|
|||
IV. ‘пецифические признаки финансово-правовой нормы обусловленные структурой нормы.3. Ћсобенность финансово-правовых норм заключаетсЯ и в том, что они ЯвлЯютсЯ средством реализации общественных, т.е. публичных, а не частных интересов. ќто обусловлено принадлежностью финансового права к праву публичному, а в конечном итоге, опЯть-таки особенностЯми предмета финансово-правового регулированиЯ. ”инансоваЯ деЯтельность государства и муниципальных образований, будучи объективно обусловлена экономическим строем общества, производственными отношениЯми и т.д., детерминирована насущными потребностЯми и интересами больших масс людей С классов, социальных групп, общества в целом. ќто интерес к оптимальному регулированию экономической жизни, к оказанию помощи социально незащищенным гражданам, к наличию боеспособной армии, сильной милиций и т.д. Џри этом, интерес к финансовому обеспечению государства, к получению от него финансовой помощи, существующий на уровне больших социальных общностей, сочетаетсЯ с интересом самого государства к поддержанию своего собственного существованиЯ. ќто естественно, так как финансовые ресурсы необходимы государству не только длЯ того, чтобы реализовать социальные интересы, воплощающиесЯ в его задачах и функциЯх, но и длЯ того, чтобы содержать свой аппарат, государственные структуры, которые непосредственно обеспечивают реализацию социальных интересов. Ћтсюда государство мобилизует денежные средства длЯ того, чтобы израсходовать их на социально значимые мероприЯтиЯ. ‚ свЯзи с этим финансово-правовые нормы ЯвлЯютсЯ средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства. ќтим они отличаютсЯ от норм частного права (гражданского, семейного, трудового и т.д.), ЯвлЯющихсЯ средством реализации интересов отдельных субъектов хозЯйствованиЯ, физических лиц и др. 4. ”инансово-правовые нормы отличаютсЯ от других норм в системе права своей нестабильностью, что обусловлено двумЯ причинами. ‚о-первых, отношениЯ, возникающие в процессе финансовой деЯтельности государства и муниципальных образований, ЯвлЯютсЯ в своей основе экономическими, а значит, подвержены различным экономическим колебаниЯм, которые определЯютсЯ влиЯнием политики на экономику, структурными перестройками в системе управлениЯ и проч. Ќестабильностьотношений, составлЯющих предмет финансово-правового регулированиЯ, приводит, в принципе, к нестабильности самого финансово-правового регулированиЯ и прежде всего к отмене устаревших и поЯвлению новых финансово-правовых норм. Џричем в условиЯх экономической нестабильности в государстве эти процессы ускорЯютсЯ. ‚о-вторых, бюджетно-правовые отношениЯ, охватываемые сферой финансовой деЯтельности государства и муниципальных образований, нестабильны изначально. Ћни существуют в рамках правовых актов о бюджете, которые действуют только в течение финансового года. ’аким образом, бюджетно-правовые нормы как часть финансово-правовых периодически вступают в силу с принЯтием соответствующих законов о бюджете и утрачивают свою силу с окончанием финансового года. III. ”инансово-правовые нормы имеют рЯд особенностей, обусловленных методом финансово-правового регулированиЯ, в качестве которого выступает метод властных предписаний. 1. Џрежде всего, финансово-правовые нормы С в подавлЯющем большинстве ЯвлЯютсЯ обЯзывающими (или императивными), т.е. ими устанавливаютсЯ обЯзанности самых различных субъектов финансового права.ќто вполне естественно, ибо метод властных предписаний, доминирующий в финансовом праве, предполагает, что решение любого вопроса осуществлЯетсЯ волей одной стороны, а именно: государства или муниципального образованиЯ. ѓосударство устанавливает в законах, а муниципальное образование С в решениЯх конкретные правила поведениЯ, обЯзываЯ субъектов к их исполнению. Ќапример, государство, установив налоги, не оставлЯет субъектам никакой самостоЯтельности, а только обЯзывает к их уплате в точном соответствии со своими требованиЯми. ?мперативностьфинансово-правовых норм распространЯетсЯ, как на субъектов издающих властные предписаниЯ, так и на субъектов, следующих им. ѓосударственные органы, уполномоченные давать властные предписаниЯ, сами свЯзаны требованиЯми финансово-правовых норм. ’ак, налоговый орган по результатам рассмотрениЯ акта налоговой проверки дает властные предписаниЯ по уплате недоимок в бюджет и т.д. Џри этом, в Ќалоговом кодексе ђ” определены требованиЯ к такого рода предписаниЯм и свобода воли налогового органа очень мала. 2. Љроме того, значительную часть финансово-правовых норм составлЯют компетенционные нормы, т.е. такие, которыми устанавливаетсЯ компетенциЯ государственных органов и органов местного самоуправлениЯ в области финансов. Џримером могут ЯвлЯтьсЯ нормы ст. 7, 8, 9 ЃЉ ђ”, установившие компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправлениЯ в области регулированиЯ бюджетных правоотношений. ‚ законодательстве компетенционные нормы чаще всего даютсЯ в нейтральной формулировке или формулируютсЯ через права соответствующих субъектов. Ќапример, в норме ст. 31 ЌЉ ђ” компетенциЯ налоговых органов определена через их права. Ћднако компетенционные нормы нельзЯ рассматривать как исключительно управомочивающие, так как длЯ государственного органа и органа местного самоуправлениЯ все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права в классическом понимании, т.е. такие, которые Зорган может использовать и не использовать исключительно по собственному свободному усмотрению, а служение государству, т.е. в широком плане С выполнение обЯзанностей перед нимИ1. ?наче говорЯ, это такие права, которые государственный орган или орган местного самоуправлениЯ обЯзан реализовать при соответствующих обстоЯтельствах. ‚ свЯзи с этим, в науке принЯто считать, что компетенционнаЯ норма устанавливает полномочие государственного органа или органа местного самоуправлениЯ, которое отражает неразрывность прав и обЯзанностей этого органа. 3. Ќаконец, в финансовом праве имеют место правовые нормы, устанавливающие права субъектов финансового права в классическом их понимании, т.е. не обремененные признаком обЯзательности. Ћднако число таких норм относительно обЯзывающих (императивных) и компетенционных относительно невелико. ќто опЯть-таки обусловлено методом властных предписаний, доминирующим в финансовом праве, длЯ которого не характерно предоставление субъектам права свободы усмотрениЯ, возможности выбора поведениЯ. Џримером ЯвлЯетсЯ норма ст. 21 ЌЉ ђ”, закреплЯющаЯ права налогоплательщиков (плательщиков сборов), которые налогоплательщик может реализовать или не реализовать в зависимости от его усмотрениЯ. ‘реди них: право на использование налоговых льгот; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов; на получение отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита и т.д. Ћсобенность управомочивающих финансово-правовых норм состоит в том, что они в большинстве случаев производны, вторичны от обЯзывающих. Ћни как бы ЗпривЯзаныИ к обЯзывающей (императивной) финансово-правовой норме, образуЯ с ней целый комплекс норм. Ќапример, все управомочивающие нормы ст. 21 ЌЉ ђ” производны от нормы п. 1 ст. 23 ЌЉ ђ”, закреплЯющей обЯзанность уплаты налога и сбора. Ѓез этой нормы управомочивающие нормы не имели бы никакого смысла и у субъектов финансового права не возникало бы потребности в их реализации. Џреобладание в системе финансово-правовых норм обЯзывающих (императивных), компетенционных норм, а также специфика управомочивающих финансово-правовых норм. позволЯет констатировать, что в целом они имеют императивный характер. IV. ‘пецифические признаки финансово-правовой нормы обусловленные структурой нормы. ‘труктура нормы права - это еЮ смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностЯм регулированиЯ отношений между лицами. Ќормы права можно излагать при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживаетсЯ формула (структура нормы): "…слиЙ, тоЙ, иначеЙ". ќлементы структуры норм права: · ѓипотеза - это элемент нормы, который описывает жизненные обстоЯтельства, при наступлении которых возникают определЮнные отношениЯ. · „испозициЯ - это элемент нормы, в котором устанавливаетсЯ отношение, возникающее при наличии обстоЯтельств, предусмотренных гипотезой. · ‘анкциЯ - это элемент нормы, в котором определЯютсЯ меры ответственности субъектов права в случае совершениЯ ими действий, которые противоречат отношениЯм, установленным диспозицией нормы. Ћпределение элементов в структуре нормы права показывает, что структура правовой нормы подчинена законам логики и закономерностЯм отношений между лицами. ‡акономерности отношений между лицами - это объективнаЯ зависимость субъектов права друг от друга в определЮнных жизненных ситуациЯх. Џри помощи структурных элементов нормы подмечаетсЯ эта зависимость. ‡аконы логики - это последовательный ход рассуждений, при котором одна логическаЯ посылка нанизываетсЯ на другую и при этом не возникает противоречиЯ между предположением и выводом. ‘оотношение нормы права и закона поливариантно: 1. Ќорма права и статьЯ закона совпадают. 2. Ќесколько норм включаютсЯ в одну статью. Ћдна норма расположена в нескольких статьЯх ”инансово-правовые нормы, как и все иные, имеют структуру. Џод структурой финансово-правовой нормы понимаетсЯ ее внутреннее строение, ее составные части. ‚ структуре финансово-правовой нормы выделЯютсЯ: гипотеза, диспозициЯ, санкциЯ. 1. ѓипотеза С это перваЯ часть финансово-правовой нормы. ‚ ней указываетсЯ на те условиЯ, при наличии которых субъекту следует руководствоватьсЯ данной нормой. ѓипотеза имеет место во всЯкой финансово-правовой норме. Ћбычно она формулируетсЯ с использованием слова ЗеслиИ и гораздо реже С с использованием слова Зв случаеИ. …сли же эти слова отсутствуют, то они подразумеваютсЯ. Ќапример, норма п. 1 ст. 74 ЌЉ ђ” сформулирована так: З‚ случае изменениЯ сроков исполнениЯ обЯзанностей по уплате налогов обЯзанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительствомИ. ѓипотеза в этой норме выражена фразой: З‚ случае изменениЯ сроков исполнениЯ обЯзанностей по уплате налогов...И. ЋсобенностЯми гипотезы финансово-правовой нормы ЯвлЯетсЯ ее обЯзательность, определенность (указывает на то, что только при наличии в норме четко названных условий и обстоЯтельств и их исчерпывающего перечнЯ может возникнуть отношение между субъектами)и, как правило, сложность (обусловлена наличием нескольких условий, при которых может быть реализована даннаЯ норма). Ќапример, норма, обЯзывающаЯ физическое лицо уплатить налог на доходы, может быть реализована при наличии нескольких условий. …сли физическое лицо (гражданин, иностранец или лицо без гражданства) получило в календарном году доходы. …сли эти доходы не подпадают под исключениЯ и уменьшениЯ из совокупного годового дохода, установленные ЌЉ. …сли они получены в денежной (в рублЯх и иностранной валюте) или натуральной форме. …сли на них не распространЯютсЯ льготы. …сли они получены на территории страны или из источников, находЯщихсЯ на территории ђоссии, а длЯ лиц, имеющих постоЯнное место жительства в ђоссии и за пределами ђоссийской ”едерации.
|
|||
|