|
|||
Макросреда.2.2 Макросреда. 1. Демографическая среда. В России демографическое положение характеризуется следующими признаками: снижение рождаемости, старение населения, активная миграция из стран СНГ, национальных районов и Севера. 2. Экономическая среда. Очень большое значение для любого предприятия имеет покупательная способность потребителей. Она зависит от уровня безработицы, размера инфляции, экономического спада или подъема и т. д. 3. Природная среда. В последнее время все больше увеличивается влияние следующих факторов природной среды: - дефицит некоторых видов сырья, что приводит к подорожанию энергии; - рост загрязнения окружающей среды; - вмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. 4. Научно-техническая среда: - ускорение научно-технического прогресса; - рост ассигнований на НИОКР; - ужесточение контроля государства за качеством и безопасностью товаров. 5. Политическая среда: - законодательство (антимонопольные законы, налоговый кодекс); - рост числа групп по защите интересов общественности. 6. Культурная среда: - приверженность к традициям; - мода.
3 Маркетинговые исследования
Маркетинговые исследования – это систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах (Ф. Котлер). Маркетинговые исследования – это системный сбор, регистрация, обработка и анализ данных о целевых проблемах рынка. Обычно в маркетинговом исследовании выделяют пять этапов: 1. Выявление проблем и формулирование целей исследования. 2. Отбор источников информации. 3. Сбор информации. 4. Анализ собранной информации. 5. Представление полученных результатов.
1. Прежде всего, необходимо четко и правильно сформулировать цели исследования. Как известно, «хорошо определенная проблема – это уже полпути к ее решению». Цели исследования могут быть: * поисковыми (предусматривается сбор каких-либо предварительных данных, используемых для более точного определения проблемы и выработки гипотез); * описательными (делается описание определенных явлений); * экспериментальные (осуществляется проверка гипотезы о какой-либо причинно-следственной связи). Обычно в качестве целей маркетингового исследования фигурируют: - исследование характеристик рынка; - оценка спроса; - исследование конкурентов; - анализ сбыта; - ценовой анализ; - исследование товаров; - краткосрочное и долгосрочное прогнозирование; - исследование системы стимулирования сбыта и рекламы.
2. Информация подразделяется на первичную и вторичную: * вторичные данные – это информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей; * первичные данные – это информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели. Преимущества вторичной информации: относительная дешевизна, оперативность; недостатки – низкая степень достоверности, неполнота, устаревание (низкая актуальность). Вторичная информация подразделяется на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относятся: - устав; - учредительный договор; - списки поставщиков и подрядчиков и т. д. Основными источниками внешней вторичной информации являются: - средства массовой информации (СМИ); - специализированные маркетинговые и консалтинговые фирмы; - государственные учреждения, прежде всего статистические; - информационные сети (Internet). Если вторичной информации недостаточно для маркетингового исследования, то осуществляется сбор первичных данных. Преимущества первичной информации: конфиденциальность, более высокая степень достоверности и актуальности; недостатки – неоперативность, более высокая стоимость, чем у вторичной информации.
3. Для сбора первичных данных используются три основных способа: - наблюдение; - эксперимент; - опрос. Опрос находится между наблюдением и экспериментом. Наблюдение лучше всего подходит для поисковых исследований, эксперимент – для выявления причинно-следственных связей, а опрос наиболее удобен при проведении описательных исследований. При наблюдении исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой. Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля за переменными составляющими и установления степени значимости наблюдаемых различий. Наиболее часто в качестве метода сбора первичной информации применяется опрос. Выделяют следующие виды опроса: 1. Интервью (устные опросы): - лично; - по телефону. Интервью могут быть поверхностными и глубинными; индивидуальными, дидактическими и групповыми. При индивидуальном интервью респонденту просто задаются вопросы, а ответы на них записываются. При глубинном интервью получается более широкая информация, выясняется мотивация ответов. При поверхностном интервью получается количественная информация, а при глубинном – качественная. Особым способом опроса является метод фокус-групп, который наиболее близок к групповому глубинному интервью, и в отличии от большинства других методов опроса используется для сбора не количественной, а качественной информации. 2. Анкетирование (письменные опросы): - по почте; - по факсу.
4. Полученные в результате исследования данные сводятся в таблицы. На основе таблиц строятся графики и рассчитываются различные показатели, такие, как распределение частотности, средние уровни и степень рассеяния. Для получения дополнительных сведений данные обрабатываются с помощью статистических и математических моделей и методик. В последнее время для обработки информации, в особенности при анализе количественных характеристик объекта с помощью анкетирования, все чаще используются ЭВМ, что значительно снижает трудоемкость исследования.
5. Полученные в результате исследования, данные необходимо представлять в краткой и простой форме. При этом не следует пытаться удивить изощренностью статистических методов, а делать упор на конкретные результаты исследования. В представляемом отчете для повышения наглядности «цифры» лучше показывать при помощи таблиц и графиков одновременно.
|
|||
|