Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





vocabulaire, principe et metode 10 страница



Появление* гипноза в мире науки потребовало обращения к образам, метафорам* и мифам, с которыми прочно связаны имена великих предшественников. Некоторые мифы яв­ляются помехами, вводя в обиход небезобидные понятия; например миф об одержимости или о подчинении хозяину. «Мифы - активные элементы гипноза» (Godin, 1991a).

Образы же, напротив, хорошо вписываются в техническую мифологию нашей эпохи; их преимущество состоит в том, что они не делают акцент на власти терапевта: «Ваш мозг рабо­тает как компьютер. Вы можете научиться брать в скобки* некоторые аспекты вашего «Я», в частности, вы отключаетесь о того, что вас окружает в настоящий момент. Теперь ваша энер­гия полностью используется для внутренней работы*... Ваш мозг может начать поиск воспо­минаний, о которых вы не подозреваете... Он способен включать программы* поиска реше­ний, не передавая этого на экран вашего сознания, и т. д.»

N

NON-VERBAL. НЕВЕРБАЛЬНОЕ

En.: Non-verbal

В практике гипноза нельзя забывать о невербальных средствах. Невербальное сооб­щение обычно передается жестами: приближение или отстранение, гримасничание, под­несение руки ко рту, перекрещивание рук и т. д. - это послания, которые мы должны расшифровывать. Тон* голоса также несет сообщения помимо слов. Когда нет соответ­ствия между вербальным сообщением (дигитальным) и сообщением невербальным (ана­логовым), мы говорим, что первое диктуется сознанием, а второе отражает содержание бессознательного.

Невербальные послания могут быть сознательными. Эриксон мог вздыхать, подчеркнуто расслабляться, иногда закрывать глаза на несколько мгновений (Enckson & coll., 1976). Нако­нец, такие формы поведения, как каталепсия*, могут быть квалифицированы как невербаль­ные ответы на невербальные просьбы.

В гипнотической практике невербальные бессознательные проявления касаются, по-ви­димому, обоих партнеров; поэтому видеозапись* незаменима.

NON-VOLITION (IMPRESSION DE). НЕПРОИЗВОЛЬНОСТЬ (ВПЕЧАТЛЕНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОСТИ)

En.: Non-volition (impression de, of)

Опыт превращения содержания коммуникации* в непроизвольное* поведение является одним из признаков гипноза.

В экспериментальном гипнозе многие пациенты действительно описывают свое поведение в гипнозе как непроизвольное, хотя в разных исследованиях в зависимости от использованных гипнотических процедур цифры значительно колеблются. Согласно данным Спаноса (1989), только 45% пациентов заявили, что их поведение определенно не было произвольным (см. двойственность*). Некоторые считают, что впечатление непроизвольности поведения является ситуационно обусловленным и пропорциональ­но понятливости пациента и его желанию сообразовываться с просьбами оператора (Lynn, 1989).

Мы считаем, что только феномены, переживаемые как непроизвольные, заслуживают названия гипнотических.

NOUVELLE HYPNOSE. НОВЫЙ ГИПНОЗ

En.: New hypnosis

Выражение «новый гипноз» впервые появилось в книге Даниэля Араоза (1982) Впослед­ствии он именно так озаглавил работу (1985), посвященную определенной области практики. Новый гипноз является прямым продолжением работ, известных под названием новая нан-сийская школа (Бодуэн*, Куэ). Он соответствует тому, что Вайтценхоффер называет нетради­ционным гипнотизмом. Новый гипноз во многом создан Милтоном Эриксоном, но в равной степени связан с именами Теодора Барбера, Сарбэна, Вайтценхоффера и др.

Наши исследования и практика, описанные здесь, соответствуют этому направлению. На протяжении многих лет мы узаконивали во Франции эту терминологию, в частности, в сооб­щении на международном семинаре в университете Пантера: «Традиционный гипноз и новый гипноз: разрыв или преемственность?» (Godm, 1990). Слова «новый гипноз» фигурируют так­же в заглавии французского журнала «Феникс».

В то же время новый гипноз является прямым преемником наблюдений и исследований в сфере гипноза, проводившихся во всем мире со времен Месмера* Однако его нередко рассматривают как частный случай гипноза, при этом исследователи порой наивно делают излишний акцент на внушении* (см. гипотезы*).

8-2917

о

OBSERVATEURE CACHE. СКРЫТЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ

En.: Hidden observer

Речь идет о феномене, описанном Хилгардом и Хилгардом (1975) и пролившем новый свет на гипнотические опыты*. Во время сеанса «гипнотической глухоты» кому-то пришла в голову идея задать пациенту следующий вопрос: «Несмотря на то, что вы глухи вследствие гипноза, возможно существует какая-то часть вас, которая слышит мой голос и принимает информацию. Если это так, то я хотел бы, чтобы ваш указательный палец подал мне знак». (Этот способ общения, рекомендованный Эриксоном, уже стал обычным в клинической прак­тике.) Ко всеобщему изумлению, палец приподнялся! Пациент тут же вмешался: он был очень взволнован, так как почувствовал движение своего пальца и не мог понять причины этого. Таким образом, его состояние уже не могло быть квалифицировано как полная глухота.

Хилгард продолжил подобные эксперименты и заметил, что пациенты в гипнозе могут заявлять о своей нечувствительности к болевым раздражителям, тогда как автоматическое письмо*, которое тот же самый пациент выполнял одной из диссоциированных* рук, свиде­тельствовало о восприятии определенного уровня боли*, соответствующего восприятию вне гипноза. Для удобства обозначения Хилгард говорил о такой информации как о доступной скрытому наблюдателю, понимая, что это всего лишь метафора*, которая ни в коем случае не означает существования некой второй личности со своей собственной жизнью, некоего гомун­кулуса1 , живущего в глубинах личности.

OBSERVATION. НАБЛЮДЕНИЕ

En.: Observation

Чтобы заниматься новым гипнозом, очень важно научиться кропотливому наблюдению за пациентом - хотя бы для того, чтобы располагать адекватной обратной связью* и вовремя давать обратный ход* в случае неудачи.

Следует принимать во внимание определенный набор показателей* и минимальных при­знаков*: приободряется* ли пациент? Пытается ли он справиться с определенными синесте­зиями*? Не является ли то, что мы наблюдаем, отражением усилившихся грез? Идет ли речь об ответе или о невербальном сосбщении, которое нам нужно расшифровать? Совершается ли психологическая работа на бессознательном уровне, оез ведома пациента и не она ли определяет его мимику? (Erickson & Rossi, 1979). Это информация первостепенной важности.

Очевидно, что внимательнее всего следует наблюдать за малейшими признаками дис­комфорта у пациента, чтобы соответственно реагировать (Erickson & coll., 1976). В этом смыс­ле показателен пример с Ундиной.

1 Маленькое подобие нас самих.

OPERATEUR. ОПЕРАТОР

En.: Operator

В ситуации гипноза принято следующее обозначение ролей: оператор и пациент.

Термин «оператор» предпочтительнее, чем «гипнотизер», который наводит на мысль о старой практике или о выступлениях на сцене. Говорят также о гипнотерапевте, иногда о гип­нологе. Было бы желательно, чтобы два последних названия в будущем стали привилегией терапевтов, получивших серьезную подготовку в рамках своей дисциплины (терапия, стома­тология, акушерство, психиатрия, психология...). В самом деле эмоции - это динамит, с кото­рым нельзя играть.

Роль оператора так определяется в новом гипнозе*: «Во время гипноза именно пациент сохраняет контроль*, в то время как терапевт яеляется поставщиком стимулов и нужных ре­ферентных рамок*, помогающих пациенту испытать и выразить новые возможности» (Erickson & Rossi, 1979).

PALO ALTO. ПАЛО АЛЬТО

Под именем «группа из Пало Альто» известны два сообщества ученых, которые часто смешивают. В 1953 г. группа исследователей под руководством Бейтсона предпринимает ис­следование по коммуникации; в это же время начинается их сотрудничество с Эриксоном, уже прославившимся как мастер трансов* и парадоксов*. В 1966 г. эта работа была продолжена Центром быстрой терапии под руководством Фиша, который привлек большинство участни­ков группы из Пало Альто к изучению процессов изменения в рамках Института психических исследований. Наиболее известными из участников были Джексон, Фиш, Вацлавик, Уиклеод и Хельмик Бевин.

В своей работе (Wafelawick & coll., 1974/1975) авторы уточняют: «Очень важным, без сомнения, было то, что все мы имели подготовку в области гипнотизма и применяли ее на практике - это не только придавало нам определенную уверенность при прямых воздействи­ях, но и позволило соприкоснуться с захватывающими новаторскими техниками Милтона Эрик-сона, которому мы многим обязаны».

Этим исследователям мы обязаны нашими воззрениями на процессы изменения*, эф­фекты изменения референтных рамок* и на понятие круговой причинности. В настоящее время их исследования касаются не только гипноза как такового, но и всей совокупности процессов коммуникации, лежащих в основе терапевтического изменения (см. Аполлон де Беллак*).

PARADIGME. ПАРАДИГМА

En.: Paradigm

Значение слова «парадигма», интересующее нас в данном случае, касается границ, оп­ределяющих наше мышление: принципы, которые лежат в основе наших идей и узаконивают их, являются парадигмами. Парадигма - это последнее «почему».

Но в какой мере мы являемся хозяевами подобной энграммы? Случается, что восприня­тые нами в раннем детстве послания становятся неустранимыми величинами; решения, при­нятые нами, когда мы были меленькими, развиваются в бессознательные сценарии*, а вну­шения*, воспринятые в особом эмоциональном контексте, действуют подобно постгипноти­ческому* внушению (см. негативный* самогипноз.)

Гипнотерапевт не может пренебрегать этими понятиями, так как терапия гипнозом - это возможность личностного упорядочивания, и все неосознаваемое должно быть объектом его исследования (см. референтные рамки*).

PARADOXE. ПАРАДОКС

En.: Paradox

1. Парадокс - это средство, используемое для развития заблокированной психологичес­кой ситуации.

Милтон Эриксон рассказывал, что в'возрасте восьми лет он жил на ферме своих родите­лей. Однажды теленок уперся перед входом в стойло, отказываясь войти туда, причем его сопротивление* было прямо пропорционально усилиям, которые прилагались, чтобы заста­вить его войти. Юному Милтону пришла в голову гениальная догадка: спокойно подойти к теленку сзади и потянуть его за хвост. Побуждаемый с обеих сторон, теленок ворвался в стой­ло, втянув ребенка за собой. В последующем паредокс получил «право на существование» и в профессиональной сфере.

Эриксон использует его, чтобы вызывать гипноз у резистентных пациентов: «Постарай­тесь не входить в гипноз... пока то или иное ...»(Enckson, 1983/1986). См. также пример Нозми.

В то время, как изменение* первого порядка всегда кажется основанным на здравом смысле, на рецептах типа «побольше того же самого», изменение второго порядка кажется странным, неожиданным, противоречащим здравому смыслу; в процессе изменения присут­ствует парадоксальный элемент (Watzlawick & coll., 1974/1975). Вот почему использование парадокса - главный элемент эриксоновской терапии, чему можно найти множество приме­ров у Хейли (1973/1984). «Парадокс, как и замешательство*, способствует депотенциализа-ции* сознательных установок*» (Erickson & Rossi, 1981). Паредокс присутствует в игре, в юмо­ре* и творчестве*, которые являются составляющими частями нашей терапии (Watzlawick & coll., 1967-1972).

2. Парадоксальные вкрапления составляют загадку гипноза. Сообщение*, адресованное пациенту, в действительности выглядит так: «Постарайтесь действовать непроизвольно*...». Другими словами: «Будьте спонтанны!» Чтобы разрешить этот парадокс, по словам Бейтсона (1975), нужно сменить уровень. Когда пациент не способен ответить на ситуацию, он может перейти на более высокий уровень абстракции, прибегнуть к благоразумию, к юмору, нако­нец, к психозу... (Erickson & coll., 1976). Здесь же пациент адаптируется, входя в гипнотичес­кий транс* (Haley, 1984).

PARENTHESES. «СКОБКИ»

En.: Parentheses

1. Гипноз позволяет изолировать отдельные психологические функции*, «их как бы уда­ется взять в скобки». Другими словами, можно добиться временного «зависания» определен­ной психической активности в пользу другого ее вида. Пациенту нужно научиться как бы жон­глировать таким избирательным частичным функционированием*.

2. Во время пересказа терапевтической истории* или сказки* с целью введения в гипноз часто приходится «открывать скобки», рассказывая историю в истории, и таким образом мно­жество историй могут встраиваться в следующих друг за другом скобках. Этот способ хорош для фиксации* и насыщения* внимания, он также способствует структурированной* амнезии (Lankton & Lankton, T983).

PASSIVITE. ПАССИВНОСТЬ

En.: Passivity

Многие смешивают гипноз с состоянием пассивности. Согласно Вайтценхофферу, «па­циент всегда находится в пассивном состоянии духа, тогда как оператор* - всегда в активном душевном состоянии, с начала до конца действия» (1988, II).

Отождествление гипноза с пассивным состоянием восходит к первоначальным представ'' лениям, когда гипноз считали родственным сну*. В самом деле, если пациенту внушают сон, как в традиционном* гипнозе, его установка* будет пассивной, так что приведенное выше утверждение не лишено смысла.

Новый гипноз*, напротив, стремится к развитию состояния активного сотрудничества*. Вот почему (кроме некоторых оправданных исключений) в новом гипнозе не используется терминология, подразумевающая идею пассивности.

И наоборот, состояние вызванного сомнамбулизма* (в той мере, в какой оно существует и насколько я могу судить о нем) определенно является пассивным.

PATHOLOGIE. ПАТОЛОГИЯ

En.: Pathology                                                                      «

Милтон Эриксон был одним из первых, кто поставил под сомнение нозологичес­кий1 принцип. Ярлыки действительно способны закреплять страдания, ничего не разъяс­няя. Эриксоновский подход «не патологичен»: «Его интересует только здоровье»; «В этой области не существует истины, только полезные для дела условности» (Lankton, 1991).

Читая публикации Эриксона, можно найти несколько простых идей, которые, не претен­дуя на то, чтобы охватить всю область психиатрии, тем не менее выявляют его осторожное отношение к понятию патологии. Вот некоторые из них:

•  Эриксон больше интересуется пациентом, чем «наукой о пациентах». В частности, он считает, что «симптом может разрешиться с помощью работы* на психодина­мическом уровне, необъяснимо для пациента [и для терапевта!]» (Erickson & Rossi, 1979). Он также не придает большого значения этиологии2, поскольку «искать при­чину симптома означает стремиться действовать в линейной системе» (Lankton, 1991).

•  Эриксона интересует развитие личности в экологических рамках более широкой систе­мы. С этой точки зрения нарушения появляются, «когда система* (индивидуум, семья, общество и т. д.) не способна больше к самостоятельному изменению* и оказывается вовлеченной в бесконечную игру» (Watzlawick, 1974/1975).

•  Нарушения возникают тогда, когда пациент сталкивается с непреодолимыми трудностя­ми, то есть если он не научился необходимым трансакциям для перехода от одного жиз­ненного этапа* к другому (Haley, 1973/1984).

•  В основе нарушений также лежит неадекватное программирование. Пациенты - это, как правило, люди, страдающие избытком запрограммированности* и потерявшие вслед-

10снованный на классификации болезней. 2 Изучению причин.

ствие этого контакт со своим «Я» (Erickson & coll., 1976). Терапия должна восстановить равновесие.

Пациенты становятся пациентами именно потому, что более не находятся в раппорте со своим бессознательным (Erickson & coll., 1976), или потому, что пытаются делать то, с чем их бессознательное* справляется лучше них (Erickson & coll., 1976). В этом смысле транс* терапевтичен.

Подводя итог, можно сказать, что симптомы обычно связаны с потерей индивидуальнос­ти пациента, и поэтому лечение должно способствовать раскрытию личности (Erickson & Rossi, 1976).

PAUSES. ПАУЗЫ

En.: Pauses

Паузы в речи терапевта небезразличны для пациента. Начать фразу и не закончить ее сразу - прекрасное средство открытого* внушения или передачи скрытого смысла.

В первом случае фраза повисает в воздухе, и пациент (бессознательное* пациента, гово­ря словами Эриксона) начнет искать все ее возможные значения. Обратимся к лримеру с Жаком: «Это воспоминание позволит вам воспользоваться... благоприятными ассоциациями...» (окончание фразы не идет в счет). Глагол «воспользоваться» без дополнения включает поток ассоциаций* в рамках активизированного таким способом механизма поиска*. Все, что воз­никнет в связи со словом «воспользоваться», будет делом пациента и только его одного (Erickson & coll., 1976).

Но пауза может также изменять равновесие предложения* и служить средством на­поминания о втором смысле или средством включения одного послания в другое (см. кон­текстуальное* внушение). В одном из примеров Эриксон говорит: «Когда вы грезите но­чью...» - и делает паузу, чтобы дать время на развитие импликаций* (сексуальных) со словом «ночь». (Erickson & Rossi, 1979). Часто Эриксон останавливался после какого-ни­будь слова на три-четыре минуты, чтобы дать пациенту время для внутренней работы (Rosen, 1982/1986).

О незавершенных фразах см. также Erickson & Rossi, 1979.

PAVLOV. ПАВЛОВ

Иван Петрович Павлов (1849-1936) интересовался гипнозом, который он рассматривал как промежуточное состояние между сном и бодрствованием. В этом состоянии на фоне огра­ниченного как топографически, так и по степени интенсивности кортикального торможения, существуют «точки бдительности», позволяющие существовать раппорту* между гипнотизе­ром и гипнотизируемым. Сон и гипноз, таким образом, различались только количественно (Hoareau et Peigne, 1982). Эта теория основана на понятиях кортикального возбуждения и торможения.

Речь человека становится таким же материальным стимулом, как стимулы физические (см. обусловливание) (Chertok, 1963).

PERCEPTION (NIVEAU DE). ВОСПРИЯТИЕ (УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ)

En.: Perception (level of)

1. Традиционный гипноз* сосредоточивает внимание на лености оператора: «Слушайте,! мой голос, только мой голос...». Эриксон научил нас поступать наоборот: «Вам не обязательно,) слушать меня, так как некоторая часть вас самих слушает меня и может отбирать из моих слов • то, что принесет вам пользу...». Уровень восприятия, таким образом, различен; мы полагаем, что при обращении к пациенту, который перестает нас слушать, феномен сознательного кри-, тического блокирования изменяется, и воспринятое предложение* оказывает иной эффект.' Бессознательные эффекты при этом максимальны. Вот почему нам нередко приходится спе­циально утомлять* пациента, чтобы он перестал нас слушать.

2. В гипнозе пациент не всегда ориентируется в своих ощущениях и не всегда способен однозначно сказать, является ли движение, которое он только что совершил, произвольным* или нет. В предельных случаях сознание и двигательная активность диссоциированы* на­столько, что после явной левитации* руки пациент скажет, что ее не было, или наоборот, будет утверждать, что чувствовал левитацию, которой на самом деле не существовало.

periode post-hupnotique. постгипнотический период

En.: Post-hypnotic period

Мгновения, следующие за пробуждением*, могут быть продолжением гипнотического состояния*, и в этот момент мы должны быть особенно бдительными.

Эриксон советует как можно яснее разграничивать состояние гипноза и постгипнотичес-кий период и как следует разделять эти два момента в сознании пациента. Для этого он пред­лагает при пробуждении отвлекать* внимание пациента, что способствует забыванию и раз­граничивает эти два момента.

Нередко в постгипнотический период пациент некоторое время пребывает в неуверен­ности, не зная точно, в каком он состоянии. При этом очень легко, если нужно, реиндуциро-вать гипноз простым вопросом: «Считаете ли вы, что сейчас полностью проснулись?», тоном* голоса предполагая (импликация*) сомнение. Реиндукция* при этом гарантирована.

PERIODES D'ERICKSON DANS SA PRATIQUE DE L'HYPNOSE. ПЕРИОДЫ ГИПНОТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ЭРИКСОНА

En.: Periods in Erickson's pratice of hypnosis

В терапевтической практике Эриксона, связанной с использованием гипноза, можно схе­матически выделить три различных периода.

1. В первый период Эриксон пользовался понятиями, унаследованными от XIX века, до­стигнув при этом неоспоримой виртуозности. В это время им были изобретены стратегии*, сделавшие эту технику более эффективной и приспособленной к конкретному пациенту. По­этому данный период можно обозначить как стратегический. Эриксон полагал, что гипноз и, в частности, постгипнотическое* внушение могут позволить пациентам приобретать опыт нового поведения и даже приступать к реорганизации своей психики. Хорошие примеры по­добной практики содержатся в книге Джея Хейли (1973/1984). Этот увлекательный труд дает представление о творческой способности* Эриксона.

2. Постепенно Эриксон начал интересоваться терапевтическим действием гипнотичес­ких трансов*, что совпало с подлинной революцией в его концепции гипноза. Мы говорим об эриксоновской гипнотерапии, чтобы обозначить новый подход, который Эриксон особенно развил к концу своей жизни (Enckson & Rossi, 1976, 1979,1981).

Параллельно Эриксон старался найти средства, «способствующие» гипнозу. Эти приемы больше не были простыми внушениями*. Они представляют собой вербальные техники, при­водящие в действие бессознательные психические механизмы*, позволяющие пациенту лег­че достигать гипнотического состояния и инициирующие желаемые изменения*.

3. Наконец, существует еще одна практика, к которой Эриксон наиболее охотно обра­щался ближе к концу своей жизни. Она не так явно, но вполне определенно связана с гипно­зом. Эриксон использует все предыдущие открытия, но не стремится специально вызывать состояние гипнотического транса. Эта динамика может реализоваться в простой беседе; она основывается на тончайшем знании психологии и нюансов речи. Об этом оригинальном тера­певтическом подходе невозможно в точности сказать, является ли он гипнотическим. Не зная, как определить его, я во время одной конференции упомянул о нем как о Милтон-терапии. С тех пор я не нашел лучшего определения. (Пример этого подхода («Заторможенность Анны») можно найти у Хейли, 1985,1,123,149; тот же пример, с комментариями приведен у Годэна, 1992а.)

Сейчас врачи любых психотерапевтических ориентации говорят, что если они и не ис­пользуют эриксоновскую гипнотерапию как таковую, то все равно не работают «как раньне». В таких случаях я думаю о Милтон-терапии.

PHENOMENES SPECIFIQUES DE LHYPNOSE. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ГИПНОТИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ

En.: Specific phenomena of hypnosis

Гипноз способствует развитию любопытных повторяющихся феноменов, называемых специфическими гипнотическими феноменами. В действительности ни один из этих феноме­нов не является специфичным для гипноза, поскольку каждый из них может как бы случайно возникать в негипнотических ситуациях. Например, в определенных ситуациях человек может не чувствоваться боль* (Dousse, 1991).

Возрастная регрессия*, каталепсия*, искажение времени*, искажения восприятия*, вну­шенное постгипнотическое поведение, автоматическое письмо*, позитивные и негативные галлюцинации*, изменение памяти* (ретроактивная галлюцинация) являются частью этих феноменов.

Развиться они могут не у каждого. Возможна избирательная предрасположенность к неко- ,> торым из них, а реализация трех последних является делом исключительным. Но гипноз позво-. ляет развивать их. Кроме того, они являются разновидностями гипнотического функцио ния* и представляют собой полезный для пациента навык*, помимо всякого иного практическо- *' го использования. Поэтому сеанс гипноза призван кратко исследовать* каждое из этих состоя­ний.

Согласно Эриксону и Росси, специфические феномены являются элементами диссоции* > рованных* видов поведения, нормальных на определенном этапе развития (Erickson & Rossi, f 1979), и становятся понятными, если считать, что гипноз базируется на активизации нервных ■ связей, относящихся к детству или к младенчеству (Erickson & Rossi, 1979).                          , ™

Гипнотические феномены вызываются благодаря особой природе возникающей связи* и в той мере, в какой они согласуются с потребностями пациента (Erickson & Rossi, 1979).

PHRASES DE ROUTINE. ШАБЛОННЫЕ ФРАЗЫ

En.: Routine phrases

Новый гипноз* не пользуется заранее заготовленными словесными формулами. Тем не менее практика доказала полезность некоторых фраз, и они повторяются при многих индук­циях*. Такие фразы призваны направлять установки* пациента подобно указателям*. Напри­мер: «Если я говорю что-то, что вам не подходит, вы можете не слышать этого...». Некоторые из рутинных фраз способствуют внутреннему поиску: «Очень хорошо, продолжайте...», «Инте­ресно, не правда ли?» (Erickson & Rossi, 1979).

Таких шаблонных фраз довольно много, ими не следует пренебрегать. Они не заучива­ются наизусть, но с приобретением терапевтического опыта легко приходят на память. Эрик-сон справедливо полагал, что стандартный набор «гипнотических» слов имеет ограниченное применение, потому что свой словарь следует приспосабливать к пациенту (Erickson & Rossi, 1981).

PHYSIOLOUIE DE L'ETAT HYPNOTIQUE. ФИЗИОЛОГИЯ ГИПНОТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

En.: Physiology of the hypnotic state

1. Физиологические критерии гипноза

Ученые до сих пор не смогли прийти к согласию относительно физиологических критериев состояния транса*1. Физиологические критерии, использовавшиеся до настоящего времени, сви­детельствуют о состоянии релаксации* (Godin, 1957). Электроэнцефалографические исследования недостаточно убедительны. Больше обнадеживают исследования дифференцированной деятель­ности мозговых полушарий* (Watzlawick, 1978/1980). Возможно изучение вызванных потенциалов (Comas, 1.991). Зато предметом более углубленного изучения следовало бы сделать наблюдения клиницистов: действительно, врачи, пользующиеся гипнозом для обезболивания*, свидетельству­ют, что кровотечение при этом бывает менее обильным и заживление происходит быстрее (Quelet,

' Очень серьезные исследования проводятся в настоящее время во Франции в рамках C.N.R.S.

1991, стр. 16). Эсдайль* отмечал, что в послеоперационный период было меньше инфекционных осложнений, если использовался гипноз-, и это без специального внушения (Esdaile, 1850). Мы также знаем, что меняются процессы обусловливания* (Rojnov, 1965). 2. Возможные физиологические изменения при гипнозе Возможность появления физиологических изменений «по команде», по-видимому, зна­чительно увеличивается при гипнотическом функционировании. В нашу задачу не входит раз­вивать здесь эту тему, которой в исследованиях по гипнозу уделяется достаточное внимание (Edmonston, 1979; Chertok, 1979). В качестве документального свидетельства достаточно упо­мянуть фликтену', полученную в результате внушения (Chertok, 1979). Терапевтическая па­раллель этого - лечение ожогов и кровотечений (Swirsky-Sacchetti et Margolis, 1986).

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что гипноз позволяет развивать воздей­ствие психики на тело. Этим объясняется возрождение интереса врачей к данной практике.

plan dune seance dhypnose, souci de cheminement logique. план гипнотического сеанса, стремление к логическому развитию

En.: Plan of an hypnotic session

Новый гипноз должен приспосабливаться к пациенту, следовательно, он не может быть запрограммированным. Тем не менее его гибкость не бессистемна и минимум направленно­сти все же необходим.

В качестве упражнения я предлагаю ученикам провести хотя бы один четко спланирован­ный сеанс. Он включает в себя следующие фазы.

Предварительная часть. В этот момент забота оператора состоит в подготовке* сеан­са. Ему следует:

•  добиться доверия

•  прояснить ожидания*;

•  приспособиться к мотивации* пациента, чтобы он приобрел необходимую установку* на реализацию опыта*.

Араоз (1982) резюмирует все это аббревиатурой Т.Е.А.М. (напоминающей о работе в команде), что означает: Trust (Доверие), Expectations (Ожидания), Attitudes (Установки), Motivation (Мотивация).

Постановка. К этому времени сеанс подготовлен:

•  принятием некоторых мер предосторожности*;

•      предусмотренным в случае необходимости якорем* (структурированная амнезия*);

•  постановкой сигналинга*. Собственно индукция. Она состоит:

•  из указаний оператора: «Сядьте, пожалуйста, вот так...», «Вам не обязательно...» и т. д.;

•  из выбора вида индукции*: сопровождение пациента в приятном воспоминании* доволь­но несложно (Жак), иногда достаточно имплицированных* указаний или последователь­ного принятия* (Алкмена), возможны парадоксальные* индукции (Ундина) и т. д

'Волдырь.

Индукция заканчивается ратификациями*. Рабочая фаза. В этой фазе:

•  исследуются ответы пациента в различных гипнотических областях и возможность i терапевтического использования;

•  приводятся в действие бессознательные процессы: поиск воспоминаний и ощущений, > бывших до болезни (пример Жака), обыгрывание рождающихся в душе пациента обра» { зов (травматический невроз*), осуществление открытых или мобилизующих внушений) (метафоры*) и т. д.,

•  проводятся, по мере необходимости, терапевтические* внушения и постгипнотические* внушения, которые, по нашему мнению, являются внушениями открытыми*. Окончание*. В этот момент



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.