Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Virginia Satir 10 страница



♦ Родители, которые несчастливы друг с другом, не мо­гут дать ребенку ощущение, что его дом — это очаг безо­пасности.

♦ Они не могут являть для ребенка подходящую мо­дель благоприятных, благополучных взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Часть III                                                                  191

6. После того как терапевт уже начал работу с про-

блемой, которую определила семья, он может за­няться хронологией, начав с супругов. *

а) Супруги были первооткрывателями; в сущно­сти, они сами — архитекторы собственной се­мьи.

♦ Когда терапевт, в первую очередь, приступает к ра­боте с супругами, перед ним начинают вырисовываться особенности их супружеских взаимоотношений.

♦ Он также помогает ребенку увидеть в своих родите­лях людей, немало проживших на свете до его рождения.

б) Он начинает с работы с супругами, несмотря на то, что семья как таковая начала свое су­ществование только после рождения первого ребенка. Если бы он начал с отношения каж­дого из родителей к ребенку, получилось бы, что он привязывает лошадь позади телеги.

7. Ядро будущей семейной группы зарождается в тот

момент, когда супруги впервые видят друг друга и решают продолжать взаимоотношения.

а) На этой стадии начинается формирование ос­новы супружеского гомеостаза (или опреде­ление взаимоотношений). Поэтому хроноло­гия обязательно должна начинаться с первой встречи будущих супругов.

б) Вероятно, мужчина и женщина, решившие вступить в брак, некоторое время строят свои отношения, еще будучи неженаты. Вот поче-

* По ходу дела терапевт может делать записи или для того, чтобы потом освежить свою память, или в исследовательских целях, или что­бы показать членам семьи свое серьезное отношение к их истории. С другой стороны, многие терапевты, полагая, что ведение записей нега­тивно сказывается на процессе терапии, предпочитают диктофон. Как отмечал еще Фрейд, выбор в данном случае — это личное дело каждого.

Психотерапия семьи

му хронология должна захватывать период с момента знакомства до свадьбы.

в) Вероятно, после вступления в брак мужчина и женщина в течение определенного времени живут вдвоем без детей. Поэтому хронология непременно должна охватывать период сов­местной жизни, предваряющий принятие на себя родительской роли.

г) Кроме того, каждый из супругов вырос в той

или иной семье. Поэтому хронология обяза­тельно должна включать картины, дающие представление о том, какой была жизнь каж­дого из супругов в родительской семье. (Хотя эта информация хронологически предваряет всю остальную, терапевт обязан ориентиро­ваться на семью, с которой он работает, по­этому он начинает с момента первой встречи будущих супругов: он обращается к истокам нынешней семьи.)

8. Прежде чем переходить непосредственно к актуаль­ным интересующим терапевта вопросам, он может поинтересоваться, как ему их задавать. С вашего разрешения я особо остановлюсь на манере, харак­тере и стиле постановки вопросов терапевтом.

а) Семейный терапевт прослеживает хронологию

семейной жизни в свободной, но вниматель­ной манере (см. стр. 253)

б) Он держится как семейный летописец, соби­рающий факты семейной жизни. Он создает атмосферу предвкушения открытия; он вмес­те с семьей пишет картину прошлого. Каж­дый член семьи должен рассказать о своих впечатлениях по поводу каждого события, даже в том случае, если сказанное одним не соответствует словам другого.

Часть III                                                                  193

в) Процедура не должна походить на перепись населения, а терапевт не должен напоминать директора похоронной конторы или окруж­ного прокурора при допросе обвиняемого. Он и члены семьи — ученые, работающие над одной задачей. Например, терапевт может сказать:

«Потом вновь появляется бабушка. Так? Как вам кажется, когда это было? До или после того, как на сцене появилась Сьюзи? »

9. Сначала терапевт определяет Состав Исполните­лей, как если бы он настроился на спектакль:

«Ну а теперь, чтобы картина была более пол­ной, расскажите мне, кто входит в вашу семью? »

«Как зовут ваших детей? Где они сейчас? Сколько им лет? »

Нелишним будет помнить, что, кроме присутст­вующих сейчас в этой комнате, в семье могут быть и другие дети.

10. Если терапевт выясняет, что один или оба су­пруга ранее состояли в другом браке, он делает отступление, чтобы узнать имена, возраст, мес­тонахождение бывших супругов и детей от про­шлых браков. Он также устанавливает даты бра­косочетаний с предыдущими партнерами, даты разводов или смерти супругов.

«Понимаю. Тогда вы были женаты на другой женщине. Значит в вашу нынешнюю семью входят и дети от предыдущего брака.» «Когда вы в первый раз вступили в брак? » «Что привело к разрыву? »

7 Сатир

Психотерапия семьи

Нередко отец, присутствующий в комнате, в дей­ствительности является отчимом или приемным от­цом. Такие вопросы по поводу Состава Исполните­лей быстро вскрывают сферы возможных проблем данной семьи.

11. Терапевт выясняет, не живет ли сейчас вместе с семьей кто-нибудь еще, скажем, родня со сторо­ны жены или мужа, тетушки, дядюшки, и т. д. Кроме того, он расспрашивает о людях, которые уже не живут вместе с этой семьей, но в какой-то момент участвовали в воспитании детей (или, наоборот, в воспитании которых принимали уча­стие члены семьи), оказывали финансовую под­держку или осуществляли руководство (воспи­тание—дисциплинирование) в прошлом.

«Живет ли с вами сейчас еще кто-нибудь?» «Есть ли кто-нибудь, кто когда-то раньше принадлежал к вашей семье?» «Когда каждый из них вошел в вашу семью? » «По какой причине они стали членами вашей семьи? »

«Откуда они взялись? » «Когда они покинули вашу семью? » «Куда они ушли? »

«Где теперь находится каждый из них? » «Какого рода контакты существуют на се­годняшний день между каждым из них и чле­нами семьи? »

«Я понимаю, теперь мы знаем всех, кто рань­ше или позже входил в эту семью».

Постоянно повторяя словосочетание «эта семья», терапевт помогает ее членам (особенно, родителям) осознать, что они, по сути, являют собой уникаль­ный союз. К тому же, уточняя местонахождение всех

Часть III                                                                  195

членов семьи, терапевт может обнаружить, что дочь сейчас пребывает в психиатрической клинике, а ро­дители одного из супругов живут поблизости. Ины­ми словами, может оказаться, что многие из тех, кого сейчас нет в этой комнате, занимают немалое место в общей картине. Терапевт должен знать об этом.

12. Затем терапевт определяет цель терапии, само­лично устанавливая ориентир:

«Как вы знаете, мы здесь работаем с семья­ми. Мы обнаружили, что когда один член се­мьи испытывает боль, все остальные, так или иначе, разделяют ее. Наша задача — выра­ботать пути, придерживаясь которых, каж­дый сможет сделать свою жизнь в семье бо­лее приятной. Поскольку я уверен — когда-то эта семья переживала лучшие времена».

Тем самым терапевт снимает с каждого члена семьи чувство ответственности за семейные несчас­тья. Кроме того, делая акцент на идее удовольствия как цели процесса терапии, он продолжает снижать страх и вселяет надежду.

И наконец, говоря о том, «что мы видим» в се­мьях, терапевт использует свои знания о других слу­чаях, чтобы помочь членам семьи перестать считать себя особенно плохими или безнадежными.

13. Потом терапевт обращается к супругам как к основателям семьи:

«Ну, хорошо, вы не всегда были родителя­ми. Вы достаточно долго были знакомы еще до того, как „он" (И. П.) появился на свет. Расскажите мне, как случилось, что для со­здания семьи вы выбрали друг друга».

Психотерапия семьи

Начиная разговор о супружеских взаимоотноше­ниях с самого начала их знакомства, терапевт, тем самым, продолжает снижать угрозу. В тот период, о котором он спрашивает, у обоих супругов было боль­ше надежд, чем сейчас. При помощи дополнитель­ных вопросов терапевт продолжает собирать инфор­мацию о существовавших у них тогда ожиданиях:

«Что было в ней такого, что заставило вас сказать: „Ты создана для меня"? » «Должно быть, были и другие кавалеры, при­глашавшие вас на танцы. Почему же именно он? »

14. Терапевт спрашивает о шагах, предпринимавших­ся будущими супругами для поддержания отно­шений:

«Когда вы встретились снова? Кто сделал этот важный шаг? Как это случилось? » «Итак, он вам позвонил. Что вы сделали? Вы ждали, что он позвонит? Что, как вы думали, сделает она? » «А что произошло потом? » «Когда вы пришли к соглашению об обоюд­ном желании продолжить ваши отношения? » «Когда вы объявили во всеуслышание о серь­езности ваших взаимоотношений? »

Обычно оба супруга быстро включаются в разго­вор об этом почти уже забытом времени. При этом ребенок, которому остается роль наблюдателя, име­ет возможность взглянуть на своих родителей как на людей, которые жили еще до его появления на свет, и когда-то были счастливы друг с другом.

Вопросы, касающиеся этого периода, также спо­собствуют формированию портретов пациентов как супругов, и каждого из них как человека, принявше-

Часть III                                                                  197

го решение жить с другим в браке. В результате, супруги должны утвердиться в следующем: «Когда-то мы были счастливы. Мы можем быть счастливы снова». В результате, ребенок должен утвердиться в следующем:

«Когда-то родители были счастливы. Воз­можно, они будут счастливы снова».

15. В ходе обсуждения этой предсвадебной истории, терапевт время от времени обращается к ребен­ку и спрашивает, знал ли он об этом периоде жизни своих родителей:

«Вероятно, тебе трудно поверить, что было время, когда твои родители даже не знали друг друга».

«Ты знал это о папе} Знал, что он изо всех сил старался заработать достаточно денег, чтобы иметь возможность жениться на тво­ей маме} »

«Ты знал, что мама так низко себя ценила, что считала, будто ни один мужчина не за­хочет на ней жениться} »

Даже если ребенок отказывается отвечать терапевту, он все равно продолжает задавать вопро­сы. Общаясь с ребенком в присутствии его родите­лей (реплики «в сторону»), терапевт может начать давать интерпретации не только ребенку, но и опо­средованно его родителям. Одновременно с просле­живанием хронологии он начинает высказывать свою точку зрения о их «ценности».

16. Терапевт спрашивает о решении вступить в брак и планах на будущее:

«Когда вы решили пожениться} Как вы стро­или планы на совместное будущее} »

Психотерапия семьи

«Какой была свадебная церемония} Кто па ней присутствовал? »

«Какие препятствия мешали вступлению в брак} »

Эти вопросы выявляют подлинные детали, каса­ющиеся дохода, семейных ссор, смены места рабо­ты, смерти или болезни родителей и т. д. Они также заставляют сконцентрироваться на мысли о том, что супруги выбрали друг друга; их свадьба произошла не вдруг.

Помимо прочего, такие вопросы вскрывают про­блемы, связанные с тем, что один или оба супруга от­деляются от своих родителей, стараясь, тем не менее, сделать им приятное. (Например, зачастую выясняет­ся, что, дабы доставить удовольствие своим родите­лям, супруги устраивали две свадебные церемонии.)

Эти вопросы дают И. П. возможность составить представление о подлинной истории развития семьи. Подробное изучение прошлого помогает избежать искажений реальности.

17. Терапевт спрашивает каждого из супругов, как, по его мнению, отреагировал другой, когда на повестку дня было вынесено решение о вступле­нии в брак:

«Когда вы впервые заговорили о свадьбе} В связи с чем} Как была преподнесена эта идея} Какими словами} Кто первый заикнулся об этом} »

«Какой, как вам показалось (мужу), была ре­акция вашей жены}»

«Какой, как вам показалось (жене), была ре­акция вашего мужа} »

«Что вы (жена) почувствовали и о чем поду­мали, когда ваш муж попросил вас стать его женой} Что чувствовали вы (муж)}»

Часть III                                                                 199

18. Если в описаниях обнаруживаются расхождения, терапевт старается выявить и проинтерпретиро­вать их. Он использует создавшуюся ситуацию, чтобы постепенно подвести пару к мысли о том, что, возможно, они недостаточно хорошо пони­мают друг друга, и что есть способы это испра­вить. Он говорит:

«Вы (жена) думали и чувствовали не совсем то, что, как думал ваш муж, вы думаете и чувствуете».

«Как вы объясните, что представление ва­шего мужа о том, что вы думали и чувство­вали, отличалось от того, что вы думали и чувствовали на самом деле? » «Как вы (муж) объясните, что создавшееся у вас представление о мыслях и чувствах вашей жены расходилось с тем, что она чув­ствовала и думала, и от того, что вы имели в виду?»

«Повторяется ли в вашей жизни ситуация, когда вы превратно понимаете друг друга, то есть, когда сложившееся у вас (у жены) пред­ставление не соответствует тому, что вы (муж) имели в виду? »

«Что происходит, когда один из вас видит, что другой неверно его понял? Разумеется, это случается с каждым. Любому человеку нужны техники, помогающие с этим спра­виться».

«Что происходит, когда у каждого из вас ос­таются разные представления об одном и том же? »

«Знаете ли вы, какие техники вы (жена) и вы (муж) выработали для того, чтобы справ­ляться с подобной ситуацией?»

Психотерапия семьи

«Ситуация иногда выглядит так, как будто один из вас лжет, или вы оба плохие, тупые, больные и сумасшедшие». «Я думаю, это как раз та область, где нам нужно проделать определенную работу. Да­вайте вернемся назад!»

19. Затем терапевт спрашивает о реакции родителей каждого из супругов на их решение вступить в брак:

«Как ваши родители отреагировали на ваш роман и решение пожениться? » «Где в это время жили ваши родители? Где вы сами жили в это время? »

Естественно, эти вопросы позволяют собрать информацию о взаимоотношениях каждого из су­пругов со своими родителями. Обычно эта область эмоционально перегружена и ведет к ранним супру­жеским конфликтам.

Терапевт приводит хронологию в соответствие с полученными ответами. Если один или оба супруга проявляют интерес к обсуждению добрачного пери­ода своей жизни, терапевт отклоняется от хроноло­гии событий семейной жизни пациентов и сосредо­тачивается на хронологии жизни каждого из них в семьях родителей. Это отступление помогает пред­ставить каждого супруга как отдельного человека со своей собственной отдельной добрачной историей.

20. После этого терапевт возвращается к взаимоот­ношениям между помолвленной парой и их род­ственниками. Следующую серию вопросов он ад­ресует жене, а потом повторяет их мужу:

«Что вы знаете о чувствах вашего (жены) отца в связи с вашим замужеством? Как вы о них узнали? »

Часть III                                                                       201

«Что вы знаете о чувствах вашей (жены) матери в связи с вашим замужеством? Как вы о них узнали? »

«Что вы знаете о чувствах матери вашего мужа, связанных с тем, чтобы вы будете ее невесткой? Как вам удалось узнать о них? » «Как вы узнали о том, что испытывал отец вашего мужа при мысли, что вы станете его невесткой? »

«Было ли у вас (у мужа) такое же впечатле­ние, что и у вашей жены?» (Если впечатле­ние было иным, то терапевт отмечает факт существования различий и их суть.) «Чем вы объясняете, что у вас создались раз­ные впечатления?»

21. Терапевт продолжает расспрашивать о нынеш­них отношениях с родителями супруга:

«Как сегодня у вас (у жены) складываются отношения со свекровью, свекром, матерью и отцом?»

«Как сегодня у вас (у мужа) складываются отношения с матерью, отцом, тещей и те­стем? » «Что бы вам хотелось изменить? »

22. На этом этапе терапевт расширяет Состав Ис­полнителей, включая в него всех братьев, сес­тер, мать, отца, дядю супруга и т. д.

«Каждый из вас вышел из собственной се­мьи. Вам неплохо было бы знать, кто вхо­дил в эти семьи».

«У вас есть братья или сестры? Сколько им лет? Они старше или младше вас? » «Получается, что вы — старший в семье».

Психотерапия семьи

«Как их зовут? Где они живут? Состоят ли они в браке? Есть ли у них дети? Сколько лет их детям?»

«Где сейчас живут ваши родители? Сколько им лет? Чем ваш отец зарабатывает на жизнь? »

Поскольку обычно эта область эмоционально перегружена, терапевт сначала сосредотачивается на фактах: имена, возраст, пол, местонахождение чле­нов семьи. Таким образом он создает представление о том, в чем, должно быть, похожи семьи, в кото­рых выросли супруги. Обсуждение деталей взаимо­отношений и чувств он откладывает, пока не будет сформирована пространная схема, в которую они бы укладывались. Он не призывает членов семьи погружаться в описание чувств, пока он не составит представление о том, с чем они могут быть связаны. Чувства и впечатления он неизменно связывает со временем, местом и контекстом.

Эти вопросы, касающиеся добрачного окруже­ния каждого из супругов, также дают терапевту воз­можность подобрать нужные ключи и выяснить, кто из членов родительской семьи или семьи супруга оказал существенное влияние на жизнь его пациен­тов. Полученные ответы также содержат информа­цию о географическом местонахождении этих влия­тельных людей.

23. Завершив расширение Состава Исполнителей путем включения в него членов семей, где вырос каждый из супругов, терапевт просит их опи­сать своих родителей.

«Если бы мне было нужно встретить вашу (мужа) мать на железнодорожной станции.

Часть III                                                                       203

как я мог бы ее узнать? Как бы я узнал ваше­го отца? »

«Если бы мне представилась возможность побеседовать с вашей (жены) матерью, что она рассказала бы мне о том, как в вашей семье относились к еде, деньгам, сексу, раз­говорам о детях и развлечениям? Что рас­сказал бы мне ваш отец? »

Задавая такие вопросы, терапевт может помочь каждому из супругов сообщить ему информацию о своих взаимоотношениях с родителями, не испыты­вая при этом тревоги. А терапевт, в свою очередь, может найти в ней новые ключи к моделям, в соот­ветствии с которыми действуют супруги.

24. Концентрируя внимание на взаимоотношениях каждого из супругов со своими родителями, те­рапевт получает возможность внедрить в семей­ную идеологию несколько новых идей, миними­зируя при этом угрозу для пациентов, посколь­ку в этот момент они находятся в шаге от собст­венной семьи. Здесь он провозглашает тезис о том, что все люди разные. Он говорит каждому по очереди:

«Как я заметил, вы говорили, что ваши мать и отец в чем-то похожи, а в чем-то они со­вершенно разные». (Он подчеркивает разли­чия.)

«Как, на ваш взгляд, им удавалось жить вме­сте, невзирая на эти различия? »

25. Существование различий несет эмоциональную нагрузку в дисфункциональных семьях. Напоми­ная супругам, что когда-то они были детьми, рас­сматривая родителей каждого из них как двух

Психотерапия семьи

разных людей, терапевт начинает проводить мысль о том, что их ребенок воспринимает их по-разному. А потому в том, что они отличают­ся друг от друга, нет ничего страшного. Тера­певт может сказать:

«Каждому нужно уметь справляться с су­ществованием различий. Похоже, что в ва­шей (жены) семье с ними справлялись имен­но так. В вашей (мужа) семье с ними справ­лялись так».

«В чем вы (жена) считаете себя похожей на мужа} »

«В чем вы считаете себя не похожей на муж" а? »

«В чем, вы (муж) считаете себя похожим на жену?»

«В чем вы считаете себя не похожим на жену?»

«Какие способы выработал каждый из вас, чтобы преодолевать эти различия? » «Как действуют эти способы? »

26. Терапевт делает вывод, подчеркивая неадекват­ность способов, при помощи которых муж и жена пытаются преодолевать различия между собой:

«Создается впечатление, что бы оба пытае­тесь прибегать к тем же способам, которые использовали ваши родители». «Разумеется, вы (жена) ни на кого не похо­жи, равно как и вы (муж). Все люди разные. Ни один человек не может быть точной ко­пией другого».

«Создается впечатление, что способы, ко­торые вы используете, прекрасно подходят

I

Часть III                                                                       205

для ваших родителей, но не для вас — нам нужно найти такие способы, которые подо­шли бы именно вам».

«Возможно, не отдавая себе в этом отчета, вы (муж) ведете себя со своей женой так, как будто она — ваша мать, а вы (жена) ведете себя с мужем, как будто он — ваш отец».

«Возможно, сами того не осознавая, вы (муж) ждете, что ваша жена будет реагировать также, как ваша мать, и поступаете соот­ветственно. А вы (жена) ждете, что ваш муж будет реагировать на вас также, как ваш отец, и ведете себя соответственно». «Наши родители — это наши первые учите­ля. Представление о том, как себя вести, мы формируем на основании того, что ви­дим, что переживаем, и что нам говорят, и все это нам дают наши первые учителя. Ваши понятия сформировались под влиянием ваших первых учителей».

27. Терапевт подводит супругов к идее о том, что у людей бывают разногласия. Он спрашивает каж­дого из них:

«Конечно же, у всех порой бывают разногла­сия. Ваши мать и отец могли проявлять их открыто? »

«Как вы замечали, что ваши между вашими матерью и отцом существуют разногласия? »

Оба супруга до сих пор страдают от в той или иной степени проявлявшегося запрета, не позволя­ющего им говорить о боли, присутствующей между их родителями. Терапевт не только подбирает клю-

Психотерапия семьи

чи к этому запрету, но и начинает освобождать от него супругов.

28. Терапевт выдвигает идею о том, что боль можно видеть и комментировать (см. стр. 269):

«Вы видели боль ваших родителей? »

«Могли ли бы облегчить эту боль? »

«Как вы действовали? »

«Как реагировала мать, когда вы пытались

ей помочь? »

«Как реагировал отец, когда вы пытались ему

помочь? »

Эти вопросы также напоминают супругам, что когда-то они были детьми, и наблюдали за своими родителями. Дисфункциональному родителю труд­но видеть в ребенке ребенка. Терапевт начинает под­талкивать его к осознанию этого факта, напоминая, как он сам чувствовал себя, будучи ребенком, он помогает родителю ненадолго вернуться в коротень­кие штанишки. Но он делает это в зоне безопаснос­ти, в шаге от его нынешней семьи.

29. Терапевт выдвигает идею о том, что люди могут развлекаться:

«Как развлекались ваши родители? >>

Дисфункциональные люди испытывают такие же проблемы при обсуждении удовольствий, как и в разговоре о боли.

30. Собирая информацию о добрачной жизни каж­дого из супругов, терапевт помогает высветить расхождения между тем, как вели себя родите­ли, и тем, как они учат себя вести своих детей:

«Как ваша (жены) мать обращалась с вашим отцом? »

Часть III                                                                       207

«Как ваша мать обращалась с вами? » «Как, по словам вашей матери, вам следует обращаться с вашим отцом? » «Как вы объясняете различия? »

Терапевт повторяет эти вопросы, адресуя их мужу. Тем самым он опосредованно демонстрирует супру­гам, какие вопросы может задать им их ребенок.

31. Собирая информацию о добрачном окружении каждого из супругов, терапевт дает понять, что события, происходящие в семье, затрагивают раз­ных ее членов:

«Так ваш отец потерял работу примерно в то же время, когда вы надеялись поступить в колледж? Как семья справилась с этой про­блемой? »

32. Получая информацию о каждом из супругов, терапевт пытается параллельно общаться с ними обоими, дабы соединить воедино сведения об одном и том же моменте и периоде развития:

«Посмотрим, к тому времени, когда вам уда­лось поступить в колледж, ваша жена, долж­но быть, как раз начала учебу в средней шко­ле. Давайте узнаем, что происходило в ее жизни в этот период».

33. Кроме того, терапевт сравнивает переживания одного из супругов с переживаниями другого:

«Ну, хорошо, очевидно, вы (муж) были сви­детелем того, как ваш отец уходил из дома во время ссоры с вашей матерью. Что делал ваш (жены) отец? »

«Я полагаю, что происходившее в вашем (мужа) доме хотя и причиняло вам мучения,

Психотерапия семьи

все же протекало сравнительно мирно, при­нимая во внимание, что в вашем (жены) доме постоянно происходили открытые столкно­вения. Так? »

34. Иногда история добрачной жизни одного из су­пругов оказывается весьма пространной и про­дуктивной для терапии, и терапевт на некоторое время сосредотачивается на нем. В этом случае он обращается к другому супругу и говорит:

«Потом мы обязательно вернемся к вам и поговорим о том, что происходило в этот период с вами».

Тем самым терапевт дает понять: «Достаточно ходить вокруг да около. У каждого будет возмож­ность рассказать свою историю. Каждый будет во­влечен в процесс терапии».

35. Терапевт прослеживает хронологию жизни обо­их супругов до момента вступления в брак. По­сле этого он выдвигает идею о том, что на людей оказывают влияние модели прошлого. Затем он запрашивает информацию о том, как супруги ис­толковали то, что узнали:

«Хорошо, у нас есть определенное представ­ление о моделях каждого из вас. Давайте по­смотрим, как этот опыт, приобретенный вами в семьях ваших родителей, повлиял на ваш подход к вступлению в брак».

Сначала он расспрашивает супругов о планах на будущее, которые они строили, вступая в брак, и о чем они думали, рисуя в своем воображении карти­ны новой жизни:

Часть III                                                                       209

«Где вы планировали жить? » «Как вы рассчитывали зарабатывать на жизнь? »

«Как вы планировали распределить домаш­ние обязанности? »

«Как вы планировали распределять и тра­тить деньги?»

«Какие соглашения вы заключили в отноше­нии ссор и разногласий, неизбежных между людьми, которые живут бок о бок друг с дру­гом? »

«Какую позицию занял каждый из вас в от­ношении интересов другого? » «Какие планы вы строили в отношении рож­дения детей? »

«Когда вы планировали иметь одного или не­скольких детей?»

«Сколько детей вы хотели иметь?» «Детей какого пола вы надеялись иметь? » «Как вы планировали развлекаться? » «Как каждый из вас представлял себе, где он будет жить, что он будет делать, и каким он будет через десять лет после свадьбы? Через двадцать лет после свадьбы? »

36. Затем терапевт расспрашивает, как все сложи­лось в действительности. Например, он задает вопросы о первых послесвадебных днях:

«Поехали ли вы в свадебное путешествие?

Куда? На сколько? Как оно прошло? »

«Где вы обосновались? »

«Продолжал ли кто-нибудь из вас учиться

после того, как вы поженились? »

«Вы работали? Где? »

Психотерапия семьи

«В это время вы пошли служить в армию? Когда это произошло? Это случилось до или после того, как ваша мать переехала к вам и вашей жене? »

Терапевт прослеживает жизнь каждого человека с момента, когда был заключен брак, до сегодняш­него дня. По поводу каждого события он выясняет, как это произошло, кто из супругов первым предло­жил эту идею и при каких обстоятельствах. Он спра­шивает, как другой на это отреагировал и что он об этом подумал. Он устанавливает, кто приходил в семью, кто ее покидал. Терапевт задает эти вопросы с тем, чтобы, собрав воедино всю информацию, со­здать последовательную картину прошлого. Кроме того, используя эти вопросы, он продолжает вычле­нять проблемные и благополучные сферы. Зачастую такие вопросы так и остаются без ответа; супруги вольны отвечать на них или не отвечать.

37. Процесс сбора информации преследует также и другую терапевтическую цель.

а) Сосредоточивая внимание на том периоде жизни супругов, когда у них еще не было детей, терапевт еще раз подчеркивает идею о том, что их собственные взаимоотношения су­ществуют отдельно от их родительской роли.

б) Кроме того, делая акцент на влияние прошло­го, он продолжает снижать ощущения вины и угрозы. Он помогает лучше понять поведение каждого из супругов в прошлом и настоящем.

38. Терапевт спрашивает каждого из супругов, чего они ждали от брака:

«Каким вы хотели видеть ваги брак? »

Часть III                                                                  211

При помощи этого вопроса терапевт выявляет искажение фактов, которые мог допустить каждый из супругов, стараясь оправдать свое разочарова­ние. Например, стремилась ли жена, в первую оче­редь, оказаться за мужем, как за каменной стеной? Или искала кого-то, с кем ей будет комфортно? Или хотела есть вдоволь мороженого, которого не имела в детстве? Хотел ли муж, в первую очередь, хорошо питаться? Искал ли он безусловного послушания? Или чтобы ему регулярно штопали носки?

39. Терапевт проверяет, высказывались ли вслух ожидания, надежды, страхи:

«Вы говорили ей об этом} Вы сказали, что еда очень важна для вас} Она знала, что вы все время боитесь умереть с голоду} » «Вы рассказали ему о том, что дом имеет для вас особое значение} »

40. Терапевт спрашивает у каждого, что в его су­пруге ему особенно нравилось, и был (или есть) ли у него способ понятно выражать свои чувст­ва. Он спрашивает об этом мужа (а затем пред­лагает ответить на эти же вопросы жене):



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.