|
|||
Режиссура театрализованных представлений и праздников 4 страницаПРИСТРОЙКА – 1) расположение где-н., около чего-л.; 2) средство воздействия на партнера по общению, выбор вариантов поведения. Различают пристройки физические, словесные, мимические, а также П. «сверху», «снизу», «на равных».. ПРИТЧА (от анг. preach – проповедь) - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость), эпический жанр в литературе. Притча близка к басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на время и место действия, показа явлений в развитии – ее цель не изображение событий, а сообщение о них. В притчу часто включается объяснение заключенной в ней аллегории. В притче используется принцип параболы – такой формы повествования, которое движется как бы по кривой: начатый с отвлеченных предметов рассказ, постепенно приближается к главной теме, а затем вновь возвращается к началу, например, Притча о блудном сыне в Новом Завете. В режиссуре ТПиП притча может быть основой сценарного хода, действо может носить притчевый характер. ПРОБЛЕМА – сложный теоретический или практический вопрос, задача, требующая разъяснения, исследования (см. также: Проблемная ситуация, Тема). ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – 1) осознание какого-л. противоречия в реальной действительности, для разрешения к- рого индивид (драматург, сценарист, режиссер) или коллектив (актеры, исполнители, участники представления) должны найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности; 2) конфликтные обстоятельства, связанные с разрешением важного жизненного вопроса. П.с. определяет жизненную тему, сценарный ход массового театрализованного действа. ПРОВОКАЦИЯ (от лат. provocare – бросать вызов, пробуждать) - подстрекательство к каким-либо действиям. В режиссуре ТПиП лежит в основе некоторых приёмов активизации аудитории. ПРОГОН – репетиционный просмотр спектакля, представления целиком, от начала до конца. Подразделяются на черновые и чистовые прогоны. ПРОГРАММА –подробный перечень номеров, действующих лиц и исполнителей, а также организаторов театрализованного представления. Чаще всего оформляется в виде отдельного листка или двойной открытки. Может носить характер приглашения, быть составной частью афиши и т.п. (см. также: Анонс, Информация о номере, Концертная программа). ПРОДАКШН(жарг. продакшн от англ. production) - англицизм, который используется для обозначения процесса создания проекта или творческого продукта. Наиболее часто употребим в сферах кино-, теле- и радиопроизводства. В медийном бизнесе термин «продакшн» обозначает либо определённую стадию работы над проектом, либо его полное продюсирование. В некоторых случаях термином обозначают театральную постановку, а также выпуск телевизионных программ. Процесс продакшна может включать в себя и все стадии работы над проектом: предпроектная подготовка, разработка сценарного плана, подбор креативной команды, съёмочный процесс, монтаж, озвучание, мастеринг. Специалистами также отдельно выделяется стадия пост-продакшна (от англ. postproduction) – период обработки материала, который следует сразу после съёмочного процесса, может включать в себя компьютерную графику, титрование, монтаж, озвучание, обработка и так далее. ПРОДЮСЕР (от англ. producer – производитель, товаропроизводитель, изготовитель) - специалист, который принимает непосредственное участие в производстве проекта, регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические, творческие или юридические аспекты деятельности, регулирует политику при выполнении какого-либо проекта. Различают театрального продюсера, музыкального продюсера, саунд-продюсера (руководство и осуществление процесса записи и последующего редактирования), игрового продюсера (в индустрии компьютерных игр), кинопродюсера или телепродюсера. ПРОЕКЦИЯ – изображение пространственных фигур на плоскости (или на какой-л. другой поверхности. Напр., экране). Различают динамическую (кино- и видеофильмы) и статическую П. (диафильмы, слайды, диапазоны, фотографии). П. используется в постановочной практике двумя методами: а) репродуктивно-объяснительным, суть к-рого заключается в изложении, разъяснении, подчеркивании, внушении. Зрителю концентрированно излагают какую-л. полезную информацию, дополненную, усиленную демонстрацией каких-л. кадров, вызывающих у зрителя ощущение их подлинности и достоверности: б) проблемно-ситуационным, призванным максимально активизировать зрителя, сформировать у него стремление к соучастию в предлагаемых обстоятельствах. Приемы использования П. в театрализованных представлениях: а) живой фон для номера (напр. пейзаж, орнамент, живопись, на фоне к-рых танцуется хоровод, или кинокадры звездного неба, на фоне к-рого исполняется песня); б) плавный перевод действия в новую плоскость за счет вытеснения одного изображении другим; в) стоп-кадр, позволяющий на мгновение остановить действие, акцентировать момент, выхватить ту или иную деталь, лицо героя; г) документальное свидетельство, подтверждающее или отвергающее смысл происходящего на сцене; д) расширение границ номера, места действия (напр. во время исполнения песни о фестивале идет монтаж стремительно сменяющихся кадров танцующей, смеющейся молодежи – участников Всемирного фестиваля молодежи и студентов; е) «латерна магика» – сочетание исполняемого номера на сцене с крупными планами этого же номера на экране, или выходы- уходы действующих лиц с экрана на сцену, со сцены на экран, требующие специальных досъемок. Этот прием сегодня достаточно легко выполним благодаря видеотехнике; ж) полиэкран, т.е. использование нескольких экранов, расположенных в разных местах сцены, что позволяет реж-ру перебрасывать изображение с одного экрана на другой, одновременно проецировать разные П.; з) теневой театр (см. также: Партитура динамико-статической проекции, Режиссер по динамико-статической проекции, Техника сцены). ПРОЕКЦИОННАЯ СИСТЕМА –это сочетание экранаи проектора. Существует два типа таких систем: прямой и обратной проекции. В первом случае проекторрасполагается со стороны зрителя, во втором – за экраном. Проекторы бывают четырех типов: CRT,LCD,DLP и D-ILA. ПРОЛОГ – 1) начало чего-л., вступление к чему-л.: к основному изложению литературного произведения, к театральному или муз. спектаклю, к концерту, празднику и т.п. (противоположное – эпилог). В П. может быть дан рассказ о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъяснение художественного замысла, эстетического кредо автора; 2) (в театре, театрализованном представлении) обращение к зрителям, эпиграф, завязка, начальный эпизод, в к-ром сообщается о задачах представления. Цель П. – подготовить зрителей к восприятию спектакля, театрализованного действия. ПРОМЕНАД(от фр. promenade) - прогулка по городу. Слово часто используется как синоним прогулки, на манер прозы XIX века, когда французский язык был общеупотребительным в Российской империи. ПРОМОУТЕР(от англ. promoter – способствующий) - лицо или группа лиц, занимающаяся целенаправленной рекламой товара, услуги или знаменитости с целью продвижения их на рынок. Клубный промоутер занимается организацией и проведением вечеринок в ночных клубах на определенных условиях. В его обязанности входит подбор ди-джейcкого состава, разработка концепции и реклама мероприятия. ПРОМОУШН (или СЕЙЛЗ-ПРОМОУШН)(от англ. sale – продажи, promotion – продвижение) –1) продвижение товара, услуги, стимулирование сбыта; 2) поощрение труда торговых работников с помощью премий, подарков. ПРОСТОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ –внеш. и внутр. телесные двигательные акты (процессы), сознательно регулируемые актером и направленные на достижение цели. П.ф.д. предполагает сознательную ориентировку по отношению к цели как в речевом плане, так и в плане представления (воображения). Физическими действиями называют такие действия, к-рые имеют целью внести то или иное изменение в окружающую чел-ка материальную среду, в тот или иной предмет, для осуществления к-рых требуется затрата преимущественно физической (мускульной) энергии. Исходя из этого определения, к данному виду действий следует отнести и разновидности физической работы (пилить, строгать, рубить, копать, косить и т.п.), действия, носящие спортивно-тренировочный характер (грести, плавать, отбивать мяч, делать гимнастические упражнения и т.п.) и, наконец, действия, совершаемые чел-ком по отношению к др. человеку на сцене – по отношению к своему партнеру (отталкивать, обнимать, привлекать, усаживать, укладывать, выпроваживать, ласкать, догонять, бороться, прятать, выслеживать и т.п.) П.ф.д. могут осуществляться как средство выполнения психической задачи (т.е. быть приспособлением) и параллельно с психической задачей. ПРОСТРАНСТВО ПРАЗДНИКА – многомерная система, специфическое явление праздничной культуры, способствующее эстетическому и духовному развитию личности. «Среда обитания» празднующего сообщества, участников-исполнителей и зрителей - включает в себя ландшафтные и архитектурные особенности площадей, улиц, памятных мест, элементы декоративно-художественного оформления и сценографию, плоскости и объемы сценических площадок, экстерьеры и интерьеры зданий и сооружений (театров, стадионов, культурно-спортивных комплексов, залов), где проходят представления, концерты, торжества и т.д.; мизансцены исполнителей и движение масс. ПРОЦЕССИЯ(от лат. procedere – двигаться вперед) - в широком смысле всякое многолюдное торжественное и общественное шествие. ПСИХИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – имеет целью воздействие на психику (чувства, сознание, волю) чел-ка. Объектом воздействия может быть не только сознание др. чел-ка, но и собственное сознание действующего. Именно при помощи П.д. осуществляется та борьба, к-рая составляет существенное содержание всякой роии и всякой пьесы. К данному виду следует отнести такие действия, как просить, объяснять, убедить, упрекнуть, пошутить, утешать, отказать, потребовать, обдумать (взвесить, оценить), в чем-то признаться, кого-то о чем-то предупредить, удержать, позволить, побранить, последить и т.п. (см. также: Простое физическое действие, Психофизическое действие). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР – тип театра, в к-ром образность воздействует на зрительное восприятие предельно достоверным и оправданным переживанием события в предлагаемых обстоятельствах, иллюзорно приближенных к жизненным. Зритель сопереживает героям спектакля, вместе с ними ищет пути решения их проблем. Чем больше потребности, мотивы, поступки героя привлекают зрителя, чем глубже его переживание и более конкретна идентификация себя с ним, тем глубже и многозначнее сопереживание и большего художественного эффекта достигает образность. ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ –взаимосвязанный процесс двух неразрывных сторон, где целесообразное простое физическое действие рождает психическое, ибо всякое физическое есть психическое и во всяком психическом есть физическое. Всякое психическое действие, имея своей непосредственной, ближайшей задачей определенное изменение в сознании (психике) партнера, в конечном счете стремятся, подобно всякому физическому действию, вызвать определенные последствия во внешнем физическом поведении партнера. ПУБЛИКА –находящиеся где-н. в качестве зрителей, слушателей, пассажиров и т.п., а также вообще люди, общество (Театральная П., читающая П., гуляющая П.); 2) социально-психологическая общность потребителей иск-ва, связанных с художниками многообразными отношениями по поводу иск-ва и через него; неотъемлемое звено художественной культуры общества, благодаря к-рому и посредством к-рого реализуются официальные функции иск-ва. П. – активный участник художественного процесса, борьбы вкусов, направлений, стилей. Структура П. включает исторически подвижную противоречивую дифференциацию ее по внехудожественным (классовым, социальным, политическим, мировоззренческим, этническим, демографическим, образовательным) и собственно художественным параметрам (предпочтение определенных видов, жанров, направлений, отдельных произведений иск-ва; господствующие художественные установки, типы восприятия, оценки, идеальн. нормы и проч.) В формальном отношении П. может быть реальной и потенциальной, организованной и диффузной, стабильной и ситуативной. ПУБЛИЦИСТИКА (от лат. publicus – общественный) - род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества; играет важную роль как средство выражения общественного мнения, формирующегося вокруг острых проблем жизни. В режиссуре и сценаристике ТПиП проявляется в полной мере в одном из основных жанров - документально-публицистическом представлении. ПУНКТУАЦИЯ – «знаки препинания» в мизансценических фразах. Они подчиняются всем формальным правилам и смыслу, служат одной цели – выразить суть происходящего, помочь зрителям лучше воспринять его. Точка – итоговый пластический штрих перед занавесом или затемнением. Точка – всегда остановка. Завершая сценический период-бытие, она дает время для оценки его. Важные, значительные события требуют больших, заметных точек. Малые – малых. Точка – это также безупречный связующий знак между двумя мизансценами (напр. соединить точкой два перехода на сцене – значит завершить первый из них нек-рой успокоенностью, утверждением). Точки внутри актов – точки-провокации. Мнимые окончания, ложные точки кажутся логично завершающими ход событий. Но потом происходит какая-л. неожиданность, на самом-то деле тоже мнимая, кажущаяся, хотя логично подготовленная. Точка в конце постановки – это действительный конец. Точка по смыслу может быть и др. знаком препинания. Запятая удерживает на стыке пластических фраз определенную незавершенность, неустойчивость, намекает на смысловую связь между ними. Двоеточие в конце первого куска пластически обозначает предстоящее пояснение, назидание, оно применимо в комедийных и водевильных сценах. Восклицание – эмоциональный результат куска, в к-ром выражается особая пораженность, немыслимое удивление, невероятное, какое-н. саркастическое возмущение в т.д.Знак вопроса ставится в конце мизансценического предложения и заключает вопрос, рассчитанный на непосредственное получение ответа. Многоточие выражает недосказанность, что в мизансцене выразительно, но и коварно. Несколько многоточий подряд создают интонацию жеманной чувствительности ила ложной многозначности. Тире – люфтпауза, это как бы на секунду замершее действие. Прием емкий, употребляемый в самых различных ситуациях. ПЬЕСА – 1) небольшое инструментальное муз. сочинение лирического или виртуозного характера (напр. ноктюрн, тарантелла, сборник пьес для баяна); 2) драматическое произведение для театрального представления. П. обычно является художественным обобщением множества судеб, событий и фактов. Многое здесь строится на художественном вымысле. В то же время в ряде пьес наблюдается обратная картина – опора на документальный материал («Почтовый роман», «Записки княгини Волконской» и др.). Но в драматургии театра, в сравнении с драматургией театрализованного представления, это исключение, а не правило.
|
|||
|