|
|||
бщие нормы, которых большинство в финансовом праве, устанавливаютсЯ на неопределенный срок действиЯ и утрачивают силу в свЯзи с их отменой или изменением.ђегулЯтивные и охранительные нормы финансового права тесно взаимосвЯзаны друг с другом. Ћхранительные в известной мере производны от первых регулЯтивных, так как они устанавливают ответственность за нарушение обЯзанностей, предусмотренных регулЯтивными нормами. 2. ђегулЯтивные финансово-правовые нормы в зависимости от их юридического содержаниЯ классифицируютсЯ на обЯзывающие, запрещающие и управомочивающие финансово-правовые нормы. - ЋбЯзывающие финансово-правовые нормы С это те, которые устанавливают обЯзанность лица совершать определенные положительные действиЯ. Ѓольшинство финансово-правовых норм С обЯзывающие. Ћчень часто они формулируютсЯв финансово-правовых актах в виде прЯмых обЯзательных предписаний. Ќапример, в ст. 45 ЌЉ ђ” установлено: ЗЌалогоплательщик обЯзан самостоЯтельно исполнить обЯзанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборахИ. ‚се чаще обЯзывающие финансово-правовые нормы внешне объективируютсЯ в законодательстве в нейтральной формулировке. Ќапример, в норме ст. 121 ЃЉ ђ” обЯзанность Њинфина по ведению долговой книги сформулирована так: З?нформациЯ о государственных внутренних долговых обЯзательствах ђоссийской ”едерации вноситсЯ в ѓосударственную долговую книгу ђоссийской ”едерации в срок, не превышающий пЯти рабочих дней с момента возникновениЯ соответствующего обЯзательстваИ. - ‡апрещающие финансово-правовые нормы устанавливают обЯзанность лица воздерживатьсЯ от определенных действий, указанных в финансово-правовой норме. Џримером может служить норма ст. 87 ЌЉ ђ”, запрещающаЯ проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. ‡апрещающие финансово-правовые нормы встречаютсЯ в финансовом законодательстве не часто. ќто свЯзано с тем, что отношениЯ, возникающие в процессе финансовой деЯтельности государства и муниципальных образований, не могут развиватьсЯ иначе как за счет активного поведениЯ обЯзанных субъектов, т.е., за счет обЯзанности по уплате налога, по выделению бюджетных ассигнований и т.д. Ђ запреты с юридической стороны выражаютсЯ в юридических обЯзанностЯх пассивного содержаниЯ, т.е. в обЯзанностЯх воздерживатьсЯ от совершениЯ действий. Џоэтому, в отличие от обЯзывающих финансово-правовых норм, запрещающие нормы не могут обеспечить цели финансово-правового регулированиЯ. - “правомочивающие финансово-правовые нормы С это такие, которые предусматривают возможность субъекта финансового права действовать в рамках требований финансово-правовой нормы, но по своему усмотрению. ‘уществует два видауправомочивающих финансово-правовых норм. „лЯ первого вида этих норм характерно, что возможность их реализации (или не реализации) зависит исключительно от воли субъектов финансового права. ѓлавным образом к таким субъектам относЯтсЯ налогоплательщики. Ћднако в последние годы круг таких субъектов расширЯетсЯ. „лЯ второго вида управомочивающих финансово-правовых норм характерно то, что субъект права имеет определенную свободу в выборе средств, времени и т.д. реализации этой нормы, однако эта норма в любом случае должна быть им реализована. ђечь идет здесь о финансово-правовых нормах, закреплЯющих компетенцию государственных органов и органов местного самоуправлениЯ через установление прав этих органов. Ќапример, нормы ст. 31 ЃЉ ђ” закреплЯют принцип самостоЯтельности бюджетов через права органов государственной власти и местного самоуправлениЯ в области бюджета. ќти права ЯвлЯютсЯ компетенционными, а значит, они одновременно становЯтсЯ и обЯзанностЯми длЯ данных органов. 3. ”инансово-правовые нормы могут быть классифицированы в зависимости от того, какую операцию они выполнЯют в процессе правового регулированиЯ, т.е. на чем они специализируютсЯ. ‚ свЯзи с этим в науке выделЯютсЯ так называемые специализированные нормы. Ћни не ЯвлЯютсЯ самостоЯтельной нормативной основой длЯ возникновениЯ правоотношений, а как бы присоединЯютсЯ к регулЯтивным и охранительным нормам. ‘уществуют следующие виды специализированных норм в финансовом праве: общие (общезакрепительные); оперативные; коллизионные; нормы-дефиниции; нормы-принципы; рекомендательные нормы; нормы-расчеты и др. - Ћбщие (общезакрепительные) нормы в обобщенном виде фиксируют определенные элементы регулируемых отношений. Љ ним относитсЯ норма ч. 1 ст. 2 ЌЉ ђ”, определЯющаЯ общие признаки отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. - ‚ нормах дефинициЯх в обобщенном виде закреплЯютсЯ признаки какой-либо финансово-правовой категории. Ѓольшое число норм-дефиниций содержитсЯ в ЌЉ ђ”. ‚ частности, такова норма ст. 8 ЌЉ ђ”, закреплЯющаЯ понЯтие налога. ’акие же нормы содержатсЯ в ст. 6 ЃЉ ђ”. ?ми определЯютсЯ понЯтиЯ бюджета, бюджетной системы ђ”, субвенции, дотации и т.д. - ‚ нормах-принципах сформулированы основные начала бюджетного, налогового и другого законодательства, финансовой деЯтельности тех или иных государственных органов и органов местного самоуправлениЯ. ’акие нормы закреплены в ст. 3 ЌЉ ђ”, определЯющей основные начала законодательства о налогах и сборах. - Ћперативные финансово-правовые нормы определЯют вступление в силу финансово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действиЯ и т.д. ’аковы нормы ст. 1 и 2 ”‡ ЗЋ введении в действие части первой Ќалогового кодекса ђоссийской ”едерацииИ от 17 июлЯ 1998 г. - Љоллизионные финансово-правовые нормы указывают на законы, порЯдок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив). Љоллизионной ЯвлЯетсЯ норма, содержащаЯсЯ в ст. 7 ”‡ ЗЋ введении в действие части первой Ќалогового кодекса ђоссийской ”едерации. Ћна сформулирована так: З”едеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории ђоссийской ”едерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоЯщего ”едерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Љодекса и подлежат приведению в соответствие с частью первой ЉодексаИ. ЉодификациЯ финансового законодательства, проведеннаЯ в 1998 г., естественно привела к увеличению числа специализированных финансово-правовых норм. - ‡аметное место в системе финансово-правовых норм отводитсЯ рекомендательным нормам. ђекомендательные нормы представлЯют собой предложениЯ конкретных органов, обращенные к тем или иным субъектам. Ќаиболее часто такие нормы встречаютсЯ в ежегодно принимаемых законах о бюджетах. ‚ частности, в законе о федеральном бюджете на тот или иной финансовый год рекомендательные нормы обращены, как правило, к органам власти субъектов ”едерации. “величение числа рекомендательных норм в современных условиЯх обусловлено проведением в жизнь политики федерализма, реализацией курса на финансовую децентрализацию, самостоЯтельность бюджетов субъектов ”едерации и местных бюджетов. - Ќормы-расчеты, представлЯют собой Зпоказатели, содержащие выраженные в количественном измерении объемы деЯтельности и уровни развитиЯИ1. ќто свЯзано с денежным характером финансов, а значит, с требованием счета и фиксации. Џримером норм-расчетов ЯвлЯютсЯ нормы ежегодно принимаемых законов о бюджетах, содержащие числовые показатели доходов и расходов бюджетов, дефицита и т.д.
4. ”инансово-правовые нормы, помимо всего отмеченного, классифицируютсЯ по объему действиЯ на общие и специальные. - общими ЯвлЯютсЯ нормы, распространЯющиесЯ на целый рЯд тех или иных отношений, а специальными С нормы, распространЯющиесЯ на определенный вид отношений в пределах данного рода.Љ примеру, общими ЯвлЯютсЯ нормы первой части ЌЉ ђ”, распространЯющиесЯ на все налоговые отношениЯ, а - специальными С нормы, регулирующие тот или иной вид налогов. 5. Џо территории действиЯ различают финансово-правовые нормы, действующие: а) на всей территории ђоссийской ”едерации; б) на территории соответствующего субъекта ђоссийской ”едерации; в) на территории соответствующего муниципального образованиЯ. ‘оответственно, первые содержатсЯ в правовых актах представительных и исполнительных органов власти федерального уровнЯ, вторые С в аналогичных правовых актах субъектов ”едерации, а третьи С в правовых актах органов местного самоуправлениЯ. 6. Џо времени действиЯ финансово-правовые нормы подразделЯютсЯ на общие и временные. Ћбщие нормы, которых большинство в финансовом праве, устанавливаютсЯ на неопределенный срок действиЯ и утрачивают силу в свЯзи с их отменой или изменением. ‚ременные нормы С это нормы, установленные на определенный срок.Љ временным финансово-правовым нормам относЯтсЯ, прежде всего, предписаниЯ ежегодно принимаемых нормативных актов о бюджетах на соответствующий финансовый год. ќти нормы действуют, как правило, в течение срока действиЯ соответствующего закона (или постановлениЯ органа местного самоуправлениЯ) о бюджете на финансовый год. Ћни содержатсЯ в этих законах и постановлениЯх, а также в обеспечивающих (конкретизирующих) их нормативных актах. Ќапример, в 1998 г. в соответствии с ”едеральным законом ЗЋ федеральном бюджете на 1998 годИ было принЯто постановление Џравительства ђ” ЗЋ порЯдке предоставлениЯ в 1998 году налогоплательщикам отсрочек и (или) рассрочек уплаты налогов и других обЯзательных платежей в федеральный бюджетИ, которое содержало нормы, действующие только в 1998 г.
|
|||
|