Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проведите классификацию нормативных актов. Укажите различия 
между законами и подзаконными нормативными актами. 




24)Проведите классификацию нормативных актов. Укажите различия 
между законами и подзаконными нормативными актами. 


по юридической силе:


А) законы (Конституция – основной закон, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ);

Б) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента РФ, постановления, распоряжения, Правительства РФ, инструкции федеральных органов исполнительной власти);

В) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (например, решения представительных органов местного самоуправления);

Г) локальные нормативно-правовые акты (инструкции, приказы, распоряжения).

по процедуре (особенностям) принятия:


А) акты, принимаемые в результате референдума;

Б) акты, издаваемые государственными органами;

В) акты органов местного самоуправления;

Г) акты локального действия (организаций, учреждений).

по сроку действия:


А) постоянные;

Б) временные – действуют определенный период времени.

по территории действия:


А) федеральные;

Б) региональные;

В) местные;

Г) локальные (имеют силу на территории организаций).

по предмету правового регулирования:


А) специализированные правовые акты – регламентируют правовые правоотношения в рамках определённой отрасли права. Например, гражданский кодекс регламентирует гражданские правоотношения.

Б) комплексные правовые акты – регламентируют сферу, где возникают общественные отношения различных типов. Например, закон о валютном регулировании и контроле регламентирует финансовые и гражданские отношения.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые актыподразделяются на законы и подзаконные акты.

Рассмотрим их в порядке убывания юридической силы.

Закон – обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке (порядке законотворчества) высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

По юридической силе и предназначению законы делятся на:

конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства)


обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). 


Среди обыкновенных выделяются кодифицированные и текущие.

Текущие (обыкновенные) федеральные законы – законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции РФ и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

Кодифицированные законы – это крупные акты, объединяющие и систематизирующие нормы отдельной отрасли права (семейный, трудовой, лесной, земельный, бюджетный, налоговый, КоАП).

По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные.

В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства.

Высшая юридическая сила закона предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт.

Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Законы представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов РФ образуют региональное законодательство. Принимаются эти акты по широкому кругу вопросов - например, приватизации, бюджете, инвестициях, малом предпринимательстве, занятости населения и др.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам.

К подзаконным актам России относятся:

нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России.


Указ уступает по юридической силе закону, но обладает верховенством по отношению к другим актам исполнительной власти. Указы Президента РФ не должны противоречить законам РФ.

Указ может быть нормативным, т.е. содержать общеобязательные правила поведения, и ненормативным (например, о награждении какого-либо лица).

нормативные постановления Правительства России.


Постановления Правительства РФ - так называемые подзаконные нормативные акты, уступают по юридической силе актам Президента РФ, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти.

Распоряжения Правительства РФ - не имеют нормативного характера, принимаются по оперативным вопросам.

нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения).


различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.)федеральных министерств и ведомств (федеральных служб и агентств).


Акты министерств и ведомств (ведомственные акты) – постановления, инструктивные письма, инструкции, приказы, указания, разъяснения, распоряжения, которые могут быть нормативными и ненормативными (например, о составе какого-либо комитета). Издаются на основе законов, указов Президента и актов Правительства. Применяются в определенной отрасли или сфере деятельности.

Подзаконные акты принимаются не только государственными органами (федеральными и региональными), но и местными.

Подзаконные нормативные правовые акты органов местного самоуправления издаются в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействуют на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Закон, в соответствии с Конституцией РФ наделяется наивысшей юридической силой. В ранге федеральных законов находятся все законодательные акты и кодексы. Таким образом, можно сказать со значительной уверенностью о том, что законы считаются обязательными к исполнению и должны выполняться на всех уровнях власти в стране. Структура принятия закона имеет массу нюансов, именно по этой причине, не каждый закон, который создается государственной думой, может увидеть свет;

 

Подзаконные акты – это специализированные акты исполнительной власти, которые могут создаваться исключительно во исполнение законодательной базы. То есть, основой таких актов считается закон, и акты не могут противоречить законодательству. К числу таких актов можно отнести указы и распоряжения, постановления президента и правительства.

Особенности отличий

Итак, становится вполне очевидным тот момент, что федеральные законы имеют более существенную юридическую силу. В принципе, они наделяются высшей юридической силой, а значит, все иные акты, создаваемые на территории страны, просто не могут им противоречить, и создаются исключительно на основании законодательной базы и в соответствии с ней.

Таким образом, существенных отличий между законами и подзаконными актами нет. Так как подзаконные акты, в принципе, «вытекают» из законодательной базы. Тем не менее, существует масса законов, которые имеют своеобразные пробелы. Именно данные пробелы прекрасно могут быть заполнены подзаконными актами.

То есть, другими словами, подзаконный акт может быть в виде своеобразного дополнения законодательной базы, но в тоже время, данный акт ни в коем случае не должен противоречить сути самого закона.

Можно с уверенностью сказать о том, что существенное различие закона и подзаконного акта формируется исключительно в юридической силе. Также в структуре принятия таких законов. Если закон принимается посредством голосования государственной думы, совета федерации и подписи президента, то подзаконные акты принимаются только исполнительной властью, и в принципе, одобрения совета федераций или же государственной думы, они не требуют. Но, подзаконные акты могут исключительно дополнять или же разъяснять, но не противоречить законодательству.

25)Проведите классификацию законов, укажите существенные 
признаки законов как источников права.

Классификация законов:

1. По юридической силе:

— Конституция РФ (закон высшей юридической силы);

— ФКЗ РФ — существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. (Статья 108) — акты повышенной юридической силы, развивающие конституционные нормы, но не являющиеся частью основного закона. Не могут быть отклонены президентом РФ.

— Закон РФ о поправке к Конституции РФ — ни разу не принимался — возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».

 

— ФЗ РФ (ординарные) — основной вид закона РФ — принимается Госдумой и советом Федерации — не могут противоречить ФКЗ (часть 3, статья 76); статья 105 — ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более ½ от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ.

2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться

— ФКЗ — по вопросам, предусмотренным Конституцией.

— Закон РФ о поправке к Конституции РФ;

3. по территориальному признаку:

— федеральные законы;

— законы субъектов РФ — принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.

4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ

— ФКЗ — президент не обладает отлагательным вето;

— ФЗ — президент обладает отлагательным вето.

Конституция РФ предусматривает принятие ФКЗ и ФЗ. Они различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятии;

4) по возможности применения президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.