|
|||
П 4 страницаПРОЕКЦИОННАЯ СИСТЕМА –это сочетание экранаи проектора. Существует два типа таких систем: прямой и обратной проекции. В первом случае проекторрасполагается со стороны зрителя, во втором – за экраном. Проекторы бывают четырех типов: CRT,LCD,DLP и D-ILA. ПРОЛОГ – 1) начало чего-л., вступление к чему-л.: к основному изложению литературного произведения, к театральному или муз. спектаклю, к концерту, празднику и т.п. (противоположное – эпилог). В П. может быть дан рассказ о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъяснение художественного замысла, эстетического кредо автора; 2) (в театре, театрализованном представлении) обращение к зрителям, эпиграф, завязка, начальный эпизод, в к-ром сообщается о задачах представления. Цель П. – подготовить зрителей к восприятию спектакля, театрализованного действия. ПРОМЕНАД(от фр. promenade) - прогулка по городу. Слово часто используется как синоним прогулки, на манер прозы XIX века, когда французский язык был общеупотребительным в Российской империи. ПРОМОУТЕР(от англ. promoter – способствующий) - лицо или группа лиц, занимающаяся целенаправленной рекламой товара, услуги или знаменитости с целью продвижения их на рынок. Клубный промоутер занимается организацией и проведением вечеринок в ночных клубах на определенных условиях. В его обязанности входит подбор ди-джейcкого состава, разработка концепции и реклама мероприятия. ПРОМОУШН (или СЕЙЛЗ-ПРОМОУШН)(от англ. sale – продажи, promotion – продвижение) –1) продвижение товара, услуги, стимулирование сбыта; 2) поощрение труда торговых работников с помощью премий, подарков. ПРОСТОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ –внеш. и внутр. телесные двигательные акты (процессы), сознательно регулируемые актером и направленные на достижение цели. П.ф.д. предполагает сознательную ориентировку по отношению к цели как в речевом плане, так и в плане представления (воображения). Физическими действиями называют такие действия, к-рые имеют целью внести то или иное изменение в окружающую чел-ка материальную среду, в тот или иной предмет, для осуществления к-рых требуется затрата преимущественно физической (мускульной) энергии. Исходя из этого определения, к данному виду действий следует отнести и разновидности физической работы (пилить, строгать, рубить, копать, косить и т.п.), действия, носящие спортивно-тренировочный характер (грести, плавать, отбивать мяч, делать гимнастические упражнения и т.п.) и, наконец, действия, совершаемые чел-ком по отношению к др. человеку на сцене – по отношению к своему партнеру (отталкивать, обнимать, привлекать, усаживать, укладывать, выпроваживать, ласкать, догонять, бороться, прятать, выслеживать и т.п.) П.ф.д. могут осуществляться как средство выполнения психической задачи (т.е. быть приспособлением) и параллельно с психической задачей. ПРОСТРАНСТВО ПРАЗДНИКА – многомерная система, специфическое явление праздничной культуры, способствующее эстетическому и духовному развитию личности. «Среда обитания» празднующего сообщества, участников-исполнителей и зрителей - включает в себя ландшафтные и архитектурные особенности площадей, улиц, памятных мест, элементы декоративно-художественного оформления и сценографию, плоскости и объемы сценических площадок, экстерьеры и интерьеры зданий и сооружений (театров, стадионов, культурно-спортивных комплексов, залов), где проходят представления, концерты, торжества и т.д.; мизансцены исполнителей и движение масс. ПРОЦЕССИЯ(от лат. procedere – двигаться вперед) - в широком смысле всякое многолюдное торжественное и общественное шествие. ПСИХИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – имеет целью воздействие на психику (чувства, сознание, волю) чел-ка. Объектом воздействия может быть не только сознание др. чел-ка, но и собственное сознание действующего. Именно при помощи П.д. осуществляется та борьба, к-рая составляет существенное содержание всякой роии и всякой пьесы. К данному виду следует отнести такие действия, как просить, объяснять, убедить, упрекнуть, пошутить, утешать, отказать, потребовать, обдумать (взвесить, оценить), в чем-то признаться, кого-то о чем-то предупредить, удержать, позволить, побранить, последить и т.п. (см. также: Простое физическое действие, Психофизическое действие). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР – тип театра, в к-ром образность воздействует на зрительное восприятие предельно достоверным и оправданным переживанием события в предлагаемых обстоятельствах, иллюзорно приближенных к жизненным. Зритель сопереживает героям спектакля, вместе с ними ищет пути решения их проблем. Чем больше потребности, мотивы, поступки героя привлекают зрителя, чем глубже его переживание и более конкретна идентификация себя с ним, тем глубже и многозначнее сопереживание и большего художественного эффекта достигает образность. ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ –взаимосвязанный процесс двух неразрывных сторон, где целесообразное простое физическое действие рождает психическое, ибо всякое физическое есть психическое и во всяком психическом есть физическое. Всякое психическое действие, имея своей непосредственной, ближайшей задачей определенное изменение в сознании (психике) партнера, в конечном счете стремятся, подобно всякому физическому действию, вызвать определенные последствия во внешнем физическом поведении партнера. ПУБЛИКА –находящиеся где-н. в качестве зрителей, слушателей, пассажиров и т.п., а также вообще люди, общество (Театральная П., читающая П., гуляющая П.); 2) социально-психологическая общность потребителей иск-ва, связанных с художниками многообразными отношениями по поводу иск-ва и через него; неотъемлемое звено художественной культуры общества, благодаря к-рому и посредством к-рого реализуются официальные функции иск-ва. П. – активный участник художественного процесса, борьбы вкусов, направлений, стилей. Структура П. включает исторически подвижную противоречивую дифференциацию ее по внехудожественным (классовым, социальным, политическим, мировоззренческим, этническим, демографическим, образовательным) и собственно художественным параметрам (предпочтение определенных видов, жанров, направлений, отдельных произведений иск-ва; господствующие художественные установки, типы восприятия, оценки, идеальн. нормы и проч.) В формальном отношении П. может быть реальной и потенциальной, организованной и диффузной, стабильной и ситуативной. ПУБЛИЦИСТИКА (от лат. publicus – общественный) - род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества; играет важную роль как средство выражения общественного мнения, формирующегося вокруг острых проблем жизни. В режиссуре и сценаристике ТПиП проявляется в полной мере в одном из основных жанров - документально-публицистическом представлении. ПУНКТУАЦИЯ – «знаки препинания» в мизансценических фразах. Они подчиняются всем формальным правилам и смыслу, служат одной цели – выразить суть происходящего, помочь зрителям лучше воспринять его. Точка – итоговый пластический штрих перед занавесом или затемнением. Точка – всегда остановка. Завершая сценический период-бытие, она дает время для оценки его. Важные, значительные события требуют больших, заметных точек. Малые – малых. Точка – это также безупречный связующий знак между двумя мизансценами (напр. соединить точкой два перехода на сцене – значит завершить первый из них нек-рой успокоенностью, утверждением). Точки внутри актов – точки-провокации. Мнимые окончания, ложные точки кажутся логично завершающими ход событий. Но потом происходит какая-л. неожиданность, на самом-то деле тоже мнимая, кажущаяся, хотя логично подготовленная. Точка в конце постановки – это действительный конец. Точка по смыслу может быть и др. знаком препинания. Запятая удерживает на стыке пластических фраз определенную незавершенность, неустойчивость, намекает на смысловую связь между ними. Двоеточие в конце первого куска пластически обозначает предстоящее пояснение, назидание, оно применимо в комедийных и водевильных сценах. Восклицание – эмоциональный результат куска, в к-ром выражается особая пораженность, немыслимое удивление, невероятное, какое-н. саркастическое возмущение в т.д.Знак вопроса ставится в конце мизансценического предложения и заключает вопрос, рассчитанный на непосредственное получение ответа. Многоточие выражает недосказанность, что в мизансцене выразительно, но и коварно. Несколько многоточий подряд создают интонацию жеманной чувствительности ила ложной многозначности. Тире – люфтпауза, это как бы на секунду замершее действие. Прием емкий, употребляемый в самых различных ситуациях. ПЬЕСА – 1) небольшое инструментальное муз. сочинение лирического или виртуозного характера (напр. ноктюрн, тарантелла, сборник пьес для баяна); 2) драматическое произведение для театрального представления. П. обычно является художественным обобщением множества судеб, событий и фактов. Многое здесь строится на художественном вымысле. В то же время в ряде пьес наблюдается обратная картина – опора на документальный материал («Почтовый роман», «Записки княгини Волконской» и др.). Но в драматургии театра, в сравнении с драматургией театрализованного представления, это исключение, а не правило. Р РАДИОВЕЩАНИЕ – одно из средств массовой информации (массовой коммуникации). Осуществляется через радиоцентры и принимается на радиовещательные приемники. Особенности Р.: а) симультанность – мгновенная передача на большое расстояние звукового образа события, к-рое протекает именно сейчас, в данное время; б) вездесущность – одновременная информация сразу многочисленной рассредоточенной аудитории; в) программность вещания – объединение отдельных произведений в единый, системно организованный процесс социальной информации. На базе полифункциональных коммуникативных систем развились новые техногенные иск-ва – радиоиск-во и телеиск-во, синтезирующие вербальный, муз. и шумовой языки. Р. с успехом используется при организации и проведении массовых действ: создание на радио фонограмм, проведение радиомостов, радиогазет, радиорепортажей, использование радиомикрофонов исполнителями. Радио – основная форма управления массовым действом (радиосвязь между службами, радиоуправление художественным фоном стадионных представлениях и т.п.). РАЁК, РАЁШНИК –народный театр, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Раешник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету. Картинки эти были часто в лубочном стиле, первоначально, религиозного содержания – отсюда название «раёк», а затем на самые разнообразные темы, включая политические. Ярмарочный раёк. «Раёшник» или «раёчник» – рассказчик, исполнитель райка, а также человек посещающий раёк. РАПИД (от лат. rapidus – быстрый скорый) ускорение киносьемки, в результате которой на экране демонстрируется замедленное движение персонажей, замедленное панорамное движение камеры. В режиссуре ТПиП прием применяется в целях заострения внимания зрителей на определенных действиях персонажей театрализации. РАПСОДИЯ (от греч. rhapsodia – буквально – сшивание песен) - инструментальное или вокальное произведение, написанное в свободном, импровизированном, эпическом стиле. В музыкальном оформлении ТПиП используются, чтобы подчеркнуть национальные или стилистические особенности содержания эпизода (Венгерская рапсодия Ф. Листа, Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина и т.п. РАСКРЕПОЩЕНИЕ– от глагола раскрепоститься – освободиться от какой-либо зависимости. Это учебно-творческий процесс выработки профессиональных навыков органичного существования на игровой площадке. Раскрепощение – одна из задач работы режиссера с актером. В актерской психотехнике – элемент работы над собой по снятию мышечных и психологических зажимов. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ – процесс перехода сценического действия от одного качественного состояния к новому качественном состоянию (от простого к сложному, от низшего к высшему, от медленного к более динамичному и наоборот); переход от одного события (эпизода, номера) к др. и повышение напряженности действия к его кульминации и финалу.Р.д. характеризуется темпо-ритмом. В результате композиционно-целостного Р.д. и активности участников праздника, театрализованного представления создаются целостное эмоциональное впечатление о смысле события, образ события и образ общения. РАЗВЛЕЧЕНИЕ –занятие, времяпрепровождение, доставляющее‚ удовольствие (напр. массовые Р.); 2) то, к чему относятся несерьезная шутка, игра, игрушка, смех, забава, потеха. РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ – свойства всех разновидностей иск-ва, вызывающие эстетическое сопереживание, игру чувству зрителя, доставляюшие ему духовное удовольствие. Развлекательный – доставляющий удовольствие только на основе развлечения, безглубокого содержания (см. также: Занимательность). РАЗВЯЗКА – 1)завершение какого-л. сложного запутанного дела; 2) заключительная часть драматического или литературного произведения, сюжетного хода театрализованного представления; 3) разрешение главного противоречия, конфликта. Р. связана с нравственным эффектом, к-рый в большей степени важен для зрителя. В Р.зритель делает для себя какие-л. существенные выводы. РАЗДЁРЖКА – часть одежды сцены, представляющая собой полотнище, разделенное на две половины, к-рые могут расходиться в разные стороны. Р. замыкает средний или последний план кулис. РАЗМЕР – ритмическая единица стиха, соотношение ударных и безударных слогов или ритмических единиц в муз.такте. РАЗМЕТКА – нанесение на поверхность бумаги, а затем на поле стадиона точек, позволяющих разрабатывать рисунки построения участников массовых сцен и четкое их выполнение. Практика показывает, что оптимальной для массовой постановки на стадионе является Р. 2×2 метра. В зависимости от размеров футбольное поле может вместить 48-56 отметок по фронту и от 33 до 36 точек по глубине. Для Р. используются специальные метки, похожие на канцелярские кнопки, только значительно больших размеров (диаметр шляпки 1-2 см, длина штыря 10-14 см). Важно, чтобы Р. была очень точной по фронту, в глубину и по диагонали, т.к. от этого зависит четкость рисунков и качество действия всей массы участников. Р. нумеруется по первым линиям точек горизонтально (слева направо) и вертикально (снизу вверх). Получается система координат, с помощью к-рой можно легко определить местонахождение любого участника на поле стадиона. Существуют два метода разработки композиционно-постановочного плана: графический метод и фотомакетный метод (см. также: Прием обратного действия, Прием прямого действия, Прием возврата к исходному положению). РАКУРС – 1) (в живописи, графике и рельефе) изображение фигуры или предмета в перспективе с сильным сокращением удаленных от зрителя частей; 2) (в киносъемке) изображение объекта с различных точек зрения неподвижной или движущейся кинокамерой, точка зрения камеры, создаваемая углом наклона или подъёма оптической оси аппарата при съёмке. Активный прием операторского иск-ва для построения изобразительно-монтажной композиции фильма. Р. помогает выразить взгляд героя или автора на событие; 3) (в драматургии) точка зрения, с к-рой автор сценария рассматривает проблему (см. также: Сценический ракурс) [4]. РАКУРС СЦЕНИЧЕСКИЙ, см. Сценический ракурс. РАМПА – нижний барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителя осветительные приборы, направленные на сцену. РАССКАЗ –1) метод репетиционной работы (Репетиция);2) художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера. Втеатре отображение действительности происходит посредством сиюминутного воспроизведения процессов жизни. На эстраде – путем Р. о процессе жизни: о событиях, с мыслях, о чувствах чел-ка, рассказом иногда театрализованном, но лишь в определенной мере. Свойства Р.: а) возможность свободно оперировать прошедшим, настоящим ибудущим временами, пространством, «сжимать» и «растягивать» процессы жизни; б) возможность сделать достоянием слушателей внутреннюю жизнь героя;в) включение в Р. словесных оценок и комментариев автора или лирического героя,от лица к-рого он ведется. Разновидностью Р. является инсценированный Р. В нем каждый исполнитель оценивает происходящее либо с т. зр. своего героя,либо «перевоплощаясь в автора», комментирует поведение партнера, либо делает авторский описательный текст своим внутренним монологом. В процессе перехода от актерского самочувствия к функции рассказчика в авторском тексте актер играет своего героя с менее глубоким вхождением в образ, чем он это делал бы в театре. Но взаимодействие с партнером должно достигать той же степени активности, общение должно происходить так же подробно, как в спектакле (см. также: Инсценировка). РАУС -1) высокий балкон над входом в ярмарочный балаган;2) в XVII – XXVIII вв. пролог к балаганному представлению, вынесенный на площадь: выкрики зазывал, перекличка трубачей, трели балалаечников. РАУТ(от англ. rout) – торжественный светский приём, званый вечер без танцев (в отличие от бала). РАФТИНГ– экстремальные, нестандартные корпоративные мероприятия. РЕАКЦИЯ – 1) (психол.) любой ответ организма на изменение (раздражение) во внешней или внутренней среде – от биохимической Р. отдельной клетки до условного рефлекса животного или чел-ка; 2) (в театре) ответное действие актера на воздействие партнера по сцене. Виды Р.: отказ, устремление, торможение (см. также: Биомеханика). РЕАЛИЗМ - (от лат. realis – вещественный, действительный) направление в литературе и искусстве, ставящее основной целью правдивое воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах. В режиссуре ТПиП на реализме основано включение в контекст сценария документально-фактического материала и передача функций «носителя содержания», так называемому, реальному герою – участнику тех или иных событий. РЕАЛИЗМ ФАНТАСТИЧЕСКИЙ, см. Фантастический реализм. РЕАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО – пространство, объективно существующее, естественные условия, в к-рых осуществляются сценическое действие, праздник, представление. РЕАЛЬНОСТЬ – 1) объективно существующее явление, действительность. Диалектический материализм различает объективную Р. (материю) и субъективную Р. (явления сознания); 2) не воображаемое (см. также: Реальный герой, Реальное действие). РЕАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ – термин, обозначающий естественное поведение героев театрализованного действия, к-рому дается художественный акцент; компонент сценарно-режиссерской разработки театрализованных праздников (см. также: Жизненное действие). Действие участников может быть специально организованным, но при этом должно носить естественный характер, находить отклик у участников художественной акции, желание в нем участвовать (см. также: Реальный герой). РЕАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ – человек, судьба к-рого стала предметом театрализованного действия; человек, выполняющий ролевую функцию в документальном театрализованном действии. Игровая функция Р.г. должна быть органически связана с его действительными жизненными устремлениями, а не искусственно навязываться ему сценаристом и режиссером. Театрализованная игра Р.г. является органическим продолжением егожизненной деятельности в художественной форме – от предельной конкретизации Р.г. сценария, особенно в каждом из его эпизодов, к обобщенному собирательному образу сценарно-режиссерской разработки, наиболее адекватному идее праздничного действия (см. также: Реальное действие). РЕВЮ(от фр. revue – обозрение) - эстрадное или театральное представление, состоящее из отдельных сцен и номеров, объединенных общей темой. Ревю включает музыку, танец и т.д., а так же обмен репликами между артистами в цельное сценическое действие. В то же время в ревю отсутствует единая сюжетная связка. Жанр ревю близок к варьете и кабаре. К видам ревю относятся камерное и ревю-феерия. См. Концерт-ревю. РЕЖИССЁР – постановщик спектаклей, фильмов, праздников, эстрадных и цирковых программ, массовых праздников, направляющий и объединяющий работу отдельных исполнителей, творческих коллективов и технических служб для создания цельного художественного произведения коллективного творчества. (см. также: Главный Режиссер, Режиссер по звуку, Режиссер по спорту, Режиссер по кино, Постановочная группа, Режиссерская группа, Функции режиссера). РЕЖИССЁР МАССОВОГО ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ – постановщик и организатор человеческого общенияхудожественными средствами, создающий средствами жизненного и художественного действия образ общения. В режиссуре массового действия постановка праздничной игры неразрывно связана с режиссурой самой жизни, и в этом главная особенность профессии Р.м.т.д. РЕЖИССЁР ПО КИНО – член постановочной группы, совместно с главным режиссером определяющий, какие кино-, видео- и фотодокументы будут использованы в сценарии. Р.п.к. составляет партитуру динамико-статической проекции, подбирает и монтирует материал, осуществляет контакты с телевидением, кино- и видеоцентрами, определяет количество технических исполнителей (операторов и монтажеров), руководит их работой: следит за качеством аппаратуры, принимает необходимые меры по ее ремонту, проводит репетиции и праздник. Если на представлении предполагается присутствие ТV, то Р.п.к. вместе с режиссером телевидения согласовывает технические особенности показа документального материала, а после проведения праздника возвращает использованные материалы их владельцам. РЕЖИССЁР ПО ПАНТОМИМЕ – член постановочной группы, в чьи обязанности входит отбор пантомимических номеров, проведение репетиций, а также создание пластических, пантомимических связок между номерами и эпизодами и, если нужно, «живого занавеса». Работает совместно с главным балетмейстером РЕЖИССЁР ПО СПОРТУ – член постановочной группы, отвечающий за осуществление той части театрализованного представления, к-рая связана со спортивными номерами. Особенно велика роль Р.п.с. в физкультурно-спортивных праздниках и театрализованных представлениях на стадионе. РЕЖИССЁРСКАЯ ГРУППА – 1) группа людей, создаваемая главным режиссером при организации масштабной художественнойакции (особенно праздника), в к-рой за каждым эпизодом закрепляется свой режиссер, создающий, в свою очередь, постановочную группу;2) члены постановочной группы, осуществляющие режиссерские функции: режиссер по пантомиме, режиссер по спорту, режиссер по видео ит.п., а также режиссеры эпизодов [4]. РЕЖИССЁРСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ –обоснование режиссерского замысла,зафиксированное на бумаге. К Р.д. относятся: план-сценарий, сценарий, эскизы оформления сцены, зала, костюмов,планировки сценического действия (опорные мизансцены), монтажный лист, муз. партитура, партитура динамико-статистической проекции, световая партитура, монтировочный лист, график репетиций, список постановочной группы, смета затрат на художественно-постановочную часть, инструкции для ряда технических исполнителей. РЕЖИССЁРСКАЯ СИТУАЦИЯ –игровая жизненная ситуация, к-рая создается сценарным и режиссерским ходом и включает в театрализованное действие зрителей и реальных героев. В сценарии и режиссерском замысле программируются игровые ситуации будущего действа. Само праздничное театрализованное игровое общение исполнителей и зрителей происходит в самый момент праздника и вызывается теми игровыми ситуациями, к-рые созданы реж-ром и организаторами празднества. РЕЖИССЁРСКИЙ АКЦЕНТ – момент особого напряжения действия, в котором реж-р сосредоточивает выразительные средства для раскрытия своего смыслового и образного решения. Р.а. концентрирует внимание зрителей на главном, особенно существенном для выявления идеи спектакля (представления), его сквозного действия, режиссерской трактовки. Р.а. продумываются, начиная с первых видений пьесы, массового представления и реализуются в постановочном плане, в отборе событий, через обострение конфликтов, контрастов монтажных связей, через звучание слова и музыки, опорные мизансцены, атмосферу действия.
|
|||
|