|
||||||
Режиссура театрализованных представлений и праздников 1 страницаСтр 1 из 23Следующая ⇒
ФГБОУ ВО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ» Кафедра режиссуры эстрады и театрализованных представлений
Режиссура театрализованных представлений и праздников Учебный терминологический словарь для студентов
Часть II
Пятое издание
Улан-Удэ Издательско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК
УДК 394.2(034) ББК Щ34я21 Р 339 Утверждено редакционно-издательским Советом ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры»
Рецензенты: Герасимова О.А., профессор кафедры РЭиТП, засл. работник культуры РФ Русинов В.Л. профессор кафедры РЭиТП, засл. работник культуры РФ
Настоящий учебный терминологический словарьпредназначен для развития «понятийного аппарата» студентов специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Это компилятивное издание содержит основные понятия и термины, применяемые в сценарной и классической драматургии, а также в режиссуре эстрады, праздников и представлений. При составлении словаря были использованы материалы энциклопедических и справочных изданий, созданных известными в отрасли специалистами и преподавателями некоторых профильных вузов России.
УДК 394.2(034) ББК Щ34я21 © сост. Столбовский В.Г., Добрынин С.А., 2010-2015.
П ПАБЛИК-РИЛЕЙШНЗ, ПИАР(от англ. public Relations – связи с общественностью, отношения с общественностью, общественные связи, общественные отношения, общественное взаимодействие; сокращённо: PR – пиар) - технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации – фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. В широком смысле – управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных органов или коммерческих структур, в том числе, для объективного осмысления социальных, политических или экономических процессов. ПАБЛИСИТИ(от англ. publicity) - публичность, известность, популярность; рекламирование средствами массовой информации. IIАДУГА – часть одежды сцены, полотнище, горизонтальное подвешенное на штанге к верху сцены. Несколько планов П. образуют своеобразный «потолок» над сценической площадкой, к-рый зритель видит из зала. Количество падуг определяется количеством софитов. По месту использования различают: а) подзор – первая П. сцены; так же называют декоративную ткань, перекрывающую в ярусных залах верхнюю часть зеркала сцены; б) П. портальльную – арлекин, к-рая оформляет зеркало сцены и является частью интерьера зрительного зала. П. портальная должна согласовываться по цвету и фактуре с его архитектурой, а также с портальной кулисой, с антрактным раздвижным и подъемно-опускным занавесами; в) П. поплановые, находящиеся на условной границе между планами сцены. По технологии изготовления различают: а) П. со смывом – П., набранная из нескольких слоев тюля и плотной ткани, которая используется в пейзажных картинах, чтобы назойливо не лезть в глаза зрителям; б) П.-кроны, создающие иллюзию крон деревьев аппликационным методом на тюле; в) тент-П., имеющую жесткий каркас, благодаря которому она может подвешиваться горизонтально и наклонно. Сам тент изготавливается способом аппликации на сетке или тюле. Благодаря своей ажурности, он хорошо высвечивается световой аппаратурой и создает естественные блики на декорациях и актерах (см. также:Техника сцены). ПАМФЛЕТ(от англ. pamphlet) - разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей. Задача памфлета состоит в том, чтобы осмеять, предать позору данное явление, данное лицо. Памфлет, создавая образ разоблачаемого деятеля, стремится представить его как определенную индивидуальность – бичует его в его политической жизни, быту, индивидуальных особенностях, для того чтобы сделать ещё сильнее удар по политической линии, им представляемой. В большинстве европейских языков (английском, немецком, голландском, шведском и др.) слово имеет более узкое значение – памфлетами называют лишь печатные произведения. В русском языке под памфлетом может подразумеваться и рукописное сочинение. ПАМЯТЬ – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внеш. мира, реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающие узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают П. произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную, кратковременную и долговременную. Особые виды П.: моторная (П. физических действий), аффективная или эмоциональная П., образная и словесно-логическая П. ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ (беспредметных действий) – способность актера, не имеющего в руках никаких предметов и ощущающего их лишь с помощью своего воображения, проделать физические действия так же, как если бы эти предметы были у него в руках. Упражнения на П.ф.д. тренируют у актера наблюдательность, свободу мышц, развивают чувство правды и веры. П.ф.д. – один из принципов иск-ва пантомимы. Беспредметные действия часто становятся приемом эстрадной выразительности. Виртуозное выполнение беспредметных действий может стать основой любого эстрадного номера. ПАНДУС СЦЕНИЧЕСКИЙ (от фр. pente douce – пологий скат) - наклонная плоскость на сцене, служащая для формирования горизонта сцены в уровне, превышающим его начальное значение. В искусстве зрелищ пандус дает возможность разместить творческие коллективы таким образом, чтобы все их группы были видны зрителям.
ПАНЕГИРИК (от лат. panegyrikus – похвальная, публичная речь) – всякое чрезмерное, безоговорочное и некритичное восхваление. В режиссуре ТПиП панегирик используется в обрядовых действиях праздника (восхваление духов природы, священных мест, времени года и т.п.). В театрализованных представлениях панегирик чаще применяется как ироничный, пародийный прием. ПАННО (от фр.pannean – доска, стенка, панель, кусок ткани) живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для заполнения каких-либо участков стены (настенное панно), или потолка (плафон). В декоративно-художественном оформлении праздников используется для живописного, часто символического отражения темы и идеи праздничного действа, создания праздничной атмосферы. ПАНОРАМА –1) вид пейзажной живописи, чаще длинная картина больших размеров, помещаемая на стене специальной круглой формы, в центре к-рой находятся зрители. Благодаря разного рода вспомогательным средствам – освещению, звуковому оформлению, движущимся фигурам – достигается иллюзия реального пространства по всему кругу горизонта. С XVIII в. появляются разновидности П.: а) диорама – картины с объемным первым планом, охватывающие только часть круга горизонта; б) циклорама – длинные ленты с изображением, к-рое медленно перемещается перед глазами зрителя; в) косморамы, где первоначально демонстрировалось звездное небо; 2) потешная П. (раек); 3) панорамное кино – вид кинематографа, в к-ром фильм обычно снимают одновременно на три кинопленки и затем проецируют с трех киноаппаратов на изогнутый экран больших размеров; 4) часть одежды сцены, живописный изобразительный фон, движущийся по дорогам, установленным на дальних планах сцены, позволяющий создавать иллюзию перемещения (движения) неподвижных предметов (или актеров), находящихся на первых планах. Для создания иллюзии движения вверх или вниз используют вертикальную П. (см. также: Техника сцены). IIАНТОМИМА – 1) в древнем Риме – танцевальная сцена, передающая содержание действия и эмоции персонажей при помощи мимики, жестов, пластики, без слов; 2) мимическое представление без слов (принцип «беззастенчивого молчания»), разновидность театрального иск-ва, в к-ром основные средства создания образа – пластика, жест, мимика, телодвижение и телоположение – иногда сопровождаются музыкой, ритмическим аккомпанементом и др. Язык П. позволяет создавать как пластические образы, так и ассоциативные обобщения, образы-символы. В П. соотношение содержания и формы достигает наибольшего взаимопроникновения по сравнению с каким-л. другим искв-ом. Иск-во П. отличается от иск-ва мима тем, что это театр безмолвия с декоративным обозначением места действия, где реальный предмет становится символом, знаком, а характеры и действия выражаются посредством пластики или физических действий, обобщенных или конкретных. В.Э. Мейерхольд говорил, что «что в этих безмолвных пьесах ... вскрывается для актеров и режиссеров вся сила первичных эл-тов театра: сила маски, жеста, движения и интриги». Одна из особенностей П. – отточенность формы, четкость, графичность статического рисунка, что, в свою очередь, отличает оригинальный жанр в целом. П. строится на верном чувстве движения, основой к-рого является пластика в сочетании с темпо-ритмом. Но образность в П. должна преобладать над механическим воспроизведением реальных человеческих действий. Здесь, как и в танце, необходимы художественное обобщение, переосмысление жизненного материала, его переложение на язык искусства. Эмоциональному раскрытию образа, выражаемому в пластике, помогает муз. драматургия и шумовое оформление. Разнообразие выразительных средств рождает многообразие жанров П. (буффонада, трагедия, гротеск, лирико-философская драма, эпос, плакат, комедия, бурлеск, эксцентрика и др.) (см. также: Действие психофизическое, Поза, Движение, Пауза, Шумы). ПАРАД – 1) торжественное прохождение войск с боевойтехникой физкультурных и др. коллективов по случаю официальных празднеств; 2) (в цирке) торжественный выход наарену всех участников представления; 3) торжественное шествие массы людей, объединенных каким-л. общественным делом (П. физкультурников, духовых оркестров). Построение, напр., военного П. осуществляется по «коробкам». Форма одежды – парадная, утвержденного образца. Ритуал закреплен в военном Уставе, поэтому роль режиссера здесь сводится к минимуму. П. войск состоит из трех частей: а) построение войск на плацу (площади) в линию или каре (в виде прямоугольников); б) объезд (обход) войск главнокомандующим, сдача-прием рапорта; в) приветствие главнокомандующего войскам; г) смотр войск – прохождение войск перед трибуной, где стоят руководители округа, города. государства. На этом этапе подключается военная техника. Маршрут ограничивается рамками площади, иногда на площади демонстрируются различные военные навыки, напр., приемы рукопашного боя и проч. ПАРАД ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ (в СССР) – мероприятие, проводившееся в сталинский период, призванное пропагандировать занятия физкультурой и спортом. С 1936 года в Москве проводились Всесоюзные физкультурные парады. В процессе подготовки парадов физкультурников были разработаны разнообразные выразительные средства спортивно-художественных представлений, многие из которых используются и в настоящее время. ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma – пример, модель, образец) - в режиссуре ТПиП совокупность фундаментальных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая режиссерским сообществом модель истолкования и воплощения различных форм театрализации. ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ (от др.греч. paradokos – неожиданный, странный) – неожиданность, непривычность, оригинальность, противоречивость себе, исходным посылкам, общепринятому, традиционному взгляду или здравому смыслу по содержанию и форме. (В противоположность ортодоксальности – проверенности, традиционности). В искусстве зрелищ парадоксальность – род творческого мышления, согласно которому устоявшиеся понятия приобретают новый смысл и новое значение, в обычном видится необычное. ПАРАФРАЗ(от др.-греч. παράφρασις — пересказ) — пересказ, изложение текста своими словами. Виды переработки текста: подробное объяснение краткого текста, сокращённое изложение большого текста (адаптация), упрощённое изложение трудного для понимания текста с краткими разъяснениями, переложение прозаического текста в стихи, переложение стихов в прозу. Парафразом также может называться частичный пересказ текста. ПАРОД – в театре древней Греции проход на орхестру между амфитеатром искеной; 2) вдревней античной трагедии и комедии – первая вступительная песня хора. ПАРОДИЯ – жанр в лит-ре, театре, музыке, на эстраде, содержанием к-рого является сознательная имитация, воспроизводящая в шаржированно преувеличенном виде в шутливых, сатирических, иронических и юмористических целях характерные особенности оригинала (явления иск-ва или быта, индивидуальной манеры, целого стиля, направления, жанра или стереотипов речи, игры, поведения); 2) подражание, неосознанно искажающее образец, смешное, искаженное подобие чего-л. Литературная и эстрадная П. имеют общие разновидности: а) дружеский шарж (шуточная П.), исключающий негативное отношение к объекту; б) эго – добрая насмешка,утрирование некоторых характерных черт пародируемого объекта; в) сатирическая П., в задачи к-рой входит разоблачение или выявление скрытых отрицательных черт. Распространенные приемы пародирования: а) гиперболизация смешной черты объекта и доведение ее до гротеска;б) прием комического несоответствия – нагромождение понятий, обычно не связанных между собой или противоречащих друг другу; в) прием двойного пародирования, при к-ром пародируется непосредственно объект и условный, типизированный персонаж, каким является «автор» (напр. пародии В. Архангельского) (см. также: Гипербола). ПАРТЕР – плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, расположенными параллельно сцене, эстраде, экрану, обычно ниже уровня сцены. ПАРТИТУРА – 1) (в музыке) нотная запись многоголосного муз. произведения, в к-рой в определенном порядке даны партии всех голосов. В П. для симфонических оркестров идут (сверху вниз): деревянные духовые, медные духовые, ударные и струнные смычковые; 2) (в театрализованном представлении) составная часть режиссерской документации (см. также: Муз. П., Речевая П., Партитура динамико-статической проекции, световая П.) [4]. ПАРТИТУРА ДИНАМИКО-СТАТИЧЕСКОЙ ПРОЕКЦИИ – составная часть режиссерской документации, в к-рой фиксируется последовательность включения видеоряда в массовое представление. В П.д.-с.п. указывают проекционную аппаратуру и технические средства, необходимые для воспроизведения видеоряда: количество кадр-проекторов, киноустановок, видеомагнитофонов, экранов, количество магнитофонов, усилителей (сквозных каналов), группы громкоговорителей на сцене и в зрительном зале. В П.д.-с.п. вначале называется порядковый номер включения и тип проектора, с к-рого предполагается воспроизводить видеофрагмент. Затем идет наименование этого фрагмента, напр., «портрет героя», «парад на Красной площади», «свадьба» и т.п., а также реплики на включение. После реплик указывают звуковой план воспроизведения (группу громкоговорителей) и технологический прием введения фонограммы, напр., «резко», «плавно» и т.п. После этого следует реплика на снятие звука и технологический прием его введения –«плавно», «резко», «до ракорда» и проч. Если необходимо, то в примечании могут быть отмечены технологические особенности звукового сопровождения кинофрагментов (со звуком или без него). В тех случаях, когда видеофрагмент дается с «наплывом», т.е. один фрагмент вводится во время демонстрации другого (воспроизведение с двух проекторов), в П.д.-с.п. делается запись с указанием порядкового номера включения. Желательно вместе с П.д.-с.п. иметь экземпляр сценария. Следя по его тексту за развития действия, режиссер по динамико-статистической проекции может более уверенно вводить видеоряд в представление. П.д.-с.п. обязательно сверяется с монтажным листом режиссера. ПАРТИТУРА ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ – запись последовательности физических действий, производимых актером при выполнении упражнения, этюда, или при создании роли во времени и пространстве. ПАРТНЁР (от фр. pargener – сонаследник, держащий часть) – один из участников совместного действия, участник игры с кем-нибудь (на сцене, в спорте, в картах), один из участников танца, лица и организации, сотрудничающие в каком-либо проекте. В организации ТПиП важное значение имеют партнерские отношения с заказчиком, учреждениями и организациями, творческими коллективами, арендодателями сценической площадок и т.п. ПАСКВИЛЬ(от нем. pasguill) – клеветническое сочинение с оскорбительными нападками на кого-либо. В различные исторические эпохи искусство зрелищ выполняло задачу пропагандистского и агитационного характера, где особая роль отводилась пасквилю на противников, как на внешнеполитической арене, так и на внутреннем фронте. ПАССАЖ (от фр. passage – проход) 1. Крытая галерея с рядом магазинов, имеющая выход на параллельные улицы. 2. Странный, неожиданный случай. 3. Связный отрывок какого-либо текста. 4. Музыкальный прием. В режиссуре и сценаристике ТПиП – неожиданный поворот сюжета постановки. ПАСТОРАЛЬ (от лат. pastorale – пастушеский, сельский) - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. В режиссуре ТПиП может быть жанровым определением театрализованного представления или его эпизода с соответствующими постановочными приемами и способами актерского существования. ПАТЕТИКА (от греч. pathetikos – возбужденный, пылкий, страстный) - возвышенный, взволнованный тон в высказывании, показе чего-либо. В режиссуре ТПиП патетичность присуща такому типу праздничного действия как торжество. Необходимо учитывать, что излишняя патетика действия может вызвать чувство неловкости, неприятия зрителей и участников праздника. ПАТИ(или ПАРТИ) – жаргонизм, возникший из транслитерации английского слова «party»:1. То же, что и вечеринка; 2. Группа в ролевых играх. ПАУЗА (лат. – прекращение, остановка) – 1) перерыв в пространстве или во времени; 2) (муз.) перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов муз. сочинения; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв; 3) перерыв в течении речи; различаются П. смысловая и ритмическая (в стихе); 4) (в театре) выразительное средство режиссера и актера. Психологическая основа П. заключается в переходе от одной установки к др., более сложной, продиктованной мотивом, непосредственно выражающим потребность. П. возникает при разрыве в воображении и смене мотивов, обнаруживая тем самым подтекст, внутр. монолог, второй (актерский) план. Именно при такой напряженности внутренней жизни, при предельной форме внутр. действия, внеш.средства выразительности исчезают, а сила «лучеиспускания» и «лучевосприятия» возрастает. В П., в момент интимного постижения себя, актер устанавливает контакт со зрителем на неосознанном уровне. П. – это такое действие без слов, на которое сознательно обращено внимание зрительного зала. П., в к-рой ничего не происходит, П., не положенная на активное действие, – пустое место. П. непременно падает на наиболее важные в жизни персонажа минуты, требующие напряженной работы мысли, воли, чувства. П. всегда принадлежит кому-то. Паузу получают, передают, держат, вручают, отбирают. П., не имеющая «хозяина», никем не взятая на себя, становится пустой, останавливающей действие. П. подразделяются на авторские (сюжетные) и режиссерские (акцентирующие), к-рые могут быть введены постановщиком иактером в зоне импровизации.Как структурный момент действия, П. выполняет роль точки, вопроса, многоточия. Она может быть предусмотрена и автором, и режиссером как символ, входящий в образ (напр. точки в финале «Бориса Годунова» и «Ревизора»). П., предшествующая действию, подготавливает зрителя к восприятию действия предстоящего, П., следующая за действием, суммирует и углубляет для зрителя полученное им впечатление от действия, свершившегося. П. в массовом действии, в концерте, представлении сосредоточивает внимание зрителей, создает напряжение внимания перед началом представления, концертного номера. Зрительно она может быть выражена в статичной живой картине (мизансцене). Особое внутреннее напряжение имеет переходная П. в кульминации действия. Чередование внеш. движения и переходных П. (в танце – танцевальных поз и танцевальных движений, в театре – мизансцен) создает пластический рисунок образного действия и его духовное напряжение. ПАУЗА ЛОГИЧЕСКАЯ придает звучащей речи стройность и организованность, она в большинстве случаев совпадает со знаками препинания в письменной речи и подчиняется определенным законам. ПАУЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (художественная) – одно из сильнейших средств выразительности. Она дает жизнь мысли, фразе и такту, стараясь передать их подтекст. Если без логической П. речь безграмотна, то без психологической она безжизненна. Психологическую П. называют красноречивым молчанием. Она подчиняется только законам ее внутр. художественного оправдания. Настоящая художественная П. всегда заполнена активной работой мысли, сопереживанием, никогда не бывает внутренне бездейственной, что выражается в излучении глаз актера, в позе, жестах, идущих от глубины души ивыражающие ее сокровенные движения. Злоупотребление же психологической паузой останавливает действие. Из психологической П. нередко создаются целые сцены, к-рые называются «гастрольными паузами» (Станиславский).ПсихологическаяП. возникает тогда, когда актер в процессе работы накопил достаточный материал по оценке предлагаемых обстоятельств, когда ему абсолютно ясна линия действия, когда природа состояния действующего лица ему не только понятна, но он внутренне и внешне владеет ее темпо- ритмом. Умение выразить комплекс мыслей и чувств в П. целиком зависит от интенсивности «внутр. монологов», от беспрерывного хода мыслей, возникающих от оценки предлагаемых обстоятельств; 5) (в режиссуре театрализованных представлений) П. – внеш. остановка действия. Это такое внешне статичное бессловесное внутреннее действие, на к-рое сознательно обращено внимание. Это момент разрядки зрительского напряжения или кульминационный момент внутр. перехода одного действия в другое. Начальная П. вводит в действие, переходные П. выражают внутреннее напряжение переломных моментов действия, финальные П. дают возможность осознать и закрепить впечатление от действия. Держать П. – значит держать внимание зрителей. Различают также: случайные П. («накладки»), к-рые возникают, если актер или ведущий не вовремя выходят на сцену, замешкавшись в кулисах или задержавшись в гримерной; сознательные, употребляемые, напр., конферансье для перестройки восприятие зала с одного вида иск-ва на другой, чтобы зрители успели «уложить» в своем воображении те образы, мысли и чувства, к-рые только что возникли у них; вынужденные П., не продиктованные какими-л. художественными соображениями (напр. по случайным причинам задерживается подготовка к выходу на сцену одного из исполнителей). ПАФОС (от греч. pathos – воодушевление) - 1. Душевный подъем, возвышенный, торжественный или трагический стиль риторики. 2. Наигранность, преувеличенная драматичность. 3. Идея, замысел чего-либо. В режиссуре ТПиП следует избегать ложного пафоса, наигранности, в тоже время пафос необходимый элемент праздничного действия, способствующий воодушевлению, праздничному эмоциональному настрою участников и зрителей. ПАЯЦ(от итал. pagliaccio) - комический персонаж старинного народного итальянского театра. В широком смысле слова - шут, клоун. ПЕРВЫЙ ПЛАН – пространство от красной линии до первой пары кулис. П.п. допускает большую свободу движения и больший объем композиции, чем на авансцене. Если в постановке работает основной занавес или супер, а по пожарным условиям декорация не может заходить за красную линию, режиссер, чтобы не слишком «вырывать» актера из декорации, ограничивает пользование просцениумом, П.п. тогда становится основной плоскостью движения персонажей.
|
||||||
|