Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анкетирование



3.1 Анкетирование

Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Анкетирование преследует две цели: основная – сбор информации о рынке; и вторая – воздействие на рынок при помощи процедуры, введение и т. п.

     
 
Информация

 

 


Задачи анкетирования.

Цель анкетирования – собрать как можно больше информации об исследуемом объекте: чем больше анкета, тем больше объем полученной информации. Но такое правило выполняется только до некоторого уровня, начиная с которого, люди отказываться заполнять слишком большую анкету, и из-за отказов количество полученной информации начинает падать. Этот максимум зависит от сложности вопросов и стабильности социальной обстановки в стране (см. схему).

Анкетный опрос может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы, учебы и т. д. Обычно при групповом опросе один исследователь работает с 15-20 респондентами. Преимущества: высокий (почти 100%) возврат анкет, Респонденты могут получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения, а исследователь – проконтролировать качество заполнения. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются по месту жительства или работы, а время возврата заранее обговаривается. При таком способе возврат анкет гораздо ниже.

 

 


Классификация вопросов.

Выделяют следующие виды вопросов:

1. По содержанию:

- вопросы о фактах сознания;

- вопросы о фактах поведения;

- вопросы о личности респондента.

2. По форме:

- открытые, закрытые и полузакрытые;

- прямые и косвенные.

3. По функциям:

- основные;

- дополнительные.

4. По математической структуре:

- однопараметрические (линейная форма);

- двухпараметрические (табличная форма).

Рассмотрим классификацию более подробнее.

1. Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т. п. Любое мнение, высказанное респондентом, представляет собой оценочное суждение и поэтому носит субъективный характер. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента входят практически во все анкеты. «Паспортичка» или социально-демографический блок состоит из вопросов о поле, возрасте, национальности, образовании, профессии, семейном положении и т. д.

Например:

Вам нравятся пельмени «Равиоли»?

Да Скорее да Затрудняюсь ответить Скорее нет Нет

Сколько Вы потребляете пельменей в неделю?

до 0,5 кг 0,5 – 1,0 кг 1,0 – 1,5 кг 1,5 – 2,0 кг более 2,0 кг

Укажите Ваш пол?

o мужской;

o женский.

 

2. Закрытый вопрос имеет полный набор вариантов ответов. Респондент только отмечает тот вариант, который совпадает с его мнением. Такая форма вопросов в значительной степени сокращает время для заполнения анкеты и ее подготовки для обработки на ЭВМ.

Открытые вопросы не «навязывают» респонденту вариант ответа и дают возможность высказать свое мнение во всей полноте. Поэтому открытые вопросы позволяют собрать более полную по содержанию информацию. Формализация ответов на открытые вопросы трудоемка, поэтому они используются очень редко. Их применение эффективно при определении уровня аналитичности и конструктивности мышления респондента. Закрытые вопросы предпочтительнее использовать при выявлении фактов и отношений.

Очень часто используются полуокрытые вопросы, в которых приводятся варианты ответов, а в конце дается возможность самостоятельного ответа.

При выборе формы вопроса необходимо также учитывать и особенности обработки полученных данных, трудность кодировки ответов. При закрытом вопросе кодировка автоматически осуществляется респондентом.

 

3. Основные и дополнительные вопросы.

Основные вопросы направлены на сбор информации о характеристиках исследуемого явления. Дополнительные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы), на повышение продуктивности респондента (вводные вопросы, вопросы-буфера).

Вопросы-фильтры используются, используются, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность, а некоторую ее часть.

К контрольным вопросам прибегают с целью проверить искренность ответов респондентов. Они могут стоять и перед, и после основного вопроса.

Например:

Основной вопрос:

Вы хорошо знаете ВАЗ-2110?

o да;

o не очень;

o нет.

Контрольный вопрос:

Укажите основные особенности ВАЗ-2110:

Требования к вопросам.

Обычно к вопросам предъявляются следующие требования:

* простота и однозначность;

* весомость;

* снижение остроты, конфиденциальной информации;

* возможность автоматизированной обработки;

* учет психологического фактора;

* учет возможностей памяти, уровня мышления и анализа респондента.

Композиция анкеты.

В начале анкеты обязательно должно быть вступление, где излагаются тема, цели, задачи опроса и объясняется техника заполнения анкеты.

После этого идет «паспортичка», которая также может помещаться в конце анкеты.

Вопросы могут объединяться в блоки по тематическим и проблемным аспектам. Переход от одного блока к другому осуществляется при помощи пояснения либо специального вопроса-буфера.

Большое значение имеют инструктивные указания по технике заполнения анкеты, расположенные непосредственно в тексте вопросов: сколько вариантов ответов можно отметить: один или несколько; как заполнять вопрос, представленный в виде таблицы: по строчкам или по столбцам.

Качество анкеты определяется степенью соблюдения двух основных условий:

- формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, то есть обеспечивать получение информации именно об изучаемом признаке, а не о каком-либо другом;

- вопросы должны соответствовать возможностям респондента как источника информации, не предъявлять непосильных требований к респонденту, к его памяти, аналитическим возможностям и т. п.

Анкета перед исследованием обязательно должна пройти апробацию.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.