|
|||
в) субсидии;. оллективные субъекты финансового права. од коллективными субъектами финансового права, следует понимать организованные, обособленные, самоуправлЯемые группы людей, наделенные финансовыми правами выступать в отношениЯх с другими субв) субсидии; г) иные трансферты, предусмотренные бюджетным законодательством субъекта ђ”. ‘оответственно, муниципальное образование ЯвлЯетсЯ субъектом финансового права в отношении прав на получение вышеназванных финансовых ресурсов. ‚о всех вышеперечисленных случаЯх муниципальные образованиЯ (т.е. население), ЯвлЯЯсь субъектом финансового права, выступают в финансовых правоотношениЯх в лице представительных и соответствующих исполнительных органов местного самоуправлениЯ. Њуниципальное образование ЯвлЯетсЯ субъектом финансового права и в отношении права населениЯсоответствующей территории непосредственно принимать решениЯ о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставоммуниципального образованиЯ. ќти права муниципального образованиЯ записаны в ”‡ ЗЋб общих принципах организации местного самоуправлениЯ в ђоссийской федерацииИ. Љоллективные субъекты финансового права Ѓольшой круг субъектов финансового права составлЯют коллективные субъекты. Џод коллективными субъектами финансового права, следует понимать организованные, обособленные, самоуправлЯемые группы людей, наделенные финансовыми правами выступать в отношениЯх с другими субъектами персонифицировано, как единое целое. Љ коллективным субъектам финансового права относЯтсЯ: а) органы государственной власти; б) –ентральный банк ђ”; в) юридические лица. Ћснованием длЯ признаниЯ органов государственной власти субъектами финансового права ЯвлЯетсЯ наличие у них компетенции в области финансовой деЯтельностигосударства. Љоллективными субъектами финансового права ЯвлЯютсЯ представительные и исполнительные органы государственной власти. Ћрганы государственной власти, ЯвлЯЯсь коллективными субъектами финансового права, выступают в качестве уполномоченных государством органов. Ѓудучи наделены государством компетенцией в сфере его финансовой деЯтельности, они находЯтсЯ в постоЯнно длЯщихсЯ отношениЯх с государством, где уполномочены выражать государственную волю в установленных им пределах. Љ коллективным субъектам финансового права относитсЯ также и –ентральный банк ђ”. Љак уже отмечалось. –ентральный банк ђ” ЯвлЯетсЯ органом, осуществлЯющим финансовую деЯтельность государства. Џоэтому он обладает компетенцией в сфере финансов и ЯвлЯетсЯ субъектом финансового права. ќто имеет место тогда, когда в соответствии со ст. 23 ”‡ о –ентральном банке ђ”, он выполнЯет свои обЯзанности по операциЯм с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов ђоссийской ”едерации. ‚месте с тем в рЯде случаев –ентральный банк ђ” выступает не как орган, осуществлЯющий финансовую деЯтельность государства, а ЯвлЯетсЯ лишь участником отношений в сфере государственных финансов. ’ак, в соответствии со ст. 26 ”‡ о –ентральном банке ђ” 90% прибыли Ѓанка ђоссии перечислЯетсЯ в доход федерального бюджета. ‚ аналогичном качестве –ентральный банк выступал до 1996 г., когда выделЯл кредиты Џравительству ђ” на покрытие дефицита и временных кассовых разрывов по бюджету. Ќаконец, –ентральный банк ђ” ЯвлЯетсЯ участником отношений в сфере финансов и тогда, когда получает из федерального бюджета средства на затраты по обслуживанию долговых обЯзательств ђ”. ‚о всех этих случаЯх –ентральный банк ђ” выступает не как уполномоченный государством орган, а просто как юридическое лицо. Џоэтому, ЯвлЯЯсь субъектом финансового права в отношении обЯзанности по перечислению в бюджет части прибыли, в отношении права на получение из бюджета средств на обслуживание государственного внутреннего долга, он обладает не компетенцией, а правосубъектностью юридического лица. Џомимо –ентрального банка ђ” к коллективным субъектам финансового права относЯтсЯ кредитные организации, выступающие в качестве юридических лиц, наделенных государством властными полномочиЯми в сфере государственных финансов. Ђнализ законодательства приводит к выводу, что деЯтельность банка как агента валютного контролЯ хотЯ и косвенно, но все же обеспечивает финансовую деЯтельность государства. Љроме того, банки ЯвлЯютсЯ коллективными субъектами финансового права в рамках налоговых отношений, исполнЯЯ платежные поручениЯ налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, инкассовые поручениЯ налоговых органов о перечислении в бюджет налогов, пени, штрафов. ?х финансово-правовой характер, а значит, ЗвовлеченностьИ в процесс финансовой деЯтельности государства обусловлен направленностью на более полное и своевременное внесение в бюджет налогов и других обЯзательных платежей. Љоллективными субъектами финансового права, помимо перечисленных, ЯвлЯютсЯ ћридические лица. Џоследние обладают финансовой правосубъектностью в отношении: а) прав на получение бюджетных средств в форме субсидий или по смете; б) прав на получение бюджетных кредитов; в) обЯзанностей на перечисление в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприЯтиЯ и части прибыли государственного унитарного предприЯтиЯ; г) обЯзанностей по уплате налогов и сборов; д) обЯзанностей налоговых агентов и плательщиков страховых взносов; е) прав на участие в процессе составлениЯ проекта бюджета (сметный процесс); ж) обЯзанности представлЯть в налоговые органы и иные государственные органы финансовую информацию.
ћридические лица, не ЯвлЯющиесЯ государственными и муниципальными унитарными предприЯтиЯми, а также учреждениЯми, ЯвлЯютсЯ коллективными субъектами финансового права, ибо они способны приобрести право на получение субсидий и бюджетных кредитов на условиЯх возвратности и возмездности. Ћрганизации ЯвлЯютсЯ субъектами финансового права и в отношении обЯзанности по уплате налоговых платежей, а также производных от нее обЯзанностей и прав, зафиксированных в ст. 23 и 24 ЌЉ ђ”. ?х правосубъектность в этом случае определена качеством юридического лица и наличием того вида предпринимательской деЯтельности, тех доходов или того имущества, которые указаны в законодательстве длЯ этих субъектов. Ќапример, согласно законодательству об Ќ„‘ плательщиком Ќ„‘ ЯвлЯютсЯ предприЯтиЯ и организации, имеющие статус юридического лица и осуществлЯющие производственную и иную коммерческую деЯтельность. Њожно сказать, что правосубъектность предприЯтий и организаций в этих случаЯх определЯетсЯ общими и специальными признаками, указанными в законодательстве. Ћрганизации ЯвлЯютсЯ коллективными субъектами финансового права, выступаЯ в качестве налоговых агентов. ‘огласно п.2 ст. 9, 24 ЌЉ ђ” налоговыми агентами признаютсЯ организации, на которые возложены обЯзанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. ”инансоваЯ правосубъектность организаций как налоговых агентов существует в отношении их обЯзанностей, зафиксированных в п. 2 ст. 24 ЌЉ ђ”, а также прав, аналогичных тем, которые имеют налогоплательщики (ст. 21 ЌЉ ђ”). ‚ числе обЯзанностей налоговых агентов следующие: 1) правильно и своевременно исчислЯть, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислЯть в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; 2) в течение одного месЯца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; 4) представлЯть в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые длЯ осуществлениЯ контролЯ за правильностью исчислениЯ, удержаниЯ и перечислениЯ налогов. Љроме того, коллективными субъектами финансового права должны признаватьсЯ организации, в обЯзанность которых входит представление в налоговые органы информации, необходимой длЯ исчислениЯ налогов, а также выполнениЯ некоторых других операций.Џеречень этих организаций дан, прежде всего, в ст. 85 ЌЉ ђ”. ’ак, информировать налоговые органы обЯзаны:
|
|||
|