Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 15 страница



В семьях с высокой дифференциацией и низким уровнем тревоги смягчение стрес­са происходит практически без ущерба для индивидуальности каждого. Члены семьи просто перераспределяют обязанности в зависимости от того, какая перед ними сто­ит проблема и кому в данный момент труднее всего. Напротив, в семьях с низкой диф­ференциацией и высоким уровнем тревоги эмоциональная реактивность проявляет­ся в образовании множества связанных между собой «треугольников отношений». Например, при рождении ребенка триангуляция происходит автоматически. Вновь образованный «треугольник» (отец — мать — ребенок) оказывает воздействие на уже существующие. Предположим, что до рождения ребенка конфликт между супругами иногда настолько обострялся, что жена вовлекала в «треугольник отношений» свою мать (например, обсуждала с ней суть разногласий). Несмотря на то, что вовлечение матери смягчало напряжение, муж ощущал себя отстраненным от семьи. Эта триан­гуляция удовлетворяла потребность матери, позволяя ей разряжать на дочери напря­жение, возникшее в собственных отношениях. Можно только гадать, насколько сильна была лояльность семейным традициям в данном примере. Рождение ребенка порож­дает у мужа желание вернуться в семью, чтобы заботиться о ребенке. Одним из спо­собов является попытка вывести тещу за пределы нуклеарной семьи. Если это удает­ся, то теща отныне вынуждена сама справляться с напряжением, возникающим в соб­ственных супружеских отношениях. При условии высокой дифференциации в ряду поколений, «треугольник» представителей старшего поколения сможет подыскать другой объект для разрядки напряжения. Одним из возможных вариантов является «игра на троих с открытыми картами» («triangle showdown») — то есть муж вступает в борьбу с тещей за место в семейном кругу рядом с женой/дочерью. В этот конфликт с большой вероятностью будут вовлечены и другие люди, а также работа и здоровье.

Описанный пример доказывает то, что уровни дифференциации переходят через границы между поколениями. Каким образом это происходит, вы узнаете из следую­щего раздела.

Семейный проективный процесс

Термин семейный проективный процесс (Bowen, 1966) свидетельствует о том, что, согласно наблюдениям, уровень дифференциации у детей, как правило, соответ­ствует уровню дифференциации у их родителей. Тем не менее у разных детей диф­ференциация выражена в разной степени. Если уровень дифференциации у одного из детей высок (что проявляется в хорошо сформированном «Я» и низкой эмоцио­нальной реактивности), то его брат или сестра могут иметь низкий уровень диффе­ренциации (то есть слабое «Я» и высокую эмоциональную реактивность). Такая ва-

138                    Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

риабельность обусловлена тем, что родители склонны разряжать напряжение пре­имущественно на одном из детей. Имеется в виду, что родители проецируют соб­ственные эмоциональные конфликты на ребенка и пытаются у его контролировать. Краткое хронологическое изложение случая из практики поможет прояснить то, каким образом конфликты в объектных отношениях, лояльность, обязательства, дифференциация, триангуляция и семейный проективный процесс описывают раз­личные характеристики одного и того же многопоколенного процесса. Рассмотрим это на примере Джона, случай ко-торого уже был описан в этой главе, взяв за нача­ло отсчета его отца, Уолтера, и будем двигаться назад, в прошлое, чтобы увидеть, каково его влияние на настоящее.

Уолтер был младшим сыном в семье, любовь и уважение своего отца ему так и не удалось заслужить, а мать слишком часто использовала его для того, чтобы раз­рядить напряжение в супружеских отношениях (семейный проективный процесс). Не будучи способен изменить эти объекты, Уолтер интернализовал их, в резуль­тате чего образовались субидентичности (объектные отношения). Игнорируя соб­ственную потребность в любви и заботе, Уолтер стремился к респектабельности. Основным недостатком отца, по мнению матери, было его безобразное поведение. Уолтер часто слышал о тех мучениях, которые ей пришлось испытать из-за неуме­ния отца себя вести и отсутствия у него положения в обществе. Уолтер ощущал, что в долгу перед матерью, и одновременно испытывал обиду на нее, стремясь из­бавиться от чрезмерной эмоциональной близости, возникшей вследствие слишком жестко закрепленного «треугольного» альянса.

В своей жене Уолтер надеялся обрести надежного друга с хорошими манера­ми, социальным положением и умением контролировать свои эмоции. Он встре­тил женщину, которая олицетворяла объектные отношения, отсутствовавшие в его собственной жизни, и женился на ней. Безусловно, его невеста Хелен, выходя за­муж, также надеялась обрести свой эго-идеал. Она была единственным ребенком и постоянно находилась в центре внимания. Родители больше заботились о ней, чем о самих себе. Тем не менее объектные отношения Хелен не удовлетворяли ее потребностей в доверительных отношениях и автономии. Эта двойственность по­явилась в стремлении Хелен быть в центре внимания, а также в парадоксальном отказе от сближения с кем бы то ни было.

Внешне брак Уолтера и Хелен казался благополучным. Хелен требовала, Уол­тер выполнял, и потребности обоих отчасти удовлетворялись. Однако сближению супругов мешало то, что в прошлых отношениях (в родительских семьях) близость всегда сопровождалась чувством обиды и утратой индивидуальности. Поскольку оба партнера были вовлечены в «треугольники отношений» в своих родительских семьях, им не удалось сформировать сильное «Я» — то есть, дифференциация эмо­ций и разума была низкой. Под действием стресса оба утрачивали способность разумно рассуждать и переключались на эмоции. Их отношения, на первый взгляд благополучные, заключали в себе скрытый конфликт.

Вовлеченность Уолтера и его старшего брата в «треугольник» родительских отношений отчасти определялась порядком их рождения. Родители уделяли по­вышенное внимание старшему сыну, который должен был олицетворять достаток

Глава 5. Трансгенерационная семейная психотерапия                                              139

и благополучие семьи. Младший сын, Уолтер, невольно помогал родителям изба­виться от напряжения, связанного со скрытым супружеским конфликтом.

Со смертью старшего сына в семью пришло не только горе, но и утрата надеж­ды на обретение положения в обществе. Многие поколения семьи трудились над тем, чтобы вырастить представителя высшего общества, и утрата была невоспол­нима. Уолтер это остро ощущал. Несмотря на то, что от него ничего прямо не тре­бовали, Уолтеру казалось, что именно он должен восполнить эту утрату, отдать долг предшествующим поколениям. Лояльность семейным традициям зачастую не осознается. Сын Уолтера и Хелен, Джон, должен был продолжить дело отца. Бу­дучи вовлечен в родительский конфликт, Джон не смог достичь высокого уровня дифференциации «Я». То есть он с годами научился внутренне переживать все, что происходило между родителями. У Джона практически отсутствовала способность подчинять свои эмоции разуму. Кроме того, он не всегда мог отличить собствен­ные чувства от эмоционально окрашенных переживаний в ответ на чувства роди­телей. Интернализация объекта уравновешивалась стремлением достичь в жизни высот. Джон отличался повышенной чувствительностью к критике и ста­рался вести себя так, чтобы родители были им довольны. Юноша ощущал, что ве­сти себя иначе означает не быть лояльным семье.

Джон остановил свой выбор на Сузан, поскольку она напоминала ему мать, но отличалась добротой и приветливостью. Семья жены, по сравнению с его соб­ственной, была менее обеспеченной. В глубине души Джон надеялся таким обра­зом отмежеваться от своих родителей. Сузан предпочла Джона, поскольку он в ней, по-видимому, нуждался, и надеялась, что Джон не будет с ней так строг, как ее отец. Однако первые годы супружества оказались для Сузан нелегкими. Она тосковала по родителям и ощущала сильное давление со стороны окружающих. Более того, Джон постоянно критиковал ее. Супруги попали в порочный круг, который сфор­мировался в предыдущих поколениях. Джон изо всех сил старался произвести впе­чатление на родственников и партнеров по бизнесу, а Сузан должна была играть роль гостеприимной хозяйки и образцовой жены, постоянно выслушивая крити­ческие замечания мужа. В случае конфликта Джон начинал усиленно критиковать жену, а она мстила ему по мелочам, ставя его на людях в неловкое положение (на­пример, надевала не подходящее к случаю платье). Джон воспринимал это как уг­розу имиджу семьи, во имя создания которого его предками были принесены та­кие жертвы, и начинал еще больше паниковать. Он злился на нее до тех пор, пока она не уходила на время к своим родителям, возвращаясь лишь после того, как все успокоится. Напряжение усиливалось, и однажды Сузан приняла решение не воз­вращаться. Для нее уход от мужа символизировал победу над строгим отцом; для Джона это было равносильно разрушению долго создаваемого карточного доми­ка. Утрата любви — трагическая утрата, но по большей части развод является куль­минацией семейной динамики, развивавшейся на протяжении многих поколений семьи.

Приведенный пример, безусловно, затрагивает лишь малый фрагмент истории дан­ной семьи. Можно обратиться в прошлое, к ранним годам жизни отца Уолтера, или заглянуть в будущее, к праправнукам Джона. Развод Джона стал фоном для форми-

140                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

рующихся объектных отношений его сына, семья невесты которого будет иметь соб­ственную историческую динамику.

Семейные психотерапевты трансгенерационного направления считают, что про­шлые взаимоотношения оказывают влияние на текущую семейную динамику. Пред­полагается, что наше мышление столь подвержено влиянию прошлого потому, что как вид мы сравнительно недавно обрели способность разумно мыслить, не взирая на эмоции. Зачастую поведение предопределяется эмоциональным зарядом прошлых переживаний, а не тем, что представляется разумным в настоящем. Текущие близкие отношения становятся для обоих партнеров ареной для проработки прошлых взаи­модействий. Этот сложный процесс прерывается при возникновении конфликта, на­пряжения или стресса. Тогда, с целью разрядить напряжение, в процесс вовлекаются другие люди. Спроецированный семейный стресс служит контекстом для будущих объектных отношений и, пересекая границы между поколениями, передается в виде своеобразного «приданого», или «наследства».

После краткого изложения теоретических концепций трансгенерационной семей­ной психотерапии, рассмотрим их применение в психотерапевтической практике.

Практика трансгенерационной семейной психотерапии

Существенным отличием трансгенерационной семейной психотерапии от других подходов является то, что ее сторонники не делают акцент на пошаговом применении той или иной процессуальной техники. Если психотерапевты структурного и страте­гического направлений уделяют большое внимание деталям коммуникации между терапевтом и членами семьи, даже предлагают сценарии проведения интервью, сто­ронники трансгенерационного подхода говорят о технике в более широком контекс-ге. Считается, что психотерапевт должен хорошо знать теоретические основы транс­генерационного подхода и тщательно обследовать родителей пациента. Непременным условием успешной работы является разрешение собственных межпоколенных се­мейных конфликтов, что позволяет психотерапевту выработать свой стиль и метод применения теории на практике. Это значит, что психотерапевту следует достичь определенного уровня дифференциации, чтобы не быть вовлеченным в эмоциональ­ный конфликт между членами своей семьи (Bowen, 1978). Речь идет об истинной диф­ференциации, а не об овладении какой-либо техникой.

Этот раздел посвящен техническим разработкам семейных психотерапевтов транс-генерационного направления с учетом уникальности и своеобразия каждого из них. Акцент делается на общих моментах подхода к оценке семейного взаимодействия, выбору целей психотерапии и применению техник вмешательства.

Оценка семейного взаимодействия

Семейные психотерапевты трансгенерационного направления считают основным методом оценки клиническое интервью. Причем больше полагаются на свое знание тео­рии и клинический опыт, нежели на разнообразные опросники и объективные тесты.

Глава 5. Трансгенерационная семейная психотерапия

Если Фрамо (Framo, 1981), Боуэн (Bowen, 1978) и Уильямсон (Williamson, 1982b) подчеркивают необходимость проведения нескольких интервью, то Бошормени-Надь (Boszormenyi-Nagy & Spark, 1973) вообще не выделяет оценивание в самостоятельный этап психотерапии. Напротив, Бошормени-Надь описывает диагностический процесс как составную часть формирования доверительных отношений с семьей. То есть оцен­ка семейного взаимодействия имеет определенные особенности и зависит от личного подхода клинициста. Тем не менее Керр (Кегг, 1981) дает следующие, общие для мно­гих представителей этого направления рекомендации по проведению оценивания:

1. Фокусируйте внимание на анамнезе с точки зрения этиологии симптома (сома­тического, эмоционального или поведенческого). Особо отметьте важнейшие жизнен­ные события на протяжении истории семьи.

2. Сбор информации начинайте с момента знакомства родителей и вплоть до насто­ящего времени. Особый интерес представляет период ухаживания и брачная церемо­ния. Имеют значение сведения об этапах жизненного цикла семьи, переездах из одного географического региона в другой, образование и профессиональная деятельность.

3. Займитесь изучением расширенной семьи каждого из супругов. Информация о братьях и сестрах, их текущая семейная жизнь, эволюция эмоциональных отноше­ний между родителями — все это представляет особый интерес. Важными показате­лями семейной динамики являются сведения о рождениях и смертях, состоянии здо­ровья, физической близости и значимых жизненных событиях в родительской семье каждого из супругов.

Клиницист внимательно выслушивает рассказ членов семьи, пытаясь обнаружить связь семейной проблемы с историческим контекстом. Допустим, проблема заключа­ется в депрессии, тогда клиницист выдвигает первичную гипотезу, основываясь на результатах своего наблюдения и теориях развития депрессии. Так, психотерапевт может предположить существование у клиента внутреннего критического голоса (ин-тернализации), который внушает ему, что ни проблему, ни свое восприятие этой про­блемы изменить нельзя. Психотерапевт задает вопросы с целью проследить историю появления этого голоса, обязательно идентифицирует текущие ситуации, в которых этот голос звучит. Что общего между этими ситуациями и прошлыми переживания­ми? Кто был вовлечен в эти прошлые переживания и почему? С помощью этих воп­росов удается сделать первые шаги в изучении истории эмоциональных отношений в семье. Прежде чем психотерапевту удастся мысленно воссоздать сложную истори­ческую карту семьи, необходимо изучить и некоторые другие аспекты проблемы. С целью проиллюстрировать этот процесс обратимся к ключевым теоретическим кон­цепциям, ранее описанным в этой главе, и, исходя из них, наметим аспекты, имеющие значение для определения целей лечения.

1. Как прошлое проявляет себя в настоящем?

A. Каковы были ранние объектные отношения пациента?

Б. Какие слои отношений впоследствии заслонили эти ранние отношения?

B. Как исторические аспекты проявляются в существующих близких отноше­ниях?

Г. Каков эмоциональный «долг» в семье?

142                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Д. Какие в семье традиции и насколько выражена лояльность им? Е. Насколько сильно нарушено равновесие между поколениями? 2. Какова история проявления эмоций и разума в семье?

A. Каков потенциал разумного функционирования, и насколько члены семьи различаются по этому признаку?

Б. Какие основные «треугольники отношений» существуют в семье и как они изменялись во времени?

B. Насколько активно семейный проективный процесс протекает в данной се­мье? Какое значение он имеет для клиента?

Как видно из вышеперечисленных вопросов, процесс оценивания в трансгенера­ционной семейной психотерапии зачастую проводится медленно и методично.

Цели

Трансгенерационная семейная психотерапия рассматривает данную семейную проблему как результат межпоколенного взаимодействия; следовательно, цели пси­хотерапии выходят за рамки смягчения отдельной проблемы. Безусловно, сама по себе проблема также важна, однако симптому не уделяется такого пристального внимания, как в стратегической психотерапии.

Цели трансгенерационной семейной психотерапии выдвигаются, исходя из теоре­тических конструктов, а затем адаптируются к специфическому случаю клиента. На теоретическом уровне клиницист пытается ослабить воздействие прошлого на на­стоящее, одновременно повышая приоритет разумного по сравнению с эмоциональ­ным подходом к решению вопросов в семье. Цели формулируются с учетом ведущего симптома, динамики и сопутствующих обстоятельств, определяющих ход вмешатель­ства (например, удаленности места проживания, финансового положения семьи и состояния здоровья ее членов). В следующем разделе приводится описание техник грансгенерационной семейной психотерапии, позволяющих достичь поставленных целей.

Техника

В литературе, посвященной трансгенерационному подходу, описывается преиму­щественно теория, а не техника. В действительности акцент на познании и понима­нии является отличительной особенностью техники трансгенерационной психотера­пии; то есть усилия психотерапевта направлены на сохранение объективности (эмо­циональной невовлеченности), благодаря чему удается уменьшить эмоциональную реактивность членов семьи и пробудить в них способность рационально мыслить. Оставаться объективным психотерапевту помогает использование определенных тех­ник, например, интерпретация, анализ переноса, психологическое просвещение и ра-оота с родительской семьей клиента, что позволяет свести к минимуму влияние про­шлого на настоящее. Обычно психотерапевты используют все эти техники одновре­менно, но мы будем обсуждать их по отдельности.

Глава 5. Трансгенерационная семейная психотерапия                                               14-3

Объективность

В основе трансгенерационного подхода к психотерапии лежит требование к его объективности. Это требование звучит с первых дней существования психоанализа, который возник и развивался в то время, когда особое внимание уделялось созданию объективного инструмента для проведения интервью. С этой целью терапевтические отношения находились под постоянным контролем, при этом считалось, что чувства пациента к психотерапевту переносятся из его прошлых отношений (перенос будет обсуждаться далее в этом разделе).

Важность обеспечения объективности подчеркивал М. Боуэн (Bowen, 1978), хотя и приводил для этого другие обоснования. По мнению Боуэна и других клиницистов, считающих себя его последователями, объективность означает способность здраво рассуждать, несмотря на всплески эмоций. Кроме того, важнейшей предпосылкой объективности является достижение клиницистом дифференциации через работу с собственной родительской семьей. Эта работа аналогична той, которую предстоит выполнить клиенту (этот процесс будет обсуждаться далее в этом разделе). Психоте­рапевт, достигший дифференциации и способный сохранять объективность: 1) зада­ет вопросы, предполагающие рациональный, а не эмоциональный отклик, а также 2) избегает триангуляции, поощряет членов семьи обращаться друг к другу непосред­ственно, а не служит посредником между ними. Вопросы «на размышление» помога­ют удерживать объект за счет рациональной переработки информации, не прибегая к эмоциональному реагированию на ситуацию. Склонность членов семьи к рассуж­дениям, а не к выражению эмоций повышает вероятность того, что и психотерапевт будет менее эмоциональным, поскольку клиенты будут реагировать на минимальные проявления эмоций с его стороны.

Для психотерапевта крайне важно не быть вовлеченным в диадический конфликт, то есть избегать триангуляции. Для этого в трансгенерационной психотерапии раз­работаны два способа. Первый из них был предложен Бошоромени-Надем (Boszor-menyi-Nagy, 1965) и Фрамо (Framo, 1965) и состоит в том, чтобы психотерапевт по­переменно принимал сторону то одного, то другого члена семьи. А второй заключает­ся в том, чтобы, по предложению Боуэна (Bowen, 1978), направлять ход разговора. В этом отличие Боуэна от сторонников структурного и коммуникативного подходов, которые поощряют диалог членов семьи друг с другом. Приверженцы трансгенера­ционной семейной психотерапии придерживаются того мнения, что для достижения устойчивых терапевтических изменений членам семьи следует научиться реагировать на сказанное, не давая воли эмоциям. Спокойное взаимодействие с психотерапевтом помогает членам семьи вести диалог без резких эмоциональных выпадов в отноше­нии друг друга. Оставаясь объективным сторонним наблюдателем, которому члены семьи адресуют свои чувства, психотерапевт способствует снижению эмоциональной реактивности членов семьи.

Напротив, Бошормени-Надь (Boszormenyi-Nagy, 1965) предлагает во избежание триангуляции принимать поочередно сторону то одного, то другого члена семьи. Этот подход весьма напоминает разработанную Минухиным технику «расшатывания» в структурной семейной психотерапии. Создавая то один, то другой альянс, психоте­рапевт приобретает возможность изменить расстановку сил в семье, а также не дать

 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

ебя вовлечь в эмоционально заряженный конфликт. Следует отметить, однако, что Динухин прибегает к «расшатыванию» семейного взаимодействия с целью изменить труктуру семьи. А Бошормени-Надь создает альянс с членом семьи для того, чтобы делать соотношение сил более справедливым. Сходные на первый взгляд, эти виды мешательства преследует совершенно разные цели.

Интерпретация

В трансгенерационной психотерапии интерпретация используется для того, что-'Ы помочь членам семьи рационально мыслить. Прибегая к интерпретации, психоте-1апевт показывает клиентам истоки внутрисемейных конфликтов. Объяснения дают-я исходя из психоаналитической теории, теории семейных систем, а также клиничес-ого опыта психотерапевта.

Интерпретация оказывает заметное влияние на ход последующего вмешательства. 1аиболее очевидный эффект состоит в том, что клиент пытается уйти от своих эмо-1ИЙ и начинает мыслить аналитически, что требуется для понимания сути объясне-[ий. Зачастую посредством интерпретации чего-то неизвестного и таинственного дается быстро справиться со страхами клиента. Ребяческая боязнь неизвестности вступает, если пролить свет на существо проблемы.

Кроме того, не следует забывать, что члены семьи, наблюдая за поведением пси-:отерапевта, человека, которого они уважают и который пытается осмыслить эмоци-шальный конфликт, понять его суть, начинают ему подражать. Этот прием подчер-:ивает целесообразность рационального, в отличие от эмоционального, реагирования ;ак способа решения проблем.

Интерпретация позволяет представить настоящий конфликт как результат нераз->ешенных проблем в прошлом, что дает членам семьи некоторую перспективу и по-воляет дистанцироваться от эмоционально напряженной текущей ситуации. Так, (азгневанный и раздосадованный муж чрезвычайно низко оценивает свою жену как 1ать. Посредством интерпретации удается показать, что его настоящий гнев направ-1ен отнюдь не на жену, а на собственную мать, которая слишком опекала его в дет-:тве. Вместо презрения к жене муж отныне будет испытывать сочувствие. Чаще всего штерпретация затрагивает тот или иной аспект прошлых объектных отношений чле-m семьи для того, чтобы он смог разделить реальный и проективный компоненты в :воих текущих взаимодействиях. Обсуждению этого процесса посвящен следующий >аздел.

Анализ переноса

Термин перенос является психоаналитическим и обозначает все эмоционально жрашенные переживания, возникающие между психотерапевтом и клиентом. Само то название отражает суть концепции, согласно которой прошлые отношения слу-кат моделью для текущих взаимодействий; то есть старая модель близких отноше-шй переносится в новую ситуацию. В трансгенерационной семейной психотерапии кихотерапевт представляет собой своего рода экран, на который проецируются слож-ше взаимодействия из прошлого. При этом перенос может быть типа один-к-одному например, женщина-мать и жена может увидеть в психотерапевте своего строгого )тца), а может представлять собой коллективную проекцию на психотерапевта, кото-

Глава 5. Трансгенерационная семейная психотерапия

рую осуществляет семейная система в целом. Бошормени-Надь (Boszormenyi-Nagy & Spark, 1973) описывает случай, когда психотерапевт помог членам семьи простить пожилого родителя только благодаря тому, что он — психотерапевт — сделал себя объектом нападок членов семьи. Этот тип переноса выходит за рамки диадических отношений между психотерапевтом и одним из членов семьи, перерастая в общую для семейной системы в целом проекцию. Обе формы переноса особенно легко возника­ют в случае ведения семьи двумя котерапевтами, мужчиной и женщиной, которые ассоциируются с родителями.

Анализ переноса является одной из важных техник в трансгенерационной семей­ной психотерапии, поскольку позволяет членам семьи переживать прошлое в настоя­щем. Психотерапевт, интерпретируя терапевтические отношения как выражение от­ношений в прошлом, помогает членам семьи осознать незавершенность прошлых вза­имодействий и возможность их проработки через текущее взаимодействие. Кроме того, интерпретация переноса позволяет членам семьи обрести контроль над ситуа­цией, перевести конфликт с бессознательного эмоционального уровня на сознатель­ный рациональный.

Такой прорыв в осознании зачастую бывает субъективно неприятным. Прошлые отношения вытесняются из сознания из-за связанной с ними боли. Эту боль прихо­дится заново пережить, ассимилировать и переработать для того, чтобы ослабить вли­яние прошлых отношений. Зачастую возникает сопротивление этой психической ре­организации, что выражается в форме интенсивного переноса. Так, мужчина-психо­терапевт может интерпретировать зависимость клиентки как перенос ее отношений с отцом. В том случае, если боль прошлых отношений запрятана глубоко, такая интер­претация может показаться женщине угрожающей (то есть в случае ее правильности придется заново пережить подавленную боль). Клиентка будет сопротивляться и, в соответствии с характером переноса, вести себя так, словно слышит критику от свое­го отца. Затем она может впасть в депрессию, обвиняя психотерапевта в нечуткости (как если бы он действительно был ее отцом). Такого рода сопротивление способно поставить под угрозу объективность позиции психотерапевта. Дав себя втянуть в про­ективную драму, психотерапевт может «переборщить» с ответной реакцией на эти обвинения, либо продолжая отвергать клиентку, либо выражая ей чрезмерное сочув­ствие, вместо того чтобы предложить рациональную стратегию совладания с болью прошлых отношений.

Анализ переноса включает интерпретацию диадических и системных его видов, требует знания стратегий работы с сопротивлением и предполагает высокий уровень собственной эмоциональной интеграции психотерапевта.

Просвещение

Мы вели речь о различных типах интерпретации как ключевой техники трансге­нерационной семейной психотерапии. Другим аспектом интерпретации является то, что с течением времени члены семьи узнают о себе больше. Эта база знаний позволят понять человеческое поведение. Члены семьи постепенно учатся по-новому относить­ся к своим переживаниям, формируют новые взгляды на жизнь. Следовательно, пси­хологическое просвещение является самостоятельной техникой трансгенерационнои семейной психотерапии.

146                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Техника психологического просвещения имеет три основных формы. Во-первых, это формирование обновленной системы взглядов членов семьи. Эта форма включа­ет все виды явного и неявного поведения психотерапевта, которые, объединяясь, фор­мируют новую парадигму поведения членов семьи. Семья обращается к психотера­певту в ситуации кризиса или конфликта, семейное взаимодействие строится преиму­щественно на эмоциях и взаимных обвинениях. Психотерапевт реагирует спокойно и рассудительно. Не беря на себя труд судить, кто виноват в существующем кризисе, он переводит дискуссию в плоскость семейной истории. О чем говорят его действия членам семьи? Вот лишь некоторые из взглядов, которых придерживается психоте­рапевт и которые он передает членам семьи: 1) семья не перестанет существовать, кризис — это лишь этап в ее жизни, 2) проблема возникла не сейчас, а берет начало в прошлом, 3) каждый из членов семьи вносит в ее сохранение собственный вклад, 4) разумное обсуждение проблемы способно принести больше пользы, нежели всплес­ки эмоций, 5) существует надежда на отыскание альтернативных видов поведения и 3) житейский хаос, несомненно, можно упорядочить. Процесс психологического про-:вещения начинается с того, как психотерапевт реагирует па членов семьи.

Во-вторых, психологическое просвещение имеет продолжение в виде герапевти-геской интерпретации и анализа. По мере обсуждения членами семьи своей жизни 1сихотерапевт постепенно делится с ними своими знаниями о человеческом поведе-ши. Эти знания предоставляются в наиболее подходящий момент и адаптируются к эбстоятельствам данной семьи. Подобно хорошему учителю, психотерапевт стимули-зует процесс осознания, задавая стратегические вопросы. Так, вместо того чтобы чи­тать лекции о психологии подростков, поскольку 16-летний сын нуждается в форми-ювании новых отношений с родителями, психотерапевт предлагает отцу с матерью )спомнить себя в этом возрасте. Или же делает акцент на династических ожиданиях, фиглашая принять участие в сессии родителей супругов, чтобы обсудить обращение ■ подрастающим поколением. Задавая вопросы стратегической направленности, пси-:отерапевт учит членов семьи важным вещам на материале их собственной жизни.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.