|
|||
Петр ПатрикийПетр Патрикий Исследовал вопрос о политической науке. По словам Петра Патрикия, политическая наука – это божественное провидение. Бог дал эту науку, чтобы указать человеку нужный путь. Политическая наука должна включать три главных элемента: 1) закон; 2) учение; 3) образ жизни. Данный мыслитель считал, что управлять государством не может незнающий человек. Нельзя сделать всех одинаково счастливыми. Монархия – единственный правильный устав государства, так как царь подобен Богу (равный и соименный). Но Божьим царем он станет тогда, когда будет подражать Богу в своих действиях. Благость, мудрость, сила и справедливость – это те качества, которые присущи Богу и которые должен проявлять и царь. Отношение Петра Патрикия к праву характеризовалось следующим. Мыслитель считал, что царь должен действовать правомерно. При этом ему не нужно вмешиваться в текущее управление, он должен задавать только общее направление деятельности. Идея права всегда должна присутствовать в законах. Но нельзя надеяться только на действие естественных законов, нужно учитывать и культуру. Законодательство К основным источникам законодательства Византии IV – VIII вв. относятся Эклога, Прохерон, Эпанагога, Василики. В Эклоге утверждался принцип равенства всех перед законом, а также была заложена мысль о том, что законодательство должно быть более гуманным. В Прохероне законодательство впервые переводилось на греческий язык. Эпанагога содержала определение закона. Закон – общезначимое распоряжение, решение мудрых людей, попечение о вольных и невольных ошибках, общие установления государства, божественное изобретение. Задача закона – управлять, запрещать, разрешать и наказывать. Право толковать закон принадлежит императору. Источником права признаются и обычаи. Указывается также, что законы не должны быть противоестественными. Кроме того, рассматривается вопрос о соотношении властей патриарха и императора. Вся полнота власти находится у императора, но его действия не должны идти вразрез с постановлениями Соборов. Василики к источникам права относят: плебисциты, мнения юристов, преторское право. Указы императора имеют силу закона. При этом они могут противоречить закону лишь в том случае, если не наносят ущерба либо смягчают положение виновного. 16. Политико-правовые идеи Византии в IX–XIV вв. Византия рассматривает императора как помазанника Божьего и при выборе императора происходит некий божий промысел. Императором в Византии может стать любой свободный человек, который поддерживает народ и войско. Византийский император – сложный феномен; с одной стороны наследник Римского императора, до Феодосия II Малого он имеет титул pontific maximus (верховный жрец), руководит войском… на императора начинают переносить некие проявления Христа. Император, начиная с Константина, начинает позиционировать себя как внешний епископ церкви, как защитник веры, и в неких моментах – как видимый глава церкви. Для Византии является нормальным, когда император выполняет некие обязанности в отношении церкви; император имеет статус дьякона: присутствует при богослужении и имеет право благословления народа. Потом уже император получает статус некой сакральной фигуры. Царские одеяния делаются на манер епископских и наоборот. Для Византии важнейшей проблемой является соотношение власти церкви и власти государства. Византия делит разницу власти как Божьего установления и личность, которая владеет этой властью. Личность может и не соответствовать определённым требованиям, но это не уменьшает святость имперской власти. Закон светский в Византии должен соответствовать Божьему закону. При Юстиниане происходит отожествление закона и канона: канон признаётся законом, а еретики и раскольники – государственными преступниками. Юстиниан требует от церкви обратного. Что-то признаётся, что-то нет. Юстиниан при проведении своей кодификации закрепляет принцип симфоний; 6я новелла Юстиниана. Симфония – должная и единая форма взаимодействия церкви и государства. Бог даёт два величайших подарка: церковь и царство. Они исходят из единого источника, но имеют разные цели. Церковь заботится о душах и их спасении. Государство должно заботиться о правопорядке и внешней защите человека. Эти субъекты должны взаимодействовать и симфонично дополнять друг друга. Для Византии нехарактерен крайний западный юридизм: с одной стороны император главный защитник законов и законность – важнейший принцип Византии, а с другой – император должен быть милосердным и стоять над законом. В Византии отсутствует юридическая доктрина императорской власти. С одной стороны воля императора – закон, и император имеет большие полномочия в церковной сфере, с другой глава церкви в случае смерти императора (без наследников?) признаётся регентом и проч. Византийский император рассматривает себя как суверена к христианам, а другие властители включаются в систему византийских дворцовых отношений. Они имеют определённые ранги в системе византийских церемоний. Кризис византийской эйкумены возникает из конфликта императора и Папы. Византийцы наделяют императора презумпцией православности в его действиях. Наиболее значительным правонарушением в Византии является неуважение к величию императора. Для Византии характерны такие произведения как поучения и наставления. Василий Македонянин … в наставлениях формулируются требования для должного руководителя. Цель любого руководителя – управление согласно Божьим заветам, и должен он заботиться о моральном состоянии подчинённых, бороться с ересью и проч. и проч. Для Византии главная цель – спасение душ людей, и поэтому это определяет сущность государственной политики: выдаются средства на выкуп христианских пленных.. но одной из главных проблем является соотношение христианского и языческого эллинизма. Эллинизм всегда использовался в обучении, школьном и последующем, риторика там, ещё что-то, и примерто с X-XI столетия Византия из полинациональной империи начинает становиться греческим царством: всё негреческое подлежит ликвидации. Важный момент: одновременно императором может стать не любой, а только представитель шляхетных родов, и тот, кто находится в определённой связи с императором. Император в Византии – не единоличное место: императором могут быть два человека, может назначить соправителя, кесарей (наместников), и императором может стать человек, который женат на дочке или родственнице императора. Когда был какой-то демократичный выбор – времена Юстиниана – и теперь года с тысячного уже родовые выборы. И даже императрица могла править, если императора убивали, но вдовой классически она долго не оставалась, и назначала нового мужа соправителем. Примерно с X столетия особенные требования получают лица, которые родились в Порфирной палате Великого дворца (Константин Порфирогерит). Иван III был на самом деле даже более грозным, чем его внук, Иван IV. Конфликт Папы и императора происходит за то, кто является верховным правителем христианского мира. Когда Рим подчиняется Византии, этот вопрос даже не поднимается: император вмешивается в выборы Папы, папа ему подчиняется. Когда Византия теряет суверенитет над Римом, император теряет статус первосвященника (?). Рим начинает вести свою самостоятельную политику, наделяя определённых правителей статусом королей. С этого момента начинается возвышение Франции, кстати. При Пипине Коротким Папа фабрикует такой документ, как Константинов дар, согласно которому император Константин, который признаёт христианство официальной религией, не считает для себя должным находиться в одном городе с наместником святого Петра и переносит свою резиденцию на Восток. Папе Сильвестру при этом даются императорские прерогативы и определённая территория как светскому государю. Точка бифуркации! Фактический кризис христианского пира случается тогда, когда римский Папа коронует в 800 году Карла Великого императорской короной. И тогда между Востоком и Западом начинается спор по поводу титула басилевс (божественный). Этот титул дал себе Василий I Македонянин в дополнение к титулу император. 1204 год – крестоносцы берут Константинополь – фактическое проявление раскола, настоящий раскол церкви.
|
|||
|