Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Учебное издание 22 страница



  


Глава V

РОДОВИДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Род — одна из форм существования литературы, один из способов отражения действительности. Определились три разные формы, три самостоятельных рода литературы: эпос, лирика, драма. Поскольку род никогда не может существовать непосредственно, он всегда проявляется через тип или вид (жанр).

Жанр — исторически складывающийся тип (вид) художественного произведения (в единстве специфических свойств его формы и содержания), принадлежащий к разным литературным родам.

Жанр — явление типологическое, исторически устойчивое, свойственное произведениям разных эпох и направлений. Основу жанра (жанрообразующие признаки) составляют:

а) содержание произведения (тематика, проблематика);

б) способ повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев;

в) отношение автора к изображаемому;

г) характер конфликтов и их развитие в сюжете;

д) пафос произведения;

е) приемы обрисовки, изобразительно-выразительные средства;

ж) стилевая манера.

В каждом из литературных родов (эпос, лирика, драма) различна природа художественного образа, каждый из них использует свои, именно ему свойственные средства создания образа.

1. Эпос и его виды

Эпос, в отличие от лирики и драмы, — искусство повествовательное, характеризующееся изображением событий, независимых от личности повествователя. Еще Аристотель заметил, что автор эпического произведения рассказывает «...о событии, как о чем-то отдельном от себя». На эту особенность эпоса указывал и В. Г. Белинский: «Эпическая поэзия есть по преимуществу поэзия объективная, внешняя, как в отношении к самой себе, так и к поэту и его читателю»; «...поэт является только как бы простым повествователем того, что совершилось само собою».

Повествование, являясь основным средством эпического изображения, основным признаком эпоса, взаимодействует с другими способами эпического изображения — описаниями людей, быта, природы, монологами и диалогами персонажей, авторскими отступлениями и т. д. В целом же повествование доминирует в произведении, скрепляя воедино все в нем изображенное. Совокупность средств эпического изображения (при ведущей роли повествования) позволяет широко и глубоко отображать жизнь. Из всех форм повествования самой распространенной является повествование в третьем лице (от автора).

Эпос бывает прозаическим, стихотворным, смешанным, включает большие, средние и малые жанровые разновидности: эпопею, эпическую поэму, былину, роман (большой эпический жанр), повесть (средний эпический жанр), рассказ, очерк, балладу, басню, новеллу (малый эпический жанр). Эпопея — обширное повествование в прозе или стихах о национально-исторических событиях общенародного значения. Эту крупную форму (жанр) эпоса отличают масштабность, панорамность изображения жизни, в ней пересекаются сюжетные линии многих основных героев. В романе повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. Другими словами, роман включает и картину общественных нравов, и историю человеческой жизни, и обрисовку социальных условий, и воспроизведение множества событий и действующих лиц обычно на протяжении длительного времени. На пересечении двух типов художественного мышления и познания действительности — эпопейного и романного — сложились как художественные структуры такие произведения, как «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова и др. Эти произведения относят к жанру романа-эпопеи. «Мысль народная» и «мысль историческая» в них сопряжены органично с «мыслью семейной», взаимодействуют история и «частный человек», народ и личность. В повести — прозаическом жанре преимущественно среднего между романом и рассказом объема — сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих (нескольких) событий — эпизодов. Особенность рассказа — малой формы эпической прозы — в том, что в нем говорится об отдельном событии, одном эпизоде в жизни человека, в котором, как в фокусе, сосредоточивается большой мир. Однако в рассказе может быть воссоздан период из жизни человека и даже вся судьба его («Ионыч»). Разновидностью малого жанра эпоса является новелла. В отличие от более спокойного и размеренного рассказа, новелла характеризуется драматизмом сюжета, напряженностью действия («Легкое дыхание» И. А. Бунина).

В основе очерка — описание реально происходивших событий, документальность отображаемого; при этом в очерке сохраняются общие законы художественного творчества: отбор автором материала, типизация и индивидуализация в изображении персонажей. Очерк отличается от рассказа большей описатель- ностью, затрагивает, главным образом, социальные проблемы.

Ведущий жанр эпоса в русской и мировой литературе — роман: в нем полнее, чем в других повествовательных формах (жанрах), проявляются основные признаки эпичности. Первыми творцами этого жанра в литературе русского реализма явились А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Они проложили дорогу И. С. Тургеневу, Л. Н. Толстому, Ф. М. Достоевскому. С середины 20-х годов появляются романы М. Горького, М. А. Шолохова, А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, Ю. К. Олеши, Л. М. Леонова, М. А. Булгакова, В. С. Гроссмана, ставшие классикой мировой литературы. Новые художественные возможности жанра романа открыли Ю. В. Трифонов, Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. Ф. Тендряков, Ю. В. Бондарев, С. П. Залыгин, Ф. А. Искандер. Творчество этих и других писателей свидетельствует о многообразии современной романистики, о необычайной жанровой подвижности нынешней литературы (документальный, исторический, героико-романтический, социально-психологический, философский, идеологический, семейно-бытовой, сатирический, военный, приключенческий, авантюрный, научно-фантастический романы, роман-хроника, роман-исповедь и др.).

Итак, эпос как род художественной литературы отображает всю полноту, многогранность жизни человека в ее развитии, всю глубину человеческой психологии, богатство и сложность связей человека с обществом, с историей. Эпос показывает события в жизни героев в пространстве и времени, явления действительности в их причинно-следственных отношениях, сцеплениях единичного с общим, открывает в частном всеобщую взаимосвязь явлений. При анализе эпических произведений следует сосредоточить внимание на следующих компонентах художественного текста: тема, проблема, сюжет, система образов, авторская позиция. Пути разбора эпического произведения могут быть разные: по темам и по проблемным вопросам, по ходу развертывания сюжета, развития действия, по образам героев, комплексный путь изучения. Важно подчеркнуть, что эпическое произведение должно рассматриваться целостно, как художественное единство, в неразрывной связи содержания и формы. Необходимо, чтобы каждый структурный элемент произведения был понят не в его замкнутости, а в соотнесенности с общим замыслом художника, со всей системой образов. Нельзя составить, к примеру, целостное представление об образе Печорина, если мы не увидим его глазами разных рассказчиков, в разных сюжетных поворотах, обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного общественного положения и психического склада, в окружении природы, благодаря чему герой открывается каждый раз с новой стороны.

В процессе анализа эпического произведения, особенно большого по объему, нужно отметить стержневые темы, проблемы и в соответствии с этим отобрать «опорные» главы, картины, эпизоды (например, «Красота истинная и ложная в романе Л. И. Толстого "Война и мир"», «Счастье в понимании героев романа Н. Г. Чернышевского "Что делать?"»). При этом необходимо соотнести анализируемый структурный элемент произведения (например, отдельно взятый образ или какую-то проблему) со всеми компонентами художественного текста.

В сюжетно-событийной основе эпического произведения следует выделить основные события, которые можно сгруппировать по временному признаку, либо проследить группировку событий вокруг определенного персонажа, либо сконцентрировать внимание на параллельном изображении одновременно происходящих событий, параллельном развертывании человеческих судеб.

Восприятие эпического произведения будет неполноценным, если не увидеть в нем авторской позиции, которая может отличаться от позиции повествователя (рассказчика). Например, по-разному судят о Пугачеве и пугачевщине Гринев и автор; в романе «Евгений Онегин» авторское начало особенно ощутимо в лирических отступлениях, а в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского голос автора подключается к голосам многих персонажей, образуя своеобразную полифонию. Авторская оценка персонажей и событий может выражаться непосредственно, открыто — в прямых авторских характеристиках и суждениях — либо опосредованно, скрыто — в повествовании, описаниях, высказываниях героев. Необходимо обратить внимание на интонацию, манеру повествования, изобразительно- выразительные средства, которыми писатель выражает свою оценку происходящего.

2. Лирика и ее виды

Лирика — один из трех (наряду с эпосом и драмой) основных литературных родов, предмет отображения которого — внутренний мир, собственное «я» поэта. В отличие от эпоса лирика чаще всего бессюжетна (не событийна), в отличие от драмы — субъективна. В лирике любое явление и событие жизни, способные воздействовать на духовный мир человека, воспроизводятся в форме субъективного, непосредственного переживания, то есть целостного индивидуального проявления личности поэта, определенного состояния его характера. «Самовыражение» («самораскрытие») поэта, не теряя своей индивидуальности и автобиографичности, обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; этому роду литературы доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Стихотворение А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...» не сводится к описанию сельской природы. В основе его лежит обобщенная художественная идея, глубокая философская мысль о непрерывном процессе обновления жизни, в котором новое приходит на смену ушедшему, продолжая его.

Каждое время вырабатывает свои поэтические формулы, конкретные общественно-исторические условия создают свои формы выражения лирического образа, и для исторически верного прочтения лирического произведения необходимо знание той или иной эпохи, ее культурно-исторического своеобразия.

Различны формы выражения переживаний, мыслей лирического субъекта. Это может быть внутренний монолог, размышление наедине с собою («Я помню чудное мгновенье...» А. С. Пушкина, «О доблестях, о подвигах, о славе...» А. А. Блока); монолог от лица введенного в текст персонажа («Бородино» М. Ю. Лермонтова); обращение к определенному лицу (в различном стилевом оформлении), что позволяет создать впечатление непосредственного отклика на какое-то явление жизни («Зимнее утро» А. С. Пушкина, «Прозаседавшиеся» В. В. Маяковского); обращение к природе, помогающее раскрыть единство душевного мира лирического героя и мира природы («К морю» А. С. Пушкина, «Лес» А. В. Кольцова, «В саду» А. А. Фета). В лирических произведениях, в основе которых лежат острые конфликты, поэт выражает себя в страстном споре со временем, друзьями и врагами, с самим собою («Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова). С точки зрения тематики лирика может быть гражданской, философской, любовной, пейзажной и т. д. Большей частью лирические произведения многотемны, в одном переживании поэта могут отражаться различные мотивы: любви, дружбы, патриотические чувства и пр. («Памяти Добролюбова» Н. А. Некрасова, «Письмо к женщине» С. А. Есенина, «Подкупленный» Р. И. Рождественского).

Разнообразны жанры лирических произведений. Преимущественная форма лирики XIX—XX веков — стихотворение: написанное стихами произведение небольшого, по сравнению с поэмой, объема, позволяющее воплотить в слове внутреннюю жизнь души в ее изменчивых и многосторонних проявлениях (иногда в литературе встречаются небольшие произведения лирического характера в прозе, в которых используются средства выразительности, свойственные стихотворной речи: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева). Послание — лирический жанр в стихотворной форме в виде письма или обращения к определенному лицу или группе лиц дружеского, любовного, панегирического или сатирического характера («К Чаадаеву», «Послание в Сибирь» А. С. Пушкина, «Письмо матери» С. А. Есенина). Элегия — стихотворение грустного содержания, в котором выражаются мотивы личных переживаний: одиночество, разочарование, страдание, бренность земного бытия («Признание» Е. А. Баратынского, «Редеет облаков летучая гряда...» А. С. Пушкина, «Элегия» Н. А. Некрасова, «Не жалею, не зову, не плачу...» С. А. Есенина). Сонет — стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трехстишия. Каждая строфа — своего рода ступень в развитии единой диалектической мысли («Поэту», «Мадонна» А. С. Пушкина, сонеты А. А. Фета, В. Я. Брюсова, И. В. Северянина, О. Э. Мандельштама, И. А. Бунина, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, С. Я. Маршака, А. А. Тарковского, Л. Н. Мартынова, М. А. Дудина, В. А. Солоухина, Н. Н. Матвеевой, Л. Н. Вышеславского, Р. Г. Гамзатова). Эпиграмма — небольшое стихотворение, злобно высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление (эпиграммы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. И. Дмитриева, Е. А. Баратынского, С. А. Соболевского,

B. С. Соловьева, Д. Д. Минаева). В советской поэзии жанр эпиграммы разрабатывали В. В. Маяковский, Д. Бедный, А. Г. Архангельский, А. И. Безыменский, С. Я. Маршак, С. А. Васильев. Романс — лирическое стихотворение, рассчитанное на музыкальное переложение. Жанровые признаки (без строгого соблюдения): напевная интонация, синтаксическая простота, законченность предложения в пределах строфы (стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, С. А. Есенина). Эпитафия — надгробная надпись (обычно в стихах) похвального, пародийного или сатирического характера (эпитафии Р. Бернса в переводе

C. Я. Маршака, эпитафии А. П. Сумарокова, Н. Ф. Щербины). Стансы — небольшое элегическое стихотворение в нескольких строфах чаще медитативного (углубленно размышляющего), чем любовного содержания. Жанровые признаки неопределенны. Например, «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Стансы» («В надежде славы и добра...») А. С. Пушкина, «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор...») М. Ю. Лермонтова, «Стансы» («Я о своем таланте много знаю») С. А. Есенина и др. Эклога — лирическое стихотворение в повествовательной или диалогической форме, изображающее бытовые сельские сценки на фоне природы (эклоги А. П. Сумарокова, В. И. Панаева). Мадригал — небольшое по объему стихотворение-комплимент, чаще любовно-лирического содержания (встречается у Н. М. Карамзина, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова).

Каждое лирическое произведение, которое всегда неповторимо, несет в себе целостное мировосприятие поэта, рассматривается не изолированно, а в контексте всего творчества художника. Лирическое произведение можно анализировать либо целостно — в единстве формы и содержания, — наблюдая за движением авторского переживания, лирических раздумий поэта от начала до конца стихотворения, либо объединить ряд произведений тематически, останавливаясь на стержневых идеях, переживаниях, раскрытых в них (любовная лирика А. С. Пушкина, тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского, образ Родины в произведениях С. А. Есенина).

Следует отказаться от анализа стихотворения по частям и от так называемых вопросов по содержанию. Нельзя также сводить работу к формальному перечню изобразительных средств языка, вырванных из контекста. Необходимо проникнуть в сложную систему сцепления всех элементов стихотворного текста, попытаться раскрыть то основное чувство-переживание, которым проникнуто стихотворение, осмыслить функции языковых средств, идейно-эмоциональное богатство поэтической речи. Еще В. Г Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» отмечал, что лирическое произведение «нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только что можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта; будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка».

Лирика — субъективный род художественной литературы, в отличие от эпоса и драмы. Поэт делится с читателями своими мыслями и чувствами, рассказывает о своих радостях и печалях, восторгах и скорби, вызванных теми или иными событиями личной или общественной жизни. И в то же время никакой другой род литературы не пробуждает такого ответного чувства, сопереживания у читателя — и современника, и в последующих поколениях. Если основой композиции эпического или драматического произведения является сюжет, который можно пересказать «своими словами», лирическое стихотворение пересказать невозможно, в нем все — «содержание»: последовательность изображения чувства и мысли, выбор и расположение слов, повторы слов, фраз, синтаксических конструкций, стиль речи, деление на строфы или их отсутствие, соотношение деления потока речи на стихи и синтаксического членения, стихотворный размер, звуковая инструментовка, способы рифмовки, характер рифмы.

Главное средство создания лирического образа — язык, поэтическое слово. Использование в стихотворении различных тропов (метафора, олицетворение, синекдоха, параллелизм, гипербола, эпитет) расширяет смысл лирического высказывания. Слово в стихе многозначно. В стихотворном контексте слово приобретает как бы добавочные смысловые и эмоциональные оттенки. Благодаря своим внутренним связям (ритмическим, синтаксическим, звуковым, интонационным) слово в стихотворной речи становится емким, уплотненным, эмоционально окрашенным, максимально выразительным. Оно имеет тенденцию к обобщению, символике. Выделение слова, особенно значительного в раскрытии образного содержания стихотворения, в поэтическом тексте осуществляется разными способами (инверсия, перенос, повторы, анафора, контраст). Например, в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» А. С. Пушкина лейтмотив произведения создается ключевыми словами «любил» (повторяется трижды), «любовь», «любимой».

Многие лирические высказывания тяготеют к афористичности, что делает их крылатыми подобно пословицам. Такие лирические фразы становятся ходячими, заучиваются наизусть, используются применительно к определенному настрою мыслей и душевному состоянию человека. В крылатых строках русской поэзии как бы сфокусированы наиболее острые, полемические проблемы нашей действительности на разных исторических этапах. Крылатая строка — один из первоэлементов истинной поэзии. Вот некоторые примеры: «Да только воз и ныне там!» (И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»); «Послушай! ври, да знай же меру» (А. С. Грибоедов. «Горе от ума»); «Куда ж нам плыть?» (А. С. Пушкин. «Осень»); «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской...» (М. Ю. Лермонтов); «Вот приедет барин — барин нас рассудит» (Н. А. Некрасов. «Забытая деревня»); «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется» (Ф. И. Тютчев); «Чтобы словам было тесно, мыслям — просторно» (Н. А. Некрасов. «Подражание Шиллеру»); «И вечный бой! Покой нам только снится» (А. А. Блок. «На поле Куликовом»); «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье» (С. А. Есенин. «Письмо к женщине»); «...Не ради славы, ради жизни на земле» (А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»).

3. Лироэпические произведения

Произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики, относят к лироэпическому жанру. Связь двух начал может выступать как единство темы (революция — тема интимных излияний и эпического повествования в «Анне Снегиной» С. А. Есенина), как саморефлексия повествователя (поэмы Б. Л. Пастернака), как психологически-бытовая мотивировка рассказа (лирический комментарий к дорожным впечатлениям («За далью —? даль» А. Т. Твардовского), как прямое участие автора в разворачивающемся сюжете («Евгений Онегин» А. С. Пушкина).

Наиболее характерным для лироэпического жанра является жанр поэмы, сочетающий эпический размах и лирическую ис- поведальность, развернутый сюжет и широкое развитие образа лирического героя. Следует отметить, что поэма способна раньше других эпических форм искусства откликаться на самые жгучие, самые серьезные вопросы времени. В поэме иногда раньше, чем в прозе, отражаются сдвиги в социальной психологии, и она первой выходит к постановке и осмыслению главных вопросов времени, имеющих основополагающее значение для судеб нации. Поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» отличают широта охвата явлений действительности, значительность этих явлений и масштабность проблем; повествовательный план соединен в поэме с глубоким лиризмом. Особенно полное взаимопроникновение лирического и эпического начал свойственно поэмам А. Т. Твардовского, сближающимся с прозой в постановке проблем, имеющих непреходящее значение для целой исторической эпохи. Исключительна роль «возвращенных» поэм, в том числе «По праву памяти» А. Т. Твардовского, «Реквием» А. А. Ахматовой, в обращении нашей литературы и самосознания к трудным, «больным», трагическим темам в истории нашей страны. Мы видим, сколь злободневны они сегодня как необходимое звено в воссоздании подлинной летописи народной жизни, как существенная часть в целостном мире эпоса.

В истории литературы заметный след оставила ода — торжественное, патетическое произведение. Это форма стихотворения, сочиненного в честь того или иного лица, события или явления, отличающаяся высокой степенью выражения гражданских убеждений автора. Например, в поэзии М. В. Ломоносова, Г Р. Державина ода была преобладающим жанром.

К лироэпическим жанрам относят и балладу — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом («Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина, «Воздушный корабль» М. Ю. Лермонтова). В XX веке баллада утрачивает жанровую строгость. В советской поэзии баллада повествует о героике революции и Гражданской войны (Н. С. Тихонов, Э. Г. Багрицкий, Н. Н. Асеев), Великой Отечественной войны (К. М. Симонов, П. Г. Антокольский, М. Л. Матусов- ский). В жанре баллады есть произведения у современных поэтов (Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский). Назовем также басню — короткий, обычно комический рассказ в стихах или прозе, имеющий аллегорический, иносказательный смысл, с прямым нравоучительным выводом. Действующими лицами часто выступают животные, растения, вещи. Реалистическая выразительность, типичность образов басни нашли яркое воплощение в творчестве И. А. Крылова. Как сатирический жанр басня успешно развивается в советской поэзии (Д. Бедный, С. В. Михалков, С. И. Олейник).

4. Драма и ее видовое своеобразие

В драме, как и в эпосе, наличествует система персонажей, конфликты между героями, развертывающиеся в пространстве и времени, сюжет, построенный определенным образом. Драму и эпос, в отличие от лирики, роднит объективное изображение жизни — через события, поступки, столкновения, борьбу персонажей.

Однако по сравнению с эпосом драма имеет свои особенности. По словам А. М. Горького, «пьеса — драма, комедия — самая трудная форма литературы, — трудная потому, что пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора».

В пьесах нет описательности, авторских пояснений, нет повествования, а характеры героев раскрываются в их речи, действиях и поступках, в конфликтных ситуациях, во взаимосвязях.

Основу драмы составляет действие. В отличие от эпоса, где действие описывается как совершившееся, происходившее в прошлом, действие в драме развертывается в настоящем времени, непосредственно происходит на глазах у зрителя, отличаясь активностью, непрерывностью, целеустремленностью, уплотненностью. Иначе говоря, в драме воспроизводится само действие, совершаемое героями, а не рассказывается об этом действии.

Действие показывается через конфликт, лежащий в центре драматического произведения, определяющий все структурные элементы драматического действия (в частности, композиция пьесы подчиняется раскрытию конфликта). Неразрывно связанные друг с другом, драматическое действие и конфликт выступают основными признаками драмы как литературного рода. Развитие действия и конфликта проявляется в сюжетной организации произведения. В классической драме нет широты и многоплановости сюжета, как в эпическом произведении. В драматическом сюжете сконцентрированы лишь узловые, этапные события в развитии действия и конфликта. В произведениях драматического рода сюжет отличается напряженностью и стремительностью развития, большей обнаженностью конфликта.

Драматический конфликт, отображающий конкретно-исто- рические и общечеловеческие противоречия, раскрывающий сущность времени, социальные отношения, воплощается в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах, монологах, репликах.

Диалог в драме — основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров (важнейшие функции драматического диалога). (В прозе диалог сочетается с авторской речью.) В нем раскрывается внешняя и внутренняя жизнь персонажей: их взгляды, интересы, жизненная позиция и чувства, переживания, настроения. Иначе говоря, слово в драме, будучи емким, точным, выразительным, эмоционально насыщенным, словом-действием, способно передать всю полноту характеристики действующих лиц.

Формой речевой характеристики персонажей в драме является и монолог — речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от ответных реплик. В прозе монолог играет не главную роль, зато преобладает в лирике. В драме в монологе раскрываются идеалы, убеждения персонажей, их духовная жизнь, сложность характера.

Итак, характер и слово в драме взаимообусловлены, находятся в единении: в речи выявляется характер, а характер, в свою очередь, накладывает отпечаток на речь персонажа. Возникает требование строгой индивидуальности речи каждого героя. Эту особенность драмы подчеркивал М. Горький в статье «О пьесах»: «Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, то есть чисто речевым языком, а не описательным». А значит, драма требует от читателя развитого и всестороннего воображения. Опираясь в принципе лишь на драматическую речь (прежде всего — диалоги, монологи), читатель должен представить себе место и время действия, внешний облик героев, их манеру говорить и слушать, их движения, жесты, мимику, почувствовать, что скрывается за словами и поступками в душе каждого из персонажей.

Говоря о специфике драматического образа, следует видеть, что в драматическом произведении изображение человека отличается большей напряженностью, а чувства, мысли персонажа — большей сосредоточенностью, целеустремленностью. Герой рассказывает о себе, вступает в спор, отстаивает свои убеждения и, главное, действует, совершает поступки, обусловленные его характером, жизненной позицией. О характере героя, его поведении, отношении к людям, событиям говорят и другие персонажи пьесы. Душевное состояние персонажа в тот или иной момент раскрывают также ремарки автора (пояснения к тексту пьесы).

Целенаправленность действия, как и поведения героев, в драме, напряженность и сосредоточенность драматических характеров — это требование к драматическому произведению принято называть в литературоведении «единством действия». Драматург стремится к внутреннему единству всего произведения, максимальной собранности событий и эпизодов в один узел. В. Г. Белинский утверждал, что «действие драмы должно быть сосредоточено на одном интересе и быть чуждо побочных интересов... В ней все должно быть направлено к единой цели, к одному намерению». Единство действия, которое критик понимал как единство идейного содержания, он считал законом драмы. Правда, единство действия допускает, наряду с основным сюжетом и главными героями, существование других сюжетных линий и второстепенных персонажей.

С особенностями развития действия и конфликта в драматическом произведении связано его жанровое своеобразие. Драма как род литературы существует в различных жанрах: трагедия, драма (в узком, жанровом смысле), комедия, трагикомедия, фарс, водевиль, мелодрама. Трагедия — драматическое произведение, проникнутое пафосом трагического. Основу трагедии составляют коренные проблемы человеческого бытия, столкновения личности с судьбой, обществом, миром, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Неразрешимый общественно-исторический конфликт сопровождается сраданием и гибелью главного героя («Гамлет» В. Шекспира, «Фауст» И. Гете, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Гроза» А. Н. Островского).

Драма (как жанр) изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, по сравнению с трагедией, не безысходных отношениях с обществом или с собой. В отличие от неразрешимого трагического конфликта в драме конфликт так или иначе разрешим («Бесприданница» А. Н. Островского, «Чайка» А. П. Чехова, «На дне» М. Горького, «Нашествие» Л. М. Леонова, «Утиная охота» А. В. Вампилова, «Дальше... дальше... дальше...» М. Ф. Шатрова). Комедия — драматический жанр, в котором действие и характеры трактуются в форме комического. В комедии изображаются такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. Герои этого жанра внутренне несостоятельны, не соответствуют своему положению, предназначению и тем самым развенчиваются смехом. По характеру комического различают комедии: сатирическую («Ревизор» Н. В. Гоголя), «высокую», близкую к драме («Горе от ума» А. С. Грибоедова), лирическую («Вишневый сад» А. П. Чехова) и др. Комедия является наиболее универсальным жанром драматургии. Именно комедия составляет жанровую доминанту исторически зрелой, реалистической драматургии, о чем свидетельствуют произведения А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. П. Чехова. Эту извечную склонность драматургии к комедийному началу, вероятно, следует объяснить ее глубинной приверженностью к игре как форме поведения — к игре, так или иначе связанной с духом радости, веселья и смеха. Трагикомедия — драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни, одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении. В трагикомедии сочетаются смешные и серьезные эпизоды, смешиваются комические и возвышенные характеры («Буря» В. Шекспира, «Три сестры» А. П. Чехова). Водевиль — разновидность легкого комедийного жанра с занимательной интригой, остроумными песенками-куплета- ми и танцами («Актер» Н. А. Некрасова, «Медведь», «Свадьба» А. П. Чехова). Фарс — комедийный жанр, включает образы-маски, остросюжетные ситуации, грубые шутки, эксцентрику (элементы фарса в «Ревизоре», «Вишневом саде»).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.