Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таврские времена 5 страница



В толпе, сгрудившейся вокруг памятника писателю, возникло замешательство. Плакаты с руганью в адрес татар заколебались, их держатели стали призывно оглядываться в сторону стоящих под деревьями наблюдателей в штатском. Но те повода для нападения на татар пока не видели, выкрикивания парня до них явственно не доходили.

- Эй, Ахтем, - негромко, но требовательно окрикнул товарища осторожничающий Ферат. – Оставь их. Они отрабатывают плату, в твоих словах они не разбираются.

- Ничего, - жестко произнес Шамиль, - пусть послушают и другим передадут.

- Они все про себя знают, - заметил Керим. – Как же, ведь живут в наших домах, нашим имуществом пользуются. Вор всегда знает, что он вор.

- Вы нас ненавидите, как вор домушник ненавидит вернувшегося в дом владельца, - продолжал горячо говорить Ахтем. И много такого же справедливого выкрикнул он в растерянно слушающую толпу пришельцев. Те, наконец, сориентировались и громче прежнего, заглушая голос Ахтема, стали орать:

- Монголы, вон из Крыма! Монголы, вон из Крыма!

Но услышанное от Ахтема осталось в их памяти, не воздействуя, однако, на их совесть.

Выступление Ахтема было очень уместным. Теперь после того, как преодолевшие растерянность пикетчики вновь перешли на ругань, наступил момент, когда татары могли, сохранив достоинство, со смехом удалиться, что и было сделано. И пока они не разошлись небольшими группами, наблюдатели в штатском следовали за ними.

 

Шамиль подвез Керима к больнице имени Семашко и вместе с Фуатом остался в машине дожидаться. Керим вернулся довольно быстро. Заведующий клиникой смущенно объяснил коллеге, что он говорил с руководством, которое категорически запретило ему принимать на работу крымского татарина, пусть хоть и высококвалифицированного специалиста с профессорским званием. Смущение заведующего клиникой, доцента, было столь велико, что он проводил Керима на улицу до самой ожидавшей его машины не снимая белого халата, нарушив тем самым принятый порядок.

- Ладно, хрен с ними! – подвел итог Фуат. – Давай, Шамиль, рули к моему родственнику Асану на Киевскую улицу, он здесь уже два года живет в квартире, купленной на имя русской жены.

- О-о! Какие у тебя, оказывается, родственники! – Шамиль действительно был удивлен.

- Ага. Только сделай остановку у гастронома…

 

 

Глава 8.

  

В свою бытность в Узбекистане, Керим принадлежал к числу самых известных республиканских кардиологов. Относясь по своему психологическому складу к людям, полностью отдающим себя выбранной профессии, Керим поначалу, когда он после защиты в Москве докторской диссертации вернулся в Узбекистан, всю свою амбициозность направлял на успешную профессиональную деятельность. Он стал профессором, потом его избрали заведующим кафедрой. Все эти ступени он проходил благодаря своей высокой специальной подготовке.

Отношение его к всенародному движению крымчан было взволнованным, но в значительной мере отстраненным. Он, конечно, подписывал обращения к властям, давал деньги на деятельность инициативных групп, но не больше – Аллах ему судья.

Вообще молодой профессор был человеком общительным, и если это не было помехой его работе, то охотно принимал участие в компаниях со старыми друзьями или с коллегами на работе. Поэтому, наверное, в «высших сферах» институтской элиты было решено приобщить становившегося известным в медицинских кругах всей страны Керима к этой самой элите – такие успешные как он люди могут оказаться полезными во внешних связях группы. Так было решено избрать его в профсоюзный комитет института.

 «Ни с того, ни с чего» - подумал Керим, но потом понял: приобщают.

Он, пораздумав, уразумел, что, оказавшись на этом выборном посту можно на нем закрепиться и двинуться дальше уже в дружной полукриминальной когорте руководства родного института. А можно и не прийтись ко двору и в дальнейшем не иметь шансов на карьеру, а, напротив, находиться в кризисной зоне. Чтобы закрепиться, надо было для начала сделать несколько неформальных визитов к ректору, показать тем самым, что доверие оценил и готов оправдать. Надо было выпить разок-другой с парторгом института, но не на общем празднике, а тет-а-тет. С профоргом, непосредственным начальником, в близкие отношения не вступать, дабы сразу означить свои более высокие амбиции, а тем самым и большую преданность высшему институтскому братству.

Только и всего, большого ума не надо! Но Кериму это все было на фиг не нужно!

Не прельщала его такого рода карьера. Взаимная поддержка профессионально слабых и жуликоватых функционеров советской системы дала бы ему, после вступления в ряды компартии, путь к местам, где к хлебу дают еще и красную икру. Но ему нужна была благодарность поднятых им на ноги больных людей, нужно было уважение и почитание коллег из других городов и даже стран, ему нужна была любовь его студентов и ассистентов – вот по пути какой карьеры он шел! А что касается икры и других деликатесов, то можно и без них обойтись.

С трудом удалось ему, ссылаясь на занятость с пациентами и аспирантами, отклонить («временно», как он сказал) настойчивое предложение вступить в партию. После этого на следующий год он не был переизбран в профком. Через два года предстояло переизбираться на должность заведующего кафедрой, успешность такого переизбрания после «антипартийного» демарша нашего профессора становилось проблематичной. Активизировался всепроникающий Комитет. Керим это понимал, но он надеялся, что из высшего сообщества специалистов-кардиологов его вывести не смогут никакие тайные силы – не те были времена. Оставаясь профессором кафедры, - а звание профессора дается пожизненно, - он мог с не меньшим успехом продолжать свою деятельность.

Два года прошли, и Керим вновь был переизбран на должность завкафедрой. Конечно, члены институтской элиты в этом вопросе не обошлись без консультации в республиканском министерстве здравоохранения, где наш Керим имел всемерную поддержку – республика нуждалась в нем. Министерская консультация взяла верх над «комитетскими» желаниями принизить положение этого выскочившего в верха крымского татарина.

Керим всегда сам добивался успеха и сам выкарабкивался из срывов, которые всегда бывают в реальной жизни. Министерская поддержка была очевидной, и очень деликатно и мягко Кериму дали знать, что он теперь несет обязательства перед высшими инстанциями.

Свободной же личности, каковой себя считал Керим, не нужны бесспорные обязательства. Свободный человек не желает ни корпоративной, ни индивидуальной подчиненности, и он не подчиняет себе других – только в рамках штатного расписания. Керим с неудовольствием ждал, когда к нему поступят неприятные предложения.

Случилось так, что Энвер-агъа, родственник Керима, написал в ЦК КПСС и в Министерство обороны письмо: 

«Я с сорокового года в Красной Армии. Прошел войну с первого дня до последнего, освобождал Варшаву, Будапешт, Вену, где и встретил день Победы в звании артиллерийского полковника. Воевал я неплохо, о чем могут свидетельствовать мои боевые награды (список прилагается). После демобилизации в 45 году я нашел мать и отца, слава богу, живых, в Самаркандской области Узбекистана, куда они, родители трех ушедших на Великую Отечественную войну сыновей, были насильственно высланы в 44 году. Два моих брата не вернулись с войны – один погиб под Сталино в 41 году, другой под Берлином во время штурма Зееловских высот. Я по прибытии в Узбекистан был взят под комендантский надзор, и каждый месяц ходил отмечаться, как какой-нибудь преступник. Ко мне в последующие годы власти всех уровней относились с недоверием, как к неполноценному гражданину, но у меня нервы крепкие и совесть чиста – я все это перенес с достоинством. Работал я механиком на автобазе, женился и вырастил двух дочерей, которые сейчас отлично учатся в университете. Так что я имею все основания считать себя честным и полезным для общества человеком. Я думаю, что советской власти нет оснований отказать мне в праве приобрести дом в моей родной деревне в Крыму, но в праве жить в Крыму мне отказали местные власти Крымской области, выслав меня за пределы области под конвоем. Я член Коммунистической партии с осени 41 года, полковник в отставке. С этим письмом я обращаюсь к высшему партийному органу и в Министерство обороны – разрешите мне приобрести дом в Крыму».

Письмо полковника в отставке было переправлено из Министерства обороны в Самарканд, в областной военкомат, откуда он получил стандартный ответ, в котором указывалось, что вопросы прописки в Крыму решает местная власть. Из ЦК КПСС тоже пришел ответ (надо признать, что при советской власти заявитель всегда получал какую-то отписку). В нескольких строках этого ответа отправитель уведомлялся, что «ЦК КПСС вопросами прописки граждан не занимается», далее был приписан совет обратиться в соответствующие инстанции Крымской области Украинской Советской Социалистической республики. Энвер-агъа с этим ответом опять полетел в Симферополь, хотя знал наверняка, что положительного результата не будет – просто хотел знать, чем заканчивать свой разговор на эту тему с друзьями и знакомыми. Конечно же, его опять поперли из Крыма. Именно о таком финале рассказывал Энвер-агъа своим землякам и добавлял, что надо всем объединяться во всенародном движении. 

И молодой родственник его Керим, уважаемый в республике профессор медицины, тогда же решил, что в ближайшее время он покинет Узбекистан и поедет в Крым, чего бы это ему не стоило – Керима оскорбляла мысль, что там, наверху, считают его запуганным человеком, ради достаточно высокого общественного положения на чужбине отвернувшегося от своей отчей земли.

Ну не мог Керим вынести этой мысли!

 

Теперь он стал больше времени проводить со своими земляками, общаясь и с активистами Движения и с безразличными – были и такие. Если раньше он просто отмечал в памяти таких личностей, которые, зарабатывая честно или не очень, прожигали жизнь в кутежах, то теперь он обозначал свое отношение к таким типам или прекращением общения или сдержанным – все же интеллигент, профессор – речевым отпором. Так происходящие вокруг него события, среди которых были и значительные и вовсе незначительные, но знаковые, вдруг изменили его характер, сделав его непримиримым к нелогичным поступкам и заявлениям, особенно касающимся его народа.

Прежде всего, надо отметить появившееся у него понимание того, что позиция «каждый должен заниматься своим делом» в условиях национального кризиса сродни трусливому уходу если и не в команду противников своего народа, то в толпу «без роду и племени».

И вот Керим узнал, что советская власть принимает меры к заселению Крыма нетатарским населением, затрачивая на это огромные средства из бюджета. Это обстоятельство добавило возмущения в душу Керима. Сунулся было наш профессор в одну из инициативных групп, но был шокирован междоусобицей там происходящей, и решил действовать в одиночку. А что может сделать человек, не желающий долгих разговоров? Он может сразу взять и поехать на жительство в Крым. Как, между прочим, и поступило большинство крымских татар.

И Керим не стал ждать, а, удивив всех уволился, чтобы сжечь мосты назад, и, прихватив часть сбережений, поехал в Крым. Снял внаем комнату у старой женщины в Симферополе, адрес которой дал ему один знакомый, и занялся поиском работы. В первую очередь пришел в мединститут,зашел к ректору и предъявил своидипломы и трудовую книжку. Когда ректор узнал, что перед ним крымский татарин, он сразу изменился в лице и спросил, прописан ли тот в Крыму. Керим ответил, что собирается купить в городе или на окраине жилье, ректор холодно ответил, что тогда, мол, и приходите. И встал, показывая, что посетитель может быть свободным.

Этот визит в медицинский институт был первым экспериментальным подтверждением существования тех запретов для татар, о которых Керим знал теоретически. До этого в глубине души он полагал, что статус профессора дает ему некоторые привилегии и право на уважительное отношение к себе. Тем не менее, Керим не был обескуражен. Он решил, что в таком городе, как Евпатория, где множество различных санаториев, он имеет шанс найти себе в той или иной степени приличествующую своему статусу работу.

На следующий день Керим поехал в Евпаторию.

Нет смысла описывать в подробностях хождения профессора-кардиолога по санаториям Евпатории. Его везде поначалу приветствовали с улыбкой, но каждый раз, как только главный врач узнавал, что перед ним крымский татарин, тотчас же следовал ответ, что в настоящий момент вакансий нет.

Со временем, почти отказавшись от попыток устроиться в медицине, наш профессор-кардиолог стал огородничать в Старом Крыму.

Это случилось так.

Однажды на центральной улице Симферополя Керима окликнули по-татарски. Он остановился и увидел, что с противоположного тротуара перебегают дорогу двое мужчин, в одном из которых он узнал бывшего своего сотрудника по институту Бекира, который с полгода назад уволился вроде бы безо всякой причины.

- Керим-ага, и ты в Крыму? Вот не ожидал! – Бекир радостно пожимал руку своему бывшему руководителю.

Керим напустил на себя невозмутимость.

- В том, что я в Крыму нет ничего удивительного, - произнес он. – А ты что здесь делаешь?

Хотя вопрос был риторическим. Керим теперь понял, почему Бекир так неожиданно и без объяснений покинул институт.

- Так я дом в Крыму купил! – радостно ответил Бекир. – Вот, познакомься, это мой двоюродный брат Ирфан. Мы с ним вместе один дом купили…

- И вместе ходим без работы, - добавил Ирфан.

- Как это без работы? – Керим удивился. – Бекир, ты же дипломированный врач, как это ты работу не можешь найти?

- Э-э, Керим-ага, ты, значит, недавно в Крыму! Нам удалось в Советском районе домик купить, повезло с пропиской, а на работу по специальности устроиться не можем. Я врач, Ирфан инженер-строитель. В Крыму недостаток специалистов, а нас, как татар, на работу не берут. Еще и угрожают прописки лишить, ты представляешь?

Тут профессор признался, что и он не может найти себе работу.

- Но я к тому же и бездомный, - добавил он.

- Есть недорогой и замечательный домик в Старом Крыму! – воскликнул Бекир. – Хозяин спит и мечтает продать дом татарину, чтобы самому уехать к себе в Россию.

Сразу же на машине Бекира поехали в Старый Крым и назавтра уже Керим нотариально оформил покупку дома.

Вот так зацепился наш профессор за древнюю землю Солхата.

 

Он и после покупки дома еще ездил по многочисленным здравницам Крыма, предлагая свои услуги хотя бы в качестве рядового врача – благо, что расстояния на Полуострове невелики. Мало того, что его предложения отвергались, с ним еще и разговаривали грубо, оскорбляли его. В Узбекистане, его, окончившего докторантуру в Москве, ценили как одного из лучших республиканских кардиологов, в вопросах подготовки специалистов прислушивались к его мнению, редкое совещание в министерстве здравоохранения республики обходилось без него. Здесь же, в Крыму, где уровень работников был намного ниже, чем в Узбекистане, он, высококлассный специалист, оказался не нужен, более того - ему угрожали тюремным сроком за проживание в своем, законно купленном доме. Как раз накануне к нему приезжал милицейский лейтенант и, обращаясь на «ты», запугивал, требуя покинуть Крым.

Поскольку Керим, живя в Узбекистане, не участвовал в Движении, он не имел опыта общения с милицией и КГБ, где только так, хамски, и общались с активистами, которые, надо сказать, не оставались в долгу. Керим знал, на что идет, переехав на родину, но все же иногда настроение у него сильно портилось.

- Не печалься, Керим, - успокаивал товарища Шамиль, - тут со всеми нашими так. Вот Фуат у нас, его запугивают, а он не боится.

- А я разве их боюсь? – темпераментно возражал Керим. – Обидно очень, что так нагло милиция себя с нами ведет. Я для них не самостоятельный солидный человек, а бродяга, преступник. Недоучки всякие оскорбляют, пугают, матерят… Я решил, что пойду под суд, под расстрел, - что хотите! - но не покину Крым, а если силой выселят, то буду возвращаться, пока хватит сил переставлять ноги…

Шамиль подумал, что специалистам, которые в Узбекистане были на высокой работе, пользовались там уважением, труднее переносить беспредел крымских властей, чем простым работягам, которых везде привычно шпыняли. Но Кериму было трудно еще и потому, что он проживал в своем доме один, без семьи.

- Да, тебе здесь нелегко, - вздохнул Шамиль, и решил про себя, что живущим в окрестности татарам надо чаще посещать Керима – мало ли чего.

Случались в жизни Керима, как и в жизни любого человека, такие ситуации, в которых он выглядел не лучшим образом, и ему оставалось молча признать свою неправоту. Такое случилось, когда он однажды в гостях с обидой стал рассказывать, что его родственник Энвер, полковник в отставке, прошедший всю войну и награжденный орденами и медалями, не получил разрешения купить дом в Крыму. Когда он закончил свою взволнованную и возмущенную речь, на несколько секунд наступила тишина, потом стал говорить один из присутствующих по имени Рефик.

- Здесь в Старом Крыму недавно проживал один человек по имени Амет-агъа – спокойным голосом начал Рефик, и ниже следует его рассказ.

Амет-агъа, офицер, кавалер множества боевых орденов и медалей, приехал на родину и купил в Старом Крыму маленький дом и жил в нем с женой и дочерью, злостно нарушая тем самым советские порядки - никто из них не был прописан. Дважды их вывозили за пределы Крыма, дважды они возвращались, срывали пломбы и ломали чужие замки на дверях своего дома. Власть советская собиралась уже арестовывать ветерана войны, к тому же и члена компартии, чтобы судил его советский суд, самый справедливый на свете, за нарушение паспортного режима, о чем ветеран был предуведомлен. Но вот к юбилейной дате сражения на плацдарме Малая Земля, что под Новороссийском, стали по всему Советскому Союзу выискивать воевавших на этом плацдарме воинов, оставшихся к тому времени в живых. И надо же, чтобы подвергаемый шантажу и унижениям орденоносец Амет-агъа, все сведения о котором имелись в управлении госбезопасности, оказался единственным во всем районе участником боев на Малой Земле! Местные власти были очень обрадованы, но полному их счастью мешало то, что был этот воин крымским татарином, коего высшие инстанции государства запрещали прописывать на Полуострове. Госбезопасность и милиция не могли теперь просто без всякого взять и прописать этого татарина. Чтобы не стал этот случай прецедентом, надо было обставить его процедурой, публично демонстрирующей принадлежность этого человека к «очень хорошим» татарам, подчеркивая, тем самым, что все остальные «очень плохие» и посему на милость властей им рассчитывать не приходится. Приехал в домишко к нашему «малоземельцу» сам глава района в сопровождении того самого кагебиста, который еще неделю назад материл старого ветерана войны. С ясной улыбкой на устах глава района в присутствии полковника КГБ, молча, но благосклонно смотрящим в глаза еще недавно оскорбляемого им человека, говорил ветерану:

- Вы напишите просьбу, чтобы прописали вас в купленном доме как участника боев на Малой Земле! Я гарантирую вам, что ваша просьба будет исполнена!

Амет-агъа нахмурился и спросил:

- А если я попрошу прописать меня просто как гражданина, купившего здесь дом, моя просьба будет удовлетворена?

- Нет, нет! – воскликнул наивный глава района, а кагебист уже понял, куда клонит этот татарин. – Нет, нет! Вы укажите, что вы воевали на Малой Земле! Ни каких доказательств прилагать не надо, мы все уже проверили!

- А мой сосед Алимов, который вообще не воевал, потому что ему тогда было шесть лет, тоже будет прописан в купленном им доме? – спросил Амет-агъа.

- Почему это он должен быть тоже прописан? – искренне удивился глава района.

В разговор вмешался кагебист, который все окончательно понял. Он разъяснил в привычном с этими татарами стиле беседы, что если желает Амет-агъа быть прописанным, пусть выполняет то, что ему велели. Не хочет - вольному воля.

- Я такой же гражданин Советского Союза, как и другие, не могущие получить прописку в Крыму татары, и как русский Сергеев, который купил дом на соседней улице и сразу получил прописку, - как мог спокойно отвечал Амет-агъа. - Предлагаемая вами привилегия оскорбительна для меня как представителя униженного вами народа. Прописывайте всех.

Инициативу взял в свои руки кагебист.

- Если передумаете, приезжайте с просьбой о прописке, но с обязательной ссылкой на Малую Землю. И последний срок - пятница! - жестко заявил он.

Старый ветеран приехал в пятницу в район, но приехал он с двадцатью другими татарами. Все они зашли в райотдел милиции с заявлениями, в которых излагали просьбу прописать их в законно купленных домах. Начальник паспортного стола велел всех выгнать на улицу, предложив оставить заявление только Амету-малоземельцу, на что последовал отказ. Затем начальник паспортного стола позвонил в районное управление госбезопасности, и два офицера долго рассказывали друг другу по телефону, что они думают об этих татарах вообще и об этом малоземельце в частности.

А татары уже стояли на центральной площади райцентра с плакатами в руках, на которых был изложен их протест против отказа прописывать крымских татар в Крыму.

Назавтра приехал к нему инструктор райкома и пригласил поехать с ним в райком партии. Амет-агъа поехал, уже догадываясь о чем будет разговор. Но в тот раз разговора не было, а просто работник райкома записал сведения о том, когда и где он вступил в партию, и велел встать на временный учет.

 Через три дня его опять пригласили в кабинет второго секретаря, где уведомили, что он решением бюро райкома исключен из членов КПСС. Амет-агъа не стал выкомариваться, кричать, что он, мол, вступил в партию во время войны в окопах и тому подобное.

- Идите вы со своей КПСС к едреной матери! – заявил он спокойно и вышел.

Он ожидал ареста за оскорбление компартии и ее преданных членов, но его пока что не трогали. Свой партийный билет он из упрямства не сдал:

- В соответствии с уставом райком обязан был пригласить меня и выслушать, - заявил Амет-агъа.

Вот как раз этого выслушивания и опасались районные бонзы.

Вскоре вместе с женой и дочкой его вновь вывезли за пределы Полуострова, а дабы вредному татарину некуда было возвращаться, то дом и все постройки во дворе разрушили бульдозером, огород же заасфальтировали. И это притом, что тротуары городка пребывали в ямах и в промоинах – асфальт был в дефиците.

 Амет-агъа после этого приобрел такой же маленький домик в Геническе, откуда вел наблюдение за событиями в Крыму, готовый в любой момент вновь высадиться на родной земле. Сохранил старый солдат честь и достоинство.

- Именно таких людей нужно именовать героями Крыма и ставить им памятники на родине! – этими словами Рефик закончил свой рассказ.

 

В комнате повисла тишина. Через какое-то время присутствовавший здесь же Шамиль крякнул и вышел. Вслед за ним вышли, нашаривая в карманах сигареты, и другие. Смущенный хозяин дома оставался за столом, за которым сидел растерянный Керим. Наконец и Керим вышел во двор, где, не включая висящую на шесте лампочку, попыхивали в темноте сигаретами остальные мужчины. Увидев Керима, Шамиль протянул ему пачку «Примы».

- Закуришь?

Некурящий Керим взял сигарету, стоящий рядом мужчина чиркнул зажигалкой. Лениво переговариваясь на неопределенную тему мужчины дружно пускали дымы, когда вышла во двор хозяйка дома.

- Чего это вы в темноте стоите? – она чиркнула выключателем и двор осветился стопятидесятиваттной лампой. – Садитесь за стол, ужин готов, сейчас постелю скатерть.

Стол располагался здесь же у обвитого виноградной лозой забора. Прохладный ночной ветерок отнес запах табачного дыма в сторону темных деревьев сада.

 

В ту ночь Керим долго не мог уснуть. Он думал о том, как важно оказаться среди своих, окунуться в жизнь той части крымчан, которая находится на ударном фронте национальной борьбы за свою родную землю. При всей важности общеполитических мероприятий, проводимых многочисленными лидерами Движения, часто не находящих общей точки зрения и потому пребывающих в перманентном раздоре (обычное для всех стран и эпох состояние теоретиков!), передний фронт борьбы проходил через жизнь простого народа, готового оставить налаженный быт на чужбине и приехать в Крым, где нужно бороться за свои естественные права не с секретными постановлениями ЦК КПСС, не спорить о конституционных правах, не бомбить противников цитатами из классиков марксизма-ленинизма, из исторических трудов, а идти грудью на грудь с конкретным неприятелем, плечом к плечу с женой защищать от пьяных дружинников своих детей, срывать чужие замки с милицейскими пломбами с дверей своих законно купленных домов… И при этом умудряться выращивать для продажи цветы и помидоры, выпасать овец и бычков.

 

Керим осознавал себя в трех ипостасях. Высшим своим состоянием он считал состояние обитателя планеты, имеющего право (не политическое и не экономическое, а попросту биологическое) на любую ее часть. Во-вторых, - он гражданин своей страны, где он полноправен политически и экономически. И, наконец, - но не в третью очередь, а как сердцевинная сущность, - он из синтетического племени, нынче именуемого крымскими татарами, объединившего в себе несколько племен, в разное время пришедших на лучший из полуостровов планеты, и слившихся в народ с единым языком, с единым жизненным укладом.

И, тем не менее, он оказался для властей настолько плохим, что она не давала ему возможности работать в должности, где его знания опытного врачевателя были особенно нужны.

«Иди и работай там, где тебе положено быть. Там, в Азии, тебе мы дали возможность стать специалистом

Всё мы тебе там дали, несмотря на то, что ты татарин, из числа прежде проживавших в Крыму».

Если быть татарином это вообще плохо, то «татарин, прежде проживавший в Крыму» – это худший из татар!

 

 

Глава 9.

  

Однако были для Кремля и хорошие крымские татары. Были и «чрезвычайно хорошие», которым разрешено было проживать даже в Крыму - таких насчитывалось несколько десятков человек, не больше. Потом были «просто хорошие» - этим можно было жить по всему Союзу, но только не в Крыму. За ними следовали те, которым предписывалось проживать только в Узбекистане, но они не обязаны были посещать спекомендатуру – эти уже были «не очень, но все же хорошие», не чета всем этим пастухам, учителям и поэтам. Всех хороших не подвергали ежемесячно оскорблению в спецкомендатурах, дети их по достижении шестнадцати лет не становились на учет в комендатуре, а были свободными людьми. Не то, что я и мои друзья, все мы, очень плохие, которым в тот год, когда Красная Армия бежала из Крыма, не было еще и десяти лет. Мы попали под операцию по переселению из Крыма вместе с нашими родными, а по достижении шестнадцати лет уже сами несли наказание за то, что Красная Армия позорно сдала Крым через три месяца после начала войны, а вместе с армией бежали и «хорошие» вместе со своими семьями - едрена мать!.

И стали мы в секретных документах именоваться «спецконтингентом».

Нет, конечно, те отцы, дети которых не ходили в спецкомендатуру, не были виновны в том, что власть даровала им такую привилегию, их нельзя за эту привилегию упрекать. Нельзя было требовать от них, чтобы они, воскликнув «Я с моим народом!», демонстративно стали бы посещать комендатуру. Такого не бывает! Хотя…

Хотя об одном таком похожем, даже очень похожем случае выше рассказывал Рефик. Вы прочли рассказ об Амете-малоземельце? Это не выдуманный персонаж, это реальный человек Амет Абдураманов, уроженец знаменитого села Черкез-Кермен, офицер, орденоносец, прошедший всю войну с автоматом в руках.

 

А время, между прочим, брало свое, и появлялись «новые хорошие татары». Эта новая поросль была очень немногочисленна, но она была. Чтобы заслужить благосклонность властей «новые хорошие» доносили на своих соотечественников, доносили на людей других национальностей, искренне желавших помочь несчастному народу крымских татар. Этим «новым хорошим» власть советская в ипостаси КГБ дала в руки лозунг «Бывшие крымские татары укоренились в Узбекистане!», и несчастные слабаки несли этот лозунг – можно ли такое себе представить? Эти, так сказать, коллаборационисты шли на такую низость ради карьеры в органах власти, ради должностей редакторов газет и журналов, ради денег, в конце концов, или, будучи пойманы за руку в воровстве, ради сохранения своей свободы. Были и такие, которые убедили себя, что, сотрудничая с коммунистической властью, - а это равнозначно сотрудничеству с КГБ! - они проникают в стан противника, получают возможность влиять на него в интересах своего борющегося народа. Над такими больше всего смеялись в кабинетах КГБ, но при встрече с «лазутчиком» делали серьезное лицо и жали руку.

Этих, «новых хороших», было совсем немного, человек двадцать, ну тридцать от силы на весь наш народ. И все равно обидно, что такие среди нас были!

 

Признаться, у меня было искушение создать идиллическую картину: после 37-го года коммунисты всех народов СССР в полном говне, а наши, крымскотатарские выдвиженцы 37-го года, во всем белом. Однако потом я устыдился – кого хотим обманывать?

 

Но в условиях бесправного и униженного существования крымских татар на спецпоселении нужно было оказаться полным ничтожеством и моральным самоубийцей, чтобы отречься от несчастья своего народа. Давайте договоримся, что таких среди нас не было, а если и были, то сгинули, покинули наш национальный генофонд, как кемаловы и сеит-ягьяевы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.