Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ



Стр.


Введение 3

Часть первая

Глава 1. Определение магии 5

Глава 2. Человек. Обзор его строения анатомического, физиологического,

и психологического 8

Глава 3. Природа. Краткий очерк анатомии, физиологии и психологии

природы 20

Глава 4. Архитип 25

Глава 5. Предварительные сведения. Начало чувствующее 27

Глава 6. О размышлении 36

Глава 7. Развитие воли 39

Глава 8. Природа 46

Глава 9. О влиянии планет в трех царствах природы 49

Часть вторая .

Практическая магия 57

Элементеры или души не воплощенные 59

Оккультная философия 63

Как появляются духи в соответственные дни недели 66

Способы составления пантаклей для разных целей 67

Влияние *68

Освящение 68

Освященная книга 69

Как надо вызывать добрых духов 70

Способ получить предсказания 71

Как надо вызывать злых духов 72

Вызов элементалов (стихийных духов) 73

Вызывание умерших 73

Церемониальная магия 74

Магическая лаборатория 76

Ключики Соломона 81

Подготовление мага 89

Семь тайных знаков Энхеридиона 92

Заклинания на все семь дней недели 95

Составление гороскопа операции 98


 

Введение

ЧТО ТАКОЕ ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ

Мы сделали следующее определение: Практическая магия представляет искусство воздействия динамизированной человеческой волей на эволюцию живых сил Природы в смысле ее ускорения, и вся наша книга представляет разъяснение и развитие этого определения.

Мы надеемся, что нам удалось изложить теорию человеческой психики, данную в свое время Платоном и разработанную в наше время Фабром д'Оливе, согласно данным современной физиологии. Эта часть работы является необходимым основанием.

С другой стороны многие главы этого сочинения были посвящены изучению живых сил природы, их астрального происхождения и их соответствий в подлунном мире.

Эти важные вопросы весьма часто оставались без внимания начинающими изучать Магию без знания неизменных основных принципов, изложенных в преданиях.

Настоящее сочинение заключает в себе, как общую теорию магических операций, так и примеры молитв и заклинаний, само-собой разумеется, что когда вы хорошо усвоите Теоретическую магию, тогда вы прекрасно обойдетесь и без этих готовых текстов; ваш бессмертный дух, проявляясь в голосе вашей совести, подскажет вам выражения, строго подходящие к каждой отдельной операции. Но уже это ваше личное дело, я же считал своим долгом показать вам дорогу и бесповоротно удалить с нее неспособных лиц.

 

МОЛИТВА! ЗАКЛИНАНИЕ! ТАИНСТВЕННЫЕ ФОРМУЛЫ!

Разве это не смешно, когда в XIX веке автор, претендующий на серьезность, преподносит все это «сынам прогресса», «знаменитым детям века железных дорог и телефонов», да еще вдобавок советует читателям остерегаться, как клерикализма, так и материализма?

Разве этого недостаточно, чтобы заставить современного скептика, тщеславного, пустого и нетерпеливого, бросить эту книгу в огонь.

В наши дни, когда подобные вещи входят в моду, когда «маги», «великие посвященные», «профессора Оккультизма и колдовства» растут, как грибы, и осаждают издателей книг и журналов своими неудобопонятными трактатами, в такое время луч чистого света необходим. Нужно было дать возможность каждому добросовестному исследователю оценить этих «великих людей» по достоинству. Если предлагаемое сочинение, хотя сколько-нибудь поможет им в этом деле, мы будем вполне вознаграждены за наши труды.

Что же касается людей, искренне убежденных в величии современной факультетской науки и считающих магические изыскания пустым бредом или игрой расстроенного воображения, мы спросим у них: разве не должен закон эволюции прилагаться к физическим силам так же как он прилагается ко всей остальной природе, и осмелимся ли мы назначать какие-то ни было границы превращениям энергии в любой ее форме.

Разве история не показывает нам, что сегодняшняя мудрость вчера считалась безумием, и разве мы не можем заключить по аналогии, что кажущееся нам логичным есть лишь логическое проявление неведомых еще нам причин?

Логичным считается действие электрической машины, изолированной на своих стеклянных ножках, превращающей в электрическую энергию ту механическую работу, которая затрачена на вращение ее стеклянного диска и сосредотачивающей эту электрическую энергию на металлических шариках кондуктора. Но считают нелепым и сумасбродным a priori действие мага, изолированного внутри своего угольного круга, превращающего в астральную энергию ту физическую и психическую работу, которую он совершил над своим организмом во время подготовки, сосредотачивающего эту энергию на металлическом шарике, находящемся на конце деревянного,покрытого изолирующим лаком жезла.

Находят логическим и рациональным действие громоотвода, притягивающего и погашающего электрическую энергию облака или металлического острия, разбивающего электрическую энергию в машине Рамсдена.

Но если маг, вооруженный металлическим острием, называемым магической шпагой, поглощает энергию, сосредоточенную в системе астральных сил,—сейчас же все, претендующие на звание людей науки, кричат: сумасшествие, галлюцинация или обман!

Повторяю еще раз — силы, которыми пользуется маг такого же порядка, как и все прочие силы природы, и подчиняются тем же законам. Особенность их лишь в том, что они происходят из преобразования психических сил в живой среде и сохраняют следы своего психического происхождения в виде некоторых признаков разумности.

Невежда и фанатик усматривает в этих силах черта; современный ученый, которому они помешают спокойно воспитывать микроба видит в них лишь бред тех, кто осмеливается заниматься задачами не входящими ни в одну университетскую программу.

Независимый искатель истины должен отдавать себе точный отчет во всех мельчайших деталях исследуемого вопроса и не должен бояться слов, откуда бы они не исходили.

Автор

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ

ГЛАВА I ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГИИ

Вы, конечно, знаете анекдот с куриным яйцом, которое Христофор Колумб поставил на стол? Я не буду его вам повторять[1].

Этот анекдот доказывает, что вообще говоря изо всех решений данного вопроса труднее всего найти самое простое. Так и магия кажется такой темной и неудобопонятной для тех, кто ее изучает серьезно, лишь потому, что изучающий с самого начала вдается в многосложные подробности, в которых и запутывается.

Читатели считают меня за автора, любящего сравнения и даже подчас злоупотребляющего ими; будь эта привычка недостатком или достоинством, но она так глубоко вкоренилась, что я не оставлю ее и при этой работе, как не оставлял ранее. Поэтому, мне кажется прекрасным началом для объяснения магии такой, на первый взгляд, странный вопрос: «Видели ли вы экипаж, едущий по улице?». «К чему этот вопрос?» — скажете вы. Для того, отвечу я, чтобы доказать вам, что кто внимательно наблюдал за экипажем, в состоянии легко постичь механику, философию, физиологию и, в частности, магию.

Если мой вопрос и в особенности мой ответ вам покажутся глупыми, это докажет мне, что вы не умеете наблюдать, вы смотрите, но не видите, вы ощущаете, но не чувствуете; у вас нет привычки размышлять о виденном, искать связи между предметами, по-видимому самыми простыми.

Сократ, проходя по улицам Афин, однажды увидел человека несущего дрова и заметил, что дрова сложены артистически, он подошел к этому человеку, разговорился с ним, сделал его своим учеником и в результате из него вышел знаменитый Ксенофонт. Следовательно, Сократ видел умственным взором яснее, чем глазами.

И так, если вы хотите изучать магию, прежде всего проникнитесь идеей, что все, поражающие ваши чувства предметы внешнего мира суть лишь видимая отражения невидимых идей и законов, которые могут быть выведены мыслящим разумом из этих чувственных восприятий.

Если вы человек серьезный, что должно вас интересовать в личности другого? Не его одежда, а его характер и образ его действия. Одежда и, особенно, манера ее носить, указывают приблизительно на воспитание человека; но это только слабое отражение его внутренних свойств.

Следовательно, все физические феномены, поражающие наши чувства, только отражения — одежда высших сущностей — идей. Бронзовая статуя, находящаяся передо мной, есть форма, в которую артист облек свою мысль. Этот стул есть вещественная передача мысли ремесленника, и так во всей природе: дерево, насекомое, цветок — суть материальною изображения отвлеченностей в полном смысле этого слова. Этих отвлеченностей не видит ученый, занимающийся только внешностью вещей, которому и с этим достаточно дела. Поэты и женщины лучше понимают этот таинственный язык природы, потому, что они интуитивно чувствуют, что такое всемирная любовь. Мы же сейчас увидим, почему магия — наука любви, а теперь вернемся к нашему экипажу.  ’

Экипаж, лошадь, кучер, вот вся философия, вот вся магия, разумеется, при условии считать этот грубый пример лишь аналогичным типом и при умении наблюдать.

Заметьте себе, что если бы мыслящее существо кучер захотел, сидя в экипаже, привести его в движение без посредства лошади, то это бы ему не удалось. Не смейтесь и не называйте меня чудаком, потому что очень многие считают магию искусством двигать кареты без лошадей или, выражаясь научным языком,— воздействовать волей на материю, без всякого посредствующего агента.

Итак, запомним, во-первых, что кучер, находясь в экипаже, не может привести его в движение без лошади. Но заметили ли вы, что лошадь сильнее кучера, и, не смотря на это, кучер властвует над этой грубой силой при помощи вожжей и руководит ею. Если вы это заметили, вы уже наполовину маг, и мы можем смело продолжать наше учение, изложив наш пример «научным языком».

Кучер соответствует разуму, а главным образом — воле, направляющей движение, почему его можно назвать «началом управляющим»

Экипаж соответствует инертной материи, поддерживающей разумное существо, являющееся «началом движимым»

Лошадь представляет силу. Повинуясь кучеру и действуя на экипаж, лошадь двигает всю систему; это движущее начало, представляющее в то же время и начало промежуточное между кучером и экипажем — связь того, что поддерживает с тем, кто управляет, то есть материи с волей.

Если вы хорошо поняли, то вы уже научились наблюдать за экипажем и теперь можете понять, что такое магия.

Вы понимаете, что весьма важно уметь управлять лошадью, уметь противодействовать ее капризам, уметь заставить напрячь все силы в нужный момент или напротив того, беречь их для длинного пути.

Итак, практически, кучер соответствует человеческой воле, лошадь — жизни, во всех ее проявлениях и одинаковой у всех одушевленных и неодушевленных предметов. Таким образом, жизнь является посредством, связью, без которой воля не может влиять на материю, как кучер — на незапряженный экипаж.

Если ваш мозг не будет иметь достаточно крови для отправления своих функций, то воля, при всем желании, не в состоянии будет привести в движение тело, у вас оцепенение, и постепенно вы даже лишитесь сознания, следовательно анемия есть недостаток динамизма в крови, а динамизм — сила, вносимая кровью во все органы, в том числе и в мозг; называйте ее кислородом, теплотой, оксигеноглобином, вы опишите этим лишь ее внешние свойства — ее оболочку; назовите ее жизненной силой — и вы определите ее настоящий характер.

Теперь вы видите, как полезно смотреть на проезжающие по улице экипажи. Лошадь превратилась в изображение крови, или лучше, жизненной силы, действующей в нашем организме, и тогда, конечно, вы найдете, что экипаж является изображением нашего тела, а кучер — воли.

Когда мы раздражаемся до того, что «теряем голову», кровь приливает к мозгу, то есть лошадь закусывает удила, и тогда — берегись кучер, если у тебя не хватает силы сладить с лошадью. В этом случае кучер не должен выпускать вожжей, крепко их натянуть, и лошадь, укрощенная энергией кучера, мало по малу успокаивается. .

То же самое приемлимо и к человеческому существу: его кучер — воля, должен энергично воздействовать на гнев, туго натянув вожжи, соединяющие жизненную силу с волей, и человек быстро успокаивается.

Кучеру для обуздания лошади, во много раз его сильнейшей, необходимы вожжи и удила; в человеке это будет нервная сила, представляющая средство воздействия воли на организм. Умение направлять и концентрировать ее—первая степень магического развития.

Знать человеческое тело, его строение и волю, для производства магических операций, еще недостаточно. Недостаточно даже изучить по какому либо трактату магических операций — надо самому приложить руки к делу; подобно тому, как управляя часто лошадьми, делаешься, наконец, кучером.

Разница между магией и общим оккультизмом та, что магия — наука практическая, тогда как общий оккультизм излагает теорию; но желать производить магические опыты, не зная оккультизма, это то же, что управлять локомотивом,

не будучи знакомым с механикой.

Подобно тому, как несбыточна мечта ребенка, которому дали деревянную саблю, сделаться генералом, так же неосуществима и мечта профана, знакомого с магией по наслышке,— остановить течение воды или движение солнца при помощи заученного наизусть заклинания, для похвальбы перед друзьями или чтобы соблазнить помещицу из соседней деревни. Каково же бывает его недоумение, когда такой опыт не удается.

С другой стороны, что бы сказали солдаты, если бы ребенок с деревянной саблей начал командовать?

Прежде, чем распоряжаться силой, заключенной в зерне, надо научиться управлять самим собой.

Помните всегда, что прежде, чем получить профессорскую кафедру, надо пройти гимназию и высшее учебное заведение. Тот, кому это трудно, может сделаться конюхом, для чего достаточно нескольких месяцев обучения.

Практическая магия требует знаний соответствующих теорий, как и всех прикладных наук. Механику можно изучать в высшем учебном заведении и сделаться инженером, или в слесарной мастерской и сделаться техником. То же и с магией.

В деревнях есть люди, производящие интересные явления и излечивающие некоторые болезни, искусство это они переняли от других; их обыкновенно называют колдунами и совершенно напрасно их боятся. Наряду с этими слесарями магии, есть люди, изучившие теорию производимых ими магических явлений: это — инженеры магии, и для них, главным образом, предназначен предлагаемый нами труд.

Практическая магия, как мы сказали, наука прикладная, она нас учит приложениям воли — этого направляющего начала, кучера системы. К чему же прилагается воля? Во всяком случае не к материи, так как это было бы равносильно желанию кучера сдвинуть незапряженный экипаж, сидя на козлах. Кучер руководит лошадью, а не экипажем.

Одной из важнейших заслуг оккультизма является установленное им положение, что дух не может непосредственно действовать на материю: он влияет только на посредствующее начало, действующее уже на нее. .

Следовательно, маг должен прилагать свою волю не к материи непосредственно, а к тому, что постоянно видоизменяет материю, к тому, что в оккультизме называют «планом образования» материального мира или астральным планом.

В древности магию определяли как применение воли к силам природы, так что современные физические науки входили в рамки магии, и посвящаемый учился обращаться с теплотой, светом, электричеством, как это показывает нам история равинна Эдекиэля, жившего при Людовике Святом; но в наше время это определение слишком широко и не соответствует понятию, которое оккультист имеет о Практической магии.

Маг или его ученик несомненно производят воздействие своей волей на какие-то силы природы; надлежит только установить, на какие именно, хотя очевидно не на физические, так как обращение с ними является специальностью инженера, а не мага.

Но мы знаем, что кроме сил физических, существуют еще силы гиперфизические, отличающиеся от первых своим происхождением от живых

существ, а не от машин.

В нашу программу не входит рассмотрение сил выделяемых живыми существами, каковы: теплота, свет и электричество потому, что повторяю еще раз, это — силы чисто физические.

Рейхенбах своими опытами, произведенными в 1854 г., доказал: что живые существа и некоторые магнетические тела выделяют в темноте флюиды, видимые для сенситивов. Эти флюиды, по мнению Рейхенбаха, суть проявления неизвестной силы, которую он назвал «одом». После него, доктор Люис и полковник де-Роша наблюдали различные проявления того же деятеля. В настоящее время существование этой силы уже установлено наукой, и мы можем положить ее в основание наших дальнейших исследований.

В Индии существует класс людей, развивших в себе, при помощи долголетних упражнений, способность владеть гиперфизическими силами, люди эти называются факирами.

Один из обычных их опытов состоит в следующем: на расстоянии двух аршин от факира, сидящего на полу, ставят горшок с землей, куда сажают зерно какого-либо растения. Он устремляет на него свой взгляд, мало помалу бледнеет и застывает в своей позе, с руками, простертыми к зерну, погруженный повидимому в каталептическое состояние, при чем тело его слегка охлаждается.

По происшествии некоторого времени из зерна вырастает побег и быстро увеличивается в размере.

Можно ли назвать это сверхестественным явлением? Нисколько.

Таким образом, факир ускорил нормальный ход явлений природы: он сделал опыт магии, но не сделал ничего сверхестественного. Действуя на жизнь растения, факир влияет на его материю. Чем же он повлиял на спящую жизнь растения.

Указания оккультной науки позволяют нам дать решительный ответ: своей собственной жизненной силой, которая на языке современной медицины называется силой, производящей явления растительной или органической жизни человеческого существа.

Главное, что смущает наблюдателя, привыкшего иметь дело с физическими силами, это то, что жизнь выходит из человека и действует на расстоянии; но даже поверхностное изучение исцелений, производимых современными магнетизерами, за последние 50 лет, направил исследователя на верный путь.

Разъясним опыт факира на примере экипажа.

Факира можно сравнить с запряжкой, кучер которой представляет волю, жизненная сила — лошадь, а тело — экипаж.

Зерно — это другая запряжка, с очень тяжелым и неуклюжим экипажем, везомым заморенной клячей (жизнь растения), кучер которого, неопытный мальчишка, в данную минуту спит.

Наш первый экипаж перегоняет второй.

Из жалости, чтобы помочь кляче, факир

 

Если продолжить опыт, то растение в три, четыре часа покрывается цветами и, наконец, на нем появляются зрелые плоды, годные в пищу.

Что в данном случае произошло?

Воля факира направила нервную силу своего организма, чем привела в действие скрытую в зерне жизненную силу, заставив растение пройти в несколько минут состояние, которого оно достигло бы лишь через много месяцев обычногр роста. Эта сила известна всем — это жизнь.

Является ли жизнь следствием или причиной органического движения, мы здесь не будем исследовать суть в том, что воля факира действовала на дремлющую в зерне растительную силу и не только заставила ее проявиться, но и дала ей возможность действовать гораздо энергичнее, чем это бывает обыкновенно.

припрягает свою лошадь к тяжелому экипажу, берет обоих лошадей под узцы и быстро втаскивает экипаж на гору.

В короткое время подъем (развитие растения), для взятия которого, при обыкновенных условиях, нужно было бы много времени (год), оказывается пройденным.

Исполнив это, кучер (факир) припрягает свою лошадь (жизнь) в свой экипаж (тело), который в течение этого времени стоял без лошади (в каталепсии) на дороге.

Поняли ли вы действие факира на растение?

Если да, то вы имеете понятие о роли жизненной силы при магических опытах.

Из этого примера ясно, что сила, на которую действует воля, есть жизнь, и посредством этой жизненной силы, которую располагает воля человека, он может действовать на другое существо, видимого или невидимого мира.

Таким образом, магия есть сознательное действие воли на жизненную силу, хотя определение это не достаточно точно.

Воля есть сила, имеющаяся у всех людей, но очень мало людей умеют ею разумно пользоваться. Следовательно, надо обладать волей, но уметь ее прилагать к делу, и только посредством воспитания и упражнения воли можно этого достигнуть.

К выражению «воля» мы прибавим прилагательное «развитая» или вернее «динамизированная», а динамизировать ее можно лишь путем упражнения.

С другой стороны, слово — жизнь или мировая жизнь допускает массу толкований и не выражает в обычном своем смысле никакой определенной группы сил; в виду этого рассмотрим подробнее значение, в каком будем пользоваться этим словом.

Мы бы сказали «жизненная сила», но это название было принято в применении к человеку. Чтобы отличить силы, которыми занимается магия, от сил физических, мы будем их называть «Силы живые».

Это имя нелепо, скажут наши противники; что же из этого, оно ясно и, по нашему мнению, строго соответствует реальной сущности; мы постараемся доказать это в дальнейшем изложении.

Сопоставляя теперь все сказанное, мы получаем следующее определение магии.

Магия — есть применение динамизированной человеческой воли к быстрому развитию живых сил природы.

Из этого определения мы видим, прежде всего, что производителем основных сил, то есть воли и ее носителя — жизни, является человек, и нам придется изучать человека, главным образом, с психической его стороны, а узнав, как упражнять различные способности человека мы в состоянии будем разработать все детали этих упражнений. А затем, когда такое развитие достигнуто, ему должно быть отведено подходящее поле действия.

Таким образом, мы будем толковать о такой природе, какою ее понимали маги, и о помощи и препятствиях, которые человеческая сила, управляемая волей, может в ней встретиться. При этом мы постараемся оправдать наше странное название «живые силы», указав каким образом жизненная сила человека может действовать в некоторых случаях, как сида физическая, и следовать тем же самым законам. А затем, как сила физическая и следовать тем же самым законам. А затем, как в некоторых случаях общеизвестные физические силы могут возвышаться под действием жизненного динамизма, до проявления явных признаков разумности.

Этим двойным влиянием жизни на физические силы, и физических сил на жизнь, обуславливается, как воздействие мага на растения, животных и прочие предметы видимой природы, так равно и подобные же действия светил, рассматриваемых в магии, как источники живых сил, в полном смысле этого слова.

Мы нисколько не обманываемся на счет действия, которое произведет это учение на умы людей, составивших себе прочное мировоззрение, на основании положений эмпирических наук, и считающих эти положения последним словом истины. Опытная наука оказала достаточно большие услуги человечеству своими аналитическими открытиями, чтобы иметь право быть строгою. Роковой закон требует, чтобы все, выходящее из тесных рамок рутины, заранее было обречено служить посмешищем «здравомыслящему» обществу.

Со своим воззванием я обращаюсь к молодежи и лицам, не погрязшим в рутину, которых не смушают никакие догматы и никакая смелость; к тем, которые чувствуют, что существует нечто вне круга явлений, охватываемого опытной наукой. Им то я и говорю: изучайте старательно даваемые магией объяснения, обдумывайте их и принимайте лишь при условии строжайшего экспериментального контроля.

Вам скоро придется изучать силы, одаренные разумностью, что настолько удалит вас от трудов ваших современных учителей, насколько изучение превращения энергии удалило их от старинной физики начала XIX столетия.

Приучитесь хладнокровно смотреть в глаза неизвестному, в каком бы виде оно не являлось, хотя бы в виде класического привидения. Победивши клерикальное ханжество, не дайте себя одолеть ханжеству научному, такому же опасному, не смотря на кажущуюся свою либеральность; гордые своей свободой, пользуйтесь ею и учитесь быть самостоятельными во всем, даже в определении своих научных взглядов.

Теперь же, если изложенный план вас не слишком устрашил перевернем листок и будем продолжать.

ГЛАВА II

ЧЕЛОВЕК

ОБЗОР ЕГО СТРОЕНИЯ АНАТОМИЧЕСКОГО, ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

Настоящая основа Практической магии есть, как мы уже сказали, — человеческое существо.

Действительно, человек есть производитель воли, без которой невозможно сознательно влиять на чтобы то ни было.

Нам нужно произвести возможно ясный и краткий обзор сущности человека. Этот обзор будет иметь целью нас подготовить к дальнейшему изучению магии, и при этом нам придется иногда делать экскурсии в область психологии и физиологии.

Первая трудность, встречающаяся на нашем пути заключается не в том, чтобы точно определить, что такое человек, а как раз наоборот: в определении того, что прикрывается именем человека, не будучи им на самом деле.

Так, по поводу сна мы можем сделать очень важное замечание. Во время сна от человека как бы остается только часть его. Сердце его бьется, легкие дышут, кровь циркулирует, между тем как человек в этом состоянии не способен ни любить, ни ненавидеть, ни сердиться, ни желать, так как то, что является носителем этих чувств и страстей, — существо разумное — отдыхает, спит, как бы не существует.

Одна часть организма продолжает функционировать, а другая — бездействует. В которой из этих частей заключается собственно человек: в спящей или в бодрствующей? Здравый смысл говорит нам что в данном случае спит «настоящий» человек, следовательно, не он исполнитель этих органических функций.

То, что называется «человеком», обладает способностью чувствовать, думать и желать, а эта часть человека как раз н не функционирует в нашем примере. Бодрствует же нечто другое, которое, независимо от сознания, поддерживает органическая функция тела. Медики называют «нечто» растительною или органическою жизнью, а философы — «бессознательным». Это автоматическая почти механическая часть человеческого существа. Назовем ее «человек-машина», но это не настоящий человек, одаренный сознанием и свободной волей. Впоследствии мы вернемся к этому предмету, теперь же заметим только коренное различие между той частью человеческого существа, которая способна спать и бодрствовать, и другою — всегда деятельною до самой смерти. Эти части тесно между собой связаны в течение жизни, и от этого союза происходят явления, которые необходимо отметить.

По пробуждении человек представляет нам целый ряд новых явлений. Оставим пока в стороне чисто органическую, автоматическую часть его существа, и займемся так называемым «разумным» человеком.

Старались ли вы когда-нибудь, ответить на вопрос, почему дитя — человек в период развития — колотит кулаками стол, о который он только что ушибся?

Заметили ли вы, с другой стороны, что первое побуждение человека, которого ударили — возвратить удар?

Вот, например, немецкий солдат. Подходит офицер и дает ему пощечину; первым движением солдата будет возвратить удар; рука его получит сильный импульс, стремящийся привести ее в движение. Это движение почти невольно и оно произошло бы роковым образом, если бы рассудок его не сдержал.

Действительно, в тот момент, когда рука подчиняется инстинктивному импульсу, в сознании солдата вихрем проносятся идеи о дисциплине, о военном суде и смерти, и новый импульс, на этот раз сознательный, разом останавливает первое необдуманное движение.

И так действие можно совершить необдуманно или обдуманно, подчиняясь инстинктивному импульсу, или сознательно.

Из всего этого следует, что кроме сознательного разумного существа — человека, обдумывающего свои решения, в нас есть еще нечто другое, проявляющее свою деятельность резкими и грубыми порывами.

Это приводит нас к заключению, что рядом с сознанием, волей существует еще какой-то активный деятель.

Теперь остается лишь решить вопрос, отвечает ли этот деятель какой-либо реальной сущности.

Ясно, что не один и тот же принцип побуждает отплатить за удар пощечиной и, наоборот, обдумать последствия поступка раньше, чем его совершить.

Мужик существо чисто импульсивное, при малейшем недоразумении лезет в драку раньше, чем что-либо сообразит; между тем как человек воспитанный подаст свою визитную карточку и пригласит секундантов.

В настоящее время мы не будем входить в дальнейшие подробности, а заметим для начала, что спящего человека можно подразделить на две части:

1) часть механическую — действующую в данный момент.

2) часть разумную — в настоящем случае спящую.

Если мы начнем рассматривать человека бодрствующего, то вынуждены будем внести еще новое подразделение, сообразно роду производимых им действий, и определить два новых вида человеческого существа?

а)      импульсивный человек — подчиняющийся первому побуждению,

б)      разумный человек — размышляющий раньше. чем действовать, и все действия которого представляются проявлениями не чувств и страстей, а мыслей и суждений.

Таким образом, мы можем подразделить человеческое существо на три начала:

1) человек-машина,

2) импульсивный человек,

3) разумный человек.

Все усилия магии сводятся к изысканию способов, позволяющих разумному человеку везде замещать импульсивного.

Однако, все предыдущее дало нам лишь весьма общее чисто метафизическое понятие о человеке; теперь мы рассмотрим подробнее каждое из трех вышеупомянутых начал в отдельности.

ЧЕЛОВЕК—МАШИНА

Видя машину, прежде всего стараешься определить цель, для которой она служит, а затем уже начинаешь рассматривать детали ее действия и устройства. В таком же порядке поведем мы описание и человека—машины.

Истинный человек, носитель воли, воздействует, с одной стороны, на свой организм, а с другой — на видимый мир, при посредстве вырабатываемых этим организмом сил.

Человек—машина отличается от всех машин, построенных человеком, тем что не только вырабатывает необходимые организму силы, но и восстанавливает постоянно изнашивающиеся части.

Чтобы составить себе понятие об организме человека, представьте себе три фабрики, расположенные одна над другой и соединенные множеством труб и электрических проводов.

Нижняя фабрика называется животом, средняя — грудью и верхняя — головой.

Материалы, потребные для фабрик, вводятся с фасада верхней фабрики, называемого лицом, где помещается вход в живот, называемый ртом.

Выше находится дверь: груди — нос, куда входит воздух, перерабатываемый затем легкими.

Над ними расположены глаза, передающие изображения внешних предметов, изменяющиеся таинственным образом от впечатлений.

Продолжая эту аналогию, можно назвать живот турбинной станцией с весьма грубыми машинами; грудь — насосною станцией, с более нежными машинами и массою труб, и, наконец, голова — соответствует электрической станции с ее динамомашинами, аккумуляторами, трансформаторами и громадным количеством проволок. В подвалах помещаются приспособления, предназначенные для удаления фабричных отбросов. В совокупности эти три фабрики и образуют человека—машину. Рассмотрим теперь подробнее каждую из фабрик.

Нижняя фабрика — живот — производит артерию, из которой строится организм. Она получает из вне пищу, перерабатывает ее в млечный сок — хилус и фабрикует части для машин двух других фабрик.

Во многих местах организма помещены склады материала — лимфатические железы, соединенные лимфатическими сосудами, как с животом, так и с местами потребления материалов.

Средняя фабрика — грудь — получает из нижней фабрики материалы и динамизирует их при посредстве вдыхаемого воздуха. Кроме того, она вырабатывает жизненную силу, разносимую потом кровью по всему организму.

Верхняя фабрика — голова — перерабатывает приносимую кровью жизненную силу посредством специального органа — можжечка и производит новую силу — нервную, распределяемую затем по всему организму.

Узлы большого симпатического нерва, управляющего всеми движениями организма, служат аккумуляторами для сохранения запаса этой силы.

Рассмотрим теперь взаимоотношения наших фабрик.

Живот перерабатывает пищу, но он был бы бессилен что-либо сделать, не имея получаемой из груди крови, необходимой ему для приведения в движение его аппаратов, и нервной силы, доставляемой ему головой, и необходимой для регулирования этих движений.

Таким образом, грудь и голова играют важную роль в отправлениях живота, и, кроме того, как мы сказали, в животе же помещаются органы для удаления отбросов всех трех фабрик, между тем как на лице помещен вход для нужных им материалов.

Главная задача груди — динамизировать органические элементы, для чего живот доставляет ей хилус, а голова — нервный ток, приводящий в движение ее аппарат. Наконец, голова (точнее—нижняя, задняя часть мозга) управляет движениями организма, благодаря тому, что грудь доставляет ей кровь — материал для выработки нервной силы.

Состав крови в значительной степени зависит от качества хилуса, а нервной силы — от количества крови, вот почему соответственное питание изменяет качество нервной силы, а с нею и отношение человека к внешнему миру.

Этим обстоятельством широко пользуются в Практической магии.

ИМПУЛЬСИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК

В примере с немецким солдатом мы выяснили различие между импульсивным и разумным человеком, которое весьма важно, как для магических целей, так и для понимания психических явлений, наблюдаемых в гипнозе, алкоголизме и умопомешательстве.

Основной характер всякого импульсивного действия тот, что оно непосредственно следует за вызвавшим его впечатлением. Это то, что современные физиологи называют рефлексом. Чтобы решить, что называется рефлексом, надо рассмотреть строение нервной системы человека.

Как мы сказали, человек—машина состоит из трех фабрик, движением аппаратов которых управляет специальная (симпатическая) нервная система. Она состоит из можжечка и ряда аккумуляторов — нервных узлов — расположенных частью по одному, а иногда большими массами. Такие массы нервных узлов (ганглий) называются нервными сплетениями (плексусами). Все они служат резервуарами силы, собирающими и регулирующими течение.

Рядом с симпатической нервной системой существует еще и другая.

Позвоночный столб человеческого тела служит исходным пунктом всех телеграфных проволок фабрик и центрального бюро, находящегося в голове. Эти проволоки — первые нити (нервы), смотря по тому, несут ли они импульсы с переферии тела в центральное бюро, или наоборот, — называются чувствительными или двигательными нервами.

Заметим мимоходом, что чувствительные нервы выходят из задней части позвоночного столба, а двигательные — из передней. Все эти нервы белого цвета и симметрично расположены. Если мы разрежем спинной мозг, заключенный внутри позвоночного столба, то увидим, что внешняя часть его состоит из такого же белого вещества, как и нервы, внутри же мы найдем другое вещество, серого цвета, окружающее узенький канал, проходящий в середине мозга. Роль этого серого вещества по отношению к белому также, как и роль центра — к проводнику, роль вокзала — к рельсам, роль телеграфной станции — к проводам.

Теперь мы можем нарисовать полную картину устройства спинного мозга. Он весь окружен телеграфными проволоками. С передней стороны — расположены те, по которым направляются депеши из центрального бюро (двигательные нервы), с задней стороны — те, по которым приходят депеши в бюро (чувствительные нервы). По середине расположен длинный ряд второстепенных станций. Каждая станци<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.