Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Политико-правовое учение Н.Макиавелли.



25. Политико-правовое учение Н.Макиавелли.

 

Знаковая фигура в политико-правовой мысли; государственный деятель, патриот Италии, выступает за её объединение, автор нескольких произведений, по версии некоторых, родоначальник итальянской прозы. “Государь”, “История Флоренции“, “Три декады Тита Ливия”…

С одной стороны он выступает против одноличностной власти, поскольку считает её деспотичной, но с другой стороны он выступает за жёсткую власть единого князя, который должен сформировать государство и объединить Италию.

Макиавелли один из первых в европейской науке начинает говорить про классовую борьбу, которая возникает между бедными и богатыми. Фактически – разные группы населения с разными целями. А государь – личность, которая должна использовать как сильные, так и слабые стороны каждого из классов.

Макиавелли апеллирует к римским качествам, и считает, что Рим – наиболее точная форма государства, причём он довольно интересно ставится до религии. С одной стороны религия – основа любого государства, с другой – очень критическое отношение к Папе и христианской церкви. Папа был настолько слаб, чтобы не выгнать завоевателей, но настолько силён, чтобы не дать захватчикам Италию объединить.

Он рассматривает государства французского и турецкого типа.

Макиавелли даёт советы по поводу управления государством: с одной стороны быть справедливым и подчиняться законы, а с другой – при крайней необходимости пренебрегать. Радости медленно и долго, злости – сразу и быстро.

Необходимость частных, наёмных и союзных войск.

Государь может делать всё, кроме как захватывать чужую собственность и позорить жён.

Одним из первых политико-правовых теоретиков новой эпохи был итальянский государственный деятель Никколо Макиавелли (1469-1527), итальянский политический мыслитель, историк и писатель, автор трудов: «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия», «Государь», «О военном искусстве», «История Флоренции». Н. Макиавелли выступал за сплочение раздробленных итальянских земель в единое государство. Учение Н. Макиавелли свободно от теологии, многое воспринято из античных источников.

Природа человека, по Н. Макиавелли, – единая и неизменная, у всех народов существуют единые стремления и страсти, которые политику следует изучить и использовать в своих интересах. Мудрый политик должен учитывать свойства человеческой природы, игнорируя при этом принципы морали.

Н. Макиавелли отделяет политику от морали. Он подчеркивает, что все поступки основателей государств, завоевателей и узурпаторов нужно рассматривать с точки зрения достигнутых результатов. Лозунг политики: цель оправдывает средства. Н. Макиавелли пытается обосновать несовместимость политических и моральных норм. С врагами Н. Макиавелли призывал бороться законами или силой. Законодательствокрайне важно, т.к при законности гарантирована общественная безопасность. Право – орудие власти, выражение силы.

Образец государстваантичная республика, где все было приспособлено к человеку. Цель нормального государства:обеспечение благ свободы. Заботясь о своем собственном благополучии, люди обеспечивают общественное и государственное процветание.

Государство(независимо от конкретной формы) рассматривается Н. Макиавелли как отношения между правительством и подданными, которые могут опираться либо на любовь, либо на страх подданных. При этом любовь не должна перерастать в презрение, а страх – в ненависть.

Основные формы государства(по Н. Макиавелли) – это монархия (княжество) и республика. В республикеуправлять одновременно должны представители народа и знати, глава государства должен быть выборным. Так удачно сочетаются интересы демократии, аристократии, монархии. Республика лучше приспосабливается к обстоятельствам времени. В республике не нужно бояться злоупотреблений должностных лиц, т.к. они переизбираются; там лучше осуществляется принцип формально-правового равенства граждан, поскольку феодальные сословные привилегии должны быть отменены.

Война– единственная и исключительная обязанность монарха. Н. Макиавелли одним из первых выступает против наемных войск, подчеркивая необходимость и неизбежность создания национального ополчения.

Религия– важное средство политики, так как она помогает воздействовать на умы и нравы людей. Государство должно использовать религиюкак подходящий инструмент для руководства людьми. При этом Н. Макиавелли был светским мыслителем, он рационалистически освобождал политико-правовую мысль от влияния религии.

Правлению одного человека посвящена книга Н. Макиавелли «Государь».

Государь должен уподобиться льву и лисе. Н. Макиавелли считает, что государственный деятель не должен быть верен своему слову, договоренностям, обещаниям. Идеал государственного деятеля для Н. Макиавелли – его современник герцог Чезаре Борджиа (Борджа).

Для укрепления и расширения государстваправитель должен решаться на великие и виртуозные злодейства. Единственный критерий оценки деятельности правителя – укрепление государства и расширение его границ. Цель оправдывает средства, даже аморальные, в этом был убежден Н. Макиавелли. При этом все вероломства и жестокости должны совершаться так, чтобы не подрывать авторитет верховной власти. Недовольных людей надо либо истреблять, либо ласкать, при этом жестокость лучше, чем милосердие, подчеркивает Н. Макиавелли. Для государя лучше скупость, чем щедрость. Людям лучше внушать страх, чем любовь. При этом все обиды и жестокости нужно учиться учинять разом, а благодеяния – растягивать, чтобы лучше запоминалось. Дела, не угодные подданным, следует поручать другим (т.е. подчиненным, чиновникам). Нужно внимательно следить за обстановкой, складывающейся конъюнктурой. Правитель должен притворяться перед народом носителем нравственных и религиозных добродетелей. Лисью натуру правителя следует лицемерно скрывать. Самое главное для государя – создать себе славу великого человека, сконструировать себе культ личности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.