Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Virginia Satir 5 страница



♦  Ребенок сможет использовать модели мужского по­ведения, если он получает от матери сообщения о том, что мужчины — достойные существа. Если же мать дает ему понять, что мужчины недостойны, и что ей не нравится, когда он ведет себя подобным образом, он будет исполь­зовать соответствующие модели тайно и в искаженном виде.

8. Когда родители не способны признавать сексу­альность друг друга, они не смогут сделать это и в отношении своего ребенка.

а) Явное или скрытое пренебрежение родителей друг другом приводит к тому, что они не мо­гут обеспечить ребенку модель функциональ­ных, удовлетворительных взаимоотношений мужчины и женщины.

б) Более того, если они конфликтуют друг с Дру­гом, они будут конфликтовать и с ребенком. Таким образом, он будет получать от них про-

Психотерапия семьи

тиворечивую информацию, касающуюся того, каким он должен быть и что делать. Его бу­дут просить, чтобы он пошел на север и на юг одновременно.

в) Также родители, как правило, используют ре-

бенка как заложника в супружеском конфлик­те. Они будут просить его принять их сторо­ну. Он зачастую будет оказываться в ситуа­ции, когда один из родителей отвергает его, а другой признает.

г) В целом, он получит крайне противоречивый

опыт.

9. Чтобы проиллюстрировать это утверждение, ра-

зобьем семейное взаимодействие на серии вопро­сов, которыми задается маленький мальчик. Ответы на эти вопросы сформируют основу для его половой идентификации.

а) Как отец (большой мужчина) обращается с матерью (большой женщиной)?

Как отец обращается со мной (маленьким

мужчиной)?

Как отец велит мне обращаться с матерью?

Как мать (большая женщина) обращается с

отцом (большим мужчиной)?

Как мать обращается со мной (маленьким

мужчиной)?

Как мать велит мне обращаться с отцом?

б) Я постараюсь показать, что в каждом из этих вопросов скрыто несколько вариантов проти­воречий, с которыми может столкнуться ре­бенок.

10. Как мать обращается со мной? Как отец обращается со мной?

Часть I                                                                       89

а) Фактически ребенок спрашивает себя: «Как мать (или отец) реагирует на тот факт, что у меня есть гениталии, что я демонстрирую сек­суальные переживания (через мастурбацию, ночные семяизвержения, эрекции и т. д.), что я проявляю сексуальность по отношению к окружающим (в сексуальных играх, поцелу­ях, ласках и впоследствии в сношениях)? Как мать (или отец) реагирует на мои интересы в отношении игрушек, на мой выбор одежды, мои драки с мальчиками?

б) Тем самым мальчик составляет представле­ние о себе самом, поскольку оно является ре­зультатом непосредственных переживаний.

♦ Он слушает, что говорит ему каждый из родителей. Мама говорит ему, что нормальные люди не мастурбиру­ют. Папа говорит ему, что в этом нет никакого вреда.

♦ Он слушает, что родители говорят о нем друг другу. Отец, к примеру, говорит: «Джонни слабак». На что мать может ответить: «Нет, он еще просто слишком мал».

♦ Он отмечает, как каждый из родителей ведет себя с ним. Отец может рассмеяться, узнав, что он играл «в бу­тылочку». Мать же может устроить ему нагоняй, за то, что он поцеловал какую-то девочку.

♦ Он отмечает, как каждый из родителей реагирует на поведение другого по отношению к ребенку. Отец может отругать его за то, что он вернулся домой слишком поздно. Мать может выбранить отца за то, что тот был слишком строг.

♦ Он отмечает, как каждый из родителей велит ему ве­сти себя, и как они ведут себя сами. Отец может говорить ему, что красть стыдно, и в то же время утаивать от нало­говой службы свой доход. Мать может говорить, что врать нехорошо, и, тем не менее, позволять ему говорить касси­ру в кино, что ему не двенадцать лет, а четырнадцать.

в) Мы не должны забывать о том, что в опыте большинства детей присутствуют оба роди-

Психотерапия семьи

теля. Тем самым количество противоречий удваивается.

11. Как отец и мать обращаются друг с другом?

а) В этом отношении у мальчика не всегда есть непосредственный опыт, которым он может руководствоваться.

♦ То, как родители обращаются друг с другом, вклю­чает в себя и то, как проходит их сексуальное взаимодей­ствие. Как правило, эта часть взаимоотношений не подле­жит наблюдению со стороны мальчика, конечно, если у него нет возможности к «исследованию посредством замочной скважины». *

♦ Даже если у мальчика есть возможность наблюдать сексуальные взаимоотношения родителей, он не способен осознать смысл происходящего для взрослых; ему будет казаться, что отец наносит матери вред. Тем самым это будет информация скорее об обиде, чем о любви.

б) Все, что ребенок может непосредственно на­блюдать, это то, как родители изо дня в день общаются друг с другом. Однако это также может предоставлять противоречивую ин­формацию.

♦ Он может видеть их ссорящимися в течение дня, и, тем не менее, спящими ночью в одной постели.

♦ Он может слышать, как они жалуются на свою «под-каблучность», и при этом видеть, как они грустят, когда супруг или супруга отсутствует.

♦ Он может и не видеть открытых ссор, и, тем не ме­нее, их поведение будет показывать ему, что они раздра­жены и злятся друг на друга.

* В нашей культуре взрослые открыто не демонстрируют детям свою сексуальность; они только делают случайные намеки в шутках, объятиях, поцелуях и т. д. Я также не рекомендую этого делать. Одна­ко интересно отметить, что эскимосские дети, например, похоже, сов­сем не страдают от частых проявлений сексуальности между своими родителями.

Часть I                                                                             91

♦ Он может замечать, что всегда они выглядят так, как будто их обидели, и не понимать, в чем причина этой обиды.

в) Для довершения замешательства ему придет­ся сопоставить то, как они обращаются друг с другом, с тем, как каждый из них ведет себя с ним. Намеренно или случайно, но ему при­дется узнать:

♦ Как получается, что мать дает ему понять, что оби­жена или расстроена, но в то же время не показывает это­го отцу?

♦ Как получается, что отец позволяет ему получать все, что угодно, и устраивает скандал, когда мать покупает но­вое платье?

♦ Как получается, что мать подстрекает его быть са­мым упрямым мальчиком во дворе и при этом настаивает, чтобы отец умерил свой пыл?

12. Как мать велит мне обращаться с отцом? Как отец велит мне обращаться с матерью?

а) Ребенок спрашивает себя, почему мама пре­зирает папу, но говорит мне, чтобы я отно­сился к нему с уважением? Почему папа бьет маму, но говорит мне, чтобы я уважал ее?

б) Многие из этих противоречивых переживаний могут и должны получить объяснение в функ­циональной семье, потому что ребенок может задать соответствующий вопрос вслух. Таким образом, ребенок может узнать, что в каждой ситуации есть несколько аспектов, и что похо­жие явления не всегда связаны между собой.

в) В дисфункциональной семье у детей создает­ся впечатление, что они не могут задавать во­просы. Вопросы могут привести к обсужде­нию супружеских взаимоотношений, а откры­тое обсуждение этой проблемы слишком бо­лезненно для супругов.

 

13. Когда ребенок остается один на один с неразре­шенными противоречиями, он старается объяс­нить их себе собственными усилиями, часто при­ходя к неполным или некорректным выводам.

а) Для того чтобы прийти к некоторым выво­дам, он может опасным образом исказить или безжалостно отбросить какие-то факты из собственного опыта.

б) Например, он может решить, что в сфере вза­имоотношений мужчины и женщины:

♦ Если один «обижен», то другой «нанес обиду».

♦ Если один «слаб», то другой «силен».

♦ Если один «проиграл», то другой «выиграл».

♦ Если один «хороший», то другой «плохой».

в) Такие упрощенные черно-белые выводы за­трудняют интеграцию моделей и серьезным образом мешают развитию самооценки. На­пример:

♦ Мальчик может пытаться отвергать одного из роди­телей (мы будем называть его «северным») и выбирать дру­гого («южного»). Поступая таким образом, он лишается од­ной из моделей. Поскольку он не может однозначно сде­лать такой выбор, его отвержение одного из полов остает­ся неполным.

♦ Он может попытаться отвергнуть как северного, так и южного. Поступая таким образом, он затрудняет себе ис­пользование обеих половых моделей. Он отказывается со­относить мужчин с женщинами и женщин с мужчинами, но этот отказ также не окончателен.

♦ Он может пытаться свести воедино то, что сведено быть не может, идя одновременно на север и на юг. Когда он поступает таким образом, его попытки использовать обе модели заканчиваются неудачей.

г) Половая самооценка мальчика будет страдать

в том случае, если в супружеских взаимоот-

Часть I                                                                       93

ношениях отец выглядит обиженным, прези­раемым и отвергаемым. У девочки будут про­блемы с половой самооценкой, если в этой позиции в супружеских отношениях находит­ся мать.

♦ Возможно, именно поэтому мы так часто находим сексуально-окрашенную патологию в тех семьях, где все мужчины или все женщины демонстрируют явную болез­ненную симптоматику. (Конечно, другие дети в подобных семьях также страдают, даже если их переживания и не столь патологичны).

♦ Поскольку дети, как правило, идентифицируются с родителями того же пола (под идентификацией я имею в виду установление ребенком схожести своих гениталий с одним из родителей и различий — с другим), они испыты­вают тревогу, когда родитель того же пола обижает друго­го или обижен им.

♦ Однако из этих двух возможностей мысль быть оби­женным страшнее. («Это может случиться и со мной!»)

♦ Несмотря на другие характеристики, которые стиму­лируют тенденцию рассматривать себя как похожего боль­ше на одного из родителей, чем на другого, сходство гени­талий подразумевает для него неизбежное сходство стра­тегии взаимоотношений с противоположным полом.

14. Если родители постоянно показывают, что они воспринимают своего ребенка способным и сек­суально определенным существом, и если они де­монстрируют удовлетворяющие, функциональные взаимоотношения мужчины и женщины, у ребен­ка формируется адекватная самооценка и он ста­новится все более и более независимым от роди­телей.

а) Когда приходит время поступать в школу, и ребенок только часть дня проводит дома, он уверен, что именно так и нужно сделать (и его родители подкрепляют в нем эту мысль).

Психотерапия семьи

15.

Он способен получить от замещающей роди­теля фигуры (учителя) массу информации для последующего обучения.

б) Также к моменту полового созревания он спо­собен отвернуться от семьи в поисках собст­венного сексуального партнера, и начать свою собственную независимую жизнь.

в) Выбирая партнера, он не ищет (как это дела­ли Мэри и Джо) кого-то, с кем он чувствовал бы себя в безопасности или кто поддерживал бы его самооценку. Поскольку он уже спо­собен оценить самого себя, он относительно независим от того, что думают о нем осталь­ные (включая собственную супругу или су­пруга).

Таким образом, он принимает во внимание индивидуальность партнера, не требуя при этом, чтобы партнер был его продолжением, что обеспечило бы его безопасность.

г) В любом случае самооценка, независимость и

осознание собственной уникальности нераз­делимы.

Тесная связь между родительским признанием, самооценкой, независимостью и осознанием соб­ственной уникальности особенно видна в том слу­чае, когда мы наблюдаем, как дисфункциональ­ная личность (ставший взрослым непризнанный ребенок) до сих пор привязана к родителям, или к замещающим родителей персонам, или же от­носится к своему сексуальному партнеру так, как если бы это был родитель.

а) Такой взрослый надолго остается в родитель­ском доме и после того, как он уже вырос.

б) Или же он продолжает быть в значительной степени вовлеченным в жизнь своих родите-

Часть I______________________________________95

лей. Он пытается вернуться к ним снова и снова. Или он позволяет им вернуться к нему. Или же он живет в доме по соседству и наве­щает их так часто, что ему зачастую сложно провести грань между их домом и его собст­венным.

в) Или же он покидает своих родителей, но про­должает искать признания у замещающих роди­телей персон вне дома (на работе, у старших друзей и т. д.). Он может выбрать одну из таких персон как «партнера» и вступить в брак, но относиться к этому человеку как к родителю.

16. Значит ли это, что, когда мы видим родителей, не признающих своих детей, мы должны пред­положить, что они не хотят, чтобы их дети ста­ли независимы от них? Частично это так, но по­добный подход к объяснению комплексной мо­тивации дисфункционального воспитания детей слишком упрощен.

а) Родители, не признающие своих детей, обычно слишком разочарованы своими супружескими взаимоотношениями и слишком заняты удов­летворением своих собственных нужд, и даже понимая, что их дети — это личности, они не могут осознать их потребностей. Они сами — продукт дисфункционального воспитания.

б) Их неспособность к признанию своих детей — скорее их беда, чем вина, поскольку они отча­янно желают быть хорошими родителями.

в) Поскольку дисфункциональные родители рас­сматривают процесс воспитания детей как не связанный с их собственными болезненными супружескими отношениями, им не приходит

, в голову, что они одной рукой разрушают то, что только что построили другой.

ГЛАВА 7.

СЕМЕЙНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Краткое отступление

 

1. Здесь нам нужно на некоторое время прерваться. Прежде чем мы перейдем к рассмотрению во­просов, касающихся коммуникации, необходимо проанализировать ту модель поведения в семье, которая, по-видимому, противоречит утвержде­нию о том, что ребенок нуждается в родителях, чтобы научиться устанавливать функциональные удовлетворяющие отношения, и что родительский пример будет ему полезен.

а) Анализ эпизодов на ранних этапах семейной терапии показал, что:

♦ Когда муж и жена начинают ссориться, И. П. вступа­ет в разговор и переводит их внимание на себя.

♦ Точно так же, когда муж и жена ведут себя друже­любно по отношению друг к другу, И. П. вступает в разго­вор и переводит их внимание на себя.

б) Многие психологи рассматривают подобное поведение как следствие детских сексуальных переживаний, касающихся родителя противо­положного пола. Эти переживания постоян­но стимулируют его к попыткам разделить

Часть I                                                                      97

родителей, но в то же время он старается, чтобы они были вместе, частично потому, что переживает страх кастрации, частично — из-за того, что нуждается в них обоих.

2. Моя собственная интерпретация несколько иная.

Во-первых, я не считаю, что секс — это базовый мотив человеческой личности. На основе наблю­дений я могу заявить, что сексуальный мотив яв­ляется второстепенным, он подчинен основному мотиву — мотиву повышения самооценки и за­щиты ее от угрозы.

а) Не вызывает сомнения тот факт, что двое лю­дей с высокой самооценкой, которые ведут себя в соответствии с собственной уникаль­ностью, проявят себя как сексуально опреде­лившиеся, способные и креативные личности.

б) Однако потребность ощущать собственную ценность себя столь сильна, что супруги бу­дут обходиться без сексуального удовлетво­рения или отказываться от него в жизненно важных взаимоотношениях, если сексуальное поведение или потребность в нем будет угро­жать их самооценке. Примеры подобного рода мы нередко встречаем в практике консульти­рования супружеских пар.

в) Потребность в сексуальном удовлетворении обостряет проблемы супружеских взаимоот­ношений, но супруги, тем не менее, продол­жают жить вместе; потребность в защите са­мооценки, как мы можем понять из такого рода семейных решений, пересиливает потреб­ность в сексуальном удовлетворении.

3. Я объясняю поведение И. П. в терапевтическом

взаимодействии следующим образом:

4 Сатир

Психотерапия семьи

а) Когда родители мальчика спорят, он боится, что один из них (или оба) может пострадать в процессе терапии.

♦ Он не хочет потерять кого-то из родителей; он любит их обоих, они оба нужны ему.

♦ Он обнаружил, что когда он отвлекает внимание ро­дителей на себя, они перестают спорить.

б) Когда в процессе семейной терапии родители мальчика проявляют дружелюбие по отноше­нию друг к другу, он сталкивается с абсолют­но новой для себя ситуацией.

♦ Мальчик в дисфункциональной семье никогда не ви­дел, чтобы родители были вместе. Когда они пытались ка­заться единой семьей, он всегда знал, что на самом деле такое невозможно. И сейчас, когда они, может быть, пред­принимают первые шаги по направлению к нормальным от­ношениям, его опыт говорит ему, что такого быть не может.

♦ Кроме того, до настоящего момента его потребнос­ти удовлетворялись только через призму их потребностей. Если родители будут вместе, может оказаться, что они иг­норируют его, он может очутиться в ситуации, когда его отвергают. Он никогда не был выключен из супружеских взаимоотношений, хотя и воспринимал такую ситуацию как должное.

♦ Хотя его актуальная роль И. П. и обременительна, он не знает иной роли в семье, как и его родители, он боит­ся перемен. И он, и его родители активно пытаются смес­тить внимание на ребенка и удерживать его на этом объ­екте в течение всего процесса терапии.

в) Как уже не однажды было мной подчеркнуто, в ходе терапевтического процесса И. П. с го­товностью оставляет свою отвлекающую роль. Когда он убеждается в том, что споры не но­сят деструктивного характера и что согласие между его родителями снижает их требова­ния к нему, И. П. активно поддерживает те-

Часть I                                                                       99

рапевта в помощи его родителям как супругам, и в то же время он старается сделать так, чтобы его родители осознали, что он — отдельная лич­ность со своими собственными потребностями. Фактически И. П. зачастую бывает весьма по­лезен как «ассистент семейного консультанта».

4. И тем не менее мы еще не получили ответа на

следующий вопрос: почему мы так часто встре­чаем в дисфункциональных семьях сверхсильные привязанности мать—сын или отец—дочь?

а. Не доказывает ли это, что каждый ребенок дей-

ствительно разделяет своих родителей, что он не только намеревается это сделать, но и, в известном смысле, преуспевает в этом? И что когда, как ему кажется, его замысел реализо­вался, он проявляет определенные симптомы?

б. Симптомы могут до некоторой степени быть следствием эдипова конфликта. Но в этом слу­чае у меня возникает следующий вопрос: в чем причина самого конфликта?

5. Я полагаю, что эдипов комплекс может развиться

только тогда, когда индивид не способен соста­вить адекватное представление об отношениях между собственным полом и противоположным. Случится ли это или нет, зависит от того, на­сколько конкретно и ясно выражают родители свою различность и уникальность.

а) Дети рождаются со способностью выражать свои сексуальные чувства по отношению к кому-либо и не испытывать при этом вины.

б) Однако дети приходят в мир, который пред­полагает жесткие табу на определенные вы­ражения и поведенческие проявления, связан­ные с демонстрированием сексуальности.

Психотерапия семьи

в) Дети узнают о существовании табу на крово­смешение тогда, когда выражают свои чувст­ва по отношению к родителю противополож­ного пола, вызывая тем самым неодобрение, а это порождает чувство вины и страх, угро­жающие самооценке.

6. Однако вина и страх сами по себе не приводят к

травмирующему личность эдипову конфликту.

а) Дети в функциональных семьях получают яс­ные, четкие указания на то, что родитель — неподходящая фигура для усиливающихся сек­суальных чувств ребенка.

б) Ребенок таких родителей будет поставлен в ситуацию «конфликта» подобными указани­ями в той же степени, как и любым другим ограничением его воли.

в) Сексуальные чувства ребенка как таковые не вызывают неодобрения. Он убежден, что по­добные чувства просто должны выражаться в отношении какого-то иного объекта.

7. Табу на инцест иногда становится причиной силь-

ного конфликта, это происходит в том случае, когда родители занимают различные позиции по этому вопросу, когда один из родителей подст­рекает ребенка нарушить подобный запрет.

а) В дисфункциональных семьях родитель про­тивоположного пола стимулирует инцестуаль-ные переживания, явным образом выражая свои ожидания и требования.

б) Родитель того же пола стремится развить чув­ство вины в связи с подобными переживания­ми, особенно в том случае, когда ему не уда­ется встать между ребенком и своим супру­гом, и в то же время унижает ребенка и отда-

Часть I                                                                     101

ляется от него, вынуждая его быть равнодуш­ным по отношению к представляющему со­блазн родителю.

в) Табу на кровосмешение само по себе способно породить у ребенка лишь незначительный кон­фликт. Более серьезной причиной является ро­дительская непоследовательность в отношении табу, одновременно стимулирующая сексуаль­ные переживания и порождающая чувство вины.

8. Как уже было сказано выше, в любом треуголь­нике все три члена испытывают страх быть ос­тавленным.

а) По моему мнению, в данном случае имеют ме­сто не отношения между тремя людьми, а всего лишь некоторый набор двусторонних взаимо­отношений, где третий член выступает в роли наблюдателя.

б) В семейном треугольнике жена боится, что муж станет меньше интересоваться ею, муж боит­ся, что жена потеряет к нему интерес, и ребе­нок (когда он начинает осознавать существо­вание своего отца) боится, что он не будет центром родительского мира.

в) В возрасте двух лет ребенок, безусловно, осо­знает существование собственного отца — че­ловека, который отсутствует весь день, но приходит домой ночевать, требуя от жены внимания к своей персоне.

♦ Дети обоего пола реагируют на приход отца с инте­ресом и страхом. В этот период они должны понять, что снабжены двумя значимыми другими.

♦ Ребенок старается решить возникшую перед ним ди­лемму либо перебежками от одного родителя к другому, либо объединением их в желании сконцентрироваться на его персоне.

Психотерапия семьи

9. В треугольнике, существующем в функциональ­ной семье, супруги уверены в своих брачных от­ношениях и поэтому способны, не вызвав при этом опасений ребенка, справиться с его стра­хом быть оставленным.

а) Мать способна допустить отношения между ребенком и отцом.

б) Отец способен допустить отношения между ребенком и матерью.

в) И, тем не менее, оба родителя способны объ­яснить ребенку, что он никогда не будет вклю­чен в их супружеские взаимоотношения.

10. В треугольнике, существующем в дисфункцио­нальной семье, родители не уверены в своих су­пружеских отношениях.

а) Они уже чувствуют, что оставлены друг дру­гом. (Фактически, один из основных принци­пов такой семьи заключается в следующем: быть рядом недостаточно, кому нужно то, что доступно?) Оба супруга смотрят на ребенка как на способ удовлетворения своих нереа­лизованных потребностей в супружеских вза­имоотношениях.

♦ Поскольку они разочаровались друг в друге и нахо­дятся в состоянии супружеской войны, они оба подстрека­ют ребенка принять их сторону. (А это означает борьбу про­тив второго родителя.)

♦ Мать в своих попытках превратить мальчика в пре­данного эрзац-супруга обольщает его, предлагая дополни­тельные соблазны. (Отец поступает точно так же по отно­шению к дочери.)

♦ Отец неодобрительно реагирует на тесные взаимо­отношения матери с сыном, выказывая презрение и отда­ляясь от них. Мальчик получает сообщение следующего ха­рактера: «Отец не любит меня».

Часть I                                                                           103

♦ А когда мальчик замечает, что мать презрительно относится к своему супругу и в то же время одобрительно к нему самому, он получает еще одно сообщение: «Мать больше любит меня, чем отца».

♦ Мальчик любит обоих родителей, нуждается в них обоих. И любовь матери порождает проблему: «Любовь ма­тери лишает меня отца».

б) Страх инцеста фактически является выучен­ной реакцией на актуальную ситуацию.

♦ Мать проявляет ревность, когда, по ее мнению, Джонни встает на сторону отца.

♦ Отец демонстрирует те же чувства, когда мать ста­рается сделать из Джонни эрзац-супруга.

♦ И, тем не менее, оба супруга позволяют Джонни ду­мать, что он является сущностью их супружеских отноше­ний. Когда он старается не принимать ничью сторону и не быть средством в их супружеской войне, они оба пытают­ся втянуть его в конфликт.

♦ Из-за своего страха кастрации Джонни боится поте­рять свой пенис. Поскольку у женщин его нет, пенис ка­жется ему штукой, которая может быть оторвана каким-то рассерженным человеком. (Кроме того, угрозы такого рода, явные или завуалированные, он достаточно часто, как пра­вило, получает от одного или обоих родителей.)

11. Мне следует добавить еще одно замечание. Хотя может показаться, что сын находится в более близких отношениях с матерью и более предан ей (так же, как дочь кажется более близкой к отцу и преданной ему), подобная преданность иллюзорна.

а) Такие взаимоотношения могут быть интерпре­тированы матерью и отцом как принятие чьей-либо стороны, но в представлении мальчика это абсолютно не так.

б) Дети не могут однозначно встать на сторону одного из родителей.

Психотерапия семьи

в) Дети нуждаются в том, чтобы быть приняты-

ми каждым из родителей и всеми силами стре­мятся к этому, поскольку это одна из возмож­ностей получить признание своих способнос­тей и своей сексуальной принадлежности.

г) Возможен и другой путь. Матери не нужно вступать в сексуальные отношения или со­блазнять своего сына для того, чтобы убе­дить его в его состоятельности как предста­вителя сильного пола. Она косвенно поощ­ряет его, поддерживая сексуальные отноше­ния со своим мужем, открыто одобряет их и говорит о своем удовлетворении мужем как мужчиной. Она также признает и сына как представителя мужского пола, давая ему по­нять, что она одобряет его сексуальность и уверена в том, что он найдет себе партнера.

12. Поскольку оба супруга в дисфункциональной семье чрезвычайно чувствительно относятся к перспективе быть покинутым, ребенок фактиче­ски потеряет одного из родителей, если не смо­жет успокоить обоих родителей, балансируя меж­ду ними.

а) Отец с сыном отдалятся друг от друга.

б) Мать и дочь отдалятся друг от друга.

13. Ребенок, который исполняет роль Идентифици­рованного Пациента в дисфункциональной се­мье, имеет гораздо больше проблем, чем просто инцестуальные переживания и страх кастрации, а) Одна из тяжестей, свалившихся на него, за­ключается в том, что он является, по сути говоря, связующим звеном между своими родителями. Он осознает, что может тем или иным образом объединить их, по крайней мере, удерживая на себе их внимание.

Часть I                                                                           105

♦ Это случается само собой, поскольку ребенок мечет­ся от одного родителя к другому, и каждый из них требует от ребенка быть дополнением себя.

♦ Это также происходит, когда он пытается получить признание собственной ценности как личности со своими собственными потребностями, а эти попытки воспринима­ются родителями как вызывающее поведение, недостой­ное любящего ребенка.

♦ Поскольку он не может удовлетворить ни ожидания своих родителей, ни свои собственные потребности, он на­чинает вести себя все более противоречиво и вызывающе.

♦ Подобное плохое, отклоняющееся, ненормальное или нездоровое поведение заставляет его родителей объ­единить усилия и сконцентрировать внимание на нем.

б) Однако такой способ объединения родителей на самом деле не может ни облегчить боль супружеских взаимоотношений, ни исключить ребенка из этих взаимоотношений. Он стра­дает от мучительного заблуждения, считая себя «посвященным». (В функциональной семье подобное заблуждение, конечно лее, опровергается.)

♦ .И. П. не может исцелить родителей от боли. Все, что он может сделать, это представить себя как мнимую при­чину этой боли.

♦ Он не является неотъемлемой частью супружеских взаимоотношений. Эти отношения — закрытая в физичес­ком и психологическом отношении система. Ребенок — су­щество меньшее, чем его родители, он знает меньше, чем знают они, он не может делать то, что доступно им. И ни­коим образом он не может быть связан с кем-либо из них так, как они связаны друг с другом. Он не может равнять­ся с ними, будь то в сексуальном или каком-то ином плане.

♦ Даже как «непосвященному» И. П. не хватает опы­та, чтобы понять, в чем причина этой боли, а поэтому лю­бая попытка облегчить ее будет неадекватной и неуспеш­ной. (Например, взрослые могут проявлять свою боль раз-

Психотерапия семьи

личным способом. Отец может демонстрировать свою боль, непочтительно обращаясь с матерью. Мать может показывать, как ей плохо, посредством слез. И ребенку кажется, что мать страдает больше, чем отец. Как он мо­жет понять их взаимную боль, если он столь упрощенно воспринимает их отношения?)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.