́рши (от лат. versus — стих) — так назывались в XVII и XVIII вв. на Украине стихи первоначально религиозного содержания, а потом и на светские темы, близкие по форме к рифмованной прозе: без определённого стихотворного размера, но с обязательной рифмой в конце. В дальнейшем вирши писались с одинаковым числом слогов (см. Силлабическое стихосложение).

Теперь виршами иронически называют неуклюжие и нескладные стихотворные строки.

 

Вкус художественный — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства, в том числе и литературных произведений; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение. Для выработки развитого художественного вкуса читателю необходим определённый минимум историко-литературных знаний, без которых он не в состоянии глубоко разобраться в художественной литературе. Развитие художественного вкуса неразрывно связано и с накоплением жизненного опыта, в свете которого читатель может дать оценку выдвигаемым писателем идеалам (см.), созданным им характерам и сюжетам (см.), богатству его языка (см.). Только при этих условиях художественное произведение во всём богатстве его содержания и формы доходит до читателя.

«Хорошая книга, — говорит М. Горький, — точно смычок великого артиста, касается моего сердца, и оно поёт, стонет от гнева и скорби, радуется, если этого хочет писатель».

 

Влияние литературное — воздействие взглядов и творческих приёмов одного писателя на творчество другого. Таково, например, благотворное воздействие М. Горького на творчество советских писателей.

 

Внутренняя рифма — звуковой повтор не в конце стихотворных строк, а внутри их, когда слова, находящиеся в середине стиха, созвучны либо со словами, заканчивающими стих, либо со смежными словами в строке, либо со словами в смежной строке:

 

У наших ушки на макушке !

 

(М. Ю. Лермонтов, Бородино.)

 

Над тобой, над малой речкой,

Над водой, чей путь далёк…

 

(А. Т. Твардовский, Василий Тёркин.)

Так как внутренняя рифма не обладает главным признаком рифмы (см.), не отмечает окончания ритмической единицы в стихотворной речи, то термин этот не точен; вернее говорить о внутреннем звуковом повторе.

 

Водеви́ль (предположительно от фр. voix de ville — голос деревни) — так называли в старину во Франции народные сатирические песенки, высмеивающие крепостников-феодалов.

Впоследствии водевилем стали называть небольшую шутливую театральную пьесу, иногда с куплетами и танцами, одноактную весёлую комедию. Таковы, например, одноактные пьесы-шутки А. П. Чехова «Предложение», «Юбилей».

 

Воинская повесть — один из видов повествовательной древнерусской литературы: старинная повесть, в которой описываются военно-исторические события. Например: «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIII–XIV вв.), «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» (XVII в.).

 

Вольность поэтическая (от лат. licentia poetica) — так называли в старинных учебниках отступления в стихотворениях от требований грамматики, неправильные ударения в словах, которые допускал поэт, чтобы сохранить размер стихотворений строки, звучание рифмы т. д. Например, «янчар» вместо «янычар», «серна́» вместо «се́рна» в стихотворениях Державина.

В прошлом такие «поэтические вольности» в стихотворениях считались допустимыми даже у признанных стихотворцев и не вызывали осуждения читателя. В настоящее время выражение «поэтическая вольность» употребляется в ироническом смысле — в тех случаях, когда автор не справляется со стихотворной формой.

 

Вольный стих — силлабо-тонический, обычно ямбический (см.) стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках. Таким стихом написана, например, комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», басни И. А. Крылова и других баснописцев.

Вольный стих широко используется баснописцами, так как благодаря разностопности им легко передать интонации лукавой, иносказательной речи, характерной для басни (см.).

Вольный стих поэтому часто называют также басенным стихом.

 

Воображение — свойство человеческого сознания, выражающееся в умении на основе жизненного опыта, накопленных знаний и наблюдений творчески, мысленно создавать в своём представлении человеческие характеры, картины жизни. Чем глубже и правильнее понимает писатель жизнь, её сложные процессы, тем жизненнее, правдивее образы, созданные его творческим воображением. Творческое воображение, фантазия (см.) играет огромную роль во всех областях умственной деятельности людей, является необходимым условием творчества. Творческое воображение является основой не только художественного творчества, но и научной деятельности. «…Нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке…», — писал В. И. Ленин. Ленин указывал, что фантазия необходима даже в математике и открытие дифференциального и интегрального исчисления было бы невозможно без фантазии. На основе творческого воображения учёные приходят к важнейшим научным гипотезам — предположениям и открытиям.

Однако ошибочные, ложные представления о жизни и её явлениях приводят к искажённым, оторванным от действительности образам и представлениям. Так, в воображении людей в древности, бессильных и безоружных перед силами и тайнами природы, складывались фантастические мифы (см.), сказки (см.), всякие церковные легенды о богах, леших, чертях и пр. (см. Вымысел).

 

Воспоминания или Мемуа́ры — один из видов повествовательной литературы; произведение, написанное в форме записей по памяти о событиях, участником или свидетелем которых был автор, об его встречах с разными лицами и т. п.

Так, например, написаны известные художественные мемуары А. И. Герцена «Былое и думы», рисующие в живых, художественных образах широкую картину общественной, политической и литературной жизни 20—60-х годов XIX в.

 

Вульгари́зм (от лат. vulgaris — грубый) — грубое слово и неправильный оборот, непринятый в литературной речи. Писатели иногда используют вульгаризмы в речи своих действующих лиц для того, чтобы подчеркнуть их некультурность, грубость.

Но если использование вульгаризмов может быть объяснимо в речи действующих лиц произведения, то оно обычно неуместно в авторской речи.

Использование грубых слов и неправильных выражений в литературе ведёт к засорению языка, дурно воспитывает читателя, привыкшего учиться правильной, выразительной речи по литературным произведениям.

«Необходима беспощадная борьба за очищение литературы от словесного хлама, борьба за простоту и ясность нашего языка», — призывал А. М. Горький.

 

Вымысел в художественном творчестве — всё созданное творческим воображением (см.) писателя.

Вымысел в художественном творчестве только тогда помогает создать полноценный художественный образ, когда и сам он является результатом накопленных наблюдений над жизнью; в этом случае вымысел правильно подсказывает писателю правдивые переживания и естественные поступки его героев, т. е. то, что они обязательно совершили бы, если бы реально существовали в действительной жизни. «Мало наблюдать, изучать, знать, необходимо ещё и „выдумывать“, создавать. Творчество — это соединение множества мелочей в одно более или менее целое совершенной формы… Художественность без „вымысла“ невозможна, не существует». (М. Горький. )

Такое соединение отдельных наблюдений над увиденными в жизни явлениями, людьми, чем-либо схожими между собой, в обобщённый художественный образ достигается путём творческого воображения, при помощи художественного вымысла (см. Тип).

 

Г

 

Газе́ль (от арабск. yazāl — газель) — одна из созданных в древние времена стихотворных форм лирической поэзии у народов Востока (Азербайджана, Узбекистана, Туркменистана и др.).

Газель состоит из двустиший — бейтов (см.), при этом, по древним правилам восточного стихосложения, строки первого двустишия должны быть связаны между собой рифмой, которая затем повторяется во втором стихе каждого следующего бейта. Размер газели обычно не превышает двенадцати бейтов. Вслед за рифмой в каждом стихе иногда повторяется какое-либо слово или группа слов, образуя своеобразный припев. В восточной поэзии его называют редиф.

Пример газели с редифом:

 

Привет вам, славные бойцы, мой вам привет, богатыри!

Вы — щит отечества и меч его побед, богатыри!

……………………………………………………………

В чём тайна силы вашей? Вы — народа плоть и кровь,

Вы — сам народ, и потому вам смерти нет, богатыри!

Вернее уха судит глаз. И вот воочью вижу я

Всех доблестнейших ваших дел высокий свет, богатыри!

Удел завидный выпал вам: воздвигнуть новый дом,

Стерев последний вражий след, зловонный след,

богатыри!..

 

(Чусти, Привет вам, славные бойцы. Перевод с узбекского Л. Пеньковского.)

Галлици́зм (от лат. gallicus — галльский, в современном значении — французский) — один из видов варваризмов (см.): французское слово, выражение, оборот, чуждо звучащие, не свойственные русской общенациональной речи.

Так, изображая быт Евгения Онегина, А. С. Пушкин подчёркивал галлицизмы, характерные для его времени:

 

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет…

 

Гекза́метр (от гр. hex — шесть и metron — мера) — стихотворный размер в античном стихосложении, шестистопный дактиль (см.).

Этим стихом написаны известные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Гекзаметр у русских поэтов — это шестистопный дактиль в сочетании с хореем. Цезура (см.) после третьей стопы делит стих на два полустишия.

 

Все уж увенчаны гости; || иной обоняет, зажмурясь,

Ладана сладостный дым; || другой открывает амфору…

 

(А. С. Пушкин, Из Ксенофана Колофонского.)

Герой литературного произведения — действующее лицо в художественном произведении, обладающее отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении.

Героем часто называют всякое многосторонне изображённое действующее лицо в произведении. Такое основное или одно из основных действующих лиц может быть положительным художественным образом, положительным героем, выражающим в своих воззрениях, поступках, переживаниях черты передового человека своего времени и вызывающим у читателя стремление стать похожим на него, следовать ему в жизни. Положительными героями являются многие герои художественных произведений русских классиков, например: Чацкий, Татьяна Ларина, Мцыри, Тарас Бульба, Инсаров и другие. Героями для целого ряда поколений революционеров были герои романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» — Вера Павловна и Рахметов, герой романа А. М. Горького «Мать» — Павел Власов.

Основным или одним из основных действующих лиц может быть и образ отрицательный, в поведении и переживаниях которого писатель показывает людей с отсталыми или реакционными, враждебными народу взглядами, вызывающих гнев и отвращение своим отношением к родине, к людям. Такой отрицательный художественный образ помогает глубже разбираться в действительности, показывает, что́ осуждает писатель и тем самым что́ считает он положительным в жизни, вызывает стремление бороться с отрицательными явлениями в ней.

Русская классическая литература создала ряд отрицательных образов: Чичиков, Плюшкин, Хлестаков и другие в произведениях Н. В. Гоголя, Каренин («Анна Каренина» Л. Н. Толстого), Иудушка Головлёв («Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина), Маякин, Васса Железнова, Клим Самгин и другие в произведениях А. М. Горького.

Советские писатели создали галерею новых положительных героев, в образе которых отразились черты человека социалистического общества.

Таковы, например, Чапаев и Клычков в произведениях Д. Фурманова, Левинсон и другие в романе А. Фадеева «Разгром», коммунисты и комсомольцы-подпольщики в его романе «Молодая гвардия», Давыдов («Поднятая целина» М. А. Шолохова), Павел Корчагин и его боевые товарищи в произведении Н. Островского «Как закалялась сталь», Басов («Танкер „Дербент“» Ю. Крымова), Воробьёв и Мересьев в «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого и др. Наряду с этим советские писатели (А. А. Фадеев, А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, Л. М. Леонов и другие) создали ряд отрицательных образов — белогвардейцев, кулаков, фашистов, авантюристов, фальшивых людей и т. п.

Понятно, что в литературе, как и в жизни, человек выступает в процессе роста, в развитии, борьбе противоречий, в переплетении положительных и отрицательных свойств. Поэтому мы встречаем в литературе самые различные характеры, которые лишь в конечном счёте относим к положительным и отрицательным образам. В этих понятиях выражаются наиболее резко разграниченные виды образов. Практически в каждом данном литературном произведении они получают конкретное воплощение в самых различных формах и оттенках. Следует подчеркнуть, что в советской литературе, важнейшей задачей которой является изображение передовых борцов за коммунизм, — создание образа положительного героя имеет основное значение.

Правильнее будет называть героем лишь положительного героя произведения — действующее лицо, поступки и мысли которого могут явиться, с точки зрения писателя, примером поведения для человека. В отличие от положительных героев других изображённых в произведениях людей лучше называть художественными образами, действующими лицами или, если они не влияют на развитие событий в произведении, персонажами.

 

Гео́ргики — один из жанров лирической античной поэзии, связанной с темой земледельческого труда. Георгики относят к буколической поэзии (см.). «Георгики» («О земледелии») — так называлась дидактическая поэма древнеримского поэта Виргилия.

 

Герой лирический — то лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано. В лирико-эпических произведениях (см. Лиро-эпический род литературы) — в поэме, романе в стихах — это повествователь о событиях и людях, в них участвующих (например, автор в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).

Лирического героя иногда просто называют поэт, так как в большинстве случаев лирические стихи написаны от первого лица. Однако, выражая в лирическом стихотворении свои переживания, поэт только тогда создаёт полноценное художественное произведение, когда в своих индивидуальных переживаниях правдиво передаёт переживания, характерные для людей своего времени, мысли и чувства, характерные для определённой общественной группы, исторического времени. Но не следует считать, что всё написанное автором от первого лица говорит только о его личных переживаниях. В своём творчестве поэт использует и художественный вымысел так же, как использует его каждый художник для создания жизненно правдивого, обобщающего художественного образа. Этот художественный образ — лирический герой — возникает в нашем представлении в особенности после того, как мы познакомились с рядом стихотворений поэта или всем его лирическим творчеством.

Таков, например, лирический герой В. В. Маяковского — типический образ передового советского человека-патриота.

 

Гимн (от гр. hymnos — торжественная песнь) — так называли в древней Греции торжественные стихотворения-песни, прославляющие легендарных народных героев или богов. В дальнейшем гимном стали называть торжественную, хвалебную песнь, в которой воспевается какое-либо явление, лицо, событие. В XIX в. гимном стали называть торжественную песнь, выражающую и воспевающую национальное, государственное или классовое единство.

Например, гимн всех коммунистических партий — «Интернационал» — воспевает боевое единство пролетариев всех стран в их борьбе за коммунизм.

 

Гипе́рбола (от гр. hyperbolē — преувеличение) — один из тропов (см.); образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления. К гиперболе прибегает писатель для усиления впечатления, для заострения образа. Гипербола часто встречается в устном народном творчестве, например в былинах: Илья Муромец берёт в руки «шалыгу железную, да котора была весу ровно сто пудов».

 

Да куда ни махнёт, улица падёт.

А назад отмахнёт — переулицы…

 

Гипербола часто встречается у Н. В. Гоголя, например в его известном описании Днепра — «редкая птица долетит до середины Днепра»; к гиперболе часто прибегал В. В. Маяковский:

 

Любовь мою,

как апостол во время оно,

по тысяче тысяч разнесу дорог…

 

(В. В. Маяковский, Флейта-позвоночник.)

Града́ция (от лат. gradatio — постепенное усиление) или Усугубление — одна из стилистических фигур (см.): оборот поэтической речи, состоящий в группировке определений с усиливающимся или уменьшающимся значением.

 

И где ж Мазепа? где злодей?

Куда бежал Иуда в страхе?

 

(А. С. Пушкин, Полтава.)

 

Не думай бежать!

Это я

вызвал.

Найду.

Загоню.

Доконаю.

Замучу!

 

(В. В. Маяковский, Про это.)

Гражданская поэзия — поэтические произведения, идеи, темы и образы которых непосредственно связаны с общественной жизнью и борьбой народа за свободу и счастье. Гражданская поэзия занимает видное место в творчестве А. Н. Радищева, поэтов-декабристов, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова.

 

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан, —

 

писал Н. А. Некрасов, борясь против бессодержательной поэзии приверженцев порочной теории «искусства для искусства» (см.) и выражая взгляды революционных демократов на поэтическое творчество.

В советской поэзии, продолжающей лучшие традиции русской классической поэзии, мотивы гражданской, политической поэзии естественно слиты со всеми другими поэтическими темами, так как в условиях социалистического общества для советских поэтов, выражающих чувства и думы передовых людей, личная жизнь неотделима от общественной жизни, в которой принимает деятельное участие каждый сознательный советский гражданин.

 

Гроте́ск (от фр. grotesque — смешной, необычайный) — художественный приём в искусстве и литературе, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном или преуменьшённом, уродливо-комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим, пугающее, страшное с необычайно смешным и т. п.

К гротеску как к одному из видов сатирического изображения жизни часто обращался М. Е. Салтыков-Щедрин (например, гротескное описание действующих лиц в его сатире «История одного города»); примером гротеска у В. В. Маяковского может служить сатирическое стихотворение «Прозаседавшиеся».

 

Гумани́зм, гуманность (от лат. humanus — человеческий) — любовь к человеку, человечность, сострадание к человеку в беде, в угнетении, стремление помочь ему и т. п.

В эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.) в борьбе буржуазии против феодализма гуманизм сложился как определённое течение передовой общественной мысли, поднявшее борьбу за права человеческой личности, против церковной идеологии, гнёта схоластики, и стал одной из основных особенностей передовой буржуазной литературы и искусства.

Гуманизм досоциалистического общества проникнут благородным протестом против эксплуатации и унижения человека, полон сочувствия к угнетённым и обездоленным.

Гуманизмом проникнуто творчество передовых русских писателей, отражавших освободительную борьбу народа, — А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др. Гуманизм произведений революционных демократов — Н. Г. Чернышевского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина — выражал их стремление разбудить народ к революционной борьбе.

Однако гуманизм передовой литературы в буржуазно-дворянском обществе (Ф. Шиллер, В. Гюго, Ч. Диккенс и др.) всегда имеет ограниченный характер, так как он не ставит вопроса о самых основах буржуазного общества, о тех причинах, которые вызывают эксплуатацию человека человеком, закрепощение и угнетение его.

В буржуазном обществе неосуществима действительная свобода человека и полное развитие человеческой личности.

«В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть „свободы“ реальной и действительной, — писал В. И. Ленин. — …Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».

Только в социалистическом обществе, уничтожившем эксплуатацию человека человеком, создаются условия для действительной свободы человека и всестороннего развития личности.

В процессе исторической борьбы за социализм вырабатывается подлинный, социалистический гуманизм, проникнутый не только сочувствием к угнетённым, но ставящий себе целью действительное освобождение трудящихся всех стран и наций от социального и национального гнёта.

Социализм создаёт человека совершенно нового типа, в основе жизни которого лежит единство интересов личности и общества, что обеспечивает развитие всех его индивидуальных склонностей и способностей.

В коммунистическом обществе, сказано в Программе КПСС, принятой XXII съездом партии, «расцветают и полностью раскрываются способности и таланты, лучшие нравственные качества свободного человека».

Высокая цель — создание всесторонне развитой, полноценной и гармонической личности — определяет действенный характер социалистического гуманизма, выдвигающего идею непримиримой борьбы со всем, что стоит на пути свободного развития человека.

«Если враг не сдаётся — его уничтожают», — писал М. Горький, певец воинствующего социалистического гуманизма, готового к борьбе и величайшему самопожертвованию во имя освобождения трудящихся масс и расцвета человеческой личности.

Идеями социалистического гуманизма проникнута вся советская литература, жизнь и творчество её основоположника — М. Горького.

 

Гуса́н — армянский народный певец.

 

Д

 

Да́ктиль (от гр. daktylos — палец) — трёхсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на первый из трёх слогов (′ᴗᴗ). В античном стихосложении (см.), откуда и взято это название, дактилем назывался стихотворный размер, стопы которого состояли из одного долгого и двух кратких слогов (—ᴗᴗ).

Пример дактиля в русском стихе:

 

Ту́чкй нӗ|бе́сны̆ӗ|, ве́чны̆ӗ стра́ннйкй!

Сте́пью ла|зу́рною, | це́пью жем|чу́жною

Мчи́тесь вы, бу́дто как я́ же, изгна́нники…

 

(М. Ю. Лермонтов, Тучи)

Схема дактиля:

Даста́н — в тюркоязычной литературе эпическое произведение в стихах; поэма.

 

Двустишие или Дисти́х — одна из простейших строф (см.) — сочетание двух стихотворных строк, связанных общей рифмовкой и объединяющей их интонацией.

Двустишия различают по стихотворным размерам и количеству стоп в них. Например, в античной поэзии было распространено двустишие, которое называлось «элегический дистих»; первый стих — гекзаметр, шестистопный дактиль, второй — пентаметр — тоже шестистопный дактиль, но с пропуском двух кратких слогов третьей и шестой стоп.

В силлабическом стихосложении (см.) двустишие представляло собой обычно тринадцатисложник с постоянной парной женской рифмой. Из двустиший шестистопного ямба состоит александрийский стих (см.). Двустишие, обычное в восточной поэзии, называется бейт  (см.). Пример двустишия у А. С. Пушкина:

 

Гляжу, как безумный, на чёрную шаль,

И хладную душу терзает печаль.

 

Действие или Акт — законченная часть драматургического произведения или спектакля — трагедии, драмы, комедии.

Например: «Горе от ума» — комедия А. С. Грибоедова в 4-х действиях.

В более широком смысле действием называют вообще весь круг событий, развивающихся в произведении. Говорят: «Действие этого романа происходит в XVIII в.», «Напряжённое действие в пьесе» и т. д.

 

Декаде́нтство (от фр. décadent — упадочный) одно из проявлений модернизма (см.), течение в буржуазной литературе, возникшее во Франции в конце XIX в.

Для декадентства характерны: проповедь бессодержательного искусства, далёкого от общественной жизни, отказывающегося служить народу и враждебного ему; мистика, вера в сверхъестественные силы, якобы управляющие миром; крайний индивидуализм, презрение к простым людям труда и любование «утончёнными» переживаниями, воспевание смерти, разложения, разврата; погоня за внешней красивостью, вычурностью литературной формы и т. п. (см. Символизм).

 

Детекти́вная литература (от лат. detectio — раскрытие) — один из видов буржуазной приключенческой литературы: романы, повести, рассказы о «подвигах» и приключениях сыщиков, обычно защищающих частную собственность буржуазии — основу капиталистического общества.

Примером детективной литературы являются произведения английского писателя Конан Дойля о приключениях Шерлока Холмса, породившие множество подражаний.

 

Детская литература — произведения, предназначенные для детей различных возрастов. Наряду с художественной литературой в число этих произведений входят и научно-популярные книги, и справочные издания для детей. Видное место в детской литературе занимают те произведения художественной литературы, которые в силу своих передовых идей, героичности и человечности образов, увлекательности сюжета, простоты и ясности художественной формы прочно входят в детское чтение (народные сказки и былины, сказки и другие произведения А. С. Пушкина, многие произведения А. М. Горького, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко и др.). Любимыми детскими книгами стали также сокращённые издания многих произведений мировой литературы, первоначально написанные для взрослых («Дон-Кихот» М. Сервантеса, «Путешествие Гулливера» Д. Свифта, «Робинзон Крузо» Д. Дефо и др.).

Советские писатели на основе марксистско-ленинской педагогики и принципов социалистического реализма под руководством и при участии А. М. Горького создали советскую детскую литературу, продолжающую лучшие традиции литературы прошлого и воспитывающую в детях черты настоящего советского человека, будущего гражданина коммунистического общества.

В создании советской детской литературы, являющейся неотделимой частью всей советской литературы, приняли деятельное участие В. Маяковский, Н. Тихонов, В. Катаев, М. Пришвин, А. Гайдар, С. Маршак, К. Чуковский, Б. Житков, В. Бианки, М. Ильин, А. Барто, Л. Кассиль, С. Михалков и многие другие.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.