|
|||
Алке́ева строфа — см. Античное стихосложение.Алке́ева строфа — см. Античное стихосложение.
Аллего́рия (от гр. allegoria — иносказание) — один из видов тропов (см.) — иносказательное изображение отвлечённого понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Черты и признаки этого образа, соответствуя основным чертам иносказательно изображённого понятия или явления, вызывают то представление о нём, которое хочет создать писатель. Так, правосудие иносказательно изображалось в образе женщины с завязанными глазами и весами в руках; аллегория надежды — якорь; аллегория свободы — разорванные цепи и т. п. На значках и воззваниях сотен миллионов трудящихся, борющихся за мир, изображён белый голубь — аллегория мира во всём мире. Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность — в обличии волка, коварство — в виде змеи и т. п.
Аллитера́ция (от лат. ad — к, при lit(t)era — буква) — повторение в стихах или — реже — в прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. Аллитерация подчёркивает звучание отдельных слов, выделяя их и придавая им особенно выразительное значение.
Нев а в здув алась и рев ела, К отл ом кл ок оча и кл убясь…
(А. С. Пушкин, Медный всадник.) Аллитерация, когда она не служит определённой выразительной цели, приводит к пустой, бессмысленной игре звуками, например у поэта-символиста:
Ч уждый ч арам ч ёрный ч ёлн…
Альмана́х (от араб. al mana — время, мера) — так в XIV–XV вв. назывались сборники календарных таблиц с астрономическими вычислениями; позже, с XVI в., их издавали ежегодно, дополняя различными справочными сведениями, маленькими рассказами, стихами, шутками и т. п. Впоследствии альманахом стали называть сборник литературно-художественных произведений различного содержания. Из русских старинных альманахов известен литературно-художественный сборник «Полярная звезда», издававшийся в 1823–1825 гг. писателями-декабристами А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым; в этом альманахе принимали участие А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, И. А. Крылов и другие выдающиеся писатели того времени. По инициативе А. М. Горького при Советской власти стали издавать альманах, который именовали по текущему году Великой Октябрьской социалистической революции: «Год XXXI», «Год XXXIV». Позднее этот альманах стал носить название «Литературный современник».
Амфибра́хий (от гр. amphibrachys — с двух сторон краткий) — трёхсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении (см.), в которой ударение падает на второй слог — ударный между двумя безударными (ᴗ′ᴗ). В античном стихосложении (см.) амфибрахий — стопа, в которой долгий слог заключён между двумя краткими (ᴗ—ᴗ). Пример амфибрахия в русском стихе:
По̆сле́дня̆|я̆ ту́чӑ | рӑссе́я̆н|но̆й бу́рй! О̆дна́ ты̆ | нӗсёшься̆ | по̆ я́сно̆й | лӑзу́рй.
(А. С. Пушкин, Туча) Схема амфибрахия: Амфима́кр — см. Античное стихосложение.
Аллю́зия (от лат. allusio — намёк) — стилистическая фигура (см.), заключающаяся в употреблении ходового крылатого выражения как намёка на сущность того или иного факта. Например, победа, доставшаяся ценой больших жертв, обычно именуется «пирровой победой» («Ещё одна такая победа, и я останусь без войска» — так оценил одну из своих побед над римлянами в 279 г. до н. э. эпирский полководец Пирр). Такова же стилистическая роль в речи и в литературном произведении таких предполагающихся общеизвестными выражений, как «Пришёл, увидел, победил», «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» и т. п.
Амфиболи́я (от гр. amphibolia — двузначность) — преднамеренная или невольно допущенная двусмысленность, неясность выражения. Например: «Мать (а не отца) любит дочь» и «Мать любит дочь (а не сына)».
Анакреонти́ческая поэзия — вид античной лирической поэзии: стихотворения-песенки, в которых воспевалась весёлая, беззаботная жизнь, пирушки, вино, любовь. Своё название этот вид лирической поэзии получил от имени древнегреческого поэта Анакрео́на (или Анакрео́нта), автора застольных песен, жившего в VI в. до н. э. До нас дошли отрывки его стихотворений и сборник стихов того времени, написанных в духе Анакреона. Во второй половине XVIII и в начале XIX в. анакреонтические стихи часто встречались и в западной, и в русской поэзии; их писали М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, К. Н. Батюшков и другие поэты. В юношеские годы А. С. Пушкин написал и перевёл несколько анакреонтических стихотворений — «Фиал Анакреона», «Гроб Анакреона» и др.
Ана́пест (от гр. anapaistos; ana — назад и paio — бить, рубить, отбитый назад) — трёхсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении (см.), в которой ударение падает на третий, последний слог (ᴗᴗ′). В античном стихосложении (см.) анапест — стопа, в которой первые два слога — краткие, последний — долгий (ᴗᴗ—). Примеры анапеста в русском стихе:
Во̆т пӑра́|дны̆й по̆дъе́зд. | По̆ то̆рже́|ствӗнны̆м дня́м, О̆дӗржи́|мы̆й хо̆ло́|пскйм нӗду́|го̆м…
(Н. А. Некрасов, Размышления у парадного подъезда) Схема анапеста:
|
|||
|