Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





П 3 страница



ПО­ХОДКА – по­ступь, ма­не­ра хо­дить; исполь­зу­ет­ся как со­став­ная часть ха­рак­те­ри­сти­ки об­раза. П. мо­жет быть при­ня­та за ос­но­ву прие­ма ихо­да эс­т­рад­но­го но­ме­ра. Напр., в ми­ниа­тю­ре«По­ход­ка» А.И. Рай­ки­н, про­де­мон­ст­ри­ро­вав 17 раз­ныхлю­дей (от тру­до­лю­би­вых и без­дель­ни­ков до бес­по­щад­но­го ша­га фа­шиз­ма), на­гляд­но по­ка­зал, что за та­кой про­стой и обы­ден­ной ве­щью, как П., мо­гут сто­ять ог­ром­ные те­мы, жизнь в судь­ба це­ло­го че­ло­ве­че­ст­ва.

ПОЛИЭКРАН –это тех­ни­че­ское сред­ст­во, со­во­куп­ность ком­пь­ю­тер­ной и про­ек­ци­он­ной тех­ни­ки, ко­то­рая пре­дос­тав­ля­ет воз­мож­ность про­ек­ти­ро­вать ви­зу­аль­ную ин­фор­ма­цию в лю­бой не­об­хо­ди­мой по­сле­до­ва­тель­но­сти и в лю­бых со­че­та­ни­ях на од­ном или не­сколь­ких эк­ра­нах. При­ме­ня­ют­ся кро­ме тра­ди­ци­он­ных сфер (дис­пет­чер­ские пунк­ты, цен­тры мо­ни­то­рин­га и т.д.) в сле­дую­щих на­прав­ле­ни­ях: 1. Рек­ла­ма – по­строе­ние по­ли­эк­ра­нов раз­ной кон­фи­гу­ра­ции и раз­ме­ров, ис­поль­зо­ва­ние LCD Tiles; 2. Ин­фор­ми­ро­ва­ние гос­тей – ин­фор­ма­ци­он­ные эк­ра­ны в хол­ле круп­ных ком­па­ний, бан­ков; 3. Вы­став­ки, вы­ста­воч­ные ком­плек­сы – пре­зен­та­ци­он­ные эк­ра­ны на вы­став­ках, мас­штаб­ное пред­став­ле­ние про­ек­тов; 4. Те­ле­ви­де­ние – ис­поль­зу­ет­ся в ка­че­ст­ве эле­мен­та ди­зай­на и до­пол­ни­тель­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го ис­точ­ни­ка в шоу и те­ле­пе­ре­да­чах; 5. Ди­зайн – ис­поль­зу­ет­ся LCD Tiles, как эле­мент ди­зай­нер­ско­го оформ­ле­ния ин­терь­е­ра в со­че­та­нии с гра­фи­че­ским или ви­део кон­тен­том

ПОПУРРИ(от фр. potpourri, бу­к­валь­но – сме­шан­ное блю­до) - му­зы­каль­ная ин­ст­ру­мен­таль­ная пье­са, со­став­лен­ная из по­пу­ляр­ных мо­ти­вов дру­гих со­чи­не­ний. Тер­мин ис­поль­зу­ет­ся с на­ча­ла XVIII ве­ка. Впер­вые был ис­поль­зо­ван фран­цуз­ским из­да­те­лем му­зы­ки Кри­сто­фом Бал­лар­дом (1641-1715) для вы­пус­ка со­б­ра­ния со­чи­не­ний в 1711 го­ду. В на­стоя­щее вре­мя по­пур­ри ис­пол­ня­ют­ся пре­иму­ще­ст­вен­но эс­т­рад­ны­ми и ду­хо­вы­ми ор­ке­ст­ра­ми. Так­же в со­вре­мен­ной му­зы­ке по­лу­чил раз­ви­тие близ­кий к по­пур­ри жанр ме­га­мик­са – све­ден­ный на ком­пь­ю­те­ре еди­ный трек, со­стоя­щий из от­дель­ных фраг­мен­тов пе­сен то­го или ино­го ис­пол­ни­те­ля или кол­лек­ти­ва.

ПОЭМА –боль­шое сти­хо­твор­ное про­из­ве­де­ние с раз­вёр­ну­тым сю­же­том. П. осо­бо от­ли­ча­ет­ся осо­бен­ным субъ­ек­тив­но за­ин­те­ре­со­ван­ным от­но­ше­ни­ем ав­то­ра к со­бы­ти­ям и ге­ро­ям. Не­ред­ко в П. изо­бра­жа­ют­ся судь­бы лю­дей с воз­вы­шен­ны­ми, силь­ны­ми ха­рак­те­ра­ми, слож­ные кар­ти­ны жиз­ни. (А.С. Пуш­кин «Пол­та­ва», М.Ю. Лер­мон­тов «Мцы­ри» и т.д.).

ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – наиболее сложный жанр театрализованных представлений. Сценарно-драматургическую основу поэтического представления составляют поэтические тексты, а также песни. В основе режиссерских приемов лежат иносказательные выразительные средства. В поэтическом представлении важнейшее значение имеет метафоричность действия и сценографической детали. Ярчайший пример жанра поэтического представления – спектакли Театра на Таганке в режиссуре Ю. Любимова («Антимиры», «Пугачев» и др.). Устоявшееся название отдельных номеров или эпизодов поэтического представления – «зримый стих», «зримая песня».

ПРАЗДНИК – День или дни торжества, установленные в честь или в память какого-л. события, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией общества. П. пе­ре­во­дит на язык иг­ро­вых пра­вил наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ные события че­ло­ве­че­ской жиз­ни и от­ли­ча­ет­ся ши­ро­ким, ак­тив­ным итвор­че­ским уча­сти­ем масс. Он рас­сре­до­то­чен на об­шир­ной тер­ри­то­рии, пред­по­ла­га­ет од­но­вре­мен­ное воз­ник­но­ве­ние, на­ли­чие мно­гих оча­гов ху­до­же­ст­вен­но­го дей­ст­вия, где ка­ж­дый из его уча­ст­ни­ковмо­жет вы­брать свое празд­нич­ное дей­ст­вие. Клас­си­фи­ка­цияП. мо­жет быть про­ве­де­на по не­сколь­ким ос­но­ва­ни­ям: 1) по времени проведения: а) пе­рио­ди­че­ски от­ме­чае­мые (напр. День по­бе­ды, Олим­пий­ские иг­ры) ине­пе­рио­ди­че­ские, обу­слов­лен­ные мо­мен­том (напр. на­ча­ло круп­но­го строи­тель­ст­ва, пре­зен­та­ция фир­мы); б) ста­биль­ные (напр. Ро­ж­де­ст­во) и под­виж­ные (напр. Пас­ха); в) ка­лен­дар­ные – лет­ние (День Ива­на Ку­па­лы), осен­ние (Празд­ник уро­жая), зим­ние (Но­вый год), ве­сен­ние (Мас­ле­ни­ца); 2) по масштабности: а) ме­ст­ные, ло­каль­ные празд­ни­ки, рас­про­стра­нен­ность к-рых ог­ра­ни­че­на; б) ре­гио­наль­ные – празд­ни­ки рес­пуб­лик, го­ро­да, се­ла, ули­цы (напр. Празд­ник Се­ве­ра); в) на­цио­наль­ные (напр. Празд­ник Рус­ской бе­рез­ки, та­тар­ский Са­бан­туй, Фес­ти­валь фин­но-угор­ских на­ро­дов); г) го­су­дар­ст­вен­ные (напр. День Кон­сти­ту­ции, День Не­за­ви­си­мо­сти); д) ме­ж­ду­на­род­ные (напр. Олим­пий­ские Иг­ры, День по­род­не­ния го­ро­дов и т.п.); 3) по вероисповеданию – свет­ские (день ро­ж­де­ния, день со­вер­шен­но­ле­тия) и ре­ли­ги­оз­ные (день ан­ге­ла, кон­фир­ма­ция и т.д.), к-рые раз­ли­ча­ют­ся по кон­фес­си­ям (пра­во­слав­ные, ка­то­ли­че­ские, буд­дий­ские, иу­дей­ские и т.д.); 4) по видам человеческой деятельности и сферам бытия: а) об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ские (1 Мая, 9 Мая, 8 Мар­та. и т.д.); б) про­фес­сио­наль­но-тру­до­вые (дни про­фес­сий, про­во­ды на пен­сию); в) при­род­но-эко­ло­ги­че­ские (Про­во­ды Зи­мы, Но­вый год, День птиц,День ок­ру­жаю­щей сре­ды); г)  се­мей­но-бы­то­вые (дни ро­ж­де­ния,, со­вер­шен­но­ле­тия, свадь­бы, но­во­се­лье и т.д.); д) ис­то­ри­ко-куль­тур­ные ипразд­ни­ки ис­кусств (празд­ни­ки спор­тив­ные, празд­ни­ки улиц, празд­ник ду­хо­вой му­зы­ки, пес­ни и тан­ца, книг и т.д.) (см. также:  Дра­ма­тур­гия мас­со­во­го празд­ни­ка, Уча­ст­ник пред­став­ле­ния, празд­ни­ка, Ор­га­ни­за­ци­он­ные струк­ту­ры празд­ни­ка‚ Празд­нич­ная си­туа­ция, Празд­нич­ность).

ПРАЗДНИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ – законодательно утвержденные праздничные даты государства, в основе которых, как правило, лежат исторические события. В Российской Федерации к государственным праздникам относятся: Новый Год (1-5 января), День защитника Отечества (23 февраля), Международный женский день (8 марта), Праздник весны и труда (1 мая), День Победы (9 мая), День России (12 июня), День народного единства (4 ноября). Согласно статье 112 Трудового Кодекса РФ дни государственных праздников являются нерабочими, кроме них нерабочим днем является Рождество (7 января).

ПРАЗДНИКИ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ – общеконфессиональные торжества, посвященные особому воспоминанию чередующихся священных событий и чтимых святых. В Российской Федерации к основным конфессиям относятся Православная Церковь, старообрядческие церкви, Католическая церковь, протестантские церкви, относящиеся к Христианству, Ислам, Иудаизм, Буддизм. Отдельные религиозные праздники (Рождество, Навруз, Сагалгаан и др.) являются по существу народными и в некоторых регионах так же объявляются выходными днями. Можно отметить симбиоз религиозных и народных или светских праздников, например, Пятидесятница (Троица), День Святого Валентина (День всех влюбленных), День святых Петра и Февроньи (День любви и верности).

ПРАЗДНИЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ – перечень праздников, включающий в себя государственные праздники, профессиональные праздники, памятные дни, памятные даты и дни воинской славы. Праздничный календарь формируется в масштабах всей страны, отдельных регионов (субъектов федерации), муниципальных образований (городских округов, городских и сельских поселений). Праздничный календарь, как правило, разрабатывается государственными органами власти, учреждениями культуры и фиксируется в Планах работы на год. Праздничный календарь может быть сформирован и на уровне учреждений, организаций, предприятий, акционерных обществ, воинских частей.

ПРАЗДНИЧНАЯ СИ­ТУАЦИЯ – су­ще­ст­вую­щая в ши­ро­кой мас­се лю­дей по­треб­ность имен­но в этом, а не в дру­гом празд­нич­ном дей­ст­ве.

ПРАЗДНИЧНОСТЬ – 1) на­сы­ще­ние сво­его от­ды­ха но­вы­ми впе­чат­ле­ния­ми, ху­до­же­ст­вен­ны­ми от­кры­тия­ми, по­ло­жи­тель­ны­ми эмо­ция­ми; 2) от­ли­чи­тель­ная чер­та эс­т­рад­но­го иск-ва, вы­ра­жаю­щаяся в ори­ги­наль­но­сти, раз­но­об­ра­зии, «лег­ко­сти», раз­вле­ка­тель­но­сти, жан­ро­вой рас­ко­ван­но­сти‚ удив­ле­нии не­ожи­дан­ным. П. мо­жет быть соз­да­на и за счет внеш­ней зре­лищ­но­сти: иг­ры све­та, сме­ны жи­во­пис­ных зад­ни­ков, из­ме­не­ни­ем на гла­зах зри­те­лей фор­мы сце­ни­че­ской пло­щад­ки т.п. [4].

ПРАТИКАБЛЬ -Объемные и полуобъемные части декорации театральной. применяются нередко с декорационными элементами, написанным на плоскости. п. могут быть передвигающимися на фурках либо неподвижными, чисто конструктивными или расписанными (изобразительными или декоративными) . Обычно скрыт от зрителей элементами декораций и изображают объемные предметы (скала, пень, бугор и т. п.). Аполлон. Пратикабли, т. е. станки, площадки, лестницы-приставки к декорациям, на которых располагаются артисты.

ПРЕД­ДЕЙСТВИЕдей­ст­вие, пред­ше­ст­вую­щее на­ча­лу сце­ни­че­ско­го или мас­со­во­го те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­ва. В ре­жис­су­ре те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ний и мас­со­вых празд­ни­ков –вклю­че­ние жиз­нен­ной дея­тель­но­сти лю­дей в под­го­тов­ку празд­нич­ной иг­ры, соз­да­ние та­ких иг­ро­вых ус­ло­вий,к-рые при­вле­ка­ют лю­дей к празд­нич­но­му дей­ст­вию, соз­да­ют на­строе­ние, пси­хо­ло­ги­че­скую ус­та­нов­ку для пе­ре­хо­да в празд­нич­ную иг­ру (см. также: Ак­ти­ви­за­ция ау­ди­то­рии).

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБ­СТОЯТЕЛЬСТВА – все то, что пред­ла­га­ет­ся ак­те­рам при­нять во вни­ма­ние при их твор­че­ст­ве: фа­бу­ла пье­сы, со­бы­тия, эпо­ха, вре­мя и ме­сто дей­ст­вия, ус­ло­вия жиз­ни, ак­тер­ское и ре­жис­сер­ское по­ни­ма­ние пье­сы, ми­зан­сце­ны, де­ко­ра­ции, кос­тю­мы, сце­ни­че­ские эф­фек­ты и проч. П.о. яв­ля­ют­ся пред­по­ло­же­ни­ем, вы­мыс­лом во­об­ра­же­ния. Они про­дол­жа­ют твор­че­ст­во, на­ча­тое ма­ги­че­ским «ес­ли бы». В мас­со­вом дей­ст­ве, про­ис­хо­дя­щем в ре­аль­ной сре­де, П.о. ста­но­вят­ся кон­крет­ные жиз­нен­ные си­туа­ции, воз­ни­каю­щие по хо­ду дей­ст­вия.

ПРЕД­МЕТ БОРЬ­БЫ – все то, что не­об­хо­ди­мо пер­со­на­жу для осу­ще­ст­в­ле­ния сквоз­но­го дей­ст­вия (кон­крет­ная вещь, от­но­ше­ние парт­не­ра, зна­ние, уме­ние, под­твер­жде­ние ка­кой-то мыс­ли и т.п.). П.б. – пред­мет кон­флик­та, оп­ред­ме­чен­ная цель, на ко­то­рую на­прав­ле­но дей­ст­вие ис­пол­ни­те­ля. П.б., как пра­ви­ло, на­хо­дит­ся в ру­ках парт­не­ра. Пер­со­на­жу при­хо­дит­ся про­яв­лять ини­циа­ти­ву, что­бы им ов­ла­деть. Вла­де­лец П.б. при этом на­хо­дит­ся в обо­ро­не или ак­тив­ном контр­дей­ст­вии. Для ор­га­ни­за­то­ров мас­со­во­го празд­ни­ка, пред­став­ле­ния оп­ред­ме­чен­ной це­лью мо­жет вы­сту­пать улыб­ка ау­ди­то­рии, от­вет за­ла на во­прос, же­ла­ние уча­ст­ни­ков всту­пить в иг­ру, осу­ще­ст­вить ка­кое-л. ре­аль­ное дей­ст­вие и т.п. П.б. при­сут­ст­ву­ет в ре­при­зе, эпи­зо­де, но­ме­ре, сце­не, в це­лом пред­став­ле­нии и т.д. В за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра пер­со­на­жа, за­дач эпи­зо­да или пред­став­ле­ния в це­лом, ме­ня­ет­ся и П.б. Чем боль­ше пре­пят­ст­вий встре­ча­ет ис­пол­ни­тель на пу­ти ов­ла­де­ния П.б., темраз­но­об­раз­нее при­спо­соб­ле­ния. Ондол­жен ис­кать и про­яв­лять боль­шую ак­тив­ность в дос­ти­же­нии по­став­лен­ной це­ли, что, в свою оче­редь, влия­ет на ди­на­ми­ку спек­так­ля, пред­став­ле­ния.

ПРЕД­СТАВ­ЛЕНИЕ –1) об­раз ра­нее вос­при­ня­то­го пред­ме­та (сце­ны, со­бы­тия, яв­ле­ния), воз­ни­каю­щий на ос­но­ве его при­по­ми­на­ния (П. па­мя­ти, вос­по­ми­на­ние), а так­же об­раз, соз­да­вае­мый про­дук­тив­ным во­об­ра­же­ни­ем; выс­шая фор­ма чув­ст­вен­но­го от­ра­же­ния в ви­де на­гляд­но­об­раз­но­го зна­ния. П. бы­ва­ют зри­тель­ные, слу­хо­вые, обо­ня­тель­ные, так­тиль­ные и др.; 2) те­ат­раль­ный спек­такль;3) ху­до­же­ст­вен­ное зре­ли­ще, со­сре­до­то­чен­ное на оп­ре­де­лен­ной иг­ро­вой пло­щад­ке и пред­по­ла­гаю­щее раз­де­ле­ние уча­ст­ни­ков дей­ст­вия на зри­те­лей и ис­пол­ни­те­лей. П. яв­ля­ют­ся со­став­ной ча­стью празд­ни­ка и ус­лов­но де­лят­ся на клуб­ные и мас­со­вые. К наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным клубным П. (про­ис­хо­дя­щим на за­кры­тых пло­щад­ках) от­но­сят те­ма­ти­че­ский ве­чер, те­ат­ра­ли­зо­ван­ный кон­церт, аги­та­ци­он­но-ху­до­же­ст­вен­ное пред­став­ле­ние, ли­те­ра­тур­но-муз. ком­поз­цию и т.п. Под массовыми пред­став­ле­ния­ми по­ни­ма­ют­ся ма­ни­фе­ста­ции, кон­цер­ты-ми­тин­ги, инс­це­ни­ров­ки или те­ма­ти­че­ские сю­жет­ные по­ста­нов­ки на пло­ща­дях, ста­дио­нах и дру­гих от­кры­тых про­стран­ст­вах, по­зво­ляю­щих вме­щать мно­го­чис­лен­ные груп­пы уча­ст­ни­ков и мас­сы зри­те­лей. По сво­ему ха­рак­те­ру так­же раз­ли­ча­ют: а) по­эти­че­ское П. – жанр те­ат­раль­но­го пред­став­ле­ния, ли­те­ра­тур­ную ос­но­ву к-ро­го со­став­ля­ют не дра­ма­ти­че­ские, а по­эти­че­ские про­из­ве­де­ния; б) монументальное П., от­ли­чаю­щие­ся зна­чи­тель­но­стью со­ци­аль­но­го со­дер­жа­ния, обоб­щен­но­стью форм, круп­ным мас­шта­бом, ве­ли­че­ст­вен­но­стью и мощ­но­стью ис­пол­не­ния. П. мо­гут быть сюжетными (напр. елоч­ные пред­став­ле­ния для де­тей) и бессюжетными (по ло­ги­ке раз­ви­тия це­ло­ст­но­го об­раза пред­став­ле­ния). Для рас­кры­тия обоб­щен­ных и зна­чи­тель­ных тем ча­ще все­го ис­поль­зу­ет­ся театрализованное П. В его сце­на­рии мо­жет со­дер­жать­ся до­ку­мен­таль­ный ма­те­ри­ал, к-рый по­да­ет­ся в ху­до­же­ст­вен­но-об­раз­ной фор­ме (см. также: Ис­кус­ст­во пред­став­ле­ния).

ПРЕ­ЗЕН­ТАЦИЯ – пред­став­ле­ние об­ще­ст­ву че­го-л., но­во­го то­ва­ра, ус­лу­ги, ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния и т.п. Это вид рек­ла­мы, в к-рой про­из­во­ди­тель (или его пред­ста­ви­тель) всту­па­ет в не­по­сред­ст­вен­ный кон­такт с по­тен­ци­аль­ным по­тре­би­те­лем. В по­след­нее вре­мя П. но­сят мас­со­вый ха­рак­тер, об­ле­ка­ют­ся в ху­до­же­ст­вен­ную фор­му и ну­ж­да­ют­ся в ре­жис­сер­ской раз­ра­бот­ке.

ПРЕ­ЛЮД(ИЯ) – 1) всту­п­ле­ние к ка­ко­му-л. муз. со­чи­не­нию или не­боль­шая са­мо­стоя­тель­ная пье­са для кла­ве­си­на, фор­те­пиа­но, ор­га­на. Соз­да­ют­ся цик­лы П. и фуг, а так­же од­них П.; 2) всту­п­ле­ние, вве­де­ние, пред­вес­тие че­го-л.; 3) (в те­ат­ре) со­бы­тия, про­ис­хо­див­шие с дан­ным пер­со­на­жем до изо­бра­жае­мо­го на сце­не мо­мен­та. П. по­мо­га­ет ак­те­ру вой­ти в ат­мо­сфе­ру по­сле­дую­щей сце­ны. П. соз­да­ет­ся, ис­хо­дя из пред­ла­гае­мых об­стоя­тельств пье­сы и ха­рак­те­ра дей­ст­вую­ще­го ли­ца.

ПРЕСТИДИЖАТОР (от фр. prestidigitateur – человек с очень быстрыми пальцами) - фокусник, отличающийся большой ловкостью рук, манипулятор, представитель достаточно редкого жанра цирковых представлений.

ПРИЁМ – 1) со­б­ра­ние при­гла­шен­ных лиц (обыч­но у офи­ци­аль­ных лиц) в честь ко­го- че­го-н. П. мо­жет быть со­став­ной ча­стью празд­ни­ка и ну­ж­да­ть­ся в ре­жис­сер­ской раз­ра­бот­ке; 2) от­дель­ное дей­ст­вие, дви­же­ние; З) спо­соб в осу­ще­ст­в­ле­нии че­го-л. (см. также: Ре­жис­сер­ский П.);4) ча­ст­ный слу­чай ме­то­да (Троп);5)сред­ст­во пе­ре­во­да ре­жис­сер­ско­го за­мыс­ла в ре­ше­ние, илиспо­соб пе­ре­во­да ма­те­риа­ла од­но­го ви­да иск-ва вдр., напр., произведения ли­те­ра­ту­ры (пье­сы) в сце­ни­че­ское произведение (спек­такль). Это мо­жет быть, напр., П. «двой­но­го су­ще­ст­во­ва­ния» («Го­ре от ума» Г. Тов­сто­но­го­ва), «плу­тов­ско­го дей­ст­ва» («Тиль» М. За­ха­ро­ва), «хо­ро­во­го ска­за» ( «Ле­ди Мак­бет Мцен­ско­го уез­да» Н. Леско­ва). П. – не са­мо­цель. Кри­те­ри­ем ор­га­нич­но­сти и ори­ги­наль­но­сти П. для кон­крет­ной по­ста­нов­ки яв­ля­ет­ся вер­ность сверх­за­да­че. В ус­лов­ном и эпи­чес­ком те­ат­ре осо­бен­но яр­ко вы­ра­же­на ком­по­зи­ци­он­ная роль П. Рит­ми­че­ский кон­тра­ст, напр., ис­поль­зу­ет­ся в не­сколь­ких ас­пек­тах: при по­да­че тек­сто­во­го ма­те­риа­ла, в пла­сти­ке ми­зан­сцен, рит­ми­че­ском ри­сун­ке тан­ца, сме­не рит­мов од­но­го и то­го же не­сколь­ко раз по­вто­ряю­ще­го­ся кус­ка. По­ста­нов­ка мо­жет быть ре­ше­на П. гро­те­ска. П. от­кры­то­го оз­ву­ча­ния дей­ст­вия со­сто­ит в том, что ак­тер, ис­пол­няю­щий роль «шу­мо­во­го ор­ке­ст­ра», не от­вле­кая на се­бя вни­ма­ние зри­те­ля, с по­мо­щью раз­лич­ных при­спо­соб­ле­ний оз­ву­чи­ва­ет фи­зи­че­ские дей­ст­вия ос­нов­но­го ис­пол­ни­те­ля, к-рый вы­пол­ня­ет их на па­мять. Спо­соб су­ще­ст­во­ва­ния П. – его са­мо­осу­ще­ст­в­ле­ние в ре­жис­сер­ском хо­де (см. также: Дра­ма­тур­ги­че­ский при­ем, При­ем воз­вра­та к ис­ход­но­му по­ло­же­нию, При­ем об­раз­но­го дей­ст­вия, При­ем пря­мо­го дей­ст­вия, При­кры­тие).

ПРИЁМ ВОЗ­ВРАТА К ИС­ХОДНОМУ ПО­ЛО­ЖЕНИЮ – один из спо­со­бов, по­зво­ляю­щих реж-ру по спор­ту наи­бо­лее ра­цио­наль­но ор­га­ни­зо­вать дей­ст­вие боль­шой мас­сы уча­ст­ни­ков сна­ча­ла на схе­мах ком­по­зи­ци­он­но-по­ста­но­воч­но­го пла­на, а за­тем на ре­пе­ти­ци­ях те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния на ста­дио­не. П.в.и.п. при­ме­ня­ет­ся в том слу­чае, ко­гда по­ста­нов­щик ока­зы­ва­ет­ся пе­ред фак­том не­воз­мож­но­сти даль­ней­шей раз­ра­бот­ки ком­по­зи­ции, ко­гда за­труд­нен ло­ги­че­ский пе­ре­ход к сле­дую­щему фраг­мен­ту ком­по­зи­ции или за­ра­нее за­ду­ма­но не­сколь­ко слож­ных те­ма­ти­че­ских или ор­на­мен­таль­ных ри­сун­ков, сле­дую­щих друг за дру­гом. Как ме­то­ди­че­ский, П.в.и.п. при­ме­ня­ет­ся в ре­пе­ти­ци­он­ной ра­бо­те с уча­ст­ни­ка­ми на по­ле ста­дио­на, т.к. об­лег­ча­ет ос­вое­ние ими но­во­го ри­сун­ка из ис­ход­но­го по­строе­ния (см. также: Раз­мет­ка, Гра­фи­че­ский ме­тод, При­ем об­рат­но­го дей­ст­вия, При­ем пря­мо­го дей­ст­вия).

ПРИЁМ ОБ­РАТНОГО ДЕЙСТВИЯ – один из спо­со­бов, по­зво­ляю­щих реж-ру по спор­ту наи­бо­лее ра­цио­наль­но ор­га­ни­зо­вать дей­ст­вие боль­шой мас­сы уча­ст­ни­ков сна­ча­ла на схе­мах ком­по­зи­ци­он­но-по­ста­но­воч­но­го пла­на, а за­тем на ре­пе­ти­ци­ях те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния на ста­дио­не. П.о.д. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что по­ста­нов­щик раз­ра­ба­ты­ва­ет ком­по­зи­цию по­строе­ний и пе­ре­строе­ний на схе­ме в об­рат­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти по от­но­ше­нию к дей­ст­ви­ям уча­ст­ни­ков на по­ле ста­дио­на. В этом слу­чае по­ста­нов­щик на­чи­на­ет раз­ра­бот­ку не с вы­хо­да уча­ст­ни­ков, как это про­ис­хо­дит в дей­ст­ви­тель­но­сти, а с ис­ход­но­го по­строе­ния уча­ст­ни­ков мас­со­во­го но­ме­ра. Осо­бен­но эф­фек­ти­вен дан­ный при­ем, ко­гда на­ча­ло эпи­зо­да вклю­ча­ет те­ма­ти­че­ское по­строе­ние. В це­лом П.о.д. по­зво­ля­ет наи­бо­лее це­ле­со­об­раз­но рас­ста­вить уча­ст­ни­ков во всех по­строе­ни­ях, вклю­чен­ных в на­ча­ло эпи­зо­да: от вы­хо­да уча­ст­ни­ков и до мас­со­во­го но­ме­ра (см. также: Раз­мет­ка, Гра­фи­че­ский ме­тод, При­ем пря­мо­го дей­ст­вия, При­ем воз­вра­та к ис­ход­но­му по­ло­же­нию).

ПРИ­ЁМ ПРЯ­МОГО ДЕЙСТВИЯ – один из спо­со­бов, по­зво­ляю­щих реж-ру по спор­ту наи­бо­лее ра­цио­наль­но ор­га­ни­зо­вать дей­ст­вие боль­шой мас­сы уча­ст­ни­ков сна­ча­ла на схе­мах ком­по­зи­ци­он­но-по­ста­но­воч­но­го пла­на, а за­тем на ре­пе­ти­ции те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния на ста­дио­не. П.п.д. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся раз­ра­бот­кой по­строе­ний и пе­ре­строе­ний на схе­ме в той же по­сле­до­ва­тель­но­сти, в ка­кой они бу­дут вы­пол­нять­ся уча­ст­ни­ка­ми на по­ле. Как пра­ви­ло, он при­ме­ня­ет­ся при раз­ра­бот­ке мас­со­во­го но­ме­ра. По­ста­нов­щик вы­чер­чи­ва­ет на схе­ме сна­ча­ла ис­ход­ное по­строе­ние уча­ст­ни­ков мас­со­во­го но­ме­ра, а за­тем по­сле­до­ва­тель­но, на­хо­дя ло­ги­че­ские и наи­бо­лее кра­соч­ные пе­ре­хо­ды от од­но­го ри­сун­ка по­строе­ния к дру­го­му, сле­ду­ет до кон­ца но­ме­ра (см. также: Раз­мет­ка, Гра­фи­че­ский ме­тод, При­ем об­рат­но­го дей­ст­вия, При­ем воз­вра­та к ис­ход­но­му по­ло­же­нию).

ПРИЗ – на­гра­да, при­су­ж­дае­мая по­бе­ди­те­лю в ка­ком-л. со­стя­за­нии.

ПРИ­КРЫТИЕ – режиссерский прием от­вле­че­ния вни­ма­ния зри­те­лей от сла­бых сто­рон но­ме­ра. Пре­ж­де чем вы­брать при­ем при­кры­тия, реж-ру сле­ду­ет ра­зо­брать­ся, по­че­му тот или иной но­мер ока­зал­ся не­убе­ди­тель­ным в кон­тек­сте др. но­ме­ров (не­вы­год­ное ме­сто для но­ме­ра в кон­цер­те, де­ло в са­мих ис­пол­ни­те­лях или в дра­ма­тур­гии но­ме­ра и т.д.) Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный и ре­зуль­та­тив­ный при­ем П. свя­зан с иг­ро­вы­ми при­спо­соб­ле­ния­ми, ак­тер­ски­ми за­да­ча­ми, ко­гда иг­ро­вое по­ве­де­ние ис­пол­ни­те­лей на сце­не при­кры­ва­ет их не­со­вер­шен­ные во­каль­ные дан­ные. При­ем по­стро­ен на том, что дви­же­ние на сце­не силь­нее, не­же­ли зву­ча­щее сло­во или во­кал, к-рые по­да­ют­ся, как пра­ви­ло, в ста­тич­ных ми­зан­сце­нах (см. также: Мон­таж но­ме­ров).

ПРИНЦИП – 1) ос­нов­ное ис­ход­ное по­ло­же­ние ка­кой-л. тео­рии уче­ния, нау­ки, ми­ро­воз­зре­ния, по­ли­ти­че­ской или об­ще­ст­вен­ной ор­га­ни­за­ции; 2) ру­ко­во­дя­щая идея, ос­нов­ное пра­ви­ло дея­тель­но­сти (см. также: Прин­ци­пы ком­по­зи­ции);3) внут­рен­нее убе­ж­де­ние чел-ка, оп­ре­де­ляющее его от­но­ше­ние к дея­тель­но­сти, нор­мам по­ве­де­ния (напр. П. от­но­ше­ний ре­жис­се­ра и ис­пол­ни­те­ля); 3) ос­но­ва уст­рой­ст­ва или дей­ст­вия ка­ко­го-л. при­бо­ра, ма­ши­ны, ус­та­нов­ки и т.п. (см. также: Ла­зе­р).

ПРИНЦИПЫ КОМIIОЗИЦИИ – ос­нов­ные пра­ви­ла по­строе­ния фор­мы сце­ни­че­ско­го про­из­ве­де­ния. К ним от­но­сят­ся: рит­ми­че­ские вол­ны, рит­ми­че­ские по­вто­ры, по­ляр­ность, трех­эле­мент­ность (М. Че­хов).

ПРИ­СПО­СОБ­ЛЕНИЕ – 1) пред­мет, вся­кое уст­рой­ст­во, при по­мо­щи или по­сред­ст­вом к-ро­го про­из­во­дит­ся ка­кая-л. ра­бо­та, дей­ст­вие; 2) при­бор или ме­ха­низм (см. также: Тех­ни­ка сце­ны);3)(в ак­тер­ском иск-ве) со­став­ная часть сце­ни­че­ской за­да­чи, от­ве­чаю­щая на во­просы «как?», «при помощи чего?» ак­тер вы­пол­ня­ет по­став­лен­ную цель, на­ме­чен­ное дей­ст­вие. Боль­шое дей­ст­вие (напр. «вы­пы­тать») реа­ли­зу­ет­ся че­рез мел­кие дей­ст­вия (напр. по­дой­ти к парт­не­ру, по­при­вет­ст­во­вать, взять за пле­чи, по­са­дить и т.п.). П. – это поч­ти все­гда фи­зи­че­ские дей­ст­вия, от­кры­ваю­щие чув­ст­ва, рас­кры­ваю­щие ха­рак­тер пер­со­на­жа.

ПРИ­СТРОЙКА – 1) рас­по­ло­же­ние где-н., око­ло че­го-л.; 2) сред­ст­во воз­дей­ст­вия на парт­не­ра по об­ще­нию, вы­бор ва­ри­ан­тов по­ве­де­ния. Раз­ли­ча­ют при­строй­ки фи­зи­че­ские, сло­вес­ные, ми­ми­че­ские, а так­же П. «свер­ху», «сни­зу», «на рав­ных»..

ПРИТЧА (от анг. preach – проповедь) - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость), эпический жанр в литературе. Притча близка к басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на время и место действия, показа явлений в развитии – ее цель не изображение событий, а сообщение о них. В притчу часто включается объяснение заключенной в ней аллегории. В притче используется принцип параболы – такой формы повествования, которое движется как бы по кривой: начатый с отвлеченных предметов рассказ, постепенно приближается к главной теме, а затем вновь возвращается к началу, например, Притча о блудном сыне в Новом Завете. В режиссуре ТПиП притча может быть основой сценарного хода, действо может носить притчевый характер.

ПРО­БЛЕМА – слож­ный тео­ре­ти­че­ский или прак­ти­че­ский во­прос, за­да­ча, тре­бую­щая разъ­яс­не­ния, ис­сле­до­ва­ния (см. также: Про­блем­ная си­туа­ция, Те­ма).

ПРО­БЛЕМНАЯ СИ­ТУАЦИЯ – 1) осоз­на­ние ка­ко­го-л. про­ти­во­ре­чия в ре­аль­ной дей­ст­ви­тель­но­сти, для раз­ре­ше­ния к- ро­го ин­ди­вид (дра­ма­тург, сце­на­рист, ре­жис­сер) или кол­лек­тив (ак­те­ры, ис­пол­ни­те­ли, уча­ст­ни­ки пред­став­ле­ния) долж­ны най­ти и ис­поль­зо­вать но­вые для се­бя сред­ст­ва и спо­со­бы дея­тель­но­сти; 2) кон­фликт­ные об­стоя­тель­ст­ва, свя­зан­ные с раз­ре­ше­ни­ем важ­но­го жиз­нен­но­го во­про­са. П.с. оп­ре­де­ля­ет жиз­нен­ную те­му, сце­нар­ный ход мас­со­во­го те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­ва.

ПРОВОКАЦИЯ (от лат. provocare – бросать вызов, пробуждать) - подстрекательство к каким-либо действиям. В режиссуре ТПиП лежит в основе некоторых приёмов активизации  аудитории.

ПРОГОН – репетиционный просмотр спектакля, представления целиком, от начала до конца. Подразделяются на черновые и чистовые прогоны.

ПРО­ГРАММА –под­роб­ный пе­ре­чень но­ме­ров, дей­ст­вую­щих лиц и ис­пол­ни­те­лей, а так­же ор­га­ни­за­то­ров те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го пред­став­ле­ния. Ча­ще все­го оформ­ля­ет­ся в ви­де от­дель­но­го ли­ст­ка или двой­ной от­крыт­ки. Мо­жет но­сить ха­рак­тер при­гла­ше­ния, быть со­став­ной ча­стью афи­ши и т.п. (см. также: Анонс, Ин­фор­ма­ция о но­ме­ре, Кон­церт­ная про­грам­ма).

ПРОДАКШН(жарг. про­дакшн от англ. production) - анг­ли­цизм, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния про­цес­са соз­да­ния про­ек­та или твор­че­ско­го про­дук­та. Наи­бо­лее час­то упот­ре­бим в сфе­рах ки­но-, те­ле- и ра­дио­про­из­вод­ст­ва. В ме­дий­ном биз­не­се тер­мин «про­дакшн» обо­зна­ча­ет ли­бо оп­ре­де­лён­ную ста­дию ра­бо­ты над про­ек­том, ли­бо его пол­ное про­дю­си­ро­ва­ние. В не­ко­то­рых слу­ча­ях тер­ми­ном обо­зна­ча­ют те­ат­раль­ную по­ста­нов­ку, а так­же вы­пуск те­ле­ви­зи­он­ных про­грамм. Про­цесс про­дакш­на мо­жет вклю­чать в се­бя и все ста­дии ра­бо­ты над про­ек­том: пред­про­ект­ная под­го­тов­ка, раз­ра­бот­ка сце­нар­но­го пла­на, под­бор креа­тив­ной ко­ман­ды, съё­моч­ный про­цесс, мон­таж, оз­ву­ча­ние, мас­те­ринг. Спе­циа­ли­ста­ми так­же от­дель­но вы­де­ля­ет­ся ста­дия пост-про­дакш­на (от англ. postproduction) – пе­ри­од об­ра­бот­ки ма­те­риа­ла, ко­то­рый сле­ду­ет сра­зу по­сле съё­моч­но­го про­цес­са, мо­жет вклю­чать в се­бя ком­пь­ю­тер­ную гра­фи­ку, тит­ро­ва­ние, мон­таж, оз­ву­ча­ние, об­ра­бот­ка и так да­лее.

ПРОДЮСЕР (от англ. producer – про­из­во­ди­тель, то­ва­ро­про­из­во­ди­тель, из­го­то­ви­тель) - спе­циа­лист, ко­то­рый при­ни­ма­ет не­по­сред­ст­вен­ное уча­стие в про­из­вод­ст­ве про­ек­та, ре­гу­ли­ру­ет (или по­мо­га­ет ре­гу­ли­ро­вать) фи­нан­со­вые, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные, тех­но­ло­ги­че­ские, твор­че­ские или юри­ди­че­ские ас­пек­ты дея­тель­но­сти, ре­гу­ли­ру­ет по­ли­ти­ку при вы­пол­не­нии ка­ко­го-ли­бо про­ек­та. Раз­ли­ча­ют те­ат­раль­но­го про­дю­се­ра, му­зы­каль­но­го про­дю­се­ра, са­унд-про­дю­се­ра (ру­ко­во­дство и осу­ще­ст­в­ле­ние про­цес­са за­пи­си и по­сле­дую­ще­го ре­дак­ти­ро­ва­ния), иг­ро­во­го про­дю­се­ра (в ин­ду­ст­рии ком­пь­ю­тер­ных игр), ки­но­про­дю­се­ра или те­ле­про­дю­се­ра.

ПРОЕКЦИЯ – изо­бра­же­ние про­стран­ст­вен­ных фи­гур на плос­ко­сти (или на ка­кой-л. дру­гой по­верх­но­сти. Напр.,  эк­ра­не). Раз­ли­ча­ют динамическую (ки­но- и ви­део­филь­мы) и статическую П. (диа­филь­мы, слай­ды, диа­па­зо­ны, фо­то­гра­фии). П. ис­поль­зу­ет­ся в по­ста­но­воч­ной прак­ти­ке дву­мя ме­то­да­ми: а) репродуктивно-объяснительным, суть к-ро­го за­клю­ча­ет­ся в из­ло­же­нии, разъ­яс­не­нии, под­чер­ки­ва­нии, вну­ше­нии. Зри­те­лю кон­цен­три­ро­ван­но из­ла­га­ют ка­кую-л. по­лез­ную ин­фор­ма­цию, до­пол­нен­ную, уси­лен­ную де­мон­ст­ра­ци­ей ка­ких-л. кад­ров, вы­зы­ваю­щих у зри­те­ля ощу­ще­ние их под­лин­но­сти и дос­то­вер­но­сти: б) проблемно-ситуационным, при­званным мак­си­маль­но ак­ти­ви­зи­ро­вать зри­те­ля, сфор­ми­ро­вать у не­го стрем­ле­ние к со­уча­стию в пред­ла­гае­мых об­стоя­тель­ст­вах. Прие­мы ис­поль­зо­ва­ния П. в те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ни­ях: а) живой фон для но­ме­ра (напр. пей­заж, ор­на­мент, жи­во­пись, на фо­не к-рых тан­цу­ет­ся хо­ро­вод, или ки­но­кад­ры звезд­но­го не­ба, на фо­не к-ро­го ис­пол­ня­ет­ся пес­ня); б) плав­ный пе­ре­вод дей­ст­вия в но­вую плос­кость за счет вы­тес­не­ния од­но­го изо­бра­же­нии дру­гим; в) стоп-кадр, по­зво­ляю­щий на мгно­ве­ние ос­та­но­вить дей­ст­вие, ак­цен­ти­ро­вать мо­мент, вы­хва­тить ту или иную де­таль, ли­цо ге­роя; г) до­ку­мен­таль­но­е сви­де­тель­ст­во, под­твер­ждаю­ще­е или от­вер­гаю­ще­е смысл про­ис­хо­дя­ще­го на сце­не; д) рас­ши­ре­ние гра­ниц но­ме­ра, мес­та дей­ст­вия (напр. во вре­мя ис­пол­не­ния пес­ни о фес­ти­ва­ле идет мон­таж стре­ми­тель­но сме­няю­щих­ся кад­ров тан­цую­щей, смею­щей­ся мо­ло­де­жи – уча­ст­ни­ков Все­мир­но­го фес­ти­ва­ля мо­ло­де­жи и сту­ден­тов; е) «ла­тер­на ма­ги­ка» – со­че­та­ние ис­пол­няе­мо­го но­ме­ра на сце­не с круп­ны­ми пла­на­ми это­го же но­ме­ра на эк­ра­не, или вы­хо­ды- ухо­ды дей­ст­вую­щих лиц с эк­ра­на на сце­ну, со сце­ны на эк­ран, тре­бую­щие спе­ци­аль­ных до­съе­мок. Этот при­ем се­го­дня дос­та­точ­но лег­ко вы­пол­ним бла­го­да­ря ви­део­тех­ни­ке; ж) полиэкран, т.е. ис­поль­зо­ва­ние не­сколь­ких эк­ра­нов, рас­по­ло­жен­ных в раз­ных мес­тах сце­ны, что по­зво­ля­ет реж-ру пе­ре­бра­сы­вать изо­бра­же­ние с од­но­го эк­ра­на на дру­гой, од­но­вре­мен­но про­еци­ро­вать раз­ные П.; з) теневой театр (см. также: Пар­ти­ту­ра ди­на­ми­ко-ста­ти­че­ской про­ек­ции, Ре­жис­сер по ди­на­ми­ко-ста­ти­че­ской про­ек­ции, Тех­ни­ка сце­ны).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.