|
|||
КНИГА I 6 страница· 185Наслаждений… и, конечно, телесных — намеренное искажение этических взглядов Эпикура. Ср.: Эпикур. Письмо к Менекею (см.: Диог. Лаэрт., X, 128 сл.); Цицерон. Тускуланские беседы, III, 46—50; V, 93—96. · 186Нектар и амброзию — по-видимому, глосса. · 187Юность и Ганимед. Юность — у греков Геба, дочь Юпитера и Юноны, подавала на Олимпе богам нектар и амброзию. Ганимед — прекрасный юноша, сын царя Троя, был орлом — спутником Юпитера, по приказанию последнего, перенесен также на Олимп, где стал виночерпием богов. · 188Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы, III, 46. · 189Принес бы книги — т. е. сочинения Эпикура и Метродора. · 190Эпикур… написал книги о набожности — в приводимом Диогеном Лаэртским списке работ Эпикура нет книги с таким названием. · 191Тиберий Корунканий — консул 280 г. и первый верховный понтифик из плебеев, славился своей набожностью. Публий Сцевола — консул 133 г. и верховный понтифик с 131 г. · 192Разрушил всю религию… не руками, как Ксеркс — Ксеркс во время нашествия персов на Грецию в 480 г. приказал разрушить все храмы в Аттике. Ср.: Геродот, VIII, 109. · 193В оригинале: «какое может быть с ними правовое отношение» (ius). Для римской религии характерен был своеобразный юридический формализм в отношениях с богами, по принципу «do ut des» — даю, чтобы ты дал. · 194Имеются в виду софисты, в частности, Критий. Ср.: I, 77. · 195Продик из Кеоса — греческий софист, ученик Протагора, современник Сократа. Ср.: Секст Эмпирик, IX, 18. Продик Кеосский говорил: «Солнце, луну, реки, источники и вообще все полезное для нашей жизни древние наименовали богами за пользу, получаемую от них, как, например, египтяне — Нил». · 196Евгемер из Мессаны в Сицилии — греческий философ IV в.; предложил рационалистическое толкование греческой мифологии. Ср.: Секст Эмпирик, IX, 17: «Евгемер, прозванный “Безбожником” говорит: “Когда жизнь людей была неустроенна, то те, кто превосходил других силою и разумом так, что они принуждали других повиноваться их приказаниям, стараясь достигнуть в отношении себя большего поклонения и почитания, сочинили, будто они владеют некоей изобильной божественной силой, почему многими и были сочтены за богов”». · 197И как боги умирают, и как их хоронят — в сохранившемся фрагменте переведенного Эннием сочинения Евгемера сообщается, будто на Крите имеется даже могила Зевса, на которой греческими буквами написано: «Зевс, сын Кроноса». · 198Элевсин — город в северно-западной части Аттики, культовый центр богини Цереры. Самофракия и Лемнос — острова в Эгейском море, где совершались мистерии, связанные с культом кабиров — богов плодородия. Из приведенных стихов первый — предположительно — из трагедии Энния «Эрехтей» (Фален), второй — может быть, из какой-то трагедии Акция. · 199Объяснение этих таинств — посвящаемым в Элевсинские мистерии мифы истолковывались в символическом смысле. · 200Образы… извне охватывают… мир — у Демокрита (по Сексту Эмпирику, IX, 42) «образы» не «охватывают извне мир», а «находятся в окружающем нас», т. е. в воздухе. Может быть, и в этом случае — намеренное искажение мысли Демокрита. · 201Достойно скорее отечества Демокрита — город Абдера (во Фракии). Жители его прослыли в древности людьми недалекого ума. · 202Ср.: I, 17, примеч. · 203Ср.: I, 86, примеч. · 204«Будь милостив»… (propitius sit) — молитвенное выражение.
|
|||
|