Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Антиба́кхий — см. Античное стихосложение.



Антиба́кхий — см. Античное стихосложение.

 

Антите́за (от гр. antithesis — противоположение) — одна из стилистических фигур (см.): оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

 

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой…

 

(А. С. Пушкин, Евгений Онегин.)

Анти́чное стихосложение — система стихосложения в древней Греции, где она возникла ещё в VIII в. до н. э., и в древнем Риме, куда в III в. до н. э. она перешла из Греции.

В античном мире поэты не читали свои стихи, а пели; поэт был одновременно и певцом, и изображали его с музыкальным инструментом — лирой (отсюда название лирика, см.).

Мы можем только приблизительно представить себе звучание античных стихов: их звуковая запись до нас не дошла. Но сохранившиеся поэтические произведения поэтов древнего мира, сочинения древних о поэзии, сообщения историков и писателей того времени дают нам возможность более или менее определённо представить себе систему античного стихосложения.

Античное стихосложение называют также метрическим (от лат. metron — мера).

В основе стихотворного размера античного стихосложения лежат краткие и долгие слоги. Время, необходимое для произнесения краткого слога, называлось мора; произнесение долгого слога занимало две моры. Долгие и краткие слоги сочетались в стопы. Повторение таких стоп образовывало стих — стихотворную строку. В античном стихосложении нет рифмы.

Отмечая условным значком ‾ долгий слог и значком ̆ краткий слог, приводим основные стопы в античном стихосложении:

 

двусложные:

 

Ямб: ᴗ—

хорей или трохей: —ᴗ

спондей: ——

 

трёхсложные:

 

дактиль: —ᴗᴗ

амфибрахий: ᴗ—ᴗ

анапест: ᴗᴗ—

бакхий: ——ᴗ

антибакхий: ᴗ——

амфимакр: —ᴗ—

 

четырёхсложные:

 

пеон первый: —ᴗᴗᴗ

пеон второй: ᴗ—ᴗᴗ

пеон третий: ᴗᴗ—ᴗ

пеон четвёртый: ᴗᴗᴗ—

 

Помимо стихов одного размера, построенных на повторении определённой стопы, в античном стихосложении были смешанные размеры, составленные из разных стоп.

Таковы, например, стихи в алкеевой строфе, названной так по имени древнегреческого лирика Алкея, и сапфический стих, которым писала древнегреческая поэтесса Сафо (или Сапфо).

Алкеева строфа включает четыре стиха, из которых первые два стиха в строфе состоят из одиннадцати долгих и коротких слогов следующего чередования:

 

ᴗ—ᴗ——ǀǀ—ᴗᴗ—ᴗᴗ

 

третий — из девяти слогов:

 

ᴗ—ᴗ—ᴗ—ᴗ—ᴗ

 

четвёртый — из десяти слогов:

 

—ᴗᴗ—ᴗ ǀǀ ᴗ—ᴗ—ᴗ

 

По-русски алкеева строфа звучит приблизительно так:

 

Едва противясь || натиску злобных волн,

Уж захлестнула || палубу сплошь вода;

Уже просвечивает парус,

Весь продырявлен. || Ослаблены скрепы,

 

(Алкей, Буря.)

Приводим пример сапфической строфы из стихотворения «Пловец» К. Павловой:

 

Колыхается || океан ненастный,

Высь небесную кроет || сумрак серый.

Удалой пловец держит || путь опасный

С твёрдою верой.

 

В русском и западноевропейском стихосложении сохранились названия стоп античного стихосложения — ямб, хоре́й, да́ктиль, амфибра́хий, ана́пест, пео́н. Стихи сейчас не поют, а произносят и читают; основой современного русского стихосложения являются не долгие и короткие слоги, а слоги ударные и безударные.

 

Антоло́гия (от гр. anthos — цветок и legō — собираю) — так называли в древние времена сборники избранных произведений античной поэзии. И в настоящее время антологией называют сборники избранных произведений отдельных поэтов или избранных произведений поэзии какого-нибудь народа.

Например: «Антология грузинской поэзии», «Антология белорусской поэзии».

 

Анто́нимы (от гр. anti — против и onoma — имя) — слова, противоположные по значению.

Использование антонимов помогает писателю с большей выразительностью раскрыть внутренние противоречия в явлении, в характере и т. д., которые хочет подчеркнуть писатель, например:

 

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог!

 

(Г. Р. Державин, Бог.)

Антра́кт (от фр. entre — между и acte — действие) — перерыв между отдельными актами или действиями драматургического произведения.

В старину антрактами назывались также небольшие сценки — интермедии (см.), которые исполнялись в перерыве между действиями пьесы.

 

Апоге́й (от гр. apogeion — далёкий от земли) — высшая степень развития чего-либо, вершина.

Можно сказать: в романе «Молодая гвардия» развитие героического характера Олега достигает апогея в сцене его допроса фашистами.

 

Апо́криф (от гр. apokryphos — тайный, подложный) — древние религиозные легенды-сказания, которые выдавались за «священное» писание наравне с библией и евангелиями, почитающимися священными у церковников и верующих.

Апокрифом называют вообще произведение, ложно приписываемое какому-либо автору.

 

Апостро́фа (от гр. apostrophē — отклонение) — одна из стилистических фигур (см.): оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевлённому явлению, как к одушевлённому, или к отсутствующему лицу, как к присутствующему.

 

Прощай, свободная стихия!..

 

(А. С. Пушкин, К морю.)

 

Александр Сергеевич!

Разрешите представиться —

Маяковский.

Дайте руку!

 

(В. В. Маяковский,  Юбилейное.)

Апофео́з (от гр. apotheōsis — обожествление) — так именовали в прошлом торжество в честь победы, прославление торжественного завершения события, восхваление его героев.

В драматургическом произведении или спектакле апофеоз — заключительная торжественная картина.

Так называют, например, заключительную картину оперы М. Глинки «Иван Сусанин», изображающую торжество русского народа над иноземцами-захватчиками.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.