Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Политико-правовое учение М. Падуанского, А. Данте.



18. Политико-правовое учение М. Падуанского, А. Данте.

 

Марсилий Падуанский и имперские богословы.

Имперскими богословами называют всех священников, обычно ордена францисканцев, которые выступали против богатства римской церкви и против её вмешательства в светскую власть. Это Марсилий Падуанский, Данте Алигьери, Бонавентура.

Император позиционируется как глава всех христиан и имеет всю полноту верховной власти, но доминирующим принципом организации публичной власти является правовой плюрализм и сословность.

Переход от феодализма до капитализма существенно меняет социальные отношения.

Марсилий разделял понятие народа: сначала он понимал под народом всех, потом – только высших.

Капитализм как уклад жизни, тип мировоззрения характеризуется стремлением до безграничного накопления богатства, перехода от промышленного к финансовому капиталу.

 

Марсилий Падуанский (кон. XIII – XIV вв.), итальянский политический мыслитель, развивая учение Аристотеля о форме и материи, в отличие от Августина Блаженного и Фомы Аквинского, поддержал светские властив их борьбе против римского папы и обосновал это в своем пространном сочинении «Защитник мира».

Что касается государственной власти, Марсилий Падуанский отстаивал смелый по тем временам тезис о том, что настоящий источник всякой власти и единственный носитель государственного суверенитета – народ. Он считал, что люди – материя государства, формой которого являются законы. Государство – и здесь Марсилий Падуанский следовал за мыслью Аристотеля – должно стремиться к общественному благу, а вовсе не к процветанию церкви.

Марсилий Падуанский различает законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия должны принадлежать народу, т.е. гражданам или их важнейшей части, так как законы должны выражать общее благо, содействовать его достижению. Действия правительства (исполнительной власти) должны соответствовать законам. Форма государства– лучше всего наследственная монархия.

В общественной структуреМарсилий Падуанский выделял шесть социальных групп: земледельцы, ремесленники, торговцы (первая категория, заботящаяся только о своих личных интересах), духовенство, администрация, военные (вторая категория, исполняющая общественные обязанности).

Духовная властьдолжна быть отделена от вмешательства светской власти и наоборот. Из этого проистекает деление законов на две части, разработанное Марсилием Падуанским. Он выделял Божественный закон, указывающий пути достижения вечного общего блага, и здесь авторитетом является духовная власть (церковь); и человеческий закон, который должен отражать Божественный закон на земле, обеспечивая его исполнение принуждением, и здесь авторитетом является светская власть (государство). Грешников (нарушителей Божественного закона) наказывает Бог, а преступников (нарушителей человеческого закона) наказывает государство.

Марсилий Падуанский в отличие от Фомы Аквинского отрицаетправомерность инквизиции. Еретиков, по Марсилию Падуанскому, нужно не убивать, а изгонять (и делать это должно государство, а не церковь). Марсилий Падуанский подчеркивает, что римский папа не обладает светской властью, а Евангелие – не закон, а религиозное поучение; необходимы народные выборы священнослужителей, вплоть до римского папы.

Автор «Божественной комедии». Искал ответ на вопрос, как обрести социальный мир.

Данте утверждал, что для земного счастья необходима империя. Говоря о римском народе, он отмечал, что Рим взял на себя бремя управления миром.

Власть происходит от Бога. Род человеческий, познав Христа, начинает уподобляться Богу и поэтому становится един. Данте указывал на то, что идеальным строем для преодоления ложной индивидуальности является монархия, но настоящая монархия должна основываться на религиозной идее (при этом народ должен быть воцерковлен). Законы и власть теряют смысл, когда они употребляются не для общей пользы.

Человеком двигает любовь к ближнему и Богу. Мир и справедливость – природные, а установленный природой порядок должен охраняться правом.

Данте рассматривал вопросы соотношения властей римского императора и римского первосвященника (последний считался наместником апостола Петра). Задача первосвященника – вести народ к жизни вечной. Следует подчеркнуть, что Данте не определял, кто занимает первенствующее положение – император или первосвященник, так как каждый из них должен занимать свою нишу и выполнять собственный функции.

 

19. Мусульманская концепция государства XI–XIV вв.

Ислам – третья авраамичная и последняя из мировых религий, которая возникает в Аравии в VI столетии через проповедь Мухаммеда. Ислам позиционирует себя как возвращение до правильной, настоящей, истинной веры. Ислам: Бог (Аллах) создаёт мир и даёт Адаму Ислам, но он не записал, забыл, проч.

Ислам строится на вере в пророчество и на том, что люди забывают слова пророков, настоящее учение повреждается, и Бог посылает следующего пророка.

Ислам – юридическая религия, которая строится на следующих постулатах:

1. Аллах – творец всего сущего, и поэтому он имеет право на поклонение ему => все обязаны ему поклоняться;

2. Всё существующее на Земле принадлежит Аллаху и тем, кто является ему покорным.

3. Вера в пророчество и в то, что Мухаммед – последний пророк.

4. Вера в судьбу (fatum) и предначертанность.

Ислам признаёт других пророков, уважает их, но они просто другие, и всё (в т.ч. и Будду и проч.).

Мир в исламе делится на мир ислама и мир войны.

· Мир ислама – там ислам доминирует политически, осуществляется воля Аллаха и Аллах является сувереном.

· Мир войны – там Аллах не признан.

Каждый мусульманин – раб Аллаха, который должен ему служить. (абд – раб, Абдулла – раб Аллаха, и т.д.).

Ислам выделяет следующие права, которыми пользуются определённые существа (iстоты):

1. Права Аллаха – право на покорность (следовательно, непокорных нужно привести к покорности), на поклонение и проч.

2. Права человека – на жизнь, здоровье и проч. Проявление права на жизнь, например: человек не имеет право делать то, что повредит этот дар. Рациональная ограниченность: алкоголь, наркотики, и проч.

3. Права других людей – каждый мусульманин должен жить не только для себя, но и для общины.

4. Права других существ (iстот) – ангелов, животных, деревьев и проч.

Ислам не является единой религией; в нём нужно выделять частноисламские и национальные традиции. Ислам имеет многочисленные направления, которые не всегда позиционируют себя как ересь. В исламе существует много подходов к разным вопросам, и они (не?) считаются все правильными (станоучымi). Не только сунниты и шииты; агрессивный ислам – салафиты, например.

Ислам связывает права человека с тем комплексом обязанностей, которые выполняет личность. Наибольший комплекс прав в исламе принадлежит мужчине и главе семьи. Женщины и дети имеют меньший объём прав, потому что от них и требуется меньше. В исламской литературе человек – мужчина-мусульманин.

Ислам считает всех людей братьями, с другой стороны особенные роли принадлежат курайшиты и айсоры. Племя Курайш – племя Мухаммеда, сверхэлита. Айсоры – жители современной Медины, тогдашней как-то там, приняли у себя Мухаммеда, когда он бежал из Медины в Мекку.

Для ислама характерны тенденции панарабизма – навязывании доминирования арабов в исламе и пантюркизма – попытка объединить мусульманские и тюркские народы

Обязанности к Аллаху:

1. Намаз – молиться пять раз в день.

2. Закят – милостыня, которую должен выплачивать каждый мусульманин.

3. Ураза – пост; раз в год в Рамадан 40 дней удерживаться от еды, воды, наслаждений. Но только днём! Ночью Аллах спит, и можно всё.

4. Хадж – каждый мусульманин должен раз в жизни осуществить паломничество в Мекку. Хаджит получает зелёный тюрбан, уважение, все дела.

5. Джихад – борьба за чистоту ислама. Священная война против неверных – это газават, а джихад шире: там и проповедничество, просветительская деятельность, и проч.

Ислам с одной стороны стремился к простоте, которая соответствовала жизни арабов в тот период, с другой стороны – столкновение с более развитыми цивилизациями привело до того, что ислам начал заимствовать идеи других цивилизаций, которые могут противоречить постулатам ислама. Персидское зороастрийское наследие, по сути.

Источники ислама:

1. Коран – сбор записей Мухаммеда, которые ему диктовал архангел Джабраил (у нас - Гавриил). Это довольно часто ситуативные сказания, которые размещены не по хронологии, но по объёму сур. Коран состоит из двух видов сур: суры мекканские и суры мединские. Эти суры существенно отличаются друг от друга. Мекканские суры – Мухаммед в Мекке, проповедовал, и гнали его его же родичи: милосердность, равенство, добро. Мединские суры – видишь язычника – мечом по шее, все дела. В современном исламе мекканские суры обычно не используются. Мухаммед про противоречия себе: не отменяю предыдущие, но даю вам лучшие суры.

2. Сунна – сборник хадисов – повествований о жизни Мухаммеда. Обычно считается, что раздел мусульман на шиитов и суннитов зависит от того, что шииты не признают Сунну. Но на самом деле немного не так: шииты не признают все хадисы, что признают сунниты (?).

3. Кияс – взгляды авторитетных теологов и юристов-правоведов.

4. Иджтиха – творчество судов по решению/заполнению пробелов. Коран не содержит много юридических норм, но закрепляет базовые принципы шариата: правильная (должная) жизнь, путь.

Исламская доктрина состоит из Дин и Шариат. Религия в исламе охватывает всё, но ислам – это рациональная религия, которая позволяет трансформировать все нормы о правилах религиозного поведения. Пробелы в регулировании отношении ислам толкует через рациональную деятельность богословов и судей. VIII-IX столетия – период активного иджтихада – создание школ (толков) мусульманского права, когда на основе базовых принципов формируется цельная доктрина и система норм. Современный тренд – салафитский толк.

Публичная власть в исламе отличается от европейской. Аллах признаётся верховным сувереном мусульманской общины, которая первоначально возглавлялась пророком, а потом стала возглавляться халифами.

Халифат – не синоним государства, это способ политического существования всей мусульманской уммы (с арабского – общество, нация). Халиф управляет уммой, верховный судья, управитель пятничной молитвы. Статус халифа не передаётся по наследству, и поэтому для мусульман очень важным являются отношения между монархом и халифом (кто настоящий халиф, а кто нет). Разница между суннитами и шиитами проходит в позиции/отношении к халифу. Сунниты считают, что халифом может быть любой выбранный общиной, и при халифе должна быть коллегия муджтахидов – знатоков мусульманского права, которые должны давать халифу советы. Халиф подчиняется шариату и выбирается муджтахидами. Шииты считают, что настоящим халифом могут быть только наследники Мухаммеда – потомки его дочери Фатимы. Раскол произошёл во время редактирования Корана; 115я сура про Али, которую двигали в Коран шииты. Гражданская война, охота за наследниками Мухаммеда, много убили кого. Шииты сформировали концепцию последнего (скрытого) имама. Они акцентируют внимание на то, что халиф должен быть имамом, то есть в первую очередь – духовным лидером. Власть имама харизматичная; он никому не должен давать отказ и сам является источником шариата. Лучше имам-деспот, чем беззаконие – мусульманская поговорка.

Шиитские и суннитские толки показывают противоречие ислама: похоже как и с христианством.

Соотношение халифата и монархии находится на следующих ступенях:

1. Чистый халифат. Абу Бакр, Осман, Омар, Али – чистые халифы.

2. Халифат с элементами монархии – передача власти

3. Монархия с элементами халифата

4. Монархия, которая сохраняет название халифата.

Халиф – суверен всех мусульман, которые могут жить в разных местах и подчиняться разным правителям (эмирам).

Кроме частноисламской традиции, в мусульманстве активно используются идеи древней Греции, и в первую очередь – идеи идеального/правильного города. Этот идеальный город должен управляться халиф должен обеспечить справедливость и суд, должен быть милосердным. Цель власти – благополучие для людей.

Мусульманская политико-правовая мысль имеет два подхода:

1. Этико-философский – акцентирует внимание на цель власти, способ её организации и передачи. Источник этого – античные взгляды

2. Нормативно-юридический – исламский подход, попытка создания законодательства, которые не противоречит и одновременно соответствует мусульманской доктрине.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.