|
|||
Утопический социализм. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Утопический социализм. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства. Как правило, при этом философы опирались на реальные факты, исследовали положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить положение к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального общества и государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, то данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Виднейшими представителями утопического социализма эпохи Возрождения были Т. Мор и Т. Кампанелла. Томас Мор (1479 – 1535) – основатель утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, т.к. он профессионально занимался политикой: с 1504 г. являлся членом парламента, в 1523 – 1529 гг. – председателем палаты общин, в 1529 г. стал лорд-канцлером Великобритании. В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма – за отказ дать присягу королю как главе независимой от Римского папы англиканской церкви. Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». В этом идеальном обществе: ü не существует частной собственности; ü все граждане участвуют в производительном труде; ü труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности; ü все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (на общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии; ü поскольку трудом заняты все, то для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня – 6 часов; ü от трудовой деятельности освобождаются только люди, проявившие особые способности к наукам; ü самые грязные работы выполняют рабы – военнопленные и осужденные преступники; ü первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья», т.е. фактически трудовой коллектив; ü все должностные лица избираются – прямо или косвенно; ü мужчины и женщины имеют равные права, впрочем как и равные обязанности; ü жители верят в бога, существует полная веротерпимость. Другой проект идеального общества был создан Томмазо Кампанеллой (1568 – 1639) в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где солярии (его жители) построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости и наслаждаются жизнью и трудом. В этом Городе Солнца: ü отсутствует частная собственность; ü все граждане участвуют в производительном труде (рабов нет); ü результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами; ü труд совмещен с одновременным обучением; ü жизнь соляриев регламентирована детально и тщательно, от подъема до отхода ко сну; ü солярии все делают только вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни; ü большое внимание уделяется воспитанию – с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, правилам поведения Города Солнца; ü государственное устройство Города Солнца – это идеализированная теократическая монархия, предполагается соединение светской и духовной власти; ü во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) – Метафизик (символ – @), владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями; ü помощники Метафизика – Власть, Мудрость и Любовь занимаются вопросами войны и мира, ремесла и науки, а также контроля над рождаемостью и воспитания; ü предполагается объединение всех людей Земли во главе с Римским папой. Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место в действительности очевидную социальную несправедливость. Они имели много сторонников и в последующем.
[1] Т. Кампанелла развивает целую теорию аналогизирующего мышления, постигающего мир по заключенным в нем подобиям. Аналогизирование приводило подчас к неожиданным и поразительным предвосхищениям позднейших открытий. [2] Ущербный характер аналогической формы познания, совершенно недостаточный для надежного достижения истины, четко подытожил уже в наше время М. Фуко: «Сходство никогда не остается устойчивым в самом себе; оно фиксировано лишь постольку, поскольку оно отсылает к другому подобию, которое, в свою очередь, взывает к новым, так что каждое сходство значимо лишь благодаря аккумуляции всех других, и весь мир нужно обследовать для того, чтобы самая поверхностная из аналогий была оправдана и выявлена наконец, как достоверная. Таким образом, это – знание, которое может и должно возникнуть из бесконечного нагромождения утверждений, влекущихся друг за другом. Поэтому такое знание, начиная с самых основ, будет зыбким» (Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – М., 1977. С. 76 – 77). [3] Термин «гуманизм» был введен еще Цицероном (I в. до н.э.), который трактовал его как важнейший результат культуры Греции и Рима. [4] Ф. Петрарка подчеркивал, что фортуна сильнее происхождения и социальной принадлежности человека, но сам человек, его доблесть должны быть сильнее фортуны. Фортуна и доблесть борются за человека. [5] В поэме «Комедия» изображается странствие поэта по загробному миру. Под руководством великого Вергилия, символизирующего земной разум, Данте, воплощающий собой греховное человечество, спускается в подземную воронку Ада (мира осуждения). Пройдя все круги, поднимается на гору Чистилища (мира искупления), где он был вынужден расстаться со своим проводником, которому далее закрыт путь, и оказывается перед вратами Рая – мира блаженства и познания абсолютной истины. Здесь его ждет Беатриче, воплощающая собой божественный разум. [6] Личность Парацельса послужила в дальнейшем одним из прототипов легендарного доктора Фауста. [7] Макиавелли Н. Избранные сочинения. – М., 1982. С. 111 – 112.
|
|||
|