Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КНИГА I 4 страница



(105) Вот ты гово­ришь177, что образ бога пости­га­ет­ся мыш­ле­ни­ем, а не чув­ст­вен­ным вос­при­я­ти­ем (co­gi­ta­tio­ne non sen­su), что в нем нет ника­кой плот­но­сти (so­li­di­tas) и он не быва­ет тем же по чис­лу, но его вид таков, что он пости­га­ет­ся по подо­бию и пере­хо­ду обра­зов, и так как ато­мов, обра­зу­ю­щих эти обра­зы, бес­чис­лен­ное мно­же­ство, то и посту­паю­щие обра­зы неис­чис­ли­мы, и когда наш ум напря­жен­но вни­ка­ет в них, то в нем воз­ни­ка­ет поня­тие о бла­жен­ной и веч­ной при­ро­де.

XXXVIII. Так ради самих же богов, о кото­рых мы сей­час гово­рим, что же это такое, нако­нец? Ибо если боги толь­ко мыс­ли­мы, а в них самих нет ника­кой плот­но­сти, ниче­го ося­за­е­мо­го, то какая раз­ни­ца, будем ли мы мыс­лить о гип­по­кен­тав­ре178 или о боге? Ведь дру­гие фило­со­фы тако­го рода пред­став­ле­ния назы­ва­ют пустым дви­же­ни­ем души, а вы гово­ри­те об этом, — как о при­бы­тии и поступ­ле­нии в душу обра­зов.

(106) Когда я, напри­мер, пред­став­ляю себе Тибе­рия Грак­ха, высту­паю­ще­го в народ­ном собра­нии на Капи­то­лии и соби­раю­ще­го голо­са про­тив М. Окта­вия179, то я гово­рю, что это пустое дви­же­ние души, ты же ска­жешь, что это сохра­нив­ши­е­ся обра­зы Грак­ха и Окта­вия, когда я при­шел на Капи­то­лий, устре­ми­лись к моей душе180. И то же самое буд­то бы про­ис­хо­дит с богом, от кото­ро­го густо исхо­дя­щие обра­зы воздей­ст­ву­ют на наши души так, что мы узна­ем, что боги бла­жен­ны и веч­ны.

(107) Допу­стим, что дей­ст­ви­тель­но суще­ст­ву­ют обра­зы, кото­рые сту­чат­ся в наши души. Но ведь они могут пред­ста­вить толь­ко некий внеш­ний облик бога? Или так­же поче­му он бла­жен, поче­му вечен? Что же такое эти ваши обра­зы и откуда они? Это про­из­воль­ное допу­ще­ние опре­де­лен­но от Демо­кри­та. Но и его мно­гие опро­вер­га­ли, и вы не нахо­ди­те выхо­да, и все это — шат­ко и вал­ко. Никак вы мне не дока­же­те, что в меня попа­да­ют обра­зы всех этих: Гоме­ра, Архи­ло­ха, Рому­ла, Нумы, Пифа­го­ра, Пла­то­на — и что они име­ют тот облик, кото­рый был им при­сущ. Как эти обра­зы воз­ник­ли? И чьи обра­зы? Об Орфее Ари­сто­тель пишет, что его нико­гда не было, а назван­ную по его име­ни орфи­че­скую песнь (or­phi­cum car­men) сочи­нил какой-то пифа­го­ре­ец Кек­ропс. А меж­ду тем Орфей, т. е. по-ваше­му его образ, мне часто пред­став­ля­ет­ся в душе. (108) А как объ­яс­нить, что образ одно­го и того же чело­ве­ка в моей душе и в тво­ей выглядит по-раз­но­му? А как быть с теми, кото­рые совсем не суще­ст­во­ва­ли, да и не мог­ли суще­ст­во­вать, как, ска­жем, Скил­ла и Химе­ра?181 Как быть с людь­ми, мест­но­стя­ми, горо­да­ми, кото­рых мы нико­гда не виде­ли [а пред­став­ле­ние о них име­ем]? Как понять, что сто­ит мне толь­ко захо­теть и тут же — образ?182 Что они даже незва­ные явля­ют­ся во сне?183 Все это, Вел­лей, пустые выдум­ки. Вы насиль­но навя­зы­ва­е­те обра­зы не толь­ко гла­зам, но и душам. Вот к чему при­во­дит воз­мож­ность без­на­ка­зан­но бол­тать все, что при­хо­дит в голо­ву.

XXXIX. (109) Обра­зы (vi­sio­nes), ска­зал ты, при­плы­ва­ют с такой частотой, что из мно­гих обра­зу­ет­ся как бы один. Я посты­дил­ся бы ска­зать, что не пони­маю, если бы вы сами пони­ма­ли, что имен­но защи­ща­е­те. Ибо каким обра­зом ты дока­жешь, что пере­ход обра­зов про­ис­хо­дит бес­пре­рыв­но? Или если бес­пре­рыв­но, то как дока­жешь, что веч­но? Ска­жешь: “Это обу­слов­ле­но бес­чис­лен­но­стью ато­мов”. Но ведь так­же мож­но дока­зать, что все вооб­ще веч­но? Тут ты при­бе­га­ешь к рав­но­вес­но­сти (aequi­lib­ri­tas)184 (ибо так, если угод­но, мы пере­ведем ἰσο­νομἰα) и гово­ришь: “Посколь­ку есть при­ро­да смерт­ная (na­tu­ra mor­ta­lis), то долж­на так­же быть и бес­смерт­ная”. Но таким спо­со­бом мож­но дока­зать, что посколь­ку есть люди смерт­ные, то долж­ны так­же быть какие-то бес­смерт­ные, посколь­ку рож­да­ют­ся на зем­ле, то рож­да­ют­ся и в воде. Ты гово­ришь: “Так как есть [силы] раз­ру­шаю­щие, то долж­ны быть и сохра­ня­ю­щие”. Пусть они есть, но они то сохра­ня­ют, что суще­ст­ву­ет, а что эти [ваши] боги суще­ст­ву­ют, я не пред­став­ляю себе.

(110) Но как все-таки порож­да­ют­ся эти при­зра­ки (ef­fi­gies) богов из ато­мов, кото­рые, допу­стим, суще­ст­ву­ют, хотя их вовсе нет? Ато­мы, воз­мож­но, мог­ли бы стал­ки­вать­ся меж­ду собой и от столк­но­ве­ний при­хо­дить в дви­же­ние. Но обра­зо­вать нечто име­ю­щее фор­му, фигу­ру, цвет, жизнь это не смог­ли бы. Итак, нико­им обра­зом не полу­ча­ет­ся у вас бес­смерт­ный бог.

XL. Рас­смот­рим теперь вопрос о его бла­жен­стве. Без доб­ро­де­те­ли оно, конеч­но, нико­им обра­зом невоз­мож­но. Но доб­ро­де­тель дея­тель­на, ваш же бог ниче­го не дела­ет, ста­ло быть, лишен доб­ро­де­те­ли, а зна­чит, и не бла­жен. (111) Итак, како­ва же его жизнь? Изоби­лие, гово­ришь, благ, без при­ме­си пло­хо­го. Каких же благ? Наслаж­де­ний, навер­ное, и конеч­но, телес­ных185. Ибо вы не зна­е­те дру­го­го, не исхо­дя­ще­го от тела и не обра­щен­но­го на тело, — духов­но­го наслаж­де­ния. Я не счи­таю тебя, Вел­лей, похо­жим на дру­гих эпи­ку­рей­цев. Им сле­до­ва­ло бы сты­дить­ся неко­то­рых эпи­ку­ро­вых поуче­ний, свиде­тель­ст­ву­ю­щих о том, что он не пред­став­лял себе како­го-то бла­га, не свя­зан­но­го с чув­ст­вен­ны­ми и постыд­ны­ми наслаж­де­ни­я­ми, кото­рые он, не крас­нея, пере­чис­ля­ет все по назва­ни­ям.

(112) А какие яст­ва, какие напит­ки ты доста­вишь богам, каким раз­но­об­ра­зи­ем зву­ков и цве­тов усла­дишь их слух и зре­ние, чем пора­ду­ешь их ося­за­ние, их обо­ня­ние, чтобы доста­вить им всю пол­ноту наслаж­де­ний? Поэты, те при­гото­ви­ли для богов (нек­тар и амбро­зию186) пир­ше­ства, на кото­рых бока­лы пода­ют им Юность и Гани­мед187. А ты, Эпи­кур, что будешь делать? Пото­му что я не пред­став­ляю себе, ни откуда возь­мут­ся все эти бла­га для тво­е­го бога, ни каким обра­зом он ими будет поль­зо­вать­ся. При­ро­да людей бога­че наде­ле­на воз­мож­но­стя­ми для бла­жен­ной жиз­ни, чем при­ро­да богов, так как люди вку­ша­ют мно­гие виды наслаж­де­ний.

(113) Но ты можешь воз­ра­зить, что этим наслаж­де­ни­ям, кото­рые как бы щеко­чут чув­ства (это выра­же­ние само­го Эпи­ку­ра), цена неве­ли­ка. До каких пор ты будешь шутить? Ибо даже Филон, наш при­я­тель, не мог вытер­петь, [когда ему гово­ри­ли], буд­то эпи­ку­рей­цы пре­зи­ра­ют чув­ст­вен­ные наслаж­де­ния188. Имея пре­вос­ход­ную память, он при­во­дил мно­го выска­зы­ва­ний Эпи­ку­ра, цити­руя их дослов­но. Он цити­ро­вал так­же мно­гие, еще более бес­стыд­ные выска­зы­ва­ния Мет­ро­до­ра, это­го кол­ле­ги Эпи­ку­ра по муд­ро­сти; Мет­ро­дор ведь обви­ня­ет сво­е­го бра­та Тимо­кра­та за то, что тот сомне­вал­ся, чтобы все, что отно­сит­ся к бла­жен­ной жиз­ни, было свя­за­но с брю­хом. Сам он не раз, а часто утвер­ждал это. Я вижу, ты кива­ешь голо­вой, все это ведь тебе извест­но. Если бы ты стал отри­цать, я при­нес бы кни­ги189. Да сей­час я и не соби­ра­юсь пори­цать всех эпи­ку­рей­цев за то, что они все сво­дят к наслаж­де­нию, — это дру­гой вопрос. Я утвер­ждаю, что ваши боги лише­ны наслаж­де­ний, и, сле­до­ва­тель­но, при­дер­жи­ва­ясь ваше­го же суж­де­ния, они не бла­жен­ны.

XLI. (114) “Но они не испы­ты­ва­ют стра­да­ний!” И это­го доста­точ­но для того, чтобы счи­тать их жизнь изоби­лу­ю­щей бла­га­ми, бла­жен­ней­шей? Бог, гово­рят [эпи­ку­рей­цы], бес­пре­стан­но дума­ет о том, что он бла­жен, нет ведь ниче­го ино­го, что бы зани­ма­ло его ум. Так вооб­ра­зи и пред­ставь себе воочию бога, кото­рый в тече­ние всей веч­но­сти ни о чем дру­гом не дума­ет, кро­ме: “Как мне хоро­шо!” и “бла­жен я”. Я же не пред­став­ляю себе, каким обра­зом этот бла­жен­ный бог не опа­са­ет­ся гибе­ли, когда он под­вер­га­ет­ся непре­рыв­ным уда­рам и толч­кам от без­оста­но­воч­но­го при­то­ка ато­мов и когда от него само­го посто­ян­но исте­ка­ют обра­зы. Так что ваш бог и не бла­жен, и не вечен.

(115) “Но, ска­жешь, Эпи­кур ведь напи­сал кни­ги о набож­но­сти, о бла­го­че­стии по отно­ше­нию к богам”190. И каким обра­зом в них об этом гово­рит­ся! Мож­но поду­мать, буд­то ты слу­ша­ешь вели­ких пон­ти­фи­ков Т. Корун­ка­ния или П. Сце­во­лу191, а не того, кто до осно­ва­ния раз­ру­шил всю рели­гию, и не рука­ми, как Ксеркс192, а уче­ни­ем сво­им опро­ки­нул хра­мы и жерт­вен­ни­ки бес­смерт­ных богов. Ибо ска­жи, с какой ста­ти люди долж­ны почи­тать богов, когда боги не толь­ко не опе­ка­ют людей, но вооб­ще ни о чем не заботят­ся, ниче­го не дела­ют?

(116) “Но у них, [гово­ришь], исклю­чи­тель­ная, пре­вос­ход­ная при­ро­да, так что она долж­на сама по себе вызвать у муд­ре­ца пре­кло­не­ние перед ней”. Да что может быть пре­вос­ход­но­го в при­ро­де это­го бога, кото­рый, испы­ты­вая радость от сво­их наслаж­де­ний, нико­гда ниче­го не пытал­ся делать, не дела­ет и не будет делать? И поче­му долж­ны про­яв­лять бла­го­че­стие в отно­ше­нии того, от кото­ро­го ниче­го не полу­ча­ешь? И чем вооб­ще мож­но быть обя­зан­ным тому, кото­рый ничем это­го не заслу­жил? Ибо бла­го­че­стие (pie­tas) — это спра­вед­ли­вость по отно­ше­нию к богам. А если у чело­ве­ка нет ника­ко­го обще­ния с богом, то какое пра­во име­ет бог пре­тен­до­вать на какое-то осо­бое отно­ше­ние к себе со сто­ро­ны чело­ве­ка?193 Набож­ность же есть уме­ние почи­тать богов, а за что сле­ду­ет почи­тать ваших богов, я не пони­маю, если я от них ника­ких благ не полу­чал и не наде­юсь полу­чить?

XLII. (117) Так какое же у нас осно­ва­ние покло­нять­ся богам из вос­хи­ще­ния их при­ро­дой, в кото­рой мы ниче­го пре­вос­ход­но­го не видим? Осво­бо­дить­ся от суе­ве­рия, чем вы обыч­но хва­ли­тесь, лег­ко, если ты отнял у богов всю их силу. Как ты счи­та­ешь, мог­ли быть суе­вер­ны­ми Диа­гор или Фео­дор, вовсе отри­цав­шие суще­ст­во­ва­ние богов? Я думаю, что [суе­вер­ным] не мог быть даже Про­та­гор, кото­ро­му было все рав­но: то ли боги есть, то ли их нет. Уче­ния всех этих [фило­со­фов] не толь­ко уни­что­жа­ют суе­ве­рия, заклю­чаю­щие в себе пустой страх перед бога­ми, но так­же и рели­гию, кото­рая состо­ит в бла­го­че­сти­вом покло­не­нии богам. А те, кото­рые утвер­жда­ли, буд­то все эти пред­став­ле­ния о бес­смерт­ных богах были измыш­ле­ны муд­ры­ми людь­ми в инте­ре­сах государ­ства с той целью, чтобы рели­гия при­во­ди­ла к выпол­не­нию сво­их обя­зан­но­стей по отно­ше­нию к государ­ству тех, на кого не могут подей­ст­во­вать дово­ды рас­суд­ка?194 (118) Раз­ве они не раз­ру­ши­ли рели­гию до осно­ва­ния? А что оста­вил от рели­гии Про­дик из Кео­са195, учив­ший, что люди вклю­ча­ли в чис­ло богов то, что шло на поль­зу чело­ве­че­ской жиз­ни? (119) А те, кото­рые учат, что бога­ми после смер­ти ста­но­ви­лись или храб­рые, или про­слав­лен­ные, или могу­ще­ст­вен­ные люди, и их-то мы име­ем обык­но­ве­ние чтить, молить­ся и покло­нять­ся им, раз­ве не чуж­ды вся­кой рели­гии? Это уче­ние более все­го раз­ви­вал Евге­мер196, а наш Энний стал пер­вым из всех его пере­вод­чи­ком и после­до­ва­те­лем. Евге­мер опи­сы­ва­ет и как боги уми­ра­ют, и как их хоро­нят197. Как ты дума­ешь, укре­пил он рели­гию или совер­шен­но и цели­ком ее уни­что­жил? Не буду уж гово­рить о свя­щен­ном и высо­ко­чти­мом Элев­сине,

 

Где в мисте­рии посвя­ща­ют­ся самые отда­лен­ные пле­ме­на…

 

Обой­ду мол­ча­ни­ем так­же Само­фра­кию и тех, кото­рые на Лем­но­се

 

Ночью, в густых лесах, тай­но схо­дят­ся на покло­не­ние198.

 

Объ­яс­не­ние этих таинств199, рацио­наль­ное рас­смот­ре­ние их дает более для позна­ния при­ро­ды вещей, чем при­ро­ды богов.

XLIII. (120) Мне кажет­ся, что даже Демо­крит, этот вели­кий муж, из источ­ни­ков кото­ро­го Эпи­кур поли­вал свои сади­ки, колеб­лет­ся в вопро­се о при­ро­де богов. То он счи­та­ет, что во все­лен­ной есть обра­зы, наде­лен­ные боже­ст­вен­но­стью, то гово­рит, что боги — это умст­вен­ные нача­ла, нахо­дя­щи­е­ся в той же все­лен­ной, то [назы­ва­ет бога­ми] оду­шев­лен­ные обра­зы (ani­man­tes ima­gi­nes), кото­рые обыч­но или помо­га­ют, или вредят нам, то — какие-то огром­ные обра­зы, столь боль­шие, что они извне охва­ты­ва­ют весь мир200. Все это достой­но ско­рее оте­че­ства Демо­кри­та201, чем само­го Демо­кри­та. (121) Ибо кто может мыс­лен­но пред­ста­вить себе эти обра­зы? Чтить их? Счи­тать их достой­ны­ми покло­не­ния и бла­го­го­ве­ния? Эпи­кур же, отняв у богов бес­смерт­ных и воз­мож­ность и жела­ние ока­зы­вать милость, с кор­нем вырвал рели­гию из чело­ве­че­ских душ. Ибо хотя он утвер­жда­ет, что при­ро­да богов наи­луч­шая и пре­вос­ход­ней­шая, но он же отри­ца­ет, что богу при­су­ще мило­сер­дие202; он отни­ма­ет то, что более все­го свой­ст­вен­но наи­луч­ше­му и пре­вос­ход­ней­ше­му суще­ству. Ибо, что может быть луч­ше, что пре­вос­ход­нее доб­роты и бла­го­де­я­ния? А если, по-ваше­му, боги лише­ны этих качеств, то выхо­дит, по-ваше­му же, что богу никто, ни бог, ни чело­век, не дорог, нико­го бог не любит, нико­го не ценит. Полу­ча­ет­ся, что не толь­ко боги пре­не­бре­га­ют людь­ми, но и боги к богам отно­сят­ся с пре­не­бре­же­ни­ем.

XLIV. Насколь­ко луч­ше вас сто­и­ки, кото­рых вы опро­вер­га­е­те. Они счи­та­ют, что муд­рые люди — дру­зья муд­рым, даже незна­ко­мым, ибо нет ниче­го любез­нее доб­ро­де­те­ли, и кто ею овла­де­ет, того мы будем любить, из како­го бы пле­ме­ни он не про­ис­хо­дил. (122) А вы, сколь­ко же зла вы при­чи­ня­е­те тем, что отно­си­те и стрем­ле­ние помочь людям, и доб­ро­же­ла­тель­ность к про­яв­ле­ни­ям сла­бо­сти. Не гово­ря уже о богах, вы счи­та­е­те, что и люди, если бы не их сла­бость, не про­яв­ля­ли бы ни вели­ко­ду­шия, ни жела­ния помочь дру­го­му. Но раз­ве меж­ду хоро­ши­ми людь­ми нет есте­ствен­но­го чув­ства вза­им­ной люб­ви? Ведь само сло­во “ami­ci­tia” (друж­ба) про­ис­хо­дит от столь доро­го­го нам сло­ва “amor” (любовь), но если мы исполь­зу­ем ее для нашей выго­ды, а не на поль­зу тому, кого мы любим, то это будет не друж­ба, а какая-то тор­гов­ля сво­и­ми услу­га­ми. Таким обра­зом, любят луга, паш­ни, ста­да скота отто­го, что от них полу­ча­ют доход, а любовь и друж­ба меж­ду людь­ми бес­ко­рыст­на. Тем более это отно­сит­ся к богам, кото­рые, ни в чем не нуж­да­ясь, и друг дру­га любят, и о людях заботят­ся. А если бы не так, с чего бы мы покло­ня­лись, с чего бы моли­лись богам? Зачем обряды пон­ти­фи­ков, гада­ния авгу­ров? Чего нам ждать от бес­смерт­ных богов? Зачем обе­ты?

(123) “Но ведь есть даже кни­га Эпи­ку­ра о набож­но­сти”. Да насме­ха­ет­ся же над нами этот чело­век, не столь­ко ост­ро­ум­ный, сколь­ко без­за­стен­чи­во поз­во­ля­ю­щий себе писать все, что ему угод­но. Какая ведь может быть набож­ность, если боги не заботят­ся о чело­ве­че­ском? Может ли быть такое живое суще­ство, кото­рое бы ни о чем не забо­ти­лось? Итак, несо­мнен­но, более прав наш общий друг Посидо­ний, напи­сав­ший в сво­ей пятой кни­ге о при­ро­де богов, что Эпи­ку­ру кажет­ся, что нет ника­ких богов, а то, что он гово­рил о бес­смерт­ных богах, он гово­рил ради того, чтобы не под­верг­нуть­ся осуж­де­нию203. Не так уж он был глуп, чтобы вооб­ра­зить бога похо­жим на чело­веч­ка, да и то толь­ко по внеш­ним очер­та­ни­ям, но лишен­но­го плот­но­сти, наде­лен­но­го все­ми чле­на­ми чело­ве­че­ско­го тела, но ничуть не поль­зу­ю­ще­го­ся ими. Бог у него нечто бес­цвет­ное и про­зрач­ное, бог нико­му ниче­го не уде­ля­ет, ни к кому не доб­ро­же­ла­те­лен, совсем ни о чем не забо­тит­ся, ниче­го не дела­ет. Но, во-пер­вых, суще­ства такой при­ро­ды не может быть, и, видя это, Эпи­кур ухо­дит от [реше­ния] это­го вопро­са, сохра­нив [богов] лишь на сло­вах.

(124) Затем, если бог дей­ст­ви­тель­но таков, что не испы­ты­ва­ет ника­ко­го рас­по­ло­же­ния к людям, ника­кой люб­ви, то пусть будет здо­ров! (va­leat!) К чему мне молить­ся ему: “Будь мило­стив!”204. Ведь он и не может ни к кому быть мило­сти­вым, раз, как вы гово­ри­те, и вся­кая любовь, и вся­кое мило­сер­дие коре­нят­ся в сла­бо­сти».

    >>>

ПРИМЕЧАНИЯ

 

· Трак­тат «О при­ро­де богов» был опуб­ли­ко­ван на рус­ском язы­ке в пере­во­де Г. Ком­ко­ва (Цице­ро­на Мар­ка Тул­лия о есте­стве богов. Три кни­ги. СПб., 1779) и С. Б. Лажев­ско­го (журн. «Гим­на­зия», Ревель, 1892—1896). В XX в. трак­тат «О при­ро­де богов» изда­вал­ся на рус­ском язы­ке толь­ко одна­жды (Вестн. древ. исто­рии, 1981, № 4; 1982, № 2).

В при­ме­ча­ни­ях и ком­мен­та­ри­ях все хро­но­ло­ги­че­ские даты ука­за­ны до нашей эры.

· 1Цице­рон посвя­тил свой трак­тат «О при­ро­де богов» Мар­ку Юнию Бру­ту. Буду­щий участ­ник заго­во­ра про­тив Цеза­ря был намно­го моло­же Цице­ро­на и поль­зо­вал­ся осо­бым его рас­по­ло­же­ни­ем. Так же как Цице­рон, Брут усерд­но зани­мал­ся фило­со­фи­ей и напи­сал несколь­ко трак­та­тов на мораль­но-фило­соф­ские темы.

· 2О при­ро­де богов — несколь­ко про­из­веде­ний гре­че­ских авто­ров име­ют загла­вия «О богах», напри­мер у Про­та­го­ра, Кле­ан­фа, Хри­сип­па и др. Цице­рон загла­ви­ем «О при­ро­де богов», несо­мнен­но, имел в виду дать понять сво­е­му чита­те­лю, что речь в ней пой­дет не о тео­го­нии (как у Геси­о­да) и не о мифо­ло­гии, а о фило­соф­ских про­бле­мах: суще­ст­во­ва­ние богов, их атри­бу­ты, их роль в жиз­ни при­ро­ды и чело­ве­ка и т. п.

· 3Нача­лом фило­со­фии долж­но быть незна­ние — учи­ты­вая фило­соф­ские взгляды Цице­ро­на, сле­ду­ет, види­мо, пони­мать это место в том смыс­ле, что фило­со­фия долж­на преж­де все­го избе­гать дог­ма­тиз­ма, так как сам про­цесс позна­ния состо­ит в посто­ян­ном пере­хо­де от незна­ния ко все более пол­но­му, но нико­гда не совер­шен­но­му зна­нию. Воз­мож­но, одна­ко, и иное тол­ко­ва­ние, если при­нять пред­ло­жен­ное рядом иссле­до­ва­те­лей чте­ние вме­сто слит­но­го inscien­tiam раздель­ное in scien­tia. Тогда смысл: нача­лом фило­со­фии долж­но быть зна­ние, что так­же под­хо­дит к кон­тек­сту.

· 4Ака­де­ми­ки — осно­ва­тель фило­соф­ской шко­лы «Ака­де­мия» Пла­тон учил в рас­по­ло­жен­ной вбли­зи Афин роще, посвя­щен­ной герою Ака­де­му, отсюда назва­ние шко­лы. Исто­рию Ака­де­мии при­ня­то делить на три пери­о­да: Древ­ней Ака­де­мии — непо­сред­ст­вен­но уче­ни­ки и после­до­ва­те­ли Пла­то­на; Сред­ней Ака­де­мии, осно­ван­ной Арке­си­ла­ем (315—240), кото­рый внес в уче­ние Пла­то­на эле­мен­ты скеп­ти­циз­ма и вел борь­бу про­тив сто­и­ков, и Новой Ака­де­мии, осно­ва­те­лем кото­рой был Кар­не­ад (213—129), под­верг­ший сто­и­че­ское уче­ние осо­бен­но рез­кой кри­ти­ке с пози­ций «про­ба­би­лиз­ма» про­тив дог­ма­тиз­ма сто­и­ков (см.: I, 4, при­меч.). Во вре­ме­на Цице­ро­на эта шко­ла была уже в упад­ке, одна­ко сам Цице­рон про­яв­лял опре­де­лен­ную склон­ность к взглядам этой шко­лы и уста­ми Кот­ты во мно­гом выра­зил соб­ст­вен­ные свои мне­ния. Ср.: Цице­рон. Туску­лан­ские беседы, IV, 21. Там, где Цице­рон употреб­ля­ет назва­ния «Ака­де­мия» и «ака­де­ми­ки», име­ют­ся в виду Новая Ака­де­мия и ее после­до­ва­те­ли.

· 5При­ро­дапри­во­дит — ср.: Цице­рон. Туску­лан­ские беседы, I, 36.

· 6Про­та­гор из Абде­ры (ок. 480—410) — зна­ме­ни­тый софист, совре­мен­ник Сокра­та, свое сочи­не­ние «О богах» начал сло­ва­ми: «О богах я не могу знать ни того, что они суще­ст­ву­ют, ни того, что их нет, ни того, како­вы они с виду. Ибо мно­гое пре­пят­ст­ву­ет знать это: и неяс­ность вопро­са, и крат­кость чело­ве­че­ской жиз­ни» (Цит. по: Мако­вель­ский А. О. Софи­сты. Баку; 1940, вып. 1, с. 16). Послед­ние годы сво­ей жиз­ни он жил в Афи­нах, где за свои взгляды был обви­нен в без­бо­жии и вынуж­ден был бежать. Его сочи­не­ния были пре­да­ны пуб­лич­но­му сожже­нию. См.: Диог. Лаэрт., IX, 51.

· 7Диа­гор Мелос­ский — фило­соф и поэт вто­рой поло­ви­ны V в., извест­ный под про­зви­щем «Без­бож­ник» (ἀθεός), родил­ся на ост­ро­ве Мело­се, но еще в моло­до­сти пере­се­лил­ся в Афи­ны, где про­вел бо́льшую часть сво­ей жиз­ни. Был уче­ни­ком Демо­кри­та. Источ­ни­ки сооб­ща­ют, что Диа­гор был в нача­ле глу­бо­ко веру­ю­щим чело­ве­ком, а пере­стал верить в богов после того, как его пре­дал самый вер­ный из его дру­зей и боги его за это не нака­за­ли. Еще юно­шей Диа­гор был посвя­щен во мно­гие мисте­рии, а поз­же под­верг их ядо­ви­той кри­ти­ке. Насме­шек Диа­го­ра не избе­жа­ли и сами боги. Ср.: III, 89. Афин­ский суд при­го­во­рил его к смерт­ной каз­ни за нече­стие (ок. 415 г.), но ему уда­лось бежать, а сочи­не­ния его были сожже­ны.

· 8Фео­дор из Кире­ны (ок. 320—280) — так­же изве­стен по про­зви­щу «Без­бож­ник» (ἀθεός).

· 9Есть фило­со­фы — преж­де все­го эпи­ку­рей­цы.

· 10Есть и иные фило­со­фы — Цице­рон име­ет в виду сто­и­ков.

· 11Кар­не­ад высту­пил с рез­кой кри­ти­кой сто­и­че­ской фило­со­фии. Его уче­ние было извест­но глав­ным обра­зом в изло­же­нии его уче­ни­ка и пре­ем­ни­ка по руко­вод­ству Новой Ака­де­ми­ей, Кли­то­ма­ха.

· 12Бро­шен­ноеуче­ние — Новой Ака­де­мии.

· 13Дио­дот — фило­соф-сто­ик, ряд лет жил в доме Цице­ро­на и ока­зал боль­шое вли­я­ние на его взгляды. Ср.: Цице­рон. Туску­лан­ские беседы, V, 113.

· 14Филон из Лариссы в Фес­са­лии, с 88 г. жил в Риме, сме­нил Кли­то­ма­ха в каче­стве гла­вы Новой Ака­де­мии.

· 15Антиох из Акса­ло­на — уче­ник Фило­на, разде­лял в основ­ном взгляды Новой Ака­де­мии, одна­ко по неко­то­рым вопро­сам разо­шел­ся с этой шко­лой, кри­ти­ко­вал скеп­ти­цизм Фило­на и Кар­не­ада и был бли­зок к воз­зре­ни­ям Стои. Его эклек­ти­че­ское уче­ние ока­за­ло осо­бен­но силь­ное воздей­ст­вие на Цице­ро­на. Ср.: I, 17.

· 16Посидо­ний — (ок. 135—51) — фило­соф-сто­ик, после смер­ти Панэтия стал при­знан­ным гла­вой Стои. Цице­рон слу­шал его лек­ции, пере­пи­сы­вал­ся с ним и гор­дил­ся его друж­бой, счи­тая Посидо­ния «вели­чай­шим из всех сто­и­ков». Посидо­ний так­же напи­сал кни­гу «О богах» (Диог. Лаэрт., VII, 138), в кото­рой кри­ти­ко­вал глав­ным обра­зом взгляды Эпи­ку­ра.

· 17В пери­од дик­та­ту­ры Цеза­ря Цице­рон был фак­ти­че­ски отстра­нен от уча­стия в поли­ти­че­ской жиз­ни. Ср.: Цице­рон. О диви­на­ции, II, 8. Он же. Туску­лан­ские беседы, I, 1.

· 18Побуди­ласкорбь — в фев­ра­ле 45 г. умер­ла люби­мая дочь Цице­ро­на Тул­лия.

· 19«Сам ска­зал!» — («Ip­se di­xit»)… — в древ­но­сти ста­ло кры­ла­тым выра­же­ни­ем. Ср.: Диог. Лаэрт., VIII, 46.

· 20Четы­рехкни­гах — име­ет­ся в виду четы­ре кни­ги вто­рой редак­ции сочи­не­ния Цице­ро­на «Уче­ние ака­де­ми­ков» (Aca­de­mi­ca pos­te­rio­ra), напи­сан­но­го в 45 г. До наше­го вре­ме­ни дошли толь­ко часть пер­вой кни­ги и отрыв­ки из осталь­ных. Вме­сте с сохра­нив­шей­ся вто­рой кни­гой пер­во­на­чаль­ной редак­ции это­го сочи­не­ния (Aca­de­mi­ca prio­ra) они слу­жат источ­ни­ком наших сведе­ний о фило­со­фии Новой Ака­де­мии.

· 21От Сокра­та — в Сокра­те ака­де­ми­ки виде­ли сво­е­го родо­на­чаль­ни­ка, ссы­ла­ясь на его извест­ные сло­ва: «Я знаю толь­ко, что ниче­го не знаю» и на его метод обсуж­де­ния. Ср.: Цице­рон. Уче­ние ака­де­ми­ков, I, 16. «Во всех почти беседах… он рас­суж­дал таким обра­зом, что сам ниче­го не утвер­ждал, дру­гих опро­вер­гал, уве­рял, что ниче­го не зна­ет, кро­ме это­го само­го»; Он же. О диви­на­ции, II, 150: «Мы при­дер­жи­ва­ем­ся это­го мето­да, вос­при­ня­то­го от Сокра­та».

· 22Арке­си­лай — см.: I, 1 при­меч.

· 23В дру­гом месте — см.: Цице­рон. Уче­ние ака­де­ми­ков, II, 98—111.

· 24Лож­ноеподоб­ное истин­но­му — ср.: Там же, II, 34; II, 36; II, 42; II, 44; II, 99.

· 25В «Синэфе­бах» име­ет­ся в виду комедия Цеци­лия Ста­ция «Юные сверст­ни­ки» (пере­ло­же­ние одно­имен­ной комедии Менанд­ра).

· 26Ауспи­ци­яхкото­ры­ми яруко­во­жу — Цице­рон в 53 г. был избран пожиз­нен­ным чле­ном кол­ле­гии авгу­ров.

· 27Гай Авре­лий Кот­та (124—74) — вид­ный рим­ский ари­сто­крат, в 90 г. был пре­дан суду сво­и­ми поли­ти­че­ски­ми про­тив­ни­ка­ми и осуж­ден на изгна­ние. Вер­нул­ся при Сул­ле в 82 г. Был избран гла­вой жре­че­ской кол­ле­гии пон­ти­фи­ков. В 78 г. стал кон­су­лом. О фило­соф­ских взглядах Кот­ты Цице­рон упо­ми­на­ет в «Об ора­то­ре» (II, 145), очень высо­ко оце­ни­вая его ост­рый и тон­кий ум, а так­же ора­тор­ское искус­ство. В насто­я­щем диа­ло­ге Кот­та выведен пред­ста­ви­те­лем шко­лы Новой Ака­де­мии.

· 28Латин­ских празд­ни­ков — четы­рех­днев­ный празд­ник в память о древ­нем сою­зе латин­ских горо­дов.

· 29Гай Вел­лей — мало­из­вест­ное лицо сена­тор­ско­го зва­ния. Цице­рон в «Об ора­то­ре» (III, 78) отзы­ва­ет­ся о нем, как о чело­ве­ке в фило­соф­ских спо­рах недо­ста­точ­но опыт­ном и искус­ном. Здесь же Цице­рон реко­мен­ду­ет его чуть ли не гла­вой эпи­ку­рей­ской шко­лы. Ср.: I, 15.

· 30Квинт Луци­лий Бальб — бога­тый рим­ский всад­ник, извест­ный сво­ей при­вер­жен­но­стью сто­и­че­ской фило­со­фии. Ср.: Цице­рон. Об ора­то­ре, III, 78. О его дру­же­ских отно­ше­ни­ях со зна­ме­ни­тым сто­и­ком Посидо­ни­ем см.: II, 88.

· 31Трех глав­ных школ — эпи­ку­рей­ской, Стои, Новой Ака­де­мии.

· 32Марк Пуп­пий Пизон Каль­пур­ни­ан — кон­сул (61 г.). В дру­гом диа­ло­ге «О пре­де­лах добра и зла» Цице­рон выво­дит Пизо­на в роли побор­ни­ка взглядов шко­лы пери­па­те­ти­ков.

· 33Антио­ха — см.: I, 5 при­меч.

· 34Пери­па­те­ти­ки — после­до­ва­те­ли Ари­сто­те­ля.

· 35Не помощ­ни­кома слу­ша­те­лем — игра слов: «non adiu­to­rem sed audi­to­rem».

· 36Тогда Вел­лей… — Вел­лей откры­ва­ет дис­кус­сию. Вна­ча­ле он под­вер­га­ет кри­ти­ке уче­ние Пла­то­на и сто­и­ков (I, 18 — I, 24), затем сле­ду­ет док­со­гра­фия — обзор мне­ний преж­них фило­со­фов по вопро­су о при­ро­де богов — их сущ­но­сти, обли­ке, атри­бу­тах и их роли в миро­зда­нии (I, 25 — I, 41); в послед­ней части сво­ей речи Вел­лей изла­га­ет уче­ние Эпи­ку­ра о богах (I, 42 — I, 56).

· 37Очень само­уве­рен­нопо обык­но­ве­нию этих людей — сто­ит обра­тить вни­ма­ние на сар­ка­сти­че­ский тон это­го заме­ча­ния в адрес эпи­ку­рей­цев. В даль­ней­шем Цице­рон постро­ил речь защит­ни­ка эпи­ку­ре­из­ма таким обра­зом, чтобы пред­ста­вить его в доволь­но непри­вле­ка­тель­ном виде — узко­ло­бым дог­ма­ти­ком, при­знаю­щим толь­ко свое уче­ние и его созда­те­ля — «боже­ст­вен­но­го Эпи­ку­ра» (ср.: I, 43), а о дру­гих фило­со­фах и их уче­ни­ях отзы­ваю­щим­ся самым пре­не­бре­жи­тель­ным и гру­бо изде­ва­тель­ским обра­зом. При­том, изла­гая эти уче­ния, Вел­лей то и дело допус­ка­ет и неточ­но­сти и иска­же­ния.

· 38Эпи­ку­ро­вых меж­ду­ми­рий — по Эпи­ку­ру, суще­ст­ву­ют бес­чис­лен­ные миры, а боги оби­та­ют в про­стран­ствах меж­ду мира­ми. См.: I, 53; Диог. Лаэрт., X, 88—89; Цице­рон. О диви­на­ции, II, 40; Он же: О судь­бе, 37.

· 39Из «Тимея» — ср.: Пла­тон. Тимей, 28 B — 28 C.

· 40Вещая ста­ру­ха — Вел­лей стре­мит­ся кари­ка­тур­но пред­ста­вить уче­ние Стои. Сто­ик Бальб поз­же воз­ра­зит ему, что «про­нойа» сто­и­ков — это вовсе не лич­ность, а тер­мин, озна­чаю­щий боже­ст­вен­ное про­виде­ние (II, 73).

· 41Шаро­вид­ном, пылаю­щем, вра­щаю­щем­ся боге — см.: II, 47; II, 49.

· 42Пять форм (for­mae) — Вел­лей, по-види­мо­му, име­ет в виду пять форм мно­го­гран­ни­ков (тет­ра­эдр, куб, окта­эдр, ико­са­эдр, доде­ка­эдр), из кото­рых, по Пла­то­ну (Тимон, 53 C — 56 C; 63 D), куб был основ­ной фор­мой зем­ли, окта­эдр — возду­ха, тет­ра­эдр — огня, ико­са­эдр — воды; пятая фор­ма, доде­ка­эдр, послу­жи­ла богу для того, чтобы создать эфир. Ср.: Пла­тон. Тимей, 53.

· 43Все­лен­наябудет суще­ст­во­вать веч­но! — Пла­тон учил, что, хотя все родив­ше­е­ся или сотво­рен­ное долж­но неиз­беж­но погиб­нуть, все­лен­ная будет суще­ст­во­вать, пото­му что она созда­на по обра­зу сво­е­го созда­те­ля — веч­но­го бога. Ср.: Пла­тон. Тимей, 29 A—B.

· 44Под физио­ло­ги­ей пони­ма­ли уче­ние о физи­че­ской при­ро­де вооб­ще.

· 45Про­нойасозда­ла мир смерт­ным… — по уче­нию сто­и­ков все­лен­ная пери­о­ди­че­ски поги­ба­ет в миро­вом пожа­ре. Ср.: II, 118.

· 46Мож­но себе пред­ста­вить — in­tel­le­gi po­test, — в неко­то­рых спис­ках: «невоз­мож­но себе пред­ста­вить (non po­test)».

· 47Слов­но в эди­ле — в празд­нич­ные дни рим­ские долж­ност­ные лица эди­лы долж­ны были поза­бо­тить­ся об укра­ше­нии горо­да и ноч­ном его осве­ще­нии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.