|
||||
Путешествие в музыкальные страны—Оперу, Балет, Симфонию, Концерт (18 ч) ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Путешествие в музыкальные страны—Оперу, Балет, Симфонию, Концерт (18 ч) | ||||
Песня, танец, марш зовут в путешествие (1) Цель урока: углубить представление об основных жанрах музыки Задачи урока: 1) актуализация представлений о первичных жанрах музыки — песне, танце и марше; 2) закрепление умения различать песню, танец и марш в процессе восприятия музыки; 3) совершенствование умения использовать выразительные особенности песни, танца и марша в собственной художественной деятельности; 4) развитие воображения, фантазии | С. 10—17 | |||
Музыкальное путешествие в страну Оперу (1) Цель урока: сформировать первичное представление о жанре оперы. Задачи урока: 1) актуализация преставлений о жанре песни; 2) ознакомление с основными понятиями жанра оперы; 3) ознакомление со специфическими особенностями оперы; 4) развитие ассоциативно-образного мышления, фантазии | С. 18—19 | |||
О чем рассказывают песня, танец, марш в опере (2) Цель урока: сформировать представление об особенностях бытования песни, танца и марша в опере. Задачи урока: 1) расширение представлений о жанре оперы; 2) ознакомление с фрагментами опер; 3) формирование умения распознавать жанры песни, танца и марша в процессе восприятия фрагментов оперного спектакля; 4) формирование умения исполнять песню с элементами театрализации; 5) развитие слушательской и исполнительской культуры | С. 20—29 | |||
Музыкальное путешествие в страну Балет (1) Цель урока: сформировать первичное представление о жанре балета. Задачи урока: 1) актуализация преставлений о жанре танца; 2) ознакомление с основными понятиями жанра балета; 3) выявление особенностей балета как синтетического вида искусства; 4) формирование умения создавать художественный образ пластическими средствами; 5) развитие воображения и фантазии | С. 30—31 | |||
О чем рассказывают танец, марш в балете (2) Цель урока: сформировать представление об особенностях бытования танца и марша в балете. Задачи урока: 1) расширить представления о жанре балета; 2) формирование умения распознавать жанры танца и марша в процессе восприятия фрагментов балетного спектакля; 3) формирование умения создавать художественный образ пластическими средствами; 4) развитие слушательской и исполнительской культуры | С. 32—38 | |||
Как дружат с музыкой другие виды искусства (1) Цель урока: обобщить представления о взаимосвязи музыки с другими видами искусства. Задачи урока: 1) дать общее представление о существующих видах искусства; 2) формирование представлений о взаимосвязи и взаимопроникновении искусств; 3) формирование умения сочетать собственную музыкальную деятельность с элементами других видов искусств; 4) развитие навыков творческой деятельности | Примерный музыкальный репертуар (по выбору учителя) | |||
Путешествие в страну Симфонию (1) Цель урока: сформировать первичное представление о жанре симфонии. Задачи урока: 1) выявление особенностей жанра симфонии; 2) ознакомление с фрагментами симфоний; 3) формирование умения наблюдать за изменениями характера знакомой мелодии в симфонической музыке; 4) формирование слушательской культуры учащихся | С. 39 | |||
Песня, танец, марш рассказывают без слов (2) Цель урока: сформировать представление об особенностях бытования песни, танца и марша в симфонии. Задачи урока: 1) ознакомление с превращением мелодии песни в симфонию; 2) расширить представления о жанре симфонии; 3) развитие умения распознавать жанры песни, танца и марша в процессе восприятия фрагментов симфонической музыки; 4) развитие слушательской и исполнительской культуры | С. 40—41 | |||
Инструменты симфонического оркестра (2) Цель урока: сформировать первичное представление о симфоническом оркестре. Задачи урока: 1) актуализация представлений о музыкальных инструментах и их особенностях; 2) ознакомление с составом симфонического оркестра; 3) формирование представлений о выразительных возможностях симфонического оркестра; 4) развитие умения различать инструменты симфонического оркестра по тембру; 5) развитие тембрового слуха | С. 38 | |||
Музыкальное путешествие в страну Концерт (1) Цель урока: сформировать первичное представление о жанре концерта. Задачи урока: 1) формирование представления о концерте как музыкальном состязании; 2) введение понятия концерт; 3) развитие умения прослеживать противостояние солирующего инструмента и оркестра; 4) развитие слушательной культуры | С. 43 | |||
Музыкальное состязание (2) Цель урока: дать представление о выразительном языке жанра концерт. Задачи урока: 1) осмысление роли и значения принципа состязания; 2) формирование умения осознанного восприятия принципа музыкального состязания; 3) обучение моделированию музыкального состязания в процессе элементарного музицирования; 4) развитие музыкального слуха; 5) развитие ассоциативно-образного мышления | С. 44 | |||
Куда привели нас песня, танец, марш (1) Цель урока: обобщить представление о жанрах: опера, балет, симфония и концерт. Задачи урока: 1) систематизация представлений о характерных особенностях основных жанров в музыке; 2) совершенствование умения распознавать песню, танец, марш в процессе восприятия оперы, балета, симфонии, концерта; 3) развитие слушательской и исполнительской культуры | С. 51, 120—126 | |||
Обобщающий урок (1) Цель урока: обобщить знания, полученные в течение года. Задачи урока: 1) систематизация представлений о средствах музыкальной выразительности и жанрах музыки; 2) использование умений, полученных в течение года, в собственной художественной деятельности; 3) развитие слушательской и исполнительской культуры | Примерный музыкальный репертуар (по выбору учителя) |
3 класс
(35 ч в год, ч в неделю)
1. Гуляева, А. Р. Музыка : вучэб. дапаможнік для 3 класа агульнаадукацыйных устаноў / А. Р. Гуляева [і інш.]. Мінск : Мастацкая літаратура, 2008.
№ урока | Дата | Тема, цели и задачи урока | Материал учебного пособия | |
I ЧТВЕРТЬ Песенный, танцевальный, маршевый характер музыкальной речи (8 ч) | ||||
Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи (1) Цель урока: сформировать представление о песенном, танцевальном, маршевом характере музыкальной речи. Задачи урока: 1) актуализация представлений о первичных музыкальных жанрах – песне, танце, марше; 2) актуализация представлений о средствах музыкальной выразительности; 3) формирование первичных представлений о песенности, танцевальности, маршевости; 4) совершенствование умений самостоятельно использовать средства музыкальной выразительности в собственной художественной деятельности | С. 4—5 | |||
Песенный характер музыкальной речи (1) Цель урока: сформировать представление о характерных особенностях песенной музыкальной речи. Задачи урока: 1) введение понятия песенность; 2) ознакомление с основными характеристиками песенной музыкальной речи; 3) совершенствование умений кантиленного пения; 4) развитие мелодического слуха | С. 8—15 | |||
Песенность в инструментальной музыке (1) Цель урока: расширить представления о характерных особенностях песенной музыкальной речи. Задачи урока: 1) введение понятия инструментальная музыка; 2) формирование представлений о специфике проявления характерных особенностей песенности в инструментальной музыке; 3) совершенствование умений инструментального музицирования; 4) формирование слушательской культуры учащихся | С. 8—15 | |||
Танцевальный характер музыкальной речи (1) Цель урока: сформировать представление о характерных особенностях танцевальной музыкальной речи. Задачи урока: 1) введение понятий танцевальность, акцент; 2) ознакомление с основными характеристиками танцевальности; 3) формирование умения читать ритмическую запись; 4) развитие ритмического чувства | С. 15—26 | |||
Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке (1) Цель урока: расширить представления о характерных особенностях танцевальной музыкальной речи. Задачи урока: 1) дифференциация понятий танец и танцевальность; 2) формирование представлений о специфике проявления характерных особенностей танцевальности в вокальной и инструментальной музыке; 3) совершенствование умений выразительного пения и инструментального музицирования; 4) формирование слушательской культуры учащихся | С. 15—26 | |||
Маршевый характер музыкальной речи (1) Цель урока: сформировать представление о характерных особенностях маршевой музыкальной речи. Задачи урока: 1) введение понятий маршевость, пунктирный ритм; 2) ознакомление с характерными особенностями маршевой музыкальной речи; 3) совершенствование умений выразительно двигаться под музыку; 4) развитие чувства метроритма | С. 27—35 | |||
Маршевость в вокальной и инструментальной музыке (1) Цель урока: расширить представления о характерных особенностях маршевой музыкальной речи. Задачи урока: 1) дифференциация понятий марш и маршевость; 2) формирование представлений о специфике проявления характерных особенностей маршевости в вокальной и инструментальной музыке; 3) совершенствование умений выразительного пения и инструментального музицирования; 4) развитие звуковысотного слуха и ритмического чувства | С. 27—35 | |||
Обобщающий урок (1) Цель: обобщить представления о песенности, танцевальности, маршевости. Задачи урока: 1) систематизация приобретенных знаний, обобщение опыта практической музыкальной деятельности; 2) оперирование понятиями песенность, танцевальность, маршевость; 3) совершенствование исполнительских и слушательских умений учащихся | С. 36—40 | |||
II ЧЕТВЕРТЬ Интонация (8 ч) | ||||
Выразительность слова, музыки, движения, цвета (1) Цель урока: сформировать первоначальные представления об интонации. Задачи урока: 1) ознакомление с интонацией как выразительностью звука, слова, движения, цвета; 2) моделирование интонации звуком, словом, движением, цветом; 3) совершенствование умений выразительного пения, инструментального музицирования, движения под музыку; 4) развитие творческих способностей учащихся | С. 41—45 | |||
Близость речевой и музыкальной интонации (1) Цель урока: сформировать представление об интонации как общей основе речи и музыки. Задачи урока: 1) актуализация имеющегося исполнительского опыта; 2) выявление близости речевой и музыкальной интонации; 3) совершенствование умений исполнять литературные и музыкальные произведения; 4) формирование умения самостоятельно отбирать выразительные средства и использовать их в собственной художественной деятельности | С. 41—45 | |||
«Зерно»-интонация (1) Цель урока: сформировать представление о «зерне»-интонации. Задачи урока: 1) ознакомление с характерными особенностями «зерна»-интонации; 2) формирование умений определять характер «зерна»-интонации; 3) формирование умений исполнять интонации на звуковысотных инструментах; 4) формирование умения самостоятельно создавать «зерна»-интонации различного характера | С. 45— 47 | |||
Выразительная интонация (1) Цель урока: сформировать представление о выразительной интонации. Задачи урока: 1) углубление представлений о выразительности; 2) ознакомление с музыкальными интонациями, выражающими чувство, настроение; 3) совершенствование умений выразительного пения и инструментального музицирования; 4) моделирование выразительных интонаций звуком, словом, движением, цветом | С. 47—55 | |||
Изобразительная интонация (1) Цель урока: сформировать представление об изобразительной интонации. Задачи урока: 1) углубление представлений об изобразительности; 2) ознакомление с музыкальными интонациями, отображающими явления окружающего мира; 3) совершенствование навыка звукоподражания; 4) моделирование изобразительных интонаций звуком, словом, движением, цветом | С. 55—59 | |||
Выразительная и изобразительная интонации встречаются в одном произведении (2) Цель сформироватьпредставление о полиинтонационном характере музыкального произведения. Задачи урока: 1) расширение представлений о выразительных и изобразительных интонациях; 2) формирование умений различать выразительные и изобразительные интонации в музыкальном произведении; 3) совершенствование умений выразительного пения и инструментального музицирования; 4) развитие воображения и фантазии | С. 55—59 | |||
Обобщающий урок (1) Цель урока: обобщить представления учащихся об интонации. Задачи урока: 1) систематизация приобретенных знаний, обобщение опыта практической музыкальной деятельности; 2) оперирование понятиями интонация, «зерно»-интонация, выразительная и изобразительная интонации; 3) совершенствование слушательских и исполнительских умений учащихся | С. 60—64 | |||
III ЧЕТВЕРТЬ Развитие музыки (10 ч) | ||||
Как рассказывают и слушают музыкальные истории (1) Цель урока: сформировать первоначальное представление о развитии музыки. Задачи урока: 1) введение понятия развитие музыки; 2) ознакомление с основными способами музыкального развития; 3) выявление роли средств музыкальной выразительности в развитии музыки; 4) совершенствование слушательских и исполнительских умений учащихся | С. 65—68 | |||
Как развивает музыку композитор (1) Цель урока: сформировать представление о композиторских средствах развития музыки. Задачи урока: 1) актуализация имеющегося опыта музыкальной импровизации; 2) выявление комплекса средств, используемых в деятельности композитора; 3) формирование элементарных композиторских умений; 4) развитие творческих способностей учащихся | С. 67—68; 123—124 | |||
Мелодическое развитие музыки (1) Цель урока: сформировать представление о мелодическом развитии музыки. Задачи урока: 1) углубление представлений учащихся о временном характере музыкального искусства; 2) формирование умений следить за развитием мелодии и отображать его с помощью графического, пластического и пространственного моделирования; 3) развитие звуковысотного слуха и чувства метроритма | С. 69—71 | |||
Динамическое развитие музыки (1) Цель урока: сформировать представление о динамическом развитии музыки. Задачи урока: 1) актуализация представлений о динамической шкале; 2) введение понятий крещендо и диминуэндо; 3) формирование умений следить за динамическим развитием музыки и отображать его с помощью пластического и цветового моделирования; 4) развитие динамического слуха | С. 72—74 | |||
Темповое развитие музыки (1) Цель урока: сформировать представление о темповом развитии музыки. Задачи урока: 1) актуализация представлений о музыкальных темпах; 2) формирование умений следить за темповым развитием музыки и отображать его с помощью пластического моделирования; 3) формирование умений осуществлять развитие музыки с помощью ускорения, замедления, контрастного сопоставления темпов; 4) развитие чувства темпоритма | С. 75—78 | |||
Регистровое и тембровое развитие музыки (1) Цель урока: сформировать представление о регистровом и тембровом развитии музыки. Задачи урока: 1) Актуализация представлений о тембрах голосов, тембрах и регистрах инструментов; 2) формирование умений следить за регистровым и тембровым развитием музыки и отображать его с помощью цветового, пластического, словесного моделирования; 3) формирование умений осуществлять развитие музыки с помощью использования различных тембров инструментов; 4) развитие тембрового слуха | С. 79—82 | |||
Ладовое развитие музыки (1) Цель урока: сформировать представление о ладовом развитии музыки. Задачи урока: 1) актуализация представлений о ладовой окраске музыки; 2) введение понятий мажор, минор, диез, бемоль, бекар; 3) формирование умений следить за ладовым развитием музыки и отображать его с помощью цветового и словесного моделирования; 4) развитие ладового чувства | С. 3—87 | |||
Исполнительское развитие музыки (1) Цель урока: сформировать представление о средствах исполнительского развития музыки. Задачи урока: 1) дифференциация композиторских и исполнительских средств развития музыки; 2) формирование умений самостоятельно отбирать средства исполнительского развития музыки, создавать исполнительский план произведения; 3) совершенствование умений выразительного пения и инструментального музицирования; 4) развитие творческих способностей учащихся | С. 87—92 | |||
Музыкальные диалоги (1) Цель урока: сформировать представление о музыкальном диалоге. Задачи урока: 1)ознакомлениес различными видами музыкального диалога; 2) формирование представлений о строении музыкального диалога; 3) формирование умения моделировать музыкальный диалог; 4) совершенствование импровизационных умений | С. 92—95 | |||
Обобщающий урок (1) Цель урока: обобщить представления о способах и средствах развития музыки. Задачи урока: 1)систематизация приобретенных знаний, обобщение опыта практической музыкальной деятельности; 2) оперирование понятиями развитие музыки, крещендо, диминуэндо, мажор, минор, диез, бемоль, бекар; 3) совершенствование умений прослеживать развитие музыки; 4) совершенствование умений осуществлять развитие музыки при помощи композиторских и исполнительских средств | С. 96 | |||
IV ЧЕТВЕРТЬ Строение (формы) музыки (9 ч) | ||||
Разнообразие строения музыкальных произведений (1) Цель урока: сформировать представление о разнообразии музыкальных форм. Задачи урока: 1) актуализация имеющегося опыта восприятия, исполнения и сочинения музыки; 2) выявление взаимосвязи содержания и формы музыкального произведения; 3) совершенствование аналитических умений; 4) развитие ассоциативно—образного мышления | Материал по выбору учителя | |||
Контрасты и повторы в жизни и музыке (1) Цель: сформировать представление о сущности контраста и повтора в музыке. Задачи урока: 1) актуализация понятий контраст, повтор; 2) дифференциация понятий повтор, сходство; 3) формирование умений отбирать контрастные или сходные средства музыкальной выразительности при решении художественной задачи; 4) формирование элементарных навыков исполнительской интерпретации | С. 97—102 | |||
Из чего состоит музыкальная речь (1) Цель урока: сформировать представление о строении музыкальной речи. Задачи урока: 1) актуализация имеющегося опыта восприятия, исполнения, сочинения музыки; 2) выявление взаимосвязи содержания музыкального произведения и особенностей строения музыкальной речи; 3) введение понятий мотив, фраза, предложение; 4) формирование умения анализировать строение музыкальной речи на слух и по нотной записи | С. 103—104 | |||
Как музыка рассказывает истории, в которых нет контрастов (1) Цель урока: сформироватьпредставление о формепериода. Задачи 1) актуализация представлений о развитии музыки; 2) введение понятия кульминация; 3) формирование умений следить за развитием музыкального образа и отображать его при помощи графических средств; 4) развитие ассоциативно—образного мышления, фантазии и воображения | С. 104—109 | |||
Двухчастная форма (1) Цель урока: сформироватьпредставление о двухчастной форме. Задачи урока: 1) актуализация имеющегося опыта восприятия, исполнения, сочинения музыки; 2) введение понятий куплет, запев, припев; 3) формирование умений определять форму музыкального произведения и отображать ее с помощью графических средств; 4) формирование умений самостоятельно конструировать музыкальное произведение в двухчастной контрастной форме | С. 110—114 | |||
Трехчастная форма (1) Цель урока: сформироватьпредставление о трехчастной форме. Задачи урока: 1) актуализация имеющегося опыта восприятия, исполнения, сочинения музыки; 2) ведение понятия реприза; 3) формирование умений определять форму музыкального произведения и отображать ее с помощью графических средств; 4) формирование умений самостоятельно конструировать музыкальное произведение в трехчастной репризной форме | С. 114—119 | |||
Рондо (1) Цель урока: сформировать представление о форме рондо. Задачи урока: 1) актуализация имеющегося опыта художественной деятельности; 2) введение понятий рефрен, эпизод; 3) формирование умений определять форму музыкального произведения и отображать ее с помощью графических средств; 4) формирование умений самостоятельно конструировать музыкальное произведение в форме рондо | С. 119—121 | |||
Вариации (1) Цель урока: сформировать представление о форме вариаций. Задачи урока: 1) актуализация имеющегося опыта художественной деятельности; 2) введение понятий тема, вариация; 3) формирование умений определять форму музыкального произведения и отображать ее с помощью графических средств; 4) формирование умений самостоятельно конструировать музыкальное произведение в форме вариаций | С. 122—123 | |||
Обобщающий урок (1) Цель урока: обобщение представлений учащихся о строении музыкальных произведений. Задачи урока: 1) систематизация приобретенных знаний и обобщение опыта практической музыкальной деятельности; 2) оперирование понятиями контраст, реприза, куплет, запев, припев, рефрен, эпизод, тема, вариация; 3) совершенствование слушательских, исполнительских и композиторских умений учащихся | С. 125—126 | |||
4 класс
(35 ч в год, ч в неделю)
1. Гуляева, А. Р. Музыка : вучэб. дапаможнік для 4 класа агульнаадукацыйных устаноў / А. Р. Гуляева [і інш.]. Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2008.
№ урока | Дата | Тема, цели и задачи урока | Материал учебного пособия | |
I ПОЛУГОДИЕ Музыкальная культура Беларуси (16 ч) | ||||
Музыка — зеркало жизни и душа народа (1) Цель урока: сформировать представление о многомерности образа Родины в белорусской музыкальной культуре. Задачи урока: 1) ознакомление учащихся с различными гранями национальной музыкальной культуры; 2) закрепление представлений о тесной связи музыки и жизни; 3) совершенствование слушательских и исполнительских умений; 4) воспитание патриотических чувств | С. 5—12; 112—113 | |||
Рождение и жизнь народной песни (2) Цель урока: сформировать представление о песенной культуре белорусского народа. Задачи урока: 1) ознакомление учащихся с характерными особенностями белорусской народной песни; 2) введение понятия вариационность; 3).дифференциация понятий вариация и вариационность; 4) совершенствование вокально-хоровых навыков, формирования умения использовать цепное дыхание | С. 13—20; 109—111 | |||
Осенние песни (1) Цель урока: сформироватьпредставление об осенних народных песнях. Задачи урока: 1) ознакомление учащихся с содержанием и выразительными особенностями народных песен осеннего периода; 2) закрепление представлений о тесной связи музыки и жизни; 3) введение понятий переменный лад и переменный размер; 4)совершенствование вокально-хоровых навыков, формирование умения петь a capella | С. 21—25 | |||
Музыкальные сказки белорусского народа (1) Цель урока: сформировать представление об особенностях воплощения сказочных образов в музыкальной культуре белорусского народа. Задачи урока: 1) ознакомление учащихся с характерными особенностями музыки, воплощающей сказочные образы; 2) формирование умений узнавать по характерным признакам музыку, воплощающую сказочные образы; 3) формирование элементарных актерских и режиссерских умений; 4) развитие ассоциативно-образного мышления, фантазии и воображения | С. 26—31 | |||
Музыкальные игры белорусского народа (1) Цель урока: сформировать представление о роли музыки в играх белорусского народа. Задачи урока: 1) ознакомление учащихся с игровой культурой белорусского народа; 2) выявление роли музыки в игре; 3) совершенствование умений выразительно петь и двигаться под музыку; 4) развитие ассоциативно-образного мышления, воображения и фантазии | С. 31—34; 119—122 | |||
Белорусские музыкальные инструменты (2) Цель урока: обобщить представления учащихся о белорусских народных инструментах. Задачи урока: 1) актуализация представлений о тембровых характеристиках белорусских народных инструментов; 2) совершенствование умений наблюдать за тембровым развитием музыки, характеризовать различными способами тембры народных инструментов; 3) формирование умений элементарной инструментовки с использованием знакомых инструментов; 4) совершенствование умений выразительного инструментального музицирования | С. 34—43 | |||
Танцевальная культура моего народа (2) Цель урока: обобщить представления учащихся о танцевальной культуре белорусского народа. Задачи урока: 1) ознакомление учащихся с жанровым многообразием белорусских танцев; 2) выявление характерных признаков белорусских народных танцев; 3) совершенствование умений выразительно исполнять танцевальные движения; 3) формирование творческих (композиционных) умений | С. 44—49 | |||
Музыка рассказывает о прошлом нашей Родины (2) Цель урока: сформировать представление о роли музыки в отражении исторических событий. Задачи урока: 1) ознакомление учащихся с музыкальными произведениями, отражающими историческое прошлое нашей Родины; 2) закрепление представлений о тесной связи музыки и жизни; 3) совершенствование умения прослеживать развитие музыки и различными способами раскрывать содержание произведения; 4) воспитание патриотических чувств | С. 49—52; 114 | |||
Музыка в церкви и костеле (2) Цель урока: сформировать представление о белорусской духовной музыке. Задачи урока: 1) ознакомление учащихся с духовными произведениями православной и католической традиции, осмысление их духовного содержания; 2) формирование умений выявлять характерные признаки духовной музыки (православная и католическая традиция); 3) совершенствование навыка сравнительного анализа музыкальных произведений; 4) формирование духовно-нравственной культуры учащихся | С. 56—58 | |||
Музыка в народных обрядах и праздниках («Каляды») (1) Цель урока: обобщить представления учащихся о белорусской календарно-обрядовой музыке (зимний цикл). Задачи урока: 1) ознакомление учащихся с обрядами зимнего цикла, народной исполнительской манерой; 2) закрепление представлений о тесной связи музыки и жизни; 3) формирование умений определять календарно-обрядовую музыку зимнего цикла по характерным признакам; 4) совершенствование умений выразительного пения, движения под музыку, формирование элементарных актерских и режиссерских умений | С. 59—63 | |||
Обобщающий урок (1) Цель урока: обобщить представления учащихся о музыкальной культуре Беларуси. Задачи урока: 1) систематизация приобретенных знаний, обобщение опыта практической музыкальной деятельности; 2) закрепление представлений о тесной связи музыки и жизни; 3) совершенствование умений выразительного пения, движения под музыку, инструментального музицирования, элементарных актерских и режиссерских умений; 4) развитие патриотических чувств | С. 64—65 | |||
II ПОЛУГОДИЕ Музыкальные путешествия (19 ч) | ||||
Музыка — язык дружбы и взаимопонимания между народами (1) Цель урока: сформировать представление о коммуникативной природе музыкального искусства. Задачи урока: 1) актуализация имеющегося опыта восприятия, исполнения и сочинения музыки; 2) закрепление представлений о том, что «музыка — язык, не требующий перевода»; 3) формирование навыков целостной музыкальной коммуникации в единстве деятельности композитора-исполнителя-слушателя; 4) развитие коммуникативных способностей учащихся | Материал по выбору учителя | |||
Музыка наших соседей — русского, украинского, польского, прибалтийских народов (4) Цель урока:. сформировать представление о характерных особенностях музыки русского, украинского, польского, прибалтийских народов. Задачи урока: 1) ознакомление учащихся с музыкальными произведениями, отражающими характерные особенности музыки русского, украинского, польского, прибалтийских народов; 2) введение понятия синкопа; 3) формирование представлений о взаимопроникновении культур; 4) совершенствование умений сравнительного анализа, выразительного пения и инструментального музицирования | С. 69—78 | |||
Музыка в народных обрядах и праздниках («Масленка», «Гуканне вясны», «Саракі») (2) Цель урока: обобщить представления о белорусской календарно-обрядовой музыке (весенний цикл). Задачи урока: 1) ознакомление учащихся с обрядами весеннего цикла, народной исполнительской манерой; 2) закрепление представлений о тесной связи музыки и жизни; 3) формирование умения определять календарно-обрядовую музыку весеннего цикла по характерным признакам; 4) совершенствование умений выразительного пения, движения под музыку, формирование элементарных актерских и режиссерских умений | С. 100—105 | |||
Музыкальное путешествие по Европе (2) Цель урока: сформировать представление о характерных особенностях музыкинародов Европы (по выбору учителя). Задачи урока: 1) ознакомление учащихся с музыкальными произведениями, отражающими характерные особенности музыки народов Европы (по выбору учителя); 2) расширение представлений о взаимодействии и взаимопроникновении музыкальных культур; 3) совершенствование умений сравнительного анализа, выразительного пения и инструментального музицирования; 4) воспитание толерантности | С. 79—82; 128—130 | |||
Причудливые интонации восточной музыки (2) Цель урока: сформировать представление о характерных особенностях музыки народов Азии (по выбору учителя). Задачи урока: 1) ознакомление учащихся с музыкальными произведениями, отражающими характерные особенности музыки народов Азии (по выбору учителя); 2) введение понятия пентатоника; 3) расширение представлений о взаимодействии и взаимопроникновении музыкальных культур; 4) совершенствование умений сравнительного анализа, выразительного пения и инструментального музицирования | С. 92—95 | |||
Узоры африканских ритмов (1) Цель урока: сформировать представление о характерных особенностях музыки народов Африки. Задачи урока: 1) ознакомление учащихся с музыкальными произведениями, отражающими характерные особенности музыки народов Африки (по выбору учителя); 2) введение понятия перекрестный ритм; 3) расширение представлений о взаимодействии и взаимопроникновении музыкальных культур; 4) совершенствование умений сравнительного анализа, выразительного пения и движения под музыку, инструментального музицирования | С. 82—86 | |||
Музыка Америки (2) Цель урока: сформировать представление о характерных особенностях музыкальной культуры народов Америки (по выбору учителя). Задачи урока: 1) ознакомление учащихся с музыкальными произведениями, отражающими характерные особенности музыки народов Америки (по выбору учителя); 2) закрепление понятия синкопа, введение понятия глиссандо; 3) расширение представлений о взаимодействии и взаимопроникновении музыкальных культур; 4) совершенствование умений сравнительного анализа, выразительного пения и инструментального музицирования | С. 86—91 | |||
Чудо колыбельной (1) Цель урока: сформировать представление о единстве содержания и сходстве выразительных средств в колыбельных песнях народов мира. Задачи урока: 1) обобщение представлений учащихся о колыбельных песнях, осмысление их содержания; 2) закрепление представлений о связи музыки и жизни; 3) формирование умений выделять характерные признаки колыбельных песен в музыкальных произведениях, сравнивать выразительные средства в колыбельных песнях народов мира; 4) формирование исполнительской и слушательской культуры учащихся | С. 95—100 | |||
Музыка народов, населяющих Республику Беларусь (2)
Цель урока: сформировать представление о разнообразии национальных музык
|
||||
|