|
|||||||
Virginia Satir 14 страница♦ Терапевт всегда уточняет правильность местоимений, чтобы понять, кто кому что сделал. Шизофреники, например, никогда не говорят конкретно, кто что сделал. Они говорят: «Дети не должны поступать так-то и так-то». Терапевт переспрашивает: «Вы имеете в виду Джонни?» Терапевт делает явными те скрытые обвинения, которые существуют у пациента, чтобы получить возможность работать с ними, а также чтобы проверить, правильно ли были употреблены местоимения. ♦ Терапевт должным образом реагирует на сплетников: С. (матери): Я собираюсь кое-что рассказать про тебя. Т.: Я думаю, что сейчас тебе хочется доставить маме неприятность. Дома такое тоже случается? Родители, почему получается так, что ваши дети могут создавать проблемы для кого-то из вас? М.: Мой муж пьет. Т. (переводя разговор на то, что жена может сказать о самой себе): А вы сами пьете? Д. (заметив несоответствие): Он получил десять центов. А я только пять. Т.: Ты хочешь быть уверен в том, что ты получил свою долю. Что тебя не обокрали или обделили. Часть III 275 ♦ Терапевт обращает внимание на тех, кто выступает от чужого имени: «Как случилось, что вы говорите за Джонни? Он может отвечать сам за себя. Давайте спросим его об этом». «Такое происходит и дома? И часто у вас кто-то говорит за другого? Как вы думаете, как это могло случиться? » ♦ Терапевт реагирует на поведение детей (см. стр. 225 о поведении взрослых). Он не обращается к взрослым. Он спрашивает у ребенка: «Что случилось?» Он напоминает, что ребенок сам решает, как ему себя вести. Он не жертва. Он может влиять на свое окружение. в) Сами по себе взаимоотношения терапевта и пациента поднимают проблему ответственности. ♦ Пациент ведет себя определенным образом. Он поступает так, как будто бы он — заложник своего поведения и не может ничего изменить. Если и терапевт рассматривает такое поведение как не зависящее от личности, он фактически говорит пациенту: «Я думаю, что вы не можете себя контролировать». Если же он делает акцент на том, что поведение связано с личностью, он может определить цели поведенческой терапии. ♦ Пациент воспринимает терапевта как большого доброго папу. Он ждет, что терапевт возложит на себя ответственность. И терапевт принимает ответственность, но не обращается с пациентом как с ребенком и не ожидает, что тот будет вести себя соответствующим образом. Он подходит к пациенту как к взрослому человеку и ожидает, что его поведение будет адекватно возрасту. Он не подвергает сомнению взрослость клиента. ♦ Хотя, возможно, терапевту хотелось бы думать, что он необходим пациенту, на самом деле, это не так. Он не похож на родителя шизофреника, который заявляет: «Ты Психотерапия семьи не можешь сам себя кормить. Чтобы выжить, ты нуждаешься во мне». Он не пытается быть «кормящей» или «фильтрующей» персоной по отношению к пациенту. Он всего лишь обеспечивает пациенту возможность быть предоставленным самому себе и не зависеть от других членов семьи. 12. Терапевт помогает пациенту увидеть, как прошлые модели влияют на его ожидание и поведение. а) Он напоминает пациентам, что в своем поведении они опираются на прошлые модели: «Я был склонен думать, что вас это будет беспокоить, поскольку вы говорили, что ваш отец никогда...» «Ваша мать обращалась с деньгами именно так. Как же вы могли научиться делать это как-то иначе? » «У меня создалось впечатление, что вы пытаетесь сказать ему то же самое, что, как вы видели, говорила ваша мать вашему отцу. И это несмотря на то, что вам не нравилось, как поступают ваши родители, и на то, что сейчас вы очень стараетесь вести себя иначе. Давайте посмотрим, что может препятствовать вашим намерениям». б) Терапевт открыто обсуждает ожидания: «Неужели вы действительно думаете, что все дети должны быть обязаны своим родителям? » в) Терапевт напоминает пациентам, что, когда они поженились, они ценили друг в друге те же самые качества, которые сейчас вызывают раздражение. «Итак, вы сказали, что нравилось вам в вашей жене. Почему же вам не нравится это сейчас?» Часть III г) В разговоре терапевт акцентирует внимание на ожиданиях: Т. (обращаясь к Джонни): Ты любишь шпинат? С: Нет. Т.: Ты знал, что твоя мама думает, что ты любишь шпинат? С: Нет, но я не хотел ее обижать. Т. (обращаясь к матери): Вы когда-нибудь спрашивали его, любит ли он шпинат? М.: Нет, но я думала, все мужчины его любят. Папа его любил. д) Терапевт акцентирует внимание на ожиданиях, преувеличивая их: «Ваш папа любил его, поэтому, конечно же, все мужчины тоже его любят!» 13. Терапевт выявляет роли и функции. а) Терапевт сам подчеркивает ролевые позиции, обращаясь к членам семьи и работая с ними. ♦ Он называет супругов «Мама» и «Папа», когда разговаривает с ними как с родителями, и обращается к ним по имени, когда речь заходит о них как личностях или же как о муже и жене. ♦ Выясняя историю семьи, терапевт включает в нее членов семьи в должном порядке. Сначала он обращается к отцу, как к главе семейства, затем к матери. Потом он переходит к старшему из детей, говоря младшим: «Подождите минуту. Вас здесь еще нет. Вы еще не родились!» б) Терапевт задает пациентам вопросы относительно их ролей: «Вы носите три шляпы — личную, супружескую и родительскую. Я заметил родительскую, но где же две другие? » Психотерапия семьи «До свадьбы вы были мисс Такая-то. Что с ней случилось?» «Почему вы должны получать какое-то разрешение} » «Итак, вы папина жена? » в) Терапевт может преподать открытый урок относительно ролей. Он перечисляет на доске три роли: личную, супружескую, родительскую. Он делает это, чтобы пациенты увидели, что у них есть выбор, что они могут решить, с каких позиций они могут обращаться друг с другом. Если терапевт ставит пациентов в известность о том, как они реагируют на ситуацию, и показывает им иные способы реагирования, то они получают возможность выбора из этих вариантов. Творческий подход к жизни предполагает более широкий выбор альтернатив. 14. Терапевт заполняет паузы в разговоре и интерпретирует высказывания. а) Терапевт отделяет ту часть сообщения, которая касается взаимоотношений, от контекста сообщения. Пациенты, как правило, путают эти две составляющие и говорят об отношениях в терминах содержания: «Это плохой кофе», — говорит пациент, имея в виду «Ты — плохой». «Очки грязные», — говорит шизофреник, подразумевая «Вы, должно быть, плохо видите в них». б) Терапевт отделяет комментарии относительно собственной персоны пациента от комментариев, касающихся других людей. Пациенты обычно смешивают эти два типа высказываний и не могут отделить ту часть реплики, которая определенным образом характеризует говорящего, от той, что адресована непосредственно им. ♦ «Я устал» может быть утверждением об усталости говорящего. Оно также может быть вопросом: «Ты тоже?» Оно может быть и просьбой: «Помоги мне!» ♦ Поэтому когда пациент передает терапевту то, что сказал А, терапевт спрашивает, что он понял из сообщения А. в) Терапевт указывает на явные несоответствия в коммуникативном процессе: О.: Я чувствую себя прекрасно. Т.: Вы ужасно выглядите. Почему вы говорите, что чувствуете себя прекрасно, когда на самом деле выглядите очень плохо. Вы не можете позволить себе чувствовать себя отвратительно? * А О. (обращаясь к ребенку, чьи проблемы связаны с отклоняющимся поведением отца): Будь хорошей девочкой, и я скоро вернусь. Т. (обращаясь к отцу): Я думаю, что в ваших словах было два отдельных сообщения, и это запутало ее. Вы сказали ей, чтобы она хорошо себя вела, громко и отчетливо, но вы не сказали ей, куда идете и когда вернетесь. Прозвучало ли второе сообщение так же громко и отчетливо? г) Терапевт проговаривает то, что проявляется на уровне невербальной коммуникации: Т. (обращаясь к Джонни): Сначала ты посмотрел на маму, прежде чем ответить. Интересно, почему тебе Психотерапия семьи кажется, что ты должен спросить разрешения, чтобы что-то сказать? Т. (обращаясь к Пэтти, которая держит за руку отца, пока он ругается с матерью): Ты пыталась сказать папе, что сочувствуешь ему? * * Т. (говоря о расположении клиентов в комнате): Вы все ведете себя так, как будто хотите находиться от него (меня, ее) как можно дальше. д) Терапевт проговаривает «сообщения с двойным дном»: Д. (матери): Я могу пойти в школу? М. (дочери): Когда я была маленькой девочкой, я вообще не училась. Т. (обращаясь к матери): Ваша дочь спрашивает вас, может ли она пойти в школу, и я не уверен, что она получила ответ на свой вопрос. Следует ли ей идти в школу или нет? 15. В целом, вот те критерии, по которым я сужу, можно ли заканчивать терапию, а) Лечение закончено: ♦ Когда члены семьи могут взаимодействовать, проверять информацию, спрашивать. ♦ Когда они могут интерпретировать враждебность. ♦ Когда они могут понять, как видят их окружающие. ♦ Когда они могут понять, как они видят себя самих. ♦ Когда один член семьи может рассказать другому, как он себя проявляет. ♦ Когда один член семьи может рассказать другому о том, что он от него ожидает, на что надеется и чего боится. Часть III ♦ Когда они могут спорить. ♦ Когда они способны совершить выбор. ♦ Когда они способны учиться на практике. ♦ Когда они могут освободиться от вредных последствий прежних моделей. ♦ Когда они могут ясно выражать свои мысли, то есть, быть конгруэнтными в своем поведении, с минимальным различием между чувствами и их выражением и с минимумом скрытых сообщений. б) Другой ряд критериев, определяющих окончание лечения, относится к той ситуации, когда взрослые мужчина и женщина как муж и жена могут: ♦ Быть правдивыми, говоря от первого лица «Я», добавлять утверждение или вопрос, которые: критикуют, находят ошибки, оценивают, говорят о раздражении, сообщают о наблюдении, говорят о проблемах. ♦ Быть конкретными, говоря так, чтобы стало понятным «Я и мне» и «Ты и тебе». «Я — отдельное от тебя существо, и я осознаю мои собственные качества как принадлежащие мне. Ты — это ты, отдельно от меня, и я осознаю твои качества как принадлежащие тебе». ♦ Быть недвусмысленными, используя вопросы и утверждения, которые отражают правдивость и способность понимать утверждения, инструкции и намерения другого человека, для того, чтобы добиваться какого-то результата. в) Короче говоря, лечение закончено, когда каждый участник терапевтических сессий может использовать первое лицо «Я», продолжая предложение глаголом в активном залоге и заканчивая его прямым дополнением. СОДЕРЖАНИЕ Введение ................................ 7 Часть I. Теория семьи Глава 1. Для чего нужна семейная терапия? .... 12 Глава 2. Низкая самооценка и выбор супруга ... 21 Глава 3. Различность и разногласия .......... 26 Глава 4. Стрессы, воздействующие на современную семью........................... 39 Глава 5. Супружеское разочарование и его последствия для ребенка ................. 51 Глава 6. Что нужно всем детям для формирования самооценки ...................... 79 Глава 7. Семейный треугольник (краткое отступление) ............................ 96 Часть И. Теория коммуникации Глава 8. Коммуникация: процесс передачи и получения информации .................. 108
Содержание 283 Глава 9. Коммуникация: вербальные и невербальные способы выражения просьбы ..... 125 Часть III. Теория и практика терапии Глава 10. Основные понятия терапии .......... 152 Глава 11. Начало лечения................... 177 Глава 12. Прослеживание хронологии семейной жизни .......................... 185 Глава 13. Вовлечение детей в семейную терапию . 222 Глава 14. Роль и технические приемы терапевта . . 254
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
|
|||||||
|