Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей ведется некоммерческими организациями, в т.ч. общественными объединениями (организациями). 2 страница



5. Установление субъектами Российской Федерации в соответствии с абзацем третьим пункта 3 настоящей статьи мер по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в транспортных средствах общего пользования осуществляется с учетом заключаемых соглашений между субъектами Российской Федерации о порядке применения этих мер, если маршруты следования указанных транспортных средств проходят по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

6. Для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, создаются экспертные комиссии. Порядок формирования и порядок деятельности таких комиссий устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

7. Органы местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи и в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации, могут определять на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не допускается.

8. Законами субъектов Российской Федерации за несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда может устанавливаться административная ответственность.

 

Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

 

1. Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, осуществляется федеральными органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

3. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в Российской Федерации, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.

4. При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи, законодательством Российской Федерации.

Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.

В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия суд, принимая решение о применении указанных мер, за исключением такой меры, как помещение в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, вправе признать необходимым проведение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.

 

Глава III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИЙ

ПРАВ РЕБЕНКА

 

Статья 16. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие гарантии прав ребенка в Российской Федерации

 

1. Компетенция федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других областях в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

3. Компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

 

Статьи 17 - 20. Утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

 

Статья 21. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей

 

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

Финансирование федеральных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

 

Статья 22. Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации

 

(в ред. Федерального закона от 20.07.2000 N 103-ФЗ)

 

Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации ежегодно разрабатывается в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей в Российской Федерации и тенденциях его изменения.

Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации представляется Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок его разработки, распространения, в том числе опубликования, определяется Правительством Российской Федерации.

 

Глава IV. ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

 

Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Федерального закона

 

1. Родители (лица, их заменяющие), а также лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.

2. При рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка государственная пошлина не взимается.

 

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункт 3 статьи 7, пункт 3 статьи 9, пункты 3, 4, 6, 7 статьи 13, пункт 3 статьи 15 и пункт 2 статьи 23 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 1999 года.

3. Статья 8 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2000 года.

 

Статья 25. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

 

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

24 июля 1998 года

N 124-ФЗ

 

 

 

 

 

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

 

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 24 ИЮЛЯ 1998 Г. N 124-ФЗ

"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 18 ноября 2009 года

 

О.В. КУЗНЕЦОВА

 

Кузнецова Оксана Владимировна - юрист крупной юридической фирмы г. Саратова, специалист в сфере гражданского и социального права, автор ряда работ, посвященных наиболее острым социальным проблемам защиты детей, инвалидов и иных незащищенных слоев населения, в том числе Комментария к Федеральному закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

 

Настоящее издание содержит постатейный комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Комментируемый Закон направлен на обеспечение основных гарантий прав и законных интересов ребенка, на создание правовых, социально-экономических условий для полной реализации прав и законных интересов ребенка. Государство гарантирует особую защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как наименее защищенной категории граждан.

В Законе сформулированы основные нормы, с помощью которых государство комплексно регулирует отношения с участием детей в сфере образования, науки, культуры, медицины, социальных льгот и выплат, в жилищной сфере, в области средств массовой информации и прочих областях.

Комментарий предназначен для широкого круга читателей. При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативные правовые акты по состоянию на 18 ноября 2009 года.

 

24 июля 1998 года N 124-ФЗ


 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ,

от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.04.2009 N 71-ФЗ,

от 03.06.2009 N 118-ФЗ)

 

Комментарий к преамбуле

 

Преамбула закона является обязательным атрибутом большинства федеральных законов.

Прежде всего, в преамбуле комментируемого Закона установлено основное содержание Закона, а именно "основные гарантии прав и законных интересов ребенка", сформулирована цель принятия такого Закона, которой является "создание правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка".

Законом затронуты различные аспекты жизни ребенка, в т.ч.:

- правовые (ст. 23);

- социальные (ст. 10);

- жилищные (ст. 13);

- духовно-культурные (ст. 14).

Отдельные права и интересы могут реализовываться ребенком самостоятельно, некоторые - только при непосредственном участии взрослых.

Дети принадлежат к наиболее социально незащищенным слоям населения. Среди них самой незащищенной и нуждающейся категорией являются дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, как, например, дети-инвалиды.

Детство является начальным и, пожалуй, самым важным этапом жизни каждого человека. Именно в этот период происходит формирование личности, определяющее будущее человека, а также его мировоззрение. В возрасте до 18 лет дети должны готовиться к полноценной жизни в обществе. Усилия государства направлены на развитие у детей "общественно значимой и творческой активности", на воспитание в них "высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности". Названная задача выполняется путем целенаправленной и планомерной работы исполнительных органов власти всех уровней по реализации гарантий, провозглашенных комментируемым Законом.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

Комментарий к статье 1

 

1. Статья 1 содержит понятийную базу и направлена на устранение возможностей двусмысленного понимания норм комментируемого Закона. В статье содержится девять ключевых понятий, которые используются в Законе. Некоторые из этих понятий имеют общеправовую природу, т.е. используются во многих нормативно-правовых актах, помимо данного Закона, например понятие "ребенок" содержится в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) и является общим для всего гражданско-правового законодательства. Однако отдельные понятия, такие, как "ночное время" или "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации" в других нормативных актах федерального характера не используются или могут быть использованы в другом смысле.

Остановимся подробнее на каждом из понятий, определение которым дано в комментируемой статье.

Ребенком считается "лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)". Верно подмечено, что совершеннолетним лицо считается с 18 лет. С этого же возраста оно утрачивает статус ребенка, а соответственно, выходит из-под действия комментируемого Закона, если Законом не предусмотрены какие-либо исключения из этого правила. Например, в случае эмансипации, предусмотренной ст. 27 ГК РФ о том, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Признание эмансипированным производится в судебном порядке.

Ребенок с момента своего рождения и до 14 лет является малолетним (и несовершеннолетним одновременно), а с 14 до 18 лет - несовершеннолетним.

2. Собирательным понятием является понятие "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации". Оно не встречается в других федеральных законах и, в принципе, используется в правовой практике нечасто.

В трудную ситуацию дети обычно попадают или по вине взрослых, например дети, оставшиеся без попечения родителей, или в силу объективных обстоятельств, как, например, дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Иногда дети оказываются в бедственном положении вместе с другими членами своей семьи, скажем, если семья получает статус беженцев или вынужденных переселенцев или же признана малоимущей.

Перечень категорий детей, относящихся к попавшим в трудную жизненную ситуацию, не является исчерпывающим. Определение того, принадлежит ли ребенок к числу попавших в трудную жизненную ситуацию или нет, в некоторых случаях является оценочным, поскольку только в каждом конкретном случае специалист может оценить, нарушена ли жизнедеятельность ребенка в результате сложившихся обстоятельств и может ли данный ребенок преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью своей семьи. Ребенок может находиться в трудной жизненной ситуации, когда его основные права или законные интересы нарушены (например, когда ребенок похищен у родителей и нарушается его право на свободу передвижения и право на общение с родителями) или оспариваются (например, оспаривается право ребенка на жилое помещение), ребенок подвергается незаконному перемещению и невозвращению из-за границы или похищается.

3. Социальная адаптация ребенка направлена на "активное приспособление ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы".

Как видно из самого определения, адаптация необходима детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Необходимость социальной адаптации может быть вызвана тем, что ребенок находится в постоянном дискомфортном состоянии, которое может быть вызвано психическими и культурными отклонениями, психическим расстройством. В частности, ребенок-инвалид в силу своего физического состояния (недостатков развития и т.п.) нуждается в особом уходе, лечении, зачастую - в посещении специальных (коррекционных) образовательных учреждений, где с ним будут проводить работу специалисты.

Ребенок, нуждающийся в социальной адаптации, может быть эмоционально неустойчив, вспыльчив, может совершать насилие над другими, скажем, обидеть словом или ударить. Иногда причиной такого поведения может стать обстановка в семье или поведение других подростков - друзей, с которыми общается ребенок. Чаще всего выявлением того, нуждается ли ребенок в социальной адаптации, занимаются школьные преподаватели, воспитатели детских садов или работники социальных служб. Соответственно, они же чаще всего принимают меры социальной адаптации, к которым могут относиться беседы с психологом, педагогом или врачом, перевод на иную форму обучения или на надомное обучение.

4. Социальная реабилитация ребенка включает в себя мероприятия, направленные на восстановление социальных связей и функций, утраченных ребенком, а также восполнение среды жизнеобеспечения, усиление заботы о нем. Например, ребенок-инвалид практически всегда может испытывать трудности в общении со сверстниками, особенно когда он не посещает обычный детский сад или школу, а находится на надомном обучении или обучается в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Точно так же не приспособленными к нормальной жизни оказываются подростки, которые отбывали наказание в местах лишения свободы.

Реабилитационные мероприятия, как правило, осуществляются комплексно и включают в себя следующие аспекты:

- медицинский (вопросы лечебного, лечебно-диагностического и лечебно-профилактического плана);

- физический (вопросы, связанные с применением физических факторов (физиотерапия, лечебная физкультура, трудотерапия), с повышением физической работоспособности);

- психологический (ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений);

- социальный (вопросы влияния социальных факторов на развитие и течение болезни, взаимоотношение ребенка с семьей, сверстниками, обществом).

5. Понятие "социальные службы для детей" объединяет различные организации (государственные, муниципальные учреждения, фонды, некоммерческие партнерства, иные некоммерческие организации, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества), а также граждан, осуществляющих без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. Все они заняты осуществлением мероприятий по социальному обслуживанию детей в различных сферах их жизни: в бытовой сфере, в области медицины, психологии, права и материального обеспечения, в сфере отдыха и оздоровления, обеспечения занятости и некоторых других. Например, к числу социальных служб, созданных в виде государственных учреждений практически в каждом из регионов России, относятся центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, детские дома.

Центры социальной помощи семье и детям занимаются выявлением несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, их социальной реабилитацией, принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в т.ч. путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних осуществляют профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и круглосуточно принимают несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, заблудившихся или подкинутых и некоторых других категорий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

6. Под социальной инфраструктурой для детей в комментируемой статье понимается система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям.

В частности, спортивные залы, катки, стадионы строятся с целью привлечения детей и молодежи к занятию спортом и ведению здорового образа жизни. Детские сады и образовательные учреждения служат воспитательным и образовательным целям, а деятельность больниц, детских поликлиник, лечебно-профилактических учреждений направлена на обеспечение здоровья детского населения страны.

7. В комментируемой статье дается определение понятию "отдых детей и их оздоровление". Мероприятия, связанные с отдыхом детей и их оздоровлением, направлены на укрепление их иммунитета, а также улучшение физического самочувствия и тонуса организма, которое является важным для формирования гармоничной личности.

Дети могут осуществлять свое право на отдых и оздоровление в детских центрах досуга, в кружках и секциях, в т.ч. в спортивных, на слетах, в детских оздоровительных лагерях и здравницах и т.п. Дополнительные занятия с детьми соответствующей направленности могут проводиться в школах и детских садах.

Детские оздоровительные лагеря, специализированные (профильные) лагеря, туристические лагеря и другие организации, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления, обобщены в понятии "организации отдыха детей и их оздоровления". При этом в понятие "организации" входят и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере оказания услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления, что в принципе не типично для российского гражданского права.

8. Определение понятия "ночное время" было введено в комментируемый Закон Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". Поправка была необходима в связи с введением в действие ст. 14.1, абз. 3 ч. 3 которой говорит о недопущении нахождения детей "в ночное время в общественных местах". Ночным названо время с 22 до 6 часов местного времени. Аналогичное понятие ночного времени содержится в жилищном законодательстве.

 

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

 

Комментарий к статье 2

 

1. Комментируемым Законом регулируются отношения, которые возникают с участием детей или по поводу прав и обязанностей детей. Эти отношения образуют сферу действия комментируемого Закона.

Отношения, возникающие в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости молодежи, регулируются наряду с нормой ст. 11 комментируемого Закона специальным законом - Трудовым кодексом РФ. Например, отношения между подростком 17 лет и органом службы занятости, куда подросток обратился для регистрации в целях профориентации и подбора работы, или отношения между подростком и индивидуальным предпринимателем - работодателем, который заключил с подростком 16 лет срочный трудовой договор на выполнение обязанностей по уборке территории около магазина, являются отношениями, подпадающими под сферу действия комментируемого Закона.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением и реализацией гарантий детям, в т.ч. детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, могут возникать в различных жизненных сферах и областях:

- в семейной жизни (отношения между детьми и родителями, детьми и другими родственниками);

- в жилищной сфере (отношения по поводу приватизации жилого помещения с участием ребенка между уполномоченными государством органами, ребенком и родителями ребенка);

- в сфере профориентации и трудоустройства (отношения между ребенком и органами службы занятости), работы (отношения между организацией или предпринимателем-работодателем и ребенком), учебы (отношения между образовательным учреждением в лице педагогов и ребенком) и многих других.

Особенностью отношений в различных областях предоставления гарантий детям является то, что они регулируются нормами различной отраслевой принадлежности. Такие отношения могут иметь как имущественный (по поводу жилья), так и неимущественный характер (по поводу возмещения морального вреда). Комментируемый Закон распространяется на те вопросы, которые одновременно регулируются нормами отраслевого законодательства, в первую очередь нормами Семейного, Жилищного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Трудового кодексов.

Комментируемый Закон основывается на конституционных принципах и нормах. Предоставление социальной защиты детям направлено на решение одной из важнейших задач социального государства - на обеспечение достойного уровня жизни всем своим гражданам.

2. Правоотношения, основанные на нормах комментируемого Закона, складываются с участием детей или их законных представителей, с одной стороны, и физических и юридических лиц - с другой.

К числу юридических лиц, участвующих в таких правоотношениях, относятся:

- образовательные учреждения (школы, детские дошкольные учреждения);

- учреждения социального обслуживания населения (например, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);

- учреждения системы здравоохранения (например, дома ребенка);

- органы службы занятости;

- спортивные и культурно-оздоровительные учреждения и т.д.

Правоотношения с участием государства в лице его органов и учреждений и детей, имеющих право на социальные гарантии в соответствии с комментируемым Законом, обычно носят безвозмездный характер. Большая часть гарантий предоставляется детям бесплатно, например ребенок имеет право бесплатно быть поставленным на учет в качестве безработного и получить консультацию по поводу подбора работы в органе службы занятости по месту своего жительства.

Правоотношения, возникающие на основании ст. 21 комментируемого Закона, по поводу финансирования мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей являются отношениями между двумя публичными субъектами, например отношения по поводу предоставления субъекту РФ субсидии на выплату пособий детям-сиротам из федерального бюджета.

Отношения могут носить длительный характер. Например, отношения ребенка, находящегося на попечении соответствующего образовательного, воспитательного, лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения или иного учреждения, с этим учреждением, которое осуществляет уход за ним, его защиту или физическое либо психическое лечение до достижения ребенком совершеннолетия.

 

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.