Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История маркетинга.



 

1 Понятие маркетинга, его принципы и функции. История развития маркетинга

 

1.1 Понятие маркетинга. Отличие маркетинга от сбыта. Классификация маркетинга

Маркетинг – неотъемлем от современного рынка, он помогает соединить потребителя и покупателя, удовлетворить потребности первого и принести прибыль второму.

Обычно под маркетингом понимают только сбытовую деятельность, но это далеко не так. Маркетинг кроме рекламы и сбыта включает в себя и исследования рынка, разработку товара, установление цен и многое другое. Цель маркетинга – удовлетворение потребностей покупателя и за счет этого получение прибыли продавцом.

Маркетинг – это управление производственно-сбытовой деятельностью фирмы, ориентированное на рынок.

Ф. Котлер: Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Другие определения:

Маркетинг – любая деятельность, направленная на доведение товара от сферы производства до сферы потребления, т. е. удовлетворение потребностей в соответствии с покупательским спросом.

Маркетинг – наука, изучающая, какие товары и в каком количестве следует производить, как выгоднее и быстрее сбыть (продать) товар с меньшим риском, оптимальными затратами и максимально возможной прибылью.

Маркетинг – система управления рыночной деятельностью, регулирования рыночных процессов и изучения рынка.

Торговый маркетинг – организация торгово-закупочной и сбытовой деятельности фирмы, ориентированное на покупателя, с использованием активных методов управления рыночным спросом.

 

Основные принципы маркетинга:

* производить то, что можно продать, а не продавать то, что удалось произвести;

* максимально учитывать требования рынка и целенаправленно действовать на него;

* ориентир на коммерческий результат;

* это непрерывная и долговременная деятельность с участием всего коллектива.

 

Цели маркетинга:

Основная цель маркетинга – получение прибыли за счет удовлетворения потребностей покупателей. При этом могут рассматриваться следующие подцели:

* достижение максимально возможного высокого потребления;

* достижение максимальной потребительской удовлетворенности;

* предоставление максимально широкого выбора;

* максимальное повышение качества жизни.

 

Отличие маркетинга от сбыта можно охарактеризовать при помощи их концепций:

 

 

 


Концепция сбыта (интенсификации коммерческих усилий)

 


Концепция маркетинга

 

Классификация маркетинга

1. По отраслям:

- производственный маркетинг (в т. ч. промышленный, строительный, аграрный); цели – поиск рынка сбыта, оценка его емкости, разработка товаров, ценообразование;

- торгово-сбытовой маркетинг; цели – формирование каналов товародвижения, управление перемещением и складированием товаров (логистика), изучение покупательского спроса, создание системы сервиса;

- маркетинг сферы услуг, сочетаются цели производственного и торгового маркетинга, поскольку производство, продажа и потребление услуг концентрируется во времени и в пространстве, но и имеется специфика (нематериальность услуг, неспособность их к хранению и т. д.);

- маркетинг интеллектуальных продуктов (например, информационных технологий) и т. д.

2. По уровню деятельности:

- микромаркетинг (на уровне фирмы, различают внутренний и внешний);

- макромаркетинг (на уровне государства);

- глобальный или международный маркетинг.

 

Функции маркетинга:

Аналитическая функция

1. Изучение рынка

2. Изучение потребителей

3. Изучение организационной структуры фирмы

4. Изучение товара

5. Анализ внутренней среды предприятия.

Производственная функция

1. Организация производства новых товаров, разработка новых технологий

2. Организация материально-технического снабжения

3. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции

Сбытовая функция

1. Организация системы товародвижения

2. Организация сервиса

3. Организация системы стимулирования спроса и стимулирования сбыта

4. Проведение целенаправленной товарной политики

5. Проведение целенаправленной ценовой политики

Функция управления и контроля

1. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии

2. Информационное обеспечение управления маркетингом

3. Коммуникативная подфункция маркетинга

4. Организация контроля маркетинга.

 

1.2 История маркетинга.

При командно-административной экономике из центра посылались на предприятия планы производства товаров, поэтому спрос превышает предложение и не совпадает с ним, конкуренция практически отсутствует.

При рынке производители определяют потребности покупателей и производят то, что будет пользоваться спросом на рынке, предложение как правило превышает спрос, конкуренция играет значительную роль.

 

В своем развитии в США маркетинг прошел три этапа, которые условно можно охарактеризовать следующими принципами:

1. Продать то, что удалось произвести (40-е гг.).

2. Производить то, что можно продать (70-е гг.).

3. Производить то, что можно продать с общей пользой (90-е гг.).

Сейчас Россия приближается к второму этапу.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.