Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 19 страница



В порядке комментария Джейкобсон и Вейсс (Jacobson & Weiss, 1978) подводят итоги критическим замечаниям Гурмана и Кнудсона в адрес поведенческой семейной психотерапии:

Наши возражения состоят в следующем: 1) сущность понятия реципрокность, цен­трального понятия в поведенческом подходе, в том, что круговая причинность предоп­ределяет поведение каждого из супругов, то есть поведение одного оказывает воздей­ствие на поведение второго, и наоборот, что, по-видимому, согласуется с представле­ниями наших оппонентов; 2) коммуникация считается позитивной или негативной в зависимости от того, что для данной пары является подкрепляющим стимулом, а что наказанием, а не определяется стандартными методами оценки, что шло бы вразрез с основными принципами поведенческой психотерапии; 3) в супружеской поведенчес­кой психотерапии «идентифицированным пациентом» является само взаимодействие, а не один из его участников (р. 160).

Далее Джейкобсон и Вейсс отмечают, что согласиться с критикой Гурмана и Кнуд­сона означает отрицать наличие связи между поведением обоих супругов и ее значе­ние для терапии супружеской дисфункции.

T6                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Хотя предстоит еще многое сделать для того, чтобы разногласия между представи-елями различных направлений в психотерапии были преодолены, появляется все боль-ie свидетельств в пользу эффективности поведенческой семейной психотерапии. )тчасти благодаря склонности к изучению наблюдаемого и поддающегося измерению оведения сторонники поведенческого подхода приветствуют эмпирическую провер-у результативности своей терапии. Все же, учитывая малочисленность исследований использованием контрольных групп, делать окончательные выводы об эффективнос-и поведенческой психотерапии пока рано. Многообещающими, по мнению исследова-елей, представляются поведенческие подходы к решению проблем (Jacobson & Weiss, 978) и повышению эффективности супружеской коммуникации (Stuart, 1969).

Выше обсуждалось развитие поведенческой психотерапии и ее общность с систем-ым подходом. Исходя из этого, можно выделить два основных направления поведен-еской терапии отношений: терапия проблемного поведения детей и терапия неудов-етворенности браком. Семейные поведенческие психотерапевты не склонны изучать оздействие супружеских разногласий на поведение ребенка, напротив (Nichols, 1984); 1ни работают с той подсистемой супружеской или родительской, в которой существу-т конфликт. Разрабатываются специальные стратегии вмешательства для обучения юдителей умению добиваться от каждого из детей желаемого поведения, а также для юмощи парам в достижении удовлетворенности своим браком. Методология каждо-о из видов терапии имеет свои особенности, поэтому они будут обсуждаться порознь. Сначала речь пойдет о поведенческом тренинге для родителей, а затем о поведенчес-:ой супружеской психотерапии.

Практика психотерапии: поведенческий тренинг для родителей

Многочисленные литературные источники свидетельствуют о том, что родителей ложно обучить изменению неадаптивного поведения своих детей. Добиться измене-шя поведения ребенка в терапевтическом направлении можно, если поощрять (под-среплять) адекватное поведение и, соответственно, не подкреплять (например, игно­рировать или умеренно наказывать) неадекватное поведение ребенка.

Чаще всего ребенка к психотерапевту приводят родители, озабоченные его пове-1ением. Сначала психотерапевт собирает сведения, касающиеся собственно проблем-юго поведения, а также социальный и медицинский анамнез ребенка. Из беседы с водителями важно понять, какое отношение к проблеме ребенка имеют другие члены :емьи. Итак, интервью с родителями является важным компонентом оценивания се­мейных взаимодействий.

Оценка

Интервью с родителями

Главными целями проведения интервью с родителями являются идентификация проблемного поведения, оценка роли родителей в его сохранении и последующей ре­дукции (Evans & Nelson, 1977). Для достижения второй цели психотерапевт зачастую

Глава 7. Поведенческая семейная психотерапия                                                            177

вынужден по-новому представить проблему ребенка для родителя. Как правило, со­бирать сведения лучше всего в отсутствие ребенка, поскольку его стремление обра­тить на себя внимание или нежелание родителей обсуждать личные темы могут су­щественно затруднить проведение опроса (Gordon & Davidson, 1981).

В начале интервью родители обычно склонны использовать ярлыки для описания существа проблемы, называя ребенка «грубияном» или «лентяем». Несмотря на то, что подобные ярлыки помогают в общих чертах охарактеризовать проблему, не сле­дует забывать о том, что их можно воспринимать по-разному. В связи с этим целесо­образно избегать навешивания ярлыков, а вести речь о конкретном наблюдаемом по­ведении, проявления которого очевидны для окружающих.

Предостерегая родителей от использования ярлыков для описания проблемного поведения, психотерапевт предлагает им привести конкретные примеры, оправдыва­ющие тот или иной ярлык. Например, родитель характеризует поведение ребенка как «вредничанье», тогда психотерапевт предлагает описать ситуацию, в которой ребенок проявил себя таким образом, постепенно уточняя, что же родитель понимает под сло­вом «вредничанье».

Ниже приводится пример трансляции поведения в ходе взаимодействия психоте­рапевт — родитель:

Родитель:        Джин всегда вредничает.

Терапевт:        Что вы понимаете под словом «вредничает»?

Родитель:        За ужином он всегда пристает к сестре.

Терапевт:        Как именно он к ней пристает?

Родитель:        Он ее толкает.

Терапевт:        Как еще он «вредничает»?

Это взаимодействие продолжается до тех пор, пока не будет получено точное опи­сание проблемного поведения.

Как только удалось составить точное представление о характере поведения, пси­хотерапевту необходимо выделить стимулы, которые предшествуют проблемному по­ведению и следуют непосредственно за ним, то есть контролируют его возникнове­ние. То есть терапевт пытается определить, какие стимулы способствуют проблемно­му поведению, а также действующие после него стимулы, которые выступают в роли подкрепления и наказания. Часто контроль проблемного поведения осуществляется через стимулы, непосредственно ему предшествующие, или следующие за ним. Эти стимулы способствуют сохранению поведения или, вследствие своей неадекватнос­ти, не вызывают желаемого поведения. Так, попытки родителя уговорить «закатив­шего истерику» ребенка перестать кричать дают, как правило, обратный эффект. Иног­да в ходе интервью так и не удается выяснить, каким именно событием инициируется проблемное поведение. Тогда, для выявления значимых стимулов, приходится про­водить тщательное наблюдение.

В некоторых случаях определить предшествующее проблемному поведению собы­тие помогает информация о том, когда и где это поведение наблюдается. Например, может выясниться, что ребенок «закатывает истерики» только во время разговора матери по телефону. Сведения о времени появления проблемы часто дают ключ к пониманию ее первопричины или возможного «противоядия». Вопросы типа «Когда

178                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

ш начинает плакать?» или «В какое время он это делает?» зачастую помогают вы­шить предпосылки проблемы.

Оперантное поведение, такое как мышление, речь, большинство моторных реак­ций скелетно-мышечной системы, определяется подкрепляющими или аверсивными наказание) стимулами. Так, плач ребенка зачастую получает положительное под-<репление в виде внимания родителей. В качестве наказания, например, может служить требование к ребенку сидеть дома в хорошую погоду. Иногда одно и то же поведение толучает одновременно положительное и отрицательное подкрепление. К плачуще­му ребенку проявляют внимание, делая ему замечание (положительное последствие), л велят оставаться в своей комнате (отрицательное последствие).

Поведенческий психотерапевт получаст информацию об обстоятельствах, спо-;обствующих сохранению проблемного поведения ребенка, задавая следующие воп-эосы: «Когда проблема проявляется наиболее остро?», «Когда эти ситуации возни­кают?», «Как реагируют на проблемное поведение ребенка его братья и сестры?», «Что происходит после завершения проблемного поведения?», «Что вы делаете, ког-ца проблема возникает?». Обычно подобные вопросы побуждают родителя обратить внимание на свои действия в ответ на проблемное поведение ребенка. Например, критика родителем агрессивного поведения ребенка способствует тому, что ребенок продолжает вести себя подобным образом. Когда ребенок кого-то бьет или толкает, родитель восклицает: «Сейчас же прекрати!» или произносит неопределенные уг­розы: «Знаешь, что с тобой будет, если ты еще раз это сделаешь?» В большинстве случаев сохранению проблемы способствует целый ряд факторов. Поведенческий психотерапевт, выслушав следующий рассказ, представил его в виде таблицы из трех колонок.

Миссис Реймс жаловалась на непослушание сына Джимми. Когда его просили убрать в своей комнате, мальчик соглашался, но до дела так и не доходило. Мис­сис Реймс вновь просила сына убрать в комнате. Джимми этого не делал. Миссис Реймс пригрозила ему (запретом на просмотр телепередач). Тогда Джимми нако­нец убирал в комнате, но миссис Реймс никак на это не реагировала. На следую­щий день она вновь попросила сына убрать в комнате. После того как он несколь­ко раз отказывался, она запрещала ему смотреть телевизор. Этот сценарий повто­рялся довольно часто.

Этот рассказ поведенческий психотерапевт может записать в виде антецедентных (предшествующих) событий (antecedent events), стимулов, собственно проблемного поведения и его последствий (табл. 7.1.).

Необходимо отметить, что последующее событие (например, просьба миссис Реймс к Джимми убрать в комнате) может также выступать в роли антецедентного для оче­редной реакции Джимми (например, его отказа убрать в комнате). Когда миссис Реймс впервые пригрозила сыну, он убрал в комнате. Однако миссис Реймс никак на это не отреагировала, поэтому желательное поведение (уборка в комнате) не получило дол­жного подкрепления и угасло. Когда же миссис Реймс вторично пригрозила сыну, он не обратил на ее слова внимания и лишился возможности смотреть телевизор. Повто­ряющаяся цепочка событий с высокой вероятностью создает условия для сохранения нежелательного поведения.

Глава 7. Поведенческая семейная психотерапия

Таблица 7.1 Распознавание паттернов, поддерживающих нежелательное поведение

Проведение функционального анализа

Исследователи прибегают к функциональному анализу, когда хотят выявить об­стоятельства возникновения того или иного вида поведения. Основанием для выдви­жения гипотез является непосредственное наблюдение событий, служащих в качестве стимула позитивного или негативного поведения клиента. Если поведение возника­ет в ответ на стимул и при этом формируется определенный паттерн, можно предпо­ложить, что этот стимул поддерживает данное поведение. Так, миссис Реймс подкреп­ляет непослушание Джимми (отказ убрать в своей комнате), игнорируя его желатель­ное поведение (уборку в комнате).

Функциональный анализ, выполненный на основе предварительных наблюдений, позволяет выдвинуть гипотезу, для проверки которой требуется проведение допол­нительных наблюдений. Не исключено существование нескольких возможных вари­антов предпосылок и последствий определенного поведения (например, непослуша­ние ребенка подкрепляется также вторым родителем). Следующим этапом является проверка истинности гипотезы.

Цели

Целями поведенческого родительского тренинга является устранение нежелатель­ного поведения и замена его желательным с точки зрения родителей. Как ни странно, определение желательного поведения ребенка нередко вызывает у родителей затруд-

Антецедентное событие Поведение Событие-последствие
(Первый день)    
1. Миссис Реймс просит Джимми убрать в своей комнате. 2. Джимми не убирает в своей комнате. 3. Миссис Реймс просит Джимми убрать в своей комнате.
3. Миссис Реймс просит Джимми убрать в своей комнате. 4. Джимми не убирает в своей комнате. 5. Миссис Реймс угрожает ему (запретом на просмотр телепередач).
5. Миссис Реймс угрожает ему (запретом на просмотр телепередач). 6. Джимми убирает в своей комнате. 7. Миссис Реймс не обращает на Джимми внимания.
(Второй день)    
7. Миссис Реймс просит Джимми убрать в своей комнате. 8. Джимми не убирает в своей комнате. 9. Миссис Реймс угрожает ему (запретом на просмотр телепередач).
9. Миссис Реймс угрожает ему (запретом на просмотр телепередач). 10. Джимми не убирает в своей комнате. 11. Миссис Реймс запрещает ему смотреть телевизор.

180                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

нения. Обращаясь к психотерапевту в надежде избавиться от проблемного поведения ребенка, например, склонности к дракам или «закатыванию истерик», родители не всегда представляют себе альтернативы такого поведения. Ставя перед собой задачу устранения нежелательного поведения ребенка, рассчитанного на привлечение роди­тельского внимания, следует подобрать ему желательную замену, в той же мере га­рантирующую ребенку такое внимание.

Благодаря тому, что целями служат желаемые виды поведения, психотерапевт по­лучает возможность судить об успешности или безуспешности вмешательства. Поста­новка конкретных задач на пути к намеченным целям позволяет терапевту и родите­лям более или менее точно оценивать достигнутые успехи. В конечном итоге эффек­тивность психотерапии определяется тем, удалось ли достичь желаемого поведения ребенка.

Родительским определениям желательного поведения, как правило, не достает четкости. Психотерапевту следует помочь родителям точно сформулировать цель вмешательства, так чтобы она была доступна наблюдению и измерению. То есть те­рапевт вместе с родителями должен решить, какое именно поведение ребенка будет означать, что цель достигнута.

Иногда родителям бывает трудно выразить, чего же они хотят от своего ребенка. Следующий диалог иллюстрирует возникающие при этом проблемы:

Родитель:        Он постоянно мне надоедает.

Терапевт:        Расскажите, как он это делает.

Родитель:        Вчера, например, он разбрызгал крем для бритья по всей ванной.

Терапевт:        Что вы сделали после этого?

Родитель:        Я велел ему все убрать, пригрозив наказанием.

Терапевт:        А что вы хотели, чтобы он делал?

Родитель:        Я хотел, чтобы он не заходил в ванную.

Терапевт:        Вы имеете в виду, чтобы он не брал крем для бритья.

Родитель:        Пусть играет и не пристает ко мне.

Терапевт:        Как же он, по-вашему, должен играть?

Родитель:        Пусть делает что угодно, главное, чтобы у себя в комнате.

В этом примере описание того, что будет делать ребенок, называется целевым по­ведением (terminal behavior). Нечеткие определения целевого поведения, вроде «пусть не вмешивается» неприемлемы, поскольку не существует надежного способа их из­мерения. Если ребенок не должен вмешиваться в дела родителя, чем же в это время ему надлежит заниматься? Играть? Рисовать?

Как только психотерапевту и родителям удалось договориться о целях вмешатель­ства, следующим шагом является определение условий, при которых желаемое пове­дение будет возникать, а при каких не будет. Например, ребенку может оказаться про­ще убрать в своей комнате, чем сделать уборку на кухне. Обстоятельства возникнове­ния проблемы могут подсказать, когда и где желательно появление нового поведения. Если проблемное поведение возникает в определенной комнате, там же должно вос­производиться и желаемое поведение. Так, если ребенок дерется со своим младшим братом в гостиной, то и желаемое поведение — просмотр телепередач, чтение или что-то еще — также должно быть приурочено к гостиной. Иногда родители высказывают

Глава 7. Поведенческая семейная психотерапия                                                         181

пожелание, чтобы желаемое поведение воспроизводилось не всегда, а время от вре­мени (например, по их просьбе). Сведения о месте и времени возникновения желае­мого поведения помогает родителю контролировать ребенка.

После того как намечена цель в виде конкретного поведения и согласована обста­новка, в которой это поведение должно возникать, следует договориться о степени соответствия поведения ребенка нормативному, с точки зрения родителей (criterion level of performance), то есть о частоте и/или количественном выражении определен­ного вида поведения. Например, в формулировке цели вмешательства типа «выпол­нять просьбы родителей» ничего не говорится о том, следует ли ребенку выполнять все просьбы родителей, 90% или 75% таких просьб. Предпочтительно установить же­лаемый уровень выполнения поведения, например, «выполнение 80% родительских просьб». Психотерапевт, так же как родитель и ребенок, в этом случае без труда опре­делит, удалось ли достичь поставленной цели.

Не следует забывать о том, что достижимые цели следует ставить и перед родите­лями. Если родитель ежедневно по пятнадцать раз в день просит ребенка сделать то-то и то-то, следует предложить ограничиться пятью просьбами в день. Аналогичным образом, перед родителем, не склонным хвалить своего ребенка, надо поставить цель хвалить его в 80% случаев выполнения просьб. «Достижимые» или «разумные» уров­ни выполнения поведения — это те, которых в настоящее время можно достичь. Пос­ле того как цель достигнута, можно задать новый уровень выполнения поведения.

Техника Выбор адекватной стратегии вмешательства

После того как цель намечена и уровень выполнения поведения определен, следу­ет выбрать адекватную для достижения данной цели стратегию вмешательства. Блех-ман (Blechman, 1981, pp. 227-230), прежде чем остановить свой выбор на той или иной стратегии достижения терапевтических изменений, предлагает ответить на ряд воп­росов. Порядок вопросов менять нежелательно, начинать следует с первого вопроса. Эти вопросы с краткими комментариями перечислены ниже, а также представлены в графическом формате на рис. 7.1.

1. Можно ли привлечь к терапии ребенка с проблемным поведением? Враждебно настроенный ребенок может отказаться от участия в терапии. Аналогичным образом, нельзя привлечь к терапии ребенка, находящегося в больнице или специальном уч­реждении. В том случае, если участие ребенка обеспечить нельзя, рекомендуется ис­пользовать стратегию заключения с ребенком контракта для предотвращения влия­ния непредвиденных обстоятельств (parent contingency management).

2. Можно ли считать поведение ребенка угрожающим его жизни или не поддающим­ся контролю? В случае утвердительного ответа желательно заключить с ним контракт для предотвращения влияния непредвиденных обстоятельств.

3. Хорошо ли ребенок говорит, и говорит ли вообще (имеются ли дефекты речи, ре­чевого развития)? В случае отрицательного ответа следует предусмотреть заключе­ние контракта и тренинг умения решать проблемы.

182                     Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

4. Можно ли считать, что родитель плохо контролирует свое поведение? Родите­ли, наряду с детьми, могут заслуживать порицания. То есть они сами способны демон­стрировать столь же неуправляемое поведение, которое вызывает у них нарекания в детях. В случае утвердительного ответа на этот вопрос родителям предстоит научить­ся управлять собственным поведением, прежде чем пытаться контролировать пове­дение детей. Таким родителям рекомендуется пройти тренинг самоконтроля (parent self-control training).

5. Насколько серьезны разногласия между супругами? Родители могут совершен­но расходиться во мнениях о том, как реагировать на поведение своих детей. В случае серьезных разногласий рекомендуется тренинг супружеского сотрудничества (marital cooperation training).

6. Решены ли основные проблемы жизнеобеспечения семьи? Помимо трудностей с ребенком перед родителями могут стоять проблемы жизнеобеспечения. Такие пробле­мы, как болезнь родителей или отсутствие денег на одежду, еду, адекватный уход за ребенком, существенно затрудняют воспитание ребенка. При наличии вышеперечис­ленных обстоятельств рекомендуется провести тренинг самодостаточности для роди­телей (parent self-sufficiency training).

7. Имеются ли серьезные временные или материальные ограничения для проведе­ния психотерапии (нехватка денег, низкий уровень образования у родителей)? При неудовлетворительном материальном положении семьи неприменим тренинг семей­ных навыков, (например, умения решать проблемы). Вместо этого рекомендуется за­ключить контракт для исключения влияния непредвиденных обстоятельств.

8. Желают ли члены семьи изменить стиль своего взаимодействия? Члены семьи могут отказаться от коренного изменения стиля своих взаимодействий, ограничива­ясь лишь изменением поведения ребенка. В том случае, если желательно изменения стиля взаимодействия, рекомендуется тренинг навыков решения проблем.

9. Мешает ли проведению тренинга конфликт между супругами ? При неэффектив­ности вмешательства психотерапевту следует выяснить, нет ли между супругами кон­фликта. Если же конфликт имеется, желательно провести тренинг супружеского со­трудничества.

10. Сохраняет ли актуальность проблемное поведение ребенка? Имеет смысл за­дать этот вопрос только после того, как тренинг самоконтроля для родителей, тренинг супружеского сотрудничества или тренинг самодостаточности для родителей были успешно завершены. Если проблемное поведение ребенка все еще дает о себе знать, следует искать новую стратегию вмешательства.

Стратегии вмешательства

По ходу перечисления вопросов были упомянуты четыре основных стратегии ро­дительского тренинга. Для характеристики специфических достоинств и недостатков каждого из них ниже приводится их краткое описание.

Заключение договора для предотвращения влияния непредвиденных обстоя­тельств. Этот договор представляет собой своего рода письменный контракт между родителем (родителями) и ребенком (Stuart, 1971). Заключение контракта особенно эффективно в том случае, когда родитель рассчитывает возложить ответственность

Глава 7. Поведенческая семейная психотерапия

Рис. 7.1. Схема поведенческого семейного вмешательства

184-                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

за поведение на самого ребенка. То есть речь идет о таких случаях, когда клиент осве­домлен о негативных последствиях своего поведения и сам хочет от него избавиться. Заключение контракта свидетельствует о готовности родителя и ребенка к измене­ниям (Hackney & Nye, 1973).

Заключение контракта является своеобразной сделкой, при этом точно указыва­ется ее суть. Психотерапевт выступает в роли посредника, облегчая достижение со­глашения между сторонами о взаимном обмене видами поведения, подкреплениями и наказаниями. Такой подход доказал свою эффективность в случае конфликта меж­ду родителем и ребенком старшего подросткового возраста (Stuart, 1971). В контрак­тах обычно указывается, что ребенок может заняться любимым делом, например, по­смотреть телевизор, когда завершит менее привлекательную работу, например, выне­сет мусор.

Следующие указания (Homme, Csanyi, Gonzales, & Rechs, 1974) призваны помочь психотерапевту выполнить роль посредника при заключении контракта между роди­телем и ребенком.

1. Формулировки в контракте должны звучать в утвердительной форме. Напри­мер, родителю следует настаивать на том, чтобы ребенок «был дружен со своим бра­том», вместо того, чтобы требовать «не драться» с ним.

2. В контракте должны быть четко определены обязанности всех заинтересован­ных лиц. Каждый член семьи должен иметь свои обязанности. Родители могут прово­дить время с ребенком по очереди. Каждый из участников соглашается выполнять свои обязательства в соответствии с контрактом и ставит на нем свою подпись.

3. Следует обязательно оговорить временные рамки контракта. Необходимо ука­зать, в течение какого времени ребенку следует выполнить контракт (например, ре­бенок должен ежедневно убирать в своей спальне, выносить мусор и т. д.). Это вносит ясность и позволяет легко установить, выполнен ли контракт, а также служит сигна­лом о необходимости дать подкрепление. В контракте следует указать дату его вступ­ления в действие и окончания, то есть пересмотра.

4. В контракт можно включить информацию о возможных вариантах поощрения и наказания. Например, за выполнение каждого «сверхурочного» задания ребенку разрешается смотреть телевизор в течение 10 минут, но в сумме не дольше часа. Ана­логичным образом можно упомянуть о штрафе за невыполнение договора. Налагая штраф, следует обращать внимание на то, чтобы ребенок к этому времени уже успел набрать достаточное количество очков, поскольку штраф как наказание имеет смысл только тогда, когда перекрывает число очков, которое ребенок способен набрать за день.

5. В каждом контракте следует предусмотреть условия его пересмотра. Контракт требует обязательного пересмотра, если: а) два раза подряд результаты проверки го­ворят о его невыполнении, б) подыскиваются оправдания для уклонения от выпол­нения контракта и в) хотя бы одна из сторон выражает недовольство условиями кон­тракта. В большинстве случаев психотерапевту, родителю и ребенку бывает трудно заранее определить, что может сделать ребенок за определенный в контракте срок. Иногда ребенок выражает желание изменить вид поощрения, его количественную выраженность или и то и другое.

Глава 7. Поведенческая семейная психотерапия                                                       185

Тренинг самоконтроля для родителей. Тренинг самоконтроля особенно эффек­тивен в тех случаях, когда сами родители демонстрируют чрезмерно агрессивное по­ведение. Прежде чем пытаться контролировать поведение своих детей, таким роди­телям необходимо научиться управлять собственным поведением. Блехман (Blech-man, 1981) так определяет задачи, которые решаются в ходе тренинга самоконтроля для родителей: 1) выявление примеров агрессивного поведения родителей путем про­смотра видеозаписей их взаимодействия с ребенком, 2) идентификация антецедент­ных по отношению к агрессивному поведению событий при помощи видеозаписей, 3) рекомендация родителям прервать просмотр видеозаписи при отображении на эк­ране антецедентного события и расслабиться в течение 5 минут, 4) регистрировать все случаи агрессивного поведения в домашних условиях, 5) предложить родителям вы­ходить из комнаты или уходить из дома при появлении первых признаков антецеден­тного поведения и расслабляться в течение 5 минут.

Тренинг навыков решения проблем для супругов. Супружеский тренинг навы­ков решения проблем подходит для тех родителей, которые расходятся во мнениях по поводу методов воспитания ребенка. Такие пары ведут себя непоследовательно, затрудняются установить правила и обеспечить подкрепление за их соблюдение. Тре­нинг навыков решения проблем состоит в обучении родителей сообща контролиро­вать поведение своего ребенка. Более подробно проведение тренинга обсуждается в разделе, посвященном поведенческой супружеской терапии.

Тренинг самодостаточности для родителей. Тренинг самодостаточности осо­бенно целесообразен в тех случаях, когда родителям недостает материальных возмож­ностей и образования. Например, родители с образованием ниже семи классов и пло­хо умеющие читать зачастую нуждаются в более длительном тренинге, чем лица с более высоким уровнем формального образования. О'Делл (O'Dell, 1974) считает, что наблюдаемые различия могут быть обусловлены тем, что обучение родителей пред­полагает самостоятельное изучение рекомендованной литературы, то есть неумение читать становится серьезным препятствием к усвоению программы тренинга. Анало­гичным образом, Гольдштейн (Goldstein, 1973) обнаружил, что терапия клиентов с низким социально-экономическим статусом проходила гораздо успешнее в том слу­чае, если акцент делался не на словесных формулировках, а на специфических фор­мах поведения.

Помимо уровня образования родителей, как показали Паттерсон, Кобб и Рей (Pat­terson, Cobb & Ray, 1972), эффективность тренинга зависит как от его направленнос­ти, так и от доступности подкрепления и материальных возможностей. Даже при на­личии базисных родительских навыков ограниченность ресурсов (отсутствие усло­вий для игр и других занятий), необходимых для подкрепления желаемого поведения у детей, неизбежно приведет к трудностям. Кроме того, в неполной семье, а также при отсутствии других родственников родителю дома не приходится рассчитывать на под­держку своих усилий по воспитанию ребенка. В качестве решения проблемы Паттер­сон (Patterson et al., 1972) предлагает оказывать таким родителям дополнительную поддержку в виде индивидуального тренинга. С родителями, которые нуждаются в удовлетворении собственных потребностей (материальных, образовательных, эмо-

186                  Часть И. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

циональных), прежде чем начать учитывать потребности своих детей, рекомендуется провести тренинг самодостаточности. Задачами такого тренинга являются: 1) выяв­ление проблемных сфер в отношениях родитель — ребенок, 2) выбор проблемы для вмешательства, 3) выявление событий, контролирующих сохранение проблемы, 4) постановка целей, 5) выработка плана вмешательства, позволяющего достичь цели, 6) претворение плана в жизнь и 7) оценка результативности вмешательств.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.