Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Virginia Satir 11 страница



«Что, как вы помните, доставляло радость

и удовольствие вашей жене} »

«Вы (жена) знали, что он так думает} »

«Если да, то как вам удалось это выяснить} »

«Если нет, то как вы (муж) объясняете, что

она об этом не знала} »

«Потому ли, что вы (жена) не спрашивали,

или потому, что вы (муж) не говорили ей об

этом} »

«А сейчас вы (жена) знаете о том, что у

него есть такие мысли} »

Психотерапия семьи

41. Терапевт снова выдвигает понятие различий меж­ду людьми, на этот раз в контексте сегодняшне­го дня. Он спрашивает каждого супруга о том, что ему не нравилось в другом, и что он соби­рался предпринимать в отношении этих не им­понировавших ему качеств. (Позднее эти же во­просы адресуются другому супругу.)

«Что, как вы помните, вы обнаружили друг в друге такого, что показалось вам неприят­ным, новым, необычным иди даже дурным? У каждого человека свои недостатки, и каж­дый из нас не похож на другого >>. <<Знали ли вы (муж), какие чувства испыты­вала ваша жена по этому поводу? » «Если да, то как вы об этом узнали? » «Если не?п, то как вы (жена) объясняете, что ваш муж не знал об этом? » «При помощи каких приемов вы (жена) пред­полагали справляться с тем, что в нем каза­лось вам неприятным (или «необычным», или «дурным»)? » «Как они действуют? »

«Знаете ли вы (муж), что ваша жена дума­ет по этому поводу сейчас? »

42. Терапевт указывает на расхождения и просит супругов объяснить, каким образом они возник­ли. Придирки жены до свадьбы казались спосо­бом самозащиты. Сейчас они выглядят как про­явления деспотизма. Забывчивость мужа до свадьбы представлялась весьма милой. Сейчас она воспринимается как безответственность. Каждый думал, что любовь и время все исправят.

«Как вы объяснили для себя неэффективность некоторых мер, на которые вы возлагали на­дежды? »

Часть III                                                                       213

«Как вы объяснили для себя, что вы, который нуждается в хорошем питании, выбрали себе жену, которая терпеть не может готовить? » «Как могло случиться, что вы, которой для ощущения безопасности необходимо иметь свой дом, выбрали мужа, который ненавидит ■ сидеть на одном месте? »

Эти вопросы помогают терапевту понять, в ка­кой степени супруги строили свои взаимоотноше­ния на основе невысказанных надежд, а не на сов­местном изучении действительности. Кроме того, комментарии терапевта, подчеркивающие несоответ­ствия надежд выбору супруга, демонстрируют каж­дому его ответственность за сделанный выбор.

43. Терапевт объясняет несоответствия, обращаясь к моделям, присутствовавшим в прошлом каж­дого из суп'ругов, а также подчеркивая необхо­димость свободного обсуждения:

«Я полагаю, было что-то еще, что застави­ло вас думать, будто вы не можете попро­сить о том, что вам нужно. Может быть, вы предполагали, что вам придется отказать­ся от своих желаний, как это сделала когда-то ваша мать».

«Я полагаю, вы думали, что вам придется все время угождать женской половине семьи. Ведь вы видели, как это делал ваш отец. Может быть, именно поэтому вы не могли попросить о том, что вам нужно».

Эти утверждения также способствуют установ­лению связи между прошлым и настоящим. Но вме­сте с тем они означают, что прошлое не должно продолжаться и влиять на настоящее, что люди мо­гут освободиться от этого влияния.

Психотерапия семьи

44. Терапевт продолжает прослеживать хронологию семьи, дополняя ее планами рождения детей и появлениям каждого из них. Он исследует фи­зические обстоятельства на момент рождения каждого ребенка. Он расспрашивает о появле­нии каждого ребенка, поскольку родители по-новому переживают рождение каждого малыша. Обычно супруги имеют самое туманное представ­ление о том, как принятие роли родителей по­влияет на их жизнь, и особенно, как оно отра­зится на их супружеских взаимоотношениях.

«Когда вы оба решили взять на себя функции родителей? »

«Вы надеялись, что первым родится маль­чик или девочка} » (обоим). «Где это было? » «Как прошли роды? » (жене). «Где были вы?» (мужу). «Когда каждый из вас решил, что хочет стать родителем? »

«Как вы предполагаете, что послужило при­чиной вашего желания стать родителем имен­но в этот момент? » (обоим). «Сколько времени прошло между принятием этого решения и зачатием? » «Что послужило препятствием?» (если пе­риод был продолжительным). «Какие изменения вы связывали с появлени­ем малыша? » (обоим).

Тут терапевт провозглашает «универсальную ис­тину»: «С появлением ребенка неизбежно происхо­дят изменения», дабы подтвердить, что данная су­пружеская пара, обнаружившая, что ребенок вносит в их жизнь нечто новое, ничем не отличается от дру­гих. Затем:

Часть III                                                                       215

«Как вы планировали эти изменения? » (обо­им).

«Как осуществились эти планы? » «Какие изменения произошли с вами в дей­ствительности? »

45. Терапевт переходит к младшим детям, не забы­вая, при этом о вероятности существования де­тей, родившихся до брака, которые сейчас жи­вут в другом месте:

«У вас есть другие дети? » (обоим). «Давайте посмотрим — когда вы решили за­вести следующего ребенка? » «Помните ли вы, о чем вы подумали в пер­вый момент, когда увидели вашего первого ребенка? Второго ребенка? » (обоим). «Помните ли вы, каким бы вы хотели, что­бы вырос ваш ребенок? » (обоим). «Как вы планировали заботиться о своем пер­вом ребенке, когда ваш второй ребенок уже был готов появиться на свет? » «Как это произошло? »

«Итак, у вас двое детей, мальчик трех лет и девочка грудного возраста? » «Как, по вашим наблюдениям, ваш первый ре­бенок встретил появление второго? » (обоим). «Как вы готовили первого ребенка к появле­нию второго? »

«Кто из детей на сегодняшний день больше всего похож на вас?» (обоим). «Есть ли среди ваших родственников кто-нибудь, на кого ваши дети были бы похожи больше, чем на вас? »

Задавая эти вопросы, терапевт постоянно ссыла­ется на ранее полученную информацию, дабы осве­тить реальные проблемы, встающие перед семьей,

Психотерапия семьи

когда супруги берут на себя роль родителей. Он дает родителям понять, что он знает о наличии у них и других проблем, кроме родительских, о необходи­мости решать огромное множество жизненных во­просов. Кроме того, он получает ключи к ответу на вопрос, как каждый из супругов соединил собствен­ные ожидания, связанные с рождением ребенка, с ожиданиями другого.

46. Терапевт пытается составить представление о том, сколько времени члены семьи проводят вместе:

«Давайте посмотрим, как проходит день в вашем доме. Кто первым видит солнечный свет? »

«Кто встает следующим} » «Кого встречает этот человек, когда он или она встает? »

«А кто потом? Кого встречает этот чело­век? Если те, кто уже встал, ушли, то куда и когда они направились? »

Так терапевт продолжает до тех пор, пока все домочадцы не окажутся на ногах, а потом он про­слеживает распорядок дня каждого из них до того момента, когда все ложатся спать. Затем он делает заявление по поводу точного времени, проводимого членами семьи в непосредственном общении друг с другом. Он спрашивает о средствах, при помощи которых домочадцы сообщают другим, что проис­ходит в их жизни, в отсутствие личного контакта. Если таковые средства отсутствуют, то он предпо­лагает, что у каждого человека формируется некое собственное представление о том, что делают его домашние в его отсутствие. Он выясняет их суть и сверяет их с рассказами других членов семьи для

Часть III                                                                       111

того, чтобы привести эти представления в соответ­ствие с действительностью.

47. Теперь терапевт пытается нарисовать картину дома. Он спрашивает, кто где спит? Кто с кем вместе ест? Когда принято садиться за стол? Он старается выдвинуть идею об атмосфере семей­ной жизни. Например, он может спросить: «Если бы я оказался в вашем доме во время ужина или завтрака, что бы я увидел и услышал?» (этот вопрос он задает каждому члену семьи, начиная с мужа и жены, а потом обращается к детям, сперва —■ к самому старшему).

48. После этого некоторые из вопросов, которые он уже задавал родителям, терапевт адресует ре­бенку (при этом свои вопросы он сопровождает ободряющими утверждениями, содержащими эле­мент интерпретации):

«Как ты думаешь, твои родители могут ве­селиться? Как ты представляешь их развле­кающимися? »

«Чем, на твой взгляд, твои родители отли­чаются друг от друга? » (Ну, одно-то мы зна­ем точно: папа — мужчина, а мама — жен­щина.)

«Как ты, думаешь, твои родители могут от­крыто ссориться? Как, по твоему мнению, они себя при этом ведут? >> «Ты можешь облегчить их страдания? Как реагирует папа, когда ты пытаешься это сделать? Как реагирует мама, когда ты пы­таешься это сделать? »

К моменту достижения этой стадии хронологии терапевт (хочется надеяться) составляет надежную,

Психотерапия семьи

понятную схему, придерживаясь которой ребенок и супруги смогут прокомментировать то, что они ви­дят и слышат. Но терапевт продолжает работать с серьезными несоответствиями, присутствующими у ребенка; над ребенком довлеет запрет на собствен­ное мнение и даже на то, чтобы задавать вопросы. Терапевт продолжает концентрироваться на «боли», уходя от вопроса «кто что кому сделал». Теперь он вплотную приступает к работе, направ­ленной на освобождение ребенка от родительских запретов на комментарии. А также, предлагая ре­бенку сообщить о своих впечатлениях родителям, те­рапевт помогает им взглянуть на себя со стороны. Дети всегда защищают своих родителей. Чем более дисфункциональна семья, тем заботливее дети бу­дут относиться к своим родителям. Поэтому что бы дети ни говорили, их слова исполнены величайшей заботой. Часто в ответ на сказанное ребенком роди­тели восклицают: «Я никогда не знал, что он это понимает!»

49. Если ребенку трудно высказывать свои коммен­тарии, терапевт помогает ему в этом и интер­претирует:

«Может быть, ты боишься, что причинишь страдания маме и папе, если дашь им понять, что знаешь о их боли».

«Может быть, ты думаешь, что если ты просто расскажешь, что ты видел и слышал, мама и папа будут испытывать еще боль­шую боль».

«Я думаю, ты действительно видишь боль своих родителей. Но может быть ты чувст­вуешь, что не можешь это обсуждать». «Я уверен, твои мама и папа хотят знать, что ты видишь и слышишь. Но, может быть,

Часть III                                                                       219

они думают, что ты не хочешь рассказывать им об этом ».

50. К тому времени интервью уже подходит к кон­цу. Терапевт приступает к завершению, одновре­менно с этим пробуждая в людях надежду:

«Ну что ж, совершенно ясно, что каждый из вас старается сделать жизнь другого радо­стной, но, судя по всему, никому не удается в этом преуспеть. Как такое может быть! Мы должны будем поработать неф этим!» «Однажды мы сложим все фрагменты воеди­но так, что они обретут смысл. Такой гра­беж больше не будет продолжаться ». «У меня есть ощущение, что мы можем вы­работать несколько новых идей по этому поводу».

«Посмотрим, что еще мы можем узнать обо всем этом. У меня складывается впечатле­ние, что, когда все окажется на своих мес­тах, боль уйдет».

Люди не отваживаются идти от известного к не­известному, если у них нет надежды, особенно, если они делают это, пребывая в пугающем, критически настроенном окружении.

51. Хронология семейной жизни в том виде, как она описана здесь, кажется слишком точной:

а) Интервью, разумеется, никогда не бывают та­кими структурированными или такими после­довательными.

б) Терапевт не может упорно составлять хро­нологию, не обращая внимания на то, как ре­агирует семья.

в) В конце концов, одна из главных целей про­слеживания хронологии заключается в том,

Психотерапия семьи

чтобы перенести центр внимания с Иденти­фицированного Пациента на супружеские взаимоотношения, минимизировав ощущение угрозы у пациентов.

г) Если супруги настолько напуганы, что проти­вятся такому переносу, терапевт должен из­менить порядок действий и лишь слегка сме­стить акцент.

52. Описанная здесь хронология на самом деле пред­ставляет собой общий план, от которого тера­певт отступает, в зависимости от ответов на его вопросы.

а) Опираясь на этот план, он вводит в идеоло­гию семьи новые понятия, к которым он вер­нется в ходе будущих сессий.

б) Используя этот план, он может быстро и бла­гополучно войти в роль терапевта и выяснить, с чем нужно работать в первую очередь, а что может подождать.

♦ Он ведет себя как стоматолог, который спрашивает у пациента: «Где болит?», исследует то место, куда указы­вает пациент, а затем двигается дальше.

♦ Он рассчитывает, что семья поможет ему, но никогда не забывает, что процессом терапии руководит именно он.

Часть III

ОБЩИЙ ПЛАН ХРОНОЛОГИИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

К СЕМЬЕ КАК К ЦЕЛОМУ: Терапевт спрашивает о проблеме

К супругам:

Спрашивает о том, как они встретились, когда решили пожениться и т. д.

К жене:

Спрашивает, какими она видела своих родителей, близких родственников, жизнь в родительской семье.

Возвращается к моменту встречи ее с мужем.

Спрашивает о том, какие ожидания она связывала ■ с браком.

К мужу:

Спрашивает, какими он видел своих родителей, близких родственников, жизнь в родительской семье.

Возвращается к моменту встречи его с женой.

Спрашивает о том, какие ожидания он связывал с браком.

I. К супругам:

Спрашивает о послесвадебном периоде. Говорит о влиянии прошлого. И. К супругам как к родителям:

Спрашивает о том, какие ожидания они связывали с рождением детей. Говорит о влиянии прошлого.

III. К ребенку:

Спрашивает о том, какими он видит своих родителей, как он представляет себе их развлечения, ссоры, и т. д.

IV. К семье как к целому:

Убеждает семью в безопасности комментариев. Подчеркивает необходимость четкого обсуждения. Завершает сессию, назначает следующую встречу и обнадеживает.

ГЛАВА 13.

Вовлечение детей в семейную терапию

1. Многие терапевты задаются вопросом, как вовлечь детей в процесс семейной терапии.

а) Даже терапевт, имеющий немалый опыт рабо­ты с супружескими парами, оказавшись пе­ред необходимостью привлечь к работе детей, часто испытывает некоторое замешательство.

б) Присутствие детей может внести в процесс те­рапии атмосферу анархии:

♦ Дети, особенно маленькие, имеют ограниченный объем внимания.

♦ Каким образом вербальный процесс, каковым явля­ется терапия, может удерживать их интерес?

♦ Как можно требовать от ребенка, чтобы он спокойно сидел на месте по крайней мере час?

2. Несмотря на то, что сама идея проведения семейной терапии представляется терапевту впол­не обоснованной, он, тем не менее, может пре­бывать в некоторой неопределенности в отноше­нии правил, которых при этом следует придер­живаться.

Часть III                                                                223

а)  Нужно ли вовлекать в терапию всех детей, даже самого младшего из них?

б) Или стоит ограничиться присутствием обоих родителей и ребенка, у которого проявляют­ся симптомы?

в) Должны ли дети принимать участие в терапии

с самого начала? Если нет, то с какого момен­та им нужно там присутствовать?

г) Как долго детям оставаться в кабинете?

д) Какой генеральной линии должен придержи­ваться терапевт, чтобы контролировать про­цесс?

е) Не превратит ли присутствие детей семейную терапию в детскую?

3. Позвольте мне рассказать, как на все эти вопро-

сы я ответила для себя. Я также опишу, как я сама, будучи терапевтом, решаю для себя эти проблемы. Предположим, Джонни — наш И. П. У него есть сестра, Пэтти, а также мама и папа, которых зовут Мэри и Джо.

а) Джонни всем своим поведением посылает сиг­налы SOS, свидетельствующие о страданиях, испытываемых членами семьи.

б) Как я уже говорила, я включаю Джонни в те­рапию вместе с родителями, поскольку рас­сматриваю его симптомы как семейный фе­номен, с которым следует работать, исполь­зуя семейный подход.

4. А что же с другими детьми, в данном случае, с

Пэтти? В ситуации отсутствия у Пэтти симпто­мов, должна ли я, тем не менее, вовлекать в тера­пию и ее?

а) Некоторые из специалистов по семейной те­рапии, не стали бы включать Пэтти в том слу-

Психотерапия семьи

чае, если она не демонстрирует симптоматич­ного поведения.

б) Я же, напротив, привлекаю Пэтти к процессу терапии, поскольку она тоже является час­тью этой семейного гомеостаза, хотя и не выполняет функции И. П.

в) Я исхожу из предположения о том, что когда в семье присутствует боль, то все ее члены, так или иначе, ее чувствуют. Обиды между родителями затрагивают и Пэтти, и хотя пока у нее нет никаких симптомов, не исключено, что они появятся позже.

г) Я убеждена, что вовлечение всех детей в про-

цесс терапии может оказаться весьма эффек­тивной превентивной мерой.

♦ По мере того, как терапевт помогает членам семьи пересмотреть отношения между собой, Пэтти может извле­кать из этого пользу наравне со своим братом.

♦ И, поскольку у каждого члена семьи существуют свои собственные представления о том, что в ней происходит, Пэтти придется внести в процесс терапии такой же вклад, как и ее брату.

5. А если бы Пэтти и Джонни были еще очень малы, было бы их участие в терапии столь же обяза­тельным? В конце концов, можно было бы ска­зать, что, поскольку данная проблема существу­ет главным образом в отношениях супружеской пары, Пэтти и Джонни выиграли бы ровно столь­ко же, если бы остались дома, пока их родители будут проходить супружескую терапию. Кроме того, какая бы проблема не терзала этих детей, она, наверняка, еще не «интериоризирована», а потому изменения, произошедшие с другими чле­нами семьи, непременно приведут к изменениям и у детей, даже если они сами не будут присутст­вовать на терапевтических сессиях.

Часть III                                                                 225

а) Пэтти и Джонни действительно только выиг­рают, если их родители пройдут курс супру­жеской терапии. Вот почему я нередко при­глашаю пару прийти вдвоем, если их дети еще не достигли пятилетнего возраста.

б) Но я все же настаиваю на необходимости при­сутствия всех детей, по крайней мере, на двух терапевтических сессиях, чтобы своими глаза­ми увидеть взаимодействие семьи как целого.

6. Как правило, по крайней мере, на первые две сес­сии я приглашаю только супружескую пару. Я делаю так потому, что считаю это удачным нача­лом процесса семейной терапии.

а) Приглашая вначале только родителей, я гово­рю: «Я смотрю на вас как на основателей этой семьи. Кроме того, я рассматриваю вас как супругов, и на время забываю о том, что у вас есть дети».

♦ В дисфункциональных семьях супруги отказывают­ся от супружеских ролей или забывают о них, оставаясь только родителями, сосредоточенными на своих детях и не пытающимися уделять внимание друг другу.

♦ В определенный момент такие пары приходят ко мне с просьбой помочь их ребенку. В их поведении прослежи­вается очень мало того, что я называю «самостью», вы­полнением ролей мужа и жены. В той или иной форме у них преобладает «отцовство» и «материнство».

♦ Поэтому мне кажется, что стоит начать не с семей­ной, а с супружеской терапии, и тем самым напомнить паре, что они не только родители, но и супруги, а каждый из них в отдельности — личность.

б) Однако, если семья оказывается настолько дис­функциональна, что супруги не могут отвлечь­ся от ребенка и сконцентрироваться на собст­венных взаимоотношениях, то, как мне кажет-

8 Сатир

22G

Психотерапия семьи

ся, нужно оставить идею о супружеской тера­пии и с самого начала вовлекать в работу детей. Хотя я не считаю это удачным решением, в этом случае мне приходится делать исключение, в) Возраст ребенка является определяющим фак­тором, на основании которого я решаю, бу­дет ли он участвовать в терапии с самого на­чала или присоединится несколько позже. Например, И. П., которому уже исполнился 21 год, присутствует на терапевтических сес­сиях с самого начала.

♦ Это часто случается при шизофрении.

♦ Хотя родители продолжают видеть в И. П. ребенка, это само по себе является частью семейной патологии, и мне бы не хотелось усугублять ситуацию.

♦ Терапевты всегда должны отстаивать реальность. Я считаю для себя необходимым видеть такого «ребенка» на сессиях вместе с родителями, так как я знаю, что его симп­томы выполняют в семье определенную функцию.

♦ Я даю понять, что вижу перед собой трех взрослых людей, находящихся для меня на одинаковом уровне. Всем своим поведением я говорю: «Я не считаю, что вы все еще находитесь на попечении матери и отца. Я не буду втайне встречаться с вашими родителями и обсуждать с ними, что им делать с вами».

7. Как долго дети должны участвовать в процессе семейной терапии после того, как их в него во­влекли?

а) Как я уже отмечала, детей, не достигших че­тырехлетнего возраста, я включаю, по край­ней мере, в две первые сессии. В остальное время я работаю с супружеской парой. Воз­можно, в дальнейшем я попрошу еще раз при­гласить И. П. с тем, чтобы закрепить при уча­стии ребенка все то, чему родители научились в ходе супружеской терапии.

Часть III                                                                 111

б) Если детям уже исполнилось четыре года, они присутствуют на большинстве сессий. Тем не менее, обычно я прошу, чтобы на нескольких сессиях присутствовали только супруги или другие семейные подгруппы или отдельные члены семьи.

в) Дети, перешагнувшие порог 21 года, также уча-

ствуют в большинстве терапевтических сессий.

♦ Моя цель, разумеется, заключается в том, чтобы объ­единить такого «ребенка» с его родителями с тем, чтобы, в конце концов, помочь им разделиться.

♦ К сожалению, достижение этой цели практически всегда отнимает большую часть сессионного времени.

♦ Взросление ребенка не входит в планы такой семьи.

8. Теперь позвольте мне описать свои действия как терапевта, если в сессиях принимают участие дети.

а) Прежде всего, в ходе сессий супружеской те­рапии я стараюсь подготовить родителей к тому, что вскоре к ним присоединятся дети.

♦ Молодые родители особенно часто высказывают все­возможные опасения. Они беспокоятся, как дети будут себя вести. Их терзает, какое мнение сложится у меня о них как о родителях.

♦ Я пытаюсь утешить их, говоря, что все семилетние дети ведут себя соответственно своему возрасту, так по­чему их дети должны чем-то отличаться?

б) Я часто спрашиваю родителей, как они соби­раются сказать детям о необходимости посе­тить сессию семейной терапии.

♦ Возможно, Мэри скажет: «Мы встретимся с одной женщиной и поговорим с ней о нашей семье».

♦ Возможно, Джо скажет: «Мы все вместе пойдем ка­таться на машине».

♦ Обсуждение этого очень важного вопроса — как со­общить детям о визите к терапевту — может подготовить

Психотерапия семьи

почву для дальнейшего исследования того, насколько чет­ко или, наоборот, завуалировано передаются сообщения в рамках данной семьи.

♦ В ходе сессий супружеской терапии я уже подвела Джо и Мэри к мысли о недостаточной эффективности ком­муникации между ними. Поэтому, когда я выскажу то же самое в отношении выполнения ими родительских функ­ций, они уже будут подготовлены.

9. Итак, наступает день первого интервью со всей семьей. Предположим, это будет интервью с уча­стием самых маленьких детей. Как же терапевту контролировать их? Как не дать им превратить терапевтическую сессию в сплошной хаос? Я по­пытаюсь прояснить этот момент, описав конкрет­ные ситуации в интервью. Кроме того, сейчас я постараюсь представить мой терапевтический подход в обобщенном виде.

а) Я обнаружила, что у терапевта практически

не возникает проблем с контролированием детей в случае, если он активно берет про­цесс терапии в свои руки. Если он знает, как это сделать, то с детьми будет также легко работать, как и со взрослыми.

б) Конечно, некоторые проблемы с контролем все-таки возникают.

♦ Пэтти хочет стучать по радиатору. Джонни хочет при­нять ванну или попить из крана.

♦ Оба постоянно перебивают родителей, терапевта и друг друга в бешеном порыве завладеть разговором.

в) Разумеется, я жду, что родители сами спра­вятся со своими детьми.

♦ Отвечать на просьбы и устанавливать рамки, огра­ничивающие поведение детей, — прерогатива матери и отца.

Часть III______________________________________229

♦ Дело в том, что, взяв на себя эту роль, я упустила бы прекрасную возможность понаблюдать, как мать и отец выполняют свои родительские обязанности.

в) Однако, я беру на себя ответственность ясно изложить правила поведения, относящиеся к моему кругу деятельности в этой терапевти­ческой комнате.

♦ Например, никому не разрешается играть с микро­фоном или другой записывающей техникой.

♦ Не разрешается портить стулья, оконные жалюзи, скатерти и т. д.

♦ Никто (в том числе и родители) не имеет права гово­рить за другого.

♦ Каждый должен говорить так, чтобы его было слышно.

♦ Каждый должен делать так, чтобы другие тоже были услышаны. Я скажу: «У меня скоро лопнут барабанные пе­репонки,» или «Вам придется сменить тему, а иначе я не смогу выполнять свою работу».

♦ Родители часто просят меня сообщить им правила выхода из терапевтической комнаты. Мать спрашивает: «Вам не помешает, если он выйдет?» Я отвечаю, что нет, а потом объясняю ребенку, как найти раковину или туалет.

♦ Я также сообщаю о том, как часто ребенок может выходить из терапевтической комнаты. Обычно один по­ход в туалет и один — к раковине с водой дают Джонни и Пэтти возможность выяснить все, что нужно.

♦ В зависимости от возраста детей я сокращаю про­должительность терапевтической сессии.

в) Но, как я уже говорила, необходимость в кон­троле будет минимальной, если терапевт с самого начала четко объяснит все правила. Процесс терапии может чрезвычайно увлечь маленьких детей и они будут поглощены про­исходящим не меньше, чем их родители.

10. Например, есть вещи, которые мне бы хотелось сделать в самом начале семейной терапии. Пер-

Психотерапия семьи

вые сессии я планирую использовать для поста­новки диагноза и параллельно с этим начать сам процесс терапии. Поэтому я стараюсь сразу же ввести некоторые понятия, чуждые для дисфунк­циональной семьи. Уверена, что вам они знако­мы, и все же будет нелишним еще раз о них на­помнить. Я хочу, чтобы члены семьи:

а) Осознали, что они разные, и что каждый из них — личность.

♦ Одни из них — женщины, другие — мужчины. У од­них рыжие волосы, а у других — каштановые. Одни любят жареное мясо, другие его терпеть не могут. Одни — моло­дые, другие — постарше.

♦ В дисфункциональных семьях существуют серьез­ные проблемы с принятием различности или индивидуаль­ности. В таких семьях быть другим значит быть плохим, а это уже повод для того, чтобы тебя не любили.

б) Осознали, что между ними тоже существуют разногласия.

♦ Одна и та же картина одним кажется прекрасной, а другим — уродливой. Один и тот же поступок один считает приемлемым, а другой — крайне нежелательным.

♦ В дисфункциональных семьях часто пытаются не за­мечать или «замалчивать» существующие разногласия, будь то расхождения во мнениях или видении чего-либо.

в) Были более откровенными в общении друг с другом; говорили то, что видят, думают, чув­ствуют; говорили вслух о имеющихся разно­гласиях.

♦ Особенно мне хочется, чтобы супруги осознали про­тиворечивость сообщений, которые они посылают как сво­им детям, так и друг другу. Коммуникация между супруга­ми служит стандартом не только для родительской комму­никации, но и для всего общения, осуществляемого чле­нами семьи.

Часть III                                                                       231

♦ Мне также хотелось бы, чтобы дети и родители при­знали, что в отношениях между супругами присутствует боль, и научились говорить об этом.

♦ Кроме того, я стараюсь помочь членам семьи в об­суждении поведения, которое доставляет им удовольствие. Как я уже говорила, в дисфункциональных семьях разго­воры об удовольствии сопряжены с такими же проблема­ми, что и упоминание о боли.

11. Вот весьма'схематичный план первого интервью в присутствии детей, где расставлены основные акценты.

а) На то, чтобы охватить все отмеченные пунк­ты, может уйти одно интервью, если вы име­ете дело с очень разговорчивыми детьми, а может два или более.

б) Даже если при чтении это резюме покажется вам слишком длинным, то это только потому, что таким у меня получилось его описание.

в) Но сколько бы ни потребовалось времени для достижения моих первых терапевтических целей, я всегда задаю вопросы в теплом, за­интересованном, практичном ключе.

♦ Я задаю вопросы, полагая, что они уже сами по себе имеют терапевтическую силу. Возможно, это первый раз, когда с детьми обращаются как с людьми, имеющими соб­ственные мнения и взгляды.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.