Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





оссийскаЯ ”едерациЯ и субъекты ђ” как субъекты финансового права



ђоссийскаЯ ”едерациЯ и субъекты ђ” как субъекты финансового права

Ћбщие ха­рактеристики этих субъектов в качестве субъектов финансового права в значительной мере производны от характеристик государ­ства. ‚ свЯзи с этим государство можно рассматривать как обоб­щенный субъект финансового права.

ѓосударство (ђоссийскаЯ ”едерациЯ в целом и субъекты ђ”) ЯвлЯетсЯ субъектом финансового права, обладаЯ компетенцией в области финансовой деЯтельности, котораЯ закреплена в Љон­ституции ђ”, Ќалоговом кодексе ђ”, Ѓюджетном кодексе ђ”, в конституциЯх и уставах субъектов ђ” и других актах.

ЉомпетенциЯ государства в области финансовой деЯтельнос­ти выражаетсЯ чаще всего в его суверенных правах в этой области, к которым, в частности, относЯтсЯ: право на установление нало­гов, утверждение бюджетов (федерального и субъектов ”едера­ции) и др. ‘ледовательно, государство, будучи субъектом финан­сового права, чаще всего выступает как властвующий субъект, т.е. суверен. Ћднако одновременно государство часто выступает в качестве государства-собственника, т.е. казны1. ќто обусловлено тем, что суверенные права государства в области финансовой де­Ятельности затрагивают, прежде всего, бюджет, государственные внебюджетные фонды, которые ЯвлЯютсЯ составной частью каз­ны. Љазна же в соответствии со ст. 214 ѓЉ ђ” есть государственнаЯ собственность.

Љ числу суверенных прав ђоссийской ”едерации относЯтсЯ, прежде всего, ее материальные бюджетные права. ќто следует из ст. 71 Љонституции ђ”, котораЯ относит к ведению ђоссийской ”едерации федеральный бюджет, а также из рЯда статьей Ѓюджетного кодекса ђ”, раскрывающих права ђоссийской ”едера­ции на федеральный бюджет.

Љ материальным бюджетным пра­вам ђоссийской ”едерации относЯтсЯ:

а) право на собственный бюджет;

б) право на получение бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;

в) право на использование бюджетных средств;

г) право на распределение бюджетных доходов между бюджетами данной территории;

д) право на образование и ис­пользование в рамках бюджета целевых фондов.

ќти права зафиксированы в ЃЉ. ‘уверенные права ђоссийской ”е­дерации на собственный бюджет есть одновременно и право го­сударственной собственности, ибо согласно ст. 214 ѓЉ ђ” сред­ства соответствующего бюджета составлЯют государственную казну.

?сходЯ из этого ђоссийскаЯ ”едерациЯ, ЯвлЯЯсь субъектом материальных бюджетных прав, выступает одновременно как го­сударство-суверен и государство-казна.

?сходЯ из ст. 71 Љонституции ђ” к суверенным правам ђос­сийской ”едерации в сфере финансовой деЯтельности следует от­носить не только материальные бюджетные права, но и процес­суальные. ќти права ђоссийской ”едерации неразрывны между собой. Џрава ђоссийской ”едерации на получение, распределе­ние, использование бюджетных доходов определены, ограничены и т.д. ежегодно принимаемым законом о федеральном бюджете, который как раз и ЯвлЯетсЯ ре­зультатом реализации процессуальных бюджетных прав ђоссий­ской ”едерации на рассмотрение, утверждение федерального бюд­жета и отчета о его исполнении. Ђ.‚. Њицкевич и P.O. •алфина, занимавшиесЯ проблемами государства как субъекта права, под­черкивали, что в праве на утверждение бюджета и отчета о его исполнении находит выражение государственный суверенитет. ‚ свЯзи с этим ђоссийскаЯ ”едерациЯ в целом ЯвлЯетсЯ субъектом права на рассмотрение и утверждение бюджета, а также от­чета о его исполнении.

Џомимо отмеченного. ђоссийскаЯ ”едерациЯ в целом должна признаватьсЯ субъектом финансового права в отношении права на установление федеральных налогов и сборов.‚ этих случаЯх ђоссийскаЯ ”едерациЯ реализует свои суверенные права, что сле­дует из ст. 71 и 72 Љонституции ђ”, котораЯ относит к ведению ђоссийской ”едерации федеральные налоги и сборы.

ђоссийскаЯ ”едерациЯ в целом должна рассматриватьсЯ как субъект финансового права и в случае взиманиЯ (включаЯ принудительное) федеральных налоговых платежей. ‚ ђоссийской ”едерации право государства на взимание налоговых платежей не зафиксировано в Љонституции ђ”. Ћ его существовании можно сделать вывод при анализе ст. 1 и 2 Ќалогового кодекса ђ”, где записано, что ЗЌастоЯщий кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложениЯ страховыми взносами, а также общие принципы налогообложениЯ и сборов в ђоссийской ”едерации...И (п. 2 ст. 1), а Ззаконодательство о налогах и сборах регулирует властные отношениЯ по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в ђоссийской ”едерации...И (п. 1 ст. 2). Џод взиманием федеральных налоговых платежей следует понимать право ђоссийской ”едерации требовать их уплаты от субъектов, обЯзанных их уплачивать.ќто право государства проЯвлЯетсЯ в налоговой обЯзанности,где у плательщика существует обЯзанность уплатить налоговый платеж, а у государства право требовать его уплаты. Џраво ђоссийской ”еде­рации на принудительное взимание налоговых платежей также не зафиксировано в Љонституции ђ”, но его наличие можно предположить из анализа ст. 45, 46 ЏЉ ђ”. Џод принудительным взиманием федеральных налогов, сборов, страховых взносов следует понимать право ђоссийской ”едерациив целом на при­менение мер принудительного исполнениЯ обЯзанности по их уплате.

Џрава ђоссийской ”едерации на взимание (включаЯ принудительное) налоговых платежей производны от ее суверенного права на установление налоговых платежей, и также ЯвлЯютсЯ суверенными. Ћни не принадлежат и не могут принадлежать никому другому, а потому должны рассматриватьсЯ как проЯвление верховенства государства по отношению ко всем другим властЯм, которые воз­никают в процессе жизнедеЯтельности общества. Ќе случайно французский ученый Џ.Њ. ѓодме отмечает, что право взыскивать налоги всегда было частью суверенных прав, так же как чеканка монеты и отправление правосудиЯ. Ђ право взиманиЯ налогов за­креплено в конституциЯх рЯда развитых стран. Ќапример, соглас­но Љонституции ”ранцузской ђеспублики (1958 г.) взимание на­логов ЯвлЯетсЯ прерогативой государства в лице Џарламента, ко­торый устанавливает Зставки и способы взиманиЯ всЯкого рода налоговИ (ст. 34), а также дает Џравительству разрешение на взи­мание налогов (ст. 47). Џо Љонституции ‘?Ђ, Љонгресс имеет право устанавливать и взимать налоги (раздел 8, поправка XVI).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.