|
|||
Политико-правовые идеи Ибн Халдуна.20. Политико-правовые идеи Ибн Халдуна. Наиболее выдающимся арабским учёным является Ибн-Хальдун (не переведён на русский, кстати). Он рассматривает государство через призму её эволюции. Он выделяет определённую закономерность: любое государство проходит четыре поколения от взлёта до упадка. Арабский мыслитель, автор «Большой истории». Он выделяет три формы правления: 1) Естественная монархия (власть одного). Монарх управляет в соответствии со своей прихотью, эгоизмом. 2) Политическая монархия – управление в соответствии с разумом. Данная форма правления несет пользу для блага подданных, но ее недостаток состоит в отсутствии религиозных ценностей. 3) Халифат. Это наилучшая форма правления, так как соединяет религиозные и земные ценности. Ибн Халдун ищет причину, естественный закон становления, развития и падения государств. Жизнь государств он рассматривает в контексте динамики. В самом начале люди пребывали в состоянии первоначальной дикости, ведь человек – это часть животного мира. Затем люди начинают осуществлять деятельность, преобразующую окружающую среду, и становятся людьми, объединенными в сообщество. Это сообщество проходит два этапа: примитивность и цивилизация. В период примитивности («сельская жизнь») люди добывают лишь самое необходимое, занимаются животноводством и земледелием. В период цивилизации человек добывает и то, что лишено необходимости, занимается ремеслом и торговлей. Переход от примитивности к цивилизации – это одновременно и переход от равенства к социальному неравенству. Этапу примитивности соответствует такая форма сообщества, как особия, а этапу цивилизации – мульк (синоним государства, господства и подчинения). Государство появляется в результате захвата одной особией другой особи. Если происходит захват чуждого сообщества, то образовавшееся государство называется ксенократией. В результате возникает антагонизм. Затем государь начинает уничтожать тех, кто помог ему прийти к власти. Для удержания власти он создает новую особию, основанную на оплате (причем это уже не кровно-родственная особия), в результате образуется значительный разрыв между социальной основой государства и властью. По мнению Ибн Халдуна, такой разрыв ведет к самоубийству государства. Формами гибели государства являются: 1) захват государства другой особией; 2) отделение провинций. Ибн Халдун приходит к выводу, что цивилизация – это гибель государства, а предвестником его гибели является роскошь. Ибн Халдун писал, что налоги и поборы создают материю государства. Они дают возможность государю пользоваться материальными благами. Новая (искусственная) особия (платное чиновничество) требует материального содержания. Вследствие этого происходят поборы, изъятие имущества зажиточных граждан. В результате государство тоже движется к упадку.
|
|||
|