|
|||
Укажите виды формальных источников права. Укажите, какие формальные источники права включаются в законодательство.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Учебная дисциплина "теория государства и права " 21)Укажите различия между публичным и частным, материальным и процессуальным правом. Обоснуйте, следует ли материальное право считать первичным, а процессуальное право – вторичным. Критерием различия областей частного права и публичного права, по мнению Ульпиана, служит характер интересов, защищаемых правом: к области публичного права принадлежат нормы права, ограждающие интересы государства, к области частного права – нормы, ограждающие интересы отдельных лиц. Ульпиан указывал, что публичное право включает в себя «святыни, служение жрецов, положение магистратов», т.е. сюда относятся нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Отношения же отдельных индивидов между собой регулируются частным правом, поэтому нормы его воплощаются в институтах семейного права, а также в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг: собственность, наследование, обязательства и т.п. Частное право включает в себя комплекс имущественных и комплекс личных прав. Особенность имущественных прав состоит в том, что ими можно распоряжаться, т. е. они могут быть и являются объектами хозяйственного оборота. Личные же права абсолютны, они неотчуждаемы и существуют постольку, поскольку существует их носитель (права супругов, родителей, детей и т. п.), поэтому личные права и их субъекты неотделимы друг от друга. Частное право отличается от публичного также и тем, что субъекты его, в соответствии с уполномочивающим и диспозитивным характером норм, автономны в своих действиях (непосредственная регулирующая деятельность государства здесь ограничена): собственник вправе защищать свое имущество или не защищать, содержание договора устанавливается сторонами, интересы лица защищаются лишь по его требованию и в пределах заявленного притязания. В публичном праве нет места подобным альтернативам, например, его субъект не может сам определять, платить налоги или не платить: императивные нормы действуют независимо от воли частного лица. Вместе с тем нельзя считать, что весь массив частного права формируется исключительно уполномочивающими и диспозитивными нормами. Напротив, в него включаются и императивные номы, но суть заключается в том, что они не являются определяющими. Автономия субъектов частного права не беспредельна, границы ее очерчиваются публичным правом: «Частные соглашения не могут изменить предписаний публичного права». Особенности норм публичного права: - императивные (повелительные, безусловно обязательные) – содержали властные предписания, отступления от которых не допускались; - общеобязательные – предписывали совершать положительные действия; - повелительные – приказывали совершать определенные действия. Особенности норм частного права:
- уполномочивающие – предоставляли участникам возможность самим определять складывающиеся отношения, совершать определенные действия; устанавливались сторонами (участниками договорных отношений); - условно-обязательные – могли возникнуть в процессе деятельности, а могли и не возникнуть; - диспозитивные – предоставляли участникам отношений возможность самим решать вопрос об объеме и характере прав и обязанностей. Сфера действия частного права в Риме была весьма широка. Гражданско-правовыми считались и некоторые их отношений, признаваемых в других правопорядках публично – правовыми: например, кража рассматривалась в римском праве как частное правонарушение (delictum privatum), тогда как во всех позднейших формациях кража признается уголовным преступлением, т.е. относится к публичному праву. Деление права на частное и публичное было воспринято буржуазными правовыми системами и сохраняется до сих пор. Это обстоятельство обусловливает необходимость более полной характеристики этого деления. Современное понятие частного права включает в себя следующие отрасли: гражданское право, торговое и семейное право (в правовых системах, которые содержат такие отрасли права). Римская правовая система не знала еще ни торгового, ни семейного права как самостоятельных отраслей. Поэтому частное право и гражданское право в римской правовой системе выступали как однозначные категории. Современное частное право по своему объему значительно шире. Все остальные отрасли современных правовых систем представляют собою публичное право. Такие отрасли, как государственное (конституционное), административное, финансовое и др., безусловно, опосредствуют государственные интересы и потому являются публичными. Однако конфликт уголовно-правового характера даже между частными лицами (так называемые дела частного обвинения) входят в сферу публичного права, поскольку такое правонарушение является общественно опасным и затрагивает интересы общественного порядка. Советская правовая система не восприняла деления на частное и публичное право. Когда в условиях нэпа формировалась новая отрасль советского социалистического гражданского права, В.И.Ленин учил не перенимать старое буржуазное понятие о гражданском праве, а вырабатывать новое гражданское право, новое отношение к «частным» договорам: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». В.И. Ленин требовал при разработке нового гражданского законодательства расширить применение государственного вмешательства в «частноправовые» отношения, расширить право государства отменять «частные» договоры. При этом он категорически предписывал к новым «гражданским правоотношениям» применять «не corpus juris romani..., a наше революционное правосознание». Таким образом, советское гражданское законодательство с первых дней своего рождения твердо стало на позицию всеобщего контроля за сферой «частной» деятельности, «частными» правоотношениями, чтобы искоренить злоупотребления и преступления как частных предпринимателей, так и государственных служащих в период новой экономической политики.
В юридической науке право представлено в двух формах: материальное и процессуальное. В том и другом случае выполняется регулировочная функция. Материальным называют право, которое содержит нормы, упорядочивающие отношения между людьми в реальной жизни. Оно разбивается на ряд отраслей. Каждая из них занимается своими вопросами: гражданскими, финансовыми, семейными или иными. Процессуальным называют право, обеспечивающее контроль за выполнением норм материального права. Это направление непосредственно связано со сферой судопроизводства. Речь идет о двух неразрывно связанных юридических категориях. А отличие процессуального права от материального заключается в их предназначении. Основой является право материальное. Его нормы определяют поведение людей в разных сферах жизни. В этом случае затрагиваются вопросы, которые касаются распоряжения имуществом, трудовой деятельности, вступления в брак и множества других аспектов. Но на уровне судебного разбирательства по делам, связанным с нарушением таких норм, действует процессуальное право. Его предписания регламентируют все процедурные вопросы. Например, указываются сроки обращения в соответствующие органы, порядок вызова свидетелей, условия обжалования приговора, обязанности тех, кто задействован в судебных спорах. При рассмотрении нарушений уголовного характера нормы процессуального права управляют деятельностью структур дознания и следствия. Особенностью этого направления является то, что оно преимущественно регулирует действия субъектов, в чьем лице представлена власть. Вообще, процессуальное право играет в определенном смысле обслуживающую роль. Но, несмотря на это, оно выступает в качестве крайне необходимой юридической категории, поскольку гарантирует эффективность действия закона. Обобщая сказанное, сделаем краткий вывод о том, в чем разница между процессуальным и материальным правом. Так, первое из них помогает добиться выполнения норм, принятых в государстве, а второе – объясняет, чего именно следует придерживаться добропорядочному гражданину. Эти две ветви права неотделимы друг от друга. От их согласованности зависит обеспечение порядка в обществе.
22)Укажите виды формальных источников права. Укажите, какие формальные источники права включаются в законодательство. Под формальным источником права понимаются - способы закрепления и выражения правовых норм. «Формальный источник права» – исходящие от государства или признанные им официально документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического общеобязательного значения. -Правовой обычай – это санкционированное и охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течение длительного времени, имеет юридическое значение и признается государством в качестве средства правового регулирования.
-Правовой прецедент – решение суда или иного юрисдикционного органа по разрешению конкретного юридического дела, которому придается сила нормы права при разрешении аналогичных дел в дальнейшем. Различаются судебный и административный прецедент. -Нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права. Значение источника права имеет не любой договор, а только такой, который содержит (устанавливает, изменяет или отменяет) нормы права. Разновидностями договоров нормативного содержания являются международные договоры (пакты и конвенции), союзные, договоры (об образовании федеративного государства), федеративные договоры (о разграничении предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами), компетенционные договоры (о взаимном делегировании полномочий), коллективные договоры. -Правовая доктрина – труды выдающихся ученых – юристов, на которые можно непосредственно ссылаться при разрешении конкретных юридических дел. Имеет преимущественно историческое значение. Римские юристы, авторитет которых был чрезвычайно высок, имели право давать разъяснения, которые были обязательны для судов. Такую же роль в средневековых судах играли работы глоссаторов и постглоссаторов. В ХIХ веке Российский Правительствующий Сенат цитировал в своих актах труды отечественных цивилистов. -Религиозные тексты – как формальный источник права имеют значение в государствах, относящихся к религиозно-традиционной правовой семье. В настоящее время остается распространенным источником права в арабских и некоторых других мусульманских странах. В основе мусульманского права лежат четыре источника: 1) священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцу Магомету; 2) Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников; 3) Иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных мусульманских ученых; 4) Кияс – суждения по аналогии о тех явлениях в жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общеобязательный характер. Общие принципы права – это исходные, отправные начала конкретной правовой системы. В некоторых странах общие принципы права признаны в качестве самостоятельного источника права. Так, например, Гражданский кодекс Испании называет среди источников права общие принципы, вытекающие из испанских кодексов и законов. Признаются в качестве источников права общие принципы и в международном праве. Основным источником права в романо-германской правовой семье и близких к ней правовых системах является нормативно-правовой акт. -Нормативно-правовой акт – это принимаемый в особом порядке специально на то уполномоченными властными субъектами, обладающий юридической силой официальный юридический документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права, действие которого обеспечивается силой государственного принуждения. Признаки нормативно-правового акта:
1. Формальная определенность – нормативно-правовой акт всегда имеет строго определенную точную, четкую, конкретную форму своего внешнего выражения, существует в виде формализованного юридического документа. 2. Нормативность – всегда содержит нормы права (устанавливает, изменяет или отменяет эти нормы). 3. Социальность – нормативно-правовой акт принимается для регулирования общественных отношений. 4. Официальность – нормативно-правовые акты могут издаваться только специально уполномоченными на то субъектами (народом в ходе референдума, уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления). 5. Властно-волевой характер – в нормативно-правовом акте находит выражение властная воля государства. 6. Юридическая сила – степень способности нормативно-правового акта быть регулятором общественных отношений, определяющая его место в системе законодательства. Юридическая сила нормативно-правового акта зависит от места субъекта правотворчества в иерархии государственной власти. 7. Особый порядок принятия – нормативно-правовой акт всегда принимается на основе жестко формализованной процедуры правотворчества.
|
|||
|