Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КНИГА I 3 страница



XXVI. Кажет­ся уди­ви­тель­ным, что один гаруспик может без сме­ха глядеть на дру­го­го129. Еще уди­ви­тель­нее, что вы може­те удер­жать­ся от сме­ха, глядя друг на дру­га. “Не тело, а как бы тело!” Я бы понял, как это, если бы речь шла о фигу­рах, вылеп­лен­ных из вос­ка, или гли­ня­ных, но что такое “как бы тело” и что такое “как бы кровь” у бога, — понять не могу; да и ты, Вел­лей, так­же, толь­ко не хочешь при­знать­ся.

(72) Ведь вы твер­ди­те, точ­но заучен­ный урок, то, что Эпи­кур, зевая, набредил, а сам он, меж­ду про­чим, хва­лит­ся, как мы видим из его писем, что он-то не имел ника­ко­го учи­те­ля130. Да если бы он и не пред­у­предил, я мог бы лег­ко в это пове­рить, слов­но вла­дель­цу пло­хо постро­ен­но­го зда­ния, кото­рый хва­лит­ся, что он обо­шел­ся без зод­че­го. Не пахнет от Эпи­ку­ра ни Ака­де­ми­ей, ни Лике­ем, не чув­ст­ву­ет­ся в нем даже школь­но­го обра­зо­ва­ния. А ведь он мог слу­шать Ксе­но­кра­та, како­го вели­ко­го мужа, боги бес­смерт­ные! И есть такие, кото­рые счи­та­ют, что он его слу­шал, но сам-то он это отри­ца­ет, и я ему боль­ше верю. Он гово­рит, что на Само­се слу­шал како­го-то Пам­фи­ла, уче­ни­ка Пла­то­на131, ибо Эпи­кур там жил в моло­до­сти с отцом и бра­тья­ми. Отец его, Неокл, при­был на этот ост­ров коло­ни­стом132, но так как кло­чок зем­ли не мог его доста­точ­но про­кор­мить, как я думаю, то он стал учи­те­лем в началь­ной шко­ле. (73) Но к это­му пла­то­ни­ку Пам­фи­лу Эпи­кур про­яв­ля­ет про­сто пора­зи­тель­ное пре­не­бре­же­ние: так он боит­ся, чтобы не пока­за­лось, буд­то он когда-то чему-то учил­ся. Он при­дер­жи­ва­ет­ся Нав­си­фа­на, после­до­ва­те­ля Демо­кри­та, но хотя не отри­ца­ет, что слу­шал его, осы­па­ет его вся­ки­ми руга­тель­ства­ми133. А если он не слу­шал это­го уче­ния Демо­кри­та, то что он вооб­ще слу­шал? Что в уче­нии Эпи­ку­ра о при­ро­де не от Демо­кри­та? Даже если он кое-что изме­нил, как то, что я ска­зал немно­го ранее об откло­не­нии ато­мов? По боль­шей части он гово­рит то же самое: ато­мы, пустота, обра­зы, бес­ко­неч­ность про­стран­ства, бес­чис­лен­ность миров, их рож­де­ние, гибель — сло­вом, почти все, что отно­сит­ся к поряд­ку при­ро­ды (na­tu­rae ra­tio con­ti­ne­tur). А теперь все-таки, что ты пони­ма­ешь под “как бы тело и как бы кровь”? (74) При­знаю, и при­том ничуть не завидуя, что ты в этом пони­ма­ешь луч­ше, чем я, но все же я хотел бы знать, что же это такое, что Вел­лей понять может, а Кот­та — не может? Итак, что такое “тело” и что такое “кровь”, я пони­маю, но, что такое “как бы тело” и “как бы кровь”, совер­шен­но и нико­им обра­зом не пони­маю. При­чем ты ведь ниче­го и не таишь от меня, как это обыч­но делал Пифа­гор с посто­рон­ни­ми, и не гово­ришь наме­рен­но тем­но, как Герак­лит134, ты, меж­ду нами гово­ря, про­сто сам это­го не пони­ма­ешь.

XXVII. (75) Ты, как я вижу, отста­и­ва­ешь то мне­ние, что боги име­ют некий образ, в кото­ром нет ника­кой телес­но­сти, ника­кой плот­но­сти, ниче­го ося­за­е­мо­го, ниче­го ощу­ти­мо­го, — чистый, лег­кий, про­зрач­ный образ. О нем, ста­ло быть, мож­но ска­зать, как о Вене­ре Кос­ской135: это не тело, но подо­бие тела, и эта крас­нота, раз­ли­тая по телу и сме­шан­ная с бле­стя­щей белиз­ной, — не кровь, а некое подо­бие кро­ви. Так и в эпи­ку­рей­ском боге, все — неве­ще­ст­вен­ное, а подо­бие веще­ст­вен­но­го. Но пусть я убедил­ся в том, что невоз­мож­но даже понять. Ска­жи же мне, како­вы у этих при­зрач­ных богов очер­та­ния и фор­мы?

(76) Тут уж вы не испы­ты­ва­е­те недо­стат­ка в дока­за­тель­ствах, с помо­щью кото­рых вы хоти­те убедить в том, что боги име­ют чело­ве­че­ские фор­мы. Во-пер­вых, пото­му, что такое уж сло­жи­лось в наших умах пред­вос­хи­щен­ное пред­став­ле­ние, что чело­век, когда раз­мыш­ля­ет о боге, то пред­став­ля­ет­ся ему имен­но чело­ве­че­ская фор­ма. Далее, посколь­ку боже­ст­вен­ная при­ро­да пре­вос­хо­дит все про­чее, то ей долж­на быть при­су­ща так­же и фор­ма пре­крас­ней­шая. А кра­си­вее чело­ве­че­ской не может быть. В каче­стве третье­го дока­за­тель­ства вы при­во­ди­те то, что ника­кой дру­гой фор­мы тело не может слу­жить жили­щем разу­ма. (77) Итак, нач­нем с рас­смот­ре­ния каж­до­го из этих дока­за­тельств. Ибо, как мне кажет­ся, вы хва­та­е­тесь, как бы имея на то пра­во, за поло­же­ния нико­им обра­зом не при­ем­ле­мые. Вооб­ще был ли когда-нибудь такой сле­пец, кото­рый бы не видел, что чело­ве­че­ские чер­ты были пере­не­се­ны на богов или по неко­е­му замыс­лу муд­ре­цов136, для того чтобы лег­че обра­тить души про­сто­го наро­да от пороч­ной жиз­ни к почи­та­нию богов; или из-за суе­ве­рия, чтобы иметь изо­бра­же­ния богов, покло­ня­ясь кото­рым, люди вери­ли бы, что обра­ща­ют­ся к самим богам. А поэты, живо­пис­цы, скуль­п­то­ры доба­ви­ли еще боль­ше к это­му. Ведь нелег­ко было богов как-то дей­ст­ву­ю­щих, чем-то управ­ля­ю­щих пред­став­лять в дру­гих фор­мах. А может быть име­ло зна­че­ние и то сооб­ра­же­ние, что чело­ве­ку кажет­ся буд­то нет ниче­го кра­си­вее чело­ве­ка. Но ты, физик, раз­ве не видишь, какой льсти­вой свод­ней, как бы саму себя пред­ла­гаю­щей, явля­ет­ся при­ро­да? Дума­ешь ли ты, что есть на зем­ле или в море такое живое суще­ство, кото­рое не вос­хи­ща­лось бы более все­го живым суще­ст­вом сво­е­го же вида? Если бы это было не так, то поче­му бы быку не стре­мить­ся к сово­куп­ле­нию с кобы­лой, жереб­цу — с коро­вой? Или ты счи­та­ешь, что орел, или лев, или дель­фин пред­по­чи­та­ют какой-либо дру­гой облик сво­е­му? Так, что уди­ви­тель­но­го в том, что при­ро­да подоб­ным же обра­зом пред­пи­са­ла и чело­ве­ку счи­тать, что нет ниче­го кра­си­вее чело­ве­ка, и что по этой-то при­чине мы и счи­та­ем богов похо­жи­ми на людей.

XXVIII. (78) Как ты счи­та­ешь, если бы у живот­ных был разум, не наде­ля­ло бы раз­ве каж­дое из них выс­ши­ми каче­ства­ми свой вид? А я, кля­нусь Гер­ку­ле­сом! (гово­рю, как думаю) хотя и люб­лю себя само­го, одна­ко не осме­люсь ска­зать, что я кра­си­вее, чем был тот бык, кото­рый унес Евро­пу137. Здесь ведь речь идет не о наших талан­тах и не о нашем крас­но­ре­чии, а о внеш­нем обли­ке. А если бы мы захо­те­ли при­ду­мать и при­со­еди­нить себе фор­мы тела, ты, навер­ное, не захо­тел бы стать таким, каким рису­ют извест­но­го мор­ско­го оби­та­те­ля Три­то­на138, кото­ро­го везут по морю плы­ву­щие живот­ные, при­со­еди­нен­ные к его чело­ве­че­ско­му телу. Я каса­юсь теперь труд­но­го вопро­са. Тако­ва сила при­ро­ды, что чело­век хочет быть похо­жим толь­ко на чело­ве­ка, а мура­вей толь­ко на мура­вья139. (79) Но на како­го чело­ве­ка? Мно­го ли сре­ди людей кра­си­вых! Когда я был в Афи­нах, то в груп­пах эфе­бов140 кра­си­вых были еди­ни­цы. Я пони­маю, чему ты сме­ешь­ся141, но дело обсто­ит имен­но так. Кро­ме того, нам, кото­рые в согла­сии с древни­ми фило­со­фа­ми, вос­хи­ща­ют­ся юно­ша­ми, часто даже недо­стат­ки их милы. Алкей вос­хи­щал­ся роди­мым пят­ном на руке маль­чи­ка, а ведь роди­мое пят­но — это телес­ный недо­ста­ток. Ему, одна­ко, оно каза­лось укра­ше­ни­ем. Кв. Катул, отец наше­го кол­ле­ги и при­я­те­ля, был влюб­лен в тво­е­го зем­ля­ка Рос­ция142, и это о нем были им даже напи­са­ны сле­ду­ю­щие стро­ки143:

 

Как-то одна­жды сто­ял я, явле­нье Авро­ры встре­чая144 Рос­ций явля­ет­ся вдруг, с левой при­шел сто­ро­ны. О, небо­жи­те­ли — вам не в обиду будь ска­за­но это — Смерт­но­го юно­ши вид бога пре­крас­нее был.

 

Ему он пока­зал­ся пре­крас­нее бога! А ведь у Рос­ция, как и теперь еще, силь­но коси­ли гла­за! Но что за беда, если Кату­лу имен­но это пока­за­лось пикант­ным и пре­лест­ным. Одна­ко воз­вра­ща­юсь к богам.

XXIX. (80) Будем ли мы счи­тать, что неко­то­рые из них, если не столь косо­гла­зы, то все же слег­ка косят? Что неко­то­рые име­ют [на теле] роди­мые пят­на? Что, есть сре­ди богов, как сре­ди нас, людей, кур­но­сые, вис­ло­ухие, широ­ко­ло­бые, боль­ше­го­ло­вые? Или у них все в наи­луч­шем виде? Согла­сим­ся в этом с вами. Так что же, они все на одно лицо? Пото­му что в про­тив­ном слу­чае неиз­беж­но одно боже­ство ока­жет­ся более кра­си­вым, чем дру­гое. Ста­ло быть, какой-то бог будет не наи­кра­си­вей­шим. А если они все на одно лицо, то необ­хо­ди­мо долж­на про­цве­тать в небе Ака­де­мия145. Ибо если бог от бога ничем не отли­ча­ет­ся, то нет у богов ника­ко­го позна­ния, ника­ко­го вос­при­я­тия. Но если это совер­шен­но невер­но, поче­му же боги пред­став­ля­ют­ся наше­му уму не ина­че, как в чело­ве­че­ском обра­зе? (81) Неуже­ли ты, Вел­лей, все же будешь защи­щать подоб­ную неле­пи­цу? Нам-то, пожа­луй, они дей­ст­ви­тель­но так пред­став­ля­ют­ся, как ты гово­ришь, пото­му что с малых лет146 мы зна­ем Юпи­те­ра, Юно­ну, Минерву, Неп­ту­на, Вул­ка­на, Апол­ло­на и дру­гих богов с тем обли­ком, кото­рый соиз­во­ли­ли им при­дать живо­пис­цы и вая­те­ли, и не толь­ко обли­ком, но и укра­ше­ни­я­ми147, воз­рас­том, одеж­дой. Но ведь не так пред­став­ля­ют себе богов егип­тяне, сирий­цы, почти все вар­вар­ские наро­ды148. У них ты обна­ру­жишь более высо­кие мне­ния о неко­то­рых живот­ных, чем у нас о высо­чай­ше чти­мых хра­мах и изо­бра­же­ни­ях богов. (82) Мы ведь зна­ем, сколь мно­гие хра­мы ограб­ле­ны были наши­ми сооте­че­ст­вен­ни­ка­ми, кото­рые и изо­бра­же­ния богов поуно­си­ли из самых почи­та­е­мых свя­ти­лищ. А вот, чтобы егип­тя­нин при­чи­нил вред кро­ко­ди­лу или иби­су, или кош­ке, — это неслы­хан­ное дело149. А как ты счи­та­ешь, раз­ве в зна­ме­ни­том Апи­се, свя­щен­ном быке егип­тян150, не виде­ли егип­тяне бога? Так же точ­но, кля­нусь Гер­ку­ле­сом, как ты нико­гда, даже во сне, не видишь вашу Юно­ну-спа­си­тель­ни­цу ина­че как с козьей шку­рой, с копьем, с малень­ким щитом и в баш­ма­ках с загну­ты­ми нос­ка­ми151. Но совсем не так выглядит Юно­на Арги­в­ская152 или Юно­на Рим­ская. Выхо­дит, что по-ино­му пред­став­ля­ют себе образ Юно­ны арги­вяне, по-ино­му — лану­вий­цы153, по-ино­му — наши рим­ляне. Так же как образ Юпи­те­ра Капи­то­лий­ско­го мы пред­став­ля­ем себе по-ино­му, чем афри­кан­цы — Юпи­те­ра Аммо­на154.

XXX. (83) И не стыд­но ли тебе, физи­ку, т. е. наблюдаю­ще­му и иссле­ду­ю­ще­му при­ро­ду, искать свиде­тель­ства исти­ны в душах, про­пи­тан­ных пред­рас­суд­ка­ми? Таким ведь обра­зом мож­но будет утвер­ждать, что Юпи­тер все­гда боро­да­тый, Апол­лон все­гда без­бо­ро­дый, что у Минер­вы гла­за серые, а у Неп­ту­на — голу­бые. Мы хва­лим в Афи­нах изва­ян­но­го Алка­ме­ном155 Вул­ка­на. Он сто­ит лег­ко оде­тый и при­мет­на не обез­обра­жи­ваю­щая его хро­мота. Ста­ло быть, у нас будет так­же хро­мой бог, пото­му что мы вос­при­ня­ли такое пред­став­ле­ние о Вул­кане?

А долж­ны ли мы так­же счи­тать, что боги носят те самые име­на, кото­ры­ми мы их назва­ли? (84) Но, во-пер­вых, сколь­ко у людей язы­ков, столь­ко же имен у богов. Вот ты, Вел­лей, куда бы ни при­был, везде Вел­лей. Но Вул­ка­на назы­ва­ют по-раз­но­му: в Афри­ке по-ино­му, чем в Ита­лии, еще по-ино­му в Испа­нии. Кро­ме того, ведь чис­ло имен неве­ли­ко, даже в кни­гах наших пон­ти­фи­ков, богов же неис­чис­ли­мое мно­же­ство. Что же, они обхо­дят­ся без имен? Пра­во, вам оста­ет­ся толь­ко ска­зать: “Да к чему им мно­го имен, когда все они на одно лицо!” Но насколь­ко кра­си­вее было бы с тво­ей сто­ро­ны, Вел­лей, ско­рее сознать­ся в незна­нии того, что ты дей­ст­ви­тель­но не зна­ешь, чем, набол­тав вздо­ра до тош­ноты, стать само­му себе про­тив­ным.

Счи­та­ешь ли ты, что бог похож на меня или на тебя? Конеч­но, не счи­та­ешь. Так может быть мне при­знать богом солн­це? Или луну? Или небо? И, ста­ло быть, при­знать, что они бла­жен­ны? От каких же наслаж­де­ний они испы­ты­ва­ют бла­жен­ство? При­знать, что они муд­ры? Но какая может быть муд­рость в тако­го рода обруб­ке?156 Вот како­вы ваши утвер­жде­ния.

(85) Но если боги ни чело­ве­че­ско­го обли­ка не име­ют, что я дока­зал, ни како­го-либо дру­го­го, в чем ты сам убеж­ден, то отче­го ты не реша­ешь­ся отри­цать суще­ст­во­ва­ние богов. Не сме­ешь. И муд­ро посту­па­ешь, хотя здесь тебя удер­жи­ва­ет страх не перед наро­дом, а перед сами­ми бога­ми. Я знаю эпи­ку­рей­цев, кото­рые покло­ня­ют­ся157 любой ста­ту­эт­ке, хотя знаю так­же таких, кото­рым кажет­ся, что Эпи­кур толь­ко на сло­вах сохра­нил богов, чтобы не под­верг­нуть­ся напад­кам со сто­ро­ны афи­нян, а на деле он богов уни­что­жил.

Итак, в этих его избран­ных крат­ких изре­че­ни­ях, кото­рые вы назы­ва­е­те κυ­ρίαι δό­ξαι158 [“глав­ные мыс­ли”], пер­вое из них, по-мое­му, гла­сит: “Бла­жен­ное и бес­смерт­ное и само хло­пот не име­ет и нико­му дру­го­му их не при­чи­ня­ет”.

XXXI. Об этом так изло­жен­ном изре­че­нии неко­то­рые дума­ют, что Эпи­кур так выра­зил­ся наме­рен­но, а он это сде­лал по неуме­нию ясно изла­гать свои мыс­ли. Напрас­но дума­ют они пло­хо о чело­ве­ке, менее все­го спо­соб­ном на хит­рость159. (86) Сомни­тель­но, то ли он гово­рит “есть нечто бла­жен­ное и бес­смерт­ное”, то ли, что “если есть нечто такое”. Не обра­ща­ют вни­ма­ния на то, что здесь-то он гово­рит дву­смыс­лен­но, но во мно­гих дру­гих местах и он и Мет­ро­дор160 [выска­за­лись] так же ясно, как немно­го ранее ты. Он дей­ст­ви­тель­но счи­та­ет, что есть боги161, и я не знаю нико­го дру­го­го, кто бы боль­ше боял­ся того, чего, как он утвер­жда­ет, вовсе не сле­ду­ет боять­ся: я имею в виду смер­ти и богов. Он про­воз­гла­ша­ет, что страх перед ними вла­де­ет ума­ми всех людей, меж­ду тем как сред­не­го чело­ве­ка это вовсе так силь­но не вол­ну­ет. Сколь­ко тысяч людей раз­бой­ни­ча­ют, хотя за это пола­га­ет­ся смерт­ная казнь. Дру­гие гра­бят все хра­мы, какие толь­ко могут; не очень-то стра­шит одних страх перед смер­тью, а дру­гих перед бога­ми.

(87) Но если ты, Эпи­кур (я обра­ща­юсь сей­час уже к само­му Эпи­ку­ру), если ты не сме­ешь отри­цать бытие богов, то что пре­пят­ст­ву­ет тебе при­чис­лить к богам или солн­це, или мир, или некий веч­ный разум? “Я нико­гда, — гово­рит он, — не видел душу, при­част­ную уму и рас­суд­ку, ни в каком ином обли­ке, кро­ме как в чело­ве­че­ском”. Как? А что-нибудь подоб­ное солн­цу или луне, или пяти пла­не­там ты видел? Солн­це, огра­ни­чи­вая свое дви­же­ние дву­мя край­ни­ми пунк­та­ми одно­го поя­са, совер­ша­ет свои годич­ные пути. Осве­ща­е­мая луча­ми того же солн­ца луна совер­ша­ет этот же обход в месяч­ный про­ме­жу­ток вре­ме­ни. И пять планет, при­дер­жи­ва­ясь того же кру­га, одни побли­же к зем­ле, дру­гие подаль­ше от тех же самых пунк­тов, про­хо­дят те же пути в раз­ные про­ме­жут­ки вре­ме­ни. Видел ли ты, Эпи­кур, что-нибудь подоб­ное это­му? Если суще­ст­ву­ет толь­ко то, что мы можем пощу­пать или что мы видим, то не суще­ст­ву­ют ни солн­це, ни луна, ни звезды.

(88) А бога само­го ты видел? Нет? Так поче­му ты веришь, что он есть? Давай же будем счи­тать не быв­шим все, о чем нам или сооб­ща­ет исто­рия, или откры­ва­ет ново­го разум.

Быва­ет, что люди, оби­таю­щие в местах дале­ких от морей, не верят, что есть море. Какая узость ума! Это как если бы ты, родив­шись на малень­ком ост­ров­ке Сери­фе162 и нико­гда не выез­жая с ост­ро­ва, на кото­ром видел толь­ко зай­чи­ков и лиси­чек, не пове­рил бы, что суще­ст­ву­ют львы и пан­те­ры, когда бы тебе опи­са­ли, какие они есть, а если бы тебе кто-нибудь еще рас­ска­зал о слоне, то ты бы даже посчи­тал, что над тобой сме­ют­ся.

(89) Но ты, Вел­лей, все же рас­суж­дал еще не так, как ваши, а по мето­ду диа­лек­ти­ков, кото­ро­го даже осно­вы ваша шко­ла не зна­ет, ты дока­зы­вал свои мне­ния путем умо­за­клю­че­ния. Ты начал с утвер­жде­ния, что боги бла­жен­ны. Согла­сен. Что никто не может быть, бла­жен­ным без доб­ро­де­те­ли. И с этим так­же согла­ша­юсь, и даже охот­но.

XXXII. Доб­ро­де­тель же невоз­мож­на без разу­ма. С этим так­же сле­ду­ет согла­сить­ся. А разум, добав­ля­ешь ты, может быть толь­ко в суще­стве чело­ве­че­ской наруж­но­сти. Кто, по-тво­е­му, с этим согла­сит­ся? Ибо, если это так, то какая тебе была нуж­да пере­хо­дить к это­му посте­пен­но? Ты имел бы пра­во сра­зу при­нять за осно­ву это поло­же­ние. Что это за посте­пен­ность? Ибо как ты по сту­пень­кам идешь от бла­жен­ства к доб­ро­де­те­ли, от доб­ро­де­те­ли к разу­му — я вижу; а вот каким обра­зом ты при­хо­дишь от разу­ма к чело­ве­че­ской фигу­ре? Это уже не спуск, а паде­ние.

(90) Я же не пони­маю, поче­му Эпи­кур пред­по­чел утвер­ждать, что боги похо­жи на людей, а не люди на богов. Спро­сишь, какая раз­ни­ца? Ведь если это похо­же на то, ста­ло быть, то похо­же на это. Вер­но. Но на это я отве­чу; не от наруж­но­сти людей пере­шла фигу­ра к богам, ибо боги все­гда были, ведь они нико­гда не роди­лись, если толь­ко они веч­ны, а люди рож­де­ны. Ста­ло быть, фор­ма чело­ве­че­ская — а это была фор­ма бес­смерт­ных богов — была рань­ше, чем люди. Сле­до­ва­тель­но, до́лжно ска­зать, что не боги име­ют чело­ве­че­ский облик, а люди — боже­ст­вен­ный. Впро­чем, и это — как хоти­те. Но вот что я вас спра­ши­ваю: вы, утвер­ждаю­щие, что в делах при­ро­ды разум ника­кой роли не игра­ет, ска­жи­те, что это была за счаст­ли­вая слу­чай­ность? (91) Как про­изо­шло это счаст­ли­вое сте­че­ние ато­мов, в резуль­та­те кото­ро­го вдруг роди­лись люди боже­ст­вен­но­го обли­ка? Долж­ны ли мы счи­тать, что с неба на зем­лю упа­ло семя богов, и таким обра­зом появи­лись люди похо­жие на сво­их отцов? Хотел бы я, чтобы вы так отве­ти­ли, охот­но узнал бы о сво­ем род­стве с бога­ми. Но вы ниче­го подоб­но­го не гово­ри­те, вы утвер­жда­е­те, что наше сход­ство с бога­ми — дело слу­чая. Неуже­ли еще сле­ду­ет искать дока­за­тельств для опро­вер­же­ния это­го? О если бы я мог так же лег­ко най­ти исти­ну, как обна­ру­жить лож­ное!

XXXIII. Ты изло­жил мне­ния о при­ро­де богов фило­со­фов, начи­ная с Фале­са Милет­ско­го, про­явив при этом и память и крас­но­ре­чие, так, что меня даже при­ят­но уди­ви­ло встре­тить в рим­ля­нине такую эруди­цию. (92) И тебе пока­за­лось, что бредят все те, кото­рые реши­ли, что бог может обхо­дить­ся без рук, без ног? Но если вы рас­суди­те, в чем поль­за и удоб­ство для чело­ве­ка от этих чле­нов, то не при­ведет ли это вас к заклю­че­нию, что боги-то в чело­ве­че­ских орга­нах и не нуж­да­ют­ся? Ибо какая нуж­да в ногах тому, кто не ходит? Какая — в руках, если ниче­го не нуж­но хва­тать? К чему пере­чис­лять все осталь­ные части тела, в кото­ром нет ниче­го напрас­но­го, ниче­го бес­при­чин­но­го, ниче­го излиш­не­го? Ведь ника­кое искус­ство не может пре­взой­ти изо­бре­та­тель­но­сти при­ро­ды. Так что же, бог будет иметь язык и не гово­рить, зубы, гор­ло, нёбо — без вся­ко­го употреб­ле­ния? Бог будет иметь те чле­ны, кото­рые при­ро­да при­ду­ма­ла наше­му телу ради про­из­веде­ния потом­ства, и тоже напрас­но. И это отно­сит­ся не толь­ко к внеш­ним орга­нам, но не в мень­шей сте­пе­ни и к внут­рен­ним: серд­цу, лег­ким, пече­ни и про­чим; если в них нет поль­зы, то что в них кра­си­во­го? А ведь вы хоти­те, чтобы у бога все это было из-за кра­соты. (93) Веря в этот бред, не толь­ко Эпи­кур, и Мет­ро­дор, и Гер­марх163 высту­па­ли про­тив Пифа­го­ра, Пла­то­на и Эмпе­док­ла, но даже гете­ра Леон­тия164 (Leon­tium) осме­ли­лась писать про­тив Тео­ф­ра­с­та, прав­да, ост­ро­ум­ным язы­ком и в атти­че­ском сти­ле, но одна­ко… Вот какая рас­пу­щен­ность рас­цве­ла в эпи­ку­ро­вом саду!165 Вы при­вык­ли горя­чить­ся. Зенон даже бра­нил­ся. А что ска­зать об Аль­бу­ции?166 А Федр?167 Не было утон­чен­нее, не было веж­ли­вее его, а ка́к ста­рик сер­дил­ся, когда я, быва­ло, ска­жу что порез­че. Но Эпи­кур оскор­би­тель­ней­шим обра­зом поно­сил Ари­сто­те­ля, позор­ней­ше зло­сло­вил Федо­на, уче­ни­ка Сокра­та, а Тимо­кра­та, бра­та сво­е­го при­я­те­ля Мет­ро­до­ра, после того как разо­шел­ся с ним по незна­чи­тель­но­му фило­соф­ско­му вопро­су, изби­вал в столь­ких кни­гах! Он про­явил небла­го­дар­ность даже к само­му Демо­кри­ту, после­до­ва­те­лем кото­ро­го он был, и уж так пло­хо отнес­ся к сво­е­му учи­те­лю, Нав­си­фа­ну, у кото­ро­го, прав­да, ниче­му не научил­ся168.

XXXIV. А Зенон не толь­ко сво­их совре­мен­ни­ков, Апол­ло­до­ра, Сила169 и дру­гих осы­пал бра­нью, но и про само­го Сокра­та, отца фило­со­фии, гово­рил, что он был, употреб­ляя латин­ское сло­во, атти­че­ским “шутом” (scur­ra)170. Хри­сип­па же он нико­гда не назы­вал ина­че как “Хри­сип­пой”171. (94) Ты сам немно­го ранее, когда слов­но зачи­ты­вал спи­сок сена­та фило­со­фов, гово­рил, что эти вели­кие люди безум­ст­ву­ют, бредят, сошли с ума. Но если никто не зна­ет истин­но­го о при­ро­де богов, то сле­ду­ет боять­ся, что их вовсе нет, так как то, что вы гово­ри­те, это сплош­ные выдум­ки, едва достой­ные забав­лять ста­рух, когда они не спят по ночам. Вы даже не чув­ст­ву­е­те, как мно­го бере­те на себя, когда доби­ва­е­тесь, чтобы мы при­зна­ли, что у людей и богов одна и та же фигу­ра. Богу в таком слу­чае при­дет­ся уха­жи­вать за сво­им телом и забо­тить­ся о нем так же, как это при­хо­дит­ся делать чело­ве­ку. При­дет­ся ходить, бегать, накло­нять­ся, сидеть, хва­тать, нако­нец вы при­пи­сы­ва­е­те им язык и дар речи. (95) А вы еще гово­ри­те, что есть боги-муж­чи­ны и боги-жен­щи­ны, что́ из это­го сле­ду­ет, сами пони­ма­е­те. Пра­во же я не пере­стаю удив­лять­ся, откуда ваш гла­ва набрал­ся этих мне­ний!

Но вы не пере­ста­е­те твер­дить и осо­бен­но наста­и­вать на том, что бог бла­жен и бес­смер­тен. А что, соб­ст­вен­но, пре­пят­ст­ву­ет ему быть бла­жен­ным, если он не дву­но­гий? А поче­му это “бла­жен­ство” (“bea­ti­tas” или “bea­ti­tu­do” сле­ду­ет гово­рить? — хотя оба сло­ва гру­бые, но употреб­ле­ни­ем мы долж­ны смяг­чить их) не может быть при­су­ще или солн­цу, или все­лен­ной, или како­му-то веч­но­му разу­му, лишен­но­му вся­кой фигу­ры и чле­нов тела? (96) Ты, не прав­да ли, на это ниче­го не смо­жешь отве­тить, кро­ме: “Нико­гда не видел счаст­ли­во­го солн­ца или счаст­ли­вой все­лен­ной”. А какой мир, поми­мо это­го, ты когда-нибудь видел? Ника­ко­го, ска­жешь. Как же ты осме­ли­ва­ешь­ся гово­рить, что миров не шесть­сот тысяч, а бес­чис­лен­ное мно­же­ство? Ска­жешь: “Разум научил”172. А это­му тебя разум не научит, что когда вопрос ста­вит­ся о пре­вос­ход­ней­шей при­ро­де, при­том и бла­жен­ной и веч­ной, како­вой явля­ет­ся толь­ко при­ро­да богов, то так же, как она пре­вос­хо­дит нас сво­им бес­смер­ти­ем, она долж­на пре­вос­хо­дить нас и в отно­ше­нии души, а если души, то так­же и тела? Поче­му, если мы в дру­гих отно­ше­ни­ях ниже [богов], то по внеш­но­сти мы им рав­ны? Ибо бли­же под­хо­дит к сход­ству с бога­ми доб­ро­де­тель чело­ве­че­ская, а не внеш­ность.

XXXV. (97) Оста­но­вим­ся на этом вопро­се подоль­ше. Если бы кто-нибудь стал утвер­ждать, напри­мер, что те виды живот­ных, кото­рые водят­ся в Крас­ном море или в Индии, на самом деле не суще­ст­ву­ют, то мы бы, конеч­но, рас­це­ни­ли это как дет­скую наив­ность. Но ведь даже самые любо­зна­тель­ные люди по рас­спро­сам не смо­гут узнать, сколь вели­кое мно­же­ство существ оби­та­ет на зем­ле, в море, в болотах, реках. Что же, ста­нем ли мы отри­цать их суще­ст­во­ва­ние пото­му, что нико­гда их не виде­ли? А это сход­ство, кото­ро­му вы при­да­е­те такое зна­че­ние, что, соб­ст­вен­но, из него сле­ду­ет? Раз­ве соба­ка не похо­жа на вол­ка? Или как писал Энний173;

 

Вот обе­зья­на, ведь как, про­тив­ная тварь, с нами схо­жа!

 

Но нра­вы-то раз­ные! Сре­ди живот­ных нет разум­нее сло­на, а фигу­ра у него самая гру­бая. (98) Это я гово­рю о живот­ных. А сре­ди самих людей? Раз­ве не быва­ет при пол­ней­шем наруж­ном сход­стве совсем не оди­на­ко­вые нра­вы, при оди­на­ко­вых нра­вах — несход­ная наруж­ность? Если, Вел­лей, при­нять такую систе­му дока­за­тель­ства, то заметь, куда она при­ведет. Ты ска­зал, что ни в какой дру­гой фигу­ре, кро­ме как в чело­ве­че­ской, разум не может заклю­чать­ся. А дру­гой ска­жет — толь­ко в суще­стве, кото­рое живет на суше, толь­ко в таком, кото­рое роди­лось; толь­ко в таком, кото­рое рас­тет; толь­ко в таком, кото­рое полу­чи­ло обра­зо­ва­ние; толь­ко в таком, кото­рое состо­ит из души и тела, тлен­но­го и сла­бо­го; нако­нец, толь­ко в чело­ве­ке, и при­том смерт­ном. Вы воз­ра­жа­е­те про­тив всех этих утвер­жде­ний, [кро­ме пер­во­го], но поче­му тебя так вол­ну­ет одна фор­ма? В чело­ве­ке ты наблюдал нали­чие рас­суд­ка и ума в соче­та­нии со всем тем, что я ска­зал. Ты все то уби­ра­ешь, так что оста­ет­ся толь­ко кон­тур, а гово­ришь, одна­ко: “Я знаю бога!”. Это зна­чит не рас­суж­дать, а гово­рить нао­бум. (99) Как буд­то тебе не дове­лось обра­тить вни­ма­ние на то, что не толь­ко в чело­ве­ке, но даже в дере­ве, все, что излишне или без употреб­ле­ния, то явля­ет­ся поме­хой. Как тягост­но, напри­мер, иметь один лиш­ний палец! Поче­му так? Да пото­му, что наши пять паль­цев ни для кра­соты, ни для поль­зы в шестом не нуж­да­ют­ся. А у тво­е­го бога лиш­ним ока­жет­ся не один палец, но и голо­ва, шея, заты­лок, бока, желудок, спи­на, коле­ни, руки, ноги, бед­ра, голе­ни. Если это нуж­но ему для бес­смер­тия, какую роль эти части тела игра­ют в жиз­ни [бога]? Даже само лицо? Гораздо уж важ­нее мозг, серд­це, лег­кие, печень — в них ведь место­на­хож­де­ние жиз­ни, а чер­ты лица никак не вли­я­ют на про­дол­жи­тель­ность жиз­ни.

XXXVI. (100) Еще ты осуж­дал тех174, кто, созер­цая сам мир, его [отдель­ные] чле­ны: небо, зем­ли, моря и все, чем они укра­ше­ны, солн­це, луну и звезды; кто, познав наступ­ле­ние в над­ле­жа­щее вре­мя вре­мен года, их сме­ну и оче­ред­ность, видя заме­ча­тель­ное вели­ко­ле­пие все­го это­го, пред­по­ло­жи­ли, что есть некое пре­вос­ход­ное и выше­сто­я­щее суще­ство (na­tu­ra), кото­рое все это созда­ло, дви­жет, всем управ­ля­ет и все направ­ля­ет. Если даже эти люди оши­ба­ют­ся в сво­ем пред­по­ло­же­нии, то я хотя бы вижу, что их при­ве­ло к нему. Но ты, можешь ли ты ука­зать на нечто вели­кое и пре­вос­ход­ное, такое, что пред­став­ля­лось бы тво­ре­ни­ем боже­ст­вен­но­го ума, и по кото­ро­му мож­но было бы пред­по­ло­жить, что боги дей­ст­ви­тель­но суще­ст­ву­ют? “У меня, — гово­ришь, — было зало­же­но в душе некое пред­став­ле­ние о боге”. О боро­да­том Юпи­те­ре и о Минер­ве в шле­ме? Зна­чит, ты их таки­ми и счи­та­ешь? (101) Насколь­ко же после­до­ва­тель­нее тебя необ­ра­зо­ван­ный народ, кото­рый не толь­ко наде­ля­ет бога чле­на­ми тела, но счи­та­ет так­же, что бог ими поль­зу­ет­ся. При­да­ют богу лук, стре­лы, копье и щит, трезу­бец и мол­нию. И хотя они не пред­став­ля­ют себе, что дела­ет бог, все же совер­шен­но без­дей­ст­ву­ю­щим не могут его пред­ста­вить. Те же егип­тяне, кото­рых высме­и­ва­ют, обо­жествля­ют толь­ко тех живот­ных, от кото­рых полу­ча­ют какую-то поль­зу, напри­мер иби­сов, истреб­ля­ю­щих мас­су змей; это ведь круп­ные пти­цы с креп­ки­ми нога­ми и длин­ным рого­вым клю­вом. Они спа­са­ют Еги­пет от зара­зы, истреб­ляя и пожи­рая лету­чих змей175, кото­рых зано­сит афри­кан­ский ветер из Ливий­ской пусты­ни, так что те не могут при­чи­нять вреда ни живые — уку­са­ми, ни мерт­вые — зло­во­ни­ем. Я мог бы еще ска­зать о поль­зе от ихнев­мо­нов, от кро­ко­ди­лов, от кошек, но не хочу затя­ги­вать свою речь. Ска­жу, одна­ко, в заклю­че­ние: у вар­ва­ров живот­ные обо­жествля­ют­ся из-за тех бла­го­де­я­ний, кото­рые они ока­зы­ва­ют, у ваших же богов не толь­ко бла­го­де­я­ний ника­ких не обна­ру­жить, но даже совсем ника­ко­го дела. (102) “Нет у бога, — гово­рит Эпи­кур, — ника­ких хло­пот”. Конеч­но, Эпи­кур, как изба­ло­ван­ные дети, счи­та­ет, что нет ниче­го луч­ше без­де­лия. XXXVII. Но ведь сами дети, даже когда без­дель­ни­ча­ют, раз­вле­ка­ют­ся, упраж­ня­ясь в какой-нибудь игре. А вы хоти­те, чтобы празд­ный бог нахо­дил­ся в пол­ном оце­пе­не­нии, так как бои­тесь, что если он дви­нет­ся, то не смо­жет быть бла­жен­ным. Это пред­став­ле­ние не толь­ко лиша­ет богов дви­же­ния и боже­ст­вен­ной дея­тель­но­сти, но и людей дела­ет лени­вы­ми: выхо­дит, ведь, что вся­кий что-нибудь делаю­щий, даже бог, не может быть счаст­ли­вым.

(103) Но пусть бог — это, как вы хоти­те, подо­бие чело­ве­ка и его образ. А что слу­жит ему жили­щем? Где его место­пре­бы­ва­ние? Далее, какой его образ жиз­ни? От чего он, как вы утвер­жда­е­те, испы­ты­ва­ет бла­жен­ство? Ведь бла­жен­ство испы­ты­ва­ет тот, кто может поль­зо­вать­ся и наслаж­дать­ся доступ­ны­ми ему бла­га­ми. Даже у неоду­шев­лен­ных натур, у каж­дой есть свое соб­ст­вен­ное место: так, зем­ля зани­ма­ет самый низ, ее затоп­ля­ет вода, выше — воздух, эфир­ным огням уде­ле­но самое высо­кое место. А из живот­ных — одни водят­ся на зем­ле, дру­гие — в воде, живот­ные как бы дво­я­кой при­ро­ды живут и там и там. Есть даже такие, кото­рые, как счи­та­ют, родят­ся в огне, и их часто видят летаю­щи­ми в пылаю­щих печах176.

(104) Итак, я спра­ши­ваю: во-пер­вых, где оби­та­ет ваш бог? Затем, какая при­чи­на побуж­да­ет его сдви­нуть­ся с места, если толь­ко он ино­гда дви­жет­ся? Затем если всем оду­шев­лен­ным суще­ствам свой­ст­вен­но стре­мить­ся к чему-то сооб­раз­но­му с их при­ро­дой, то к чему стре­мит­ся бог? Далее, на что он исполь­зу­ет свои ум и разум? И нако­нец, каким обра­зом он бла­жен, каким обра­зом вечен? Како­го бы вопро­са из этих ты не кос­нул­ся — везде боль­ное место. Так пло­хо постро­ен­ное дока­за­тель­ство не может най­ти выхо­да.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.