Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КНИГА I 6 страница



· 185Наслаж­де­нийи, конеч­но, телес­ных — наме­рен­ное иска­же­ние эти­че­ских взглядов Эпи­ку­ра. Ср.: Эпи­кур. Пись­мо к Мене­кею (см.: Диог. Лаэрт., X, 128 сл.); Цице­рон. Туску­лан­ские беседы, III, 46—50; V, 93—96.

· 186Нек­тар и амбро­зию — по-види­мо­му, глос­са.

· 187Юность и Гани­мед. Юность — у гре­ков Геба, дочь Юпи­те­ра и Юно­ны, пода­ва­ла на Олим­пе богам нек­тар и амбро­зию. Гани­мед — пре­крас­ный юно­ша, сын царя Троя, был орлом — спут­ни­ком Юпи­те­ра, по при­ка­за­нию послед­не­го, пере­не­сен так­же на Олимп, где стал вино­чер­пи­ем богов.

· 188Ср.: Цице­рон. Туску­лан­ские беседы, III, 46.

· 189При­нес бы кни­ги — т. е. сочи­не­ния Эпи­ку­ра и Мет­ро­до­ра.

· 190Эпи­курнапи­сал кни­ги о набож­но­сти — в при­во­ди­мом Дио­ге­ном Лаэрт­ским спис­ке работ Эпи­ку­ра нет кни­ги с таким назва­ни­ем.

· 191Тибе­рий Корун­ка­ний — кон­сул 280 г. и пер­вый вер­хов­ный пон­ти­фик из пле­бе­ев, сла­вил­ся сво­ей набож­но­стью. Пуб­лий Сце­во­ла — кон­сул 133 г. и вер­хов­ный пон­ти­фик с 131 г.

· 192Раз­ру­шил всю рели­гиюне рука­ми, как Ксеркс — Ксеркс во вре­мя наше­ст­вия пер­сов на Гре­цию в 480 г. при­ка­зал раз­ру­шить все хра­мы в Атти­ке. Ср.: Геро­дот, VIII, 109.

· 193В ори­ги­на­ле: «какое может быть с ними пра­во­вое отно­ше­ние» (ius). Для рим­ской рели­гии харак­те­рен был свое­об­раз­ный юриди­че­ский фор­ма­лизм в отно­ше­ни­ях с бога­ми, по прин­ци­пу «do ut des» — даю, чтобы ты дал.

· 194Име­ют­ся в виду софи­сты, в част­но­сти, Кри­тий. Ср.: I, 77.

· 195Про­дик из Кео­са — гре­че­ский софист, уче­ник Про­та­го­ра, совре­мен­ник Сокра­та. Ср.: Секст Эмпи­рик, IX, 18. Про­дик Кеос­ский гово­рил: «Солн­це, луну, реки, источ­ни­ки и вооб­ще все полез­ное для нашей жиз­ни древ­ние наиме­но­ва­ли бога­ми за поль­зу, полу­ча­е­мую от них, как, напри­мер, егип­тяне — Нил».

· 196Евге­мер из Мес­са­ны в Сици­лии — гре­че­ский фило­соф IV в.; пред­ло­жил рацио­на­ли­сти­че­ское тол­ко­ва­ние гре­че­ской мифо­ло­гии. Ср.: Секст Эмпи­рик, IX, 17: «Евге­мер, про­зван­ный “Без­бож­ни­ком” гово­рит: “Когда жизнь людей была неустро­ен­на, то те, кто пре­вос­хо­дил дру­гих силою и разу­мом так, что они при­нуж­да­ли дру­гих пови­но­вать­ся их при­ка­за­ни­ям, ста­ра­ясь достиг­нуть в отно­ше­нии себя боль­ше­го покло­не­ния и почи­та­ния, сочи­ни­ли, буд­то они вла­де­ют неко­ей изобиль­ной боже­ст­вен­ной силой, поче­му мно­ги­ми и были сочте­ны за богов”».

· 197И как боги уми­ра­ют, и как их хоро­нят — в сохра­нив­шем­ся фраг­мен­те пере­веден­но­го Энни­ем сочи­не­ния Евге­ме­ра сооб­ща­ет­ся, буд­то на Кри­те име­ет­ся даже моги­ла Зев­са, на кото­рой гре­че­ски­ми бук­ва­ми напи­са­но: «Зевс, сын Кро­но­са».

· 198Элев­син — город в север­но-запад­ной части Атти­ки, куль­то­вый центр боги­ни Цере­ры. Само­фра­кия и Лем­нос — ост­ро­ва в Эгей­ском море, где совер­ша­лись мисте­рии, свя­зан­ные с куль­том каби­ров — богов пло­до­ро­дия. Из при­веден­ных сти­хов пер­вый — пред­по­ло­жи­тель­но — из тра­гедии Энния «Эрех­тей» (Фален), вто­рой — может быть, из какой-то тра­гедии Акция.

· 199Объ­яс­не­ние этих таинств — посвя­ща­е­мым в Элев­син­ские мисте­рии мифы истол­ко­вы­ва­лись в сим­во­ли­че­ском смыс­ле.

· 200Обра­зыизвне охва­ты­ва­ютмир — у Демо­кри­та (по Секс­ту Эмпи­ри­ку, IX, 42) «обра­зы» не «охва­ты­ва­ют извне мир», а «нахо­дят­ся в окру­жаю­щем нас», т. е. в возду­хе. Может быть, и в этом слу­чае — наме­рен­ное иска­же­ние мыс­ли Демо­кри­та.

· 201Достой­но ско­рее оте­че­ства Демо­кри­та — город Абде­ра (во Фра­кии). Жите­ли его про­слы­ли в древ­но­сти людь­ми неда­ле­ко­го ума.

· 202Ср.: I, 17, при­меч.

· 203Ср.: I, 86, при­меч.

· 204«Будь мило­стив»… (pro­pi­tius sit) — молит­вен­ное выра­же­ние.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.