Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





бщие нормы, которых большинство в финансовом праве, устанавливаютсЯ на неопределенный срок действиЯ и утрачивают силу в свЯзи с их отменой или изменением.



ђегулЯтивные и охранительные нормы финансового права тесно взаимосвЯзаны друг с другом. Ћхранительные в известной мере производны от первых регулЯтивных, так как они устанав­ливают ответственность за нарушение обЯзанностей, предусмот­ренных регулЯтивными нормами.

2. ђегулЯтивные финансово-правовые нормы в зависимости от их юридического содержаниЯ классифицируютсЯ на обЯзывающие, запрещающие и управомочивающие финансово-правовые нормы.

- ЋбЯзывающие финансово-правовые нормы С это те, которые устанавливают обЯзанность лица совершать определенные поло­жительные действиЯ. Ѓольшинство финансово-правовых норм С обЯзывающие. Ћчень часто они формулируютсЯв финансово-пра­вовых актах в виде прЯмых обЯзательных предписаний. Ќапри­мер, в ст. 45 ЌЉ ђ” установлено: ЗЌалогоплательщик обЯзан самостоЯтельно исполнить обЯзанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборахИ. ‚се чаще обЯзывающие финансово-правовые нормы внешне объ­ективируютсЯ в законодательстве в нейтральной формулировке. Ќапример, в норме ст. 121 ЃЉ ђ” обЯзанность Њинфина по веде­нию долговой книги сформулирована так: З?нформациЯ о государственных внутренних долговых обЯзательствах ђоссийской ”едерации вноситсЯ в ѓосударственную долговую книгу ђоссийской ”едерации в срок, не превышающий пЯти рабочих дней с момента возникновениЯ соответствующего обЯзательстваИ.

- ‡апрещающие финансово-правовые нормы устанавливают обЯзанность лица воздерживатьсЯ от определенных действий, ука­занных в финансово-правовой норме. Џримером может служить норма ст. 87 ЌЉ ђ”, запрещающаЯ проведение налоговыми орга­нами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. ‡апрещающие финансово-правовые нормы встреча­ютсЯ в финансовом законодательстве не часто. ќто свЯзано с тем, что отношениЯ, возникающие в процессе финансовой деЯтельнос­ти государства и муниципальных образований, не могут разви­ватьсЯ иначе как за счет активного поведениЯ обЯзанных субъек­тов, т.е., за счет обЯзанности по уплате налога, по выделению бюд­жетных ассигнований и т.д. Ђ запреты с юридической стороны выражаютсЯ в юридических обЯзанностЯх пассивного содержа­ниЯ, т.е. в обЯзанностЯх воздерживатьсЯ от совершениЯ действий. Џоэтому, в отличие от обЯзывающих финансово-правовых норм, запрещающие нормы не могут обеспечить цели финансово-право­вого регулированиЯ.

- “правомочивающие финансово-правовые нормы С это такие, которые предусматривают возможность субъекта финансового права действовать в рамках требований финансово-правовой нор­мы, но по своему усмотрению.

‘уществует два видауправомочивающих финансово-право­вых норм.

„лЯ первого вида этих норм характерно, что возмож­ность их реализации (или не реализации) зависит исключитель­но от воли субъектов финансового права. ѓлавным образом к та­ким субъектам относЯтсЯ налогоплательщики. Ћднако в послед­ние годы круг таких субъектов расширЯетсЯ.

„лЯ второго вида управомочивающих финансово-правовых норм характерно то, что субъект права имеет определенную сво­боду в выборе средств, времени и т.д. реализации этой нормы, однако эта норма в любом случае должна быть им реализована. ђечь идет здесь о финансово-правовых нормах, закреплЯющих компетенцию государственных органов и органов местного самоуправлениЯ через установление прав этих органов. Ќапример, нормы ст. 31 ЃЉ ђ” закреплЯют принцип самостоЯтельности бюд­жетов через права органов государственной власти и местного самоуправлениЯ в области бюджета. ќти права ЯвлЯютсЯ компетенционными, а значит, они одновременно становЯтсЯ и обЯзан­ностЯми длЯ данных органов.

3. ”инансово-правовые нормы могут быть классифицированы в зависимости от того, какую операцию они выполнЯют в про­цессе правового регулированиЯ, т.е. на чем они специализируют­сЯ.

‚ свЯзи с этим в науке выделЯютсЯ так называемые специа­лизированные нормы. Ћни не ЯвлЯютсЯ самостоЯтельной норма­тивной основой длЯ возникновениЯ правоотношений, а как бы присоединЯютсЯ к регулЯтивным и охранительным нормам.

‘у­ществуют следующие виды специализированных норм в финан­совом праве: общие (общезакрепительные); оперативные; колли­зионные; нормы-дефиниции; нормы-принципы; рекомендательные нормы; нормы-расчеты и др.

- Ћбщие (общезакрепительные) нормы в обобщенном виде фик­сируют определенные элементы регулируемых отношений. Љ ним относитсЯ норма ч. 1 ст. 2 ЌЉ ђ”, определЯющаЯ общие признаки отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

- ‚ нормах дефинициЯх в обобщенном виде закреплЯютсЯ при­знаки какой-либо финансово-правовой категории. Ѓольшое число норм-дефиниций содержитсЯ в ЌЉ ђ”. ‚ частности, такова норма ст. 8 ЌЉ ђ”, закреплЯющаЯ понЯтие налога. ’акие же нормы содержатсЯ в ст. 6 ЃЉ ђ”. ?ми определЯютсЯ понЯтиЯ бюд­жета, бюджетной системы ђ”, субвенции, дотации и т.д.

- ‚ нормах-принципах сформулированы основные начала бюд­жетного, налогового и другого законодательства, финансовой де­Ятельности тех или иных государственных органов и органов местного самоуправлениЯ. ’акие нормы закреплены в ст. 3 ЌЉ ђ”, определЯющей основные начала законодательства о налогах и сборах.

- Ћперативные финансово-правовые нормы определЯют вступ­ление в силу финансово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действиЯ и т.д. ’аковы нормы ст. 1 и 2 ”‡ ЗЋ введении в действие части первой Ќалогового кодекса ђоссий­ской ”едерацииИ от 17 июлЯ 1998 г.

- Љоллизионные финансово-правовые нормы указывают на за­коны, порЯдок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив). Љоллизионной ЯвлЯ­етсЯ норма, содержащаЯсЯ в ст. 7 ”‡ ЗЋ введении в действие части первой Ќалогового кодекса ђоссийской ”едерации. Ћна сформулирована так: З”едеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории ђоссийской ”еде­рации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, опре­деленный статьей 2 настоЯщего ”едерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Љодекса и подлежат приведению в соответствие с частью первой ЉодексаИ.

ЉодификациЯ финансового законодательства, проведеннаЯ в 1998 г., естественно привела к увеличению числа специализиро­ванных финансово-правовых норм.

- ‡аметное место в системе финансово-правовых норм отводитсЯ рекомендательным нормам. ђекомендательные нормы представ­лЯют собой предложениЯ конкретных органов, обращенные к тем или иным субъектам. Ќаиболее часто такие нормы встречаютсЯ в ежегодно принимаемых законах о бюджетах. ‚ частности, в за­коне о федеральном бюджете на тот или иной финансовый год ре­комендательные нормы обращены, как правило, к органам власти субъектов ”едерации. “величение числа рекомендательных норм в современных условиЯх обусловлено проведением в жизнь поли­тики федерализма, реализацией курса на финансовую децент­рализацию, самостоЯтельность бюджетов субъектов ”едерации и местных бюджетов.

- Ќормы-расчеты, представлЯют собой Зпоказате­ли, содержащие выраженные в количественном измерении объе­мы деЯтельности и уровни развитиЯИ1. ќто свЯзано с денежным характером финансов, а значит, с требованием счета и фиксации. Џримером норм-расчетов ЯвлЯютсЯ нормы ежегодно принимае­мых законов о бюджетах, содержащие числовые показатели до­ходов и расходов бюджетов, дефицита и т.д.

 

4. ”инансово-правовые нормы, помимо всего отмеченного, клас­сифицируютсЯ по объему действиЯ на общие и специальные.

- об­щими ЯвлЯютсЯ нормы, распространЯющиесЯ на целый рЯд тех или иных отношений, а специальными С нормы, распространЯю­щиесЯ на определенный вид отношений в пределах данного рода.Љ примеру, общими ЯвлЯютсЯ нормы первой части ЌЉ ђ”, рас­пространЯющиесЯ на все налоговые отношениЯ, а

- специальны­ми С нормы, регулирующие тот или иной вид налогов.

5. Џо территории действиЯ различают финансово-правовые нормы, действующие: а) на всей территории ђоссийской ”еде­рации; б) на территории соответствующего субъекта ђоссий­ской ”едерации; в) на территории соответствующего муници­пального образованиЯ. ‘оответственно, первые содержатсЯ в пра­вовых актах представительных и исполнительных органов власти федерального уровнЯ, вторые С в аналогичных правовых актах субъектов ”едерации, а третьи С в правовых актах органов мест­ного самоуправлениЯ.

6. Џо времени действиЯ финансово-правовые нормы подразделЯ­ютсЯ на общие и временные.

Ћбщие нормы, которых большинство в финансовом праве, устанавливаютсЯ на неопределенный срок действиЯ и утрачивают силу в свЯзи с их отменой или изменением.

‚ременные нормы С это нормы, установленные на определенный срок.Љ временным финансово-правовым нормам относЯтсЯ, преж­де всего, предписаниЯ ежегодно принимаемых нормативных актов о бюджетах на соответствующий финансовый год. ќти нормы действуют, как правило, в течение срока действиЯ соответствующе­го закона (или постановлениЯ органа местного самоуправлениЯ) о бюджете на финансовый год. Ћни содержатсЯ в этих законах и постановлениЯх, а также в обеспечивающих (конкретизирующих) их нормативных актах. Ќапример, в 1998 г. в соответствии с ”едеральным законом ЗЋ федеральном бюджете на 1998 годИ было принЯто постановление Џравительства ђ” ЗЋ порЯдке пре­доставлениЯ в 1998 году налогоплательщикам отсрочек и (или) рассрочек уплаты налогов и других обЯзательных платежей в фе­деральный бюджетИ, которое содержало нормы, действующие только в 1998 г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.