Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Virginia Satir 14 страница



♦ Терапевт всегда уточняет правильность местоиме­ний, чтобы понять, кто кому что сделал. Шизофреники, на­пример, никогда не говорят конкретно, кто что сделал. Они говорят: «Дети не должны поступать так-то и так-то». Тера­певт переспрашивает: «Вы имеете в виду Джонни?» Тера­певт делает явными те скрытые обвинения, которые суще­ствуют у пациента, чтобы получить возможность работать с ними, а также чтобы проверить, правильно ли были упо­треблены местоимения.

♦ Терапевт должным образом реагирует на сплетни­ков:

С. (матери): Я собираюсь кое-что рассказать про тебя.

Т.: Я думаю, что сейчас тебе хочется доставить маме неприятность. Дома такое тоже случается? Родите­ли, почему получается так, что ваши дети могут соз­давать проблемы для кого-то из вас?

М.: Мой муж пьет.

Т. (переводя разговор на то, что жена может ска­зать о самой себе): А вы сами пьете?

Д. (заметив несоответствие): Он получил десять цен­тов. А я только пять.

Т.: Ты хочешь быть уверен в том, что ты получил свою долю. Что тебя не обокрали или обделили.

Часть III                                                                       275

♦ Терапевт обращает внимание на тех, кто выступает от чужого имени:

«Как случилось, что вы говорите за Джон­ни? Он может отвечать сам за себя. Давай­те спросим его об этом». «Такое происходит и дома? И часто у вас кто-то говорит за другого? Как вы думаете, как это могло случиться? »

♦ Терапевт реагирует на поведение детей (см. стр. 225 о поведении взрослых). Он не обращается к взрослым. Он спрашивает у ребенка: «Что случилось?» Он напоминает, что ребенок сам решает, как ему себя вести. Он не жерт­ва. Он может влиять на свое окружение.

в) Сами по себе взаимоотношения терапевта и пациента поднимают проблему ответствен­ности.

♦ Пациент ведет себя определенным образом. Он по­ступает так, как будто бы он — заложник своего поведения и не может ничего изменить. Если и терапевт рассматри­вает такое поведение как не зависящее от личности, он фактически говорит пациенту: «Я думаю, что вы не може­те себя контролировать». Если же он делает акцент на том, что поведение связано с личностью, он может определить цели поведенческой терапии.

♦ Пациент воспринимает терапевта как большого до­брого папу. Он ждет, что терапевт возложит на себя ответ­ственность. И терапевт принимает ответственность, но не обращается с пациентом как с ребенком и не ожидает, что тот будет вести себя соответствующим образом. Он подхо­дит к пациенту как к взрослому человеку и ожидает, что его поведение будет адекватно возрасту. Он не подверга­ет сомнению взрослость клиента.

♦ Хотя, возможно, терапевту хотелось бы думать, что он необходим пациенту, на самом деле, это не так. Он не похож на родителя шизофреника, который заявляет: «Ты

Психотерапия семьи

не можешь сам себя кормить. Чтобы выжить, ты нужда­ешься во мне». Он не пытается быть «кормящей» или «фильтрующей» персоной по отношению к пациенту. Он всего лишь обеспечивает пациенту возможность быть пре­доставленным самому себе и не зависеть от других чле­нов семьи.

12. Терапевт помогает пациенту увидеть, как про­шлые модели влияют на его ожидание и поведе­ние.

а) Он напоминает пациентам, что в своем пове­дении они опираются на прошлые модели:

«Я был склонен думать, что вас это будет беспокоить, поскольку вы говорили, что ваш отец никогда...»

«Ваша мать обращалась с деньгами именно так. Как же вы могли научиться делать это как-то иначе? »

«У меня создалось впечатление, что вы пы­таетесь сказать ему то же самое, что, как вы видели, говорила ваша мать вашему отцу. И это несмотря на то, что вам не нрави­лось, как поступают ваши родители, и на то, что сейчас вы очень стараетесь вести себя иначе. Давайте посмотрим, что может препятствовать вашим намерениям».

б) Терапевт открыто обсуждает ожидания: «Не­ужели вы действительно думаете, что все дети должны быть обязаны своим родителям? »

в) Терапевт напоминает пациентам, что, когда они поженились, они ценили друг в друге те же самые качества, которые сейчас вызыва­ют раздражение. «Итак, вы сказали, что нра­вилось вам в вашей жене. Почему же вам не нравится это сейчас?»

Часть III

г) В разговоре терапевт акцентирует внимание

на ожиданиях:

Т. (обращаясь к Джонни): Ты любишь шпинат? С: Нет.

Т.: Ты знал, что твоя мама думает, что ты любишь шпинат?

С: Нет, но я не хотел ее обижать.

Т. (обращаясь к матери): Вы когда-нибудь спраши­вали его, любит ли он шпинат?

М.: Нет, но я думала, все мужчины его любят. Папа его любил.

д) Терапевт акцентирует внимание на ожидани­ях, преувеличивая их: «Ваш папа любил его, поэтому, конечно же, все мужчины тоже его любят!»

13. Терапевт выявляет роли и функции.

а) Терапевт сам подчеркивает ролевые позиции, обращаясь к членам семьи и работая с ними.

♦ Он называет супругов «Мама» и «Папа», когда раз­говаривает с ними как с родителями, и обращается к ним по имени, когда речь заходит о них как личностях или же как о муже и жене.

♦ Выясняя историю семьи, терапевт включает в нее членов семьи в должном порядке. Сначала он обращается к отцу, как к главе семейства, затем к матери. Потом он переходит к старшему из детей, говоря младшим: «Подо­ждите минуту. Вас здесь еще нет. Вы еще не родились!»

б) Терапевт задает пациентам вопросы относи­тельно их ролей:

«Вы носите три шляпы — личную, супруже­скую и родительскую. Я заметил родитель­скую, но где же две другие? »

Психотерапия семьи

«До свадьбы вы были мисс Такая-то. Что с ней случилось?»

«Почему вы должны получать какое-то раз­решение} » «Итак, вы папина жена? »

в) Терапевт может преподать открытый урок от­носительно ролей. Он перечисляет на доске три роли: личную, супружескую, родитель­скую. Он делает это, чтобы пациенты увиде­ли, что у них есть выбор, что они могут ре­шить, с каких позиций они могут обращаться друг с другом. Если терапевт ставит пациен­тов в известность о том, как они реагируют на ситуацию, и показывает им иные способы реагирования, то они получают возможность выбора из этих вариантов. Творческий под­ход к жизни предполагает более широкий выбор альтернатив.

14. Терапевт заполняет паузы в разговоре и интер­претирует высказывания.

а) Терапевт отделяет ту часть сообщения, кото­рая касается взаимоотношений, от контекста сообщения. Пациенты, как правило, путают эти две составляющие и говорят об отноше­ниях в терминах содержания:

«Это плохой кофе», — говорит пациент, имея в виду «Ты — плохой». «Очки грязные», — говорит шизофреник, подразумевая «Вы, должно быть, плохо ви­дите в них».

б) Терапевт отделяет комментарии относитель­но собственной персоны пациента от коммен­тариев, касающихся других людей. Пациенты

обычно смешивают эти два типа высказыва­ний и не могут отделить ту часть реплики, которая определенным образом характеризу­ет говорящего, от той, что адресована непо­средственно им.

♦ «Я устал» может быть утверждением об усталости говорящего. Оно также может быть вопросом: «Ты тоже?» Оно может быть и просьбой: «Помоги мне!»

♦ Поэтому когда пациент передает терапевту то, что сказал А, терапевт спрашивает, что он понял из сообще­ния А.

в) Терапевт указывает на явные несоответствия в коммуникативном процессе:

О.: Я чувствую себя прекрасно.

Т.: Вы ужасно выглядите. Почему вы говорите, что чувствуете себя прекрасно, когда на самом деле вы­глядите очень плохо. Вы не можете позволить себе чувствовать себя отвратительно?

* А

О. (обращаясь к ребенку, чьи проблемы связаны с отклоняющимся поведением отца): Будь хорошей де­вочкой, и я скоро вернусь.

Т. (обращаясь к отцу): Я думаю, что в ваших словах было два отдельных сообщения, и это запутало ее. Вы сказали ей, чтобы она хорошо себя вела, громко и отчетливо, но вы не сказали ей, куда идете и когда вернетесь. Прозвучало ли второе сообщение так же громко и отчетливо?

г) Терапевт проговаривает то, что проявляется на уровне невербальной коммуникации:

Т. (обращаясь к Джонни): Сначала ты посмотрел на маму, прежде чем ответить. Интересно, почему тебе

Психотерапия семьи

кажется, что ты должен спросить разрешения, что­бы что-то сказать?

Т. (обращаясь к Пэтти, которая держит за руку отца, пока он ругается с матерью): Ты пыталась сказать папе, что сочувствуешь ему?

* *

Т. (говоря о расположении клиентов в комнате): Вы все ведете себя так, как будто хотите находиться от него (меня, ее) как можно дальше.

д) Терапевт проговаривает «сообщения с двой­ным дном»:

Д. (матери): Я могу пойти в школу?

М. (дочери): Когда я была маленькой девочкой, я вообще не училась.

Т. (обращаясь к матери): Ваша дочь спрашивает вас, может ли она пойти в школу, и я не уверен, что она получила ответ на свой вопрос. Следует ли ей идти в школу или нет?

15. В целом, вот те критерии, по которым я сужу, можно ли заканчивать терапию, а) Лечение закончено:

♦ Когда члены семьи могут взаимодействовать, про­верять информацию, спрашивать.

♦ Когда они могут интерпретировать враждебность.

♦ Когда они могут понять, как видят их окружающие.

♦ Когда они могут понять, как они видят себя самих.

♦ Когда один член семьи может рассказать другому, как он себя проявляет.

♦ Когда один член семьи может рассказать другому о том, что он от него ожидает, на что надеется и чего боится.

Часть III

♦ Когда они могут спорить.

♦ Когда они способны совершить выбор.

♦ Когда они способны учиться на практике.

♦ Когда они могут освободиться от вредных последст­вий прежних моделей.

♦ Когда они могут ясно выражать свои мысли, то есть, быть конгруэнтными в своем поведении, с минимальным различием между чувствами и их выражением и с мини­мумом скрытых сообщений.

б) Другой ряд критериев, определяющих окон­чание лечения, относится к той ситуации, ког­да взрослые мужчина и женщина как муж и жена могут:

♦ Быть правдивыми, говоря от первого лица «Я», до­бавлять утверждение или вопрос, которые: критикуют, на­ходят ошибки, оценивают, говорят о раздражении, сооб­щают о наблюдении, говорят о проблемах.

♦ Быть конкретными, говоря так, чтобы стало понят­ным «Я и мне» и «Ты и тебе». «Я — отдельное от тебя су­щество, и я осознаю мои собственные качества как при­надлежащие мне. Ты — это ты, отдельно от меня, и я осо­знаю твои качества как принадлежащие тебе».

♦ Быть недвусмысленными, используя вопросы и ут­верждения, которые отражают правдивость и способность понимать утверждения, инструкции и намерения другого че­ловека, для того, чтобы добиваться какого-то результата.

в) Короче говоря, лечение закончено, когда каж­дый участник терапевтических сессий может использовать первое лицо «Я», продолжая предложение глаголом в активном залоге и заканчивая его прямым дополнением.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ................................    7

Часть I. Теория семьи

Глава 1. Для чего нужна семейная терапия? ....  12 Глава 2. Низкая самооценка и выбор супруга ...  21

Глава 3. Различность и разногласия ..........  26

Глава 4. Стрессы, воздействующие на современную

семью...........................  39

Глава 5. Супружеское разочарование и его послед­ствия для ребенка .................  51

Глава 6. Что нужно всем детям для формирования

самооценки ......................  79

Глава 7. Семейный треугольник (краткое отступле­ние) ............................  96

Часть И. Теория коммуникации

Глава 8. Коммуникация: процесс передачи и получе­ния информации .................. 108

 

Содержание                                                                            283

Глава 9. Коммуникация: вербальные и невербаль­ные способы выражения просьбы ..... 125

Часть III. Теория и практика терапии

Глава 10. Основные понятия терапии .......... 152

Глава 11. Начало лечения................... 177

Глава 12. Прослеживание хронологии семейной

жизни .......................... 185

Глава 13. Вовлечение детей в семейную терапию . 222

Глава 14. Роль и технические приемы терапевта . . 254

 

 

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.