Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Режиссура театрализованных представлений и праздников 1 страница



 

ФГБОУ ВО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

КУЛЬТУРЫ»

Ка­фед­ра ре­жис­су­ры эс­т­ра­ды и те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ний

 

Режиссура театрализованных представлений и праздников

Учебный терминологический словарь для студентов

 

Часть II

 

Пятое издание

 

 

 

Улан-Удэ

Издательско-полиграфический комплекс

ФГБОУ ВО ВСГИК

 


УДК 394.2(034)

ББК Щ34я21

    Р 339

Ут­вер­жде­но

ре­дак­ци­он­но-из­да­тель­ским Со­ве­том

ФГБОУ ВО «Вос­точ­но-Си­бир­ский го­су­дар­ст­вен­ный институт

куль­ту­ры»

 

Ре­цен­зен­ты:

Ге­ра­си­мо­ва О.А., про­фес­сор ка­фед­ры РЭ­иТП, засл. ра­бот­ник куль­ту­ры РФ

Русинов В.Л. про­фес­сор ка­фед­ры РЭ­иТП, засл. ра­бот­ник куль­ту­ры РФ

   
Р 339 Режиссура театрализованных представлений и праздников : учебный терминологический словарь для студентов. [В 2 ч.]. Ч. 2 / сост. : Стол­бов­ский В. Г., Добрынин С.А. – 5-е изд. – Улан-Удэ : Из­дательско-по­ли­графический ком­плекс ФГБОУ ВО ВСГАК, 2015. – 71 с.

 

На­стоя­щий учебный терминологический словарьпред­на­зна­че­н для раз­ви­тия «по­ня­тий­но­го ап­па­ра­та» сту­ден­тов спе­ци­аль­но­сти «Ре­жис­су­ра те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ний и празд­ни­ков». Это ком­пи­ля­тив­ное из­да­ние содержит ос­нов­ные по­ня­тия и тер­ми­ны, применяемые в сце­нар­ной и клас­си­че­ской дра­ма­тур­гии, а также в ре­жис­су­ре эс­т­ра­ды, празд­ни­ков и пред­став­ле­ний. При со­став­ле­нии словаря были использованы материалы энциклопедических и справочных изданий, созданных известными в отрасли специалистами и преподавателями не­ко­то­рых про­филь­ных вузов Рос­сии.    

      

УДК 394.2(034)

ББК Щ34я21

                                            © сост. Стол­бов­ский В.Г., Добрынин С.А., 2010-2015.


 

 


П

ПАБЛИК-РИЛЕЙШНЗ, ПИАР(от англ. public Relations – свя­зи с об­ще­ст­вен­но­стью, от­но­ше­ния с об­ще­ст­вен­но­стью, об­ще­ст­вен­ные свя­зи, об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния, об­ще­ст­вен­ное взаи­мо­дей­ст­вие; со­кра­щён­но: PR – пиар) - тех­но­ло­гии соз­да­ния и вне­дре­ния при об­ще­ст­вен­но-эко­но­ми­че­ских и по­ли­ти­че­ских сис­те­мах кон­ку­рен­ции об­раза объ­ек­та (идеи, то­ва­ра, ус­лу­ги, пер­со­на­лии, ор­га­ни­за­ции – фир­мы, брен­да) в цен­но­ст­ный ряд со­ци­аль­ной груп­пы, с це­лью за­кре­п­ле­ния это­го об­раза как иде­аль­но­го и не­об­хо­ди­мо­го в жиз­ни. В ши­ро­ком смыс­ле – управ­ле­ние об­ще­ст­вен­ным мне­ни­ем, вы­страи­ва­ние взаи­мо­от­но­ше­ний об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов или ком­мер­че­ских струк­тур, в том чис­ле, для объ­ек­тив­но­го ос­мыс­ле­ния со­ци­аль­ных, по­ли­ти­че­ских или эко­но­ми­че­ских про­цес­сов.

ПАБЛИСИТИ(от англ. publicity) - пуб­лич­ность, из­вест­ность, по­пу­ляр­ность; рек­ла­ми­ро­ва­ние сред­ст­ва­ми мас­со­вой ин­фор­ма­ции.

IIАДУГА – часть оде­ж­ды сце­ны, по­лот­ни­ще, го­ри­зон­таль­ное под­ве­шен­ное на штан­ге к вер­ху сце­ны. Не­сколь­ко пла­нов П. об­ра­зу­ют свое­об­раз­ный «по­то­лок» над сце­ни­че­ской пло­щад­кой, к-рый зри­тель ви­дит из за­ла. Ко­ли­че­ст­во па­дуг оп­ре­де­ля­ет­ся ко­ли­че­ст­вом со­фи­тов. По мес­ту ис­поль­зо­ва­ния раз­ли­ча­ют: а) подзор – пер­вая П. сце­ны; так ­же на­зы­ва­ют де­ко­ра­тив­ную ткань, пе­ре­кры­ваю­щую в ярус­ных за­лах верх­нюю часть зер­ка­ла сце­ны; б) П. портальльную – ар­ле­кин, к-рая оформ­ля­ет зер­ка­ло сце­ны и яв­ля­ет­ся ча­стью ин­терь­е­ра зри­тель­но­го за­ла. П. портальная долж­на со­гла­со­вы­вать­ся по цве­ту и фак­ту­ре с его ар­хи­тек­ту­рой, а так­же с пор­таль­ной ку­ли­сой, с ан­тракт­ным раз­движ­ным и подъ­ем­но-опу­ск­ным за­на­ве­са­ми; в) П. поплановые, на­хо­дя­щие­ся на ус­лов­ной гра­ни­це ме­ж­ду пла­на­ми сце­ны.

По тех­но­ло­гии из­го­тов­ле­ния раз­ли­ча­ют: а) П. со смывом – П., на­бран­ная из не­сколь­ких сло­ев тю­ля и плот­ной тка­ни, которая ис­поль­зу­ет­ся в пей­заж­ных кар­ти­нах, что­бы на­зой­ли­во не лезть в гла­за зри­те­лям; б) П.-кроны, соз­даю­щие ил­лю­зию крон де­ревь­ев ап­пли­ка­ци­он­ным ме­то­дом на тю­ле; в) тент-П., имею­щую же­ст­кий кар­кас, бла­го­да­ря которому она мо­жет под­ве­ши­вать­ся го­ри­зон­таль­но и на­клон­но. Сам тент из­го­тав­ли­ва­ет­ся спо­со­бом ап­пли­ка­ции на сет­ке или тю­ле. Бла­го­да­ря сво­ей ажур­но­сти, он хо­ро­шо вы­све­чи­ва­ет­ся све­то­вой ап­па­ра­ту­рой и соз­да­ет ес­те­ст­вен­ные бли­ки на де­ко­ра­ци­ях и ак­те­рах (см. также:Тех­ни­ка сце­ны).

ПАМФЛЕТ(от англ. pamphlet) - раз­но­вид­ность ху­до­же­ст­вен­но-пуб­ли­ци­сти­че­ско­го про­из­ве­де­ния, обыч­но на­прав­лен­но­го про­тив по­ли­ти­че­ско­го строя в це­лом или его от­дель­ных сто­рон, про­тив той или иной об­ще­ст­вен­ной груп­пы, пар­тии, пра­ви­тель­ст­ва и т. п., за­час­тую че­рез ра­зо­бла­че­ние от­дель­ных их пред­ста­ви­те­лей. За­да­ча пам­фле­та со­сто­ит в том, что­бы ос­ме­ять, пре­дать по­зо­ру дан­ное яв­ле­ние, дан­ное ли­цо. Пам­флет, соз­да­вая об­раз ра­зо­бла­чае­мо­го дея­те­ля, стре­мит­ся пред­ста­вить его как оп­ре­де­лен­ную ин­ди­ви­ду­аль­ность – би­чу­ет его в его по­ли­ти­че­ской жиз­ни, бы­ту, ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стях, для то­го что­бы сде­лать ещё силь­нее удар по по­ли­ти­че­ской ли­нии, им пред­став­ляе­мой. В боль­шин­ст­ве ев­ро­пей­ских язы­ков (анг­лий­ском, не­мец­ком, гол­ланд­ском, швед­ском и др.) сло­во име­ет бо­лее уз­кое зна­че­ние – пам­фле­та­ми на­зы­ва­ют лишь пе­чат­ные про­из­ве­де­ния. В рус­ском язы­ке под пам­фле­том мо­жет под­ра­зу­ме­вать­ся и ру­ко­пис­ное со­чи­не­ние.

ПАМЯТЬ – спо­соб­ность к вос­про­из­ве­де­нию про­шло­го опы­та, од­но из ос­нов­ных свойств нерв­ной сис­те­мы, вы­ра­жаю­щее­ся в спо­соб­но­сти дли­тель­но хра­нить ин­фор­ма­цию о со­бы­ти­ях внеш. ми­ра, ре­ак­ци­ях ор­га­низ­ма и мно­го­крат­но вво­дить ее в сфе­ру соз­на­ния и по­ве­де­ния. Вы­де­ля­ют про­цес­сы за­по­ми­на­ния, со­хра­не­ния и вос­про­из­ве­де­ния, вклю­чаю­щие уз­на­ва­ние, вос­по­ми­на­ние, соб­ст­вен­но при­по­ми­на­ние. Раз­ли­ча­ют П. про­из­воль­ную и не­про­из­воль­ную, не­по­сред­ст­вен­ную и опо­сре­до­ван­ную, крат­ко­вре­мен­ную и дол­го­вре­мен­ную. Осо­бые ви­ды П.: мо­тор­ная (П. фи­зи­че­ских дей­ст­вий), аф­фек­тив­ная или эмо­цио­наль­ная П., об­раз­ная и сло­вес­но-­ло­ги­че­ская П.

ПАМЯТЬ ФИ­ЗИЧЕСКИХ ДЕЙ­СТ­ВИЙ (бес­пред­мет­ных дей­ст­вий) – спо­соб­ность ак­те­ра, не имеющего в ру­ках ни­ка­ких пред­ме­тов и ощу­щающего их лишь с по­мо­щью сво­его во­об­ра­же­ния, про­де­лать фи­зи­че­ские дей­ст­вия так же, как ес­ли бы эти пред­ме­ты бы­ли у не­го в ру­ках. Уп­раж­не­ния на П.ф.д. тре­ни­ру­ют у ак­те­ра на­блю­да­тель­ность, сво­бо­ду мышц, раз­ви­ва­ют чув­ст­во прав­ды и ве­ры. П.ф.д. – один из прин­ци­пов иск-ва пан­то­ми­мы. Бес­пред­мет­ные дей­ст­вия час­то ста­но­вят­ся прие­мом эс­т­рад­ной вы­ра­зи­тель­но­сти. Вир­ту­оз­ное вы­пол­не­ние бес­пред­мет­ных дей­ст­вий мо­жет стать ос­но­вой лю­бо­го эс­т­рад­но­го но­ме­ра.

ПАНДУС СЦЕНИЧЕСКИЙ (от фр. pente douce – пологий скат) - наклонная плоскость на сцене, служащая для формирования горизонта сцены в уровне, превышающим его начальное значение. В искусстве зрелищ пандус дает возможность разместить творческие коллективы таким образом, чтобы все их группы были видны зрителям.

 

ПАНЕГИРИК (от лат. panegyrikus – похвальная, публичная речь) – всякое чрезмерное, безоговорочное и некритичное восхваление. В режиссуре ТПиП панегирик используется в обрядовых действиях праздника (восхваление духов природы, священных мест, времени года и т.п.). В театрализованных представлениях панегирик чаще применяется как ироничный, пародийный прием.

ПАННО (от фр.pannean – доска, стенка, панель, кусок ткани) живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для заполнения каких-либо участков стены (настенное панно), или потолка (плафон). В декоративно-художественном оформлении праздников используется для живописного, часто символического отражения темы и идеи праздничного действа, создания праздничной атмосферы.

ПА­НО­РАМА –1) вид пей­заж­ной жи­во­пи­си, ча­ще длин­ная кар­ти­на боль­ших раз­ме­ров, по­ме­щае­мая на сте­не спе­ци­аль­ной круг­ло­й формы, в цен­тре к-рой на­хо­дят­ся зри­тели. Бла­го­да­ря раз­но­го ро­да вспо­мо­га­тель­ным сред­ст­вам – ос­ве­ще­нию, зву­ко­во­му оформ­ле­нию, дви­жу­щим­ся фи­гу­рам – дос­ти­га­ет­ся ил­лю­зия ре­аль­но­го про­стран­ст­ва по все­му кру­гу го­ри­зон­та. С XVIII в. по­яв­ля­ют­ся раз­но­вид­но­сти П.: а) дио­ра­ма – кар­ти­ны с объ­ем­ным пер­вым пла­ном, ох­ва­ты­ваю­щие толь­ко часть кру­га го­ри­зон­та; б) цик­ло­ра­ма – длин­ные лен­ты с изо­бра­же­ни­ем, к-рое мед­лен­но пе­ре­ме­ща­ет­ся пе­ред гла­за­ми зри­те­ля; в) кос­мо­ра­мы, где пер­во­на­чаль­но де­мон­ст­ри­ро­ва­лось звезд­ное не­бо; 2) по­теш­ная П. (ра­ек); 3) па­но­рам­ное ки­но – вид ки­не­ма­то­гра­фа, в к-ром фильм обыч­но сни­ма­ют од­но­вре­мен­но на три ки­но­плен­ки и затем про­еци­ру­ют с трех ки­но­ап­па­ра­тов на изо­гну­тый эк­ран боль­ших раз­ме­ров; 4) часть оде­ж­ды сце­ны, жи­во­пис­ный изо­бра­зи­тель­ный фон, дви­жу­щий­ся по до­ро­гам, ус­та­нов­лен­ным на даль­них пла­нах сце­ны, по­зво­ляю­щий соз­да­вать ил­лю­зию пе­ре­ме­ще­ния (дви­же­ния) не­под­виж­ных пред­ме­тов (или ак­те­ров), на­хо­дя­щих­ся на пер­вых пла­нах. Для соз­да­ния ил­лю­зии дви­же­ния вверх или вниз ис­поль­зу­ют вер­ти­каль­ную П. (см. также: Тех­ни­ка сце­ны).

IIАНТОМИМА – 1) в древ­нем Ри­ме – тан­це­валь­ная сце­на, пе­ре­даю­щая со­дер­жа­ние дей­ст­вия и эмо­ции пер­со­на­жей при по­мо­щи ми­ми­ки, жес­тов, пла­сти­ки, без слов; 2) ми­ми­че­ское пред­став­ле­ние без слов (прин­цип «без­за­стен­чи­во­го мол­ча­ния»), раз­но­вид­ность те­ат­раль­но­го иск-ва, в к-ром ос­нов­ные сред­ст­ва соз­да­ния об­раза – пла­сти­ка, жест, ми­ми­ка, те­ло­дви­же­ние и те­ло­по­ло­же­ние – ино­гда со­про­во­ж­да­ют­ся му­зы­кой, рит­ми­че­ским ак­ком­па­не­мен­том и др. Язык П. по­зво­ля­ет соз­да­вать как пла­сти­че­ские об­ра­зы, так и ас­со­циа­тив­ные обоб­ще­ния, об­ра­зы-сим­во­лы. В П. со­от­но­ше­ние со­дер­жа­ния и фор­мы дос­ти­га­ет наи­боль­ше­го взаи­мо­про­ник­но­ве­ния по срав­не­нию с ка­ким-л. дру­гим искв-ом. Иск-во П. от­ли­ча­ет­ся от иск-ва ми­ма тем, что это те­атр без­мол­вия с де­ко­ра­тив­ным обо­зна­че­ни­ем мес­та дей­ст­вия, где ре­аль­ный пред­мет ста­но­вит­ся сим­во­лом, зна­ком, а ха­рак­те­ры и дей­ст­вия вы­ра­жа­ют­ся по­сред­ст­вом пла­сти­ки или фи­зи­че­ских дей­ст­вий, обоб­ще­нных или кон­крет­ных. В.Э. Мей­ер­хольд го­во­рил, что «что в этих без­молв­ных пье­сах ... вскры­ва­ет­ся для ак­те­ров и ре­жис­се­ров вся си­ла пер­вич­ных эл-тов те­ат­ра: си­ла мас­ки, жес­та, дви­же­ния и ин­три­ги». Од­на из осо­бен­но­стей П. – от­то­чен­ность фор­мы, чет­кость, гра­фич­ность            ста­ти­че­ско­го ри­сун­ка, что, в свою оче­редь, от­ли­ча­ет ори­ги­наль­ный жанр в це­лом. П. стро­ит­ся на вер­ном чув­ст­ве дви­же­ния, ос­но­вой к-ро­го яв­ля­ет­ся пла­сти­ка в со­че­та­нии с тем­по-рит­мом. Но об­раз­ность в П. долж­на пре­об­ла­дать над ме­ха­ни­че­ским вос­про­из­ве­де­ни­ем ре­аль­ных че­ло­ве­че­ских дей­ст­вий. Здесь, как и в тан­це, не­об­хо­ди­мы ху­до­же­ст­вен­ное обоб­ще­ние, пе­ре­ос­мыс­ле­ние жиз­нен­но­го ма­те­риа­ла, его пе­ре­ло­же­ние на язык ис­кус­ст­ва. Эмо­цио­наль­но­му рас­кры­тию об­раза, вы­ра­жае­мо­му в пла­сти­ке, по­мо­га­ет муз. дра­ма­тур­гия и шу­мо­вое оформ­ле­ние. Раз­но­об­ра­зие вы­ра­зи­тель­ных средств ро­ж­да­ет мно­го­об­ра­зие жан­ров П. (буф­фо­на­да, тра­ге­дия, гро­теск, ли­ри­ко-фи­ло­соф­ская дра­ма, эпос, пла­кат, ко­ме­дия, бур­леск, экс­цен­три­ка и др.) (см. также: Дей­ст­вие пси­хо­фи­зи­че­ское, По­за, Дви­же­ние, Пау­за, Шумы).

ПА­РАД – 1) тор­же­ст­вен­ное про­хо­ж­де­ние войск с бое­войтех­ни­кой физ­куль­тур­ных и др. кол­лек­ти­вов по слу­чаю офи­ци­аль­ных празд­неств; 2) (в цир­ке) тор­же­ст­вен­ный вы­ход нааре­ну всех уча­ст­ни­ков пред­став­ле­ния; 3) тор­же­ст­вен­ное ше­ст­вие мас­сы лю­дей, объ­е­ди­нен­ных ка­ким-л. об­ще­ст­вен­ным де­лом (П. физ­куль­тур­ни­ков, ду­хо­вых ор­ке­ст­ров). По­строе­ние, напр., во­ен­но­го П. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по «ко­роб­кам». Фор­ма оде­ж­ды – па­рад­ная, ут­вер­жден­но­го об­раз­ца. Ри­ту­ал за­кре­п­лен в во­ен­ном Ус­та­ве, по­это­му роль ре­жис­се­ра здесь сво­дит­ся к ми­ни­му­му. П. войск со­сто­ит из трех час­тей: а) по­строе­ние войск на пла­цу (пло­ща­ди) в ли­нию или ка­ре (в ви­де пря­мо­уголь­ни­ков); б) объ­езд (об­ход) войск глав­но­ко­ман­дую­щим, сда­ча-при­ем ра­пор­та; в) при­вет­ст­вие глав­но­ко­ман­дую­ще­го вой­скам; г) смотр войск – про­хо­ж­де­ние войск пе­ред три­бу­ной, где сто­ят ру­ко­во­ди­те­ли ок­ру­га, го­ро­да. го­су­дар­ст­ва. На этом эта­пе под­клю­ча­ет­ся во­ен­ная тех­ни­ка. Мар­шрут ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся рам­ка­ми пло­ща­ди, ино­гда на пло­ща­ди де­мон­ст­ри­ру­ют­ся раз­лич­ные во­ен­ные на­вы­ки, напр., прие­мы ру­ко­паш­но­го боя и проч.

ПАРАД ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ (в СССР) – мероприятие, проводившееся в сталинский период, призванное пропагандировать занятия физкультурой и спортом. С 1936 года в Москве проводились Всесоюзные физкультурные парады. В процессе подготовки парадов физкультурников были разработаны разнообразные выразительные средства спортивно-художественных представлений, многие из которых используются и в настоящее время.

ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma – пример, модель, образец) - в режиссуре ТПиП совокупность фундаментальных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая режиссерским сообществом модель истолкования и воплощения различных форм театрализации.

ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ (от др.греч. paradokos – неожиданный, странный) – неожиданность, непривычность, оригинальность, противоречивость себе, исходным посылкам, общепринятому, традиционному взгляду или здравому смыслу по содержанию и форме. (В противоположность ортодоксальности – проверенности, традиционности). В искусстве зрелищ парадоксальность – род творческого мышления, согласно которому устоявшиеся понятия приобретают новый смысл и новое значение, в обычном видится необычное.

ПАРАФРАЗ(от др.-греч. παράφρασις — пересказ) — пересказ, изложение текста своими словами. Виды переработки текста: подробное объяснение краткого текста, сокращённое изложение большого текста (адаптация), упрощённое изложение трудного для понимания текста с краткими разъяснениями, переложение прозаического текста в стихи, переложение стихов в прозу. Парафразом также может называться частичный пересказ текста.

ПАРОД – в те­ат­ре древ­ней Гре­ции про­ход на ор­хе­ст­ру ме­ж­ду ам­фи­те­ат­ром иске­ной; 2) вдрев­ней ан­тич­ной тра­ге­дии и ко­ме­дии – пер­вая всту­пи­тель­ная пес­ня хо­ра.

ПА­РОДИЯжанр в лит-ре, те­ат­ре, му­зы­ке, на эс­т­ра­де, со­дер­жа­ни­ем к-ро­го яв­ля­ет­ся соз­на­тель­ная ими­та­ция, вос­про­из­во­дя­щая в шар­жи­ро­ва­нно пре­уве­ли­чен­ном ви­де в шут­ли­вых, са­ти­ри­че­ских, иро­ни­че­ских и юмо­ри­сти­че­ских це­лях ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти ори­ги­на­ла (яв­ле­ния иск-ва или бы­та, ин­ди­ви­ду­аль­ной ма­не­ры, це­ло­го сти­ля, на­прав­ле­ния, жан­ра или сте­рео­ти­пов ре­чи, иг­ры, по­ве­де­ния); 2) под­ра­жа­ние, не­осоз­нан­но ис­ка­жаю­щее об­ра­зец, смеш­ное, ис­ка­жен­ное по­до­бие че­го-л. Ли­те­ра­тур­ная и эс­т­рад­ная П. име­ют общие разновидности: а) дру­же­ский шарж (шу­точ­ная П.), ис­клю­чаю­щий не­га­тив­ное от­но­ше­ние к объ­ек­ту; б) эго – до­б­рая на­смеш­ка,ут­ри­ро­ва­ние не­ко­то­рых ха­рак­тер­ных черт па­ро­ди­руе­мо­го объ­ек­та; в) сатирическая П., в за­да­чи к-рой входит ра­зо­бла­че­ние или вы­яв­ле­ние скры­тых от­ри­ца­тель­ных черт. Рас­про­стра­нен­ные прие­мы па­ро­ди­ро­ва­ния: а) ги­пер­бо­ли­за­ция смеш­ной чер­ты объ­ек­та и до­ве­де­ние ее до гро­те­ска;б) при­ем ко­ми­че­ско­го не­со­от­вет­ст­вия на­гро­мо­ж­де­ние по­ня­тий, обыч­но не свя­зан­ных ме­ж­ду со­бой или про­ти­во­ре­ча­щих друг дру­гу; в) при­ем двой­но­го па­ро­ди­ро­ва­ния, при к-ром па­ро­ди­ру­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но объ­ект и ус­лов­ный, ти­пи­зи­ро­ван­ный пер­со­наж, ка­ким яв­ля­ет­ся «ав­тор» (напр. па­ро­дии В. Ар­хан­гель­ско­го) (см. также: Ги­пер­бо­ла).

ПАР­ТЕР – плос­кость по­ла зри­тель­но­го за­ла с мес­та­ми для зри­те­лей, рас­по­ло­жен­ны­ми па­рал­лель­но сце­не, эс­т­ра­де, эк­ра­ну, обыч­но ни­же уров­ня сце­ны.

ПАР­ТИ­ТУРА – 1) (в му­зы­ке) нот­ная за­пись мно­го­го­лос­но­го муз. про­из­ве­де­ния, в к-рой в оп­ре­де­лен­ном по­ряд­ке да­ны пар­тии всех го­ло­сов. В П. для сим­фо­ни­че­ских ор­ке­ст­ров идут (свер­ху вниз): де­ре­вян­ные ду­хо­вые, мед­ные ду­хо­вые, удар­ные и струн­ные смыч­ко­вые; 2) (в те­ат­ра­ли­зо­ван­ном пред­став­ле­нии) со­став­ная часть ре­жис­сер­ской до­ку­мен­та­ции (см. также:  Муз. П., Ре­че­вая П., Пар­ти­ту­ра ди­на­ми­ко-ста­ти­че­ской про­ек­ции, све­то­вая П.) [4].

ПАР­ТИ­ТУРА ДИ­НАМИКО-СТА­ТИЧЕСКОЙ ПРОЕКЦИИ – со­став­ная часть ре­жис­сер­ской до­ку­мен­та­ции, в к-рой фик­си­ру­ет­ся по­сле­до­ва­тель­ность вклю­че­ния ви­део­ря­да в мас­со­вое пред­став­ле­ние. В П.д.-с.п. ука­зы­ва­ют про­ек­ци­он­ную ап­па­ра­ту­ру и тех­ни­че­ские сред­ст­ва, не­об­хо­ди­мые для вос­про­из­ве­де­ния ви­део­ря­да: ко­ли­че­ст­во кадр-про­ек­то­ров, ки­но­ус­та­но­вок, ви­део­маг­ни­то­фо­нов, эк­ра­нов, ко­ли­че­ст­во маг­ни­то­фо­нов, уси­ли­те­лей (сквоз­ных ка­на­лов), груп­пы гром­ко­го­во­ри­те­лей на сце­не и в зри­тель­ном за­ле. В П.д.-с.п. вна­ча­ле на­зы­ва­ет­ся по­ряд­ко­вый но­мер вклю­че­ния и тип про­ек­то­ра, с к-ро­го пред­по­ла­га­ет­ся вос­про­из­во­дить ви­део­фраг­мент. За­тем идет на­име­но­ва­ние это­го фраг­мен­та, напр., «порт­рет ге­роя», «па­рад на Крас­ной пло­ща­ди», «свадь­ба» и т.п., а также ре­п­ли­ки на вклю­че­ние. По­сле ре­п­ли­к ука­зы­ва­ют зву­ко­вой план вос­про­из­ве­де­ния (груп­пу гром­ко­го­во­ри­те­лей) и тех­но­ло­ги­че­ский при­ем вве­де­ния фо­но­грам­мы, напр., «рез­ко», «плав­но» и т.п. По­сле это­го сле­ду­ет ре­п­ли­ка на сня­тие зву­ка и тех­но­ло­ги­че­ский при­ем его вве­де­ния –«плав­но», «рез­ко», «до ра­кор­да» и проч. Ес­ли не­об­хо­ди­мо, то в при­ме­ча­нии мо­гут быть от­ме­че­ны тех­но­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти зву­ко­во­го со­про­во­ж­де­ния ки­но­фраг­мен­тов (со зву­ком или без не­го). В тех слу­ча­ях, ко­гда ви­део­фраг­мент да­ет­ся с «на­плы­вом», т.е. один фраг­мент вво­дит­ся во вре­мя де­мон­ст­ра­ции дру­го­го (вос­про­из­ве­де­ние с двух про­ек­то­ров), в П.д.-с.п. де­ла­ет­ся за­пись с ука­за­ни­ем по­ряд­ко­во­го но­ме­ра вклю­че­ния. Же­ла­тель­но вме­сте с П.д.-с.п. иметь эк­зем­п­ляр сце­на­рия. Сле­дя по его тек­сту за раз­ви­тия дей­ст­вия, ре­жис­сер по ди­на­ми­ко-ста­ти­сти­че­ской про­ек­ции мо­жет бо­лее уве­рен­но вво­дить ви­део­ряд в пред­став­ле­ние. П.д.-с.п. обя­за­тель­но све­ря­ет­ся с мон­таж­ным лис­том ре­жис­се­ра.

ПАР­ТИ­ТУРА ФИ­ЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ – за­пись по­сле­до­ва­тель­но­сти фи­зи­че­ских дей­ст­вий, про­из­во­ди­мых ак­те­ром при вы­пол­не­нии уп­раж­не­ния, этю­да, или при соз­да­нии ро­ли во вре­ме­ни и про­стран­ст­ве.

ПАРТНЁР (от фр. pargener – сонаследник, держащий часть) – один из участников совместного действия, участник игры с кем-нибудь (на сцене, в спорте, в картах), один из участников танца, лица и организации, сотрудничающие в каком-либо проекте. В организации ТПиП важное значение имеют партнерские отношения с заказчиком, учреждениями и организациями, творческими коллективами, арендодателями сценической площадок и т.п.

ПАСКВИЛЬ(от нем. pasguill) – клеветническое сочинение с оскорбительными нападками на кого-либо. В различные исторические эпохи искусство зрелищ выполняло задачу пропагандистского и агитационного характера, где особая роль отводилась пасквилю на противников, как на внешнеполитической арене, так и на внутреннем фронте.

ПАССАЖ (от фр. passage – проход) 1. Крытая галерея с рядом магазинов, имеющая выход на параллельные улицы. 2. Странный, неожиданный случай. 3. Связный отрывок какого-либо текста. 4. Музыкальный прием. В режиссуре и сценаристике ТПиП – неожиданный поворот сюжета постановки.

ПАСТОРАЛЬ (от лат. pastorale – пастушеский, сельский) - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. В режиссуре ТПиП может быть жанровым определением театрализованного представления или его эпизода с соответствующими постановочными приемами и способами актерского существования.

ПАТЕТИКА (от греч. pathetikos – возбужденный, пылкий, страстный) - возвышенный, взволнованный тон в высказывании, показе чего-либо. В режиссуре ТПиП патетичность присуща такому типу праздничного действия как торжество. Необходимо учитывать, что излишняя патетика действия может вызвать чувство неловкости, неприятия зрителей и участников праздника.

ПАТИ(или ПАРТИ) – жар­го­низм, воз­ник­ший из транс­ли­те­ра­ции анг­лий­ско­го сло­ва «party»:1. То же, что и ве­че­рин­ка; 2. Груп­па в ро­ле­вых иг­рах.

ПАУЗА (лат. – пре­кра­ще­ние, ос­та­нов­ка) – 1) пе­ре­рыв в про­стран­ст­ве или во вре­ме­ни; 2) (муз.) пе­ре­рыв в зву­ча­нии од­но­го, не­сколь­ких или всех го­ло­сов муз. со­чи­не­ния; знак в нот­ном пись­ме, обо­зна­чаю­щий этот пе­ре­рыв; 3) пе­ре­рыв в те­че­нии ре­чи; раз­ли­ча­ют­ся П. смы­сло­вая и рит­ми­че­ская (в сти­хе); 4) (в те­ат­ре) вы­ра­зи­тель­ное сред­ст­во ре­жис­се­ра и ак­те­ра. Пси­хо­ло­ги­че­ская ос­но­ва П. за­клю­ча­ет­ся в пе­ре­хо­де от од­ной ус­та­нов­ки к др., бо­лее слож­ной, про­дик­то­ван­ной мо­ти­вом, не­по­сред­ст­вен­но вы­ра­жаю­щим по­треб­ность. П. воз­ни­ка­ет при раз­ры­ве в во­об­ра­же­нии и сме­не мо­ти­вов, об­на­ру­жи­вая тем са­мым под­текст, внутр. мо­но­лог, вто­рой (ак­тер­ский) план. Имен­но при та­кой на­пря­жен­но­сти внут­рен­ней жиз­ни, при пре­дель­ной фор­ме внутр. дей­ст­вия, внеш.сред­ст­ва вы­ра­зи­тель­но­сти ис­че­за­ют, а си­ла «лу­че­ис­пус­ка­ния» и «лу­че­вос­прия­тия» воз­рас­та­ет. В П., в мо­мент ин­тим­но­го по­сти­же­ния се­бя, ак­тер ус­та­нав­ли­ва­ет кон­такт со зри­те­лем на не­осоз­нан­ном уров­не. П. – это та­кое дей­ст­вие без слов, на ко­то­рое соз­на­тель­но об­ра­ще­но вни­ма­ние зри­тель­но­го за­ла. П., в к-рой ни­че­го не про­ис­хо­дит, П., не по­ло­жен­ная на ак­тив­ное дей­ст­вие, – пус­тое ме­сто. П. не­пре­мен­но па­да­ет на наи­бо­лее важ­ные в жиз­ни пер­со­на­жа ми­ну­ты, тре­бую­щие на­пря­жен­ной ра­бо­ты мыс­ли, во­ли, чув­ст­ва. П. все­гда при­над­ле­жит ко­му-то. Пау­зу по­лу­ча­ют, пе­ре­да­ют, дер­жат, вру­ча­ют, от­би­ра­ют. П., не имею­щая «хо­зяи­на», ни­кем не взя­тая на се­бя, ста­но­вит­ся пус­той, ос­та­нав­ли­ваю­щей дей­ст­вие. П. под­раз­де­ля­ют­ся на  авторские (сю­жет­ные) и режиссерские (ак­цен­ти­рую­щие), к-рые мо­гут быть вве­де­ны по­ста­нов­щи­ком иак­те­ром в зо­не им­про­ви­за­ции.Как струк­тур­ный мо­мент дей­ст­вия, П. вы­пол­ня­ет роль точ­ки, во­про­са, мно­го­то­чия. Она мо­жет быть пре­ду­смот­ре­на и ав­то­ром, и ре­жис­се­ром как сим­вол, вхо­дя­щий в об­раз (напр. точ­ки в фи­на­ле «Бо­ри­са Го­ду­но­ва» и «Ре­ви­зо­ра»). П., предшествующая действию, под­го­тав­ли­ва­ет зри­те­ля к вос­при­ятию дей­ст­вия пред­стоя­ще­го, П., следующая за действием, сум­ми­ру­ет и уг­луб­ля­ет для зри­те­ля по­лу­чен­ное им впе­чат­ле­ние от дей­ст­вия, свер­шив­ше­го­ся. П. в мас­со­вом дей­ст­вии, в кон­цер­те, пред­став­ле­нии со­сре­до­то­чи­ва­ет вни­ма­ние зри­те­лей, соз­да­ет на­пря­же­ние вни­ма­ния пе­ред на­ча­лом пред­став­ле­ния, кон­церт­но­го но­ме­ра. Зри­тель­но она может быть вы­ра­же­на в ста­тич­ной жи­вой кар­ти­не (ми­зан­сце­не). Осо­бое внут­рен­нее на­пря­же­ние име­ет пе­ре­ход­ная П. в куль­ми­на­ции дей­ст­вия. Че­ре­до­ва­ние внеш. дви­же­ния и пе­ре­ход­ных П. (в тан­це – тан­це­валь­ных поз и тан­це­валь­ных дви­же­ний, в те­ат­ре – ми­зан­сцен) соз­да­ет пла­сти­че­ский ри­су­нок об­раз­но­го дей­ст­вия и его ду­хов­ное на­пря­же­ние.

ПАУЗА ЛОГИЧЕСКАЯ при­да­ет зву­ча­щей ре­чи строй­ность и ор­га­ни­зо­ван­ность, она в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев сов­па­да­ет со зна­ка­ми пре­пи­на­ния в пись­мен­ной ре­чи и под­чи­ня­ет­ся оп­ре­де­лен­ным за­ко­нам.

ПАУЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (ху­до­же­ст­вен­ная) – од­но из силь­ней­ших средств вы­ра­зи­тель­но­сти. Она да­ет жизнь мыс­ли, фра­зе и так­ту, ста­ра­ясь пе­ре­дать их под­текст. Ес­ли без ло­ги­че­ской П. речь без­гра­мот­на, то без пси­хо­ло­ги­че­ской она без­жиз­нен­на. Пси­хо­ло­ги­че­скую П. на­зы­ва­ют крас­но­ре­чи­вым мол­ча­ни­ем. Она под­чи­ня­ет­ся толь­ко за­ко­нам ее внутр. ху­до­же­ст­вен­но­го оп­рав­да­ния. На­стоя­щая ху­до­же­ст­вен­ная П. все­гда за­пол­не­на ак­тив­ной ра­бо­той мыс­ли, со­пе­ре­жи­ва­ни­ем, ни­ко­гда не бы­ва­ет внут­рен­не без­дей­ст­вен­ной, что вы­ра­жа­ет­ся в из­лу­че­нии глаз ак­те­ра, в по­зе, жес­тах, иду­щих от глу­би­ны ду­ши ивы­ра­жаю­щие ее со­кро­вен­ные дви­же­ния. Зло­упот­реб­ле­ние же пси­хо­ло­ги­че­ской пау­зой ос­та­нав­ли­ва­ет дей­ст­вие. Из пси­хо­ло­ги­че­ской П. не­ред­ко соз­да­ют­ся це­лые сце­ны, к-рые на­зы­ва­ют­ся «гастрольными  пау­за­ми» (Ста­ни­слав­ский).ПсихологическаяП. воз­ни­ка­ет то­гда, ко­гда ак­тер в про­цес­се ра­бо­ты на­ко­пил дос­та­точ­ный ма­те­ри­ал по оцен­ке пред­ла­гае­мых об­стоя­тельств, ко­гда ему аб­со­лют­но яс­на ли­ния дей­ст­вия, ко­гда при­ро­да со­стоя­ния дей­ст­вую­ще­го ли­ца ему не толь­ко по­нят­на, но он внут­рен­не и внеш­не вла­де­ет ее тем­по- рит­мом. Уме­ние вы­ра­зить ком­плекс мыс­лей и чувств в П. це­ли­ком за­ви­сит от ин­тен­сив­но­сти «внутр. мо­но­ло­гов», от бес­пре­рыв­но­го хо­да мыс­лей, воз­ни­каю­щих от оцен­ки пред­ла­гае­мых об­стоя­тельств; 5) (в ре­жис­су­ре те­ат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ний) П. – внеш. ос­та­нов­ка дей­ст­вия. Это та­кое внеш­не ста­тич­ное бес­сло­вес­ное внут­рен­нее дей­ст­вие, на к-рое соз­на­тель­но об­ра­ще­но вни­ма­ние. Это мо­мент раз­ряд­ки зри­тель­ско­го на­пря­же­ния или куль­ми­на­ци­он­ный мо­мент внутр. пе­ре­хо­да од­но­го дей­ст­вия в дру­гое. Начальная П. вво­дит в дей­ст­вие, переходные П. вы­ра­жа­ют внут­рен­нее на­пря­же­ние пе­ре­лом­ных мо­мен­тов дей­ст­вия, финальные П. да­ют воз­мож­ность осоз­нать и за­кре­пить впе­чат­ле­ние от дей­ст­вия. Дер­жать П. – зна­чит дер­жать вни­ма­ние зри­те­лей. Раз­ли­ча­ют так­же: случайные П. («на­клад­ки»), к-рые воз­ни­ка­ют, ес­ли ак­тер или ве­ду­щий не вовре­мя вы­хо­дят на сце­ну, за­меш­кав­шись в ку­ли­сах или за­дер­жав­шись в гри­мер­ной; сознательные, упот­реб­ляе­мые, напр., кон­фе­ран­сье для пе­ре­строй­ки вос­при­ятие за­ла с од­но­го ви­да иск-ва на дру­гой, что­бы зри­те­ли ус­пе­ли «уло­жить» в сво­ем во­об­ра­же­нии те об­ра­зы, мыс­ли и чув­ст­ва, к-рые толь­ко что воз­ник­ли у них; вынужденные П., не про­дик­то­ван­ные ка­ки­ми-л. ху­до­же­ст­вен­ны­ми со­об­ра­же­ния­ми (напр. по слу­чай­ным при­чи­нам за­дер­жи­ва­ет­ся под­го­тов­ка к вы­хо­ду на сце­ну од­но­го из ис­пол­ни­те­лей).

ПАФОС (от греч. pathos – воодушевление) - 1. Душевный подъем, возвышенный, торжественный или трагический стиль риторики. 2. Наигранность, преувеличенная драматичность. 3. Идея, замысел чего-либо. В режиссуре ТПиП следует избегать ложного пафоса, наигранности, в тоже время пафос необходимый элемент праздничного действия, способствующий воодушевлению, праздничному эмоциональному настрою участников и зрителей.

ПАЯЦ(от итал. pagliaccio) - комический персонаж старинного народного итальянского театра. В широком смысле слова - шут, клоун.

ПЕРВЫЙ ПЛАН – про­стран­ст­во от крас­ной ли­нии до пер­вой па­ры ку­лис. П.п. до­пус­ка­ет боль­шую сво­бо­ду дви­же­ния и боль­ший объ­ем ком­по­зи­ции, чем на аван­сце­не. Ес­ли в по­ста­нов­ке ра­бо­та­ет ос­нов­ной за­на­вес или су­пер, а по по­жар­ным ус­ло­ви­ям де­ко­ра­ция не мо­жет за­хо­дить за крас­ную ли­нию, ре­жис­сер, что­бы не слиш­ком «вы­ры­вать» ак­те­ра из де­ко­ра­ции, ог­ра­ни­чи­ва­ет поль­зо­ва­ние про­сце­ниу­мом, П.п. тогда ста­но­вит­ся ос­нов­ной плос­ко­стью дви­же­ния пер­со­на­жей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.