Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таврские времена 3 страница



Утром накормленные в соседней квартире завтраком Ильяс и Феми вернулись, когда товарищи их только еще проснулись – Марик и Людмила рано отводили детей в детский сад и разъезжались по своим работам. Камилл собрался в продуктовый магазин, чтобы по столичному накормить гостей. На проезжей части дороги стояла «Волга», показавшаяся всегда настороженному Камиллу подозрительной. Он перешагнул через низкую чугунную ограду и по газону подошел к машине:

- Ждете кого-то? – неделикатно осведомился он.

Пассажиры «Волги», знающие Камилла в лицо, видимо, растерялись, и вместо того, чтобы, как это у нас, русских людей, принято, послать слишком любопытного куда подальше, заулыбались, ударились почему-то в объяснения:

- Ага, сейчас товарищ наш выйдет, мы все поедем в Балашиху!

Если бы Камилл получил бы адрес, куда ему, сующему нос не в свои дела, следует немедленно идти, он бы не обиделся, и с чувством осознанной вины удалился бы по своим делам. Но теперь он почти не сомневался, что это засада. Он обратил взгляд на номер машины и, затвердив его, пошагал к расположенному неподалеку магазину, чтобы потом осведомиться у своих гостей, не запомнили ли они номер вчерашней «Волги».

Когда он с полной сумкой шел назад, «Волга» все еще не уехала в Балашиху, но номера на ней были сняты и спереди, и сзади. Камиллу все стало предельно ясно, однако оставался один вопрос – почему органы, содержащиеся на наши, налогоплательщиков, деньги работают так топорно? За что, собственно, налоги платим?

После завтрака четверо решили идти сдаваться, чтобы пятый мог потом с документами пробраться к назначенному месту встречи с руководителем той группы, которая имела задание передать намеченным персонам и в некоторые органы печати информацию, обличающую изуверские деяния советской власти.  

- Вы думаете, что эти субчики, которые промучились всю ночь в машине, не запомнили, сколько вас было? – засомневался Камилл.

- А что делать? – развел руками Ильяс, который должен был исполнять роль курьера.

Камилл задумался.

- Подождите меня, - сказал он, вышел из квартиры и нажал кнопку у дверей соседа слева.

- Жорик, ты сегодня идешь в институт? – спросил Камилл, поздоровавшись.

Жора был аспирантом, рабочий день у него был свободный и ненормированный, а жена его уходила из дому очень рано, ибо работала на другом конце Москвы.

- Нет, - ответил всегда предельно лаконичный Жора.

- Придется, - изрек Камилл и объяснил соседу сложившуюся ситуацию.

- Во всяком случае, - говорил Камилл, - надо, чтобы ты вышел вместе с ребятами, будто ты один из них. А потом вскоре вы все разойдетесь в разные стороны, чтобы сбить с толку преследователей. Только не сразу возвращайся, а то эти поймут, что их надули.

- Хорошо, - спокойно ответил Жора, который был образцово неразговорчив и столь же образцово понятлив, за что его и любил Камилл.

Минут через десять из дверей дома вышли четверо мужчин и веселая девушка, которые вошли сюда накануне, преследуемые по пятам чекистами. Жора в рубашке Ильяса шел посередине, заслоняемый другими, хотя эта предосторожность была чрезмерной - сидящие в засаде не знали никого в лицо, так как они следили за квартирой Камилла, а за каждым из восьми сотен этих татар поди уследи.

Через полчаса один за другим позвонила по телефону вся четверка, сообщив, что каждый из них был задержан, обыскан и предупрежден о требовании немедленно покинуть Москву, на что каждый ответил, что требования такого выполнять не намерен. Будучи обруганным, каждый был, однако, отпущен восвояси. Жору чекисты словить не сумели, так как наш аспирант очень хорошо знал проходные дворы своего города.

Камилл с сумкой в руках (якобы опять возжелавший посетить магазин) осмотрел окружающее дом пространство и засады не обнаружил. После этого Ильяс смело отправился на свою конспиративную встречу. Сам же Камилл еще раньше позвонил в институт и предупредил, что на сегодня он берет отгул.

А Жора появился только через три часа - ездил по Москве, тщательно заметая следы.

 

 

Глава 6.  

 

В день 21 апреля в городе Чирчике собрались на традиционный праздник Весны крымские татары. Известно, что на это же число апреля приходится день рождения Ленина. Именно последнее обстоятельство повергло власти в тревогу.

Не знаю уж почему, но многие годы власти силой препятствовали попыткам крымских татар возложить цветы к монументу Владимира Ильича. Советская власть видела, по-видимому, в этом уважительном отношении к старому вождю намек на то, что она, эта власть, является преступной имперской властью, подавляющей народы захваченных силой соседних государств. Ленин, ведь, много сил потратил на борьбу с русским шовинизмом, и почтение к Владимиру Ильичу со стороны подвергшегося геноциду народа било не в бровь, а в глаз советских идеологов, прикрывающихся социалистической фразеологией. Кстати, сейчас, в начале XXI века, одно из главных обвинений российских властей в адрес бывшего кумира заключается в том, что он, видите ли, дал народам, порабощенным царской Россией, статус республик. Желание обратить все нынешние республики в составе Российской федерации в просто области или губернии – доминирующая идея внутренней политики сегодняшней агонизирующей империи. А к чему это приведет? Что выберут обиженные – бессловесность или безрассудство?

 

Итак, в городском парке Чирчика собрались сотни крымских татар, приехали люди со всей округи, даже из Ташкента, все были нарядные, веселые.

Накануне на многих предприятиях города Чирчика крымских татар вызывали в отдельные кабинеты, и сотрудники КГБ требовали от них написать расписку, что они не будут участвовать в массовом гулянии, намеченном на 21 апреля 1968 г. В противном случае им грозили увольнением, понижением в должности и прочее. Организовывались закрытые партийные собрания, на которых распускались провокационные слухи, что будто на 21 апреля намечен массовый митинг крымских татар против Советской власти, где будет зачитываться какая-то "антисоветская речь бывшего генерала Григоренко".

Несмотря на эти меры к намеченному месту для гуляния собралась большая масса людей. Но намеченное место было уже заполнено солдатами, милиционерами и "народными дружинниками". Тогда люди направились в городской парк, где вскоре начала звучать национальная музыка, национальные песни.

В полдень гуляющих окружили специальные милицейские отряды. Людей начали  избивать резиновыми дубинками, не разбирая, старик ли, ребенок ли, выкручивали им руки, вталкивали в тюремные машины. Из подогнанных пожарных машин были обрушены на людей сбивающие с ног мощные струи воды и какой-то, оставляющей на одежде белые пятна, жидкости. Вскоре пришедшие в себя от неожиданности люди прорвали цепь солдат и милиционеров и, образовав мощную колонну, с гневными выкриками протеста двинулись по городу в направлении горкома партии. На демонстрантов вновь направили струи жидкости, каратели продолжали бесчинствовать. До ночи продолжалась война спецотрядов с крымскими татарами, посмевшими в парке города петь свои национальные песни. Было арестовано около 300 человек. Ночью и в последующие несколько дней были произведены дополнительные аресты по квартирам. Причем арестовывали и людей, не принимавших участие в гулянии и даже тех, кого в этот день не было в городе вообще.

И тогда же начальник старокрымской базы Археологического отдела Февзи и его единственный на тот день сотрудник Ахтем по «Би-би-си» узнали о массовом побоище, устроенном советской властью в Чирчике.

Пока Февзи молча переживал услышанное Ахтем воскликнул:

- Это же твой город! Там твои друзья!

Февзи обернулся лицом к товарищу, глядя на него неподвижным взглядом. И только одно слово произнесли его побелевшие губы:

- Да.

Ахтем растерялся. Он не ожидал, что это сообщение так подействует на его молодого товарища. Февзи, вообще-то некурящий, взял с полки пачку оставленного кем-то «Беломора» и вышел во двор. Ахтем поставил на печку чайник и велел Амету, который расположившись в углу дивана читал какую-то книгу, сбегать в их комнату и принести купленные днем пряники. Мальчишка побежал выполнять указание отца, а Ахтем сел на стоящий у печки стул и уставился взглядом в окно. Свет в комнате не был включен, и в быстро наступающих весенних сумерках был виден молча вышагивающий за переплетом окна Февзи.

Прибежал Амет с бумажным пакетом в руках, и вслед за ним в комнату вошел Февзи.

- Ахтем, тебе придется задержаться в Старом Крыму, - обратился он к товарищу.

Тот молча, с выражением сочувствия глядел на своего земляка, заранее согласный с любым предложением.

- Я должен немедленно ехать в Узбекистан, - продолжал между тем Февзи. – И без того вся борьба наших людей прошла мимо меня, хотя бы теперь я должен быть там. Я понимаю, что тебе не терпится вернуться на свой участок и попробовать там жить, но погоди немного. Я же не могу все тут бросить, я вынужден временно оставить на твое попечение все это хозяйство, понимаешь?

- Понимаю, - кратко ответил Ахтем. – Поезжай, я буду здесь сколько надо.

Февзи глядел на него и Ахтем, поднявшись со стула, положил руку на плечо товарища:

 - Будь спокоен, Февзи, все будет, как ты скажешь. А теперь давай чайку попьем.

Сели за стол, и мальчик Амет был несколько удивлен немногословием взрослых в этот вечер.

Приближался час, когда начиналась передача новостей по «Голосу Америки», и мужчины вновь склонились над радиоприемником.

В тот же вечер Февзи пошел на почту и заказал разговор с Ленинградом по срочному тарифу. К телефону подошел Володя, который, к счастью, оказался дома. Февзи. не вдаваясь в подробности, попросил у своего руководителя разрешения взять отпуск на одну неделю:

- Мне срочно понадобилось лететь Узбекистан, - говорил Февзи. – Здесь полный порядок, к приезду сотрудников все готово, автомашина на ходу. За себя исполняющим обязанности оставляю Рефатова. 

Володя не возражал. Он знал, что если база, по мнению Февзи, находится в полной готовности, то так оно и есть. По интонации своего друга и начальника Февзи понял, что тот «вражьих голосов» не слушал и о событиях в Чирчике не знает.

Утром Февзи был в аэропорту Симферополя и в тот же день вылетел в Ташкент.

Был вечер пятницы. Февзи, подходя к дому тетушки Мафузе, думал о том, что сегодня же надо будет разузнать, кто из знакомых ему людей был в городском парке, кто может подробно рассказать о происшедшем и посвятить его в дальнейшие планы его земляков.

- Вай, Февзи оглум! – со слезами встретила его старая женщина. – Как хорошо, что ты приехал! Ты слышал, наверное, что у нас случилось? Знаешь Гульсум, жену Дилявера, который вместе с тобой учился в ФЗО? Ее избили, и у нее случился выкидыш. Это должен был быть их первый ребенок. Дилявер в ярости, хочет мстить, а кому не знает. А старому Осман-ага руку сломали. А мой Энвер, наверное, останется глухим на одно ухо…

- Они натренированные такие, - перебил мать младший брат Энвера. - Стоит на одной ноге, а другою ногой бьет человека по голове. Я отскочить успел, а Энверу солдат в ухо ногой попал.

- Иди, позвони в контору, пусть Энверу скажут, что Февзи приехал, - велела мать, и парнишка побежал на почту, звонить в Чарвак.

И еще много имен пострадавших от десантников людей называла тетушка Мафузе. Февзи же был удивлен, узнав, что и она была в парке, но ее увела от карателей молодая русская соседка, тоже пришедшая на гулянье.

Несмотря на то, что Февзи узнал много печального и оскорбительного, он чувствовал себя счастливым в окружении своих соплеменников. И только когда оглядывался вокруг, он ощущал болезненный толчок в груди от сознания того, что народ его обитает на чужой во всех отношениях земле, под чужим небом. Он вспоминал, как в бытность в лагере его старший товарищ профессор Афуз-заде говорил:

- Когда я смотрю на карту и вижу ту даль, куда забросили мой народ, тот далекий от наших гор, от нашего моря, от наших песен и легенд чужой край, то у меня сжимается сердце. Для крымчан здесь и воздух жидок, и вода солона…

Приехал Энвер с женой и ребенком. В тот же вечер устроили малый кош-кельды гостю из Ленинграда.

И в субботний вечер посидели уже с приглашенными старыми друзьями Февзи. Все они были на митинге в городском саду и все пострадали от солдат в той или иной степени. Разговор шел и об этой ничем не спровоцированной расправе с народом, и о набирающем силу национальном Движении. Когда гости разошлись, тетушка Мафузе начала разговор, который Февзи ожидал и к которому был готов.

- Февзи, ты, конечно, живешь в Крыму – это большое счастье. Но ты там один, сынок. Тебе не надоело жить в одиночестве? Тебе уже пора жениться и дать счастье какой-нибудь девушке из нашего народа, - так говорила тетушка Мафузе.

- Да, я хотел бы найти здесь себе невесту, - отвечал Февзи. – Я давно мечтаю создать семью и жить с ней на родине.

Тетушка Мафузе и до неожиданного приезда Февзи уже присматривала для своего названного сына невесту, и теперь пришло время реализовать тот или иной из продуманных проектов.

Таким вот образом назавтра же пришли к Мафузе будто бы невзначай гости из соседнего поселка - тетушка Урие и Рамазан-агъа, и с ними их девятнадцатилетняя дочь. Конечно же, последовали объятия женщин, возгласы, что, мол, «дети растут, а мы стареем», ну и тому подобное.

- А это, познакомьтесь, мой племянник из Ленинграда, - представила гостям молодого человека Мафузе.

И опять расспросы, как это из Ленинграда и вдруг оказался здесь, откуда родом родители, живы ли, здоровы ли? К счастью, не на все вопросы принято было сразу же давать исчерпывающий ответ, не то эта первая фаза знакомства затянулась бы на многие часы.

Февзи с некоторым смущением глядел на красивую девушку, которая протянула ему, знакомясь, руку:

- Люда!

Февзи тоже назвал себя, однако его покоробило оттого, что девушка не назвала себя тем именем, которое ей дали родители, а заменила его русскоязычным «эквивалентом». И сейчас же последовало замечание Мафузе:

- Айыптыр, акыз, ананъ-бабанъ берген адынъдан инкяр этме! Стыдно, милая, не отрекайся от да6нного родителями имени!

И обратилась к Февзи, по-татарски, конечно:

- Ее имя Лютфие! Татарское имя!

- Ана шай, Мафузечигим, ойле бу балалар! Рус адларыны алалар озьлерине! Вот так, дорогая Мафузе, такие теперь дети! Присваивают себе русские имена!

И Рамазан-агъа тоже недовольно хмыкнул.

Девушка смутилась, дернула обидчиво плечами и быстро вышла в другую комнату.

Мафузе сделала знак родителям девушки, что ладно, дескать, замнем, и начала расспрашивать о житье-бытье.

- Сун, биз корюшмегенден берли не олду, не кечти? Ну, что нового с тех пор, как мы не виделись?

Февзи вышел в соседнюю комнату вслед за девушкой.

- Чем вы занимаетесь? Еще в школе учитесь? – спросил он.

- Нет, я через год заканчиваю медицинское училище, - отвечала девушка.

- О! Молодой специалист, значит! – неловкий этот разговор молодые люди вели на русском языке.

Наступила пауза. Потом Февзи, засмеявшись, сказал по-татарски:

- Давайте говорить на своем языке, а то старшие опять замечание сделают.

- А вы говорите по-татарски? – спросила девушка.

- Да, хотя в последние годы мало общаюсь с нашими, - отвечал Февзи.

Опять помолчали. Потом девушка произнесла:

- Простите меня, Февзи-агъа. Мне будет неловко, если вы меня будете называть «Людой». Конечно, меня зовут Лютфие.

- А меня все зовут Февзи, и в Ленинграде, и в Крыму, - засмеялся молодой человек, увидевший в этом извинении девушки признак установление некоторых доверительных отношений. Прошло всего несколько минут их знакомства, а Февзи уже был увлечен своей новой знакомой. Да и то сказать – слегка скуластое лицо с большими черными глазами отличалось той спокойной красотой, которая свойственна умным, уверенным в себе девушкам, и которые, хотелось бы надеяться, не обманут и не предадут. Ростом Лютфие была, пожалуй, на голову ниже высокого и стройного Февзи, который, когда девушка резко повернувшись уходила от замечаний взрослых, обратил внимание на те достоинства, которые привлекают достаточно опытный взгляд молодого человека – стройные ножки, в меру крутые бедра…

 

Февзи пробыл в Чирчике всего пять дней. За это время он съездил вместе с Лютфие в Ташкент, где девушка взяла на себя роль гида. Потом Февзи приобрел без трудностей билет на авиарейс в Симферополь, до поры не раскрывая девушке факт своего проживания в Крыму. Вечером пошли в Театр оперы и балета.

Этих пяти дней хватило, чтобы некто неизвестный настрочил маляву в милицию, что приехал в Чирчик «в связи с известными событиями» крымский татарин, проживающий в Ленинграде - доносчик не знал, что Февзи работает в Крыму. Может быть, этот неизвестный даже сидел за столом, когда созвали гостей на субботний «кош-кельды».

Зависть, желание выслужиться, страх, дурная наследственность – вот обстоятельства, вовлекающие крымского татарина в сексоты.

Из милиции донос передали в городской отдел госбезопасности.

А Февзи уже приземлился в Симферополе. По той причине, что билеты даже на самолет в те годы продавали без предъявления паспорта, отыскать след появившегося и убывшего крымского татарина оказалось делом не легким. Решило областное чекистское начальство послать соответствующую ксиву в Питер.

В Ленинграде проверили законность прописки Февзи и не нашли нарушений. Но тот факт, что оказался в числе жителей города не занесенный в особые списки крымский татарин, обеспокоил и разозлил работников госбезопасности. «Какую бы подлянку сотворить этому татарину?» - размышляли чекисты славного города на Неве. Но времена несколько изменились все же.

- Да-а! – печально протянул чекист. – Прежде бы без всяких церемоний лишили бы этого гражданина права проживать в больших городах. А теперь, вот, и выгнать из Ленинграда не можем!

- Да, царь Никитка все! Но погоди, скоро все изменится! – его товарищ был полон оптимизма.

Тем не менее, оставался испытанный способ навредить Февзи. Из городского управления госбезопасности послали запрос в Первый отдел и оттуда пришли сведения на начальника экспедиционной базы в городе Старый Крым не содержащие компромата.

Узнав, что к тому же этот прописанный в Ленинграде крымский татарин работает на базе в Крыму, чекисты ужаснулись.

Их ужас достиг кульминации, когда они раскопали, что Февзи отсидел в тюрьме и был освобожден по амнистии, но реабилитацию не получил.

Несколько успокоились нервы у бдительных чекистов установивших, что категория бывших зеков, к которой принадлежал Февзи, подлежит реабилитации. Но предлагать Февзи написать просьбу о реабилитации разозленные чекисты не стали.

Они вообще не сочли нужным приглашать в свою контору этого татарина, а посоветовали начальнику Первого отдела принять меры по увольнению его.

- Известное во всем мире учреждение не место для представителя неблагонадежной нации, - так они говорили у себя в Большом доме на Литейном проспекте. Своим же людям в Первом отделе чекисты из городского управления посоветовали неспешно действовать по линии профсоюзной организации.

Но Февзи узнал о готовящейся провокации заблаговременно.

О том ему сказал, как это не покажется удивительным, сам начальник отдела кадров Дмитрий Дмитриевич, полковник в отставке, не чета тому неумному московскому коллеге, который преследовал Камилла. Дим Димыч, как называли ленинградского отставника за глаза, а некоторые и при общении, был мужчина лет шестидесяти, небольшого роста, но все еще от природы ловкий и сильный. Эти его природные физические качества, цепкость и прагматичность привели его однажды в ряды НКВД, в тот его специальный отряд, который охранял вождей компартии. В свое время состоял Дим Димыч в личной охране Сталина. Как уж он дослужился до полковника, кого и сколько, может быть, заложил или даже погубил – у чекиста не спрашивай, не скажет. Но почему-то между завкадрами и бывшим зеком Февзи сложились хорошие отношения. Когда у Февзи было какое-нибудь дело в отделе кадров, то он шел, минуя инспекторов, прямо в кабинет к Дим Димычу, порой засиживался там, слушая рассказы старого полковника о любопытных ситуациях, происходивших при несении службы по обеспечению безопасности вождя всех народов. Даже просто описание того, как, например, приезжал Сталин на свою любимую дачу на озере Рица, Февзи слушал с интересом. Февзи поначалу задумывался, с чего это полковник КГБ добр и внимателен к нему, не скрывается ли за этим какая-нибудь провокация или намерение вербовки. Потом настороженность у бывшего зека спала, ибо никаких подозрительных акций не последовало. Вполне возможно, что начальник отдела кадров знал биографию крымского татарина Февзи, может свои добрым отношением он просто держал его в поле зрения – не знаю, ибо не обучался в школе КГБ и не знаком с богатым арсеналом чекистских схем.

Так вот Дим Димыч в один из плановых приездов Февзи в Археологический отделостановил его в коридоре и сказал, что корневая контора просекла кое-что о начальнике старокрымской экспедиции и будет настоятельно советовать руководству освободить его от должности под предлогом каких-нибудь должностных нарушений.

- Вам это нужно, Февзи? - улыбнулся Дим Димыч. – Так что приготовьте плацдарм для отступления и уходите по собственному желанию.

Старый полковник обращался «на вы» даже к молодым лаборантам.

- Заниматься вашим делом будут товарищи из парткома и профкома,- добавил он. – Конечно, вы понимаете, что эта информация строго конфиденциальная.

Несколько обескураженный Февзи кивнул головой и, пожав Дим Димычу руку, вышел из здания.

Около часа он ходил по набережной Невы, обдумывая ситуацию.Безусловно, что его прямой начальник Володя ничего не знает о предстоящих кадровых изменениях в экспедиции. В парткоме и в профкоме, понятное дело, сидели все на подбор бесталанные карьеристы, которые готовы носом землю рыть. Володю проинформируют в последнюю очередь, так как знают о его дружеских отношениях с Февзи.

Февзи трезво оценивал обстановку. В его прежних планах на первом месте стояла задача поступления в заочную аспирантуру, продолжая выгодную во всех отношениях работу в старокрымской экспедиции. Затем он собирался приобрести в Старом Крыму собственное жилище и, сыграв свадьбу в Чирчике, привезти в дом молодую хозяйку. Но теперь, после того, как он узнал, что над его головой сгущаются тучи, от мысли об аспирантуре приходилось отказаться, что он и сделал без особых сожалений.

Вернувшись в Крым, он поспешил недорого купить в предгорьях – уже не в Старом Крыму, где он был на виду! - небольшой домик с участком земли, в чем ему, якобы родившемуся в Ленинграде и ныне проживающему там же, никаких препятствий местные власти не чинили. Что с того, что имя и фамилия не славянские? Таких в Союзе две трети от всего населения, хотя в публикуемых результатах переписей приводятся иные сведения.

В конце сезона полевых работ хитрый татарин приехал в Ленинград, выписался, из олеговой квартиры и, вернувшись в Крым, прописался в своем новом «поместье» - никаких следов крымского татарина в его паспорте не было, так что и трудностей пока не ожидалось.

А занесшие его в свой черный список ленинградские кагебисты все еще негодовали, что не могут немедленно выслать этого крымского татарина из Питера.

 

Глава 7.

 

Однажды воскресным утром в квартире Камилла раздался телефонный звонок. В трубке зазвучал неуверенный девичий голос. Услышанное Камиллом было не понятно в деталях, но ясно по сути: кто-то дал девушке из Крыма телефон «Кямиль–ага», и она надеялась, что он поможет ей найти мать и отца, которых два дня назад милиционеры увезли куда-то, а она спряталась у соседки, которая позвонила куда нужно и девочке пришлось убегать от прибывшей милиции через огород в соседний двор, где живут греки.

- Моего папу зовут Фуат… Нас уже несколько раз выселяли… Папу и маму арестовали…

- Приезжайте и спокойно все расскажете, - ответил Камилл, когда девушка, которая боялась, наверное, прервать свое нескладное повествование, сделала небольшую паузу, чтобы вдохнуть в легкие воздуха. – Запишите адрес… Нет, подъезжайте к станции метро… - Камилл назвал станцию и попросил собеседницу повторить. - Так. Я вас буду ждать через полчаса у первого от центра вагона. Это понятно? Во что вы одеты? Хорошо. На мне будет серая пуховая куртка, в руках свернутая газета…

 

…Фуат, которого вывезли из Крыма в пятнадцатилетнем возрасте, последние годы копил деньги на покупку жилья в родной деревне. В узбекском городе Алмалыке у него был построенный своими руками дом, обставленный хорошей мебелью, с хорошим телевизором - работал Фуат шофером и умел левачить. Но, решив, что пришла пора перебираться на родину, он не хотел полностью порывать с Алмалыком, где он рос, обучился ремеслу, где женился и родил сына и дочь. Не хотел он полностью порывать с этим городком не потому, что тот стал ему второй родиной – родина только одна! – а потому, что знал то, что знали все крымские татары: в Крыму их не прописывают, а купленные дома отбирают. Так что алмалыковский обжитой дом был для него тыловым плацдармом, откуда он собирался, если не повезет с первого раза устроиться в Крыму, совершать методические набеги на Полуостров. Был конец февраля, когда он приехал в Крым и добрался до родной деревни. Людей, желающих продать дом, оказалось хоть пруд пруди! Но дома были какие-то некрепкие, в один кирпич, построенные когда-то для переселяемых сюда русских людей из далеких областей. В его же родовом доме расположилась контора, а другие татарские дома из желтого ракушечника, которые могут простоять хоть триста лет, поселившиеся в них люди продавать не собирались. Хотел уж купить Фуат «переселенческий» дом, да назавтра вызвал его председатель колхоза и по-доброму разъяснил, что, несмотря на Указ Верховного Совета, крымская областная власть пригрозила тем руководителям, которые будут у себя прописывать татар, исключением из рядов коммунистической партии.

- Не могу я тебя принять в колхоз, я должен сообщить о тебе в органы, понимаешь? Милиция тебя не пропишет, Мишка с твоими деньгами смоется, а у тебя дом отберут. Что будешь делать? – говорил председатель.

 Это потом уж, когда власти понаберутся опыта с также понабравшими опыт крымскими татарами, такие откровенные разговоры станут невозможными, а тогда Фуат проникся искренностью председателя, который посоветовал ему вот что:

- Ты попробуй купить дом не на колхозной земле, а в каком-нибудь городке. Там тоже будут трудности, но там, может, сумеешь свое право отстоять.

Плохо разбираясь в то время в таких вопросах, Фуат отложил назначенную сделку, чем очень огорчил Михаила, который собирался уехать, наконец, на свою родную рязанскую землю, откуда его сманили пятнадцать лет назад в этот «солнечный Крым». Фуат же поехал по адресу, которым запасся в Узбекистане, к бывшему карасубазарскому татарину, который купил дом в Старом Крыму и, хотя прописку не получил, но как-то держался.

Ремзи, который уже имел опыт борьбы с «оккупационными властями», как он не вполне уважительно к системе выражался, показал гостю целый список жителей, мечтающих продать дома и уехать на свою родину. На следующий же день Фуат в сопровождении нового знакомого отправился по некоторым адресам. Хозяева домов встречали потенциальных покупателей как вестников новой жизни. Действительно, за сумму, полученную от татарина они могли приобрести у себя в родной деревне, покинутой по глупости пятнадцать - двадцать лет назад, солидное строение, а в придачу еще «москвича» или даже «жигуля». До внезапного появления в Крыму татар надежды на продажу домов практически не было, а возникшую сейчас возможность жестко обрубали местные власти. Тем не менее, татары рисковали покупать, а мечтающие вернуться на родину русские продавали дома вопреки запугиванию со стороны местной администрации и милиции.

По цене и по месторасположению Фуату приглянулся двор, расположенный неподалеку от жилища Ремзи. Приземистый домик в две комнатки с сенями соседствовал с пристройкой, используемой как кладовая, в дальнем углу двора был загон для овец и небольшой курятник. И главное - было достаточно места для возведения нового дома, для огорода и для посадки новых деревьев.

- Все, покупаю! Будем соседями! - сказал он Ремзи и на следующий же день поехал с хозяином в райцентр, где нотариально оформил покупку.  

Дальше все было как всегда. В паспортном отделе милиции вопреки существующему положению прописывать владельца в его доме отказались. Почему?

- А вы нигде не работаете, нам тунеядцев здесь не нужно.

Пошел татарин устраиваться на работу:

- А у вас прописки нет! - такой ответ получал он и в соседнем совхозе, и во всех ближних колхозах, изнывающих, между прочим, от недостатка шоферов, трактористов, ремонтников. Однако у руководителей страх перед органами безопасности был сильнее долга перед хозяйством.

Как сотни семей по всему Крыму решил и Фуат жить в своем доме без прописки - гори она голубым огнем! Через неделю приехала жена Хафизе с дочкой, привезла матрацы и одеяла. Сын, который проходил срочную службу в Советской Армии, дал родителям телеграмму с поздравлением. Вскоре прибыл из Алмалыка контейнер с простой мебелью - гардероб, деревянные кровати да диван, и семья перешла с походного образа жизни на более или менее цивилизованный.

Как описать чувства человека, обретшего свой дом на отчей земле, откуда он ребенком был изгнан и о которой думал каждый день, каждый час всю свою жизнь! Не один год возделывали Фуат и его жена огород на участке вокруг алмалыкского дома, а сейчас довелось им очищать и подготавливать землю под запоздавшие весенние посадки в родном Крыму - впервые в жизни! Здесь земля была своей, родной, пропитанной потом многих сотен поколений предков. Вонзать в нее острие лопаты, мять ее в пальцах, нюхать ее, даже пробовать ее на вкус - все это доставляла не только душе, но и телу необыкновенную радость. Провозившиеся целый день на этой земле мужчина и женщина ощущали особый вид усталости, когда душа молодеет, улыбка не сходит с губ. Фуат в те часы, когда оставался во дворе один, выходил в огород и ложился на землю, прикладывал к ней ухо, и ему казалось, что он слышит голоса своих родителей, своих дедов и бабушек. «Машалла, Фуатчыгым! Къардашларынъы хорчаладынъ, бабанъы дженктен кельгенини кординъ, ве бугун энди ватанымызгъа къайттынъ, огълум!» - это был голос матери, умершей от азиатской болезни летом сорок четвертого. «Афферим, оглум, энди ватанынъдан вазгечмессин!» - это был голос его отца, который вернулся в Узбекистан с фронта в сорок пятом году, когда Фуат жил впроголодь в тесном бараке с двумя сестренками восьми и двенадцати лет и работал тачечником на шахте. Отец, потомственный виноградарь, мечтавший хоть когда-нибудь вернуться в Крым и умереть на своей земле, погиб в случившейся на шахте аварии еще в те годы, когда крымский татарин не мог покинуть границы административного района, указанного в его заменяющем паспорт листочке.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.