Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Infinite Energy magazine, No. 15-16, 1997. 19 страница



 

7 Frazer, The Golden Bough, Part IV: Adonis, Attis, Osiris, pp. 242ff.

 

8 Ibid., p. 249.

 

9 Ibid., p. 246.

 

10 Среди индейцев Томпсона и Шусвапа в Британской Колумбии, скальп обозначает помощь духа-хранителя. Frazer, Totemism and Exogamy, III, pp. 417, 427.

 

11 Die Apokalypse des Elias.

 

12 Ibid., p. 43, 5, line 1.

 

13 P. 95, 36, line 8.

 

14 «Символ превращения в мессе», с. 280 слл.

 

15 Там же.

 

16 De circulo physico quadrato, pp. 15f.

 

17 Philosophia reformata, p. 313

 

18 Theatrum chemicum, IV, (1659), p. 496.

 

19 «Speculativa philosophia», ibid., I (1659), p. 247.

 

20 Berthelot, Alch. grecs, III, li, 8.

 

21 Scott, Hermetica, I, Book IV, и Reitzenstein, Poimandres, pp. 8ff.

 

22 См. выше, пар. 89, пр. 8.

 

23 Berthelot, Alch. grecs, III, xiii, If.

 

24 Тайна здесь символизируется высеиванием зерен и рождением че­ ловека, льва и собаки. В алхимии соответствует фиксации ртути (ibid., I, xiii, 6-9). Ртуть — один из старейших символов божественной воды из-за


374                                                                                                          Κ.Γ. Юнг

 

серебристо-белого блеска. В Rosarium она называется «aqua clarissima» (Art. aurif., И, p. 213).

25 Budge, The Gods of the Egyptians, II, pp. 122 ff.

 

26 Jacobsohn, Die dogmatische Stellung des Kцnigs in der Theologie der alten Aegypter, p. 50

 

27 Ср. идентификацию Агатодемона с трансформирующей субстанци­ ей, выше, III, ν, 3.

 

28 Berthelot, Alch. grecs, I, ii.

 

29Ώσιρίς έστιν ή ταφή έσφιγμένη, κρύπτουσα πάντα τα Ώσιριδος μέλη:

 

Трактат Олимпиодора Александрийского (ibid., II, iv, 42). Здесь Осирис суть «основа всей влаги», в соответствии с Плутархом. Это связано с от­ носительно низкой точкой плавления свинца.

 

30 Ibid, II, iv., 43.

 

31 Ср. с гимном св. Романа к Богоявлению: «...ему, кто виделся с древ­ ности средь трех отроков как роса в огне, теперь огонь мерцает и сияет в Иордане, сам свет недоступный» (Pitra, Analecta sacra, I, 21).

 

32 Berthelot, Alch. grecs, I, xiii, 1-4.

 

33 Вместо φευρικής в тексте.

 

34 Секреты искусства.

 

35 Art. aurif., I, pp.l41f.

 

36 «В море водится круглая рыба без костей и чешуи [?], и она содер­ жит в себе жир, удивительного свойства: если его греть на медленном ог­ не покуда не уйдут жирность и влажность и затем совершенно очистится, пропитается морской водой, пока не начнет сиять...» Это описание тран­ сформационного процесса [см. «Aion», пар. 195слл.]

37 «...Чьи помазанные глаза могут легко узреть тайны философов».

 

38 Codex Vadiensis 390 (St. Gall), 15 ст. (упоминаемый Ruska, Turba, p.

 

93). В отношении рыбы см. «Aion», гл.10.

 

39 Sermo XU.

 

40 То есть Сатурн, кто считается темным «противо-солнцем». Мерку­ рий — это дитя Сатурна, а также солнца и луны.

 

41 «Психология и алхимия», пар. 456 §6.

 

42 Berthelot, Alch. grecs, I, xix, 1.

 

43 Δυναμις γαρ φησίν ύδατόχρους, ήντινα δύναμιν, φησι, τουντέστι τόν κρόνον. Hyppolytus, Elenchos, V, 16, 2 (trans. Legge, Philosophumena, I, p. 154). 44 1454-1493. Кардинал, архиепископ Аквилеи [древний город в Ита­

 

лии — Прим. перев.] и великий гуманист.

 

45 Cowllarium in Dioscoridem. Цитируется у Maier, Symb. aur. mens., p. 174. 46 Lexicon alcherniae, pp. 46f.

 

47 Coelum Sephiroticum, p. 33

 

48 Аллюзия на аксиому псевдо-Демокрита.


Видения Зосима

 

49 Ruska, p. 190.

 

50 P. 197.

 

51 Pp. 200f. Aqua nostra суть «огонь, ибо он возжигает все вещи и обра­ щает их в прах; ртуть суть уксус» (цитата из Калида в Rosarium, р.218). «Наша вода могущественнее огня... А огонь в отношении к ней уподобля­ ется воде в отношении к обычному огню. Вот почему философы говорят: Горит как металл в могущественейшем огне (ibid., р. 250). Следовательно, «вода» — нечто типа сверх-огня, ignis coelestis [огня небесного (лат.). — Прим. перев.].

 

52 Вопреки Руска (Turba, р. 201, п.З ). Я придерживаюсь манускрипта, потому что это просто синоним влажной души, prima materia, коренной влаги. Другой синоним воды — «духовная кровь» (ibid., р. 129), которую Руска прямо сличает с πυρρον αίμα (кровь огненного цвета) в греческих источниках. Тождество огонь=дух обычно для алхимии. Таким образом, как сам же Руска отмечает (р. 271), Меркурий (постоянный синоним для aqua permanens, см. Ruland, Lexicon) называетсяφάρμακον πύρινον(огнен­ное лекарство).

53 См. Aurora Consurgens (ed. von Franz), pp. 85, 91.

 

54 Art. aurif., II, p. 482.

 

55 Ibid., II, p.239.

 

56 Berthelot, Alch. grecs., IV, χχ, 8: «Стало известно нам как благословен­ ные воды спадали свыше, чтобы пробудить от смерти тех, кто покоится в центре ада, скованных во мраке: как эликсир жизни приходит к ним и пробуждает- их, поднимая из сна...»

 

57 Р. 139.

 

58 Scott, Hermetica, I, p. 147.

 

59 Praefatio [вступительное слово (лат.). Прим. перев.]: «Быть может си­ ла Святого Духа ниспадет в обильный источник, и быть может, она на­ полнит всю сущность воды восстанавливающей силой (Missal, р. 431).

 

60 Она разделяет это качество с двойственным Меркурием.

 

61 Я в буре деяний, в житейских волнах,

 

огне, в воде, Всегда, везде,

извечной смене Смертей и рождений.

 

— океан,

 

зыбь развитья,

 

ткацкий стан

 

волшебной нитью,

 

Где времени кинув сквозную канву,

 

Живую одежду я тку божеству.


376                                                                                                          Κ.Γ. Юнг

 

Так Земной Дух, spiritus mercurialis обращается к Фаусту (И.В. Гете, СС, т. 2. М.: Худ. лит., с. 25. перев. Б.Пастернака)

 

62 В Египте тьма души отождествлялась с крокодилом (Budge, The Gods of the Egyptians, I, p. 286)

63 В книге Останеса (Berthelot, Chimie au moyen вge, III, p. 120) сущес­ твует описание монстра с крыльями грифа, головой слона и хвостом дра­ кона. Эти части взаимно поглощают друг друга.

64 О ртути (aqua vitae, perennis) говорится: «Это змея радуется в себе, оплодотворяет себя и порождает себя за един день; она убивает все вещи своим ядом и станет огнем из огня (et ab igne ignis fueriо). («Tractatulus Avi-cennae», Art. aurif., I, p. 406). Дракон рождается в nigredo и питается своим Меркурием и убивает себя (Rosarium, ibid., II, p. 230). Живой Меркурий называется скорпионом, то есть ядом, ибо он убивает себя и возвращает себя обратно к жизни» (ibid., pp. 27If.). Часто цитируемое изречение, «Дракон умирает, не спасаясь, вместе со своими братом и сестрой», объясняется Майером (Symb. aur. mens., р. 466) так: «Ибо всякий раз, ког­ да небесные солнце и луна встречаются в слиянии, то же имеет место и с головой и хвостом дракона: в этот момент происходит слияние и объеди­ нение солнца и луны, когда затмение происходит».

 

Theatr. ehem., IV, (1659), pp. 509ff.

 

Убиение (mortificatio) царя встречается в более поздней алхимии (см. «Психология и алхимия», рис. 173). Царская корона делает его в какой-то степени царем солнца, ^относится к более широкому контексту жертвоп­ риношения, этот мотив развит не только на Западе, но также и на Восто­ ке, особенно в древней Мексике. Здесь персонифицируемый Тескатлипо-ка («Огненное зеркало») приносился в жертву на празднике Тошкатль (Spence, «The Gods of Mexico», pp. 97ff). Аналогичный ритуал происходил



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.