![]()
|
|||||||
Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 17 страницаИнтерес к индивидуальности частично заимствован из экзистенциальной фило-эфии Мартина Хайдеггера (Heidegger, 1963), Ж.-П. Сартра (Sartre, 1964), Пауля иллиха (Tillich, 1952) и Мартина Бубера (Buber, 1958). Хайдеггер отмечает, что че-овек начинает осознавать свою экзистенцию через понимание того, что она конечна, [оскольку индивидуальность обнаруживает себя лишь через личностный смысл (рег-mal meaning) (Sartre, 1964), отсутствие его заставляет индивида испытывать страх устоты и небытия (Tillich, 1952). Мартин Бубер также говорит об индивидуальности, но в контексте межличностных тношений. Он ратует за «я — ты» отношения («I-thou» relationship), при которых обе гороны могут быть вдвоем, сохраняя собственную индивидуальность. Витакер и Кейт Whitaker & Keith, 1981) отмечают, что способность к близким отношениям зависит от эго, удается ли при этом сохранять свою индивидуальность (отдельность): Рост близости и отдельности должен идти параллельно. Одно невозможно без другого. Индивид способен к близости ровно настолько, насколько способен к отдельности. Семейные правила определяют степень выдерживаемого семьей давления, и этот своеобразный барометр очень точен. В нормально функционирующей семье наблюдается широкий диапазон уровней близости и отдельности. Реальная зависимость невозможна без реальной автономии, аналогичным образом связаны между собой близость и отдельность. Символические отношения — те, в которых эмоциональная дистанция строго фиксирована. Изменить эту дистанцию не в силах ни один из участников То есть сами отношения определяют поведение обоих участников. Таким образом, супруги могут быть вполне автономными, но в случае стрессорного воздействия, например, появления ребенка или болезни одного из супругов, другой супруг окажется в трудном положении, поскольку должен будет по-прежнему поддерживать дистанцию. Иногда зависимой выглядит жена, в то время как муж представляется автономным и независимым. Однако если присмотреться, все совершенно наоборот: реальная власть сосредоточена в руках жены, а муж в действительности не более чем ребенок, сила которого в капризах и/или «хорошем поведении» (р. 193). Следовательно, индивидуальность, или отдельность, человека сосуществует с его бщностью с другими людьми. Экзистенциальная потребность человека заключает-я в том, чтобы ощущать свою отдельность и, одновременно, причастность к другим ленам своей семьи. Глава 6. Семейная психотерапия основанная на опыте 157 Свобода выбора Философы-экзистенциалисты подчеркивали важность свободы выбора. Сторонники подхода, основанного на опыте, придерживаются того же мнения. Поскольку все мы живем в абсурдном мире, наш выбор должен быть значимым, придавая смысл жизни. Если же выбор не обладает социальной значимостью для нас самих или других членов семьи, возникает экзистенциальная тревога. Семья придает смысл выбору, сделанному членом семьи, поддерживая этот выбор. Работы теоретиков-экзистенциалистов, таких как Карл Роджерс, посвящены разработке темы свободы выбора. Роджерс подчеркивает, что индивид, делая свой выбор, должен осознавать происходящие в нем экзистенциальные процессы. Кроме того, Роджерс указывает, что способность индивида реализовать свой потенциал ограничивается другими людьми. В том случае, когда семья мешает одному из членов реализовать свои возможности, возникают проблемы (Rogers, 1951). Обстановка в нормально функционирующих семьях располагает к свободному самовыражению. Члены семьи склонны выслушивать и сопереживать друг другу. Благодаря этому вырабатываются адекватные для данной семьи способы выражения эмоций. Сатир (Satir, 1967) считает, что свобода в самовыражении позволяет ощущать себя значимыми и любимыми. Более того, дает возможность позаботиться друг о друге. По мнению Витакера (Whitaker & Keith, 1981), «свобода выбора есть право индивида оставаться самим собой». Каждому члену семьи разъясняют необходимость выполнения собственной уникальной роли. Вот как описывает Витакер (Whitaker & Keith, 1981) свободу выполнять свою роль: Главной отличительной особенностью всех здоровых семей является наличие структуры «как будто» («as if»). Игра присуща любой метакоммуникации. Так, 6-летний сын спрашивает отца: «Можно я за обедом буду раскладывать еду на тарелки?», на что отец отвечает: «Конечно, ты будешь сидеть на этом стуле и раскладывать еду, а я займу твое место и стану хныкать». Отец, вероятно, получает гораздо больше, представляя себя маленьким мальчиком, чем сын, играя роль мужа своей матери, отца семейства и взрослого мужчины. Считается, что метакоммуникация основана на обращении к личному опыту, а участие в ней позволяет приобрести новый опыт, не утрачивая возможности вернуться к привычной и безопасной ролевой структуре и не рискуя попасть в ловушку семейного театра «как будто». Эта ловушка — обстоятельства, заставляющие сына угонять автомобили, а дочь — вступать в интимную связь с отцом, в то время как мать играет роли леди. Творческий потенциал семьи в последнем случае настолько высок, что ее подгруппы или отдельные члены чувствуют себя вправе поступать неразумно и даже абсурдно (р. 190). Семейная психотерапия, основанная на опыте, призвана помогать членам семьи в поиске ролей, способствующих самореализации, личностному росту и формированию индивидуальности. Личностный рост Внимание сторонников подхода, основанного на опыте, привлекает личностный рост, а не устранение симптоматического поведения. С их точки зрения личностный рост — процесс постоянный. Смена обстоятельств требует, чтобы члены семьи пере- 158 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии ;матривали свои прежние убеждения и были открыты для нового опыта. Часто по мере личностного роста своих клиентов изменяется и сам психотерапевт. Следова-гельно, переживания в процессе проведения психотерапии сопряжены с личностным эостом всех ее участников. Рост в нормально функционирующих семьях не прекращается даже под действи-зм стресса (Whitaker & Keith, 1981), проблемы помогают членам семьи приобрести товый опыт. В случае возникновения проблемы члены семьи осваивают новые для ;ебя роли, получая возможность приобрести новый опыт. Напротив, в дисфункцио-^aльныx семьях ролевое поведение членов семьи взаимосвязано и жестко регламен-гировано, в них нет места изменениям, а появление проблем приводит к манифеста-щи симптомов. Открытая коммуникация в здоровых семьях способствует личностному росту. Пра-зила коммуникации всем понятны и могут легко изменяться в зависимости от ситуа-дии. По мере достижения определенной стадии зрелости члены семьи получают возможность в зависимости от собственного желания оставаться в семейной системе или токидать ее пределы (Satir, 1972). «В открытых системах индивид может говорить о ;воих чувствах и мыслях, а также обсуждать свои потребности, связанные с личност-•шм ростом, не рискуя быть отвергнутым» (Satir, 1967). Семейная психотерапия, осно-занная на опыте, поощряет открытое самовыражение и обсуждение потребностей, свя-тнных с личностным ростом и здоровым семейным функционированием. Практика семейной психотерапии, основанной на опыте Оценка Отличительными особенностями дисфункциональных семей являются ригидные ;заимодействия и блеклость эмоций. Такая атмосфера часто приводит к появлению ■имптомов у одного или нескольких членов семьи. Специфический симптом часто :вязан с привычными для семьи ролями и «треугольниками отношений». Витакер Whitaker & Keith, 1981) подобрал образные названия некоторым из таких ролей: <синдром отца-одиночки» («lonely father syndrome»), «синдром уставшей от борьбы латери» («battle-fatigued mother syndrome») и «синдром ребенка, измученного родительским вниманием» («parentified child syndrome»). Каждая из этих жестко закре-ыенных ролей (симптомов) служит для поддержания равновесия в семье. В дисфункциональных семьях коммуникация осуществляется вяло, а для ролевых )жиданий характерна неопределенность (Satir, 1972). Правила взаимодействия жес-'ко определены и не меняются в соответствии со спецификой сложившейся ситуации. 1ри возникновении проблемы члены семьи продолжают придерживаться привычных 1равил и стереотипов поведения. Сатир (Satir, 1967) так описывает замкнутую систему (closed system): Дисфункциональная семья является «замкнутой системой»: замкнутые системы характеризуются тем, что каждый участник взаимодействия должен внимательно следить за своими словами. Основным правилом взаимодействия, по-видимому, является сход- Глава 6. Семейная психотерапия основанная на опыте ство, подлинное или мнимое, чувств, мнений, желаний у всех членов семьи. В замкнутой системе невозможно честное самораскрытие. Если же кто-то на это отваживается, другие считают его девиантом, «больным» или «сумасшедшим». Различия между членами семьи таят в себе угрозу семейному благополучию, то есть ситуация складывается таким образом, что один или несколько членов семьи в буквальном смысле «будут обижаться на себя», если останутся в системе. Такая группа накладывает жесткие ограничения на личностный рост и психическое здоровье своих членов. По моим наблюдениям, эмоциональные или поведенческие нарушения являются свидетельством принадлежности индивида к замкнутой семейной системе (р. 185). В семьях такого типа межличностные различия или конфликты между членами семьи часто воспринимаются как нечто огда, когда обстоятельства требуют корректировки и гибкости взаимодействия, трансакции становятся особенно ригидными, приводя к появлению симптоматического поведения. Дисфункциональные семьи с жестким распределением ролей часто оказываются в тупике в момент перехода одного этапа жизненного цикла в другой. Рождение ребенка, уход старшего ребенка из семьи или смерть одного из членов семьи, как правило, требуют поиска новых видов взаимодействия, которые ускользают от осознания либо отвергаются семьей. Именно тогда, когда обстоятельства требуют коректиров-ки и гибкости взаимодействия, трансакции становятся особенно ригидными, приводя к появлению симптоматического поведения. Оценивая выраженность семейной дисфункции, психотерапевт — представитель направления, основанного на опыте, как и другие сторонники системного подхода, изучает родительскую семью, выясняет особенности данного этапа жизненного цикла нуклеарной семьи, а также определяет эмоциональный возраст каждого ребенка. Вместе с тем сторонники подхода, основанного на опыте, уделяют особое внимание переживаниям членов семьи во время интервью. Кроме того, психотерапевты пристально следят за собственными реакциями на поведение членов семьи. Витакер и Кейт (Whitaker & Keith, 1981) пишут: Мы всегда обращаем внимание на собственную реакцию при проведении оценки семейного взаимодействия. Нас особенно интересуют следующие вопросы: каков наш собственный уровень тревоги? Осознаем ли мы происходящее в нас самих во время беседы с членами семьи? Испытываем ли какие-либо физические ощущения, мышечное напряжение, начинающуюся эрекцию, отчуждение чувств? Мы наблюдаем за интонацией голоса, изменениями позы, манерой поведения, выражением лица, отмечаем употребление слов с метафорическим значением (р. 198). Подобно Витакеру, Сатир использует себя как инструмент для выявления особенностей семейного функционирования. При оценке семейной коммуникации оба прибегают к метафорам, гиперболам и фантастическим предположениям. Цели Главной целью семейной психотерапии, основанной на опыте, является личностный рост, а не редукция симптомов. Психотерапевты считают, что индивидуальный рост ослабит потребность в симптоме. Именно поэтому членам семьи рекомендуют проявлять собственную уникальность, делая творческий выбор. Кроме того, их учат 160 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии видеть глубинный смысл общения друг с другом. Вирджиния Сатир (Satir, 1972) так описывает цели семейной психотерапии: Мы пытаемся произвести в семейной системе изменения трех видов. Во-первых, каждый член семьи должен уметь полно, конгруэнтно и внятно комментировать все, что видит и слышит, ощущает и думает о себе и других в их присутствии. Во-вторых, с каждым надо обращаться, учитывая его уникальность, а решения следует принимать не с позиции силы, а после совместного обсуждения и в результате переговоров. В-третьих, межличностные различия должны быть легализованы и использованы для индивидуального роста (р. 120). Помимо вышесказанного, Витакер (Whitaker & Keith, 1981) считает одной из основных задач психотерапии развитие творческих способностей. Члены семьи, умеющие играть и творить, лучше осознают свои эмоции, в том числе подавленные. Свобода творить или безумствовать позволяет членам семьи поддерживать взаимную близость, одновременно оставаясь обособленными. Эти условия считаются необходимыми для правильного функционирования и интеграции семьи. В семейной психотерапии, основанной на опыте, право выбирать цели вмешательства принадлежит как психотерапевту, так и членам семьи. Витакер (Whitaker & Keith, 1981) отмечает, что одной из очевидных целей психотерапевта является привлечение семьи к лечению. Что касается самих членов семьи, то они чаще всего обращаются к психотерапевту с намерением устранить симптом. Психотерапевт сосредоточивает свои усилия на том, чтобы развить способность членов семьи принимать конструктивные решения. Для расширения смысла такие цели часто формулируются метафорически. Метафора имеет вербальный и невербальный компонент. Далее будет коротко описана техника «семейной скульптуры» Сатир, которая используется для отображения ожиданий членов семьи. Витакер (Whitaker & Keith, 1981) отмечает, что метафорически сформулированным целям недостает определенности, поэтому члены семьи получают доступ к новым высотам личностного осознания и роста. В семейной психотерапии, основанной на опыте, цели не столь очевидны, как в других видах семейной психотерапии. Техника Приверженцы семейной психотерапии, основанной на опыте, не располагают обширным набором техник. Они не проявляют интереса к технике и не пытаются объяснить другим, что и как делают. Большинство сторонников этого направления пользуются приемами, непосредственно вытекающими из их личных особенностей. Личная встреча психотерапевта с семьей позволяет ему стать авторитетным ее членом. Став полноправным членом семьи, психотерапевт переживает те же радости и горести, вместе со всеми ощущает беспомощность (Whitaker, 1976a). Сторонники подхода, основанного на опыте, утверждают, что техника вмешательства уникальна в каждом конкретном случае и возникает из особенностей данных семейных отношений. Подобно Витакеру, Сатир (Satir, Stachowiak, & Taschman, 1975) считает, что невозможно обучить кого-либо специфическим техникам семейной психотерапии. Вместо этого она предпочитает учить психотерапевтов осознаванию собственных реак- Глава 6. Семейная психотерапия основанная на опыте 161 ций, для последующего использования их в целях достижения терапевтических изменений в семьи. По мнению Сатир (Satir, Stachowiak, & Taschman, 1975), психотерапевты, безусловно, нуждаются в освоении определенных техник вмешательства, таких как проведение интервью, конфронтация и поддержка. Все же гораздо важнее самому достичь самоактуализации, быть конгруэнтным и искренним в процессе психотерапии. И Витакер (Whitaker, 1976а), и Сатир (Satir, Stachowiak, & Taschman, 1975) полагают, что психотерапевт призван быть наставником членов семьи, подавать им пример правильной коммуникации. Если психотерапевт ведет себя открыто и спонтанно, члены семьи постепенно учатся вести себя аналогичным образом. Сатир считает, что психотерапевт должен служить «образцом конгруэнтной коммуникации». Психотерапевт помогает членам семьи прояснить и изменить свои взгляды на жизнь, чтобы открыто общаться друг с другом. В его задачи входит обучение членов семьи замечать несоответствие между «намерением» и «воздействием» своих сообщений (Satir, 1967). Психотерапевт служит своего рода стандартом, в соответствии с которым члены семьи могут оценить себя и эффективность своей коммуникации. Помимо обучения психотерапевт способствует ускорению терапевтического процесса. Несмотря на то, что сторонники подхода, основанного на опыте, отрицают использование специфических терапевтических техник, особым образом заданные вопросы, эмпатические реакции, кларификация и директивы стимулируют эффективную коммуникацию в семье. Члены семьи учатся решать собственные проблемы без явного руководства извне. Психотерапевт искренне верит в то, что семья в рамках терапевтических отношений отыщет конструктивное решение своих проблем. Следовательно, эффективность подхода, основанного на опыте, зависит не столько от терапевтической техники, сколько от самого психотерапевта. Личные качества психотерапевта имеют решающее значение для успеха лечения. Психотерапевту следует самому быть искренним и открытым, прежде чем ожидать от членов семьи аналогичных проявлений в отношении друг друга (Keith & Whitaker, 1983). Хотя сторонники подхода, основанного на опыте, отрицают использование специфических терапевтических техник, все же, благодаря наблюдениям за ведущими клиницистами, представляется возможным описать их работу. Хотя сторонники подхода, основанного на опыте, не склонны действовать систематически, все же тщательное изучение их работы показывает наличие у них терапевтических стратегий. Эти стратегии включают ряд неструктурированных техник, фантазий, аффективной конфронтации и абсурдизации (Whitaker & Keith, 1981), а также структурированных техник, таких как скульптура и хореография семьи (Satir, 1972). В оставшейся части этого раздела будут описаны терапевтические стратегии (техники) Карла Витакера и Вирджинии Сатир, внесших особенно большой вклад в развитие семейной психотерапии, основанной на опыте. Техники Карла Витакера Привлечение котерапевта. Психотерапия для Карла Витакера неотделима от личной эмоциональной вовлеченности в терапевтический процесс, что достаточно трудоемко. Поэтому Витакер привлекает котерапевта, который берет на себя часть ра- 162 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии 1оты. Личная заинтересованность психотерапевта часто приводит к появлению у него 1еакций противопереноса. Эти реакции происходят неосознанно. Котерапевт спосо->ен это заметить и помочь терапевту выбраться из эмоциональных ловушек противо-[ереноса. Работа в команде дает возможность каждому терапевту избирательно взаи-юдействовать с тем или иным членом семьи или ее подсистемой. По мнению Витакера (Whitaker & Keith, 1981), психотерапия проводится в три тапа. На начальном этапе терапевты склонны придерживаться определенной схемы :мешательства. Они защищают выбранную структуру терапии и собственную ини-[иативу в процессе ее проведения. Настаивая на определенной структуре вмешатель-тва, психотерапевты дают членам семьи понять, кто здесь главный. Несмотря на то, [то одной из главных задач является передача самим членам семьи ответственности а принятие решений, психотерапевты пытаются перехватить инициативу и настаи-;ают на участии в первой сессии всех членов семьи. Кроме того, если требуется при-утствие на сессии дедушек и бабушек, а они отказываются прийти, команда может [ринять решение прекратить психотерапию. Во время первого интервью Витакер (Whitaker & Keith, 1981) объявляет семье, что >удет разговаривать индивидуально с каждым, чтобы узнать мнение всех. Сначала Зитакер обращается к тому члену семьи, который меньше всего информирован о про-шеме, а уже в конце переходит к разговору с наиболее осведомленным о семейной [роблеме членом семьи. Такой способ проведения интервью помогает команде пси-:отерапевтов получить важные сведения и одновременно перестроить семейное вза-шодействие (Napier & Whitaker, 1978). На промежуточном этапе психотерапевт еще больше сближается с семьей. Члены емьи начинают прорабатывать волнующие их вопросы. В некоторых случаях дискус-•ия заходит в тупик, что связано с нежеланием или невозможностью для членов ре-иать важные для них вопросы. Тогда делается попытка привлечь к психотерапии де-гушек и бабушек, а также других членов семьи. Дополнительные участники выступа-от скорее как ассистенты психотерапевтов, а не клиенты. Сами психотерапевты ведут ■ебя пассивно, чтобы заставить родителей взять на себя ответственность за выход из упика (Whitaker, 1976b). На заключительном этапе члены семьи становятся более самостоятельными, и пси-ютерапевт начинает постепенно отдаляться от семьи. Члены семьи зависят от психо-■ерапевта все меньше и меньше, больше общаясь друг с другом. Они начинают жаловаться на то, что психотерапевтические сессии нарушают их распорядок дня (Whi-taker 5г Keith, 1981). Часто это указывает на необходимость завершения психотерапии. На всех этапах используются неструктурированные техники, которые создаются шихотерапевтом исходя из собственных творческих способностей. Прервать семей-1ую динамику помогает спонтанное фантазирование, абсурдизация, а также парадок-альная интенция. Витакер и Кейт (Whitaker & Keith, 1981) выделили несколько техник, которые •пособствуют прерыванию семейной динамики. К ним относятся новое определение симптома, предложение фантастических альтернатив и аффективная конфронтация. Новое определение симптома (redefining the symptom). Члены семьи, как прави-ю, склонны рассматривать патологию как проблему одного человека. Такой подход Глава 6. Семейная психотерапия основанная на опыте 163 к проблеме существенно ограничивает свободу выбора и личностный рост членов семьи. Команда психотерапевтов, стремясь изменить положение дел, распространяет патологию на других членов семьи. Витакер и Кейт (Whitaker & Keith, 1981) описывают это так: Мы генерализуем патологию на всю семью, обстановка в семье намеренно подается членам семьи как абсурдная. Наши усилия направлены на то, чтобы депатологизиро-вать человеческие переживания. Так, одна женщина жаловалась, что муж хочет от нес избавиться. «Понимаете, он никогда не любил меня, — заявила она, — однажды он обещал меня зарезать. А в другой раз угрожал ружьем». Психотерапевт спросил: «Почему вы думаете, что он вас не любит? Есть ли другая причина для того, чтобы он хотел вас убить?» Психоз одного из членов семьи может трактоваться как попытка выступить в роли Спасителя: «Я спасу тебя и отца, пусть даже ценой собственной жизни». Отчаяние, которое испытывает один из членов семьи, можно назвать благоприятным признаком, свидетельством того, что семья проявляет достаточно заботы о нем. Для того чтобы конфронтация не была слишком болезненной, эта техническая игра проводится сдержанно, на полутонах (р. 211). Многие психотерапевты будут испытывать затруднения при попытке дать новое определение симптомам, подавая ситуацию как совершенно абсурдную. Однако сторонники подхода, основанного на опыте, допускают абсурдную трактовку симптомов как полезный прием, помогающий изменить отношение семьи к симптому. Способность психотерапевта говорить и вести себя необычно проявляется с особенной яркостью в технике фантастических альтернатив. Предложение фантастических альтернатив (suggesting fantasy alternatives). Команда психотерапевтов может использовать фантазию, как минимум, двумя способами. Во-первых, травмирующие события реальной жизни могут обсуждаться как вполне обычные. Можно, например, задать целый ряд вопросов типа «а что если» на тему, которую члены семьи предпочитают не обсуждать. Витакер и Кейт (Whitaker & Keith, 1981) приводят следующие примеры: Женщине, которая пыталась покончить с собой, предложили пофантазировать. «Решив убить своего мужа, какой способ вы предпочтете?». Или: «Представьте, что, решив покончить с собой, вы собираетесь убить меня. Какой способ вы предпочтете? Воспользуетесь ли ножом, пистолетом или цианистым калием?». В беседе с семьей больного шизофренией психотерапевт расценил разговор дочери с отцом как сексуально окрашенный. Все члены семьи возмутились, услышав такое предположение. В конце сессии, однако, отец нежно обнял дочь и привлек се к себе (р. 212). И далее: Пациентке, которая пыталась покончить с собой, можно предложить обсудить со всеми присутствующими такие вопросы: на ком женится ее муж в случае успеха ее очередной попытки, как скоро он женится, долго ли будет горевать, как долго будут горевать дети, кому достанется страховка, как отнесется к ее смерти свекровь, что сделают с ее личными вещами и т. д. (р. 212). Действуя так, словно обсуждать фантастические альтернативы для членов семьи не составляет особого труда, психотерапевт позволяет им обогатить свою эмоциональ- Часть П. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии ую жизнь, не прибегая к реальному насилию или отыгрыванию. Рассмотрение фан-«пических альтернатив предоставляет членам семьи возможность обсудить пугаю-iHe их темы. Помимо снижения стрессогенного воздействия реальных жизненных путем об-/ждения фантастических альтернатив психотерапевт может прибегнуть к абсурди-щии. Витакср и Кейт (Whitaker & Keith, 1981) так это описывают: Коль скоро установились отношения с семьей, а команда психотерапевтов работает слаженно, технически несложно осуществлять любого рода вмешательства, которые при индивидуальной психотерапии будут сочтены неоправданными, однако при работе с семьей вполне приемлемы и безопасны, поскольку семья сама использует то, что ей нужно, и без труда избавится от лишнего и бесполезного. Так, мужу, жена которого жалуется на головные боли, можно без обиняков предложить шлепнуть ее по мягкому месту, чтобы боль прошла. А женщине, которая «лезет на стенку» от нытья детей и привередливости мужа в еде, можно невзначай предложить, в присутствии всей семьи, пожить недельку у матери, чтобы члены семьи готовили себе еду сами (р. 212). Сторонники подхода, основанного на опыте, пользуются собственными творчес-ими находками, весьма субъективными по своей природе, предлагая абсурдные аль-грнативы, чтобы смутить членов семьи. Вынужденные преодолевать свою озадачен-ость и смущение, члены семьи перестают вести себя привычным образом. Аффективная конфронтация. Психотерапевт вступает в конфронтацию с чле-ами семьи, выражая свои субъективные переживания от общения с ними. Испыты-ая скуку, психотерапевт может зевнуть и предложить вести себя поактивнее. Ино-ха считается целесообразным даже выплеснуть свой гнев на того или другого члена змьи. Такие кратковременные выражения чувств часто обладают сильным действи-и. Витакер и Кейт (Whitaker & Keith, 1981) так описывают конфронтационную тех-ику: Это применяется исключительно в отношении родителей, которые стремятся защитить детей. Технический прием сродни изменению тона родителей, когда ребенок, играя во время сессии, не ограничивается игрой с кубиком, а запускает его в окно. Один 8-летний мальчик в шутку боролся с психотерапевтом во время интервью с семьей. Родители сочли это нарушением правил приличия и неоднократно пытались вмешаться, как если бы борьбу затеял мальчик, хотя инициатором, без сомнения, был психотерапевт. После того как родители в течение нескольких минут отчитывали сына, психотерапевт разозлился и велел им замолчать. Он сказал, что играет с ребенком и не желает, чтобы их прерывали (р. 212). Авторы продолжают: Маленькие дети иногда любят подшутить над нами или подраться. Мы с удовольствием принимаем вызов и всегда побеждаем. Желая поддержать и лучше понять подростка, мы, тем не менее, устанавливаем при общении с ними определенные границы. ,г, Несмотря на обычную для себя открытость и терпимость, мы склонны морализировать, ■ | когда устраиваем разнос третирующему нас подростку (р. 213). Открытость для субъективных переживаний является отличительной особеннос-ью сторонников подхода, основанного на опыте. В других формах психотерапии при- Глава 6. Семейная психотерапия основанная на опыте 165 нято намеренно сталкивать между собой членов семьи, но ни одна из них не строится на эмоциональных реакциях психотерапевта. Карл Витакер и его ученики внесли большой вклад в развитие техники семейной психотерапии, основанной на опыте. Абсурдность и спонтанность являются ключевыми характеристиками таких предложенных ими техник, как переопределение симптома, предложение фантастических альтернатив и аффективная конфронтация. Все эти техники действенны лишь при условии высокой личной заинтересованности психотерапевтов в исходе терапии. Вирджиния Сатир также уделяет большое внимание активному и заинтересованному участию в семейных проблемах своих клиентов, хотя ее терапевтический стиль совершенно иной. Техники Вирджинии Сатир Психотерапия Вирджинии Сатир предполагает активное личное участие для создания атмосферы поддержки и доверия. Высокий уровень эмпатии во время психотерапевтических сессий дает каждому члену семьи возможность полностью реализовать свой потенциал. Психотерапевт, показывая пример личностного роста, служит источником ресурсов для развития конгруэнтной коммуникации в семье. Сатир уделяет внимание различным паттернам взаимодействий членов семьи с целью улучшить их коммуникацию. Ее техники имеют много общего с психодрамой (Moreno, 1952) и гештальт-терапией (Perls, 1969). Кроме того, в них использованы ее собственные наработки, позволяющие изменить правила и функции семейного взаимодействия. Важнейшими предложенными Сатир приемами являются, во-первых, использование собственного поведения в качестве модели, и, во-вторых, «скульптура семьи» (family sculpting).
|
|||||||
|