|
|||
Проведите классификацию подзаконных актов по юридической силе, проанализируйте их взаимосвязь с законами.26)Проведите классификацию подзаконных актов по юридической силе, проанализируйте их взаимосвязь с законами. Подзаконные нормативные правовые акты федерального уровнясущественно различаются по порядку принятия, месту в системе (иерархии) нормативных правовых актов, юридической силе. В их числе выделяются следующие: 1) Нормативные постановления Палат Федерального Собрания Российской Федерации – Государственной Думы и Совета Федерации. 2) Нормативные указы Президента РФ по важнейшим государственным вопросам, содержащие нормы (общеобязательные правила поведения). например, Указ Президента РФ от 31 декабря 2003 г. «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»; согласно Конституции РФ Президент может также принимать указы и распоряжения, не являющиеся нормативными правовыми актами. К таковым относятся указы о назначении на должность или распоряжения о создании рабочих комиссий, выделении регионам средств и др. 3) Постановления Правительства РФ – подзаконные акты управления нормативного содержания, регулирующие отношения в различных сферах государственной и общественной жизни. Например, Постановление Правительства Российской Федерации «Об организации альтернативной гражданской службы» (2003 г.). решения Правительства РФ по оперативным (текущим) вопросам издаются в форме распоряжений - актов ненормативного содержания. 4) Нормативные приказы, постановления, правила, инструкции министерств, государственных комитетов, федеральных служб и иных федеральных органов. Как правило, эти акты регулируют внутриорганизационную деятельность аппарата управления и соответствующих должностных лиц (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Например, Приказ таможенного комитета Российской Федерации «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административные задержания» (2004 г.). Вместе с тем министерства (ведомства) могут принимать акты межотраслевой направленности, адресованные нескольким министерствам (правовые акты Министерства финансов). Инструкции министерств, государственных комитетов, иных ведомств имеют нормативное содержание, регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. II. Подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ. К подзаконным актам республиканского уровня относятся указы президентов республик (в тех республиках, где учрежден институт президентства), постановления республиканских правительств, а также акты республиканских министерств – приказы, правила, инструкции и др. Губернаторы, главы администраций областей, краев, округов, городов федерального значения, автономной области, правительство регионов (если такое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения. Региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкций. Существенно следующее: в Уставах данных субъектов определяются и органы, принимающие подзаконные правовые акты, и название этих актов. III. Подзаконные правовые акты муниципальных органов. Важнейший акт местного правотворчества – Устав муниципального образования. Эти акты принимаются на основе федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, представительным органом местного самоуправления, либо непосредственно населением. Уставом муниципального образования определяются виды подзаконных актов местного самоуправления, которые могут быть как нормативного, так и индивидуального содержания. Представительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают акты, называемые, как правило, решениями. Глава администрации муниципального образования издает постановления, имеющие нормативный правовой характер. Распоряжения главы администрации не нормативны, реализуются применительно к конкретным фактическим обстоятельствам. Иные должностные лица муниципальных образований в пределах своей компетенции издают приказы, а также другие акты, предусмотренные положением о данном органе местного самоуправления. IV. Локальные нормативные правовые акты – акты предприятий, общественных объединений, организаций, основанный на различных формах собственности. Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением и деятельностью предприятия или учреждения. Очевидно, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка. Их действие имеет правовое значение. Такие акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами. Онипринимаются во внимание при решении управленческих и иных вопросов органами исполнительной власти, учитываются судебными органами при рассмотрении юридических дел. К локальным нормативным правовым актам также относятся: - приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений. Посредством таких актов регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения; - решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров совета директоров и т.п.). Соотношение закона и подзаконного акта имеет большую историю, поскольку в ней отражается устройство властей и их связь между собой, согласованность действий или противоборство. В последние годы акцент на обеспечение системный связей внутри правовой системы и законодательства позволил полнее выявить средства поддержания баланса между законом и подзаконными актами. К их числу относятся: а) признание верховенства конституции и ее высшей юридической силы; б) установление классификации актов и их соотношения между собой, а также юридической силы каждого акта; в) установление приоритета закона над всеми подзаконными актами; г) обеспечение функционально-правовой зависимости между законами и подзаконными актами, между самими подзаконными актами (по их иерархичности); д) определение сфер действия каждого акта и их сопредельность между собой; е) меры и виды отсылок к другим актам; Единой формулы, закрепляющей соотношение закона со всеми видами подзаконных нормативных правовых актов, не существует. Такая ситуация сложилась из-за того, что каждый вид подзаконных нормативных правовых актов обладает своей спецификой и присущими только ему особенностями, которые наиболее отчетливо проявляются в его взаимоотношениях с законом. В законе может содержаться общее указание на необходимость принятия нормативного правового акта иного вида, либо прямое указание на принятие нормативного правового акта конкретного вида определенным органом по определенному в законе вопросу. Помимо этого, властный орган, основываясь на уже принятом законе, может в рамках своей компетенции принять соответствующий нормативный правовой акт в целях исполнения закона. В целом ряде нормативных актов федеральных органов государственной власти может встречаться замена ключевых слов в самой формулировке "на основании и во исполнение закона".
Также существуют определенные особенности в соотношении закона с конкретными видами подзаконных нормативных правовых актов, где это соотношение закреплено другой общей формулой: "не должны противоречить закону". В данной формуле ничего не сказано об основании издания такого подзаконного нормативного правового акта. Однако, в ней четко указано подчиненное положение такого акта по отношению к закону, что он не должен ему противоречить. Следовательно, установление принципиально иных, чем в законе, предписаний для такой категории актов все-таки запрещено напрямую. Чаще всего в тексте нормативных правовых актов встречается указание, что какой-либо подзаконный нормативный правовой акт издан в соответствии с определенным законом или что какой-либо вопрос в подзаконном нормативном правовом акте урегулирован в соответствии с определенным законом. Формула "должны соответствовать закону" предполагает, что подзаконный нормативный правовой акт может быть издан после введения в действие соответствующего закона, в противном случае провести соответствие будет затруднительным, сравнивать один акт в отсутствие другого будет абсурдным, а проводить сравнение, к примеру, тематического подзаконного нормативного правового акта с целым видом законов (совокупностью законов) будет бессмысленным и нелогичным.
|
|||
|