|
|||
ПРИМЕЧАНИЯ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
· Трактат «О природе богов» был опубликован на русском языке в переводе Г. Комкова (Цицерона Марка Туллия о естестве богов. Три книги. СПб., 1779) и С. Б. Лажевского (журн. «Гимназия», Ревель, 1892—1896). В XX в. трактат «О природе богов» издавался на русском языке только однажды (Вестн. древ. истории, 1981, № 4; 1982, № 2). В примечаниях и комментариях все хронологические даты указаны до нашей эры. · 1Цицерон посвятил свой трактат «О природе богов» Марку Юнию Бруту. Будущий участник заговора против Цезаря был намного моложе Цицерона и пользовался особым его расположением. Так же как Цицерон, Брут усердно занимался философией и написал несколько трактатов на морально-философские темы. · 2О природе богов — несколько произведений греческих авторов имеют заглавия «О богах», например у Протагора, Клеанфа, Хрисиппа и др. Цицерон заглавием «О природе богов», несомненно, имел в виду дать понять своему читателю, что речь в ней пойдет не о теогонии (как у Гесиода) и не о мифологии, а о философских проблемах: существование богов, их атрибуты, их роль в жизни природы и человека и т. п. · 3Началом философии должно быть незнание — учитывая философские взгляды Цицерона, следует, видимо, понимать это место в том смысле, что философия должна прежде всего избегать догматизма, так как сам процесс познания состоит в постоянном переходе от незнания ко все более полному, но никогда не совершенному знанию. Возможно, однако, и иное толкование, если принять предложенное рядом исследователей чтение вместо слитного inscientiam раздельное in scientia. Тогда смысл: началом философии должно быть знание, что также подходит к контексту. · 4Академики — основатель философской школы «Академия» Платон учил в расположенной вблизи Афин роще, посвященной герою Академу, отсюда название школы. Историю Академии принято делить на три периода: Древней Академии — непосредственно ученики и последователи Платона; Средней Академии, основанной Аркесилаем (315—240), который внес в учение Платона элементы скептицизма и вел борьбу против стоиков, и Новой Академии, основателем которой был Карнеад (213—129), подвергший стоическое учение особенно резкой критике с позиций «пробабилизма» против догматизма стоиков (см.: I, 4, примеч.). Во времена Цицерона эта школа была уже в упадке, однако сам Цицерон проявлял определенную склонность к взглядам этой школы и устами Котты во многом выразил собственные свои мнения. Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы, IV, 21. Там, где Цицерон употребляет названия «Академия» и «академики», имеются в виду Новая Академия и ее последователи. · 5Природа… приводит — ср.: Цицерон. Тускуланские беседы, I, 36. · 6Протагор из Абдеры (ок. 480—410) — знаменитый софист, современник Сократа, свое сочинение «О богах» начал словами: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они с виду. Ибо многое препятствует знать это: и неясность вопроса, и краткость человеческой жизни» (Цит. по: Маковельский А. О. Софисты. Баку; 1940, вып. 1, с. 16). Последние годы своей жизни он жил в Афинах, где за свои взгляды был обвинен в безбожии и вынужден был бежать. Его сочинения были преданы публичному сожжению. См.: Диог. Лаэрт., IX, 51. · 7Диагор Мелосский — философ и поэт второй половины V в., известный под прозвищем «Безбожник» (ἀθεός), родился на острове Мелосе, но еще в молодости переселился в Афины, где провел бо́льшую часть своей жизни. Был учеником Демокрита. Источники сообщают, что Диагор был в начале глубоко верующим человеком, а перестал верить в богов после того, как его предал самый верный из его друзей и боги его за это не наказали. Еще юношей Диагор был посвящен во многие мистерии, а позже подверг их ядовитой критике. Насмешек Диагора не избежали и сами боги. Ср.: III, 89. Афинский суд приговорил его к смертной казни за нечестие (ок. 415 г.), но ему удалось бежать, а сочинения его были сожжены. · 8Феодор из Кирены (ок. 320—280) — также известен по прозвищу «Безбожник» (ἀθεός). · 9Есть философы — прежде всего эпикурейцы. · 10Есть и иные философы — Цицерон имеет в виду стоиков. · 11Карнеад выступил с резкой критикой стоической философии. Его учение было известно главным образом в изложении его ученика и преемника по руководству Новой Академией, Клитомаха. · 12Брошенное… учение — Новой Академии. · 13Диодот — философ-стоик, ряд лет жил в доме Цицерона и оказал большое влияние на его взгляды. Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы, V, 113. · 14Филон из Лариссы в Фессалии, с 88 г. жил в Риме, сменил Клитомаха в качестве главы Новой Академии. · 15Антиох из Аксалона — ученик Филона, разделял в основном взгляды Новой Академии, однако по некоторым вопросам разошелся с этой школой, критиковал скептицизм Филона и Карнеада и был близок к воззрениям Стои. Его эклектическое учение оказало особенно сильное воздействие на Цицерона. Ср.: I, 17. · 16Посидоний — (ок. 135—51) — философ-стоик, после смерти Панэтия стал признанным главой Стои. Цицерон слушал его лекции, переписывался с ним и гордился его дружбой, считая Посидония «величайшим из всех стоиков». Посидоний также написал книгу «О богах» (Диог. Лаэрт., VII, 138), в которой критиковал главным образом взгляды Эпикура. · 17В период диктатуры Цезаря Цицерон был фактически отстранен от участия в политической жизни. Ср.: Цицерон. О дивинации, II, 8. Он же. Тускуланские беседы, I, 1. · 18Побудила… скорбь — в феврале 45 г. умерла любимая дочь Цицерона Туллия. · 19«Сам сказал!» — («Ipse dixit»)… — в древности стало крылатым выражением. Ср.: Диог. Лаэрт., VIII, 46. · 20Четырех… книгах — имеется в виду четыре книги второй редакции сочинения Цицерона «Учение академиков» (Academica posteriora), написанного в 45 г. До нашего времени дошли только часть первой книги и отрывки из остальных. Вместе с сохранившейся второй книгой первоначальной редакции этого сочинения (Academica priora) они служат источником наших сведений о философии Новой Академии. · 21От Сократа — в Сократе академики видели своего родоначальника, ссылаясь на его известные слова: «Я знаю только, что ничего не знаю» и на его метод обсуждения. Ср.: Цицерон. Учение академиков, I, 16. «Во всех почти беседах… он рассуждал таким образом, что сам ничего не утверждал, других опровергал, уверял, что ничего не знает, кроме этого самого»; Он же. О дивинации, II, 150: «Мы придерживаемся этого метода, воспринятого от Сократа». · 22Аркесилай — см.: I, 1 примеч. · 23В другом месте — см.: Цицерон. Учение академиков, II, 98—111. · 24Ложное… подобное истинному — ср.: Там же, II, 34; II, 36; II, 42; II, 44; II, 99. · 25В «Синэфебах» имеется в виду комедия Цецилия Стация «Юные сверстники» (переложение одноименной комедии Менандра). · 26Ауспициях… которыми я… руковожу — Цицерон в 53 г. был избран пожизненным членом коллегии авгуров. · 27Гай Аврелий Котта (124—74) — видный римский аристократ, в 90 г. был предан суду своими политическими противниками и осужден на изгнание. Вернулся при Сулле в 82 г. Был избран главой жреческой коллегии понтификов. В 78 г. стал консулом. О философских взглядах Котты Цицерон упоминает в «Об ораторе» (II, 145), очень высоко оценивая его острый и тонкий ум, а также ораторское искусство. В настоящем диалоге Котта выведен представителем школы Новой Академии. · 28Латинских праздников — четырехдневный праздник в память о древнем союзе латинских городов. · 29Гай Веллей — малоизвестное лицо сенаторского звания. Цицерон в «Об ораторе» (III, 78) отзывается о нем, как о человеке в философских спорах недостаточно опытном и искусном. Здесь же Цицерон рекомендует его чуть ли не главой эпикурейской школы. Ср.: I, 15. · 30Квинт Луцилий Бальб — богатый римский всадник, известный своей приверженностью стоической философии. Ср.: Цицерон. Об ораторе, III, 78. О его дружеских отношениях со знаменитым стоиком Посидонием см.: II, 88. · 31Трех главных школ — эпикурейской, Стои, Новой Академии. · 32Марк Пуппий Пизон Кальпурниан — консул (61 г.). В другом диалоге «О пределах добра и зла» Цицерон выводит Пизона в роли поборника взглядов школы перипатетиков. · 33Антиоха — см.: I, 5 примеч. · 34Перипатетики — последователи Аристотеля. · 35Не помощником… а слушателем — игра слов: «non adiutorem sed auditorem». · 36Тогда Веллей… — Веллей открывает дискуссию. Вначале он подвергает критике учение Платона и стоиков (I, 18 — I, 24), затем следует доксография — обзор мнений прежних философов по вопросу о природе богов — их сущности, облике, атрибутах и их роли в мироздании (I, 25 — I, 41); в последней части своей речи Веллей излагает учение Эпикура о богах (I, 42 — I, 56). · 37Очень самоуверенно… по обыкновению этих людей — стоит обратить внимание на саркастический тон этого замечания в адрес эпикурейцев. В дальнейшем Цицерон построил речь защитника эпикуреизма таким образом, чтобы представить его в довольно непривлекательном виде — узколобым догматиком, признающим только свое учение и его создателя — «божественного Эпикура» (ср.: I, 43), а о других философах и их учениях отзывающимся самым пренебрежительным и грубо издевательским образом. Притом, излагая эти учения, Веллей то и дело допускает и неточности и искажения. · 38Эпикуровых междумирий — по Эпикуру, существуют бесчисленные миры, а боги обитают в пространствах между мирами. См.: I, 53; Диог. Лаэрт., X, 88—89; Цицерон. О дивинации, II, 40; Он же: О судьбе, 37. · 39Из «Тимея» — ср.: Платон. Тимей, 28 B — 28 C. · 40Вещая старуха — Веллей стремится карикатурно представить учение Стои. Стоик Бальб позже возразит ему, что «пронойа» стоиков — это вовсе не личность, а термин, означающий божественное провидение (II, 73). · 41Шаровидном, пылающем, вращающемся боге — см.: II, 47; II, 49. · 42Пять форм (formae) — Веллей, по-видимому, имеет в виду пять форм многогранников (тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр), из которых, по Платону (Тимон, 53 C — 56 C; 63 D), куб был основной формой земли, октаэдр — воздуха, тетраэдр — огня, икосаэдр — воды; пятая форма, додекаэдр, послужила богу для того, чтобы создать эфир. Ср.: Платон. Тимей, 53. · 43Вселенная… будет существовать вечно! — Платон учил, что, хотя все родившееся или сотворенное должно неизбежно погибнуть, вселенная будет существовать, потому что она создана по образу своего создателя — вечного бога. Ср.: Платон. Тимей, 29 A—B. · 44Под физиологией понимали учение о физической природе вообще. · 45Пронойа… создала мир смертным… — по учению стоиков вселенная периодически погибает в мировом пожаре. Ср.: II, 118. · 46Можно себе представить — intellegi potest, — в некоторых списках: «невозможно себе представить (non potest)». · 47Словно в эдиле — в праздничные дни римские должностные лица эдилы должны были позаботиться об украшении города и ночном его освещении. · 48Ради людей — идею стоиков о том, что бог создал мир ради людей, эпикурейцы особенно критиковали: Ср.: Лукреций. О природе вещей, V, 156—162. · 49Форму шара — Платон. Тимей, 38 B; ср.: Диог. Лаэрт., VIII, 55. · 50Как с этим может сочетаться твердый разум и блаженство… — по Эпикуру, боги живут в идеальном состоянии — покоя и блаженства. Ср.: I, 45. · 51Место трудное для понимания. Смысл его может быть следующим: главное отличие одушевленного от неодушевленного состоит в сочетании двух особенностей — способности к передвижению и способности ощущать (ср.: Аристотель. О душе, I, 2, 403 B, 25—27). Но к бесконечному первая способность не может относиться, поскольку бесконечное занимает все пространство, и вторая способность, так же как ощущение предполагает воздействие извне на ощущающую сущность. · 52Внутри ума — ср.: III, 36; «Все живое должно состоять из тела, заключающего в себе душу, от чего оно и называется animal от anima». · 53Душе… бессмертие — Веллей, конечно, придерживался взгляда Эпикура, по которому душа со смертью тела также умирает. · 54Душа, из которой берутся и наши души — этому учили также и стоики. Ср.: II, 18; II, 79. · 55Похожее на венец — по Пармениду, физический мир состоит из концентрических огненных сфер, в центре которых находится божество, управляющее всем миром, — Необходимость. · 56В поэме «О природе» (от которой сохранились лишь фрагменты) Парменид персонифицировал в качестве богов вражду, любовь, но нет указаний на то, что Парменид считал богами звезды. · 57Четыре стихии — или четыре элемента, т. е. основные вещества — огонь, воздух, вода, земля. После Эмпедокла представление о четырех элементах стало более или менее общим для всех философских школ, исключая атомистов, но особенное развитие получило у стоиков (ср.: Цицерон. Учение академиков, 2, 118). · 58Стихии, возникают и исчезают — по-видимому, искажение: ср.: Аристотель. Метафизика, I, 3, 984a, 8—11 «эти элементы, по его, Эмпедокла, мнению, всегда сохраняются и не возникают». · 59Ту природу — имеются в виду боги, от которых исходят их «образы». · 60Нет ничего вечного — Демокрит учил, что боги, хотя и состоят из неуничтожаемых атомов, но сами подлежат разрушению. Ср.: Секст Эмпирик, IX, 19. · 61Веллей неточно цитирует Платона. У Платона («Тимей», 28 C): «…так как творца и отца вселенной и найти-то трудно, а найдя нельзя показать его толпе…» · 62В «Законах»… что не следует и доискиваться — это место Веллей также передает неверно. Веллей приписывает Платону взгляды, которые последний сам осуждал. Ср.: Платон. Законы, 7, 821 B. · 63Платон. Тимей, 34 B; Он же. Законы, 7, 821 B; 821 C; 10, 886 D; 10, 899 B. · 64По установлению… предков. Ср.: Платон. Тимей, 40 D. · 65Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, IV, 3, 13. Снова искажение. Солнце в «Воспоминаниях» нигде не называется богом, а душа не богом, а «божественной». · 66Спевсипп — после смерти Платона возглавил Академию. Диоген Лаэртский среди его сочинений называет одно, озаглавленное «О богах». См.: Диог. Лаэрт., IV, 4—5. · 67Аристотель в третьей книге «О философии»… — эта книга до нас не дошла. · 68Сам мир — это бог — Насколько нам известно из сохранившихся сочинений, Аристотель не отождествлял мир с богом. Веллей, по-видимому, приписал Аристотелю идею Стои. Ср.: Аристотель. Метафизика, XI, 8, 1074 B. · 69Кого-то другого — Веллей, вероятно, имеет в виду тот же «ум». Ср.: Аристотель. Метафизика, XI, 7, 1072 B; Он же. Физика, VII, 5, 256. · 70Огонь небесный — ни огонь небесный, т. е. эфир, ни само небо Аристотель нигде в сохранившихся работах не называет богом, однако эпитеты «бессмертный» и «божественный» по отношению к ним применяет. · 71Многочисленные боги — очевидно, боги народной религии, местожительством которых считалось небо. · 72Согласно позднему Аристотелю, «необходимо должна существовать некоторая вечная, неподвижная сущность» (Метафизика, VII, 2, 1028). · 73Спокоен и блажен — по Эпикуру, покой и блаженство — идеальное состояние, в котором пребывают боги. Ср.: I, 24; I, 52. · 74После смерти Спевсиппа Ксенократ возглавил Академию (с 339 по 315 г.). И его взгляды Веллей излагает искаженно. · 75В своих книгах — Диоген Лаэртский (IV, 13) упоминает его сочинение «О богах». · 76Теофраст (371—287) — ученик Аристотеля, также написал три книги «О богах». Ср.: Диог. Лаэрт., V, 42—50. · 77Стратон из Лампсака (Малая Азия) с 286 по 268 г. возглавлял школу перипатетиков. · 78Зенон Китийский (336—270) — основатель стоической школы «считал божественным естественный закон» — ср.: Цицерон. О законах, I, 18; I, 42; II, 8. Диог. Лаэрт., VII, 88. · 79Называет богом эфир — ср.: Учение академиков, II, 126: «Зенону и другим стоикам эфир казался наделенным разумом, верховным богом, который всем управляет». · 80Разум… наделен божественной силой — ср.: Диог. Лаэрт., VII 134. · 81Толковать теогонию Гесиода — Зенон и другие стоики стремились толковать мифы таким образом, чтобы сблизить свои взгляды на богов с народной религией. Примеры подобного толкования Цицерон приводит в речи Бальба. См.: II, 63, сл. · 82Аристон из Хиоса — стоик, ученик Зенона, впоследствии стал разделять некоторые воззрения киников. · 83Какой вид имеет божество — Зенон учил, что бог не может иметь человеческий облик (ср.: Диог. Лаэрт., VII, 47). Эпикурейцы утверждали обратное. · 84Понятие… в нашей душе — Веллей имеет в виду «пролепсис» Эпикура. См.: I, 43 примеч. · 85Полезные… вещи были… названы именами богов — эти взгляды излагает Бальб (II, 80). · 86Грязные и безобразные вещи — такие вещи могут быть вместе с тем очень полезными. Но для эпикурейца немыслимо некрасивое божество (см.: I, 47). · 87Хрисипп (ок. 280—208 гг.) — преемник Клеанфа во главе Стои. По Диогену Лаэртскому (VII, 7, 183), о нем говорили: «Если бы не было Хрисиппа, не было бы Стои». Ср.: Цицерон. Учение академиков, II, 75. Однако по некоторым вопросам Хрисипп сходился с Академией. Ср.: Диог. Лаэрт., VII, 7, 184. · 88Неведомых богов — Хрисипп деифицировал некоторые абстрактные понятия. Ср.: II, 61 сл. · 89Может течь и распространяться. — Хрисипп учил, что четыре стихии находятся в вечном течении и переходе одна в другую (ср.: II, 84). · 90Достигшие бессмертия — ср.: II, 62. · 91Извечную истинность — ср.: Цицерон. О дивинации, I, 125. · 92Легендарный поэт и певец Орфей считался сыном Аполлона. Мусей — ученик Орфея, ему приписывали стихи о происхождении богов и различные прорицания. · 93Диоген Вавилонский (ок. 240—150), ученик Хрисиппа и одно время глава стоической школы, истолковал известный миф о рождении Афины-Минервы из головы Зевса в аллегорическом смысле: Афина — это мудрость Зевса, которая помещалась в его голове. · 94Заставили… видеть… смерть [богов] — например, Асклепий погиб от молнии, брошенной в него Зевсом. · 95Магов — магами в Греции и Риме называли персидских жрецов и мудрецов. · 96К числу… [богов] — Веллей был отнюдь не одинок в такой высокой оценке Эпикура. Ср.: Лукреций. О природе вещей, V, 8. · 97Антиципации о богах — слово anticipatio используется Цицероном для перевода греческого πρόληψις. Эпикурейцы вкладывали в этот термин особый смысл. По Диогену Лаэртскому (X, 33), они «называют “пролепсис” нечто вроде постижения или верного мнения, или понятия, или общей мысли, заложенной в нас, иначе говоря — память о том, что многократно являлось нам извне». Эпикур учил о бесконечно отделяющихся от вещей образах (εἴδωλα). Проникая в душу человека, они накладываются друг на друга, накапливаются и запечатлеваются в душе, причем индивидуальные черты отдельных образов как бы стираются и остаются лишь те черты, которые им общи. Они-то и составляют память души, исходное общее знание, praenotio («предзнание»). · 98«О критерии или Канон». См.: Диог. Лаэрт., X. 27. · 99Изречение Эпикура — эту сентенцию приводит Диоген Лаэртский (X, 139). · 100То одно, то другое — Котта придерживается метода Новой Академии не примыкать ни к одной философской школе, «все оспаривать и ни о чем не высказывать определенного мнения». Ср.: I, 11; Цицерон. Учение Академиков, II, 121; Он же. Тускуланские беседы, IV, 7. · 101«Равномерным распределением» — поскольку атомов бесконечное число, то бесчисленны и сочетания их, отражающие все сущее; причем каждому сочетанию должно найтись соответствующее ему иное. Цицерон устами Веллея приписывает Эпикуру заведомо неубедительное доказательство вечности богов, которое затем сам же устами Котты опровергает (см.: I, 109). · 102Учение Эпикура об атараксии — безмятежности духа. См.: Диог. Лаэрт., X, 96—97; X, 136. · 103Мир создан природою — Веллей имеет в виду — природой, лишенной мысли (φύσει ἀλογω). · 104Ср.: Цицерон. О дивинации. I, 1; I, 34. · 105Гаруспиков… авгуров — римляне во всех случаях как общественной, так и частной жизни считали необходимым вопросить волю богов, прибегая к гаруспициям или ауспициям. Гаруспицией называлось предсказывание будущего по внутренностям жертвенных животных. Гаруспик — предсказатель изучал состояние печени, ее форму, цвет, расположение ее долей, форму выемки между долями, состояние желчи, а также состояние сердца и легких и по определенным признакам прорицал будущее, а в некоторых случаях указывал средства для умилостивления гнева богов и отвращения предвещаемого бедствия. Авгуры толковали волю богов и предвещали по различным знамениям, главным образом по поведению «вещих» птиц: полету (особенно орлов, ястребов, коршунов), крику (ворона, вороны, совы, петуха), особенно часто — по клеву «священных» кур. Курам предлагался корм, обычно каша из пшеничных зерен. Если куры клевали жадно и при этом кусочки пищи выпадали из клюва на землю, то это считалось благоприятным предзнаменованием, если отказывались есть — в высшей степени неблагоприятным. Такой способ гадания особенно применялся в военное время; полководцы брали с собой в поход клетку с курами и особого служителя «пуллярия» (цыплятника). Приемы авгуров назывались ауспициями (букв. наблюдение за птицами). Авгуры толковали волю богов также по небесным и некоторым другим знамениям. Наблюдения над небесными знамениями производились определенным образом. Авгур отправлялся в предназначенное для гадания место и там, обратившись лицом к югу, особым авгурским жезлом (lituus) определял перед собой на небе известное пространство, в пределах которого наблюдал «знамения» — блеск молнии, полет птицы. Знамения, наблюдаемые с левой от авгура стороны (т. е. с востока) считались благоприятными, с правой — неблагоприятными. Авгуры во времена Цицерона составляли коллегию, в которую входили несколько пожизненных членов, пополнявшихся кооптацией. Право совершать ауспиции с участием авгура имели высшие должностные лица (диктатор, цензор, консул, претор). · 106В § 57—124 академик Котта подвергает критике учение Эпикура, следуя в основном Карнеаду и Посидонию. Однако эта критика обращена более на ранний эпикуреизм, между тем как Веллей в своем выступлении отразил скорее поздние идеи этой школы. Объяснить это следует, может быть, тем, что Цицерон использовал для двух этих частей первой книги разные источники: более поздний для речи Веллея, более ранний — для Котты. · 107Твой друг — в списках имя друга отсутствует, может быть, его и не было в оригинале? Или Котта намекает на известного эпикурейца Федра. · 108Римских — в оригинале togati — «носящие тогу» (греки тогу не носили). · 109Красноречивее, чем обычно… у ваших — в ряде своих произведений Цицерон пренебрежительно отзывается о «грубом» и «необработанном» стиле речи самого Эпикура и философов его школы. Ср.: Цицерон, Тускуланские беседы, II, 7; Он же. Брут, 131. · 110Когда я был в Афинах — неизвестно, слушал ли лекции Зенона в Афинах Котта. Скорее Цицерон говорит здесь о своих впечатлениях. Цицерон провел в Афинах некоторое время в 78 г. Ср.: Цицерон. О пределах добра и зла, I, 16. Зенона — Зенон из Сидона (I в.) возглавил школу Эпикура в Афинах после смерти Аполлодора. Наш Филон… — см.: I, 6, примеч. · 111Физическим — под «физикой» Цицерон понимает науку о природе в целом, включая и теологию. · 112Симонид из Кеоса — греческий поэт-лирик (556—467 гг.), некоторое время жил при дворе сиракузского тирана Гирона. · 113В таком собрании, как наши, — характерное признание! Ср.: Цицерон. О дивинации, II, 28. · 114Сам понтифик — со времен Суллы коллегия жрецов-понтификов состояла из пятнадцати человек, обязанностью которых был надзор над всем, что было связано с религией. Во главе коллегии стоял верховный понтифик (pontifex maximus). · 115Диагор… Феодор… Протагор — см.: I, 2, примеч. · 116Гай Луцилий (148—103 гг.) — римский поэт, основоположник римской сатиры. Следует фрагмент из недошедшей сатиры Луцилия. · 117Луций Гостилий Тубул — претор 142 г.; вел процессы по делам об убийствах, был уличен во взяточничестве и других преступных делах. Чтобы избежать смертной казни сам принял яд. Луций Корнелий Лентул Луп — консул 156 г., цензор 147 г. Луцилий в одной из своих сатир изобразил его мотом, кутилой и клятвопреступником. Ср.: Гораций. Сатиры, II, 1, 68. Гай Папирий Карбон — сподвижник Гая Гракха, его подозревали в убийстве Сципиона Эмилиана в 129 г. Ср.: Цицерон. О законах, III, 35. Чудовище — в оригинале «сын Нептуна». Сыновьями Нептуна были чудовища Киклоп, Герион, Скирон, Лестригоны и др. · 118С другими философами — в частности, со стоиками. Ср.: II, 12; II, 45; III, 11. · 119Своеволие атомов — о «своевольном» отклонении атомов см.: I, 69; ср.: Цицерон. О судьбе, 18; 23. · 120Ибо то, что не имеет тела — ничто — некоторые исследователи (Schoemann, Mayor, Goete) предполагают, что в этом месте часть текста пропущена, так как последующая критика Котты направлена не против существования атомов, но против возможности пустоты. Ср.: Цицерон. Учение академиков, I, 27. · 121Демокрита… Левкиппа — ср.: I, 69; I, 73; Диог. Лаэрт., IX, 30. · 122См.: I, 20. · 123Ср.: I, 9. · 124Ср.: О судьбе, 23; Лукреций. О природе вещей, II, 251—293. · 125Против диалектиков — Цицерон имеет в виду не школу, а метод. Диалектика у него имеет тот же смысл, что и логика. В данном месте Цицерон имеет в виду и стоиков и академиков. · 126Они ведь учили — ср.: Цицерон. Тускуланские беседы, I, 14. · 127Совсем отверг — ср.: «О судьбе», 37, где Цицерон вернее выразил мысль Эпикура. Ср.: Диог. Лаэрт., X, 34; Лукреций. О природе вещей, IV, 353. · 128О полемике между Аркесилаем и Зеноном см.: Цицерон. Учение академиков, II, 16 сл. · 129Один гаруспик может без смеха глядеть на другого — в «О дивинации» (II, 51) Цицерон приписывает это выражение Катону Старшему. · 130Из его писем — ср.: Диог. Лаэрт., X, 13. · 131Слушал какого-то Памфила — этот философ ближе неизвестен. · 132Колонистом — в 366 г. Афины, отвоевав у персов остров Самос, основали на нем свою колонию, куда в числе других прибыл и отец Эпикура Неокл. · 133Навсифан из Теоса (Малая Азия) (IV в.). Ср.: Диог. Лаэрт., X, 8. · 134Не говоришь намеренно темно, как Гераклит — Гераклит Эфесский из-за трудности понимания его речи получил в древности прозвище «Темный», но нет основания считать, что Гераклит «намеренно» говорил темно. Ср.: Диог. Лаэрт., IX, 6. · 135О Венере Косской — прославленное произведение художника Апеллеса (вторая половина IV в.), изобразившего Венеру выходящей из морской пены. Первоначально принадлежало правителю острова Коса. При Августе картина была вывезена в Рим и выставлена в храме обожествленного Цезаря (Венера считалась прародительницей рода Юлиев). Ср.: Плиний. Естественная история, XXXV, 91—92. · 136По замыслу мудрецов — Ср. I, 118; Цицерон. О дивинации, I, 105. · 137Бык, который увез Европу — намек на известный миф: Зевс воспылал страстью к дочери финикийского царя Европе. Приняв образ прекрасного быка, Зевс похитил Европу и, усадив ее на спину, по морю, вплавь, привез ее на остров Крит. Там она родила от Зевса критских царей Миноса и Радаманта. Ср.: Овидий. Метаморфозы, II, 846—875. · 138Тритон — морское божество, по Гесиоду — сын Нептуна. Его изображали в виде человеческой фигуры, у которой вместо ног дельфиньи хвосты. · 139А муравей — только на муравья — эти слова многие исследователи считают позднейшей глоссой. · 140В группах эфебов — в Афинах эфебы (совершеннолетние юноши) для занятий в гимнастических школах — «гимнасиях» — объединялись в группы. · 141Чему ты смеешься — Веллей, очевидно, улыбнулся, представив себе Котту — понтифика и блюстителя строгих нравов, любующимся обнаженными греческими юношами. · 142Росций — неясно, о каком Росции идет речь, возможно, о будущем знаменитом римском актере Квинте Росции Галле, с которым Цицерон одно время был в тесной дружбе. Ср.: Цицерон. Об ораторе, I, 251. · 143Эти строки приписывают Квинту Лутацию Катулу (консулу 102 г.), (не смешивать с современником Цицерона, знаменитым поэтом Гаем Валерием Катуллом). Сын его, тоже Квинт Лутаций Катул, состоял вместе с Коттой в Коллегии понтификов. · 144Явленье Авроры встречая — т. е. наступление дня. Аврора в римской мифологии — богиня зари; соответствует греческой Эос. · 145Должна процветать в небе Академия — шутка Котты, очевидно имеет тот смысл, что боги — все на одно лицо — не смогут отличать друг друга и окажутся в положении философов Новой Академии, которые, по их собственному признанию, считают невозможным отличение ложного от истинного. · 146С малых лет — приняв эмендацию Klotz’а «a parvis» вместо бессмысленного «apparuisse» в списках. · 147Украшениями — может быть, Котта имеет в виду такие принадлежности богов, как трезубец Нептуна, молния Юпитера, эгида Минервы. · 148Варварские народы (barbaria) — варварами греки и вслед за ними римляне называли всех негреков и неримлян, в том числе и народ такой древней культуры, как египтян. · 149Неслыханное дело — ср.: Геродот, II, 65 сл. · 150Апис, священный бык египтян — ср.: Геродот, III, 27 сл. · 151Юнона — Спасительница (Sospita) в таком виде, как ее описал Котта, изображена на многих монетах. · 152Юнона Аргивская — город Аргос (на Пелопоннесе) был одним из древних культовых центров греческой богини Геры, супруги Зевса. Так же как римский Юпитер был идентифицирован с Зевсом, Юнона была отождествлена с Герой. · 153Ланувийцы — жители Ланувии, одного из древнейших городов Центральной Италии, вблизи которого находился храм Юноны Ланувийской. · 154Юпитер-Аммон — культ египетского солнечного бога Амона, идентифицированного с Зевсом-Юпитером, был широко распространен в греко-римском мире. · 155Алкамен — известный греческий скульптор, ученик Фидия. · 156Какая может быть мудрость в такого рода обрубке — в оригинале truncus «пень», «чурбан», «обрубок», т. е. нечто без рук, без ног, без головы, как солнце или луна. Эпикурейцы как раз считали, что «жилищем разума» может быть только существо человеческого облика, поэтому и боги должны иметь человеческий облик. · 157Поклоняются — приняв эмендацию Manutius’а (venerantes вместо бессмысленного в данном контексте numerantes «перечисляющие»). · 158Κυρίας δόξαι — см.: примеч. к I, 43; I, 45. · 159Менее всего способном на хитрость — сарказм! · 160Метродор — любимый ученик Эпикура (Ср.: I, 113), от многочисленных произведений которого сохранились только отдельные фрагменты. · 161Он действительно считает, что есть боги — ср.: I, 123, где тот же Котта высказывается об Эпикуре в противоположном смысле. Это противоречие, очевидно, имеет уже отмеченную выше причину — Цицерон в разных местах своей книги пользовался разными источниками. · 162Сериф — небольшой остров Кикладского архипелага. · 163Гермах из Митилены — на острове Лесбосе, ученик и друг Эпикура, принявший от него школу. Ср.: Диог. Лаэрт., X, 15.
|
|||
|