![]()
|
|||||||
Антиба́кхий — см. Античное стихосложение.Антиба́кхий — см. Античное стихосложение.
Антите́за (от гр. antithesis — противоположение) — одна из стилистических фигур (см.): оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой…
(А. С. Пушкин, Евгений Онегин.) Анти́чное стихосложение — система стихосложения в древней Греции, где она возникла ещё в VIII в. до н. э., и в древнем Риме, куда в III в. до н. э. она перешла из Греции. В античном мире поэты не читали свои стихи, а пели; поэт был одновременно и певцом, и изображали его с музыкальным инструментом — лирой (отсюда название лирика, см.). Мы можем только приблизительно представить себе звучание античных стихов: их звуковая запись до нас не дошла. Но сохранившиеся поэтические произведения поэтов древнего мира, сочинения древних о поэзии, сообщения историков и писателей того времени дают нам возможность более или менее определённо представить себе систему античного стихосложения. Античное стихосложение называют также метрическим (от лат. metron — мера). В основе стихотворного размера античного стихосложения лежат краткие и долгие слоги. Время, необходимое для произнесения краткого слога, называлось мора; произнесение долгого слога занимало две моры. Долгие и краткие слоги сочетались в стопы. Повторение таких стоп образовывало стих — стихотворную строку. В античном стихосложении нет рифмы. Отмечая условным значком ‾ долгий слог и значком ̆ краткий слог, приводим основные стопы в античном стихосложении:
двусложные:
Ямб: ᴗ— хорей или трохей: —ᴗ спондей: ——
трёхсложные:
дактиль: —ᴗᴗ амфибрахий: ᴗ—ᴗ анапест: ᴗᴗ— бакхий: ——ᴗ антибакхий: ᴗ—— амфимакр: —ᴗ—
четырёхсложные:
пеон первый: —ᴗᴗᴗ пеон второй: ᴗ—ᴗᴗ пеон третий: ᴗᴗ—ᴗ пеон четвёртый: ᴗᴗᴗ—
Помимо стихов одного размера, построенных на повторении определённой стопы, в античном стихосложении были смешанные размеры, составленные из разных стоп. Таковы, например, стихи в алкеевой строфе, названной так по имени древнегреческого лирика Алкея, и сапфический стих, которым писала древнегреческая поэтесса Сафо (или Сапфо). Алкеева строфа включает четыре стиха, из которых первые два стиха в строфе состоят из одиннадцати долгих и коротких слогов следующего чередования:
ᴗ—ᴗ——ǀǀ—ᴗᴗ—ᴗᴗ
третий — из девяти слогов:
ᴗ—ᴗ—ᴗ—ᴗ—ᴗ
четвёртый — из десяти слогов:
—ᴗᴗ—ᴗ ǀǀ ᴗ—ᴗ—ᴗ
По-русски алкеева строфа звучит приблизительно так:
Едва противясь || натиску злобных волн, Уж захлестнула || палубу сплошь вода; Уже просвечивает парус, Весь продырявлен. || Ослаблены скрепы,
(Алкей, Буря.) Приводим пример сапфической строфы из стихотворения «Пловец» К. Павловой:
Колыхается || океан ненастный, Высь небесную кроет || сумрак серый. Удалой пловец держит || путь опасный С твёрдою верой.
В русском и западноевропейском стихосложении сохранились названия стоп античного стихосложения — ямб, хоре́й, да́ктиль, амфибра́хий, ана́пест, пео́н. Стихи сейчас не поют, а произносят и читают; основой современного русского стихосложения являются не долгие и короткие слоги, а слоги ударные и безударные.
Антоло́гия (от гр. anthos — цветок и legō — собираю) — так называли в древние времена сборники избранных произведений античной поэзии. И в настоящее время антологией называют сборники избранных произведений отдельных поэтов или избранных произведений поэзии какого-нибудь народа. Например: «Антология грузинской поэзии», «Антология белорусской поэзии».
Анто́нимы (от гр. anti — против и onoma — имя) — слова, противоположные по значению. Использование антонимов помогает писателю с большей выразительностью раскрыть внутренние противоречия в явлении, в характере и т. д., которые хочет подчеркнуть писатель, например:
Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог!
(Г. Р. Державин, Бог.) Антра́кт (от фр. entre — между и acte — действие) — перерыв между отдельными актами или действиями драматургического произведения. В старину антрактами назывались также небольшие сценки — интермедии (см.), которые исполнялись в перерыве между действиями пьесы.
Апоге́й (от гр. apogeion — далёкий от земли) — высшая степень развития чего-либо, вершина. Можно сказать: в романе «Молодая гвардия» развитие героического характера Олега достигает апогея в сцене его допроса фашистами.
Апо́криф (от гр. apokryphos — тайный, подложный) — древние религиозные легенды-сказания, которые выдавались за «священное» писание наравне с библией и евангелиями, почитающимися священными у церковников и верующих. Апокрифом называют вообще произведение, ложно приписываемое какому-либо автору.
Апостро́фа (от гр. apostrophē — отклонение) — одна из стилистических фигур (см.): оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевлённому явлению, как к одушевлённому, или к отсутствующему лицу, как к присутствующему.
Прощай, свободная стихия!..
(А. С. Пушкин, К морю.)
Александр Сергеевич! Разрешите представиться — Маяковский. Дайте руку!
(В. В. Маяковский, Юбилейное.) Апофео́з (от гр. apotheōsis — обожествление) — так именовали в прошлом торжество в честь победы, прославление торжественного завершения события, восхваление его героев. В драматургическом произведении или спектакле апофеоз — заключительная торжественная картина. Так называют, например, заключительную картину оперы М. Глинки «Иван Сусанин», изображающую торжество русского народа над иноземцами-захватчиками.
|
|||||||
|