|
|||
П 2 страницаПЕРСОНИФИКАЦИЯ (от лат. persona – лицо, facere – делать) – одушевление, представление неодушевленного предмета, явления, отвлеченного понятия в виде живого существа. Персонификация близка к олицетворению (наделение животных или неодушевленных предметов человеческими чувствами, мыслями, речью) и иногда рассматривается как его синоним. Пример: Ветер, ветер, ты могуч Ты гоняешь стаи туч... ПЕРСПЕКТИВА – 1) иск-во изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины начертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения; 2) вид, картина природы с какого-л. отдаленного пункта наблюдения, видимая даль; 3) (в театре) расчетливое гармоничное соотношение и распределение ролей при охвате всего целого – пьесы и роли. Через П. роли актер может расставить нужные акценты, сознательно простроить «архитектуру» своего замысла, расчетливо распределить свои собственные силы, разумно организуя себя в спектакле. «Большое физическое действие, передача большой мысли, переживание больших чувств и страстей, создающихся из множества составных частей, наконец, целый акт, целая пьеса, – говорил К.С. Станиславский, – не могут обходиться без П. и без конечной цели (сверхзадачи)» [4]. ПЕРТУРБАЦИЯ (от лат. perturbatio – беспорядок, смятение, расстройство) - 1. Изменение пути небесного тела под воздействием силы притяжения других тел. 2. Внезапное, резкое нарушение нормального хода чего-либо, вызывающее замешательство, смятение, расстройство, беспорядок. В сценаристике ТПиП применение пертурбации – способ обострения ситуации, движения сюжета. Зачастую пертурбация строится на проверенных, неоднократно использованных клише: мирная жизнь – объявление войны, радостное событие – вмешательство злых сил. В режиссуре зрелищ пертурбация либо заранее планируется и создает новое эмоциональное переживание зрителями развития сюжета, либо возникает как незапланированная ситуация, следствием чего является разрушение композиции постановки и негативная реакция зрителей. ПЕРФОРМАНС(от англ. performance —исполнение, представление, выступление) – форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом. Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. Однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства. ПЕСНЯ –род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной), основанной на реализации выразительных возможностей человеческого голоса, вокальной интонации «мелодизированной речи». Большинство П. отличает развитая мелодика. Муз. форма П., как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация П.: а) по социально-практическим функциям и жизненному предназначению – обрядовые, трудовые, плясовые, застольные, культовые и т.д.; б) по содержанию и по обращенности к определенным классам, социальным ивозрастным группам – светские, духовные, детские и т.д.; в) по тематике – лирические, шуточные, патриотические, политические, революционные и т.д.; г) по особенностям бытования и распространения – домашние, концертные, эстрадные, массовые, являющиеся ведущей жанровой разновидностью современного профессионального и самодеятельного песенного творчества; д) по исполнительскому составу (по характеру исполнения) – сольные, ансамблевые, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В некоторых песенных жанрах обнаруживается тенденция к преобладанию декламационности, поэтического слова над муз. выразительными средствами (шансон, П. современных бардов), в др. – к усилению моторно-ритмического начала(П.-марш, танцевальная П., шлягер). В русской и французской музыке XIX в. авторскую П. обычно называли романсом. Мелодии многих народных песен стали основой профессиональных композиций. ПЕТРОВ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ - (1922-2007 гг.) заслуженный тренер РФ, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РСФСР, профессор, заведующий кафедрой режиссуры ТПиП Санкт-Петербурского университета культуры, Лауреат Государственной премии СССР (1985 г.). Выдающийся режиссер-постановщик спортивно-художественных представлений, в том числе церемоний Открытия и Закрытия двух Всемирных фестивалей молодежи и студентов (1957, 1985 гг.), Олимпийских Игр в Москве, Средиземноморских Игр в Сирии, Всеафриканских игр в Египте, Игры доброй воли в Петербурге, нескольких Спартакиад народов СССР. Борис Николаевич осуществил постановки более чем в 10 зарубежных странах. Б.Н.Петров автор учебных пособий по режиссуре, технологии и организации массовых спортивно-художественных представлений, один из создателей отечественной школы спортивной режиссуры. ПИРАМИДА ФРАЙТАГА – «пирамида структуры действия». Немецкий писатель Густав Фрайтаг в своей книге «Техника драмы» (1863 г.) пришел к выводу, что драматическое действие проходит 5 стадий: введение (завязку), повышение (развитие) действия, вершину (кульминацию) событий, падение действия, катастрофу (развязку). Труд Г. Фрайтага существенным образом повлиял на современное понимание драматургии. ПИРОТЕХНИКА(от др.-греч. πῦρ – огонь, жар; τεχνικός от τέχνη – искусство, мастерство, умение) – отрасль техники, связанная с технологиями приготовления горючих составов и сжигания их для получения определённого сигнала или эффекта; делится на военную (такие как сигнальные ракетницы, светошумовые спецсредства, дымовые шашки), специализированную (киносъемочные спецэффекты, гражданские сигнальные средства, пироболты, железнодорожные петарды) и развлекательную (главным образом фейерверочные изделия – петарды, бенгальские свечи, хлопушки, ракеты, фонтаны, салюты). К пиротехнике также относятся такие изделия как спички и специальные пиропатроны для подушек безопасности. – фонтаны – выбрасывают столб искр иногда с дополнительными эффектами; – китайское колесо (саксонское солнце) – вертится на стержне, разбрасывая искры; – помпфейер или римская свеча – периодически с выстрелом выбрасывает шарики цветного огня; – фигурная свеча – горит цветным пламенем; – ракеты – плавно поднимаются, образуя шлейф искр, и выбрасывают сноп цветных шариков или разрываются в небе, разбрасывая звездки; – батареи салютов- объединяют в одном корпусе от восьми до четырёхсот одиночных залпов, которые выстреливаются поочередно, разрываясь в небе салютом; – шлаги – на известной высоте дают выстрел; – бурак- выбрасывает огненный сноп, светящийся от самой земли и до верхней точки подъема; – дукеры – и квекари, бегают и ныряют в воде, под конец производя выстрел; – петарды – производят простой хлопок; – хлопушка – с хлопком выбрасывает конфетти или серпантин; – летающие фейерверки – вращаясь, взлетают за счет подъемной силы крылей. ПЛАН – чертеж, в условных знаках детально изображающий на плоскости (в масштабе) небольшой участок местности или сооружение (напр. П. сцены, П. зрительного зала, П. поля стадиона);2) условная зона, пролегающая по всей ширине сцены (Нулевой П. сцены, второй (сценический) П., Третий П., Дальний П.);3) горизонтальный разрез или вид сверху какого-л. сооружения или предмета (напр. П. декораций);4)заранее намеченный определенный порядок, последовательность в изложении чего-л. (напр. пьесы, замысла и т.п.); 5) замысел, предусматривающий ход, развитие чего-л.: осуществления какой-л. программы, выполнения работы, проведения мероприятий (напр. П.-сценарий, Композиционно-постановочный П., Постановочный П.); 6) намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности сроков выполнения (напр. П. подготовки и П. проведения праздника); 7) размещение объектов на изображении – передний, средний, задний П., определение и их размеров – крупный, мелкий П. (напр. П. кинематографический); 8) духовный «багаж» чел-ка-героя, сценического персонажа (см. также: Второй (актерский) П.). ПЛАН ПОДГОТОВКИ –составная часть режиссерской документации, заранее намеченная система мероприятий при подготовке спектакля, праздника, театрализованного представления, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения работ, а также лиц, ответственных за конкретный участок работы. ПЛАН-СЦЕНАРИЙ – составная часть режиссерской документации, схематичное изложение драматургического материала, схематичное изложение драматургического замысла театрализованного представления, праздника, первый официальный документ в подготовке массового мероприятия. Его разрабатывает главный режиссер и сценарист, а утверждает заказчик (см. также: Социальный заказ). П.-с. включает в себя названия эпизодов, их краткое содержание или описание документального и художественного материала, использованного в каждом из эпизодов. В своем содержании он несет две функции: творческую и организационную. П.-с. дает ответ на три главных вопроса: «Где будет?», «Что и как будет?» и «Что для этого надо?». Важность этого документа заключается в том, что он открывает фронт работ по непосредственной подготовке представления. В первой части П.-с. дается подробное описание места проведения, указывается разметка основной сценической площадки, подробно описывается трансформация сцены, непосредственно связанная с замыслом постановки, идея ее художественного оформления. Во второй части кратко, но ярко излагается идейно-тематическая и постановочная основы сценарно-режиссерского замысла, закладывается идея пластического решения, основы музыкального и художественного решения постановки, подробно раскрываются главные, ударные эпизоды, на которых держится идейно-тематическая и постановочная основы представления. Третья часть оформляется в виде приложений: предварительный расчет участников представления поэпизодно, предварительный расчет основного оборудования и инвентаря, предполагаемый состав главной режиссерско-постановочной группы. На этой основе производится основная экономическая оценка представления, принимаются наиболее объективные решения и планируется работа по подготовке представления (см. также: План подготовки). ПЛАСТИКА –1) строение материального тела (природного, в т.ч. человеческого, или искусственного), непосредственно доступное живому созерцанию; 2) (в иск-ве) осязательные качества гармонии художественной формы, согласованность и плавность движений и жестов, органическая слитность внеш. и внутр. развития действия; 3) в широком смысле – эмоциональная художественная выразительность, гармония, изящество, «прелесть важной простоты» (А.С. Пушкин) (см. также: Пластика тела, Пластический синхрон, Пластический образ, Пластические иск-ва). ПЛАСТИКА ТЕЛА – выражение внутренней свободы в физическом поведении чел-ка. Она достигается способностью целесообразно распределять движение, достигать мускульной свободы, т.е. такого состояния организма, при к-ром каждое движение затрачивает столько мускульной энергии, сколько это движение тела требует. Требование точной меры мускульной энергии для каждого движения и для положения тела в пространстве – основной закон пластики. Задача режиссера – подчинить пластику актера стальному ритму мизансцены и при этом обеспечить полнейшую свободу движения внутри каждой ритмической единицы. ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА – виды иск-ва, произведения к-рых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, воспринимаются зрением. Они называются также пространственными иск-вами. П.и. делятся на изобразительные иск-ва (живопись, скульптура, графика), воспроизводящие реальный мир, и неизобразительные иск-ва (архитектура, декоративно-прикладное иск-во, художественное конструирование), служащие созданию материально-предметной среды жизни чел-ка. ПЛАСТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ – 1) зримое, композиционно законченное выражение органической свободы в непрерывности художественного движения, его гармонической цельности;2)линия развития законченной художественной формы, выраженная в линии рисунка, движения, в развитии сценического или массового театрализованного действия, органическая непрерывная линия развития выразительных средств, отображающих внутр. смысл поступка, сцены, эпизода. ПЛАСТИЧЕСКАЯ ФОРМА – зримое, осязаемое выражение образного содержания художественного произведения. ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ – зримое (слышимое, звуковое), чувственно ощущаемое выражение смыслового и духовного содержания художественного произведения, массового действия. П.о. – динамическая конструкция, где каждый эл-т находится в соответствии и взаимодействии с др., а значит и со всей конструкцией в целом, определяющей роль, место и функцию данного эл-та. Таким эл-том, в отличие от драматургии театра, может быть песня, драматический отрывок, пантомима, монолог, танец, фарсовая сценка, т.е. номер. Методом сцепления, «сборки», конструирования из номеров целостного представления является монтаж. ПЛАСТИЧЕСКИЙ РИСУНОК РОЛИ –образный рисунок движений актера, выражающий характер персонажа (см. также: Жест, Поза, Сценический ракурс). ПЛАСТИЧНОСТЬ –1) способность принимать под воздействием внеш. сил и сохранять определенную форму;2) соразмерность, выразительность, гармоничность; 3) плавность, гибкость. ПЛЕОНАЗМ(в лит.) – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности речи. «Мария Годунова и её сын Фёдор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы» (А.С. Пушкин). ПЛОЩАДНОЙ ТЕАТР – различные виды народных театральных представлений, происходивших на площадях и улицах под открытым небом (мистерия, фарс, русские скоморошьи игры, комедия дель арте, балаган, берикаоба, фастнахтшпиль и др.). В режиссуре ТПиП широко используются приемы площадного театра. Современное развитие получило движение уличных театров, проводятся различные фестивали («Бумбарамания», «Елагин парк», «Золотая карусель» и др.). ПЛОЩАДЬ – 1) часть плоскости, ограниченной замкнутой ломанной или кривой линией; 2) незастроенное большое ровное место (в городе, селе), от к-рого обычно расходятся в разные стороны улицы. Для режиссера – место проведения представления, праздника. ПОВЕСТЬ –эпическое произведение, по количеству действующих лиц и изображаемых событий больше рассказа, но меньше романа. Чаще всего содержание П. составляет история одной человеческой жизни, связанная с судьбами других людей. (И.С. Тургенев «Ася»). ПОДИУМ - (от лат. podium – постамент) 1. Возвышение вокруг арены античного цирка с местами для почетных гостей. 2. Возвышение на эстраде, в зале, в студии скульптура, художника. 3. Возвышение в виде дорожек от 50 до 100 метров длиной для показа моды. 4. Возвышение для вручения наград. В режиссуре ТПиП подиум при необходимости выносится от основной сцены в публику для укрупнения, приближения героев к зрителю. ПОДТЕКСТ – 1) (в лит-ре, преимущественно художественной, в драме, номере разговорного жанра) внутр. скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, к-рый восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации; 2) (в театре, на эстраде) П. раскрывается актером посредством интонации, паузы, мимики, жеста. ПОЗА –положение тела в статике. П. определяется полом (мужчина ила женщина), физическими данными, физическим состоянием (диктуемым внутренними и внешними предпосылками, в т.ч. костюмом), объектом и кругом внимания, центром тяжести в различных частях тела, предметом, к-рый держит человек, малым, средним или большим кругом движения, жестом. К.С. Станиславский говорил, что на сцене при каждой принимаемой П. (положении тела существуют три момента: а) излишнее напряжение, неизбежное при каждой новой П. и при волнении от публичного выступления; б) механическое освобождение от излишнего напряжения с помощью контролера; в) обоснование или оправдание П. ПОКАЗ – публичное демонстрирование чего-либо (фильма, мод, новой продукции и т.п.). В режиссуре ТПиП - завершающий этап работы, итог репетиционно-постановочного процесса. ПОЛИФОНИЯ (от лат. polyphonia – многозвучие) – 1. Вид многоголосия при одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении. 2. В литературе и живописи – художественное многообразие, многоплановость, сложная структура произведения. Полифония праздника создается одновременным проведением мероприятий на различных площадках. ПОЛИШИНЕЛЬ (от фр. polichinelle, от итал. Pulcinella — Пульчинелла) — персонаж французского народного театра: горбун, весёлый задира и насмешник. Популярный в народе, стал одним из излюбленных героев театра кукол. Появился на сцене ярмарочного театра в конце XVI века. «Родственник» русского Петрушки, английского Панча и Пульчинеллы из итальянской комедии дель арте. Неисправимый болтун, не умеющий хранить секреты. Отсюда происходит выражение «секрет Полишинеля». В широком смысле «полишинель» — шут, несерьёзный человек. ПОЛОВИК – часть одежды сцены, ткань, покрывающая планшет полностью или частично. П. может быть однотонным или цветным. П. позволяет имитировать пол различных помещений (напр. в замках, квартирах, офисах), поверхностей земли (напр. траву, камни, разъезжую дорогу) и т.д. В последние годы в качестве П.используют пластиковые покрытия (см. также: Техника сцены). ПОЛУСПИННАЯ МИЗАНСЦЕНА – сценический ракурс. Егоосновное назначение – полностью сосредоточить внимание зрителя на главном объекте, открытом лице партнера и дополнить картину полуспинной позой первого. В П.м. закрыто лицо актера, но иногда именно это и требуется. Пластика тела приобретает особую красноречивость и, вместе с тем, какую-то таинственность. Зрителю предоставляется возможность дофантазировать, что выражают в этот момент лицо и глаза актера. Остановка в повороте П.м. выразительна по позе и используется в основном в двух случаях: если надо подчеркнуть таинственный или зловещий оттенок этой остановки, или, наоборот, если момент остановки персонажа не несет никакой нагрузки, но необходим для композиционного равновесия всей картины. Переход и уход персонажа полуспиной по диагонали отличается скромностью простотой, недосказанностью. ПОЛУФАС (ТРУАКАР) – сценический ракурс.Обладает большими возможностями видоизменения. Эта поза достаточно красноречива, раскрыта, читаема для зрителя, удобна для прямого и косвенного общения с партнером. Вольно стоящие ноги с тяжестью тела преимущественно на одной из них, ракурс корпуса с определенным поворот головы – все это может передать сложный подтекст позы. Переход по сцене в П. (движение по диагонали сцены) – одна из ценнейших мизансценических возможностей. ПОЛЯРНОСТЬ – принцип композиции, сформулированный М. Чеховым. Он выражается в том, что начало (сразу или постепенно) превращается в конце произведения в свою противоположность. П. создает напряжение развития действия. В пьесе, в спектакле, театрализованном представлении, где в каждом моменте существует противостояние полярных сил, это противодвижение от начала к концу и от конца началу. ПОМОЩНИКИ РЕЖИССЁРА – группа людей, к-рые во время репетиции театрализованного представления обеспечивают своевременную подачу номеров, выход и уход артистов со сцены. Выпускающие П.р. работают под непосредственным руководством ассистента режиссера. Обычно количество П.р. определяется числом выходов на сцену (правая, левая, задняя сторона сцены и т.д.), к которым добавляется еще один помощник – ведущий театрализованного представления. В задачу выпускающих входит и организация порядка за кулисами (соблюдение тишины, проверка наличия необходимого реквизита и т.п.). При необходимости определяются и др. помощники: а) следящие за своевременным приходом коллективов и исполнителей на сцену и их уходом после исполнения номера за пределы сценического пространства; б) по компьютерному обеспечению; в) по сувенирам и реквизиту; г) по работе с реальными героями и т.п. ПОМПЕЗНОСТЬ (от лат. pompa – триумфальное шествие) подчеркнутая пышная торжественность, тяжеловесность, монументальность, напыщенность. В режиссуре ТПиП следует избегать помпезности, противоречащей духу праздничного действия. Элементы помпезности могут использоваться в ироничном, пародийном ключе. ПОРТАЛ –архитектурная арка, обрамляющая зеркало сцены. Непосредственная задача П. – обрамление сцены, маскировка хода занавеса и скрытие первого софита. Размеры рамы зависят от зеркала сцены иширины зрительного зала. Боковые П. должны быть достаточно широкими, чтобы за них уходила пола занавеса, а группа актеров могла за ними приготовиться для выхода. За каменным П. находятся обычно порталы раздвижные. Сдвигаясь, они, если это необходимо, сужают зеркало сцены. ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ – духовное влияние условной праздничной игры на повседневную жизненную деятельность ее участников, их жизненные стремления и поступки, к-рое вызвано праздничным событием. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ(действия) – 1. Элемент актерской психотехники. 2. Логика движения спектакля, представления, роли по «стреле времени». Результат последовательности – достоверность сценического действия. ПОСТАНОВКА – 1. Творческий процесс создания спектакля, фильма, циркового, эстрадного, театрализованного представления и др. Осуществляется режиссером-постановщиком совместно с художником, балетмейстером и другими членами режиссерско-постановочной группы. 2. То же, что спектакль, представление. 3. Организация, устройство чего-либо (постановка дела, постановка голоса, постановка манер. ПОСТАНОВОЧНАЯ ЧАСТЬ –структурное подразделение театра, обеспечивающее художественно-техническую сторону постановки. П.ч. работает под непосредственным руководством художника-оформителя, возглавляется заведующим и состоит из художника по свету, реквизитора, костюмера, машинистов и рабочих сцены, радистов, электриков и т.п. (см. также: Заведующий постановочной частью, Постановочная часть) [4]. ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН – форма фиксации основных эл-тов режиссерского замысла. П.п. называют также режиссерской разработкой, режиссерской экспликацией. ВП.п. указываются прогнозируемая аудитория, мотивы выбора и социально-педагогическое значение отмечаемого события, определяются тема представления (праздника), жизненная идея, конфликт, действенноесодержание постановки (сверхзадача, сквозное действие, режиссерский ход, общее композиционное построение, событийный ряд, эпизодное построение),утверждаютсяприемы театрализации документального действия, реальные герои, жанр, порядоксмены атмосфер, пространственное и сценографическое решение постановки, опорные и главные мизансцены, разрабатываются монтажный лист постановки, состав постановочной группы, план подготовки постановки, график репетиций. Взависимости от формы представления или праздника, а также его масштабов, какие-то эл-тымогут опускаться или иметь специфический характер. ПОСТЕР(от англ. poster – объявление, плакат, афиша) (в рекламе) – 1) однолистный или многолистный красочный рекламный плакат большого формата. Иногда длина П. доходит до нескольких метров; 2) рекламная тумба. ПОСТ-ПРОДАКШН (от анг. post – после, production –производство) период обработки видеоматериалов после съемки, их редакция, монтаж, озвучивание, конечная стадия кинопроизводства. В режиссуре ТПиП пост-продакшн необходим при, так называемой подсъемке видеоматериалов, используемых в постановке. ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРЕСТРОЕНИЯ – специфические выразительные средства спортивно-художественных представлений. ПОТЕХА – 1. Забава, веселье, развлечение. 2. Публичное увеселение, компонент народного гуляния. 3. Предмет развлечения, забавы. Потеха в режиссуре ТПиП используется и как постановочный прием и как часть празднично-игрового действа. ПОТРЕБНОСТЬ – 1) исходная форма активности живых существ; 2) динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение, основная движущая сила развития человека. Благодаря П., жизнь приобретает целенаправленность и либо достигает удовлетворения, либо предотвращает неприятное столкновение со средой. Живое массовое театрализованное действие рождается лишь в том случае, когда оно отвечает подлинным жизненным П. людей, к-рые являютсяего участниками. Уже на стадии первоначального замысла сценарист и реж-р должны точно уяснить и почувствовать, каким хотят видеть люди свой праздник в данном месте, в данной жизненной общественной ситуации, что они ожидают от праздничного действия, в каком виде праздничного общения хотят участвовать. Задача сценариста и реж-ра – воплотить эту жизненную потребность участников в сценарномзамысле и в режиссерском решении, выразить в них особенности места и времени проведения данного театрализованного действия и личных жизненных интересов той группы людей, к-рые участвуют в праздничном событии. Любое искусственное навязывание смысловых театрализованных решений, не соответствующих реальным духовным потребностям людей, вызывает «неприятное» столкновение участников с театрализованной средой и разрушает живое развитие праздничного действия. В то же время реж-ру следует учитывать главную праздничную П. чел-ка – ожидание необычного, неожиданного. Праздничное действие должно удивлять в радовать неожиданным чудесным преображением привычной будничной среды и привычных будничных форм общения людей.
|
|||
|