![]()
|
|||
Политико-правовые идеи в Древней Руси (митр. Иларион, митр. Владимир Мономах, Даниил Заточник).21. Политико-правовые идеи в Древней Руси (митр. Иларион, митр. Владимир Мономах, Даниил Заточник). Киевская Русь – одна из последних территорий Европы, которая принимает христианство, чем обозначает дальнейший путь мировой государственности. Киевская Русь возникает как государство имперского типа, которая находится на пути «из варягов в греки». Сначала она рассматривалась как колония для других государств, потом уже формируется как сильная и независимая держава. Вход Руси в число цивилизованных народов связан с принятием христианства, что определяет дальнейшую судьбу этого государства, и его наследников/потомков. Особенности: 1. Апелляция к христианству. 2. Дидактичность (Ожегов - назидательность, нравоучительность, поучительность, педагогичность, докторальность, наставительность), акцент на частных, особенных качествах человека. 3. Стремление вписаться в мировую историю. Русские политико-правовые взгляды всегда точные, направленные на достижение определённых целей, но аппелируюющие к высшей истине. Целью Руси после принятия христианства является достижение статуса равных с другими странами, что реализуется через брак Владимира с благороднорождённой принцессой, и строительство Софийских соборов, что потом отразилось в белокаменной (?) стройкой Владимира и строительстве новой Руси. Политико-правовые взгляды Руси до определённого момента являются историософичными. Претензия на вход Руси в состав цивилизованных государств закрепляются через слово о законе и благодати митрополита Иллариона. Одна из наиболее сложных проблем – проблема единства или неединства Киевской Руси; единая держава или союз? (Полоцк?) Государственность на этих территориях формируется путём приглашения зарубежных князей, которые фактически стоят над локальными интересами и вынуждены вести справедливую политику. Включение Руси в православную цивилизацию создаёт для Византии определённого союзника и включает Русь в систему Кирилло-Мефодиевской церковной традиции, которая хоть и идёт от греков, но таковой не является. Между Русью и Польшей довольно рано возникают политико-правовые конфликты. Целью Руси всегда будет попытка создания независимой государственности и самостоятельной церковной иерархии. Киевская Русь с одной стороны могла стать совокупностью разных государств, потому что славяне смешивались с разными местными племенами. Фактором, который интегрировал Русь в единый простор, являлась православная церковь, которая не зависела от местной власти. Русская церковь в отношении государства ставится следующим образом (две традиции): 1. Софийская традиция – от имени храма Софии, характеризуется попыткой создания симфонии власти и церкви, характеризуется сбалансированностью и поддержкой государственной власти. Государство – основа, а церковь помогает заботиться о душах. 2. Печорская традиция – это традиция, которая начинается с Киевско-Печорского монастыря (лавры) и связана с именем Феодосия Печорского. Церковь стоит по-над властью, государство должно защищать церковь, вести миссионерскую деятельность и не допускать иноверцев жить в определённом государстве. Русь довольно поздно входит в семью христианских народов, где её никто не ждёт. И поэтому одной из тенденций русских доктрин/взглядов является с одной стороны подчёркивание своей уникальности, самобытности, а с другой– это стремление жить по европейскому примеру, стремление вписаться в мировую историю. Митрополит Илларион аргументирует статус Руси как мировой державы указанием на её христианство, и на то, что славяне ведут свой род от Иофета – второго сына Ноя.
|
|||
|