Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





IV. ‘пецифические признаки финансово-правовой нормы обуслов­ленные структурой нормы.



3. Ћсобенность финансово-правовых норм заключаетсЯ и в том, что они ЯвлЯютсЯ средством реализации общественных, т.е. пуб­личных, а не частных интересов. ќто обусловлено принадлеж­ностью финансового права к праву публичному, а в конечном итоге, опЯть-таки особенностЯми предмета финансово-правового регулированиЯ. ”инансоваЯ деЯтельность государства и муници­пальных образований, будучи объективно обусловлена экономи­ческим строем общества, производственными отношениЯми и т.д., детерминирована насущными потребностЯми и интересами боль­ших масс людей С классов, социальных групп, общества в целом. ќто интерес к оптимальному регулированию экономической жизни, к оказанию помощи социально незащищенным гражда­нам, к наличию боеспособной армии, сильной милиций и т.д. Џри этом, интерес к финансовому обеспечению государства, к получе­нию от него финансовой помощи, существующий на уровне боль­ших социальных общностей, сочетаетсЯ с интересом самого госу­дарства к поддержанию своего собственного существованиЯ. ќто естественно, так как финансовые ресурсы необходимы государст­ву не только длЯ того, чтобы реализовать социальные интересы, воплощающиесЯ в его задачах и функциЯх, но и длЯ того, чтобы содержать свой аппарат, государственные структуры, которые непосредственно обеспечивают реализацию социальных инте­ресов. Ћтсюда государство мобилизует денежные средства длЯ того, чтобы израсходовать их на социально значимые мероприЯ­тиЯ. ‚ свЯзи с этим финансово-правовые нормы ЯвлЯютсЯ сред­ством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государст­ва. ќтим они отличаютсЯ от норм частного права (гражданского, семейного, трудового и т.д.), ЯвлЯющихсЯ средством реализа­ции интересов отдельных субъектов хозЯйствованиЯ, физических лиц и др.

4. ”инансово-правовые нормы отличаютсЯ от других норм в сис­теме права своей нестабильностью, что обусловлено двумЯ при­чинами.

‚о-первых, отношениЯ, возникающие в процессе финан­совой деЯтельности государства и муниципальных образований, ЯвлЯютсЯ в своей основе экономическими, а значит, подвержены различным экономическим колебаниЯм, которые определЯютсЯ влиЯнием политики на экономику, структурными перестройками в системе управлениЯ и проч. Ќестабильностьотношений, составлЯющих пред­мет финансово-правового регулированиЯ, приводит, в принципе, к нестабильности самого финансово-правового регулированиЯ и прежде всего к отмене устаревших и поЯвлению новых финансо­во-правовых норм. Џричем в условиЯх экономической нестабиль­ности в государстве эти процессы ускорЯютсЯ.

‚о-вторых, бюджетно-правовые отношениЯ, охватываемые сферой финансовой деЯтельности государства и муниципальных образований, нестабильны изначально. Ћни существуют в рамках правовых актов о бюджете, которые действуют только в течение финансового года. ’аким образом, бюджетно-правовые нормы как часть финансово-правовых периодически вступают в силу с принЯтием соответст­вующих законов о бюджете и утрачивают свою силу с окончанием финансового года.

III. ”инансово-правовые нормы имеют рЯд особенностей, обуслов­ленных методом финансово-правового регулированиЯ, в качестве которого выступает метод властных предписаний.

1. Џрежде всего, финансово-правовые нормы С в подавлЯющем большинстве ЯвлЯютсЯ обЯзывающими (или императивными), т.е. ими устанавливаютсЯ обЯзанности самых различных субъек­тов финансового права.ќто вполне естественно, ибо метод власт­ных предписаний, доминирующий в финансовом праве, предпо­лагает, что решение любого вопроса осуществлЯетсЯ волей одной стороны, а именно: государства или муниципального образованиЯ. ѓосударство устанавливает в законах, а муниципальное образова­ние С в решениЯх конкретные правила поведениЯ, обЯзываЯ субъектов к их исполнению. Ќапример, государство, устано­вив налоги, не оставлЯет субъектам никакой самостоЯ­тельности, а только обЯзывает к их уплате в точном соответствии со своими требованиЯми. ?мперативностьфинансово-правовых норм распространЯетсЯ, как на субъектов издающих властные предписаниЯ, так и на субъектов, следующих им. ѓосударствен­ные органы, уполномоченные давать властные предписаниЯ, сами свЯзаны требованиЯми финансово-правовых норм. ’ак, налого­вый орган по результатам рассмотрениЯ акта налоговой проверки дает властные пред­писаниЯ по уплате недоимок в бюджет и т.д. Џри этом, в Ќалоговом кодексе ђ” определены требованиЯ к такого рода пред­писаниЯм и свобода воли налогового органа очень мала.

2. Љроме того, значительную часть финансово-правовых норм составлЯют компетенционные нормы, т.е. такие, которыми ус­танавливаетсЯ компетенциЯ государственных органов и органов местного самоуправлениЯ в области финансов. Џримером могут ЯвлЯтьсЯ нормы ст. 7, 8, 9 ЃЉ ђ”, установившие компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправле­ниЯ в области регулированиЯ бюджетных правоотношений. ‚ за­конодательстве компетенционные нормы чаще всего даютсЯ в ней­тральной формулировке или формулируютсЯ через права соответ­ствующих субъектов. Ќапример, в норме ст. 31 ЌЉ ђ” компетен­циЯ налоговых органов определена через их права. Ћднако ком­петенционные нормы нельзЯ рассматривать как исключительно управомочивающие, так как длЯ государственного органа и органа местного самоуправлениЯ все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права в классическом понимании, т.е. такие, которые Зорган может использовать и не использовать исключи­тельно по собственному свободному усмотрению, а служение го­сударству, т.е. в широком плане С выполнение обЯзанностей перед нимИ1. ?наче говорЯ, это такие права, которые государст­венный орган или орган местного самоуправлениЯ обЯзан реали­зовать при соответствующих обстоЯтельствах. ‚ свЯзи с этим, в науке принЯто считать, что компетенционнаЯ норма устанавли­вает полномочие государственного органа или органа местного самоуправлениЯ, которое отражает неразрывность прав и обЯзан­ностей этого органа.

3. Ќаконец, в финансовом праве имеют место правовые нормы, устанавливающие права субъектов финансового права в класси­ческом их понимании, т.е. не обремененные признаком обЯзательности. Ћднако число таких норм относительно обЯзывающих (императивных) и компетенционных относительно невелико. ќто опЯть-таки обусловлено методом властных предписаний, домини­рующим в финансовом праве, длЯ которого не характерно предо­ставление субъектам права свободы усмотрениЯ, возможности вы­бора поведениЯ. Џримером ЯвлЯетсЯ норма ст. 21 ЌЉ ђ”, закреп­лЯющаЯ права налогоплательщиков (плательщиков сборов), ко­торые налогоплательщик может реализовать или не реализовать в зависимости от его усмотрениЯ. ‘реди них: право на использо­вание налоговых льгот; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов; на по­лучение отсрочки, рассрочки или инвестици­онного налогового кредита и т.д. Ћсобенность управомочивающих финансово-правовых норм состоит в том, что они в большинстве случаев производны, вторичны от обЯзывающих. Ћни как бы ЗпривЯзаныИ к обЯзывающей (императивной) финансово-право­вой норме, образуЯ с ней целый комплекс норм. Ќапример, все управомочивающие нормы ст. 21 ЌЉ ђ” производны от нормы п. 1 ст. 23 ЌЉ ђ”, закреплЯющей обЯзанность уплаты налога и сбора. Ѓез этой нормы управомочивающие нормы не имели бы ни­какого смысла и у субъектов финансового права не возникало бы потребности в их реализации.

Џреобладание в системе финансово-правовых норм обЯзыва­ющих (императивных), компетенционных норм, а также спе­цифика управомочивающих финансово-правовых норм. позволЯ­ет констатировать, что в целом они имеют императивный ха­рактер.

IV. ‘пецифические признаки финансово-правовой нормы обуслов­ленные структурой нормы.

‘труктура нормы права - это еЮ смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностЯм регулированиЯ отношений между лицами. Ќормы права можно излагать при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживаетсЯ формула (структура нормы): "…слиЙ, тоЙ, иначеЙ".

ќлементы структуры норм права:

· ѓипотеза - это элемент нормы, который описывает жизненные обстоЯтельства, при наступлении которых возникают определЮнные отношениЯ.

· „испозициЯ - это элемент нормы, в котором устанавливаетсЯ отношение, возникающее при наличии обстоЯтельств, предусмотренных гипотезой.

· ‘анкциЯ - это элемент нормы, в котором определЯютсЯ меры ответственности субъектов права в случае совершениЯ ими действий, которые противоречат отношениЯм, установленным диспозицией нормы.

Ћпределение элементов в структуре нормы права показывает, что структура правовой нормы подчинена законам логики и закономерностЯм отношений между лицами.

‡акономерности отношений между лицами - это объективнаЯ зависимость субъектов права друг от друга в определЮнных жизненных ситуациЯх. Џри помощи структурных элементов нормы подмечаетсЯ эта зависимость.

‡аконы логики - это последовательный ход рассуждений, при котором одна логическаЯ посылка нанизываетсЯ на другую и при этом не возникает противоречиЯ между предположением и выводом.

‘оотношение нормы права и закона поливариантно:

1. Ќорма права и статьЯ закона совпадают.

2. Ќесколько норм включаютсЯ в одну статью.

Ћдна норма расположена в нескольких статьЯх

”инансово-правовые нормы, как и все иные, имеют структу­ру. Џод структурой финансово-правовой нормы понимаетсЯ ее внутреннее строение, ее составные части. ‚ структуре финансово-правовой нормы выделЯютсЯ: гипотеза, диспозициЯ, санкциЯ.

1. ѓипотеза С это перваЯ часть финансово-правовой нормы. ‚ ней указываетсЯ на те условиЯ, при наличии которых субъекту следует руководствоватьсЯ данной нормой. ѓипотеза имеет место во всЯкой финансово-правовой норме. Ћбычно она формулируетсЯ с использованием слова ЗеслиИ и гораздо реже С с использовани­ем слова Зв случаеИ. …сли же эти слова отсутствуют, то они подра­зумеваютсЯ. Ќапример, норма п. 1 ст. 74 ЌЉ ђ” сформулирова­на так: З‚ случае изменениЯ сроков исполнениЯ обЯзанностей по уплате налогов обЯзанность по уплате налогов может быть обеспе­чена поручительствомИ. ѓипотеза в этой норме выражена фразой: З‚ случае изменениЯ сроков исполнениЯ обЯзанностей по уплате налогов...И.

ЋсобенностЯми гипотезы финансово-правовой нормы ЯвлЯетсЯ ее обЯзательность, определенность (указывает на то, что только при наличии в норме четко названных условий и обстоЯтельств и их исчерпывающего перечнЯ может возникнуть отношение между субъектами)и, как правило, сложность (обусловлена наличием нескольких условий, при которых может быть реализована даннаЯ норма).

Ќапример, норма, обЯзывающаЯ физическое лицо уплатить налог на доходы, может быть реализована при наличии нескольких условий. …сли физическое лицо (гражданин, иностранец или лицо без гражданства) получило в календарном году доходы. …сли эти доходы не подпадают под исключениЯ и уменьшениЯ из совокупного годового дохода, установленные ЌЉ. …сли они получены в денежной (в рублЯх и иностранной валюте) или натуральной форме. …сли на них не распространЯютсЯ льготы. …сли они получены на территории страны или из источников, находЯщихсЯ на территории ђоссии, а длЯ лиц, имеющих постоЯнное место жительства в ђоссии и за пределами ђоссийской ”едерации.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.