Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 16 страница



Третьим способом просвещения в трансгенерационной семейной психотерапии [вляется рекомендация определенной литературы для чтения или прохождение спе-шальных курсов. Керр (Кегг, 1981) указывает ряд преимуществ такого подхода. С его очки зрения, члены семьи гораздо быстрее усваивают теорию в академической об-тановке, нежели в эмоционально насыщенной атмосфере сессионной работы. Уси-[ия психотерапевта в этом направлении варьируются от моделирования поведения .о прочтения мини-лекций. Знакомство с психологическими понятиями помогает по-[ять прошлые отношения. Следующий раздел посвящен тому, каким образом психо-ерапевт вмешивается в семейную динамику на протяжении ряда поколений.

Работа с родительской семьей

Не исключено, что наиболее плодотворной в трансгенерационной семейной пси-отерапии стала мысль о том, что люди могут возвращаться в свои родительские емьи для проработки некоторых проблем. Эта идея особенно примечательна, если честь, что психоанализ исходил из того, что не сами жизненные обстоятельства, реакции человека на них приводят к заболеванию. В таком случае «чувствовать себя учше» означает проработать эти реакции интрапсихически (в собственной душе).

Глава 5. Трансгенерационная семейная психотерапия                                               14-7

«Путешествия домой» (trips home), или встречи с участием представителей разных поколений, по мнению психоаналитиков, лишь осложнили бы ситуацию, придав ей неоправданную напряженность. Именно Мюррей Боуэн первым отважился на столь смелый шаг и описал собственную работу с родительской семьей, выступая перед аме­риканскими семейными психотерапевтами в марте 1967 г. (Anonymous, 1972). В этом разделе будет описаны новаторские техники Боуэна, а также их развитие и совершен­ствование такими авторитетными клиницистами, как Фрамо, Бошормени-Надь, Пол и Уильямсон.

Сам М. Боуэн (Bowen, 1978) описывает свою роль, когда помогает индивидам самоопределиться в родительской семье, как роль «тренера» («coach»). Как тренер помогает спортсмену, так и Боуэн помогает человеку подготовиться, проанализиро­вать ситуацию и спланировать стратегию поведения на тот или иной случай. Более того, как и тренер, Боуэн обеспечивает поддержку из-за «боковой линии», поощряя клиентов и учеников, или тренируемых, разрабатывать специфические стратегии для посещения своих родительских семей, а затем встречается с ними по возвращении. Тренерский подход Боуэна включает много стратегий, три из которых особенно при­мечательны. Во-первых, он поощряет человека строить персональные («person-to-person») отношения с каждым из членов семьи. Под этим следует понимать, что дочь, например, может взаимодействовать с отцом независимо (или все более независимо) от взаимодействия с матерью. На практике индивидуальные межличностные отноше­ния означают, что дочь может пообщаться с одним из родителей, а второй родитель при этом не будет вмешиваться в разговор. Большинству семей такое изменение труд­но принять. Как только повзрослевший ребенок пытается установить такого рода отношения с одним из родителей, второй зачастую испытывает обиду, ощущает се­бя отверженным или становится подозрительным. Ребенок также может испытывать чувство вины из-за необходимости в прошлом уравновешивать любовь к одному из родителей с лояльностью другому. Так, один из студентов не мог заставить себя пи­сать письма отдельно к отцу и к матери. Первое его письмо напоминало о существо­вавшем в семье «треугольнике отношений» и начиналось словами: «Дорогие мама и папа». Далее молодой человек сообщал им, что «по требованию преподавателя» отныне будет писать им раздельно. Ему хотелось предупредить родителей из чувства вины, возникшего в связи с необходимостью исключить из переписки одного из них. Это чувство вины зачастую питается ребяческими фантазиями о физическом вреде, например, сердечном приступе, который якобы может быть причинен родителю в слу­чае ликвидации «треугольника отношений».

Во-вторых, Боуэн предлагает начать наблюдать за собственной эмоциональной реактивностью. По его мнению, человек, умеющий следить за своими эмоциональны­ми проявлениями, способен их контролировать. М. Боуэн помогает клиентам и уче­никам исследовать собственные семьи. Сюда входит предварительный анализ того, что было известно еще до посещения родительской семьи. Боуэн учит клиентов рас­суждать на тему о семейной динамике и определять сферы семейной жизни, которые требуют особого внимания во время посещения. Когда клиент возвращается, Боуэн помогает ему выполнить сложную задачу обработки полученной информации.

Третий этап тренировочного процесса сосредоточен на усилиях, которые человек предпринимает, чтобы избежать триангуляции в эмоционально напряженных ситуа-

148                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

циях. Клиента, или подопечного, поощряют к возвращению домой в период особенно напряженных отношений в семье (когда наиболее вероятно образование «треуголь­ников отношений»). М. Боузн обучает человека, не упуская из виду эмоционально значимый аспект взаимодействия, сохранять спокойствие и выдержку. Это значит, «о клиент не принимает сторону одного или второго участника конфликта, не ис­пользует приемов психологической защиты и не контратакует. Избежать триангуля­ции можно лишь при условии овладения навыками успешного контроля своей эмо­циональной реактивности.

Боуэн использует эту трехступенчатую технику для работы и с клиентами, и с уче­никами — будущими семейными психотерапевтами. Он придает большое значение заботе с родительской семьей, рассматривая ее как непременный компонент профес-:иональной подготовки семейного психотерапевта. Существенный вклад в совершен-ггвование техники работы с родительской семьей внесли и другие сторонники транс-генерационной психотерапии.

Дж. Фрамо (Framo, 1981) объявляет о предстоящей работе с родительскими семь-1ми на сессиях групповой семейной психотерапии. Обратившуюся за помощью пару эн помещает в группу, состоящую из других супружеских пар, и сообщает, что ближе < завершению курса психотерапии практически каждый из участников в его присут-;твии должен будет встретиться со своей родительской семьей. Затем, на протяже­нии жизни группы, Фрамо постепенно подводит участников к мысли о том, что целе-юобразно исследовать свои отношения с родительской семьей. Ближе к концу курса психотерапии Фрамо просит каждого из участников организовать встречу с родите­лями. Его подход отличается от подхода Боуэна, предпочитающего «руководить из-m боковой линии». Фрамо выступает активным участником, обычно в паре с котера-певтом-женщиной. Обычно проводится две двухчасовые сессии с участием членов водительской семьи с коротким перерывом между ними с аудиозаписью происходя-цего.

Бошормени-Надь (Boszormenyi-Nagy & Spark, 1973) работает с родительской се­мьей аналогичным образом, хотя в менее структурированной манере. Принимая ре-пение о целесообразности участия родителей и прародителей, он руководствуется соображениями этики и справедливости. Постепенно и ненавязчиво он пытается по­мочь членам нуклеарной семьи проанализировать межпоколенные аспекты. В случае геуспеха представители старших поколений приглашаются для участия в одной или нескольких сессиях.

Норман Пол (Paul & Paul, 1975) привносит еще один штрих в технику работы ; родительской семьей, поощряя во время сессий переживание скорби представите-1ями нескольких поколений, что способствует росту эмпатии. Видеозаписи психоте­рапевтических сессий Пола демонстрируют, в какой мере реальная и воображаемая .трата объекта на протяжении семейной истории может послужить основой для мно-кества межличностных конфликтов. Если говорить коротко, Пол помогает члену се--1ьи вернуться назад, в прошлое, когда произошла утрата или опасение утраты (на-фимер, смерть или боязнь быть оставленным), и завершить процесс скорби в присут­ствии других членов семьи. Этот катарсическая разрядка обычно вызывает эмпатию :о стороны других членов семьи, преобразуя подавленные, фиксированные, незавер-иенные и болезненные воспоминания в скорбь, переживаемую всей семьей. В резуль-

Глава 5. Трансгенерационная семейная психотерапия                                              149

тате ускоряется процесс исцеления и появляется основа для дальнейшего улучшения отношений в семье.

Дон Уильямсон (Williamson, 1981, 1982а, 1982b) предлагает драматически насы­щенный подход к работе с родительской семьей, связанный с изменением семейной иерархии. Прежде всего, определяется этап жизненного цикла семьи, на котором пред­положительно перестали существовать границы между поколениями. Главным явля­ется то, что выбирается этап, на котором родители перестают быть «родителями», а дети «детьми», а их отношения становятся отношениями сверстников. Далее следу­ет обсуждение этого этапа развития семьи. Как часть процесса, впервые выносятся на обсуждение конфликты и тайны прошлого, в том числе темы власти, сексуальности, ценностей, установок, секретов и страхов, которые затем объявляются исчерпанными. Уильямсон приводит подробное описание своей техники (Williamson, 1982a, 1982b), которое мы даем с сокращениями.

Уильямсон начинает с тщательного подбора своих клиентов, уделяя особое вни­мание их жизненному опыту и уровню зрелости. Так же как Фрамо, он объединяет клиентов в небольшие группы, где проходит довольно продолжительный подготови­тельный период. В программу подготовки входит написание автобиографии, анализ паттернов коммуникации в семье, аудиозапись писем к родителям (которые исполь­зуются исключительно в психотерапевтических целях), беседы с родителями и раз­работка при участии психотерапевта стратегий поведения. Если, по мнению психоте­рапевта, подготовка прошла успешно и клиент готов встретиться с родителями, орга­низуется трехдневный консультационный цикл в стенах офиса с участием взрослого ребенка и его родителей. Уильямсон управляет ходом дискуссии, поощряя обсужде­ние личностно значимых тем, для того чтобы изменить властную иерархию в семье. В дискуссию включаются драматические моменты, когда взрослый ребенок заявля­ет, что больше не нуждается в опеке и отныне его отношения с каждым из родителей будут строиться иначе. Хотя техника Уильямсона сильно отличается от подхода Бо-уэна и других психотерапевтов, все же имеется общий для всех акцент на освобожде­нии себя из прошлых «треугольников отношений» и формировании диадических от­ношений. Уильямсон подчеркивает значение такого параметра, как авторитет.

Пример из практики

Выше был описан случай Джона, обратившегося за помощью с жалобами на де­прессию и мыслями о самоубийстве. Обсуждение случая проводилось с учетом лояль­ности семейным традициям и долга перед семьей. Кроме того, было показано, каким образом семейный проективный процесс проходит в ряду поколений. Динамика в семье Джона была представлена с позиций трансгенерационной психотерапии. В данном разделе мы обсудим успешное лечение Джона с применением техник, опи­санных в этой главе.

Когда Джон впервые обратился к психотерапевту, его способность рассуждать была полностью заглушена эмоциями. Ему с трудом удавалось установить связи между своими чувствами и событиями реальной жизни. Телефонный звонок кого-

150                    Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

то из родственников вызывал у Джона приступ рыданий, так что он был вынуж­ден прерывать разговор. Первым шагом в психотерапии было предложение Джо­ну объектных отношений, в рамках которых он постепенно сможет восстановить свою способность к функционированию. Джон был просто переполнен эмоциями, поэтому психотерапевт, через психологическое просвещение, объяснил ему подо­плеку некоторых его чувств и заверил в том, что со временем и в процессе обсуж­дения Джону удастся проработать свои проблемы и неурядицы. Такая структури­рованная преамбула к вмешательству вернула Джону спокойствие, и он смог мо­делировать свое поведение, исходя из утверждения психотерапевта о том, что ему удастся рационально подойти к решению своих проблем.

Вторым шагом было развернутое оценивание состояния Джона. Хотя психоте­рапевт в данном случае работал лишь с одним членом семьи, трансгенерационный подход требовал прослеживания семейной истории. История семьи Джона изуча­лась во всем ее многообразии, чему было посвящено много сессий. По мере накоп­ления информации психотерапевт начал строить предположения о том, какое вли­яние на Джона оказали конфликты в жизни предшествующих поколений, а также о том, как прошлые проблемы сказались на текущих взаимоотношениях Джона. По мере знакомства с динамикой семьи в ряду поколений психотерапевт начал про­свещать Джона, объясняя и интерпретируя важнейшие моменты. В начале психо­терапии Джон разозлился на психотерапевта, который, как ему казалось, ожидал слишком многого в столь сжатые сроки. Психотерапевт позволил Джону выразить свои чувства, а затем показал, что негодование Джона, скорее всего, было направ­лено против отца. Воспользовавшись анализом переноса, психотерапевт помог Джону сделать новые шаги в исследовании своих межличностных отношений.

Постепенно приобретая новое видение собственной жизни и жизни своей се­мьи, Джон отныне ощущал депрессию только при посещении родительского дома или получении эмоционально насыщенного письма от родных. В этот момент пси­хотерапевт принял решение перейти к третьему этапу лечения, суть которого за­ключалась в том, чтобы Джон сохранял невозмутимость и способность рациональ­но мыслить при встрече с членами родительской семьи.

Джон уже многое узнал о самом себе и своей семье в прошлом, а теперь ему предстояло освоить новые способы межличностного взаимодействия в семье. Пси­хотерапевт, следуя рекомендациям Боуэна, предложил Джону сформировать ин­дивидуальные отношения со своими родителями. Джон начал с отца. После про­должительной и всесторонней подготовки (включавшей написание писем-испове­дей, репетицию разговора с отцом и аудиозапись этого разговора) Джон наметил встречу с отцом на нейтральной территории. Впервые за 20 лет они вдвоем отпра­вились на рыбалку. Джон воспользовался этой поездкой, чтобы расспросить отца о его прошлом. К концу поездки их отношения совершенно изменились. Лишь однажды за все это время Джон ощутил, что его захлестывают эмоции. Он зак­репил свой успех, назначив аналогичные встречи с матерью, а затем с дедом и ба­бушкой. Некоторые из этих встреч оказались особенно удачными, но каждая по­служила для Джона своего рода проверкой на прочность и впоследствии стала предметом обсуждения с психотерапевтом. Иногда, в процессе выполнения этих «упражнений», Джон несколько месяцев подряд не встречался с психотерапевтом.

Глава 5. Трансгенерационная семейная психотерапия                                          151

Хотя в общей сложности было проведено 30 сессий, общая продолжительность вмешательства составила почти 3 года.

Вслед за путешествием в прошлое, в родительскую семью, Джон стал ощущать себя более независимым даже в круговерти семейных конфликтов. Он запланиро­вал встречу со своей бывшей женой, Сузан, желая обсудить свое участие в воспи­тании сына. Во время этой встречи психотерапевт помог Джону и Сузан вести ра­циональный диалог об участии каждого в воспитании сына Боба. Обоим родите­лям удалось вполне четко выразить свои чувства, мысли и надежды на будущее. Дополнительным успехом встречи стало то, что, впервые за много лет, каждый смог оценить, насколько эффективной может быть совместная работа при условии снижения эмоциональной реактивности.

Курс психотерапии был завершен через месяц, после того как Джон принял уча­стие в похоронах деда. Это было чрезвычайно напряженное время для всех членов семьи. Вопросы раздела имущества переплелись с чувствами лояльности семей­ным традициям и долга. Тем не менее Джон находился в кругу семьи и обсуждал сложившиеся проблемы, не будучи вовлеченным в многочисленные «треугольни­ки отношений». Трансгенерационная психотерапия увенчалась успехом. Джон по­лучил приглашение обращаться к психотерапевту в случае необходимости.

Эффективность трансгенерационной семейной

психотерапии

Эффективность трансгенерационной семейной психотерапии до настоящего вре­мени не получила достаточного экспериментального подтверждения. Объяснением этому может служить негативное отношение психоаналитиков к эмпирической оцен­ке результатов психотерапии. Николе (Nichols, 1984) отмечает, что редукция симп­томов, с точки зрения психоаналитика, уже является свидетельством успеха. То есть бессознательный конфликт остается недоступным для объективного наблюдения. Отсюда исследования, посвященные оценке эффективности трансгенерационной се­мейной психотерапии, базируются, в основном, на удовлетворенности пациента ре­зультатами вмешательства, а также на субъективной оценке самого психотерапевта. Эти исследования проводятся без контроля, не учитывают изменения в жизни кли­ента и недостаточную объективность психотерапевта.

Оценка работ Мюррея Боуэна тем не менее вселяет оптимизм. Хотя сам Боуэн не дает своей теории эмпирического обоснования, Вайнер (Winer, 1971) сумел оценить такой показатель, как дифференциация. Оказалось, что наблюдается рост числа диф­ференцированных «Я »-утверждений, с одновременным снижением количества утвер­ждений типа «мы» и «нас» в группе из четырех семей через три с половиной года за­нятий по системе Боуэна. Несмотря на то, что в данном исследовании не оценивалась стойкость достигнутых терапевтических изменений, была показана возможность пе­ревода основного терапевтического конструкта (дифференциации) в операциональ­ный и систематической его оценки. Важно и то, что, вслед за Вайнером, другие иссле­дователи проверили надежность его выводов и оценили связь дифференциации с те­рапевтическим исходом (Pinsoff, 1981).

152                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Франсес Бейкер (Baker, 1982) предложила подход к изучению теории и практики Джеймса Фрамо. С помощью проспективного исследования Бейкер собрала сведения о переживаниях клиентов в ходе психотерапии, исходах вмешательства, супружеском согласии и взаимоотношениях с родительской семьей. Особый интерес представляет ее попытка определить, действительно ли клиенты, помимо супружеской психотера­пии, участвовавшие в сессии с членами родительской семьи, достигли лучших резуль­татов, нежели те, кто ограничился лишь супружеской психотерапией. Исследование Бейкер не подтвердило наличие самостоятельного вклада сессии с участием членов родительской семьи; однако оказалось, что в 84% случаев психотерапия Фрамо ока­залась успешной, если судить по оценке ее исходов самими клиентами. Несмотря на такие оптимистические результаты, трудно делать окончательные выводы об эффек­тивности вмешательства без учета его специфики, поскольку в проекте исследования не заложена оценка внешней валидности.

Впоследствии Тергэй (Turgay, 1990) пришел к выводу о том, что психодинамичес­кая, ориентированная на решение проблемы семейная психотерапия особенно эффек­тивна для детей с конверсионными расстройствами (такими как судорожные припад­ки или мышечные контрактуры). К сожалению, как и в более ранних исследованиях, ввиду отсутствия контрольной группы невозможно оценить вклад отдельных ком­понентов вмешательства в исход психотерапии. Кроме того, не был сформирован стандартный набор значимых переменных, по которым судили бы о результатах вме­шательства, и не проводилось проспективное наблюдение за клиентами. В целом, ре­зультаты этого и предыдущих исследований, посвященных оценке эффективности грансгенерационной семейной психотерапии, нельзя считать достоверными по при­чине отсутствия адекватных инструментов для измерения ее эффектов.

Использование инструментария, специально разработанного для проверки концеп­ций трансгенерационной семейной психотерапии, существенно расширяет возможно-:ти оценки эффективности этого теоретического направления. Одним из перспектив­ных инструментов является Шкала оценки родительской семьи ( Family of Origin Scale, FOS), предложенная коллективом авторов (Hovestadt, Anderson, Piercy, Cochran & Fine, 1985). Шкала представляет собой анкету, включающую 40 пунктов, которую заполня­ет сам клиент, и предназначена для оценки восприятия им своей автономии и возмож-тости установить близкие отношения в родительской семье. Несмотря на свою субъек­тивность, этот своеобразный самоотчет имеет экспериментально подтвержденную залидность (Canfield, 1983; Fine & Hovestadt, 1984; Holter, 1982). Хавштадт с сотруд-шками (Hovestadt et al., 1985) расширил сферу применения шкалы FOS как клиничес-сого инструмента, но, применительно к теме обсуждения, имеет значение то, что она ложет быть использована для оценки терапевтических изменений у клиентов, в про-рамму психотерапии которых включена работа с родительской семьей.

По мнению других авторов (Gavin & Wamboldt, 1992), шкала FOS имеет сравни­тельно короткую историю применения, но может быть использована для измерения «удовлетворенности индивида своей родительской семьей» (р. 187). В одном иссле-ювании (Kline & Newman, 1994) высказывается пожелание, что шкала FOS должна жлючать другие связанные с родительской семьей концепции, такие как личный 1Вторитет (Personal Authority) по опроснику семейной системы (Family System Ques-ionnaire) и дифференциацию по шкале семейных систем (Family Systems Scale). Co-

Глава 5. Трансгенерационная семейная психотерапия                                             153

вершенствование этого инструмента позволит со временем дать обоснованную оцен­ку эффективности трансгенерационной семейной психотерапии.

Файн и Норрис (Fine & Norris, 1989) приходят к следующему заключению:

. . . Социологи и социальные психологи уделяют внимание исследованию отношений между представителями разных поколений. Хотя семейные психотерапевты могут и должны найти для себя много полезного в этих исследованиях, необходимо проводить специальные исследования с учетом потребностей семейной психотерапии. Несмотря на то, что отношения между представителями разных поколений одной семьи трудны для изучения, полученная при этом информация окажется чрезвычайно полезной для психотерапевтов и их клиентов (р. 311).

Список литературы

Anonymous. (1972). On the differentiation of self. InJ. Framo (Ed.), Family interactions, a dialogue between family researchers and family therapists. New York: Springer.

Baker, F. (1982). Framo's method of integration of family of origin with couples therapy: A follow-up study of intergenerational approach (Doctoral dissertation, Temple Uni­versity). Dissertation Abstracts International, 44, DA8311581.

Boszormenyi-Nagy, I. (1965). A theory of relationships: Experience and transaction. In I. Boszormenyi-Nagy & J. Framo (Eds.), Intensive family therapy: Theoretical and practical aspects. New York: Harper & Row.

Boszormenyi-Nagy, I., & Spark, G. (1973). Invisible loyalties: Reciprocity in intergenera­tional family therapy. New York: Harper & Row.

Bowen, M. (1966). The use of family theory in clinical practice. Comprehensive Psy­chiatry, 7, 345-374.

Bowen, M. (1978). Family therapy in clinical practice. New York: Aronson.

Bowen, M., Dysinger, R., Brodey, W., & Basmania, B. (1957, March). Study and trea­tment of five hospitalized families each with a psychotic member. Paper presented at the meeting of the American Orthopsychiatric Association, Chicago.

Canfield, B. (1983). Family of origin experiences with selected demographic factors as predictors of current family functioning. Unpublished doctoral dissertation, Fast Texas State University.

Dicks, H. (1967). Marital tensions. New York: Basic Books.

Fairbairn, W. (1954). Ли object-relations theory of the personality. New York: Basic Books.

Fine, M., & Hovestadt, A. (1984). Perceptions of marriage and rationality by levels of perceived health in the family of origin./owraa/ of Marital and Family Therapy, 10, 193-195.

Fine, M., & Norris, J. E. (1989). Intergenerational relations and family therapy research. What we can learn from other disciplines. Family Process, 28, 301-315.

Framo, J. (1965). Rationale and technique of intensive family therapy. In I. Boszor­menyi-Nagy and J. Framo (Eds.), Intensive family therapy: Theoretical and practical aspect. New York: Harper & Row.

Framo, J. (1981). The integration of marital therapy with sessions with family of origin. In A.Gurman & D. Kniskern (Eds.), Handbook of family therapy. New York: Brunner/ Mazel.

 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Freud, S. (1961). The ego and the id. InJ. Strachey (Ed. and Trans.), The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud (Vol. 19, pp. 3-66). London: Hogarth Press. (Original work published 1923).

Gavin, L., & Wamboldt, F. S. (1992). A reconsideration of the family of origin scale. Journal of Marital and Family Therapy, 18, 179-188.

Holter, J. (1982). A comparison of selected family-of-origin perceptions within the alcohol distressed marital dyad and the non-alcohol-distressed marital dyad. Unpublished doc­toral dissertation. East Texas State University.

Hovestadt, A., Anderson, W., Piercy, F., Cochran, S., & Fine, M. (1985). A family of origin scale. Journal of Marital and Family Therapy, 11(3), 287-297.

Kerr, M. (1981). Family systems theory and therapy. In A. Gurman & D. Kniskern (Eds.), Handbook of family therapy. New York: Brunner/Mazel.

Minuchin, S. (1974). Families and family therapy. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Nichols, M. (1984). Family therapy: Concepts and methods. New York: Gardner Press.

Paul, N., & Paul, B. (1975). A marital puzzle. New York: Norton.

Pinsoff, W. (1981). Family therapy process search. In A. Gurman &D. Kniskern (Eds.), Handbook of family therapy. New York: Brunner/Mazel.

Turgay, A. (1990). Treatment outcome for children and adolescents with conversion disorder. Canadian Journal ofPsychiatry, 35, 585-588.

Williamson, D. (1981). Termination of the intergenerational hierarchical boundary bet­ween the first and second generations: A new stage in the family. Journal of Marital and Family Therapy, 7(4), 441-452.

Williamson, D. (1982a). Personal authority in family experience via termination of the intergenerational hierarchical boundary: Part II. The consultation process and the therapeutic method. Journal of Marital and Family Therapy, 8(2), 23-38.

Williamson, D. (1982b). Personal authority in family experience via termination of the intergenerational hierarchical boundary: Part III. Personal authority defined, and the power of play in the change process. Journal of Marital and Family Therapy, 8(3), 309-324.

Winer, L. (1971). The qualified pronoun count as a measure of change in family psy­chotherapy. Family Process, 10, 243-247.

Глава

Семейная психотерапия, основанная на опыте

Семейная психотерапия, основанная на опыте, уходит корнями

в экзистенциально-гуманистическую философию. Подобно структурному и стратеги­ческому подходам, в ней делается акцент на настоящем, а не на прошлом. Но, в отличие от них и подобно психоанализу, имеет дело преимущественно с отдельными членами семьи, которых обучают делиться друг с другом личным опытом.

Несмотря на то, что основное внимание уделяется отдельным индивидам, семейная психотерапия, основанная на опыте, считается системной. Все же ее системная ориен­тация имеет больше общего с гештальт-психологией Фрица Перлса, чем с теорией сис­тем Берталанффи. Перле изучал работы гештальт-психологов Вертгеймера и Келера, лично работал с Гольдштейном, который использовал организмические, холистические принципы гештальт-психологии для лечения неврозов (Levant, 1984). Такие концеп­ции, как гештальт и интрапсихические/интерперсональные границы, не имеют непос­редственного отношения к системному подходу (поскольку зависят от контекста) и оказали заметное влияние на развитие семейной психотерапии, основанной на опыте.

Выдающимися представителями этого направления были Карл Витакер, Вирджи­ния Сатир и другие. Основное внимание они уделяли личностному росту, а не изме­нению дисфункциональных взаимодействий или устранению симптомов. Личност­ный рост предполагает автономию и свободу выбора. Рост происходит тогда, когда каждый член семьи способен переживать настоящее и, более того, делиться своими переживаниями с другими. Задача психотерапевта — помощь членам семьи в выра­жении своих переживаний максимально честно и открыто. Их учат не столько обсуж­дать проблемы или симптомы друг друга, сколько делиться своим личным опытом.

Теоретические конструкты и основная идея

В семейной психотерапии, основанной на опыте, не принято теоретизировать. По мнению Карла Витакера, психотерапевт работает наиболее эффективно в том случае, когда ему удается быть самим собой. Если новичок действительно нуждается в точ-

56                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

ом следовании теории, опытный и думающий психотерапевт ведет себя открыто спонтанно (Whitaker, 1976b). Более того, Вирджиния Сатир считает, что психоте-апевты склонны употреблять в речи технические термины, тем самым отдаляясь г клиента (Satir, 1972). Сторонники семейной психотерапии, основанной на опыте, редпочитают быть как можно ближе к членам семьи, чтобы помочь им справиться проблемами. Не придавая большого значения теории, семейная психотерапия, ос-ованная на опыте, делает акцент на индивидуальности, свободе выбора и личност-ом росте.

Индивидуальность

Сторонники подхода, основанного на опыте, отдают приоритет ощущениям, смыс-ам и ценностям отдельных членов семьи. Главный акцент делается на субъективном пыте индивида, а не на наблюдаемом поведении.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.