|
|||
Проанализируйте действие нормативных актов во времени. Укажите порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов.27)Проанализируйте действие нормативных актов во времени. Укажите порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов. Под началом действия, функционирования нормативно-правового акта, как правило, понимают признание за ним с конкретного момента времени определенной юридической силы, т.е. четкого места в системной иерархии актов национального законодательства, а под окончанием его действия момент прекращения юридической силы нормативно-правового акта. Хотя следует сделать оговорку, что в процессе правовой жизни общества могут возникнуть и возникают ситуации, когда опубликованный, но еще не вступивший в действие нормативно-правовой акт все же обладает определенной юридической силой, поскольку он уже является составной частью существующего законодательства и может быть отменен только в том же порядке, какой предусмотрен для юридических актов, хотя и не вызывает еще таких юридических последствий, какие вызывают уже действующие акт. Следует выделить несколько вариантов вступления в юридическую силу нормативно-правовых актов: по истечении определенного срока после его официального опубликования. Так, например, федеральные законы и нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти РФ вступают в юридическую силу на территории РФ по истечении десяти дней после их опубликования. Акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования. Акты министерств и ведомств соответственно после десяти дней после их опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции; посредством указания в тексте нормативно-правового акта срока вступления этого акта в действие;
через указание на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление акта в юридическую силу (например, «с момента подписания», «с момента опубликования», «с момента утверждения» и т.д.). Кроме того, есть часть нормативно-правовых актов, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства, учреждения и организации. Они вступают в юридическую силу с момента их получения этими органами, если иное не предусмотрено в самом тексте акта. Прекращением действия нормативно-правового акта, или, иными словами, утратой юридической силы, следует считать следующие обстоятельства: истечение срока действия, на который был принят тот или иной нормативно-правовой акт (так называемые срочные акты, имеется в виду указанный срок действия их юридической силы); отмена действия нормативно-правового акта уполномоченным на то органом, с изданием соответствующего «акта отмены»; в связи с фактической заменой нормативно-правового акта новым принятым актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Принятый государственными органами нормативно-правовой акт распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Поэтому действие актов, как правило, обращено в будущее, на поведение, совершенное с учетом получения нормативно-правовым актом юридической силы. Отсюда вытекает весьма важный правовой принцип, в соответствии с которым нормативно-правовые акты не имеют обратной силы, другими словами, они не распространяются на отношения, протекающие между субъектами до момента вступления этого акта в юридическую силу (так называемое положение римского права: Lex adpraeteriam non valet— «Закон обратной силы не имеет»). В свою очередь, если нормативно-правовые акты устанавливают не новые правовые обременения (юридические обязанности), а, наоборот, дополнительные права участников правовых отношений, то в этом случае (и только в этом) акту может быть предана обратная (ретроспективная) сила. Например, обратной силой могут наделяться нормативно-правовые акты, отменяющие или смягчающие уголовную или административную ответственность. Также ретроспективной силой пользуются нормативно-правовые акты тогда, когда в самом акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия. И последнее, в юридической практике встречаются случаи, когда утративший юридическую силу нормативно-правовой акт в целом не применяется, однако отдельные его положения могут применяться к длящимся правоотношениям, возникшим или существовавшим во время действия этого акта и не прекратившимся на момент его отмены (так называемый процесс «переживания» старого нормативного акта). Порядок опубликования правовых актов и вступления их в силу Официальное опубликование (обнародование) правового акта является заключительной стадией правотворческой процедуры. Часть 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят 25 мая 1994 г.) устанавливает следующие моменты: 1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуютсяне позднее 10 дней после дня их принятия. 2. Официальньм опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации. 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем. 4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. 5. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме. Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлены следующие моменты: 1. Акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения) и акты Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания. 2. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. 3. Акты Президента РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. 4. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.
5. Акты Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. 6. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу. 7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение 10 дней после дня их регистрации. 8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации во истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят 12 августа 1995 г.) нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
28)Обоснуйте пределы действия нормативных актов. Проанализируйте действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц. Пределы действия нормативных правовых актов – это определенные временные, предметные, территориальные ограничения их существования и действия, а также их применимость к определенным категориям субъектов права. Призванные регулировать общественные отношения правовые нормы содержатся в нормативных правовых актах, т.е. в официальных документах. Именно нормативные правовые акты, являясь внешней формой права, определяют: какие общественные отношения регулируют конкретные нормы права, когда они начинают действовать и на какую территорию распространяются, а также какую категорию лиц их действие затрагивает. Установление пределов действия правовых норм имеет важное значение для правильной их реализации в процессе правоприменительной практики. Пределы действия нормативного правового акта устанавливаются по четырем критериям: предмету, времени, пространству и кругу лиц и, как правило, специально урегулированы с помощью особых норм (оперативных, коллизионных, правотворческих, иерархических). Установить пределы действия нормативного правового акта – это значит определить: – на какие общественные отношения распространяются положения акта (действие по предмету);
– с какого времени акт вступает в силу и на какой период это действие сохраняется (действие во времени); – на какую территорию он распространяется (действие в пространстве); – каких категорий субъектов он касается (действие по кругу лиц). Установление пределов действия нормативных правовых актов имеет важное практическое значение и является необходимым условием обеспечения эффективности механизма правового регулирования. Осуществление прав, свобод и обязанностей субъектов права, удовлетворение их жизненных потребностей и интересов во всех сферах общественной жизни напрямую связаны с установлением в законодательстве и практической реализацией пределов действия нормативных правовых актов. Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается её сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны. Действие нормативных актов в пространстве зависит от: уровня государственного органа, принявшего данный акт юридической силы акта. Нормативные акты распространяют свое действие: на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления); на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов); на территорию, указанную в самом нормативном акт на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации). Действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.). Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил. Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.
|
|||
|